27/04/2024

Как я получил 280 000 рублей за 2 месяца копая траншею в деревне

 

Содержание статьи

Как я получил 280 000 рублей за 2 месяца копая траншею в деревне

Способность людей зарабатывать на пустом месте и строить новые источники заработка всегда вызывала у меня восторг. Среди моих друзей тоже есть такой человек — его зовут Михаил Журавский.

Миша не перестает меня удивлять. Он неугомонный предприниматель и если вы еще не читали две предыдущие истории его заработка, то очень советую.

Первая была про 3D-принтер, который он окупил за месяц и успел набрать заказов не десятки тысяч. Вторая — про покупку квартиры для сдачи в аренду в Болгарии. Сегодня история о том, как его запасливость вылилась в очередную историю заработка. Передаю ему слово.

Откуда у меня взялся экскаватор

В 2009 году при постройке собственного дома, за 800 000 рублей был приобретен маленький новенький японский экскаватор HANIX H15-B Plus.

Времена были докризисные, денежные, желание постоянно приглашать на земляные работы помощников из бывших азиатских республик СССР не было. Технику всегда любил, да и продать её можно после окончания работ — инвестиции типа.

Машинка оказалась востребованной и после окончания строительства. Участок наклонный, лопату не перевариваю как класс, и для миниэкскаватора частенько находилась работа. Даже слежавшийся грунт перед вспашкой рыхлил ковшом в помощь мотоблоку.

Кризис 2008 года настолько втянулся в своё дело, что кубышка былых сытных времен, как-то быстро подошла к концу. На работу особо не берут – возраст, да и работал всё время на себя, не хочется коней на переправе менять.

Продавать технику с минимальным пробегом на низком рынке – себе в убыток, поэтому осмелился на подачу объявления в газету бесплатных объявлений об оказании услуг по рытью траншей с помощью миниэкскаватора в Волоколамском районе.

Кому нужна такая услуга и нужна ли вообще?

Габариты экскаватора позволяют проезжать в калитку метровой ширины, копать на глубину 2,2 метра, планировать отвалом грунт. Вес экскаватора 1,6 тонны, расход топлива 2,5 литра в час максимальный. Ширина ковша – 220 мм.

Себе и соседям копал:

  • котлован под септик и кессон для скважины;
  • траншеи под газовые, электрические и водяные коммуникации;
  • котлован под газгольдер;
  • фундаменты;
  • планировочные работы;
  • обкопка установленных колодезных колец для сооружения глиняного замка;
  • вывоз грунта с участков после копки колодцев.

Рассудив, что и другим дачевладельцам такие услуги могут потребоваться, дал объявление. Опыта заработка с помощью спецтехники не было. Обычно соседи покупали дизтопливо, рассаживались посмотреть как чудо техники копает, потом вместе ели шашлык.

Первый клиент

Первый же звонок выявил упущенный ранее вопрос доставки экскаватора до места работы. Благо был прицеп-платформа из-под катера, требуемой грузоподъемности, и категория прав от E к В.

Доехал «недалеко» благополучно, на месте выкопал траншею, длиной метров 20 и глубиной полтора метра от колодца до дома. За день заработал 8.000 рублей выручки, плюс к первоначальной стоимости работ добавил стоимость доставки (равную двойному расходу топлива) — 2000 рублей. Затраты на топливо составили порядка 1000 рублей, вместе дизелем для машины, расстояние было 15 км от базы в одну сторону.

Заказчику очень понравилось, что машинка негромкая и компактная, закапывал траншею он уже сам. Траншея получается очень узкая, часть ее нужно засыпать песком и щебнем. Для дренажных канав появляется существенная экономия на покупке засыпки.

Судите сами: человек с лопатой, может выкопать траншею такой же ширины до метра глубиной. Если нужно глубже, то ширина уже минимум 40 см, иначе плечи не помещаются, выбрасывать грунт неудобно. И живая сила копает более широкие траншеи, а значит и требующие больших затрат на засыпку песком или щебнем. Это тоже существенное преимущество экскаватора перед ручным трудом.

Коммерция набирает оборот

Заработок воодушевил, следующий заказ был на копку котлована для ленточного фундамента, когда за день получилось «накопать 11 рублей», и через неделю у этого же заказчика еще 7, когда потребовались траншеи от колодца в дом. Затраты на 18000 выручки были порядка 2.5 тысяч с дорогой.

В то лето 2016 года, экскаватор смог на такой мелочи на районе – не далее 40 км от базы, выручкой принести порядка 140.000 рублей, начиная с середины апреля, когда оттаял грунт, до начала сентября, когда дети в школу пошли, и с дачи уехали в город. Затраты были порядка 25.000 рублей, в которые вошла одна смена масла двигателя и фильтр. Выездов было около десяти, иногда с ночевкой экскаватора на объекте.

Немногочисленные конкуренты обычно запрашивают от 1000 рублей моточас, но так как клиенты не всегда понимают, что это такое, а объем вынутого грунта для миников не актуален (они проигрывают в производительности обычным экскаваторам-погрузчикам типа JCB, HITACHI), то договаривались по цене всей работы. Меньше 5.000 рублей не выезжал.

Мелких запросов было всего несколько, их заказчикам выгоднее нанять ребят с лопатами, чем оплачивать перегон. Три объекта были, где экскаватор оставался ночевать на объекте, а оператор в моем лице, ехал домой, и утром возвращался вновь. Если территория была охраняемой, разумеется.

Экскаватор ухоженный, проблем не доставлял, но шприцевать соединения приходилось ежедневно после работы — это залог долговечности использования и демонстрирует «кормильцу» благосклонность и уход хозяина.

Зимний кошмар экскаваторщика

По осени объявление снял, но в ноябре один из летних клиентов выкатил заказ на 280.000 рублей – копку траншеи зимой через деревню, общей длиной примерно 1,5 км, по центральной улице.
Так как раньше, по причине летней загруженности, прокопать траншею было нельзя, то это дело перенесли на зиму, и промерзшая зима показала, кто в доме хозяин.

Почему я в следующий раз дважды подумаю прежде чем брать зимний заказ

Траншея копалась два с лишним месяца, с отогревом земли кострами. Экскаватор на уклонах дважды заваливался – разбили стекло. Неоднократно проваливался в траншею – выдергивали другим трактором. Постоянные разборки с оставшимися жителями, которым не нравился то дым, то траншея перед домом. До мордобоя не доходили исключительно в силу воспитанности экскаваторщика, и, возможно, его роста под два метра при соответствующем весе и многолетнем увлечении борьбой самбо.

Самым неприятным было то, что совершенно неясно было, как поведет себя земля. Где-то копалось легко без отогрева. В иных местах пришлось долбить перфоратором смерзшийся щебень под асфальтом. Пару раз лопнувший рукав высокого давления был сущей мелочью на фоне борьбы с природой.

В-общем, перерасход топлива, частично компенсированный заказчиком, необходимость пропускать работу в выходные дни из-за проблем с местными, безнадега от низкой производительности по морозному грунту и недостаток веса мощности экскаватора именно для зимних условий, подпортили впечатления от неплохого заказа.

Легкий мини экскаватор прицепного типа новый из магазина за 200 тр…

Каждый, кто по своему роду деятельности вынужден проводить земляные работы своими силами, рано или поздно приходит к выводу, что мини-экскаватор значительно облегчает их. Небольшие размеры позволяют ему проезжать в узкие проёмы и работать в таких местах, где полновесный трактор или экскаватор не сможет развернуться. Мини-экскаваторы обладают большой силой, которая может быть эффективно направлена на пользу людям в тех случаях, когда требуется избежать большого давления на грунт под гусеницами или колесами машины.

Reconomica поговорила с предпринимателем, который организовал бизнес по предоставлению услуг в строительной сфере. Основной его техникой являются два мини-экскаватора, которые он приобрёл на вторичном рынке. Бизнесмен рассказал нам, какой путь он проделал и какие трудности ему пришлось преодолеть, чтобы его дело стало прибыльным.

Как мне пришла в голову идея бизнеса на мини-экскаваторах

Приветствую. Меня зовут Сергей. Мне 30 лет. Я живу в Волгограде. Я расскажу историю о том, как я начал заниматься бизнесом на мини-экскаваторе. Вы узнаете о том, как я начинал, где взял деньги, с какими трудностями в бизнесе я столкнулся и к чему пришёл сейчас.

Трудности с работой — распространённая проблема во многих регионах

На дворе стоял 2015 год. Работа у меня была, но она меня в корне не устраивала. Денег платили мало. Не секрет, что у нас в стране культивируется работающая бедность. Предприятие, на котором я трудился, регулярно останавливалось из-за отсутствия заказов. Оклад у меня был 23000 рублей, а по причине частых остановок завода выходило и того меньше. Жить нормально на эти деньги не получалось. Искать другую работу было бессмысленно. На других предприятиях была такая же ситуация. Деньги задерживали почти во всех организациях.

нет денег

Нехватка денег — мощный стимул заняться своим делом.

На моём предприятии работали преимущественно пенсионеры. С таким положением дел они мирились. Они получали пенсию, и к тому же содержали домашнее хозяйство. У меня ни того, ни другого не было. Жить хотелось хорошо, и пришлось принимать радикальные меры. Я решил не ждать милости от начальства и начал играть свою партию. На тот момент я работал слесарем-сборщиком и дополнительно обслуживал транспорт предприятия. В технике я разбирался хорошо.

Знание техники помогло определиться с направлением в бизнесе

Я решил заняться бизнесом, связанным с предоставлением транспортных услуг. Будут ли это перевозки или что-то другое, я не знал, и решил проанализировать весь рынок, связанный с применением легковой, грузовой или строительной техники.

Нет стартового капитала? Надо продать недвижимость и вложить деньги!

Денег на бизнес у меня не было, но у меня была дача с земельным участком, которыми я не пользовался. Цена этой дачи составляла ориентировочно 600000 рублей. Цена участка была около миллиона рублей. Я когда-то планировал построить дом, но с нашими российскими зарплатами это была лишь ветреная иллюзия. Я выставил на продажу эти объекты и решил вложить полученные деньги в бизнес.

Также читайте: Как не угробить свой бизнес.

Пока продавалась моя недвижимость, я приступил к анализу ситуации на рынке автотранспорта. Я начал рассматривать варианты.

Самым простым вариантом было заняться перевозками. Здесь можно было использовать несколько идей для бизнеса. Первый – купить несколько машин под такси и сдать их в аренду. Второй вариант – приобрести грузовую машину и заняться перевозками, и третьим вариантом было купить что-то из строительной техники и работать в этой сфере.

Мыслить без розовых очков: почему не стоит соваться в грузоперевозки и такси

Первый вариант я сразу откинул, по причине того, что таксисты — народ ненадёжный, и сдавать машину посторонним людям я считал убыточным занятием. Самому в такси работать не хотелось. Для того, чтобы в такси заработать деньги, нужно было работать сутками и в буквальном смысле, жить в машине. К тому же, ночная работа сильно изматывала и была крайне опасной.

Второй вариант был надёжнее. Заниматься грузовыми перевозками – это было более прибыльным делом. Но с поиском клиентов дело обстояло сложнее. Вокруг всех торговых центров было множество “своих” машин, и занять там место без знакомств в определённых кругах было невозможно. Также продавцы отделов, где торгуют габаритными товарами, уже имели договорённость с водителями и получали от них вознаграждение.

Площадки объявлений наподобие “Авито” работают плохо и нужным объёмом работы не обеспечат. Это я проверил таким образом: выставил на “Авито” несколько объявлений о перевозках на грузовой Газели. Газели у меня не было, но я считал поступившие звонки за две недели. Звонков было мало. Вариант о грузоперевозках на небольшом грузовике отпал. Эта работа не сильно отличалась от работы в такси.

Что касается перевозок на грузовом транспорте, тут ситуация тоже была неоднозначной. На хорошую фуру с прицепом мне денег вряд ли хватило, а покупать что-то отжившее свой срок эксплуатации было бессмысленно.

техника

При большом выборе техники, не на всей можно заработать.

При варианте покупки самосвала и перевозки песка или сыпучих материалов нужно было иметь выход на карьеры. Если осуществлять вывоз песка с карьера силами одной машины, то много не заработаешь. Одиночки работают и что-то зарабатывают на таких карьерах, вывозя товар мимо кассы. Тут тоже нужно иметь связи. У меня таковых не было. В случае поимки машины без сопроводительных документов на груз, можно было нарваться на штраф, или даже на уголовное дело. Такие перспективы меня не радовали.

Вообще, всё, что касается перевозок сыпучих материалов — это полулегальный бизнес. Если хочешь иметь постоянных клиентов, то нужно делать цену меньше, чем у других. Чтобы сделать цену ниже, чем у конкурентов, нужно договариваться на весовых. В карьерах, на товарных железнодорожных станциях, в портах есть люди, которые торгуют мимо кассы. Они отпускают товар, не взвешивая его. Машина просто проезжает через весовую и данные не фиксируются. Далее, после реализации деньги делятся между водителем и “продавцом”. Так устроен бизнес у нас в стране. Если хочешь заработать, то нужно где-то нарушать.

Многие сейчас скажут – он ко всему придирается. Нет господа, я не придираюсь. Я просто смотрю на бизнес без розовых очков. Исследовать рынок, перед тем, как вложить деньги, нужно обязательно. Это половина успеха.

Идея с мини-экскаватором была самая подходящая

Остался третий вариант – строительная техника. Здесь размышлять долго не пришлось. Хороший трактор стоит порядка 5000000 рублей.

Выбор пал на мини-экскаватор. Эта техника была доступна мне по денежным средствам и была востребована. Я сам пытался один раз найти такой экскаватор для прокладки водопроводной трубы. Была ранняя весна. Строительный сезон ещё не стартовал, но ждать, пока освободится ближайший экскаватор, пришлось неделю. Эта техника очень удобна для применения в местах с затруднительным подъездом. Без работы такая техника не простаивает.

Экскаватор.

Мини-экскаватор это мобильная и многофункциональная техника.

Решение принято, оставалось дождаться продажи участка и дачи и приступать к осуществлению задуманного. На тот момент я уже присмотрел несколько объявлений по продаже такой техники. Вся она находилась преимущественно в Москве и Московской области, Краснодаре и Ростове-на-Дону. В моём регионе такая техника продавалась, но была на порядок дороже.

Наступило время для бизнеса. Выбор подержанного мини-экскватора

Прошло несколько месяцев. Участок и дачу я реализовал. Выгадал я за них 1450000 рублей. Далее дело стало за выбором модели.

Определяющие факторы при выборе техники

При выборе модели мини-экскаватора определяющими фактороми стали количество наработанных моточасов и доступность сервисного обслуживания. Большинство образцов данной техники рассчитаны на 10000 часов беспрерывной работы. Так как денежных средств у меня хватало только на бывший в употреблении образец, то я ориентировался на счётчик моточасов.

Мини-экскаватор: особенности конструкции

Прицепной мини-экскаватор отличается от автономных моделей отсутствием возможности передвигаться самостоятельно. Эти компактные модели либо помещаются в кузов автомобиля (если позволяют габариты), либо буксируются в сцепке. Транспортировка без помощи авто или другой техники проблематична. Несмотря на размеры, весят такие машины от 500 кг.

Как правило, комплектация предполагает установку одной двухколесной оси. Однако более дорогие модели могут иметь четырехколесную комплектацию. При этом разница с полностью «самостоятельными» вариантами исполнения заключается в отсутствии привода на колеса. Отметим, что первый вариант более дешевый.

Устойчивость обеспечивают опоры, которые выдвигаются гидроприводом или вручную. Их тоже может быть две или четыре, что отражается на стоимости.

Мини-экскаватор может пригодиться, например, при подготовке дренажной системы участка

В России цена на заводские модели прицепных мини-экскаваторов стартует с 200 тысяч рублей. Нужно понимать, что речь идет о «голых» комплектациях, для которых придется докупать навесное оборудование. Средняя же стоимость — в пределах 250 — 300 тысяч. Цену определяет и вариант поставки. Дешевле стоят «конструкторы», когда покупатель получает набор деталей. Тогда осуществить сборку из крупных узлов придется самостоятельно.

Первые заказы и первый опыт выполнения подряда на работы

Во время моего обучения мне уже позвонили несколько человек и спросили цену на услуги.

Цену я установил 1000 рублей за час, с учётом минимального времени использования 2 часа. То есть, меньше 2000 рублей один заказ не выходил.

Первая работа подвернулась быстро. Заказчику нужно было расчистить территорию под строительство частного дома и вырыть фундамент. Почасовая оплата его устроила. У меня был весь набор инструмента для выполнения этого заказа.

Нужно ли брать гидромолот к миниэкскаватору?

Также мне пригодился гидромолот. На территории были элементы старого фундамента, и их нужно было разбивать на куски перед извлечением из грунта.

Если бы я не послушал продавца и не купил этот гидромолот в качестве дополнительной опции, то этот заказ я не смог бы выполнить по техническим причинам.

Получив аванс, я приступил к выполнению заказа. Территория была площадью 10 соток. На ней имелось много мусора и остатков от старой постройки. Они состояли из кирпичей и старых брёвен.

Первые непредвиденные расходы

Кирпич и строительный мусор убирался без особых усилий, а со старыми брёвнами пришлось повозиться. Для их растаскивания я сначала использовал трос, но это оказалось малоэффективным способом. Их нужно было распиливать на куски и вытаскивать по частям. Для этого понадобилась бензопила, и мне пришлось её купить.

Также мне необходим был человек для вспомогательных работ. Его мне пришлось нанять за свои деньги. Подсобному рабочему я определил сдельную оплату 1500 рублей за один рабочий день.

Это были непредвиденные расходы. Я понёс их из-за неимения опыта в проведении таких работ.

Чем трактор отличается от мини-экскаватора

На расчистку территории у меня ушел один день, или 8 часов, если быть точным. Полноценный трактор сделал бы эту работу за 3 часа, но ему не было возможности заехать на эту территорию из-за проходившей на небольшой высоте газовой трубы.

После очистки и планирования территории я приступил к фундаменту. Это была сложная и точная работа, и я немного переживал, хотя и пересмотрел много роликов о том, как это правильно делать. Ну ничего, глаза боятся – руки делают. Я приступил к копке фундамента.

На этом моменте я оценил качество импортной техники от хорошего производителя. Ковш ложился точно. Я ощутил удовольствие от управления японской техникой. Через несколько часов работы я чувствовал себя профессионалом. Всё получалось.

Трактор

Это я на выполнении очередного заказа.

Первый финансовый результат

В общем, весь заказ я выполнил за два полных дня. В деньгах это получилось 16000 рублей. Из них на топливо и зарплату рабочему я потратил 5000 рублей. Покупку бензопилы я внёс в затраты на бизнес.

Итого, в качестве чистого заработка за первый заказ я получил 11 000 рублей. Неплохо, если учесть, что я зарабатывал до этого 20-25 тысяч в месяц.

Но с этим заказчиком история не закончилась. После заливки фундамента, я ещё рыл яму под слив и делал траншеи под канализационные и водяные трубы.

Старая техника — не новая, она требует вложений. Мой отзыв о технике Kubota

В первый и второй месяц я заработал мало. По незнанию дела, мне пришлось нести непредвиденные расходы. При активной эксплуатации экскаватора выявилось много деталей, которые требовали замены. Техника была не новой, и требовала вложений.

Я решил любыми способами довести экскаватор до ума. Почти все заработанные деньги я вкладывал в ремонт и покупку новых запчастей. В перерыве между заказами я занимался ремонтом и восстановлением экскаватора.

Держать технику в нерабочем состоянии было недопустимо. Это был единственный источник дохода в моей семье. К тому же, я истратил почти полтора миллиона рублей на этот бизнес, и не мог чувствовать себя комфортно, пока не отработаю вложенные средства.

Прошло два месяца, экскаватор я привёл в порядок и дела с заказами пошли лучше. Занятость достигла 100%. Как экскаваторщик я стал профессионалом своего дела. Прибыль на третий месяц работы составила уже более 70000 рублей.

Сколько приносит работа на мини-экскаваторе при полной загрузке

Доход со временем стал стабильным и начал превышать 90 000 рублей в месяц. Исключением стали зимние месяцы — январь и февраль. Работа в эти месяцы была, но очень мало. Иногда заказы приходили из самых неожиданных мест.

Однажды, в сильные февральские морозы, мне позвонили из местной муниципальной организации и попросили поработать на кладбище. Трактора у них не было, а бригада копателей не справлялась с работой из-за сильно промёрзшего грунта.

На кладбище я проработал более двух недель. Далее, с наступлением тепла я вернулся на строительный рынок.

Первый большой заказ

Весна сразу преподнесла мне хороший сюрприз. Одной строительной организации требовалось прокладка нескольких километров водопровода и канализации в коттеджный посёлок. Работы было на месяц, если работать каждый день с утра и до вечера. Мой экскаватор работал вместе с полноценными тракторами.

Приступив к работе по этому заказу, я очень обрадовался, но с другой стороны, я терял много наработанных клиентов, что вызывало огорчение.

Принятие решения о расширении бизнеса

Думать я долго не стал и решил приобрести ещё один экскаватор. Накоплений, оставшихся с предыдущего года, не хватило на покупку, и я решил занять деньги у знакомых. Найдя необходимую сумму, я приобрёл ещё один экскаватор. Управление новой машиной я доверил своему старшему сыну. Он уже получил навыки для работы на экскаваторе и часто подменял меня на заказах. Ему я определил сдельную зарплату в 400 рублей за отработанный час.

Трактор

Это моё второе приобретение.

Сейчас, на середину 2021 года, я уже раздал долги за второй экскаватор. Этот бизнес мне удался, но я буду считать проект завершенным только тогда, когда верну вложенные до этого деньги — 1500000 рублей.

Читайте также:Экономия — 45 000 рублей в год на коммунальных услугах в частном доме. Реальный опыт (таблицы расчетов).

Итак, характеристики прицепного немецкого мини-экскаватора Лэндформер:

  • Полная снаряженная масса — 465 кг;
  • Операционный радиус — (имеются в виду выполняемые манипуляции с ковшом) – 130 градусов;
  • Мощность двигателя – 9 лошадиных сил;
  • Максимальная глубина траншеи – до 215 см.;
  • Максимальная высота подъема ковша – до 240 см.;

Габариты:

  • Длина – 322 см;
  • Полная ширина – 195 см (считается по колесам и выдвинутым упорным станинам);
  • Ширина корпуса – 95 см (ширина считается без учета станин и колес);
  • Масса нетто (без упаковки) – 465 кг;
  • Масса брутто ( в упаковке) – 550 кг;
  • Время сборки – 2, 5 часа;
  • Производительность экскаватора – 1 куб/10-12 минут (в зависимости от погодных условий, типа обрабатываемого грунта и размера используемого ковша);
  • Расход бензина при работе — 1-1,5 литра в час.

В стандартном наборе производителем предлагается ковш шириной 25 сантиметров — это даже меньше, чем ширина листа бумаги формата А4. На первый взгляд — слишком узкий даже для выкапывания траншей под прокладку кабеля. При желании (цена вопроса от 12 до 16 тысяч рублей) экскаватор можно оснастить ковшами шириной 35 и 60 сантиметров соответственно.

На экскаваторе установлен 9-сильный одноцилиндровый мотор Jangdong Jf-270 китайского производства, который по сути является более дешевым аналогом японского Honda GX-270. Мотор прекрасно справляется со своими задачами при работе в чуть сырой земле ковшами, шириной 25 и 35 см., после того как мы «повесили» 60-сантиметровый ковш — отчетливо стали слышны «всхлипы» движка и заметно чувствовалось избыточное напряжение. При желании покупателя мотор легко меняется в сторону большей производительности и мощности, главное чтобы технические характеристики были совместимы. На двигателе вовремя заметили уведомление о том, что масло в нем отсутствует — видимо, для облегчения условий транспортировки из-за границы. Не беда, быстро нашли в интернете данные по рекомендуемому для использования маслу. Это Полусинтетика (Semi-synthetic), фракция 10W40 или 10W30. Продолжим знакомство.

Что касается качества сборки — добротные немецкие системы гидравлической передачи усилия и толстая сталь в деталях корпуса — все выглядит достаточно надежно и крепко.

Очень понравилось оснащение агрегата «фаркопом», позволяющим легко транспортировать его в место проведения работ. Из опыта — обычно при доставке на требуемое место гусеничного экскаватора приходится пользоваться услугами транспортировки — подходят манипутяторы или автоэвакуаторы. Это также требует затрат. При доставке нашего красавца мы использовали обычный квадрацикл. Мощности движка для транспортировки полутонного агрегата хватило с лихвой — видимо, сказалось правильное размещение центра тяжести и 2 колеса вместо 4-х, что уменьшает площадь сцепления с землей.

Источник http://capitalgains.ru/biznes/istorii-uspeha/kak-ya-poluchil-280-000-rublej-za-2-mesyatsa-kopaya-transheyu-v-derevne.html

Источник https://zsm-miass.ru/stroitelstvo/mini-ekskavator-otzyvy.html

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *