22/11/2024

Инструкция по обоснованию НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

 

Содержание статьи

Инструкция по обоснованию НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен — это обоснование максимальной суммы, которую заказчик может потратить на товары, работы, услуги, с применением способа анализа рынка.

Новые требования Минфина

Минфин выпустил проект приказа с методическими рекомендациями по расчетам начальной цены контракта. По новым правилам определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рассчитывается по формуле (как и сейчас). Если расчетное значение превысит лимиты бюджетных обязательств, выделенные на закупку, заказчики пересчитают НМЦК по другой формуле (п. 4.19 проекта).

Кроме того, в ведомстве подготовили инструкцию по выбору метода расчетов начальной (максимальной) стоимости контракта (раздел III проекта). Выберите способ обоснования следующим образом:

  1. Проверьте наличие нормативных актов, регулирующих порядок определения НМЦК для закупаемых товаров, работ, услуг.
  2. Определите, действуют ли в отношении планируемой закупки регулируемые цены и тарифы.
  3. Узнайте, требуется ли смета для проведения заказа. Если да, то составьте ее по всем законодательным правилам из градостроительной сферы (для тендеров на строительство и ремонт).

Приказ Минфина вступит в силу после отмены действующих методических рекомендаций Минэкономразвития.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как сформировать НМЦК всеми способами без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.

Основание применения метода

Законодательная основа расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта — это статья 22 федерального закона №44-ФЗ. В ней приведены все возможные способы исчисления максимальной стоимости закупки (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ). Дополнительно расчет регулирует приказ Минэкономразвития №567 от 02.10.2013 и утвержденные им Методические рекомендации.

Скачать образец расчета начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
Скачать образец расчета НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
Скачать образец запроса цен у поставщика

В ч. 6 ст. 22 44-ФЗ анализ рынка определяется приоритетным способом расчета начальной стоимости. По нормам 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен и анализа рынка заключается в изучении общедоступных источников информации и сборе аналитических данных по требуемым позициям с целью дальнейшего использования этих сведений для исчисления начальной цены контракта (ч. 2, 5 ст. 22 44-ФЗ).

При изучении стоимости (конкретных предложений продавца, прайс-листов, расценок с официальных сайтов) в расчет берутся идентичные или, если невозможно найти идентичные предложения, однородные товары. Этот способ расчета подходит практически для всех конкурентных заказов и закупок у единственного поставщика, стоимость которых рассчитывается путем анализа ценовых предложений поставщиков по приобретаемым заказчиком товарам, работам, услугам.

Под идентичными понимаются те продукты, которые имеют одинаковые характеристики и признаки, включая качество, количество, внешний вид, уникальность, страну-изготовителя. У однородных товаров главные характеристики и критерии являются аналогичными, но не одинаковыми (ч. 13, 14 ст. 22 44-ФЗ). Однородная продукция имеет одни и те же качественные характеристики или одинаковую страну происхождения.

Когда поставщик направляет заказчику ценовые предложения на товары, работы, услуги, он включает в документ основные описательные и качественные характеристики, отсылку на товарный знак и представляемую модель и комплектацию. В результате заказчик относит поставляемые ТРУ к группе однородных или идентичных товаров.

По 223-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен необязателен к применению. Закон о закупках отдельными видами юридических лиц позволяет не обосновывать цену заключаемых договоров и методы ее расчета. Но по аналогии с анализом рынка в 44-ФЗ специалисты, закупающие товары, работы и услуги по 223-ФЗ, используют рыночный метод исчисления стоимости договора.

Источники информации для анализа

Анализ тендеров Единой информационной системы показывает, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применяется при закупках практически всех товаров, работ и услуг с конкурентной стоимостью. Исключение — заказы строительных и ремонтных работ (сметный метод) и тендеры с регулируемыми и нормативными тарифами.

После сбора информации заказчики по 44-ФЗ делают расчет максимальной стоимости соглашения, используя метод сопоставимых рыночных цен. Чтобы провести анализ рынка, необходимо собрать дополнительные сведения. Все финансовые и коммерческие условия конкретной закупки должны сопоставляться (ч. 3 ст. 22 44-ФЗ). Для приведения данных в сопоставимую форму используют индекс пересчета цен или иные обоснованные коэффициенты (ч. 4 ст. 22 44-ФЗ).

Стоимостную информацию получают несколькими способами:

  1. Отправка запросов минимум 5 потенциальным поставщикам (п. 3.7.1 Методических рекомендаций). В судебных нормативах есть практические случаи, устанавливающие право заказчика определять количество направляемых запросов (постановление АС Северо-Западного округа по делу №А42-2927/2014 от 27.03.2015). Запросы направляют по электронной почте или почтовым отправлением. В ответ организация-заказчик должна получить коммерческие предложения от поставщика.
  2. Изучение общедоступных источников информации, это могут быть прайс-листы, каталоги, официальная реклама, биржевые котировки и котировки на электронных площадках, сведения о ценах, определенные исполнительными органами, данные рыночной оценки и органов государственной статистики. Не рекомендуется использовать данные, полученные от поставщика, включенного в РНП, из анонимных источников или сведения, в которых нет детализации расчетных величин и которые не соответствуют приобретаемым ТРУ.
  3. Цены, приведенные в реестре контрактов в Единой информационной системе, при условии, что данные соглашения были исполнены без штрафов в течение 3 предшествующих лет (п. 3.7.3 Методических рекомендаций, Приложение №2 приказа №567). ЦК из реестра в ЕИС при необходимости увеличивают: на 17% — для запроса котировок и предложений, на 13% — для аукциона, не более чем на 10% — для конкурса. Для закупок у единственного поставщика стоимость не меняется.

Если о закупаемых товарах, работах или услугах невозможно найти данные о стоимости в открытых и доступных сервисах, воспользуйтесь еще одним источником получения аналитической ценовой информации — разместите в Единой информационной системе запрос цен.

Запрос цены

Инструкция расчета НМЦК и примеры

Пошаговая инструкция, как рассчитать НМЦК по 44-ФЗ на примере:

Шаг 1. Сбор необходимой ценовой информации.

Шаг 2. Анализ полученных данных и приведение сведений в сопоставимую форму. Для этого используется коэффициент вариации.

Коэффициент вариации

Шаг 3. Если исчисленные ценовые значения однородны, то применяется формула расчета. Если исчисленный коэффициент вариации равен 33% и более, то цены не являются однородными. Значит, заказчику надлежит запросить новые ценовые предложения или вновь проанализировать возможные информационные источники, а затем пересчитать стоимость.

Как рассчитать объем инвестиций в сопоставимых ценах

нфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» за отчетный период (прошедший год).

2. Показатель «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» рассчитывается Министерством экономического развития Российской Федерации на основе данных Федеральной службы государственной статистики по показателю «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных ассигнований федерального бюджета» и информации об инвестициях инфраструктурных монополий (федеральные проекты), которые представлены высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство экономического развития Российской Федерации.

3. В целях отражения динамики показателя «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» во времени в настоящей методике приводится алгоритм оценки показателя «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета».

4. Показатели «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» и «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» рассчитываются за отчетный год в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации.

5. Понятие «инвестиции в основной капитал», используемое в настоящей методике, означает совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы, инвестиции в объекты интеллектуальной собственности, культивируемые биологические ресурсы (в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК-013-2014 (СНС 2008).

Состав инвестиций в основной капитал определяется в соответствии с официальной статистической методологией определения инвестиций в основной капитал на федеральном и региональном уровнях, утвержденной Федеральной службой государственной статистики.

Объем инвестиций в основной капитал формируется по всем хозяйствующим субъектам на основе годовых отчетов крупных и средних организаций, а также экспертных оценок инвестиций субъектов малого предпринимательства.

Объем инвестиций в основной капитал за счет средств федерального бюджета определяется на основе сведений об источниках финансирования инвестиций в основной капитал по формам федерального статистического наблюдения № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», утвержденным Федеральной службой государственной статистики.

6. Объем инвестиций в основной капитал инфраструктурных монополий (федеральные проекты) определяется с учетом сведений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представленных в Министерство экономического развития Российской Федерации с указанием источников и размеров финансирования, в соответствии с порядком, определенным Министерством экономического развития Российской Федерации.

7. Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета за отчетный год (в текущих ценах) (Vч), определяется по формуле:

Vч = Vо — Vб — Vим,

Vо — объем инвестиций в основной капитал по всем хозяйствующим субъектам с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами за отчетный год (в текущих ценах);

Vб — объем инвестиций в основной капитал за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета за отчетный год (в текущих ценах);

Vим — объем инвестиций в основной капитал инфраструктурных монополий (федеральные проекты) за отчетный год (в текущих ценах).

8. Для расчета индекса физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, данные за отчетный год пересчитываются в среднегодовые цены предыдущего года методом дефлятирования.

Для расчета используется индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за отчетный год по отношению к среднегодовому значению предыдущего года.

9. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета к соответствующему периоду предыдущего года в год n (In), определяется по формуле:

In = (Vчп / Vч (n-1)) x 100%,

Vчn — объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета за отчетный год (в сопоставимых ценах);

Vч(n-1) — объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета за предыдущий год (в сопоставимых ценах).

10. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета в год n к базовому значению (значению 2018 года) (), определяется по формуле:

,

,

где It — индекс физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета в год t.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6к постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 17 июля 2019 г. № 915

МЕТОДИКАрасчета показателя «Уровень бедности» за отчетный период(прошедший год)

1. Настоящая методика определяет расчет показателя «Уровень бедности» за отчетный период (прошедший год).

2. Показатель «Уровень бедности» по состоянию за отчетный период рассчитывается Федеральной службой государственной статистики как доля численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах к общей численности населения.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

3. Показатель «Уровень бедности» измеряется в процентах.

4. Расчет показателя «Уровень бедности» строится на основании:

величины среднедушевого денежного дохода, определяемого по данным форм федеральных государственных статистических наблюдений и ведомственной отчетности органов государственного управления, Банка России и других организаций о денежных выплатах и расчетах с населением;

данных о распределении населения по уровню среднедушевых денежных доходов по итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (форма № 1-доходы «Вопросник для домохозяйства» и форма № 2-доходы «Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более»), верифицированных с использованием административных данных Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты субъектов Российской Федерации о численности получателей доходов от трудовой деятельности и социальных пособий и об их распределении по размеру этих выплат;

величины прожиточного минимума, утверждаемой ежеквартально органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

общей численности постоянного населения субъекта Российской Федерации на 1 января отчетного года.

5. Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определяется ежеквартально и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

6. Показатель «Уровень бедности» (численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) в связи с различными сроками готовности информации по источникам его формирования представляется поэтапно.

7. В рамках 1-й оценки (15 апреля года, следующего за отчетным (прошедшим) годом) расчет производится на основании:

предварительных данных о величине среднедушевого денежного дохода, определяемого по оперативным (квартальным) данным об объемах денежных доходов и расходов населения, рассчитанных по ограниченному кругу показателей;

данных о распределении населения по уровню среднедушевых денежных доходов по итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (форма № 1-доходы «Вопросник для домохозяйства» и форма № 2-доходы «Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более») за период, предшествующий отчетному (прошедшему) году;

величины прожиточного минимума, утверждаемой ежеквартально в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

общей численности постоянного населения субъекта Российской Федерации на 1 января отчетного года.

8. В рамках 2-й оценки (29 апреля года, следующего за отчетным (прошедшим) годом) расчет производится на основании:

уточненных предварительных данных о величине среднедушевого денежного дохода, определяемого по оперативным (квартальным) данным об объемах денежных доходов и расходов населения, рассчитанных по ограниченному кругу показателей;

предварительных данных о распределении населения по уровню среднедушевых денежных доходов по итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (форма № 1-доходы «Вопросник для домохозяйства» и форма № 2-доходы «Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более») за отчетный период (прошедший год), верифицированных с использованием административных данных Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты субъектов Российской Федерации о численности получателей доходов от трудовой деятельности и социальных пособий и об их распределении по размеру этих выплат;

величины прожиточного минимума, утверждаемой ежеквартально в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

общей численности постоянного населения субъекта Российской Федерации на 1 января отчетного года.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7к постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 17 июля 2019 г. № 915

МЕТОДИКАрасчета показателя «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении» за отчетный период (прошедший год)

1. Настоящая методика определяет расчет показателя «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении» за отчетный период (прошедший год) (далее — показатель).

2. Показатель характеризует число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоторого гипотетического поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в год, для которого вычислен показатель.

3. Показатель рассчитывается Федеральной службой государственной статистики в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации на основе половозрастного состава населения и числа умерших, распределенных по однолетним возрастам.

4. В соответствии с Федеральным планом статистических работ показатель представляется поэтапно (1-я оценка (предварительная) — 15 марта; 2-я оценка (окончательная) — 15 августа).

5. В рамках 1-й оценки (предварительной) показатель рассчитывается на основании предварительных данных о числе умерших (без учета окончательных медицинских свидетельств о смерти), распределенных по полу и однолетним возрастным группам, и предварительной оценки половозрастного состава населения.

При исчислении ожидаемой продолжительности предстоящей жизни подсчитывается число человеко-лет, которое предстоит прожить дожившим до соответствующего возраста за весь период предстоящей жизни (от соответствующего возраста и до предельного). Полученная сумма человеко-лет делится на число доживших до соответствующего возраста.

Ожидаемая продолжительность жизни для возраста (е)(х) определяется по формуле:

,

Тх — число человеко-лет;

Iх — число доживших до соответствующего возраста.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении является ожидаемой продолжительностью жизни для возраста 0.

Источником информации для расчета показателя является предварительная оценка половозрастного состава населения и число умерших по однолетним возрастным группам, полученные на основе сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния в соответствии со статьей 132 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», без учета окончательных медицинских свидетельств о смерти, выданных взамен предварительных или окончательных медицинских свидетельств о смерти.

6. В рамках 2-й оценки (окончательной) показатель рассчитывается по указанному алгоритму с учетом окончательной оценки половозрастного состава населения и уточненного половозрастного состава умерших на основе окончательных медицинских свидетельств о смерти.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8к постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 17 июля 2019 г. № 915

МЕТОДИКАрасчета показателя «Естественный прирост населения» за отчетный период (прошедший год)

1. Настоящая методика определяет расчет показателя «Естественный прирост населения» за отчетный период (прошедший год).

2. В целях настоящей методики «Естественный прирост населения» — абсолютная величина разности между числами родившихся и умерших за определенный промежуток времени. Значение показателя может быть как положительным, так и отрицательным.

3. Показатель «Естественный прирост населения» (ЕП) рассчитывается Федеральной службой государственной статистики по следующей формуле:

ЕП = B(t) — M(t),

B(t) — число родившихся в году t;

M(t) — число умерших в году t.

4. Источник информации: число родившихся и умерших за отчетный год, полученное на основе сведений о государственной регистрации рождения и смерти, содержащихся в Едином государственном реестре актов гражданского состояния в соответствии со статьей 132 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9к постановлению ПравительстваРоссийской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915

МЕТОДИКАрасчета показателя «Количество семей, улучшивших жилищные условия» за отчетный период (прошедший год)

(Утратила силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10к постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 17 июля 2019 г. № 915

МЕТОДИКАрасчета показателя «Уровень доступности жилья» за отчетный период (прошедший год)

1. Настоящая методика определяет расчет показателя «Уровень доступности жилья» за отчетный период (прошедший год).

2. Показатель «Уровень доступности жилья» для жителей субъекта Российской Федерации рассчитывается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации.

3. Для целей настоящей методики используется основное понятие «Уровень доступности жилья» для жителей субъекта Российской Федерации — величина, которая позволяет оценить долю домохозяйств, которые имеют возможность приобрести жилое помещение с помощью собственных и заемных средств. Стоимость жилого помещения определяется как произведение средней площади квартиры площадью 54 кв. метра и средней стоимости 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке.

4. Показатель «Уровень доступности жилья» для жителей субъекта Российской Федерации (Удж) определяется как доля населения, ежемесячный доход которого превышает минимальный доход (МД), по данным о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов (источник данных — Федеральная служба государственной статистики).

Минимальный доход (МД) рассчитывается по следующей формуле:

,

МД — минимальный доход (в рублях в месяц), расчетный показатель;

70 — доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в процентах);

Цм — средняя стоимость 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке (в рублях), источник данных — Федеральная служба государственной статистики;

54 — средняя площадь квартиры, кв. метров;

Ст — процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам в рублях в среднем за год (в процентах в год), источник данных — Банк России;

Кn — средний срок выданных ипотечных жилищных кредитов в рублях в отчетном году (в месяцах), источник данных — Банк России;

35 — доля платежа по ипотечному жилищному кредиту в доходах домохозяйства (в процентах);

2,38 человека — средний размер домохозяйства, источник данных — Микроперепись населения 2014 года.

5. Исходные данные для расчета показателя «Уровень доступности жилья» представляются в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в следующие сроки:

распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (Федеральная служба государственной статистики) — до 10 марта года, следующего за отчетным. В случае отсутствия данных в указанные сроки допускается использовать для расчета распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов за год, предшествующий отчетному. В таком случае к показателю минимальных доходов должен быть применен поправочный коэффициент (множитель), определяемый по следующей формуле:

,

К — поправочный коэффициент (множитель);

Рд — номинальный темп роста денежных доходов населения в отчетном году (процентов) к предыдущему году, источник данных — Федеральная служба государственной статистики.

Средняя стоимость 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке (Федеральная служба государственной статистики) — до 1 марта года, следующего за отчетным;

процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам в рублях (Банк России) — до 1 марта года, следующего за отчетным;

средний срок выданных ипотечных жилищных кредитов в рублях в отчетном году (Банк России) — до 1 марта года, следующего за отчетным.

6. Расчет показателей может осуществляться с использованием автоматизированных информационных систем. В таком случае результаты до 28 марта года, следующего за отчетным, подлежат размещению на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (или ином сайте, определенном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в установленном порядке) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Источник https://gozakaz.ru/instrukcziya-po-obosnovaniyu-nmczk-metodom-sopostavimyh-rynochnyh-czen/

Источник http://government.ru/docs/all/123256/?page=2

Источник

Источник