Как составить бизнес-план для начинающей онлайн-школы?
Содержание статьи
Как составить бизнес-план для начинающей онлайн-школы?
Начинающие бизнес-проекты (образовательные в том числе) задумываются о составлении бизнес-плана, когда планируют просить финансирование или грант. В остальных случаях проект передвигается на ощупь, и иногда выходит так, что бежать приходится во все стороны, затыкать несколько дыр одновременно и чувствовать себя при этом, как на корабле во время шторма.
Как избежать ситуации на картинке справа?
Рассматривать бизнес-план как элемент самокоучинга, который поможет вам:
- увидеть целостную картину развития онлайн-школы . Проекты без системного подхода обречены на хаотичные действия и слив ресурсов в пустоту.
- оценить ресурсы «на берегу»
- увидеть «белые пятна»: слабые места в ваших расчетах и ожиданиях.
Бизнес-план в первую очередь отвечает на вопрос, как мы будем делать деньги. С его помощью мы составляем бизнес-модель, оцениваем рынок и наше УТП, продумываем модели монетизации, оцениваем доходы и расходы.
Давайте разберем по шагам, как составить бизнес-план, который станет эффективным инструментом для запуска вашей онлайн-школы. Шаблон для бизнес-плана можно скачать здесь .
Шаг 1. Оценка рынка и спроса
- Оценка спроса
Оцените, есть ли спрос на ваши услуги. В этом помогут Wordstat, Google Trends и другими инструменты, которые оценивают частотность запросов по важным для вас темам.
- Конкурентный анализ
Изучите, кто еще на рынке предлагает похожие услуги. Лучше всего составить сводную таблицу, чтобы оценить, чем предложения конкурентов отличаются от вашего и какие качества вашего продукта могут стать уникальным торговым предложением (УТП). Разберитесь, из чего состоит предложение конкурентов, как выстроена ценовая политика, как они используют каналы продвижения, как воспринимается продукт на эмоциональном уровне.
- Анализ целевой аудитории
Ответьте себе на вопрос, кто в первую очередь купит ваш продукт: чем занимаются ваши потенциальные покупатели, чем увлекаются, какие проблемы смогут решить с помощью вашего продукта.
Отвечая на вопрос, не пытайтесь предполагать и домысливать. Куда эффективнее поговорить с 5-10 людьми, чтобы узнать об их ожиданиях и потребностях от первого лица. Иными словами, провести кастдев, или customer development. Подробнее о нем читайте в нашей статье .
Шаг 2. Продукт
Ответьте себе на вопросы:
- Будет ли у вас один образовательный продукт или линейка курсов? Для того, чтобы ваша онлайн-школа стабильно росла в продажах, недостаточно запустить один образовательный продукт. У вас должна быть линейка курсов для одной или нескольких ЦА. Гораздо проще продать дополнительный курс клиенту, уже знакомому с вашим брендом, чем все время генерить холодный трафик для продукта
- Вы запускаете синхронное или асинхронное обучение? От этого зависит оплата труда преподавателей и другие расходы. При синхронном обучении вам придется проводить вебинары регулярно, а значит расходы на преподавателей вырастут возрастут. Однако у синхронного обучения есть и плюсы: слушатели могут задать вопросы преподавателю в режиме онлайн, и такие занятия проходят более динамично. Плюс асинхронный курс нужно записать в хорошем качестве, а это означает весомые расходы на видеопродакшн.
- Какова периодичность набора групп? От этого зависит план поступлений.
- Из каких элементов будут состоять курсы? (вебинары, домашние задания, текстовые материалы) Продумав формат, вы увидите, каких финансовых вложений он потребует.
- Как вы будете контролировать прохождение обучения и мотивировать слушателей? Например, если для проверки домашних заданий вам потребуются тьюторы, стоит включить оплату их услуг в калькуляцию расходов. Или продумать для них систему нематериальной мотивации (например, дать бесплатный доступ к программам в обмен на услуги тьютора).
Шаг 3. Бизнес-модель
В этом пункте вы формируете ценностное предложение и отвечаете на вопрос: «Как мой продукт решает трудности клиента?» Здесь важно оценить не преимущества продукта (это вы уже сделали в рамках конкурентного анализа), а результат, который он дает клиенту.
Вашу бизнес-модель формируют:
- ценностное предложение
- основные партнеры
- основные направления деятельности (какие услуги вы предлагаете клиенту?)
- каналы продвижения (через какие каналы клиенты узнают о вашем продукте: e-mail-рассылки, соцсети, блог, контекстная реклама, партнерские рассылки и многое другое)
- взаимодействия с клиентами (то есть создание обучающей среды и настройка поддержки слушателей курсов. Это могут быть закрытые и открытые сообщества, телеграм-чаты, клубы выпускников — места, где вы общаетесь с выпускниками и не поставляете им рекламный контент)
- основные ресурсы
- структура расходов
- потоки выручки
Шаг 4. Команда проекта
Подбирая команду образовательного проекта, постарайтесь учесть несколько нюансов:
- Не раздувайте штат . По крайней мере, на ранних этапах. Заработная плата сотрудников станет основной статьей ваших расходов
- Набирайте опытных специалистов , которых не придется учить с нуля. У вас нет на это времени
Обратите внимание! Один специалист может совмещать несколько функций, например, выступать в роли и маркетолога, и специалиста по SEO.
- Даже если бюджет проекта ограничен, не пытайтесь все сделать сами . Определите ваши сильные стороны и возьмите соответствующие им роли на себя. А остальное, в чем вы не сильны, отдайте на аутсорс.
Ищете инсайты для вашего проекта? Ждем вас 5 мая на антиконференции по онлайн-образованию EdMarket ANTIconf
Шаг 5. Финансовый план
Здесь вы просчитываете объем выручки, расходы (прямые и административные), прибыль и другие показатели. О чем важно помнить:
- посчитайте, с каким объемом выручки проект окупится и какие действия помогут приблизиться к этому объему. Например, может оказаться, что чтобы проект приносил деньги, вам придется втрое увеличить средний чек на услуги или запускать курсы каждый месяц
- будьте реалистами. Не стоит закладывать в финансовый план баснословные прибыли уже в первый месяц открытия продаж.
Шаг 6. План действий
Проработав предыдущие пункты, вы легко составите план действий на ближайшие месяцы.
- Какие курсы вы планируете запустить?
- Какие бесплатные мероприятия вы проведете в их поддержку?
- Как выстроите контент-стратегию (график e-mail рассылки и выхода постов в соцсетях)
- Какие рассылки выходят у партнеров?
Помните, что любой бизнес-план — это ваша гипотеза о том, что сработает и какой проект принесет вам деньги. Проверяйте гипотезы боем, дорабатывайте их и внедряйте в практику лучшие находки. И тогда ваш проект ждет успех.
Где учат бизнесу: форматы и программы бизнес-образования с комментариями выпускников
Я проанализировала предложения бизнес-школ, вузов, центров дополнительного образования, онлайн-платформ и программ поддержки малого бизнеса. Затем выделила 8 способов получить навыки, знания и компетенции, необходимые для запуска, развития и повышения эффективности своего дела.
Особенности, программы, цены – в этой статье.
Когда нужно комплексное обучение
Программы MBA
MBA считается престижной степенью в бизнес-сообществе. Однако ради «статуса» учиться идут в основном наемные работники – топ-менеджмент и те, кто стремится до него дорасти. Предприниматели и владельцы бизнеса идут за опытом, знаниями и нетворкингом. Собственно, в этом и заключается суть классического бизнес-образования – учащиеся в интерактивном формате обмениваются опытом, разбирают кейсы, решают сложные бизнес-ситуации из практики своих компаний.
Здесь нечего делать «вчерашним студентам» – программы рассчитаны на людей с опытом в бизнесе или руководящей работе, которые хотят прокачать свои навыки, понимание глобальных бизнес-процессов и управленческие скилы. Для поступления требуется высшее образование и опыт управленческой работы не менее 2 лет, для некоторых программ – от 5 до 7 лет.
В зависимости от целей и исходных данных слушателя существуют разные категории программ.
- General – готовят управленцев широкого профиля.
- Specialized – программы для изучения отдельных направлений бизнеса.
- Отраслевые – ориентированы на конкретные ниши и подойдут тем, кто хочет развиваться именно в них.
- Функциональные – для развития руководителей отдельных подразделений.
Содержание программы зависит от школы и типа MBA. Она может включать занятия по:
- базовым дисциплинам – «Общий менеджмент», «Финансовые рынки», «Управленческая экономика» и др.;
- практическим инструментам управления – «Техника ведения переговоров», «Лидерство», «Управление проектами» и др.;
- специальным дисциплинам – «Антикризисное управление», «Цифровая трансформация бизнеса» и др.;
- дисциплинам по специализациям – «Психология управления», «Стратегические финансы», «Предпринимательство» и др.;
- спецкурсам – «Бизнес-этикет», «Управление бизнес-процессами», «Технологии ТРИЗ в управлении» и др.
Каждая программа заканчивается разработкой дипломного проекта. Учебный план в престижных школах включает также зарубежный модуль – несколько дней обучения в одной из иностранных школ.
Длительность обучения зависит от выбранной школы и программы, составляет 12–25 месяцев. Кроме того, многие школы предлагают ускоренное обучение для руководителей с экономическим или управленческим высшим образованием. Сроки сокращаются благодаря зачету пройденных ранее дисциплин.
Формат. В Европе и США больше котируется обучение очно и в дневное время. Однако в нашей стране это редкость – слишком сложно совмещать с работой. Обычно бизнес-школы предлагают один или несколько форматов на выбор:
- парттайм – занятия проходят несколько раз в неделю вечером и по выходным;
- модульный – дистанционный формат с очными сессиями на 3-4 дня раз в месяц;
- полностью дистанционно и онлайн.
Стоимость обучения сильно зависит от конкретной школы, формата, программы, преподавательского состава, наличия иностранных экспертов и зарубежных модулей. Цены варьируются от 200–300 тыс. руб. за General MBA онлайн в частном центре дополнительного образования до 1,5–2 млн. за Executive MBA в престижной бизнес-школе государственной академии.
Я пошла учиться на президентскую программу Executive MBA, чтобы расширить круг общения, найти единомышленников и новых интересных людей, с которыми хотела бы в дальнейшем, возможно, дружить или работать. Выбрала именно «Синергию», потому что много моих знакомых с Facebook преподают там – Патырев, Рызов. Я знаю, что это мощная школа с серьезными спикерами.
У нас собралась очень сильная группа. Нетворкинг – лучшее, что было на курсе. Поэтому ожидания найти новых интересных людей оправдались. Обучение помогло понять структуру бизнеса и масштабирование. У меня изменилось в целом видение бизнеса, потому что я увидела людей с очень большими компаниями. Это дало понимание, что мне еще есть куда развиваться. Я поняла, куда хочу расти и чего могу добиться через 5, 10 и даже 20 лет. Еще понравился выездной модуль в Дубае – мы познакомились с ОАЭ не как туристы, а как ученики.
Мы были первой «тестовой» группой, из-за чего столкнулись с организационными недочетами. Еще было довольно много теории, а вот разбора кейсов не хватило. Но мне на самом деле особо не с чем сравнивать, поэтому я благодарна, что приняла участие.
Второе высшее образование
В общем смысле это нельзя считать бизнес-образованием, однако если правильно выбрать вуз и факультет, можно получить фундаментальные знания и навыки для управления бизнесом. Конечно, специальности «Предпринимательство» в классификаторе нет. Зато такая специализация есть в вузах. Также тем, кто хочет изучить нужные для создания и развития своего дела дисциплины, стоит обратить внимание на факультеты менеджмента, где можно найти образовательные программы:
- «Менеджмент организации»,
- «Управление проектами»,
- «Общий и стратегический менеджмент»,
- «Менеджмент предпринимательской деятельности» и другие.
Второе высшее – не альтернатива MBA. Мастерские программы – это дополнение к базовому высшему образованию, направленное на развитие навыков управления, а второе высшее – получение новой профессии. Отсюда вытекает одно из самых существенных отличий между этими формами обучения.
Если MBA в большей мере ориентированы на практику, то второе высшее – это стандартное вузовское образование со всеми вытекающими. От первого оно отличается только сроком и возможностью сосредоточиться на специальных дисциплинах. Правда, справедливости ради, некоторые вузы сейчас добавляют в «бизнесовые» учебные программы деловые игры и практические занятия.
Длительность обучения варьируется от 3 до 5 лет.
Содержание программ зависит от выбранного вуза, факультета, специальности и может включать такие дисциплины, как:
- «Управление маркетингом»,
- «Управление продажами»,
- «Управление финансами»,
- «Право»,
- «Стратегический менеджмент»,
- «Управление бизнес-процессами» и др.
Формат обучения – очно-заочный, заочный, вечерний или дистанционный.
Стоимость зависит от вуза и специализации. В негосударственном институте дистанционно можно отучиться за 110–180 тыс. руб. (40 тыс. руб. в год). В престижном государственном вузе очное обучение обойдется в 800–1500 тыс. руб. (200–400 тыс. руб. в год).
Магистратура
Хотя магистратура – это в первую очередь про углубление в уже полученную специальность, никто не мешает с высшим образованием психолога поступить в магистратуру на менеджмент.
Как и второе высшее, стандартные программы магистратуры дают углубленное изучение теории и методологии, но не уделяют достаточно внимания практике. Однако в организациях, специализирующихся на бизнес-образовании, встречаются магистерские программы «новой школы». Они больше заточены под практику – решение кейсов, деловые игры, мозговые штурмы.
По официальной информации, такое образование больше похоже на MBA, с той разницей, что занимает больше времени и вместе с практическими занятиями дает глубокое изучение теории. Ну и вместо степени MBA вы получите диплом магистра.
Некоторые бизнес-школы предлагают получить одновременно степень MBA и магистерский диплом государственного образца.
Длительность обучение в магистратуре – 2–2,5 года.
Содержание программы зависит от вуза и специализации. Может включать занятия по:
- управлению проектами,
- стратегическому маркетингу,
- корпоративным финансам,
- управлению рисками,
- стратегии развития компании и др.
Формат очный, очно-заочный, вечерний, заочный, дистанционный.
Стоимость. В некоторых государственных вузах для учащихся магистратуры предусмотрены бюджетные места, однако их немного и попасть туда сложно. Цена платного обучения варьируется от 40 тыс. до 200–300 тыс. руб. в год.
Профессиональная переподготовка
Один из наименее затратных по деньгам и времени способов получить недостающие для ведения своего дела знания и навыки. В отличие от второго высшего и магистратуры такие программы включают только профильные дисциплины. Тем, кто хочет прокачаться в управлении бизнесом, стоит обратить внимание на программы «Менеджмент», «Предпринимательство», «Управление организацией» и подобные.
К этой же категории относятся так называемые mini MBA – краткосрочные в сравнении с «настоящими» MBA программы, содержащие в основном практические дисциплины. Это компромиссный вариант для тех, кому для полноценного обучения не хватает денег, времени или квалификации.
Важно: программы с названием mini MBA по сути не имеют никакого отношения к классическому бизнес-образованию. Содержание таких курсов лишь частично совпадает с мастерскими программами, по окончании слушатели получают диплом о повышении квалификации или переподготовке, без степени MBA.
Длительность обучения на программах профессиональной переподготовки – 6–12 месяцев.
Содержание курса зависит от организации и конкретной программы. Переподготовка для собственников и управленцев может включать:
- «Стратегический менеджмент»,
- «Маркетинг»,
- «Бизнес-планирование»,
- «Юридическое сопровождение бизнеса»,
- «Деловые коммуникации» и т. д.
Формат – очно-заочный, заочный, дистанционный.
Стоимость разнится в зависимость от конкретной программы, формата и престижа учебного заведения – 60–350 тыс. руб.
Другие комплексные программы
Большинство комплексных образовательных программ для предпринимателей в центрах и школах с лицензией, так или иначе, подпадают под одну из рассмотренных выше категорий. Однако другие варианты все же есть.
Такие программы стоит искать на образовательных онлайн-платформах, где встречаются онлайн-курсы от университетов и бизнес-школ. Кроме того, обучение для собственников предлагают организации поддержки малого бизнеса и крупные корпорации. Третий источник таких курсов – онлайн-школы, в том числе отраслевые.
Я пошла учиться на курс для женщин «Леди007», чтобы стать увереннее в бизнесе. Проходила много курсов по бизнесу и все не могла открыть свое дело. После этого курса то ли время пришло, то ли страхи проработала, но я, наконец, сделала это.
Занятия проходили онлайн на платформе «Геткурса». Такой формат мне очень понравился, это удобно. Я выходила на занятия из любых точек, где находилась: еду ли я куда-либо, сижу в кафе и т. д. Обучение, в целом, понравилось. Преподаватели были разные, по-разному подавали информацию, поэтому многое «зашло».
Помогло ли достичь целей? Собственно, благодаря курсу я и представляюсь «директор по развитию гостевой территории». Есть, что развивать, образовалась команда, запустила работу. Сейчас открылись другие задачи по развитию команды, увеличению продаж и т. д., и для этого опять нужны курсы 🙂
Сюда относятся в основном интернет-курсы прикладного характера, которые не заменят полноценное бизнес-образование. Ни глубокого погружения в теорию, как в магистратуре, ни обмена опытом и моделирования бизнес-процессов, как в MBA. Тем не менее на начальном этапе здесь можно узнать базовую информацию о том, как работает бизнес.
Но есть и исключения. Например, «Стартап Академию» Сколково нельзя отнести ни к одной из рассмотренных выше форм, однако это полноценная комплексная программа с глубокой практической работой.
Когда я пришла в «Стартап Академию» Московской школы управления «Сколково», у меня была уже идея своего проекта – PaaS для аналитики бизнес-показателей и формирования финансовой стратегии. Планировать, анализировать и считать метрики бизнеса я уже умела, потому что занималась этим много лет. Но предпринимательского опыта не было.
Сначала мне понравились темы каких-то мероприятий в Сколково. Я побывала на паре тематических лекций, потом посетила презентацию программы. Меня заинтересовал формат: было ощущение, что он вписывается именно в мои цели, – обещали много практических кейсов, коммуникации с экспертами.
В «Академии» без преувеличений понравилось все. Я приходила на занятия и полностью погружалась в процесс, отключала телефон. Но таков был и изначальный мой настрой – я шла, чтобы извлечь максимум пользы для себя и своего проекта.
На моем курсе почти все эксперты давали много полезной и применимой на практике информации, после каждого занятия были не только эмоции, но и понимание следующего шага, умение владеть тем или иным инструментом. Многие инструменты я сразу пыталась применять на практике. Например, мне вот так не очень скромно кажется, что у меня получается сформировать идеальную команду – мы не просто эффективны, но нам еще и комфортно психологически.
Я получила мощную обратную связь от менторов во время обучения и на финальном мероприятии «День инвестора» – когда выбранные проекты защищались перед инвесторами. Стала менее идиллично оценивать все, что мне предстоит сделать, начала формировать команду и процессы.
Одна из целей подобного образования – появление новых людей в окружении. Мои начинания шли параллельно с действиями одногруппников, мы все обсуждали, помогали друг другу, начинали какие-то совместные проекты. Первое время очень помогло то, что ощутимая часть клиентов приходила по сарафанному радио через те контакты, которые я получила во время обучения.
Длительность зачастую зависит только от самих слушателей – они сами выбирают, в каком темпе проходить курсы. В других программах есть фиксированный график и сроки – 2–6 месяцев
Содержание таких курсов не регулируется ни на государственном, ни на международном уровне. Поэтому каждый организатор включает в нее то, что посчитает нужным. В разных курсах встречаются, например, такие темы:
- «Бизнес-идея. Масштаб бизнеса»,
- «Оборотные средства предприятия»,
- «Бизнес-модели. Метод Остервальдера»,
- «Бизнес-план компании»,
- «Что такое себестоимость, как ее рассчитать и где закупать продукты и оборудование».
Формат чаще всего предполагает просмотр видеозаписей и прохождение тестов. Некоторые организаторы периодически проводят живые вебинары или офлайн-встречи. Также встречаются курсы в модульном формате.
Стоимость таких программ – от 0 до 700 тыс. руб.
Когда нужно подтянуть отдельные аспекты
Повышение квалификации
Этот формат чем-то похож на профессиональную переподготовку. Разница в том, что такие программы обычно короче и охватывают только один или несколько аспектов ведения и управления бизнесом.
Будут полезны тем, кто уже открыл свое дело или имеет управленческий опыт, но хочет прокачать свои навыки и получить знания по отдельным направлениям – продажам, закупкам, маркетингу и т. д. Хотя, конечно, и здесь встречаются общие программы, вроде курса «Управление созданием собственного бизнеса», но они более поверхностные и включают далеко не все темы, которые есть в комплексном обучении.
Длительность таких курсов – от недели до 2–3 месяцев, в зависимости от программы.
Содержание напрямую зависит от конкретной программы и направления обучения. В вузах, бизнес-школах и центрах дополнительного образования можно найти курсы повышения квалификации по направлениям:
- «Управление закупками»,
- «Деловой этикет»,
- «Улучшение бизнес-процессов в организации»,
- «Управление изменениями»,
- «Бизнес-планирование»,
- «Логистика»,
- «Маркетинговые исследования».
Формат – вечерний, очно-заочный, дистанционный, онлайн.
Стоимость – от 10 тыс. руб. за краткосрочные курсы в учебном центре до 150 тыс. руб. за полноценную программу в бизнес-школе при государственном вузе.
Курсы по отдельным направлениям
От программ повышения квалификации такие курсы отличаются тем, что первые хоть как-то регламентируются приказами Министерства образования, а выпускники получают документы о повышении квалификации. Программа других курсов остается на совести организаторов, по окончании выдают сертификаты о том, что люди прослушали курс. Это не значит, что такие курсы бесполезны. Напротив, программы хороших учебных центров могут быть лучше курсов повышения квалификации. Однако выбирать их нужно тщательнее – ориентиров в виде лицензий и других документов образовательных организаций может не быть. Да и они не дают в сущности никаких гарантий. Поэтому ориентироваться придется исключительно на имидж компании, отзывы выпускников, экспертизу спикеров.
В остальном это такие же программы по отдельным направления бизнеса, только выбор тем и направлений здесь больше. Разнообразнее и форматы:
- полноценные онлайн-курсы на 3-4 месяца,
- курсы в email-рассылках,
- офлайн-марафоны,
- подборки видео-лекций.
Длительность обучения на таких курсах – от пары-тройки часов до года.
Три года назад передо мной встала проблема: открыв несколько парков, я столкнулся с тем, что пока мы управляем развлекательным центром сами, его эффективность высока, но она снижается, как только команда уезжает работать над новым проектом. Стали искать, в чем причина, и нашли проблему в себе. Зная, что и как нужно делать, мы не могли квалифицированно передать это знание другим.
Чтобы разобраться с тем, как устроено восприятие информации взрослыми, я отправился учиться на «Тренинг тренеров» компании EQuator. Полгода мы осваивали мастерство публичных выступлений, правила составления обучающих программ, изучали виды и форматы тренингов, разрабатывали сценарии. Я научился тренерскому искусству и разработал программу обучающего курса для управляющих своей компании. Мне кажется, что из всей группы для меня этот тренинг оказался наиболее эффективным, поскольку была четкая цель – создать обучающую программу для своих сотрудников. Моей дипломной работой стал «Курс развития управляющего развлекательным центром».
На курсе я получил знания, которые практически каждый день применяю на практике. Они помогают мне в подготовке и проведении тренингов, выступлений, добавляют смелости и уверенности при выходе на сцену. Могу даже в чужом тренинге при необходимости провести разминку, ввести упражнения или помочь с организацией. Все это шире, чем просто тренерский курс, потому что внутри есть блоки, направленные на разные сферы – публичные выступления, влияние на людей, ведение переговоров, организация собраний, эмоциональный интеллект. Помимо важных прикладных вещей, я получил дополнительный эффект в виде импульса к развитию.
Содержание программы зависит от формата, организатора и направления. При подготовке статьи мне встретились, например, такие курсы:
- «Построение финансовой модели бизнеса»,
- «Как заработать на своем творчестве»,
- «Управление финансами: экономика и монетизация»,
- «Персональное управленческое искусство»,
- «Интернет-маркетолог»,
- «Курс по финансовому планированию для собственников и топ-менеджеров».
Формат – онлайн, видеокурсы, вечерний, модульный.
Стоимость курсов – 15–70 тыс. руб. Среди видеокурсов много коротких бесплатных программ.
Экспресс-форматы
Сюда относятся всевозможные тренинги, семинары, марафоны. Это краткосрочное интенсивное обучение, которое даст быстрый результат в виде конкретных методик и практических инструментов.
Выбирать такой формат стоит, если вы четко понимаете, зачем вам это. Например, чувствуете, что в бизнесе хромают продажи – нет процессного подхода, лиды срываются, хотя продукт востребован. Тренинг по продажам может помочь найти слабые места и дать инструменты для решения проблем.
Длительность курсов в экспресс-формате обычно 1–5 дней. Но это предполагает интенсивную работу – занятия идут с утра до вечера.
Содержание таких программ обычно заточено под решение конкретных проблем в тех или иных процессах бизнеса. Помимо лекций, которые зачастую ведут практики с опытом, обучение включает интерактивные занятия, деловые игры, разборы кейсов. Также ученики получают печатные или электронные материалы – шаблоны, чек-листы и инструкции, которые можно адаптировать и внедрить у себя.
Примеры таких курсов:
- «Система эффективного менеджмента»,
- «Управление продажами и платежами»,
- «Организация управления ВЭД на предприятии»,
- «Digital-стратегия развития бизнеса»,
- «Управление оборотным капиталом».
В середине февраля 2019 я прошел практический семинар «Корпоративная логистика: прорывные результаты мировых стандартов и лучших практик» в учебном центре КСЛ. Выбрал этот центр и семинар, потому что люблю очный формат. Кроме того, заинтересовала преподаватель Демина, потому что она преподает технологический менеджмент в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Понравились разносторонний опыт и подходы к подаче материала от нескольких преподавателей. Кроме того, на семинаре выступал приглашенный преподаватель из Германии, было интересно понять европейский подход. Возмутило, что один из лекторов продавал свой продукт со сцены, для платных курсов это дурной тон.
Поскольку я активно изучаю менеджмент, обучение оказалось для меня полезным. Я взял на вооружение и изучение несколько кейсов, немного повысил свои знания в этой области. Взглянул со стороны на работу спикеров и понял, какие ошибки в этом плане совершаю. Дополнительным плюсом стал хороший коллектив учеников, продолжаем общаться.
Формат тренингов и семинаров – онлайн, очное с онлайн-трансляцией или без.
Стоимость также сильно разнится – от 500 руб. за онлайн-семинар до 60–80 тыс. руб. за 3–5 дней интенсива.
Сравнительная таблица: выбираем форму обучения
Выбор формы и конкретной программы обучения зависит от целей, финансовых возможностей и предпочтений предпринимателя. Чтобы не ошибиться, нужно тщательно изучить содержание курсов, пообщаться с выпускниками, посмотреть «послужной список» преподавателей. Все это долго, сложно и ответственно.
Чтобы немного облегчить хотя бы выбор формы обучения, я свела ключевые особенности разных вариантов в сравнительную таблицу.
Чтобы разобраться, как предприниматели выбирают обучение, я провела опрос в группе «Подслушано Бизнес [ПБ]» и узнала, что больше внимания люди уделяют содержанию программы, стоимости обучения и преподавательскому составу.
А что важнее для вас? Если бы вы сейчас выбирали программу, на что обращали бы внимание? Давайте обсудим в комментариях.
Источник https://edmarket.ru/blog/business-plan-for-e-learning-project/
Источник https://texterra.ru/blog/gde-uchat-biznesu-formaty-i-programmy-biznes-obrazovaniya-s-kommentariyami-vypusknikov.html
Источник
Источник