02/05/2024

Госдума одобрила реформу инвестиций граждан на бирже

 

Госдума одобрила реформу инвестиций граждан на бирже

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «О рынке ценных бумаг», которые ограничат доступ начинающих инвесторов к иностранным акциям и сложным инструментам. Закон вступит в силу с 1 апреля 2022 года.

Законопроект, который еще должен пройти чтение в Совете Федерации, введет в законодательство понятие неквалифицированного инвестора. По умолчанию таковыми будут считаться новички на фондовом рынке. Сейчас такой градации нет, но есть возможность получить статус квалифицированного инвестора, чтобы вкладывать в сложные структурные инструменты и ценные бумаги, которые не представлены на российских биржах. А чтобы стать квалифицированным инвестором, нужно либо владеть активами более чем на 6 млн руб., либо иметь экономическое образование, либо совершить в течение года сделки с ценными бумагами более чем на 6 млн руб.

Новый подход

Требований для неквалифицированных инвесторов не будет, но и инвестировать они смогут только в наиболее защищенные активы. Это акции из котировальных списков бирж (наиболее ликвидные бумаги), простые облигации российских эмитентов, ОФЗ, паи открытых и интервальных биржевых ПИФов, ряд наиболее надежных иностранных облигаций. Для неквалифицированных игроков также будут доступны иностранные бумаги, входящие в индексы, перечень которых определен Банком России. Предварительный список содержит 40 индексов, среди них есть американские NASDAQ-100, S&P 500 и Dow, британский FTSE и т.д.

Брокеры неоднократно выступали с критикой планов ЦБ, настаивая, что те не защищают инвесторов от серьезных угроз, но при этом ограничивают для них право выбора инструментов для вложений. Изменения приведут к тому, что часть иностранных ценных бумаг, обращающихся на биржах, и практически все внебиржевые срочные продукты будут недоступны инвесторам, которые не являются квалифицированными, объясняет директор по юридическим вопросам ФГ «БКС» Марина Цамалаидзе: этим рынок «не очень доволен», поскольку такие иностранные ценные бумаги по большей части «являются надежными».

Фото:Владимир Астапкович / РИА Новости

Доступ к остальным иностранным бумагам, договорам РЕПО, производным финансовым и структурным инструментам инвестор получит после прохождения тестирования у брокера или другого участника финансового рынка. Формат тестирования еще не разработан, но, как следует из законопроекта, вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы «ответы на них могли оценить опыт и знания» клиента, а также свидетельствовать о том, что инвестор «в состоянии оценить риски с учетом характера предполагаемых сделок». «Если вы покупаете какую-то иностранную ценную бумагу, которая предполагает самостоятельную уплату налога на доход по такой ценной бумаге, клиент должен продемонстрировать понимание, что он должен этот налог заплатить», — объяснял задачи тестирования первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Участники рынка, которые нарушат процедуру тестирования, в случае необходимости должны будут выкупить приобретенный клиентом финансовый инструмент. Клиенты брокеров, провалившие тестирование, смогут обратиться к праву «последнего слова», позволяющему вложить до 100 тыс. руб. в любую сделку. В этом случае брокер должен будет предупредить такого клиента о рисках.

Квалифицированные инвесторы, признанные таковыми до вступления закона в силу (1 апреля 2022 года), сохранят свой статус. Тестирование можно будет не проводить и тем, кто до дня вступления нового закона в силу уже совершал подобные сложные сделки.

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Инициатор изменений — Центральный банк, выступающий за то, чтобы защитить неквалифицированных инвесторов. «Здесь не будет запрета, здесь будет некая процедура допуска, которая позволит самого же инвестора защитить от потенциальных рисков, а такие риски, к сожалению, бывают», — объясняла логику законопроекта председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в июне.

В последние годы начался заметный приток частных инвесторов на фондовый рынок: в мае Московская биржа отчиталась о том, что уже более 5,1 млн человек открыли свои брокерские счета. За пять месяцев 2020 года объем операций физических лиц с акциями в сравнении с тем же периодом 2019-го увеличился более чем в 2,5 раза, до 7,9 трлн руб. Приток инвесторов происходит на фоне смягчения денежно-кредитной политики ЦБ: ключевая ставка сейчас находится на рекордно низком уровне — 4,5%, а вслед за ней снижаются и ставки по вкладам.

Фото:Ярослав Чингаев / ТАСС

ЦБ против брокеров

Законопроект был принят в первом чтении в мае 2019 года и затем разные его версии, которые отличались жесткостью ограничений, обсуждались до начала нынешнего лета. Так, в одной из прошлогодних версий законопроекта, сумма сделки по праву «последнего слова» не превышала 50 тыс. руб., а иностранные акции и вовсе не были доступны неквалифицированным инвесторам. Более того, в первых версиях законопроекта вводились четыре категории инвесторов, но ЦБ согласился упростить регулирование, а затем поддержал ряд предложений участников рынка, просивших вводить как можно меньше новых ограничений.

«Успокоить регулятора»

«Проект закона предполагает, что тестовые вопросы и порядок проведения тестирования будут прописаны в базовых стандартах по защите прав потребителей, разработанных СРО на финансовых рынках. Банк России определяет требования к содержанию таких стандартов. Регулятор и СРО начали первые обсуждения этого вопроса», — сообщил РБК представитель ЦБ. Так как стандарты должны быть приняты к 1 апреля 2022 года, у профессионального сообщества и ЦБ «будет достаточно времени, чтобы определиться с подходами к проведению тестирования», добавил он.

«Текущая версия законопроекта вполне сбалансирована, делает возможным развитие рынка и не вредит, как это произошло бы, если бы был принят первоначальный вариант законопроекта», — сказал РБК глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. По его словам, тема иностранных акций живо обсуждалась, потому что рынок отечественных бумаг практически не развивается, а инструментов, подходящих неквалифицированным инвесторам, не так много.

«Пригласив больше 5,5 млн инвесторов, мы рисковали тем, что они не найдут необходимых инструментов и тогда бенефициарами наших усилий станет иностранная инфраструктура и индустрия. Сейчас, когда в России сформировался внутренний рынок иностранных ценных бумаг, мы об этом меньше беспокоимся и при этом не сомневаемся в том, что главным спросом будут пользоваться именно отечественные инструменты», — отметил Тимофеев.

В конце апреля НАУФОР и Национальная финансовая ассоциация (НФА) направили в ЦБ образцы тестов по тем группам инструментов, по каким с ЦБ не было разногласий. По словам Тимофеева, ассоциации предложили Центробанку сгруппировать вопросы по типу финансовых инструментов — всего сделать семь-восемь групп, где в каждой не более семи вопросов. Вопросы будут публичными. «У компаний будет возможность задавать дополнительные вопросы к предусмотренным стандартом», — добавил он.

Законопроект стал более компромиссным, признает руководитель департамента по работе с ключевыми и корпоративными клиентами ГК «ФИНАМ» Александр Бирман, но он скорее призван «успокоить» регулятора, чем реально защитить российских инвесторов от недобросовестных практик.

«Скорее всего, аттестация не будет мотивировать клиентов к повышению финансовой грамотности», — говорит Бирман, добавляя, что «ответы на тестовые вопросы быстро окажутся в свободном доступе, проконтролировать это будет сложно, в итоге есть все риски выхолащивания самой идеи квалификации». Аттестация, по словам Бирмана, может стать дополнительным барьером, из-за которого клиенты «пойдут за инвестиционными решениями в иностранные компании, а в худшем случае даже могут попасть в лапы финансовых мошенников».

Нелогичной выглядит концепция «последнего слова», считает Цамалаидзе из БКС: «Даже если клиент формально не соответствует критериям квалифицированного, но по сути таковым является и неплохо разбирается в продукте, он не сможет купить такой продукт более чем на 100 тыс. руб. и еще охотнее уйдет в другую юрисдикцию».

Закон о регулировании инвестиций

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об иностранных инвестициях в Российской Федерации

(с изменениями на 2 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 24 августа 2021 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 252, 16.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 162, 27.07.2005) (вступил в силу с 1 января 2006 года);

Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 322-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2011);

Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 12-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2014);

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 106-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.05.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 106-ФЗ);

Федеральным законом от 1 мая 2017 года N 97-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2017, N 0001201705010005);

Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 165-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190006);

Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.06.2018, N 0001201806010001);

Федеральным законом от 24 февраля 2021 года N 27-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.02.2021, N 0001202102240008);

Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020061) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ).

Принят
Государственной Думой
25 июня 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, и на отношения, определяющие порядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8 и 9 статьи 21 настоящего Федерального закона), филиалов иностранных страховых организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8-10 статьи 21 настоящего Федерального закона), которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 мая 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 12-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 106-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 августа 2021 года Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Настоящий Федеральный закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Действие статей 7 и 16 настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности резидентами особой экономической зоны (абзац дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2006 года Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 75-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

реинвестирование — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

контролируемое лицо — иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:

(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)

контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом;

(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)

контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

(Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ)

Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации

1. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 4. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями

1. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

3. Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 106-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

4. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

5. Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

6. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации

1. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном статьями 9-12 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

(Часть дополнительно включена с 7 мая 2008 года Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 322-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Для целей применения настоящей статьи иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

(Часть дополнительно включена с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 165-ФЗ)

Источник https://www.rbc.ru/finances/21/07/2020/5f1044fc9a7947c9e75524cc

Источник https://docs.cntd.ru/document/901738493

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *