29/04/2024

Бизнес с пеленок: как научить ребенка предпринимательству

 

Бизнес с пеленок: как научить ребенка предпринимательству

Карина Медведева (слева) и Кнарик Арабян

«Нельзя заставить ребенка стать бизнесменом, но развить в нем предпринимательское мышление можно», — уверены основательницы курсов KinderMBA Кнарик Арабян и Карина Медведева. Когда они начали оказывать консалтинговые услуги основателям стартапов, то быстро поняли, что формировать бизнес-мышление нужно с детства. На своих курсах, которые сегодня выпускают по 600 юных предпринимателей в год, они учат школьников азам бизнес-мышления.

Упаковка для стартапа

Кандидат экономических наук Кнарик Арабян познакомилась со своим будущим бизнес-партнером на занятиях по финансовому учету и аудиту, которые вела в отделении Кредит Европа Банка. «Карина была моей студенткой, которая, как оказалось, давно хотела запустить собственный образовательный проект. Как и я», — рассказывает Арабян.

Арабян родом из грузинского городка Ахалцихе, в девять лет она переехала с семьей в Москву, окончила МЭСИ по специальности «Бухучет и аудит» и стала преподавать в родном вузе. На третьем курсе университета она начала подрабатывать помощником аудитора в ГК «Финаудитсервис» и за девять лет стала партнером в этой компании. Параллельно возглавила в МЭСИ кафедру антикризисного управления, начала работать как бизнес-тренер и на одной из своих лекций познакомилась с Кариной Медведевой.

Медведева родилась в Москве, а когда ей было три года, семья переехала в Германию. К 15 годам она почти забыла родной язык, но решила вернуться в Москву. Медведева переехала к родственникам в столицу, поступила в школу, а потом на экономический факультет МГУ. После обучения пошла на стажировку в Кредит Европа Банк, которая гарантировала место руководителя одного из отделов. «Через месяц этой программы я поняла, что банк — это вообще не мое, что я хочу и могу делать что-то сама», — говорит предпринимательница.

Поговорить с Арабян ей предложил Игорь Кулюхин, который вместе с Медведевой проходил обучение в банке. Осенью 2011 года молодые люди встретились и решили, что втроем могут предоставлять услуги консалтинга стартапам: Арабян — специалист по консалтингу и аудиту, а Медведева и Кулюхин имели связи с бизнес-инкубатором МГУ.

Партнеры ходили по бизнес-конференциям, конкурсам стартапов и предлагали свои услуги. За год им удалось поработать с 20 компаниями. Эта деятельность приносила неплохой, хоть и непостоянный доход — около 300 тыс. руб. в месяц. В 2012 году к консультантам присоединился Александр Пасечник, тоже выпускник экономфака МГУ, а Игорь Кулюхин покинул проект.

MBA для самых маленьких

Идея изменить бизнес-модель пришла во время тренинга по деловым переговорам, который партнеры проводили для студентов МГУ. На эту встречу, к удивлению, записались 20 школьников из частной московской школы «Эрудит». Аудитория вмещала такое количество детей, но ради эксперимента Арабян и Медведева пригласили только двух ребят, и они показали хорошие результаты. «Дети схватывали на лету и предлагали нестандартные решения», — рассказывает Арабян.

В 2014 году девушки решили, что стоит организовать отдельный курс для школьников выпускных классов. Договорились с частной школой «Эрудит» и объявили набор на курсы предпринимательства. «Мы долго думали, будут это онлайн- или офлайн-курсы, в нашем собственном лектории или где-то на стороне. В итоге остановились на формате дополнительного образования в самих школах», — вспоминает Арабян. Курсы решили назвать KinderMBA.

«В отличие от многочисленных курсов для старшеклассников мы не готовили детей к ЕГЭ. Мы готовили их к жизни — обучали финансовой грамотности, — говорит Карина Медведева. — Давать гарантию, что ребенок станет бизнесменом, глупо. Но мы обещали родителям, что после курсов он подойдет к выбору профессии более осознанно». Вскоре после старта удалось договориться еще с двумя школами — одной частной и одной государственной. Курс стоил 5 тыс. руб. в месяц для каждого ребенка, в потоке было 30 человек. За аренду не платили, но делили выручку пополам со школами.

Родители часто просили взять детей помладше. «Мой ребенок такой умный, он даст фору девятиклашкам, возьмите его — стандартная история», — вспоминает Медведева. Постепенно возрастной ценз снижался, приводили даже первоклашек. Основательницы разработали новый курс для детей от пяти до 17 лет.

Чтобы адаптировать программы, девушки наняли несколько педагогов и бизнес-тренеров, которые помогли с составлением курсов и подключились к преподаванию. За основу взяли систему британца Бенджамина Блума, которая предполагает, что ребенок должен пройти шесть стадий обучения: понимание, запоминание, применение, оценка, анализ, исследование и создание нового.

Количество направлений постепенно росло: сначала появились пять новых модулей, потом еще пять, а в 2017 году детей обучали уже по 21 направлению — эмоциональный интеллект, прикладная экономика, основы предпринимательства, рекламы, налогообложения, дизайн-мышление и др. За год группа проходит два модуля, каждый из которых заканчивался защитой бизнес-проекта в рамках конференции на экономическом факультете МГУ.

«Школа — это коллективное кладбище талантливых бизнесменов»

Аркадий Морейнис, венчурный инвестор, основатель проекта «Бизнес для школьников»

«Я занимаюсь стартапами с 2010 года. За все это время пообщался, наверное, с 20 тыс. команд и отчетливо увидел, что в России огромный дефицит хороших проектов. Корень проблем в том, что будущих Цукербергов мы похоронили еще в школе. Это коллективное кладбище талантливых бизнесменов.

В историях западных миллиардеров есть одна общая деталь — все они, и Цукерберг, и Джобс, и Гейтс, уже на первых курсах университета делали какой-то большой проект. Им это удалось, потому что первые предпринимательские опыты они ставили еще в возрасте 12–16 лет. Это возраст, когда формируется характер, основные жизненные установки. То есть, чтобы сформировать этих самых звезд от бизнеса, нужно спускаться ниже, на уровень школы. Теория о том, что предпринимательству нельзя научить, — чистой воды миф. Человека можно научить почти чему угодно.

Говоря о детском бизнес-образовании, нужно понимать, что речь не о классическом МВА. MBA — это умение администрировать, а не предпринимать. Чаще всего это штука нужна для резюме, когда менеджеры среднего звена хотят подняться по карьерной лестнице. Детей нужно учить не зарабатывать строчки в резюме, а предпринимать — ставить цели, работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность.

На мой взгляд, рынок детского бизнес-образования в России сегодня находится в зачаточном состоянии. Это отчасти обусловлено тем, что, согласно социологическим опросам, только 2% наших родителей желают своим детям предпринимательского будущего. Но, надеюсь, что эта ниша будет в ближайшие три—пять лет расти и заполняться какими-то инициативами. На этом рынке найдется место многим локальным игрокам, как это сейчас происходит на Западе».​

Роботы в помощь

С масштабированием бизнеса возникли проблемы. «Мы обошли больше 30 школ, но договориться удавалось с единицами, — вспоминает Медведева. — Большинству идея нравилась, но все упиралось в реализацию». Государственные школы имеют право вступать в партнерство с коммерческими проектами только через тендер или с помощью договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Тендер — это долго и невыгодно, а на сетевой договор, который вошел в обиход относительно недавно, решаются далеко не все учреждения. В итоге девушки вовсе отказались от работы с государственными школами, заключив договоры с девятью частными школами и детскими центрами.

В 2014 году Александр Пасечник ушел из KinderMBA в собственный стартап Masterzen.ru, девушки остались вдвоем. А в конце года Медведева серьезно заболела и почти отошла от дел. Проект работал в минус и жил за счет личных инвестиций Кнарик Арабян.

Кнарик Арабян (слева) и Карина Медведева

Несмотря на трудные времена, в 2015 году Арабян провела первую конференцию в МГУ, на которой свои проекты защитили 60 детей. KinderMBA стали привлекать к сотрудничеству крупные компании, которые участвовали в разработке курсов и оценке проектов: например, Райффайзенбанк составил бизнес-кейс по разработке банковской карты, Unilever ставил задачу вывести на рынок новый бренд снеков, Gloria Jeans — создать рекламную кампанию для марки одежды. «Нас познакомил наш сотрудник, дети которого посещали KinderMBA. Он был очень доволен качеством курса и рассказал нам о проекте. Банк как раз запускал детскую банковскую карту, мы посмотрели на программу, на то, как коллеги относятся к процессу обучения, и приняли решение о совместной разработке курса», — рассказывает начальник отдела дебетовых карт Райффайзенбанка Ксения Андреева.

Сотрудничество с МГУ и участие известных компаний помогли привлечь новых клиентов — к концу 2016 года количество учеников на потоке достигло 150. Выручка KinderMBA за 2016 год составила 1,2 млн руб., прибыль — 300 тыс. руб. А в 2017 году девушки нашли нового партнера — школу робототехники «Лига Роботов» Павла Баскира. Между компаниями заключен лицензионный договор, свои доли в доходах предприниматели раскрыть отказались. «Нам интересны различные образовательные форматы в нишах, которые не охвачены классическим школьным и дополнительным образованием. Тема предпринимательства логично вписывается в нашу образовательную экосистему», — объясняет Баскир.

Сейчас занятия KinderMBA проходят уже на 25 площадках, в том числе на территории «Лиги Роботов». В дополнение к основному курсу предпринимательства дети могут выбрать модуль по робототехнике и создать технологический бизнес-проект.

Курсы KinderMBA по-прежнему стоят 5 тыс. руб. в месяц, занятия проходят в игровой форме и делятся на два блока по полтора часа. Например, на уроке, посвященном основам предпринимательства, детей учат приумножать стартовый капитал: каждому выдают по 150 руб., которые ребенок должен вложить в проект и на следующем занятии выручить в два раза больше. «Детки пекли печенье, варили варенье из огурцов и кабачков, делали морковные чипсы. Все это они приносят на занятие, преподаватель пробует и решает, сколько готов заплатить за этот товар», — рассказывает Карина Медведева.

Помимо выполнения таких разовых задач дети весь семестр готовят основной бизнес-проект, который защищают на экономическом факультете МГУ. Жюри состоит из экспертов: преподавателей, представителей крупных компаний, фондов и акселераторов, которые отбирают лучшие проекты.

Некоторые из них действительно приносят своим создателям небольшой доход — например, одиннадцатиклассник Александр Т. создал развивающий конструктор из магнитных кубиков Mcreate, первые продажи которого принесли молодому человеку 35 тыс. руб. прибыли. 15-летняя Ксения И. вместе с одноклассницей Дарьей Ш. запустила проект под названием «Подарок счастья» — тематические подарочные наборы (например, в новогодние коробочки кладут плед, кружку и чай). За январские праздники они смогли продать три таких набора через интернет-магазин «Лиги Роботов» и заработать несколько тысяч рублей.

Ученицы 4-го класса московской школы «Путь к успеху» Виктория А. и Алиса Б. второй год занимаются на курсах KinderMBA. В этом году они подготовили программу для сбора пожертвований в помощь московским приютам для животных «Живи-люби с любимцем». Девочки обзвонили больше 20 приютов, договориться о сотрудничестве удалось только с двумя. «С нами часто не хотели разговаривать, просили позвать взрослых. Приходилось передавать трубку учительнице, но с остальным справлялись сами», — гордится Алиса.

Первым делом они установили коробку для сбора средств в вестибюле школы, а потом вместе с учителем информатики разработали приложение, в котором можно выбрать приютского щенка или котенка, стать опекуном животного или перевести пожертвование онлайн. За два месяца девочкам удалось собрать больше 40 тыс. руб., которые пошли на улучшение жизни животных в приютах.

Конечно, большинство учебных проектов так и не превращается в реальный бизнес, признают основательницы KinderMBA, но, по словам Арабян, основная задача курсов не в том, чтобы штамповать готовые бизнесы. Главное — развить предпринимательское мышление, научить ребенка работать в команде и принимать решения. А финансовая грамотность нужна не только для построения бизнеса, но и просто для выживания в современном мире: «Из-за отсутствия базовых знаний ломаются жизни — наберет первокурсник кредитов на телефон под бешеные проценты и погрязнет в долгах. Мы даем ребенку инструментарий для взрослой жизни, которым дальше он распоряжается самостоятельно».

По итогам 2017 года выручка от совместной деятельности KinderMBA и «Лиги Роботов» составила 8 млн руб., чистая прибыль — 1 млн руб. В планах основательниц на 2018 год — вдвое увеличить свой доход. В партнерстве с «Лигой Роботов» KinderMBA планирует открыть пять площадок в Санкт-Петербурге, а также развивать направление летних и зимних бизнес-лагерей: на грядущий год уже запланированы выезды в Подмосковье, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию и США.

Взгляд со стороны

«Предпринимательство — это жизненная позиция»

Никита Власов, управляющий партнер детской бизнес-школы «ФинСкиллс»

«Основная проблема в развитии такого рода курсов связана с отрицательным образом предпринимателя в России. Любимая детская сказка, которую каждый из нас впитал с молоком матери, учит нас полагаться на волшебное «щучье веленье» вместо упорного труда. Много сил приходится тратить на то, чтобы объяснить родителям: предпринимательство — это не банальное «купи-продай», а жизненная позиция, основанная на личной ответственности, мотивации и стремлении реализовать свои идеи. Ограниченность кругозора родителей формирует консервативное мышление и у самого ребенка. А крупное и успешное предпринимательство, как правило, связано с прорывными идеями».

«Создатели бизнес-школ сами должны быть успешными предпринимателями»

Кристина Геворкян, частный эксперт по запуску и развитию образовательных продуктов

«KinderMBA — перспективный проект с хорошей программой, но список тренеров не вызывает доверия. Преподавателями должны быть действующие предприниматели, а не теоретики. При прочих равных родители выберут курс Аркадия Морейниса или ФРИИ, которые занимают уверенные позиции в предпринимательской среде.

Основная трудность детских бизнес-школ — это сложность измерения результата. Что считать успешным прохождением курса: написанную концепцию продукта, прототип, запущенный или монетизированный продукт? Детский сегмент рынка платного дополнительного образования в России представлен в основном курсами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, но здесь родители понимают, за что они платят, а эффективность измеряется по принципу поступил / не поступил. В случае с профориентацией и отдельным ее подвидом — предпринимательством — эффект накопительный и отложенный».

Дети и бизнес. Как школьники создают новые технологии и компании

В центрах молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ) дети уже сегодня создают проекты, способные стать основой предприятия, об этом рассказал АиФ.ru заместитель генерального директора Научного парка МГУ Виталий Морозов.

Творчество «шустриков»

— Насколько, по вашему мнению, близка нынешним школьникам тема предпринимательства? Прежде всего — тем школьникам, с которыми работают ваш парк и ЦМИТ.

— Предпринимательство интересует нынешних детей старшего школьного возраста. Существует закономерность: те дети, чьи родители занимаются бизнесом, больше склонны думать про развитие новых технологий, продуктов или услуг и связывают свое будущее с этим процессом.

Задача Научного парка МГУ и нашего ЦМИТа как его составляющей — создавать условия для развития малых и средних высокотехнологичных компаний. В том числе мы стремимся вовлекать школьников в научно-техническое творчество и предпринимательство. Этому способствует система конкурсов.

Например, конкурс «ШУСТРИК», который проводит Фонд содействия инновациям вместе с нашим технопарком: здесь школьники решают практические задачи, поставленные инновационными компаниями, которые уже есть на рынке. Есть задачи из дорожных карт Национальной технологической инициативы, ориентированных на рынки будущего. То есть ребенок или подросток делает проект для развивающейся отрасли.

Артём Наумов.

— Один из наиболее перспективных проектов-финалистов конкурса «ШУСТРИК» — миостимулятор для преодоления заикания во время публичных выступлений, созданный 12-летней Ариной Филимоновой из Нижнего Новгорода. Прибор крепится на кожу в районе диафрагмы. Под действием тока возникает изолированное безболезненное сокращение мышц живота. Арина протестировала прибор на себе. Он позволил ей на время забыть о заикании, методиках контролирования дыхания, избегании определенных согласных и просто рассказывать презентацию.

Прибор заинтересовал региональных инвесторов, которые обратились в фонд с просьбой дать контакты автора. Благодаря их содействию стала возможна коммерциализация разработки и ее последующее продвижение на рынок.

Сложный путь технологического бизнеса

Важно разграничить изобретательскую деятельность и предпринимательскую, они разные по целям и этапам развития. Изобретательство направлено на техническое решение какой-либо проблемы, усовершенствование изделия или процесса, создание новой разработки. А бизнес — это поиск заказчика, решение его проблем, формирование команды, налаживание системы производства и продаж, получение прибыли. В школе такому не научат.

Создание технологического бизнеса — сложный путь, и само изобретение или ноу-хау играет в нем значительную, но не определяющую роль. Именно проектная деятельность позволяет школьнику приобрести часть необходимых для создания бизнеса навыков. После этого уже можно пробовать делать что-то коммерческое. Конечно, делать это получится только по достижении совершеннолетия.

Обычно первые стартапы появляются у будущих Стивов Джобсов и Илонов Масков уже после школы. Это ещё не полноценный бизнес, но возможность довести проект до достаточно высокого уровня и получить навыки, которые точно пригодятся в дальнейшем. Мы активно работаем в этом направлении и стремимся помогать ребятам достичь ощутимых результатов и не терять творческий запал.

Важно создать систему поддержки на всех этапах пути, такой инновационный лифт. Поэтому мы организуем лекции по предпринимательству, предоставляем оборудование ЦМИТ для создания проектов, привлекаем компании научного парка для разработки заданий, а предпринимателей, основателей уже успешных компаний, — в качестве экспертов.

Один из перспективных партнёрских проектов — акселерационная программа для школьников по созданию собственного бизнеса (она тоже финансируется Фондом содействия инновациям, и мы планируем ее апробацию в скором времени). Конкурсы типа «ШУСТРИКА» позволяют отбирать лучшие проекты и адресно поддерживать их, переводя на следующие, более серьезные этапы.

Идеи, ставшие бизнесом

— Есть ли школьники, которые уже близки или осуществили коммерциализацию своих разработок?

— Для ребят, достигших 18-летнего возраста, уже доступны гранты по программе «УМНИК» в размере 500 тыс. рублей. Их проекты уже гораздо чаще заканчиваются коммерциализацией и основанием собственных компаний.

К примеру, Алексей Шлыков, получивший грант на создание пластичного конструктора для детей, сегодня является исполнительным директором компании «Коптер экспресс», одного из ведущих разработчиков квадрокоптеров в России.

Глеб Интс стал обладателем гранта для создания модульного осветительного комплекса для подводных аппаратов. Этот проект уже близок к внедрению на подводных комплексах Центра морских исследований МГУ.

В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» ЦМИТы стали элементом площадки «Мой бизнес». Цель такого встраивания — чтобы дети и молодёжь изначально находились в пространстве, где занимаются развитием предпринимательства

Таким образом, наша задача — сперва вовлечь максимальное количество детей ещё в период их обучения в школе, дать им возможность реализовать свои идеи и подвести к мысли о собственном деле. А уже после — помочь продвижению проектов на этапе их становления и развития.

Если же говорить о наших глобальных целях, то мы стремимся помочь малому и среднему высокотехнологичному бизнесу занять свой профильный сегмент и стать частью процесса экономического развития нашей страны.

Источник https://www.rbc.ru/own_business/30/01/2018/5a6af7dc9a7947f3bdbcebf5

Источник https://aif.ru/my_business/master_class/deti_i_biznes_kak_shkolniki_sozdayut_novye_tehnologii_i_kompanii

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *