29/04/2024

Как стать поставщиком госзаказчика

 

Содержание статьи

Как стать поставщиком госзаказчика

Как стать поставщиком госзаказчика

Недавно мы делились статьёй, из которой вы узнали, кто и как может раскусить бизнес без регистрации. Сегодня мы хотим поделиться с вами постом от Марины Савуковой, эксперта-аналитика поискового сервиса «Контур.Закупки». Марина расскажет, как стать поставщиком госзаказчика.

Пункт 1. Проверьте, соответствует ли компания требованиям законодательства

Главное, чтобы у поставщика не было долгов по налогам, сборам и судимостей за преступления в сфере экономики. Предприятие не должно находиться в стадии банкротства и ликвидации.

Принципиального значения не имеет ни размер компании, ни вид юридического лица. Лишь в некоторых случаях заказчики выставляют специальные требования, например, к наличию лицензий, сертификатов и допусков. Впрочем, если вы уже ведёте бизнес, то знаете, какие из услуг подлежат обязательному лицензированию.

Пункт 2. Приступайте к поиску

Чтобы оценить рынок госзаказа, можно воспользоваться официальным сайтом госзакупок www.zakupki.gov.ru или специализированными системами поиска. У официального портала нет задачи сделать поиск извещений проще (к тому же он периодически недоступен), поэтому активно развиваются ресурсы, в которых работать гораздо удобнее:

  • настроен более точный поиск;
  • можно создавать шаблоны для отбора закупок;
  • сводить информацию из извещений в единую таблицу;
  • анализировать закупки и так далее.

Пункт 3. Анализируйте заказчиков и конкурентов

Нашли несколько интересных для себя закупок? Проведите хотя бы небольшой анализ. Самое простое — найти по ИНН заказчика все размещённые им закупки. Посмотрите результаты: с какой ценой выигрывали победители, кто именно? Это позволит определить конкурентную цену на ваши товары и услуги, оценить шанс выиграть закупку конкретного заказчика. Если на него было много жалоб в Федеральную антимонопольную службу, часто выигрывает один и тот же поставщик, цены подписанных контрактов кажутся необоснованно завышенными или заниженными, лучше обходить его закупки стороной.

Пункт 4. Примите решение: участвовать или нет

Ещё раз внимательно изучите закупочную документацию, проект договора, оцените свои возможности и цену, которую можете предложить в заявке (или до которой сможете снизиться во время аукциона). Если остались вопросы, вы имеете право направить госзаказчику запрос на разъяснение положений закупочной документации. Готовы участвовать? Отправляйте заявку.

Самыми популярными из конкурентных видов закупок являются:

  • Аукцион. Его победитель определяется по итогам электронных торгов по самому выгодному предложению. Ценовое предложение подаётся во время торгов и может несколько раз меняться. Аукцион проводится только в электронном виде (см. пункт 6).
  • Конкурс. Победитель здесь определяется по максимальной сумме баллов по нескольким критериям (например, цена, сроки, отзывы по уже выполненным заказам, функциональные и качественные характеристики, расходы на эксплуатацию и ремонт, квалификация участников закупки). Эти критерии определяет заказчик и указывает в требованиях.
  • Запрос котировок. В нём главным критерием выбора победителя является цена. Ценовое предложение подаётся один раз до начала торгов. Значит, важно сразу же рассчитать самую низкую цену.

Кроме того, заказчик имеет право закупать некоторые виды товаров у единственного поставщика. Стать единственным поставщиком можно и в конкурентной закупке, если к моменту отбора победителя были отклонены все остальные заявки (или их просто не было). Тогда заказчик при согласовании с контролирующим органом может подписать контракт с единственным участником.

Пункт 5. Внесите обеспечение заявки для участия в электронном аукционе и конкурсе

От участников этих видов процедур госзаказчики требуют финансовую гарантию того, что победитель подпишет договор. Залог (денежные средства или банковская гарантия) составляет от 0,5 до 5% от начальной минимальной цены. Залог не возвращается только двум категориям участников:

  • участнику-победителю, если он отклонился от заключения контракта;
  • участнику, если в течение одного квартала вторые части его заявок трижды не соответствовали требованиям заказчиков.

Во всех остальных случаях залог возвращается.

Пункт 6. В установленный срок подайте заявку

В бумажном виде заявку нужно доставить заказчику в запечатанном конверте (курьером, почтой, лично). В электронном — загрузить через электронную торговую площадку (ЭТП), подписав электронной подписью.

Если вы участвуете в электронной процедуре, потребуется:

  • Получить в удостоверяющем центре электронную подпись. Для торгов используется неквалифицированная электронная подпись.
  • Настроить рабочее место. Уточните, как проводится настройка в удостоверяющем центре, выдавшем сертификат подписи.
  • Пройти аккредитацию на той ЭТП, где проводятся торги. Правила на каждой из них могут отличаться, поэтому с ними необходимо внимательно ознакомиться.
  • Отправить заявку в электронном виде на ЭТП.

Пункт 7. Не пропустите назначенное время конкурса

При проведении открытого конкурса или запроса котировок в определённый день собирается комиссия, которая вскрывает все конверты и определяет победителя. Отбор проходит по заявленным в закупочной документации критериям или по наименьшей предложенной цене. Любой участник имеет право присутствовать на вскрытии конвертов с заявками.

При проведении электронного аукциона вам нужно получить допуск на участие в нём. Это происходит после рассмотрения заказчиком первых частей заявки. После получения доступа в указанный день необходимо перейти в аукционный зал на электронной площадке, где проводится закупка, и подавать своё ценовое предложение.

Пункт 8. Дождитесь результатов

Вариант 1. Вы победили. В таком случае переходите к пункту 10.

Вариант 2. Вы не победили. Обязательно проведите анализ завершённой закупки. По результатам всех конкурентных процедур по федеральному закону № 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок или в специализированных сервисах публикуются итоговые протоколы (см. пункт 2). В них видно, кто стал победителем и с какой суммой контракта. Информация поможет понять, кто из конкурентов будет занят выполнением контракта на ближайшее время, и скорректировать ценовое предложение для участия в следующих закупках.

Вариант 3. Вы не победили, но заняли второе место. Не расслабляйтесь. Случается, что заказчик отклоняет заявку участника-победителя из-за несоответствия вторых частей заявок (в ней нет требуемых сертификатов или допусков). Это значит, что вы автоматически становитесь первым.

Абсолютно у всех участников тендера есть возможность обжаловать его результаты в Федеральной антимонопольной службе. Итоги закупки могут быть отменены, если жалоба будет признана обоснованной.

Пункт 9. При участии в аукционе или конкурсе внесите обеспечение контракта

По закону победитель этих процедур обязан внести финансовое обеспечение выполнения контракта, предоставив банковскую гарантию или перечислив денежный залог на счёт заказчика. Размер обеспечения — от 5 до 30% от начальной максимальной цены.

В начале марта 2015 года правительство РФ утвердило ряд условий, при которых заказчики имеют право не требовать обеспечения контракта. Постановление распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации и малый бизнес.

Пункт 10. Подпишите контракт

Победителю необходимо в определённый законодательством срок подписать контракт и при необходимости предоставить обеспечение его выполнения (см. пункт 9). Контракт подписывается на бумаге. Исключение составляет только электронный аукцион: в этом случае нужно подписать контракт электронной подписью в интерфейсе торговой площадки, на которой проводился аукцион.

Пункт 11. Выполните контракт и получите оплату

После того как обеспечение внесено и контракт подписан, остаётся самое главное — тщательно следить за ходом работ, сроками и качеством оказания услуг или поставки товара. После подписания акта выполненных работ поставщику оплачивается работа и возвращается обеспечение (если на этапе подписания контракта оно было предоставлено в виде денежных средств).

Если вы объективно оценили свои возможности и нашли интересные лоты, начинайте участвовать в госзакупках. Если ещё не уверены в своих силах, просто следите за рынком: изучайте новые закупки, цены участников-победителей. Даже если сегодня кажется, что шансов на победу нет, завтра всё может поменяться в вашу пользу: конкуренты будут заняты исполнением заказа, и ваше предложение станет выигрышным.

Малые электронные закупки: что такое «закупки с полки» и как в них участвовать

Статья 93 №44-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика, но только в некоторых случаях, которые указаны в этой статье закона. Один из таких случаев — малая закупка. Объём такой закупки по стоимости товаров, работ или услуг настолько невелик, что применять хоть и конкурентные, но сложные по процедуре торги экономически нецелесообразно.

На 2021 год намечено множество изменений в контрактной системе. Одним из них стало увеличение в апреле этого года лимита малой закупки с 600 тысяч до 3 млн рублей. Точнее, помимо стандартной процедуры проведения небольшой закупки у единственного поставщика (в пределах 600 тысяч рублей), дополнительно появилась новая — с увеличенным лимитом, но требующая соблюдения ряда условий.

На сегодняшний день малые закупки проводятся:

  1. На сумму до 600 тысяч рублей включительно при условии, что годовой объём таких закупок заказчика не превышает 2 млн рублей или 10% всех его годовых закупок, но не более 50 млн рублей. Годовые лимиты не распространяются на заказчиков, которые проводят закупки для нужд сельских поселений, — им достаточно соблюсти лимит в 600 тыс. рублей (п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).
  2. На сумму до 3 млн рублей включительно при условии, что закупка проводится в электронной форме и соблюдены годовые лимиты, установленные п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ. Порядок проведения такой малой закупки установлен ч. 12 ст. 93 44-ФЗ — именно эти положения закона и являются новшеством.

С лета 2018 года малые закупки разрешено проводить на базе единого агрегатора торговли «Берёзка». Он очень похож на крупный интернет-магазин, поэтому такие закупки и получили название «закупки с полки». Для работы в ЕАТ и участники, и заказчики должны иметь усиленную квалифицированную подпись, все закупки и сделки проводятся в электронном виде.

Кто может участвовать в малой закупке и как стать участником

Несмотря на то что закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным закупкам, в малой закупке может принять участие любой исполнитель, поставщик или продавец. Но чтобы участвовать в процедуре с лимитом до 3 млн рублей, нужно быть продавцом какого-либо товара — для услуг и работ действует стандартный лимит в 600 тысяч рублей.

Большая часть малых закупок проводится на ЕАТ «Берёзка», поэтому она считается основной электронной площадкой. Если вы или ваша организация только начинаете участвовать в малых закупках, лучше начать именно с этой площадки — больше заказчиков, больше возможностей. Но конкуренция тоже более высокая. К тому же заказчики вправе сами выбирать электронную площадку для проведения малой закупки, а участники — для размещения своего предложения. Нужно учитывать, что это может быть вовсе не «Берёзка».

Для доступа к малым закупкам участник должен иметь:

  1. Учётную запись в ЕСИА.
  2. Квалифицированную электронную подпись.
  3. Регистрацию в системе госзакупок (ЕИС).
  4. Предложение, которое способно заинтересовать заказчика.

Порядок проведения малой закупки с лимитом до 3 млн рублей

Процедура предусматривает следующий порядок:

  1. Участники формируют, подписывают электронной подписью и размещают на электронной площадке предложение о поставке товара или товаров, в том числе разных видов.
  2. В предложении должны быть указаны:

  • наименование и характеристики каждого товара (описание составляется с использованием сведений из официального каталога товаров, работ, услуг для госнужд);
  • товарный знак (если есть);
  • страна происхождения товара и документ, подтверждающий эти сведения, или копия такого документа;
  • единица измерения товара согласно соответствующему общероссийскому классификатору;
  • цена единицы товара, которая включает услуги доставки и все обязательные платежи (налоги, сборы и т.д.);
  • максимальное и (или) минимальное количество товара, готового к поставке;
  • регион, муниципальное образование, округ или иная территория, в пределах которой возможна поставка;
  • срок действия предложения (не более месяца);
  • сведения об участнике закупке (ФИО или наименование, его адреса и контакты, ИНН предпринимателя, руководителя и членов коллегиального органа управления);
  • согласие на совершение или последующее одобрение крупной сделки, если она или размер обеспечения является таковыми для организации;
  • документы, подтверждающие правоспособность участника;
  • декларирование соответствия участника отдельным требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок (пунктам 3-5, 7-9 и 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ);
  • минимальные и (или) максимальные сроки поставки товара.

Особенности малых закупок с лимитом до 3 млн рублей с учётом разъяснений Минфина

  1. В малых закупках с лимитом до 3 млн рублей могут принять участие любые юридические, физические лица и ИП, кроме офшорных компаний.
  2. Для участия необходима регистрация в ЕИС и авторизация на электронной площадке проведения малой закупки.
  3. Участнику необходима электронная подпись. Все закупки и связанные с ними процедуры формирования, отправки, обработки документов проводятся только в электронной форме.
  4. Предложение участника признаётся заявкой на участие, как только она была размещена, оператор ЭТП принял её в обработку и начал отбор для направления заказчикам.
  5. Предложение участника может содержать поставку нескольких видов товаров. Отбор заявок на отдельные товары — задача оператора ЭТП.
  6. Минимальный размер цены предложения не ограничен, лимит действует только на максимальный размер цены.
  7. Участник может продлить срок действия предложения, но общий срок не может превышать одного месяца.

Система малых закупок с лимитом в 3 млн рублей устроена таким образом, что первично формирование участниками предложений, а заказчиками извещений никак не взаимосвязаны. Участники руководствуются своими критериями, а заказчики — своими. Отобрать заявку, удовлетворяющую конкретному извещению заказчика, — задача оператора.

Таким образом, первичную проверку предложений и отбор из них заявок делает оператор. Заказчик выбирает из тех заявок, которые представил ему оператор. Победителем считается тот участник, заявка которого соответствует закупочной документации, и при этом предложивший наименьшую цену за конкретный товар, интересующий заказчика.

Источник https://lifehacker.ru/postavshhik-goszakazchika/

Источник https://iitrust.ru/articles/expert/malye-elektronnye-zakupki-chto-takoe-zakupki-s-polki-i-kak-v-nih-uchastvovat/

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *