Как самостоятельно поднять крыло параплана для начинающих
Содержание статьи
Как самостоятельно поднять крыло параплана для начинающих
Параплан – это один из способов подняться в небо и ощутить всю красоту полета. Такой аппарат просто необходим тем, кто мечтает расправить крылья и почувствовать абсолютную свободу. Небо отнимает у каждого пилота частичку сердца. Тот, кто хоть раз летал, стремиться подняться в небо снова и снова. Многие новички в параглайдинге стремятся разобраться в этом деле самостоятельно. Подготовиться психологически к полету, рассмотреть для себя последовательность шагов при выполнении самостоятельного полета и в другом может помочь данная статья.
Параплан представляет собой аппарат для полета, который состоит из купола, стропной и подвесной систем. Опытные парапланеристы называют парапланом аппарат только тогда, когда он летит, наполненный воздухом, в других случаях это подушка, одеяло, подстилка и т.д.
Кому полеты на параплане жизненно необходимы?
Если вы боитесь высоты и можете запаниковать, тогда взлетать самому не стоит. Проведите несколько полетов с инструктором в тандеме, это лучшая психологическая подготовка. Вы будете знать как вести себя в воздухе, чего ожидать, каковы ощущения и т.д.
Конечно, это не единственное противопоказание. С высоким давлением, проблемами с сердцем, повышенным внутричерепным давлением и т.д. от полета лучше воздержаться. В воздухе нужен натренированный вестибулярный аппарат, крепкие кости и мышцы, которые не позволят травмироваться при посадке. Не рекомендуется подниматься в воздух беременным или лицам после тяжелых травм.
Полет на параплане – это незабываемое удовольствие и непередаваемое ощущение свободы. Летают миллионы людей и каждому этот спорт под силу, стоит только внимательно подойти к подготовке и обучению.
Строение параплана
Стоит разобраться в строении параплана для того, чтобы понять, что ему позволяет держаться в воздухе и как им управлять. Купол всегда делают из воздухонепроницаемой ткани высокой прочности. Он обычно состоит из 2-х поверхностей: верхней и нижней, в задней части купола они плотно соединены, а вот впереди есть отверстия для воздуха. Купол состоит из множества ячеек, которые благодаря отверстиям впереди могут наполняться воздухом, так купол приобретает жесткую форму крыла, ему не страшны сильные порывы ветра и такой конструкцией легче управлять в воздухе. Стропная система крепится к каждой ячейке купола (нервюре), а потом все они сводятся в 2 большие ручки управления, это дает пилоту возможность тянуть стропы и выбирать направление полета.
Для параглайдинга существует несколько видов парапланов.
Самостоятельный полет под руководством опытного товарища
Итак, если вы хотите научиться летать на параплане, первое, что нужно – это аппарат. Его можно купить, но для начала лучше попробовать несколько моделей, взяв в аренду. Многие летные школы предоставляют свое снаряжение. Первый полет всегда лучше совершать под руководством опытного тренера, который подробно и пошагово проинструктирует перед взлетом, а после него постоянно будет на связи и будет давать подсказки. Полет состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых требует внимания:
- Психологическая подготовка. Для любого спортсмена всегда важен этап психологической подготовки, ведь порой даже самый опытный пилот может занервничать в неподходящий момент. Для новичка же такая подготовка обязательна. Перед первым полетом убедитесь, что вы не запаникуете на высоте. Поднимитесь на крышу высотки и посмотрите вниз, держась за перила, — если особых переживаний нет, тогда можно смело лететь. Однако параплан — не высотка, в воздухе вы подниметесь намного выше, поэтому в первый раз лучше лететь в тандеме с тренером. Он на практике покажет, как управлять парапланом и сразу исправит, если вы сделаете ошибку. Рядом с опытным человеком вы будете чувствовать себя безопасно и усвоите урок.
- Выбор места и времени. Стартовать можно практически с любого холма или возвышенности, но лучше выбирать проверенные парапланеристами места для полетов. Время и погодные условия играют ключевую роль. От погоды зависит успех полета, поэтому нужно изучить прогноз в нескольких источниках, учесть все показатели. В любом случае, летать лучше при скорости ветра не больше 12 м/с. Летом полеты не рекомендуются из-за того, что нагретый воздух создает турбулентность, а она может спровоцировать проблемы и опасности. Когда температура опускается ниже нуля и наблюдается повышенная влажность, крыло может обледенеть, а это тоже осложнит полет. Если вы выбрали место и дату, проконсультируйтесь дополнительно со своим РП (руководителем полета).
- Предварительная подготовка. Обязательно проверьте наличие всего необходимого для полета и исправность аппарата. Кроме самого параплана у пилота обязательно должен быть запасной парашют, летный комбинезон, шлем. Вариометр нужен для измерения вертикальной скорости и высоты, вы всегда сможете определить: набираете вы высоту или снижаетесь, насколько быстро это происходит и т.д. Вариометр не позволит потеряться в воздухе. GPS-навигатор пригодится после приземления, так как вы зависите от потоков воздуха, высадиться на определенное место довольно трудно. Этап подготовки также включает психологическую подготовку к полету. В воздухе вы будете одни, поэтому важно в этот момент не поддаться страху или панике. Если вы летите впервые, важно, чтобы за полетом следил опытный человек и давал необходимые инструкции. Тогда вы будете чувствовать большую уверенность.
- Непосредственная подготовка. Когда вы прибыли на место старта, необходимо подготовиться к взлету. Необходим разложить купол на холме, против ветра. Его лучше разместить полукругом. Разбегаться, конечно же, нужно вниз. Перед стартом еще раз проверьте все крепления и целостность купола. Аккуратно разложите стропы, они не должны перепутаться, иначе это осложнит полет. Проверьте еще раз исправность электроники, которую берете с собой в воздух.
- Взлет. Современный параплан поднять в воздух довольно легко: стоит только начать двигаться вперед и он сам быстро наполняется воздухом и поднимается вверх. Для того, чтобы потренироваться, можно несколько раз попробовать его поднять в воздух. Начинайте быстро двигаться вперед, с усилием. Чтобы было легче поднять купол, можно потянуть за стропы, тогда он быстрее наполняется воздухом. Чтобы сразу не взлететь, после того, как вы подняли купол вверх, натяните обе ручки управления вниз, это не позволит ветру порывом подхватить параплан. После того, как вы прочувствовали купол, его вес и подъем, можно подниматься в воздух. Начинайте разбегаться, натягивайте стропы, когда купол поднимется, ручки не нужно тянуть вниз, тогда вы сможете подняться в воздух.
- Полет. Во время полета, самое главное – управление аппаратом. Все довольно просто на первый взгляд. Тянете левую ручку управления, поворачиваете влево, правую – вправо. Для того, чтобы набрать высоту, необходимо потянуть ручки вперед. Крыло пойдет по потоку воздуха вверх и поднимет вас. Если же вы хотите снизиться, то нужно ручки тянуть назад. Однако, в обоих случаях начинайте менять угол купола постепенно, если вы поймаете резкий порыв ветра, он может осложнить полет и управление парапланом или даже вывести из-под вашего контроля процесс полета. Если вы хотите лететь быстро (35-40 км/час), тогда можно поднять руки вверх, ослабить натяжение строп, но в этом случае, скорость снижения или взлета остается без контроля. Когда ваши руки находятся на уровне головы, тогда вы достигаете скорости 25 км/час и можете нормально контролировать подъем-снижение. В ветреную погоду лучше держать руки на уровне груди, тогда скорость полета будет небольшой, но вы защитите себя от резких порывов ветра.
- Посадка. Как и любой другой летающий аппарат, параплан легче поднять в воздух, нежели посадить. Посадка требует большего мастерства, однако, вполне по силам каждому пилоту. Для посадки выбирайте равнинную местность большой площади. Садитесь только против направления ветра. Во время снижения постепенно сбавляйте скорость, сводя ее до минимума перед самой землей. Для этого тяните стропы вниз, ниже груди, и немного назад. Избегайте резких движений, все делайте плавно. Чем больше вы снизите скорость, тем лучше. Посадка с минимальной скоростью убережет вас от возможных травм. Когда ноги коснутся земли, тогда максимально тяните стропы вниз, вы «схлопните» крыло и оно упадет на землю. Перед самой землей начинайте бежать в воздухе, в это же время очень медленно снижайте высоту, вы не должны упасть на землю.
- После посадки. Необходимо разобрать оборудование и правильно сложить его для того, чтобы его можно было без проблем использовать в следующий раз. Расправьте купол на земле, аккуратно разложите стропы и сложите аппарат. Старайтесь не путать при этом стропы, чтобы не распутывать их, когда будете готовиться к следующему взлету.
Советы опытных пилотов
Каждому новичку необходима консультация, вот несколько советов от профессионалов, которые стоит взять на заметку:
- Изучите максимальное количество теории. Просмотрите видеоматериалы и прочтите соответствующую литературу. Обычно эта информация подается профессионалами с многолетним стажем, поэтому в книгах, статьях и видео можно найти много полезных советов.
- Никогда не пытайтесь освоить параглайдинг самостоятельно! Это относительно безопасный вид спорта, который все же относят в категорию экстремальных видов. Обязательно найдите человека, который обучит вас и будет курировать несколько первых полетов, а лучше – запишитесь в специальную школу. Там специалисты разного профиля полностью подготовят вас к полету и к любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе.
- Если в воздухе вы не один, тогда строго соблюдайте все правила полета. Если их игнорировать, то можно поставить под угрозу жизнь другого человека и свою собственную. Главное правило в параглайдинге: если вы не знаете другого пилота, не уверенны в его мастерстве и в том, что он знаком с правилами полета вблизи других парапланов, тогда постарайтесь улететь от него подальше.
- Даже если у вас есть опыт полетов, никогда не летайте в одиночку. Обязательно скажите кому-то, что вы летите, на земле должен быть РП или хотя бы простой наблюдатель. Помните, что воздух – непредсказуемое пространство, которое очень быстро меняется, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, кто поможет исправить кризисную ситуацию.
- Помните, что парапланы есть разных видов, не летайте на том, который вам не знаком. Если у вас нет опыта и знаний в управлении аппаратов классов “Performance” или “Competition”, тогда ни за что не беритесь летать на них. Аппарат каждого уровня имеет свои особенности и возможности, которые нужно знать, чтобы они были преимуществами для вас в воздухе, а не проблемой.
- Следите за погодой и поднимайтесь в воздух только в стабильное и спокойное время. Понаблюдайте за опытными парапланеристами, если они не поднимаются в небо, то и вам не стоит, если у вас опыта меньше. Если рядом будет наставник (РП), то он всегда посоветует когда подниматься и сколько находиться в воздухе.
- В полете обязательно защищайте глаза и голову, для этого есть специальный шлем и очки. Взлетать без них не стоит, так как вы можете получить дополнительные трудности в полете, которые вам не нужны. К тому же, в кризисных ситуациях специальный шлем играет только на руку.
- Отдельного внимания заслуживает запасной парашют. Им тоже нужно уметь пользоваться, иначе это только обуза. Во-первых, регулярно проверяйте его: извлекайте из сумки и правильно складывайте обратно. Во время раскрытия стропы не должны запутаться, поэтому парашют складывается в сумку строго по правилам. Во-вторых, регулярно напоминайте себе о том, как пользоваться запасным парашютом, в каких случаях, как приземляться с ним, как погасить купол параплана и т.д. Благодаря регулярным напоминаниям вы не потеряетесь в воздухе, если возникнет критическая ситуация.
- После посадки необходимо свернуть или сложить купол, сразу. Раскрытый на земле купол – это сигнал всем остальным пилотам, что с вами что-то случилось, на большой высоте они будут видеть только параплан, а вас не разглядят.
- Будьте внимательны во время взлетов и посадок. Именно в это время существует самая большая вероятность получить травму.
- Побольше тренируйтесь, особенно если вы новичок. Тренироваться управлять куполом можно в любую погоду и во многих местах. Не упускайте такой возможности!
Как это бывает: первый самостоятельный полет
Первый полет самый яркий! Всегда завидую тем, кто летит впервые! Мой первый полет я никогда не забуду. Я уже прыгал с парашютом, поэтому решил лететь без инструктора, но с наушником, через который РП мне все рассказывал. Ходил я в школу парапланеризма не один, а с другом. Он мне как-то позвонил и сказал срочно собираться, потому что «ветер поймали» (он на тот момент уже активно летал). Собирался 20 мин., приезжаю, есть мой тренер со школы, параплан готов, только взлетай. Хотя страха я не чувствовал и на земле аппаратом уже управлял, все же подниматься в небо было страшновато. Я не хотел показывать, что трушу и тщательно проверял снаряжение. Короче, пока собрался взлетать, ветер усилился (когда приехал на холм, было 3 м/с, а стало 5). Пришлось менять место. Когда мы переехали чуть дальше, я все же набрался смелости и побежал! Когда ноги оторвались от земли, стало немного страшно, меня подбросило сразу на 10 м вверх! Ощущения очень странные, но приятные. Сначала инстинктивно начал хвататься за сами стропы, а в наушник услышал строгий голос инструктора: «Клеванты хватай!». Короче, после первого шока, начал пробовать менять направление параплана, все довольно просто, но очень необычно.
Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо. Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает. Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно. В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.
Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.
Полет на параплане с инструктором: инструктаж
Полеты на параплане в Крыму с инструктором
При подготовке пассажира к полёту на параплане с инструктором главное — здравый смысл и приоритет безопасности.
Кто допускается к тандемному полету на параплане?
Любой взрослый человек, весом от 35 до 110 кг, без серьезных отклонений здоровья. Серьезная спортивная подготовка пассажира тандема не требуется.
Несовершеннолетние (младше 18 лет) допускаются к полёту только при условии письменного согласия родителей.
Пассажир может быть НЕ допущен к полету, если он/она…
- находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- ведет себя неадекватно;
- ребенок младше 8 лет и/или весит меньше 35 кг;
- беременная женщина.
Важно!
Полет на параплане сопровождается ощутимыми эмоциональными, а иногда и физическими нагрузками. Свою готовность к ним вы оцениваете самостоятельно, НО в случае наличия медицинских противопоказаний обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Медицинские противопоказания к полетам на параплане
- сердечно-сосудистые заболевания;
- травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата (переломы, посттравматический и послеоперационный периоды, склонность к судорогам и др.);
- психические и неврологические расстройства (склонность к обморокам, нарушение координации движений, эпилепсия и др.);
- беременность;
- гормональные нарушения;
- любое острое заболевание, сопровождающееся повышением температуры и резким ухудшением самочувствия.
Безопасность
- Для тандемных полетов используется только современное, сертифицированное снаряжение, соответствующее всем требованиям безопасности.
- Снаряжение проходит проверку перед каждым полетом, а при появлении признаков износа заменяется новым.
- Парапланом управляет опытный пилот с 26-летним опытом (в небе с 1995 года).
- С Вашей стороны залогом безопасности является выполнение инструкций и команд пилота.
Подготовка к полёту на параплане с инструктором
Одежда
На высоте может быть ОЧЕНЬ холодно, ветрено, а при попадании в облако — ещё и сыро. Поэтому одежда должна быть плотной, по возможности, непродуваемой и полностью закрывать всё тело. На руках (или хотя бы в кармане) должны быть перчатки. Обувь спортивная с высоким голенищем и плотной подошвой. Идеальный вариант — туристические ботинки.
Защита от солнца
С подъемом на высоту толщина атмосферы, через которую проходят солнечные лучи, уменьшается. Соответственно, интенсивность солнечной радиации возрастает и повышается вероятность солнечных ожогов.
Для защиты кожи намажьте лицо солнцезащитным кремом. Важно! Наносите крем только ниже глаз (лоб и так будет защищен шлемом, а солнцезащитный крем из-за нагрева может потечь и попасть в глаза).
Для защиты глаз рекомендуется надеть солнцезащитные очки.
Укачивание
Полет на параплане в хорошую летную погоду — это подъемы и снижения, раскачка и вращения. Это нормально, но это хорошая встряска для вестибулярного аппарата. Поэтому, если у Вас есть склонность к укачиванию (в автомобиле, морском транспорте, на аттракционах), примите перед стартом (за 15 минут-полчаса) таблетку от укачивания.
Старт
Подготовка к полету на старте занимает несколько минут: инструктор проведет инструктаж, пассажиру наденут и отрегулируют подвесную систему (своеобразное «пассажирское кресло»), наденут шлем. Затем пассажира подцепят специальными креплениями к пилоту с парапланом.
Старт на параплане представляет собой разбег по наклонной поверхности, для отрыва от земли часто оказывается достаточно пары шагов, иногда придется пробежать несколько метров (это зависит от силы ветра).
Старт включает несколько этапов:
- Сначала пилот поднимает крыло, в этот момент возможен небольшой рывок — пассажиру нужно быть к нему готовым, слегка откинуться назад и упереться.
- Если потребуется, пилот несколько секунд постоит на месте, выбирая лучший момент для старта. В этом случае синхронно повторяйте все движения пилота, как в парном танце (чаще всего, это шаги из стороны в сторону) и дожидайтесь команды пилота «побежали!».
- Во время разбега главная задача пассажира — удержаться на ногах и не садиться в подвеску до отрыва от земли ( пилоту будет тяжело бежать и нести Вас на руках). Продолжайте бежать даже когда ноги уже не достают до земли! Усадка в подвеску – только по команде пилота.
- Чтобы сесть в подвесную систему, надо согнуть ноги в коленях и плавно откинуться назад. Садимся в подвеску только после команды пилота!
Полет
В процессе полета от пассажира не требуется никаких особых действий: можно заниматься фото/видеосъемкой или просто наслаждаться видами.
При подходящих погодных условиях, если у Вас будет желание и позволит самочувствие, инструктор может показать простые пилотажные фигуры:
- «винговеры» — раскачка по крену до 90°, ощущая попеременно свободное падение и небольшую перегрузку;
- «глубокую спирать» — снижение по спирали с большой скоростью и перегрузкой до 3G.
Время полета 15-20 минут.
Посадка
- При полете на параплане посадка мягкая (в отличие от прыжков с парашютом). Главное — выполнять все инструкции пилота.
В зависимости от условий, посадка может быть на ноги 👣 или на подвеску (на попу ). Второй вариант – чаще. - Если посадка на ноги:
По команде пилота, вы соскальзываете с сидения подвески и повисаете – в положении стоя на ножных обхватах, готовитесь встретить землю ногами. Возможно, придется пробежать несколько шагов. - Если посадка на подвеску:
В этом случае, наоборот, остаётесь сидеть в подвеске, а ноги поднимаете по команде пилота.
• Записаться на полёт на параплане с инструктором можно по номеру +7 (978) 842 80 55 (телефон, Viber, WhdtsApp) или через форму обратной связи, на страничке:
Источник https://flyings.guru/blog/pervii-polet-paraplan/
Источник https://aipetri-paraplan.ru/tandem-polet-na-paraplane-instruktazh.html
Источник
Источник