03/05/2024

Картельный активист. Как «Ростелеком» зарабатывает на госзаказах

 

Картельный активист. Как «Ростелеком» зарабатывает на госзаказах

Провайдер

«Ростелеком» считается в России крупнейшим провайдером цифровых услуг и сервисов. Компания предоставляет доступ в интернет, возможности пользования телефонной и сотовой связью, просмотра интерактивного телевидения и видеонаблюдения. Ее доходы стабильно растут и исчисляются миллиардами рублей, однако методы их зарабатывания подчас незаконные и вызывают справедливые претензии государственных органов. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Лавина исков

Сегодня арбитражный суд Еврейской автономной области зарегистрировал дело, посвященное иску местного управления Роскомнадзора к «Ростелекому». А всего с начала марта против него в арбитражные суды различных регионов было подано 50 исков. Среди них выделяются шесть, поданных управлением Роскомнадзора по Ростовской области. Причины их направления в суд, равно как и даты заседаний, пока неизвестны, но основания для их подачи у ведомства явно были довольно веские.

ФАС оштрафовала картели вокруг новосибирской клиники Мешалкина почти на 200 миллионов рублей

Чтобы разобраться в ситуации, «ФедералПресс» направил в пресс-центр «Ростелекома» запрос по поводу исков к нему со стороны ростовского управления Роскомнадзора. В нем предпочли уклониться от ясного ответа, сообщив: «Корректнее обратиться в Роскомнадзор. Компания будет отстаивать свои интересы в установленных законом процедурах».

Кстати, число подаваемых каждый год исков к «Ростелекому» довольно велико. Судя по картотеке арбитражных дел, в 2016 году в суды поступило 1,085 тыс. исков к нему, в 2017-м – 948, в 2018-м – 793, в 2019-м – 1,236 тысячи. Об их динамике «Ростелеком» на своем сайте предпочитает не упоминать, молчит он и о причинах подачи исков.

Внушительный доход

Несмотря на молчание «Ростелекома» и постоянную публикацию им позитивных пресс-релизов, в нынешнем году компания засветилась в весьма громком скандале: в феврале сотрудники правоохранительных органов провели серию обысков в ходе расследования уголовного дела по поводу картельного сговора при торгах, проведенных «Ростелекомом» в рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

Обыски прошли в Москве, Воронежской, Курской, Калужской, Белгородской и Волгоградских областях. Были задержаны семь руководителей коммерческих структур и два сотрудника «Ростелекома».

«Препятствуют цифровизации». Союз налогоплательщиков России заподозрил крупного оператора связи в серой схеме

По версии следствия, картельный сговор связан с подачей заявок на прокладку и подключение оптико-волоконной линии связи в Воронежской области. Часть компаний, принимавших участие в торгах, отказались от него в обмен на получение субподрядов по выгодным ценам, остальные сымитировали падение ценовых предложений. В итоге подозреваемые, умело координировавшие свои действия, сумели извлечь доход в 788,6 млн рублей (цитируется «Коммерсант»).

В пресс-центре «Ростелекома» по поводу случившегося сообщили, что инициатором разбирательств была сама компания. «Ростелеком» уделяет большое внимание укреплению статуса прозрачной и законопослушной компании, выстраивая внутренние бизнес-процессы на основе жесткого неприятия коррупции и других злоупотреблений. Это касается как сотрудников компании, так и внешних контрагентов. Компания передала в правоохранительные органы материалы о выявленных неправомерных действиях отдельных сотрудников компании и подрядных организаций. На их основе в настоящее время проводятся следственные действия», – прокомментировали в пресс-центре.

Похоже, здесь что-то не так. Мы можем даже выдвинуть предположение: если «Ростелеком» был инициатором разбирательств, то уголовное дело может быть связано с внутрикорпоративной борьбой его топ-менеджеров – одни из них могли «слить» компромат на других. Подчеркнем, речь идет только о версии, но она имеет право на существование.

Региональный охват

Впрочем, этот картельный сговор не единственный в деятельности «Ростелекома». В конце 2018 года управление ФАС по Волгоградской области установило факт совместных действий «Ростелекома» и компании «Техносерв» при закупке аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» Центром обеспечения региональной безопасности (ЦОРБ) с начальной максимальной суммой контракта свыше 809 млн рублей.

Сотрудников «Ростелекома» подозревают в картельном сговоре

«Техносерв» сперва подал заявку на участие в торгах ЦОРБ, потом от него отказался, и победителем стал «Телеком». Затем «Ростелеком» объявил похожий тендер, но с ценой в 483 млн рублей, и его выиграл «Техносерв». По результатам тендера «Ростелеком» подписал договор с «Техносервом». Данные действия были квалифицированы местным управлением ФАС как ограничение конкуренции путем создания преимущественных условий участия в торгах, и правильность этих выводов была подтверждена в ходе разбирательства в арбитражном суде Вологодской области. В итоге «Ростелеком» и «Техносерв» за картельный сговор были оштрафованы более чем на 48 млн рублей.

Сейчас же региональное управление МВД России проводит проверку в отношении сотрудников «Ростелекома» и «Техносерва».

Еще один факт противоправных действий с участием «Ростелекома» ФАС выявила в прошлом году в Саратовской области. Как выяснилось, министерство образования Саратовской области, Саратовский областной институт развития образования, «Ростелеком» и цифровая платформа «Дневник.ру» заключили антиконкурентное соглашение, связанное с закупкой и внедрением автоматизированной информационной системы дополнительного образования.

Более того, Министерство образования Саратовской области подписало контракт с «Ростелекомом», который вообще не являлся производителем данного программного продукта. Он же, в свою очередь, взял в субподрядчики «Дневник.ру». В результате закупка проводилась по завышенной стоимости.

Срок со штрафом

Отраслевые эксперты обращают внимание на то, что технически организовать картельный сговор несложно.

«Фактически не вызывает никаких затруднений координация деятельности нескольких юридических лиц в закупке. При этом само участие в закупке в виде подачи заявки или участие в переторжке может быть осуществлено вообще одним-единственным человеком, имеющим электронные подписи от всех девяти компаний», – отметил Илья Кириллов, управляющий партнер юридического бюро Law & Wise.

Астрахань избавят от проводов и столбов

«Сложностей с координацией действий нескольких компаний с целью выиграть тендер нет. Строительство линий связи для подключения социально значимых объектов в большом количестве небольших населенных пунктов, к сожалению, не является коммерчески интересным направлением, за которое конкурировали бы крупнейшие федеральные операторы», – отметил Анатолий Вакуленко, аналитик «Финам».

То есть выходит, что существовали предпосылки для победы в торгах «Ростелекома», которыми он грамотно воспользовался. Тут даже не удивительно, что в 2019 году его чистая прибыль превысила 16 млрд рублей, учитывая, в каком количестве тендеров он принимает участие и сколько у него клиентов.

Тем не менее в нынешний раз дело для «Ростелекома» может закончиться не только штрафами. «Картели преследуются как в соответствии с административным, так и с уголовным законодательством. В данном случае возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 178 Уголовного кодекса, которая устанавливает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 1 млн рублей», – резюмировал Илья Кириллов.

Как выиграть тендер у ростелекома

Спецпроекты

Обзор: ИКТ в госсекторе 2019

Сумма 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных органах исполнительной власти России по итогам 2018 г. составила p 65,97 млрд, превзойдя прошлогодний показатель на 26,1%. В госзаказе продолжают доминировать Федеральная налоговая служба, Казначейство и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Среди господрядчиков безоговорочное лидерство захватил «Ростелеком», на который пришлась треть бюджетов первой сотни крупнейших тендеров.

Рейтинг госзакупок за 2018 год

Общая сумма 100 крупнейших контрактов, заключенных по итогам федеральных открытых ИКТ-закупок в госсекторе, объявленных в 2018 г. и проведенных по соответствующей процедуре, предусмотренной законом 44-ФЗ, составила p 65,97 млрд, что на 26,1% больше, чем в 2017-м (тогда соответствующая сумма составила p 52,31 млрд).

Некоторые соглашения с поставщиками, как обычно, корректировались в процессе исполнения договоров, а их суммы увеличивались, иногда превышая начальные цены лотов. Из-за этого в таблице встречаются отрицательные значения в предпоследнем столбце («Экономия, p млн»). В то же время в отчетном году имели место несколько закупок с аналогичными корректировками и при заказе услуг у единственно возможных поставщиков. Данные корректировки в указанном столбце отражения не нашли — к реальной экономии или перерасходу бюджетных средств они, по очевидным причинам, никакого отношения не имеют.

С учетом действительных корректировок суммарная экономия топовых госзаказчиков составила p 1,69 млрд, то есть порядка 2,48 % от заложенного в закупки бюджета ( p 68,01 млрд).

В 2018 г. при подготовке данного исследования служба CNews Analytics придерживалась критериев выборки предыдущих двух лет. В список не включались тендеры силовиков на поставку спецсредств, конкурсы Минпромторга на проведение опытно-конструкторских работ по линии радиоэлектроники, а также узкопрофильные крупные закупки Роскосмоса. Они не были включены, так как не имеют отношения к открытому конкурентному ИКТ-рынку и существенно исказили бы объективную картину, заняв множество позиций в перечне CNews Tenders.

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2018 г.

Номер Головной заказчик Непосредственный заказчик Исполнитель Вид тендера Сумма контракта, ₽млн Стартовая цена, ₽млн Экономия, ₽млн Предмет контракта
1* Минкомсвязи Ростелеком Закупка у единственного поставщика 6 703,15 6 703,15 0 Подключение медицинских организаций к интернету в 2019 г.
2** МВД ФКУ «Центральное окружное управление материально-технического снабжения МВД» Гознак Закупка у единственного поставщика 5 659,56 5 487,57 0 Поставка бланков загранпаспортов с электронными чипами
3 Минкомсвязи Ростелеком Закупка у единственного поставщика 4 003,51 4 286,82 0 Подключение медицинских организаций к интернету в 2018 г.
4 МВД ФКУ «Главный центр связи и защиты информации МВД» Мегафон Аукцион 3 232,33 3 232,33 0 Услуги передачи данных
5 ФНС Ростелеком Аукцион 2 874,51 2 905,90 31,39 Услуги мультисервисной сети передачи данных для взаимодействия информационных систем ФНС, предоставления госуслуг в электронной форме, информационного взаимодействия сотрудников ФНС
6 Минкомсвязи Ростелеком Закупка у единственного поставщика 2 139,21 2 139,21 0 Эксплуатация инфраструктуры электронного правительства в 2019 г.
7 Казначейство ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства» Гознак Закупка у единственного поставщика 1 800,03 1 837,42 0 Предоставление ПАКов (первой очереди единой облачной инфраструктуры) для функционирования прикладного ПО информсистем Казначейства
8 Казначейство ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства» Ростелеком Закупка у единственного поставщика 1 304,22 1 304,22 0 Маршрутизация и передача трафика в ведомственной транспортной сети Казначейства и ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства» и в интернете
9 Росреестр Ростелеком Закупка у единственного поставщика 1 183,73 1 183,73 0 Сопровождение защищенной сети передачи данных федерального и регионального уровней
10 ФСС ИБС экспертиза Конкурс 980,08 997,54 17,46 Сопровождение и развитие ФГИС единой интегрированной ИС «Соцстрах» и связанного с ней прикладного ПО

CNews Analytics, 2019

* — объединено два однотипных тендера
** — объединено четыре однотипных тендера

Кроме того, в этом году в верхней части рейтинговой таблицы дважды были объединены однотипные закупки госзаказчиков у одних и тех же заранее определенных поставщиков. В частности речь идет о двух закупках Минкомсвязи у «Ростелекома» (итоговая сумма расположилась на первой строке таблицы) и четырех закупках МВД у «Гознака» (вторая строка). CNews Analytics в данном случае исходит из того, что однотипные закупки были разбиты министерствами на части, только исходя из неких административных соображений и выделять им по отдельной строчке рейтинга смысла нет.

В графе «Непосредственный заказчик» указываются различные подведомственные ФГУПы и иные федеральные организации — в тех случаях, когда министерства и ведомства закупались не напрямую. А в графе «Проигравшие конкуренты» — данные о проигравших претендентах на контракты, по крайней мере, тех из них, кто дошел до финального этапа процедуры, а не был снят или самоустранился заранее. Сведения обо всех участниках (а не только о победителях), их повторяющихся комбинациях, чередовании их ролей («выиграл»—«проиграл») или отсутствии конкурентов как таковых, полагаем, будут небезынтересны читателям.

Размеры затрат государства на ИКТ в 2018 г. превзошли не только показатели 2017-го, но и рекордного 2016-го. Тогда общая стоимость 100 крупнейших контрактов составила p 62,16 млрд, но при этом CNews Analytics констатировала, что без малого p 11 млрд в тот год было уплачено в рамках всего одного контракта — на работы, которые вполне можно считать исключительным спецпроектом. Тогда Минкомсвязи передало «Ростеху» подряд на создание и обслуживание средств связи и ИТ для Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. в России.

Самым популярным типом закупочной процедуры в 2018 г. оказался аукцион — на него пришлось 44 контракта (годом ранее — 50). На втором месте конкурс — 37 (30). Закупки у единственных поставщиков заняли только 19 строчек рейтинга (20). Однако на 17 аукционах и конкурсах у подрядчиков в финале не оказалось конкурентов. Таким образом, неконкурентных закупок в топе оказалась 36. Правда, это на 5 меньше, чем в 2017-м ранее.

Доминируют ФНС, Казначейство и Минкомсвязи

Как и годом ранее безоговорочными лидерами по количеству проведенных топ-закупок, снова стали ФНС и Казначейство, отметившиеся в списке по 19 раз (в 2017-м — по 20). При этом, если налоговики демонстрировали изрядную активность и в 2016 г., отметившись в списке с 21 процедурой, то Казначейство тогда провело только 8 топ-закупок.

Достаточно много топ-тендеров в 2018 г. также провели Пенсионный фонд (12), Федеральная таможенная служба (8) и Минкомсвязи (7).

С точки зрения трат на ИКТ, первое место за Минкомсвязи — министерство по итогам отчетных тендеров заключило контракты на p 15,11 млрд. Второе место у ФНС — p 12,45 млрд. Замыкает тройку Казначейство — p 10,92 млрд.

Топ-поставщики госсектора

Как и в 2017 г., больше всех в 2018 г. заработал «Ростелеком». Ему досталось 16 госконтрактов (зачастую безальтернативно) на p 22,63 млрд, что превышает треть общей суммы топ-100 госконтрактов. В 2017-м эта компания получила 14 контрактов — на p 12,39 млрд.

На втором месте по сумме соглашений расположился «Гознак», получивший за подряды у МВД и Казначейства p 7,46 млрд. Третье место у Главного научного инновационного внедренческого центра (ГНИВЦ) — основного подрядчика ФНС. За ним осталось девять контрактов на p 3,88 млрд.

Четвертое место у «ОТР 2000» — 6 контрактов на p 3,32 млрд. Пятое место у «Мегафона» — 1 контракт на p 3,23 млрд. И, наконец, шестое место у «ИБС экспертизы» — 5 контрактов на p 2,69 млрд. Остальные фигуранты рейтинга от них существенно отстают.

Наступают новые времена: силовики закрывают закупки

Как и предупреждал CNews Analytics в прошлом году, рейтинг за 2018 г. составлялся в новых условиях, характеризующихся уходом части информации о госзакупках из публичного поля. Напомним, с 1 января 2018 г. Минобороны, ФСБ и Служба внешней разведки с целью защиты от западных санкций начали проводить закупки на закрытых процедурах.

Переход в непубличный режим состоялся согласно постановлению Правительства № 1428 от 27 ноября 2017 г. Срок его действия изначально ограничивался 1 июля 2018 г. и объяснялся намерением скрыть закупки по гособоронзаказу 2019 г., которые должны были завершиться в I полугодии 2018 г. Однако в июне 2018 г. было принято новое постановление, а за ним и другие, поэтому на текущий момент срок ограничений прозрачности действует до 1 января 2020 г., но с высокой долей вероятности будет продлеваться и дальше.

CNews Tenders: 10 крупнейших «закрытых» тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2018 г.

Номер Заказчик Стартовая цена контракта, ₽млн Предмет контракта
1 Минобороны 700,16 Информационное наполнение и развитие интернет-портала «Памяти героев Великой войны 1914-1918 гг.»
2 Минобороны 685,74 Поставка средств вычислительной техники для военных вузов
3 Минобороны 568,32 Поставка и монтаж цифрового телекоммуникационного оборудования для оснащения Центров мониторинга и управления сетью (ЦМУС)
4 Минобороны 549,65 Поставка интерактивных жидкокристаллических сенсорных панелей
5 Минобороны 485,00 Оснащение Вооруженных сил средствами контроля доступа курсантов и воспитанников учебных заведений Минобороны к отдельным ресурсам интернета
6 Минобороны 400,00 Поставка вычислительных комплексов на базе процессоров «Эльбрус»
7 Минобороны 390,00 Выполнение ОКР «Создание программно-технического комплекса территориально-распределенного центра обработки данных Вооруженных сил»
8 Минобороны 318,65 Доработка защищенной телекоммуникационной инфраструктуры Черноморского флота
9 Минобороны 274,00 Поставка персональных ЭВМ
10 Минобороны 271,38 Выполнение ОКР «Создание единой электронной библиотеки образовательных и научных организаций Минобороны»
Итого: 4 642,90

CNews Analytics, 2019

Описанные нововведения означают, что на сайте госзакупок в отношении процедур Минобороны и ряда других ведомств перестали публиковаться подробные техзадания, имена участников и победителей тендеров, а также суммы контрактов. Пока оставались видны названия процедур и начальные размеры лотов. На этих обрывочных сведениях CNews Analytics в качестве приложения к основному рейтингу публикует десятку самых крупных закрытых процедур.

Обращает на себя внимание то, что сумма начальных цен «закрытых» контрактов составила p 4,64 млрд, при том, что величина стартового лота десятой строки значительно выше значения нижней позиции основного рейтинга. То есть итоговые суммы «закрытых» контрактов вполне могли бы вытеснить приблизительно 10% строк из таблицы топ-100.

Но это еще не все. Властями уже давно было запланировано к концу 2018 г. доработать отдельную информсистему для военных закупок. Это значит, что тендеры Минобороны по линии гособоронзаказа в перспективе должны переехать на полностью закрытую площадку. В базовом виде она была запущена ФАС в феврале 2017 г. В какой мере на нее уже могли переместиться оборонные закупки к настоящему моменту, CNews Analytics сведениями не располагает.

Еще один удар по открытости: в тень уходят закупки у единственных поставщиков

К вышеописанным проблемам составления достоверного рейтинга в будущем году добавится еще одна: в соответствии с недавними поправками в закупочное законодательство для госорганов (44-ФЗ), с 31 июля 2019 г. для министерств и ведомств была отменена обязанность публиковать на сайте госзакупок извещения о безальтернативных процедурах — закупках у единственных поставщиков.

Анализ сайта госзакупок уже позволяет утверждать, что госструктуры этим правом в полной мере начали пользоваться. За последние 2,5 месяца, прошедшие с момента вступления в силу законодательных поправок, сведения о новых безальтернативных тендерах аналитиками CNews Analytics обнаружены не были.

Удастся ли решить эту проблему с применением новых методов поиска информации пока не ясно. Если нет, то «в тень» уйдет порядка 20% закупок, причем, преимущественно, из верхней части рейтинга.

Источник https://fedpress.ru/article/2453190

Источник https://www.cnews.ru/reviews/ikt_v_gossektore_2019/articles/top100_federalnyh_ikttenderov_v

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *