Старт миссии SpaceX Inspiration 4: Подробности первого «гражданского полёта»
Содержание статьи
Старт миссии SpaceX Inspiration 4: Подробности первого «гражданского полёта»
На 16 сентября 03:00 мск был назначен старт SpaceX Inspiration 4 (I4), — трехсуточного орбитального полёта без посещения МКС. Миссия заявлена как «первая полностью гражданская». Команда под руководством Джареда Айзекмана, миллиардера и заядлого пилота-любителя реактивных истребителей, стартовала на космическом корабле Crew Dragon. Полет проходит на высоте до 575 км. Так как стыковка с МКС не предусмотрена, стыковочный разъем заменили большим прозрачным куполом для панорамного обзора.
Стоимость полета
Точная сумма, за которую миллиардер Джаред Айзекман и основатель Shift4 Payments выкупил все четыре места Crew Dragon, не разглашается. Но по сообщению Time, она составляет около $200 млн, то есть по $50 млн за место. Айзекман использует запуск для благотворительной компании по сбору средств для детской больницы Святого Иуды в Мемфисе (США), которая специализируется на лечении детского рака. Планируется привлечь $200 млн, половину из которых пожертвовал сам миллиардер.
Неявное об экипаже Inspiration4
Отбор участников полёта был непростым. Мир узнал о миссии I4 из 30-секундного рекламного ролика, показанного на Супербоуле 2021 года. Само собой, заплатил за него сам Айзекман. В нём он сообщил о поиске трёх человек к себе в команду. Так как одной из целей I4 стал сбор благотворительных средств для больницы Святого Иуды (один из немногих в США госпиталей, где бесплатно спасают детей от рака), то первое место в экипаже точно должно было достаться его сотруднику. Его заняла Хейли Арсено (Hayley Arceneaux), фельдшер, пережившая детский рак в возрасте 10 лет. Девушка станет не только самым молодым американским астронавтом (если не брать в расчёт суборбитальный полёт 18-летнего Оливера Деймена), но и первым человеком в космосе с протезом — у нее искусственная левая бедренная кость.
Второе место было отдано победителю лотереи, для участия в которой нужно было сделать пожертвование для больницы Святого Иуды в любом размере. Всего в лотерее приняли участие более 72 000 человек, а выиграл её 41-летний Крис Семброски (Chris Sembroski). Интересно, что право на полет выиграл его неназванный друг, который передал Крису место «по личным соображениям». Не знаю, кем надо быть, но вы бы сами отказались от полёта в космос? Между тем, Крис Семброски — инженер Lockheed Martin (один из основных субподрядчиков NASA), ветеран ВВС США (служил в Ираке), бывший служащий стратегических сил (техническое обеспечение готовности шахтных МБР LGM-30 Minuteman).
И, наконец, последнее место, было разыграно более замысловатым способом. Было бы странным, если бы хотя бы здесь не обошлось без коммерческой жилки Джареда. Претенденты на место должны были создать интернет-магазин с использованием ПО Shift4 Payment, а затем провести кампанию в социальных сетях, чтобы поделиться своими предпринимательскими и космическими устремлениями. Всего в этом треке было 200 участников, а место в итоге досталось 51-летней Сиан Проктор (Sian Proctor). Она профессор геологии, трёхкратный кандидат в астронавты NASA (в 2009 году она даже вошла в финал открытого набора). Кстати, её отец — Эдвард Проктор-младший (Edward Langley Proctor Jr.) —был одним из учёных, работающих по лунной программе Аполлон.
В результате утверждение «полностью гражданский» полёт верно лишь отчасти, а ведь их удостоили даже обложки Time. По меньшей мере два из четырёх членов экипажа имеют отношение к ВВС США или NASA и прошли соответствующую подготовку, а трое из четырёх — летали на реактивных истребителях. Джаред Айзекман (38 лет) тоже не так прост, — будучи заядлым пилотом, в 2012 г. он основал компанию Draken International, купив в 6 странах мира в общей сложности более 100 боевых истребителей разных типов. Они используются для тренировки пилотов ВВС США и имитации реальных воздушных схваток с самолётами вероятного противника (услуги эти, естественно, оплачиваются). Несмотря на то, что в 2019 г. Айзекман продал основную доля Draken International инвесткомпании Blackstone, совсем неудивительно, что члены экипажа Inspiration4 дополнительно тренировались на его личном МиГ-29УБ.
Распределение обязанностей во время полёта:
Командир экипажа — сам Джаред Айзекман. Сиан Проктор — пилот, фактически его зам, а также отвечает за мониторинг обстановки/исполнение команд. Крис Семброски — специалист миссии, бортинженер, ответственный за ремонт и правильную укладку груза. Хейли Арсено — врач миссии, также будет наблюдать за несколькими научными экспериментами, которые планируется провести в течение трёх орбитальных суток.
Предполётная подготовка
Что касается подготовки экипажа Inspiration 4, то часть программы разработал сам Джаред Айзекман, включая полёты на МиГ-29УБ для имитации перегрузок и двухдневный подъём на высоту более 3000 м по склонам горы Рейнир близ Сиэтла. Остальная часть программы подготовки не отличалась от стандартной для всех астронавтов NASA, включая тренировки в центрифуге. Единственное, что она была проведена не в течение 2 лет, а за 6 месяцев.
Кстати, примерно в течение этого же срока проходят подготовку и космические туристы при полётах на «Союзах» и одна из целей проекта «Вызов» — ее сокращение. Несмотря на то, что полёт будет проходить в полностью автоматическом режиме, команда тренировалась в управлении Crew Dragon, — была проведена и 30-часовая тренировка с максимальной имитацией условий в наземной копии КА. Также отрабатывались навыки действий в случае разгерметизации, приводнения, методы наблюдения Земли.
Документальный сериал Netflix и будущие гражданские запуски SpaceX
Подготовку экипажа миссии I4 снимал Netflix, выпущены четыре серии документального сериала «Обратный отсчет: космическая миссия Inspiration4», их уже можно посмотреть. Компания транслировала запуск миссии I4, а последняя пятая серия выйдет уже после возвращения на Землю.
Что же до следующих гражданских пусков Crew Dragon, то в июне 2021 г. Axiom Space подписала со SpaceX соглашение на выкуп всех мест в 4-х следующих пилотируемых запусках Crew Dragon к МКС. Первая миссия Ax-1 длительностью 10 дней состоится в начале 2022 г. (один бывший астронавт NASA + трое гражданских, стоимость места — $55 млн). Желаем миссиям SpaceX успешных взлётов и мягких посадок!
Найдены дубликаты
SpaceX
1.8K постов 7.1K подписчика
Правила сообщества
Подписывайтесь на сообщество, если интересна тема SpaceX.
Большая просьба:
1. Плюсовать авторов, специалистов, и тех, кто задает конструктивные вопросы
2. Конструктивно задавать вопросы и конструктивно отвечать на них
3. Призывать @admoders , если видите нарушение правил сообщества
4. Нарушения базовых правил Пикабу.
5. Посты не по тематике сообщества.
6. Посты политической направленности.
7. Троллинг сообщества, неаргументированный хейт, флуд, флейм и оскорбления пользователей, в т.ч. провокации спора, распространение сведений, порочащих честь и репутацию, принижающих квалификацию оппонента, переходы на личности.
В зависимости от степени нарушения может последовать:
А. Вынос поста в общую ленту (п.4, 5, 6 правил сообщества)
Б. Занесение пользователя в игнор-лист сообщества (п.7 правил сообщества, а также при систематических нарушениях остальных пунктов)
Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества @depotato . Жалобы на администратора принимает @SupportComunity .
Поскольку в комментариях к оригинальному топику возникли некие удивления — как так то, в лотереях на 3 и 4 места в экипаже могли вроде бы участвовать все желающие, — а победили то Крис Семброски (аж инженер Lockheed Martin он же ветеран ВВС, и бывший сотрудник тех персонала МБР LGM-30 Minuteman), и Сиан Проктор (аж профессор геологии, трёхкратный кандидат в астронавты NASA доктор наук, уже тренировавшийся по программе астронавтов) то.
Глянем на требования к участникам (или представителям участника) хотя бы последней, на 4 место, лотереи. Чтоб убедится, а правда ли могли участвовать «всякие всякие желающие», или СМИ своеобычно увлеклись. и случились «трудности перевода».
И выясняется что всякий желающий (прежде чем участвовать в лотерее) был обязан:
Быть гражданином США
Должен был быть физически и психологически пригоден для обучения, и космических полетов.
Иметь высокий допуск к «секретке»
Не мог быть выше 6 футов 6 дюймов, или иметь 250 фунтов веса
Должен был подписать все бумажки по секретке, не разглашению и согласию на все риски.
Кроме того, всякий желающий обязан был принять участие примерно в десяти (10) учебных курсах и пройти различные этапы, определенные по собственному усмотрению Поставщика пусковых услуг (SpaceX) до полета, которые могут включать (но не ограничиваться):
— Обучение работе с ракетой-носителем и космическим кораблем, а также орбитальной механике.
— Обучение работе в условиях микрогравитации, высокой гравитации (Привет, центрифуга!), невесомости и других форм стресс-тестирования
— Тренинг по эксплуатации космического корабля, готовности к чрезвычайным ситуациям, тренировкам в скафандре и входу / выходу из космического корабля
— Полное или частичное моделирование миссии
— Дополнительные проверки миссии и связь
Другими словами, прежде чем даже подумать о участии в лотерее, человек изучал требования, и понимал что ок, желать то он желает, а вот со всем этим делом, увы, не справится или справится но частично или очень вряд ли.
И отказывался от участия в лотерее.
Т.е. работал очень жесткий фильтр на входе, пройти который мог лишь инженер, причем не простой а профильный, а лучше доктор наук и желательно пилот ВВС или человек тренировавшийся по этой программе или программе астронавтов. Да еще и с отменным физическим и психологическим здоровьем.
И это понятно, понятно. Программа подготовки космонавтов пока жесткая, космос не прощает ошибок.
Но, поскольку у нас в недалекой перспективе виднеются полеты в космос уже для сьемок художественного кино 🙂 то как мы видим, планочка требований постепенно снижается.
И до полетов в космос «чисто туристами» причем не одиночных, а массовых безо всяких этих ваших «здоров как бык и технарь гений» всего один шаг.
Так может живи в той — таких удивительных вещей и не случилось бы.
А причем тут страна, вы наверно знаменитый астро-физик, или космо-инженер?
Релокейшен никто не отменял, так попадают люди в спейс икс, у кого есть желание тот попадает, у кого нет желания тот придумывает отмазки, обвинить можно кого угодно кроме самого себя 🙂
Как удачно что в «лотерею» выиграли не сантехник Боб и повар Майк, а военный инженер из космической отрасли и без 5 минут астронавт) Бывают же в жизни счастливые совпадения)
Они так и сделали )
Первое (вернее второе) место было разыграно только между медиками сотрудниками больницы Святого Иуды — годными по здоровью к полету в космос и еще по ряду критериев для первого места в экипаже.
3 и 4 место разыгрывалось среди всех желающих граждан США (донаты и Shift4Shop), но если вы посмотрите на сайте Инспирейшен4 правила лотереи например на 4 место в экипаже ( См. https://inspiration4.com/rules ) и требования к участнику то вы схватитесь за голову 🙂 и поймете, что данным требованиям может отвечать лишь человек с летной подготовкой да еще и прекрасный инженер ну или доктор наук :)))
Кроме того, лотереей отбиралось сразу несколько победителей на 1 место и потом в процессе обучения выбирался из нескольких только 1 и по успехам в освоении материала и косм.подготовки.
т.е. — упростим — всякий желающий из.. годных по требованию Правил и требований к участнику ))) https://inspiration4.com/rules
И это только правила для участия в лотерее — только на участии уже как мы видим идет очень серьезный отсев. Не каждый похвастается идеальным здоровьем и может утверждать что пройдет весь цикл тренировок на высокой гравитации — лишь только пилот истребитель или там человек уже тренировавшийся по программе астронавтов )))
Но ведь одно из мест было не выиграно, а подарено «другу», который внезапно оказался ветераном ВВС США.
Скорее всего выигравший не проходил по здоровью
участник (см Правила) https://inspiration4.com/rules имеет право вместо себя послать представителя. Годящегося по требованиям.
А как вы себе это представляете? В космос отправляются миллиардер, сантехник, повар и домохозяйка? Звучит как сюжет дешевой комедии. Будь я одним из них, я бы в такой компании не полетел, даже если б мне заплатили. Естественно лотерея была для людей с минимальными проходными данными, и тем не менее они гражданские и никаким другим способом им в космос не попасть. Плюс не пришлось платить за билет. Так и что вас смущает в честности этой лотереи?
сантехник Боб и повар Майк
Не смогли бы выиграть, не в этом полете, слишком серьезные требования к кандидатам.
Да таких и не участвовало.
Если бы выиграли другие люди, то мы все равно увидели бы или спортсменоввоенных, налетавших прям дохуя летных часов на истребителях. Или участников предыдущих туров отбора в космонавты НАСА, или еще кого.
Полагаю желающих выкупить место и полететь тоже было прям более, чем дохера. Но даже спонсор полета был выбран уже налетавших множество часов и со специфическими инженерными знаниями (должен справится при нештатной ситуации)
Возможно полететь хотел бы и какой-нибудь «Губка-Боб», имеющий необходимые сотни миллионов баксов, благо от таких желающих нет отбоя. Но если ты страдаешь ожирением третьей степени, у тебя гипертония и проблемы с чем-нибудь еще, или просто нихрена не смыслишь что будет, и не имеешь летного опыта.. — то будь добр. Отойди в сторону)
да как вы можете говорить такое! Просто совпадение)
Инженеру место вообще друг уступил, купивший его за бабло
Но думаю в первом полете нормально подстраховаться, жаль, что это все непрозрачно
Ну да, кому нужен космос этот ваш.
я сам наполовину сантехник, о чем мы вообще можем мечтать то, пфф. о новом пп паяльнике разве что
составляет около $200 млн, то есть по $50 млн за место. Айзекман использует запуск для благотворительной компании по сбору средств для детской больницы Святого Иуды в Мемфисе (США), которая специализируется на лечении детского рака. Планируется привлечь $200 млн, половину из которых пожертвовал сам миллиардер.
Я правильно понимаю? Он потратил 200 миллионов на «прокатиться с братишками на орбиту», ЧТОБЫ другие люди скинулись на 200 миллионов для детской больницы?
Вы познакомились с механизмом привлечения благотворительных средств, поздравляю)
Либо ты в тихую вкидываешь 200 лямов и это остается незамеченным, либо привлекаешь внимание общественности к проблеме, собираешь те же 200 лямов (100 из которых он сам вдонатит) и при этом популяризируешь космическую отрасль через собственное развлечение.
И уйти от налогов на 100 миллионов)
А почему бы и нет? Заодно напомнил, что такая больница есть, прорекламировал свой бренд платёжки, и увековечил себя как глава первой полностью частной экспедиции
Он и сам вкинул $100 млн.
Маск вообще ещё тот аферист, он отправил в больницы список того что закупил и указанием заказывайте то что есть по списку, отдам и доставлю бесплатно но только при условии что они нужны вам прям здесь и сейчас для больных, никакого склада.
Знает как правильно раздавать помощь.
Нет не так, точная стоимость полёта неизвестна.
Для Наса составляет 55 млн на душу.
Но это 6 месячный полет и государственный полет заведомо дороже чем частный.
Тут 3 дня, из которых миллиардер оплатил неназванную по точному распределению сумму,
Цель привлечь 200 млн по его словам гораздо больше чем стоимость полёта.
Скорее стоимость полёта стандартные 50-60 млн. состоящие из запуска носителя, плюс проживание и обеспечение Dragon.
Миллиардер внес 100 млн из них 40 ушло в больницу, и цель поднять оставшиеся 160.
Из этих 200 сотню он вложил сам.
все так и есть, люди умеют брать так чтоб думали что дал
От те, бабка, и Юрьев день
А храшданские-то не простые оказались
дык правила участия в лотерее задирали планку так высоко что простой просто не смог бы учавствовать — минимум пилот ВВС или чел который прошел обучение по программе ВВС или астронавта плюс абсолютно здоров плюс прекрасно ориентируется в технике и может быстро обучатся новому — т.е. минимум инжинер а лучше доктор наук
см https://inspiration4.com/rules Правила и требования к участнику или представителю участника лотереи )))
Ну да ну да. Бил который Гейтс тоже совсем «простой» парнишка который всего добился сам.
Фиг его знает, ренген не видел
Кем, кем. человеком, который по состоянию здоровья не может полететь, например.
Ну полетели и полетели, че бухтеть-то
Действительно. Мы вон давно уже туристов отправляли. Ну и чего? Пиар чистейшей воды, не знают как ещё привлечь внимание
прикольно что тренировались они на МИГе )))
А еще прикольней, что это личный МИГ Джареда Айзекмана)
ага, на минуточку.
Космические туристы. Inspiration 4 SpaceX
Ответ на пост «Старт миссии SpaceX Inspiration 4: Подробности первого "гражданского полёта"»
Поскольку в комментариях к оригинальному топику возникли некие удивления — как так то, в лотереях на 3 и 4 места в экипаже могли вроде бы участвовать все желающие, — а победили то Крис Семброски (аж инженер Lockheed Martin он же ветеран ВВС, и бывший сотрудник тех персонала МБР LGM-30 Minuteman), и Сиан Проктор (аж профессор геологии, трёхкратный кандидат в астронавты NASA доктор наук, уже тренировавшийся по программе астронавтов) то.
Глянем на требования к участникам (или представителям участника) хотя бы последней, на 4 место, лотереи. Чтоб убедится, а правда ли могли участвовать «всякие всякие желающие», или СМИ своеобычно увлеклись. и случились «трудности перевода».
И выясняется что всякий желающий (прежде чем участвовать в лотерее) был обязан:
Быть гражданином США
Должен был быть физически и психологически пригоден для обучения, и космических полетов.
Иметь высокий допуск к «секретке»
Не мог быть выше 6 футов 6 дюймов, или иметь 250 фунтов веса
Должен был подписать все бумажки по секретке, не разглашению и согласию на все риски.
Кроме того, всякий желающий обязан был принять участие примерно в десяти (10) учебных курсах и пройти различные этапы, определенные по собственному усмотрению Поставщика пусковых услуг (SpaceX) до полета, которые могут включать (но не ограничиваться):
— Обучение работе с ракетой-носителем и космическим кораблем, а также орбитальной механике.
— Обучение работе в условиях микрогравитации, высокой гравитации (Привет, центрифуга!), невесомости и других форм стресс-тестирования
— Тренинг по эксплуатации космического корабля, готовности к чрезвычайным ситуациям, тренировкам в скафандре и входу / выходу из космического корабля
— Полное или частичное моделирование миссии
— Дополнительные проверки миссии и связь
Другими словами, прежде чем даже подумать о участии в лотерее, человек изучал требования, и понимал что ок, желать то он желает, а вот со всем этим делом, увы, не справится или справится но частично или очень вряд ли.
И отказывался от участия в лотерее.
Т.е. работал очень жесткий фильтр на входе, пройти который мог лишь инженер, причем не простой а профильный, а лучше доктор наук и желательно пилот ВВС или человек тренировавшийся по этой программе или программе астронавтов. Да еще и с отменным физическим и психологическим здоровьем.
И это понятно, понятно. Программа подготовки космонавтов пока жесткая, космос не прощает ошибок.
Но, поскольку у нас в недалекой перспективе виднеются полеты в космос уже для сьемок художественного кино 🙂 то как мы видим, планочка требований постепенно снижается.
И до полетов в космос «чисто туристами» причем не одиночных, а массовых безо всяких этих ваших «здоров как бык и технарь гений» всего один шаг.
"В жoпу соккер, когда тут такие дела в небе творятся!" © Оператор
В трансляцию матча между «Орландо» и «Монреалем» в МЛС попал запуск ракеты Crew Dragon компании Илона Маска SpaceX.
На борту полностью коммерческий экипаж, места были разыграны в лотерее. Со всех сторон исторический запуск, так что неудивительно, что камера немного отвлеклась.
Успешный запуск первой в истории полностью туристической миссии — сейчас в космосе находится рекордное за все время число астронавтов
Ракета-носитель Falcon 9 успешно стартовала с пусковой площадки 39А на мысе Канаверал во Флориде с пилотируемым кораблем Crew Dragon.
В составе экипажа находятся четыре человека, все из которых являются космическими туристами. Миссия Inspiration4 является полностью частной и проспонсирована 38-летним бизнесменом Джаредом Исаакманом, который организовал ее для поддержки Детской исследовательской больницы St. Jude.
Сам Исаакман, являющийся профессиональным летчиком, стал командиром миссии. Остальные три члена экипажа были выбраны по ряду критериев. Одно место было выделено для персонала больницы. Клиника выбрала для полета Хейли Арсено, которая работает в больнице, где ее спасли от рака, заменив протезами часть костей в левой ноге. Арсено в свои 29 лет стала самой молодой американкой, которая побывает на орбите. Также возможность полететь выпала 42-летнему Кристоферу Семброски (Chris Sembroski), работающему инженером в компании Lockheed Martin, и 51-летнему профессору геологии Шан Проктор (Sian Proctor), которая в 2009 году была одной из финалистов очередного набора астронавтов NASA.
Вместе с ними на орбиту отправились укулеле, 30 килограммов хмеля, которые по возвращении на Землю будут использованы для приготовления пива, 50 художественных NFT и ряд других предметов, которые затем продадут на аукционе, а вырученные средства будут также направлены на исследования в области лечения детского рака.
Помимо этого, экипаж первой полностью частной космической миссии на орбиту Земли примет участие в первом в своём роде исследовании, направленном на расширение знаний человечества о влиянии космических полётов на организм непрофессиональных астронавтов, поэтому на корабле будет присутствовать и научное оборудование. Всего же на борту находится около 165 кг различных грузов.
Впервые новый корабль Crew Dragon был использован повторно. Ожидается, что после успешного полета корабль будет использован в третий раз — в 2022 году к МКС на нем полетят члены первой полностью частной миссии к МКС. Поскольку никаких стыковок в этот раз не запланировано и экипаж проведет на орбите высотой 575 километров три дня, стыковочный механизм для туристов был заменен на прозрачный купол для лучшего обзора.
Благодаря этому запуску и активности на китайской станции, сейчас на орбите находится рекордное за всю историю число людей — 14.
Фотографии с запуска:
Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!
3 часа до запуска миссии Inspiration 4
Пусковое окно для старта ракеты Falcon 9 откроется 16 сентября в 3:02 мск (15 сентября в 20:02 по местному времени) и продлится 5 часов. В космосе корабль пробудет три дня.
Частный космический полет на корабле Dragon без стыковки с Международной космической станцией был анонсирован в феврале 2021 года. Миллиардер Джаред Исаакман полностью оплатил всю экспедицию и связал ее с благотворительным сбором средств в пользу детской исследовательской больницы святого Иуды. Исаакман прошел подготовку, чтобы управлять кораблем Dragon самостоятельно.
Трое других астронавтов (д-р Шан Проктор, Хейли Арсено и Крис Семброски) прошли конкурс и были выбраны самим миллиардером и представителями больницы.
Для SpaceX эта миссия станет четвертым запуском людей в космос после демонстрационного полета к МКС в рамках испытаний корабля Crew Dragon и двух регулярных рейсов на станцию. Кроме того, Inspiration4 – первый в истории случай запуска пилотируемой экспедиции, полностью организованной без участия государства, и первый случай запуска пилотируемого корабля без профессиональных космонавтов. Во время конференции представитель SpaceX заявил, что компания столкнулась с невиданным спросом и собирается запускать не меньше 4-6 пилотируемых миссий в год.
Согласно информации из интервью с Исаакманом от 30 марта, в ходе трехдневного полета корабль Dragon должен будет достичь высоты около 590 км – если, конечно, планы с тех пор не изменились. Для сравнения, максимальная высота полета советских космических кораблей составила 497,7 км. На такую высоту поднялся корабль «Восход-2» с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым в 1965 году. Стоит отметить, что на орбите с таким апогеем космический корабль уже заходит в радиационные пояса Земли.
Экипаж уже отправился на стартовую площадку и сейчас примеряет скафандры.
На текущий момент прогнозируются обнадеживающие 90% за благоприятные условия для старта миссии Inspiration4.
Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!
NASA выделило финансирование 5 компаниям на проработку облика лунных посадочных модулей следующего поколения
14 апреля американское космическое агентство объявило о присуждении SpaceX, Blue Origin, Dynetics, Lockheed Martin и Northrop Grumman контрактов в рамках приложения N программы NextSTEP на разработку перспективных многоразовых средств доставки людей на Луну.
Эта программа существует с 2014 года и служит для проработки концепций и технологий, которые потребуются для организации космических полетов к Луне. На первых этапах NextSTEP несколько частных компаний изучали возможность постройки модулей окололунной станции, и эта работа нашла свое применение в проекте орбитальной станции Gateway. Новые пять контрактов общей стоимостью $146 млн достанутся участникам конкурса на создание лунных взлетно-посадочных комплексов (HLS, Human Landing System). Компании-члены «Национальной команды» Blue Origin и Lockheed Martin получат $25,6 млн и $35,2 млн соответственно. Еще $34,8 млн достанется Northrop Grumman. Другой участник конкурса HLS, компания Dynetics, получит от НАСА $40,8 млн. А самый маленький «приз» в размере $9,4 млн НАСА вручит SpaceX, которая в апреле уже получила основной контракт ($2,9 млрд) на разработку лунного взлетно-посадочного аппарата по программе HLS.
Финансирование по программе NextSTEP пойдет на научно-исследовательские работы по взлетно-посадочным аппаратам для доставки на Луну астронавтов на этапе «устойчивого» присутствия людей в окололунном пространстве. В прошлом, т. е. до выбора Starship компании SpaceX для первого этапа лунной программы, предполагалось, что для первого полета НАСА использует одноразовый взлетно-посадочный аппарат, но в дальнейшем система доставки астронавтов на Луну должна стать многоразовой.
НАСА не раскрывает подробные условия новых пяти контрактов. Космическое агентство лишь отмечает, что подрядчики проведут общие исследования, направленные на снижение рисков программы. Кроме этого, они представят НАСА свои отзывы и предложения относительно лунных пилотируемых посадочных аппаратов. В перспективе приложение N программы NextSTEP рассматривается как переходный этап на пути к программе LETS (Lunar Exploration Transportation Services). В рамках LETS НАСА хочет заказывать услугу по доставке на Луну астронавтов у частных компаний аналогично тому, как агентство заказывает доставку экипажей и грузов на Международную космическую станцию.
Inspiration 4
Завтра 15 сентября 2021 г. состоится первый пилотируемый орбитальный полет SpaceX к которому НАСА не имеет отношения ни как исполнитель, ни как заказчик, и полностью выполняется без участия государства и гражданскими лицами.
Полёт займёт 3 дня (в отличие от суборбитальных аттракционов «Вёрджин» и «Блю Ориджин» которые длятся 6 минут)
Оплатил всё Джаред Исаакман из платежного стартапа Shift4 Pay). С ним летят ещё:
учёный Сиан Проктор, инженер Мартина Семброски, ассистент врача Хейли Арсено
Так как миссия не зависит от НАСА и на МКС залетать не будут, чтобы сделать полет повеселее, SpaceX установила стеклянный купол вместо стыковочного узла с МКС, чтобы можно было наблюдать за космосом с обзором 360.
НАСА, как и Роскосмос, не разрешают полёты людям с инвалидностью, тут Исаакман демонстративно пошел на рожон против государственных правил — у Арсено протез ноги после рака кости.
Netflix запустил документальную серию «Countdown: Inspiration 4 Space Mission» по теме.
Основной материал утащил из твиттера Ильи Харламова — https://twitter.com/ilyakharlamov
Миссия Inpiration4 готова к запуску
Вчера SpaceX провела успешный прожиг установленной на стартовой площадке LC-39A ракеты Falcon 9. Если все пройдет хорошо, уже в этот четверг она отправит в космос первую частную пилотируемую миссию Inpiration4. Crew Dragon проведет на орбите три дня, после чего приводнится в Атлантический океан.
По этому случаю, SpaceX опубликовала большое количество промо-снимков, на которых запечатлен ее экипаж: финансирующий весь полет миллиардер Джаред Айзекман, медработница Хейли Арсено, которая в детства победила рак костей, популяризатор науки Шан Проктор и бывший летчик Кристофер Семброски.
Опубликованы даты начала проведения статических тестов с орбитальными прототипами Super Heavy B4 / Starship S20
— 17 сентября 14:00 — 20:00 МСК
— 21 сентября 1:00 — 7:00 МСК
— 22 сентября 1:00 — 7:00 МСК
Ожидаются тесты баков, криогенные тесты и огневые испытания. В случае полностью успешного их прохождения, от первого орбитального полета новейшую систему будет отделять лишь получение разрешения регулирующих органов в лице FCC и окончание проводимой экологической экспертизы.
Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!
Компания Безоса обвинила Маска в игнорировании «правил для людей»
Kuiper Systems, дочерняя компания Amazon.com , в обращении к Федеральной комиссии по связи США резко прокомментировала действия SpaceX, обвинив ее в нарушении и игнорировании общих правил. Об этом пишет Bloomberg.
В подконтрольной американскому миллиардеру Джеффу Безосу компании заявили, что SpaceX Илона Маска придерживается позиции, согласно которой «правила предназначены для других людей». Формально разбирательство между сторонами связано с орбитальными параметрами спутников систем глобального доступа к интернету Kuiper и Starlink.
В письме к регулятору Amazon.com обвинил Маска, в частности, в несанкционированном использовании спутниковых радиопередатчиков, не согласованном с компетентными органами пуске ракет, незаконном строительстве объектов наземной космической инфраструктуры и возведении автомобильного завода в обход действующих правил.
В ответ на претензии конкурента SpaceX ответила, что восьмистраничная «обличительная речь» Amazon.com «совершенно не имеет отношения» к темам, рассматриваемым регулятором.
Ответ на пост «Сравнение с 9-этажкой, чтобы понимать масштаб»
А теперь ПРАВИЛЬНОЕ сравнение масштаба.
Ускоритель B4 установлен на стартовый стол в ожидании статического прожига на следующей неделе
За недавно последовавшей установкой 29 двигателей, что происходит уже второй раз за месяц, компания приняла решение перевезти монструозную первую ступень, но в этот раз для куда более серьезных мероприятий — согласно предположениям генерального конструктора, на следующей неделе мы сможем впервые увидеть зажигание и непродолжительную работу двигательной установки SuperHeavy в полной ее сборке.
— «Статическое огневое испытание ускорителя на стартовом столе, надеюсь, состоится на следующей неделе»
Как многие подметили, механизму для осуществления заправочных процедур с кораблем Starship откровенно недостает длины. Все потому, что конструкция собрана не до конца и ее недостающая часть в виде клешни еще не готова. По словам Маска, она будет выполнять как функцию заправки, так и дополнительной фиксации рн на столе.
Прогресс с фундаментом нового гигантского ангара.
Как может выглядеть по окончанию строительства. Можно лишь отдаленно вообразить насколько ускорится развитие программы, учитывая текущие головокружительные темпы.
Работы с орбитальным Starship, все более обрастающим плитками теплового щита. Наиболее проблемной зоной при их установке, как можно легко заметить, оказалась носовая часть.
Сегодня была замечена доставка вакуумного Raptor. Ожидается, что он будет установлен на прототип, после чего будут проведены испытания баков, криоиспытания и наконец серия огневых тестов.
Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!
Перспективы космического туризма: миллиардеры бьются за миллионеров
Сказать, что Джефф Безос был доволен, значит, —не сказать ничего. Прыгали от счастья и кувыркались в нескольких минутах невесомости также его брат, Wally Funk (легенда американской авиации), а также собственно космический турист, Oliver Daemen, билет которому обошелся его отцу на аукционе в баснословные $28 млн. Понятно, что для своего успеха оба конкурента должны были обеспечить яркое шоу и внимание всего мира, и это им безусловно удалось, а участие обоих основателей было призвано продемонстрировать безопасность космического туризма. Но каково будущее зарождающейся отрасли, есть ли перспективы после того, как текущая волна хайпа сойдет, смогут ли суборбитальные полеты стать привычным делом?
Несколько слов о двух проектах
Ракета New Shepard от Blue Origin, полетевшая 20 июля, представляет собой возвращаемую многоразовую первую ступень и, собственно, 6-местную капсулу с пассажирами. Двигатель первой ступени отключился примерно на высоте 50 км и полет продолжился по инерции. Капсула отделилась на высоте 70-80 км, в апогее достигнув высоты 107 км, и начала падение, а пассажиры стали испытывать состояние невесомости. В итоге после 3—4 мин пребывания в нем и непродолжительного падения, на высоте 2 км раскрылись парашюты и капсула благополучно приземлилась (как и несколькими минутами ранее первая ступень). На все про все у Джеффа Безоса ушло 10 с небольшим минут, максимальные перегрузки на подъем составили 3g и кратковременные 5g при спуске.
Virgin Galactic, которая запустила Ричарда Бренсона с коллегами 11 июля, реализует другую концепцию суборбитального полета на базе связки самолета-носителя WhiteKnightTwo и космоплана SpaceShipTwo, который отделяется примерно на высоте 15 км и начинает самостоятельный полет. Поднимается космоплан Virgin Galactic «лишь» на высоту около 86 км, что согласно определению Международной астронавтической федерации космосом не считается (линия Кармана проходит на высоте примерно 100 км). Но это не мешает пассажирам испытывать чувство невесомости и приходить в восторг от полета. «Космическая» фаза последнего длится примерно те же 4 мин, что и у Blue Origin.
Разница лишь в общем времени полета. У Virgin Galactic самолет-носитель сначала медленно набирает высоту, после чего космоплан резво стартует вверх и потом, не спеша планируя, садится по самолетному. В итоге все путешествие длится около часа (вместе с предстартовой подготовкой). В то время как у Blue Origin ракета New Shepard стартует вертикально вверх и быстро набирает нужную высоту, отделяясь от капсулы. Это дает лишь 11 мин собственно полета или примерно 30 мин с предстартовой подготовкой.
Обе системы многоразовые, оба аппарата берут по 6 туристов, но ракета New Shepard летает полностью в автоматическом режиме, в то время как для управления космопланом SpaceShipTwo требуется два пилота. Но различия, помимо противопоставления классического ракетного старта и воздушного старта с футуристическим космопланом, на этом не заканчиваются. Стоит отметить и общую разницу в подходах. До первого полета с пассажирами New Shepard успешно летал 15 раз (полет 20 июля стал четвертым для первой ступени и третьим для капсулы). Джефф Безос основал компанию Blue Origin в далеком 2000 г. (даже до SpaceX), шесть лет спустя испытал технологический демонстратор Goddard, а потом постепенно шаг за шагом осуществлял задуманное. Только в ноябре 2015 г., теперь уже New Shepard совершил свой первый полностью успешный полет с автоматической посадкой первой ступени. Кстати, основательность подхода Безоса заключается еще и в том, что у пассажирской капсулы New Shepard есть собственная система спасения, обеспечивающая ее безопасный отвод от первой ступени на любой высоте.
Да, Virgin Orbit тоже занимается запуском малых спутников на базе сверхлегкой ракеты, запускаемой из-под крыла самолета (масса выводимой нагрузки на НОО 300-500 кг), но это пока не сравнится по масштабам с планами Blue Origin. При этом Virgin Galactic начала заниматься программной суборбитальных полетов лишь с 2005 г., представив вторую (текущую) версию самолета-носителя и космоплана в 2008 и 2009 гг. соответственно. Тогда казалось, что небо благоволит именно Virgin, сыграла на руку и харизма Ричарда Брэнсона. Но компания потеряла один космоплан в процессе испытаний в конце 2014 г., трагически погиб один из пилотов, и все сроки как-то начали сдвигаться. За это время SpaceShipTwo успел сделать еще три испытательных суборбитальных полета, а лицензию компании на коммерческие суборбитальные полеты FAA выдала только в конце июня 2021 г.). В итоге Волли Фанк (Wally Funk), легенда американской авиации, уже купившая билет на суборбитальный полет с Virgin Galactic в 2009 г. за 200 000 долл., полетела вместе с Джеффом Безосом на New Shepard (бесплатно, нужно обеспечивать паблисити). Вот такие превратности судьбы.
Так или иначе, но обе концепции имеют право на жизнь и будущее покажет, кому космические туристы, если это явление станет действительно сравнительно массовым, отдадут предпочтение.
Значение двух суборбитальных полетов для развития космического туризма
Blue Origin устроила аукцион на единственное место в первом полете New Shepard еще в мае, объявив в начале июня о предстоящем старте 20 июля (дата посадки Apollo 11 на Луну). Virgin Galactic решили вырваться вперед и запустили свой корабль 11 июля. Правда, аукциона с розыгрышем мест провести не успели. Тем не менее, несмотря на всеобщее внимание и хайп, в 2021 г. суборбитальных туристических полетов у Virgin Galactic пока больше не планируется. До конца года должны были состояться полет с сотрудниками компании и, второй, с членами ВВС Италии, но и они под угрозой. 11 июля самолет-носитель вышел за пределы разрешенной зоны и за это американский регулятор FAA в начале сентября запретил Virgin Galactic полеты на время расследования инцидента. Так что коммерческих полетов мы не ждем раньше 2022 г.
Что касается Blue Origin, то Джефф Безос анонсировал еще два полета до конца этого года. Компания пока еще не определилась с планами полетов на следующий год, но Безос ожидает и готовится к «высокой ритмичности».
Что касается стоимости, то суборбитальные полеты пока на порядок дешевле билета туристов на МКС. На пресс-конференции после полета Джефф Безос лишь отметил, что вырученная сумма от продажи билетов уже приближается к $100 млн (спрос «очень высок»). Напомним, что в аукционе за место рядом с Джеффом Безосом в первом полете Blue Origin приняли участие около 7600 человек, а компании удалось собрать внушительную базу потенциальных клиентов для последующих полетов.
Что касается Virgin Galactic, то изначально компания продавала билеты по $200 000, в 2013 г. цена подросла до $250 000, а в начале августа поднялась до $450 000. На март 2021 г. было приобретено около 600 билетов заказчиками 58 стран (продажи были приостановлены в 2014 г. после крушения одного из космопланов, некоторые покупатели ждут полета уже более 15 лет). При этом, общая сумма собранных средств оценивается аналитиками в $80 млн. Еще 1000 потенциальных туристов оставили возвращаемый депозит в $1000 для возможности выкупить билет после того, как их продажи возобновятся (это произошло в августе). В стоимость полета входит индивидуального подогнанный летный костюм от Under Armour с именным бейджем и национальным флагом, а также двухдневная программа подготовки к полету, включающая центрифугу. Для сравнения – орбитальный полет к МКС на 10 дней на «Союзах» требует полноценной подготовки в течение 4—6 месяцев. Интересно, что для того, чтобы еще больше подогреть интерес, Virgin Galactic анонсировала сотрудничество с компанией Omaze — будет разыграно два бесплатных места на одном из первых коммерческих полетов 2022 г.
Говоря на языке инвесторов, PAM для суборбитальных полетов (Potential Addressable Market, глобальный рынок, не ограниченный географией или другими факторами) составляет около 2 млн человек (размер категории растет на 6% в год, по оценкам Vertical Research). Чаще всего аналитики причисляют суборбитальный полет к прочим видам экстремального туризма, сравнивая его с восхождением на Эверест, круиз в Антарктику, или исходя из аналогии с оценкой рынка для владельцев частных бизнес-джетов. Однако, это только PAM, то есть потенциально и гипотетически доступный рынок. Чтобы его сузить до более или менее реалистичных маркетинговых ожиданий, используют дальнейшее сужение до TAM (общий объем целевого рынка) и SAM (доступный рынок). По всем прикидкам сегодня он составляет сотни, может быть тысячи человек в год. Это не 2 млн туристов, но и такое количество желающих способно обеспечить стабильный спрос на услуги обеих компаний.
При этом, клиентская база несколько сужается ввиду ограничений по здоровью, пусть обе компании и уверяют обратное. Неизвестно, сколько времени заняла подготовка к полету у 82-летней Волли Франк (американка стала самым старым человеком, побывавшим в космосе) c Blue Origin (средние перегрузки составили 3g, но на спуске — кратковременно 5g). Но злые языки поговаривают, что 71-летнему Бренсону пришлось пройти «через месяцы подготовки к полету» на собственном Spaceship II (перегрузки те же, на уровне 3,5g).
Аналитики оценивают, что Virgin Galactic должна обеспечить полет для 1700 туристов в год (или около 0,08% от общего числа потенциальных заказчиков), чтобы ее бизнес-модель заработала. В свою очередь, Virgin Galactic рассчитывает постепенно выйти на темп до 400 полетов/год. Но аналитики предполагают, что каждый космоплан может совершать не более 36 полетов в год, поэтому компании еще предстоит построить несколько космопланов, чтобы масштабировать бизнес (пока их два, Spaceship II/VSS Unity и новый Spaceship III/VSS Imagine). Ричард Бренсон, хоть и миллиардер, но не может вкладываться в свою компанию ежегодно по $1 млрд, потихоньку продавая долю в Amazon, как это делает Джефф Безос. В целом, общий объем рынка космического туризма (суборбитальные и орбитальные полеты) оценивался аналитиками UBS в $3 млрд к 2030 г.
Перспективы орбитальных туристических полётов
Если говорить о полноценном космическом туризме (с орбитальными полетами и посещением МКС), то это уже совсем другая целевая аудитория клиентов. Она включает в первую очередь миллиардеров, которых сотни, если не десятки. И удовольствие это на два порядка дороже суборбитального прыжка. Так, стоимость туристического полета к МКС у Space Adventures на российских «Союзах» составляет около $40 млн, точных данных нет. Всего к настоящему времени по программе космического туризма от Space Adventures на МКС побывало 7 человек. Но их число будет неизбежно расти, компания уже заключила соглашения с Boeing и SpaceX для полетов на Starliner и Dragon.
Плюс сама SpaceX заключила соглашение с Axiom Space. Так Илон Маск планирует отправить на Crew Dragon четырех туристов к МКС (2 дня в пути на орбите и 8 дней на МКС) в январе 2022 г. (Ax-1 mission). Их можно будет уже назвать полноценными космическими туристами, а не участниками аттракциона баллистических прыжков. Стоимость такого полета составляет $55 млн на человека.
Интересно ознакомиться с прайсом NASA на пребывание космических туристов на МКС. Пользование системами жизнеобеспечения и туалетом американского сегмента стоит $11250 в день на человека, ещё $22500 туристу придётся заплатить за еду, воздух и предметы личной гигиены и медицинские принадлежности. Каждый 1 кВт*ч стоит $42. Таким образом, пребывание четырех космических туристов на МКС в течение 8 дней будет стоить дополнительные $1,1 млн на всю команду (всё включено в $55 млн на человека).
Axiom Space выкупила места на четыре следующих полета Crew Dragon (это еще 12 туристов к МКС до 2023 г. без учёта пилотов). Именно Axiom Space по заказу NASA планирует построить туристический модуль в составе МКС к 2024 г. А к 2028 г. планируется создать уже частный сегмент МКС, который, в случае прекращения ее работы, сможет стать основой для частной орбитальной станции.
Стоит еще привести стоимость миссии SpaceX Inspiration 4 (I4) – 3-суточного орбитального полёта без посещения МКС, старт которой намечен уже на 15 сентября 2021 г. Точная сумма, за которую миллиардер Jared Isaacman и основатель Shift4 Payment выкупил все четыре места Crew Dragon, не разглашается. Но по слухам, она составляет в районе $200 млн, то есть по $50 млн за место. Jared Isaacman использует запуск для благотворительной компании по сбору средств для Детской исследовательской больницы Сент-Джуда для борьбы с детским раком. Планируется привлечь $200 млн, половину из которых пожертвовал сам миллиардер.
Но МКС и околоземной орбитой космический туризм уже не ограничивается — японский миллиардер Yusaku Maezawa заключил контракт со SpaceX на недельный облет Луны на Starship в 2023 г. (планирует взять с собой еще 6-8 гостей). Он, кстати, сначала полетит на МКС на «Союзе» в декабре 2021 г. (12 дней), чтобы «испытать, что такое космос», вместе с еще одним туристом — продюсером фильмов Yozo Hirano. Полет организован через Space Adventures.
Если уж мы упомянули Роскосмос, компания в этом году планирует отправить на МКС режиссера Клима Шипенко и актрису Юлию Пересильд — они будут делать съемки для проекта «Вызов» в октябре 2021 г. NASA почти не отстает, оно заключило контракт со SpaceX на доставку на МКС Тома Круза и режиссера Дуга Лимана, но сроки пока не известны. Сначала ожидалось, что они полетят в составе миссии Ax-1 в январе 2022 г., но видимо путешествие Круза переносится «на год или два».
Взлетит ли суборбитальный туризм?
В целом, по оценкам Space Adventures, в космосе к настоящему времени побывало немногим более 550 человек. То есть каждый космический турист и орбитальный полет – явление штучное и массовостью тут и не пахнет. На фоне $40-55 млн, суборбитальный прыжок с несколькими минутами невесомости за $450 000 действительно выглядит куда как более доступным развлечением. И на сотню-другую энтузиастов-миллионеров в год этот сегмент вполне может рассчитывать.
Однако, сначала Virgin Galactic и Blue Origin предстоит еще доказать, что они могут масштабировать бизнес, перейдя к ритмичным и регулярным запускам. Поэтому, как это ни удивительно, пока основным сдерживающим фактором развития рынка суборбитального туризма является не отсутствие потенциальных клиентов, а необходимость решения ряда технических вопросов и масштабирования операционной деятельности.
Источник https://pikabu.ru/story/start_missii_spacex_inspiration_4_podrobnosti_pervogo_grazhdanskogo_polyota_8478281
Источник
Источник
Источник