21/11/2024

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Иностранным инвестициям посвящен специальный Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях). Соответственно, Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» утратил силу.

В преамбуле Закона об иностранных инвестициях подчеркивается, что данный Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике международного сотрудничества.

Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Отметим, что не все цели, о которых говорится в преамбуле Закона, в нем отражены.

В отличие от Закона об иностранных инвестициях 1991 г., в котором была специальная глава «Виды и условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями», посвященная предпринимательской деятельности как продолжению инвестиционной, новый Закон об иностранных инвестициях, как следует из ст. 1, регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. исключает из сферы своего действия отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством о банках и банковской деятельности и законодательством о страховании. Это объясняется спецификой банковской и страховой деятельности. Однако в литературе по этому поводу обоснованно критикуется изъятие из сферы действия рассматриваемого Закона инвестиций в страховой и банковский бизнес: общие гарантии прав инвесторов должны распространяться и на инвесторов, размещающих свои капиталы в кредитные и страховые организации. Речь идет именно о гарантиях, а не о специфике банковских и страховых отношений .

Вознесенская Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. Сравнительно-правовой комментарий. М., 2002. С. 41.

Указанные в предыдущей главе учебника федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, распространяются и на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций на территории РФ.

Например, ст. 5 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений» называется «Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации».

Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ч. 2 ст. 3 Закона об иностранных инвестициях). По предметам совместного ведения законодательство субъектов РФ не должно противоречить федеральным законам.

Например, в конкурсах и аукционах на право инвестировать в строительный комплекс Москвы, а также выступать в качестве подрядчиков в соответствии с московским законодательством участвуют как российские, так и иностранные лица.

Важное значение в правовом регулировании инвестиционной и предпринимательской деятельности иностранных лиц в России имеют международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

Среди международных договоров весьма распространены двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения существуют у Российской Федерации как у правопреемника СССР, так и в результате их заключения РФ в качестве субъекта международного права.

Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций предусматривают обязательства принимающего на своей территории иностранные инвестиции государства:

— создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности;

— осуществлять надлежащую защиту иностранной собственности;

— обеспечивать перевод доходов в свободно конвертируемую валюту;

— гарантии рассмотрения споров в международном арбитраже;

— гарантии компенсаций в случае национализации и др.

В соглашениях может предусматриваться право иностранного инвестора предъявлять иски к РФ в иностранных судах и в арбитраже по инвестиционным спорам.

Например, в ст. 9 Соглашения РФ с Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капитальных вложений от 9 апреля 1996 г. говорится: если спор между Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны не будет разрешен мирным путем в течение шести месяцев с даты письменного обращения об урегулировании спора, он может быть передан по выбору инвестора на рассмотрение:

а) в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено;

б) арбитраж, создаваемый в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

в) любой иной арбитраж, о котором договорятся стороны в споре.

Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 «О заключении соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» одобрено Типовое соглашение между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений.

Из многосторонних международных конвенций наибольшую значимость имеет Сеульская (Сеул, 1985 г.) конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которая ратифицирована Постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г. .

Основная идея Конвенции — стимулирование инвестиций в производительных целях между странами — членами Многостороннего агентства и особенно в развивающиеся страны путем предоставления Агентством гарантии инвесторам компенсировать их убытки от рисков некоммерческого характера. Агентство — международная организация, являющаяся юридическим лицом. Предоставляемые ею гарантии членам этой организации — страхование инвестиций от некоммерческих рисков, которые могут произойти в принимающей инвестиции стране.

Указанные гарантии распространяются:

— на риск, связанный с переводом валюты;

— на риск экспроприации или аналогичных мер;

— на риск нарушения договора с инвестором правительством принявшей инвестиции страны при условиях, указанных в Конвенции, в частности в случае, когда судебный или арбитражный орган не принимает в разумные сроки решения по иску инвестора к правительству об отказе от договора или его нарушении;

— риск войны и гражданских беспорядков.

Агентство (страховщик) и инвестор (страхователь) заключают договор страхования, который по терминологии Конвенции именуется договором о гарантии.

До заключения договора члены Агентства подают ему заявление на получение гарантии, которое регистрируется Агентством.

Агентство, прежде чем будет принято решение о предоставлении гарантии, удостоверяется:

— в экономической обоснованности капиталовложения и его вкладе в развитие принимающей страны;

— в соответствии капиталовложения законодательству принимающей инвестиции страны;

— в существовании условий для инвестирования в принимающей стране, включая наличие справедливого и равного подхода к инвестированию и правовой защиты инвестиций.

После выплаты или согласия на выплату компенсации инвестору — стороне договора о гарантии инвестиций с Агентством Агентству уступаются права требования, связанные с гарантированными капиталовложениями в отношении принявшей инвестиции страны или других должников. Таким образом, применяется цессия, весьма распространенная в страховом праве. В результате цессии Агентство в качестве цессионария приобретает такие же права, какие имел инвестор.

Понятие и виды иностранных инвестиций

Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), имеющих денежную оценку, а также услуг и информации.

Как видим, к капиталу здесь отнесены не только имущество и имущественные права, но также информация и услуги. Однако надо иметь в виду, что в качестве вклада в уставные, складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ нельзя, например, внести информацию, а только имеющее денежную оценку право на информацию, нельзя внести услугу. Объектом передачи могут быть только вещи, имущественные права, другие права, имеющие денежную оценку (п. 6 ст. 66 ГК РФ). А вот если речь идет о простом товариществе, то вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе профессиональные и иные знания, а также деловая репутация и деловые связи (ст. 1042 ГК РФ).

Следовательно, при такой договорной форме инвестиций, как договор простого товарищества (о совместной деятельности), в качестве инвестиции могут быть и услуги. Если же речь идет об информации, то в качестве вклада передается информация, составляющая коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ). Информация передается на соответствующем материальном носителе на основании договора с контрагентом в объеме и на условиях, предусмотренных договором, включая условие о соблюдении контрагентом мер по охране конфиденциальности информации. В результате у контрагента возникает производное право на информацию, переданное ему обладателем информации.

По договору право на информацию может быть передано в полном объеме с отказом от него первичного правообладателя, либо пользователю передается право на использование информации в течение определенного срока с сохранением права на нее правообладателя.

В легальном понятии иностранной инвестиции отсутствует указание на цель — получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Однако в Законе подчеркивается вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности, следовательно, получение прибыли как цель инвестиций очевидна. Рассматриваемый Закон не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, регулируемые законодательством о некоммерческих организациях (п. 2 ст. 1 Закона об иностранных инвестициях).

Закон об иностранных инвестициях не дает понятия инвестиционной деятельности, фактически само понятие инвестиций объединяет инвестиции (то, что вкладывается) и инвестиционную деятельность (вложение инвестиций в объекты предпринимательской деятельности).

Своеобразно определены разновидности прямой иностранной инвестиции.

А. Приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале созданного или вновь создаваемого на территории России хозяйственного общества или товарищества. Отсюда следует, что организации с участием иностранных инвестиций создаются в организационно-правовой форме хозяйственного общества или товарищества. При этом для отнесения иностранных вложений к прямой иностранной инвестиции суммарная стоимость вносимых активов значения не имеет, роль играет только сам размер доли в уставном (складочном) капитале. Однако для получения льгот и гарантий, предоставляемых инвестору, реализующему приоритетный инвестиционный проект, сумма вложений в уставный, складочный капитал должна составлять не менее 100 млн. рублей.

Критерий — обладание иностранным инвестором не менее 10 процентов в уставном капитале организации для отнесения инвестиции к прямой недостаточно учитывает международную практику квалификации инвестиций в качестве прямых. Международные документы Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Международного валютного фонда исходят из того, что прямая инвестиция в уставный капитал обеспечивает инвестору эффективный контроль за управлением предприятием, что основная цель участия в капитале предприятия — это реальное участие в принятии решений, в управлении им. Ясно, что доля 10 процентов в уставном капитале далеко не всегда дает возможность реально влиять на принятие решений, осуществлять контроль за деятельностью предприятия. И лишь при значительном количестве акционеров с небольшими пакетами акций инвестор может иметь возможность влиять на принятие выгодных для него решений .

В отличие от прямой инвестиции, портфельные инвестиции связаны главным образом с вложением в ценные бумаги, они приобретаются не для установления контроля за деятельностью предприятия, а с целью увеличить доходы в форме процентов, дивидендов, ростом курсовой стоимости ценных бумаг.

Б. Вложение иностранного капитала в основные фонды создаваемого иностранным юридическим лицом на территории РФ филиала. Отметим, что речь идет о вложении в основные средства (например, станки, оборудование), а не о потреблении, например, не на заработную плату сотрудников филиала. Обратим также внимание, что размер вложений для квалификации их в качестве прямых иностранных инвестиций значения не имеет. Однако инвестор может быть признан участником реализации приоритетного инвестиционного проекта, если стоимость основных средств филиала составляет не менее 1 млрд. рублей.

В. Предоставление российскому арендатору оборудования по договору финансовой аренды (лизинга) таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей. При стоимости предоставленного в лизинг оборудования не менее 1 млрд. рублей такой инвестиционный проект может быть признан приоритетным.

Инвестиционный проект признается приоритетным, если включен в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Иностранные инвестиции осуществляются на территории РФ с использованием:

— организационно-правовой формы (вложения в уставные и складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ);

— организационной формы (вложение капитала в организации, не являющиеся юридическими лицами);

— договорные формы, в рамках которых осуществляются инвестиции, в том числе через создаваемые на территории РФ дочерние компании, филиалы (например, соглашения о разделе продукции).

Правовой статус иностранного инвестора

К числу иностранных инвесторов относятся:

1. Иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, где оно учреждено (зарегистрировано в торговом реестре), и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ.

2. Иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, где она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции в РФ.

3. Иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять иностранные инвестиции на территории РФ. По Закону об иностранных инвестициях иностранными инвесторами могли быть и советские граждане, постоянно проживающие за границей. Решающее значение для отнесения вложений к иностранным инвестициям по этому Закону имело происхождение капитала, а не гражданство лица, ввозящего капитал. Сейчас при вывозе российскими гражданами капитала за границу этот капитал может быть иностранной инвестицией при изменении ими гражданства. Если же российский гражданин постоянно проживает за границей и приобрел там капитал, он не может выступать в качестве иностранного инвестора.

4. Лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства. Обратим внимание, что по Закону об иностранных инвестициях 1991 г. граждане и лица без гражданства признавались иностранными инвесторами лишь при условии, если они были зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Сейчас такая регистрация не требуется. Однако при создании на территории РФ товарищества (полного или коммандитного) физические лица должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, поскольку учредителями товарищества могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

5. Международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.

6. Иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами. Надо иметь в виду, что иностранное государство (а в случаях, предусмотренных международным договором РФ и федеральным законом, также и международная организация) обладает судебным иммунитетом. РФ как субъект международного права, хотя и не участвует в Европейской конвенции об иммунитете государств от 16 мая 1972 г., придерживается принципа абсолютного судебного иммунитета, отраженного в ст. 401 ГПК РФ, ст. 251 АПК РФ.

В силу этого принципа предъявление исков в суды РФ к иностранному государству, арест его имущества, находящегося на территории РФ, принятие иных мер к этому имуществу в обеспечение иска, обращение на него взыскания в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Отметим, что в ряде стран приняты законы об иммунитете иностранных государств, где закреплен принцип «функционального» иммунитета.

В соответствии с этим принципом согласия государства на юрисдикцию обеспечения исполнения решения суда, ареста имущества не требуется, если в судах соответствующих стран к нему предъявляются иски, основанные не на осуществлении публичной власти, а на его коммерческой деятельности (получение и предоставление государственных кредитов, продажа государственных ценных бумаг, выдача гарантий, закупки и поставки товаров для государственных нужд, в том числе по так называемым связанным внешним заимствованиям (кредитам) и пр.). Этого принципа придерживаются, например, США, где действует принятый в 1976 г. Закон об иммунитете иностранных суверенов .

Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М., 2001. С. 232; Белов А.П. Иммунитет государства от иностранной юрисдикции // Право и экономика. 1997. N 3. С. 18. В силу ст. 127 ГК РФ должен быть принят федеральный закон об иммунитете государства и его собственности.

Основную долю иностранных инвестиций на территории РФ вкладывают иностранные организации .

Иностранный инвестор-организация должен:

а) обладать правосубъектностью. Если формой инвестиционного сотрудничества является привлечение иностранного инвестора для создания коммерческой организации в России, то в качестве инвестора-соучредителя организации — юридического лица может выступать только организация, обладающая статусом юридического лица. Не обладающая таким статусом иностранная организация может принять участие в реализации других инвестиционных проектов, например в соглашениях о разделе продукции. Сторонами-инвесторами таких соглашений, как сказано в ст. 3 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», могут быть не только юридические лица, но и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц.

Подбирая иностранную компанию в качестве соучредителя коммерческой организации в России, надо познакомиться с ее учредительными документами. Если это некоммерческая организация, надо, во-первых, убедиться, имеет ли она право по законодательству своей страны регистрации участвовать в качестве учредителя коммерческой организации, во-вторых, нет ли запрета на этот счет в ее учредительных документах. В принципе по российскому законодательству учредителем хозяйственного общества может быть и некоммерческая организация. Однако если речь идет о хозяйственных товариществах, их участниками-соучредителями могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (ст. ст. 66, 69, 83 ГК РФ);

б) получить разрешение органа власти на вывоз капитала в стране своей регистрации, если такое разрешение требуется. Он не вправе вкладывать инвестиции в другие страны, в том числе в Россию, если законодательством страны его происхождения такой вывоз капитала запрещен. Справедливости ради надо сказать, что таких запретов в мире на вывоз капиталов в Россию не существует;

в) действовать с учетом ограничений в распоряжении имуществом, предусмотренных учредительными документами юридического лица. Например, в учредительных документах может предусматриваться необходимость согласования руководителем организации инвестиционных сделок с коллегиальным органом управления юридического лица (дирекцией, правлением) или принятия предварительного решения по этому поводу самих участников (собрания акционеров, участников общества);

г) соблюдать ограничения и запреты на инвестиции в стране, принимающей эти инвестиции. Например, во многих странах, включая Россию, существуют ограничения на иностранные инвестиции в объекты военно-промышленного комплекса.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Изъятия ограничительного характера устанавливаются для иностранных инвесторов федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия в виде льгот устанавливаются в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством РФ.

В литературе нет единства мнений о правовом режиме деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Существует, например, точка зрения, что на иностранных инвесторов в России распространяется национальный режим, поскольку в отношении их действуют такие же правила и нормы, как и в отношении отечественных инвесторов .

Однако анализ международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений показывает, что в большинстве случаев в таких договорах определен для иностранных инвесторов режим наибольшего благоприятствования .

Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенный РФ и США, предусматривает предоставление каждой стороной капиталовложениям и деятельности инвесторов другой стороны режима на основе недискриминации, т.е. такого же режима, который предоставляется национальным инвесторам или инвесторам третьих стран. По существу, как отмечает Н. Вознесенская, «в данном случае инвестор имеет возможность выбора между национальным режимом и тем, который предоставляется третьим странам» .

Вместе с тем в приложении к Договору РФ и США указаны отрасли и сферы деятельности, капиталовложения в которые инвесторами другой стороны могут быть запрещены или ограничены на основе национального законодательства. Американский перечень состоит из 18 позиций: в него включены такие отрасли и сферы деятельности, как воздушный транспорт, океанское и прибрежное судоходство, страхование, банковская деятельность, пользование землей и иными природными ресурсами и др. Российский перечень состоит из 17 позиций и во многом аналогичен перечню американцев. Соответственно, эти ограничения отражены в российском законодательстве. Вряд ли подобные ограничения для иностранных инвесторов позволяют говорить о национальном режиме для них.

Итак, как правило, иностранному инвестору предоставляется в России режим наибольшего благоприятствования, т.е. он имеет такие же права и гарантии, как и все другие иностранные инвесторы.

Правовые формы осуществления иностранных инвестиций

Организации с иностранными инвестициями

Организации с иностранными инвестициями создаются в организационно-правовой форме хозяйственного общества или товарищества.

Независимо от размера доли участия в уставном капитале иностранного инвестора такие организации имеют с момента их государственной регистрации статус организации — юридического лица с иностранными инвестициями.

Регистрация таких организаций осуществляется в общем порядке — налоговыми органами.

Кроме общих документов, которые требуются для регистрации любого юридического лица, здесь необходима также выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя (ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Обратим внимание, что юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке: специального разрешения для этого не требуется.

Отказ в регистрации возможен только в следующих случаях:

— представлены не все документы, необходимые для регистрации;

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

— юридическое лицо-учредитель находится в процессе ликвидации.

Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Иностранный инвестор может приобрести доли участия в уставном капитале хозяйственных обществ, ранее созданных и действующих на территории РФ. В таком случае с момента вхождения в ее состав иностранного участника организация приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. С этого дня такая организация пользуется правовой защитой, льготами и гарантиями, установленными Законом об иностранных инвестициях (п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

При этом реальных иностранных инвестиций на баланс организации может и не поступить. Например, российский участник общества с ограниченной ответственностью продал свою долю иностранному юридическому лицу. Стоимость доли от иностранного инвестора получило не общество, а выходящий из его состава российский участник. Тем не менее организация считается юридическим лицом с участием иностранного инвестора.

Зарегистрированные в РФ организации с участием иностранных инвестиций, в свою очередь, могут создавать в России дочерние и зависимые общества, но последние не пользуются правовой защитой, льготами и гарантиями, установленными Законом об иностранных инвестициях (п. 4 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Создание организаций с участием иностранных инвестиций предоставляет российским участникам такой организации возможность получать прибыль в виде дивидендов за счет производства из российского сырья товаров, оказания услуг с использованием зарубежных технологий, передового управленческого опыта, при этом созданная организация, как правило, пользуется торговой маркой иностранного инвестора. Например, всем известная продукция — напиток кока-кола в России производится ООО «Кока-кола Боттлерс Евразия». Это российская коммерческая организация с иностранными инвестициями, входящая в соответствующий международный концерн.

При создании организации важно учесть интересы российских участников. В частности, предотвратить приобретение созданной организацией статуса дочерней структуры иностранной компании, если им это невыгодно. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 ГК РФ).

Дочернее общество формально выступает в хозяйственном обороте как самостоятельный субъект. Однако всем процессом осуществления дочерним обществом предпринимательской деятельности руководит основное общество (общие вопросы управления, маркетинг, реклама, бизнес-планирование, структурирование активов и т.д.). Таким образом, российские участники инвестиционного проекта должны проследить, чтобы они не оказались в роли «статистов». Реально же управлять созданной организацией-«дочкой» будет материнская иностранная компания. Как показывает практика, такие компании заботятся прежде всего о своей прибыли и об интересах страны своей «национальности», а не об интересах России и принявших инвестиции российских организациях.

При создании организации с иностранными инвестициями инвестиционная деятельность и деятельность предпринимательская не совпадают: инвестиционная предшествует предпринимательской (вложение средств в уставный капитал), предпринимательская деятельность на территории России осуществляется не непосредственно иностранной компанией, а опосредованно — через российские организации — юридические лица.

Деятельность иностранного инвестора на территории РФ через филиалы

Филиалы — это обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть, включая функции представительства (ст. 55 ГК РФ). Филиал действует от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации) — коммерческой организации (п. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). По терминологии Закона об иностранных инвестициях филиал и представительство действуют от имени головной организации, тем самым подчеркивается, что филиал также является организацией, но не головной, не обладающей статусом юридического лица. Однако сам факт, что филиал действует от имени юридического лица, может представлять его интересы и осуществлять их защиту, свидетельствует о наличии у филиала элементов гражданской правоспособности. От имени другого может действовать только субъект, обладающий правоспособностью.

Поскольку филиалы и представительства вправе осуществлять свою деятельность от имени соответствующего юридического лица, закономерен вывод о признании де-юре их правосубъектности.

Такая точка зрения, высказанная специалистами, занимающимися статусом филиалов в сфере образования, заслуживает внимания. См.: Богданов Е.В. Объединение юридических лиц в сфере образования. Белгород: Белгородский университет, 2003. С. 52; Кванина В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. С. 82.

Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименование филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, место нахождения филиала на территории РФ и юридический адрес головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления им (ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях филиал иностранного юридического лица подлежит аккредитации и приобретает право осуществлять предпринимательскую деятельность в России со дня его аккредитации (п. 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).

Аккредитация филиалов возложена на Министерство юстиции РФ, которое делегировало это право Государственной регистрационной палате при этом министерстве.

Деятельность филиала иностранного юридического лица на территории РФ — это прежде всего деятельность самого юридического лица, которое несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением этой деятельности обязательствам (п. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

В то же время с позиций НК РФ филиалы иностранных юридических лиц — это организации, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками (п. 2 ст. 11, ст. 19 НК РФ). В отличие от них, филиалы российских организаций — юридических лиц лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов (ч. 2 ст. 19 НК РФ).

На организационном и инвестиционном этапах деятельности иностранный инвестор создает филиал, вкладывает инвестиции в основные средства, необходимые для предпринимательской деятельности филиала.

Таким образом, с одной стороны, создание филиала — это форма иностранного инвестирования. С другой — филиал — это организационная форма предпринимательской деятельности в России.

Филиал обладает признаками организации (хотя и не являющейся юридическим лицом), такими как:

— организационное единство. Он представляет собой определенным образом организованный коллектив во главе с руководителем филиала. Руководитель филиала может иметь право найма и увольнения работников. Его приказы являются для работников обязательными;

— реализует правоспособность коммерческой организации в соответствии с положением о филиале;

— имеет наименование, печать, бланки;

— наличие обособленного имущества, отражаемого на балансе филиала, счета в банке;

— имеет официальный статус на основе акта аккредитации;

— осуществляет предпринимательскую деятельность, те ее виды, которыми занимается головная организация, т.е. создавшее его юридическое лицо.

При осуществлении деятельности через филиал субъекты инвестиционной и предпринимательской деятельности совпадают. Сначала иностранная компания выступает в качестве инвестора, создавая филиал и вкладывая средства в качестве прямой инвестиции, а затем она осуществляет предпринимательскую деятельность в России через этот филиал.

Деятельность филиала — это продолжение предпринимательской деятельности иностранной коммерческой организации, но уже на территории РФ.

На этом этапе инвестиционного процесса окупаются затраты иностранного инвестора, связанные с инвестициями в основные средства созданного филиала. Филиалы иностранных юридических лиц, как показывает практика, действуют на территории РФ на основе самофинансирования, выполняют работы, оказывают услуги с получением выручки на счета филиалов в РФ.

Филиал иностранного юридического лица представляет в установленном порядке бухгалтерскую отчетность, если иное не предусмотрено международными договорами (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»).

Российские хозяйствующие субъекты сотрудничают с филиалом на основе различных предпринимательских договоров, прежде всего в целях взаимного обмена товарами, выполнения работ, оказания услуг. Филиалы иностранных компаний могут изготавливать продукцию на территории России и реализовать ее как внутри нашей страны, так и за рубежом. Чаще всего филиалы продвигают товары иностранных юридических лиц на территории России, в том числе продавая их со складов, арендуемых в России, или используя для этих целей собственные складские и торговые помещения. Филиал может заключать также контракты, на основе которых товар иностранной компании в порядке импортных поставок поступает в Россию, либо через его посредничество осуществляются экспортные поставки.

Весьма выгодной правовой формой инвестиционного сотрудничества является производственное кооперирование в форме договора простого товарищества. Иностранные компании, их филиалы нуждаются в помещениях, в том числе под офисы, а также для целей производства, хранения, демонстрации своих товаров потенциальным покупателям, рекламы, реализации своей продукции. Конечно, такие объекты чаще всего предоставляются по договору аренды. Но по договору простого товарищества российский участник приобретает право на долю прибыли от общей деятельности, и это для него может быть более привлекательным, нежели получение только платы за аренду.

Деятельность иностранных юридических лиц через представительства

О представительствах Закон об иностранных инвестициях не упоминает. Представительства иностранных юридических лиц, так же как и филиалы, действуют в РФ на основе аккредитации. В отличие от филиалов, они не производят товаров, но через них могут заключаться сделки с иностранными юридическими лицами, представительствами которых они являются, ведутся переговоры о возможности совершения сделок с зарубежными продавцами и покупателями.

Аккредитация представительств регулируется принятым еще в СССР нормативным правовым актом — Положением «О порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Имеются также отдельные нормы об аккредитации представительств в некоторых федеральных законах, постановлениях Правительства РФ.

Применительно к иностранным юридическим лицам в российском праве помимо традиционного — в смысле, придаваемом ст. 55 ГК РФ, существует в налоговых целях понятие — постоянное представительство.

Под постоянным представительством иностранной организации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

— с продажей товаров с расположенных на территории России и принадлежащих организации складов или арендуемых ею;

— с пользованием недрами или использованием других природных ресурсов;

— с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— с осуществлением иных работ, оказанием услуг (ст. 306 НК РФ).

С точки зрения НК РФ постоянное представительство может действовать и без аккредитации, главное, чтобы иностранное юридическое лицо, имеющее постоянное представительство, своевременно встало на налоговый учет и платило налоги с учетом международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Здесь, правда, возникает определенное противоречие НК с Законом об иностранных инвестициях. Дело в том, что филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня его аккредитации и прекращает ее со дня лишения аккредитации (п. 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).

Естественно, возникает вопрос, вправе ли иностранное юридическое лицо осуществлять регулярную предпринимательскую деятельность на территории РФ при отсутствии у нее аккредитованных в России филиалов и представительств, действительны ли сделки, совершенные российскими предпринимателями (физическими и юридическими лицами) с отделением иностранной фирмы на оказание услуг и выполнение работ, связанных, например, с послегарантийным ремонтом оборудования зарубежного производства?

Ответ на этот вопрос является положительным исходя из следующих соображений:

— в соответствии со ст. 2 ГК РФ правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Закон об иностранных инвестициях обязывает проходить процедуру аккредитации лишь для филиалов, в основные фонды которых инвестируются средства, т.е. создаваемые в связи с осуществлением иностранной организацией в России инвестиционной деятельности. Следовательно, предпринимательская деятельность иностранного юридического лица в России, торговая, например, возможна без аккредитации филиала;

— в ст. 306 НК, в которой учтены нормы международных соглашений в сфере торговли, соглашений об избежании двойного налогообложения, говорится о предпринимательской деятельности не только через аккредитованные, но также и иные (неаккредитованные) структурные подразделения иностранного юридического лица — постоянные представительства. Кстати, количество персонала таких отделений значения не имеет. Может действовать и один сотрудник — на основании доверенности иностранного юридического лица. Сами структурные подразделения могут иметь различное наименование: конторы, агентства, бюро, отделения и пр.

Эти подразделения, если они отвечают признакам, предусмотренным ст. 55 ГК РФ для филиалов и представительств (наделяются головной организацией имуществом, указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, действуют на основе утвержденных для них положений, есть руководитель подразделения, имеющий доверенность юридического лица), осуществляют функции либо филиала, либо представительства.

Однако при сотрудничестве с иностранными партнерами через их постоянные, не аккредитованные в России представительства надо быть предельно осторожными, позаботиться о своей коммерческой безопасности.

Как минимум надо убедиться в полномочиях иностранного представителя на совершение сделки, получить информацию об организационно-правовой форме иностранного юридического лица, его месте нахождения, платежеспособности, объеме ответственности юридического лица за деятельность постоянного представительства. Поскольку постоянное представительство может действовать без аккредитации, получение указанной информации может представлять известные затруднения для российского поставщика, покупателя. Поэтому для инвестиционного сотрудничества лучше иметь дело с иностранными фирмами, имеющими в России аккредитованные филиалы и представительства.

Иностранная организация рассматривается (с точки зрения НК РФ) как имеющая в России постоянное представительство также в том случае, если она действует через зависимого агента, т.е. лицо, которое представляет в России ее интересы, действует от имени иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов, создавая правовые последствия для иностранной организации (п. 9 ст. 306 НК РФ). В качестве зависимого агента может выступать как юридическое, так и физическое лицо — индивидуальный предприниматель. Правовой формой сотрудничества с иностранной фирмой здесь является договор поручения (ст. 971 ГК РФ) или агентский договор (ст. 1005 ГК РФ). За услуги иностранному партнеру российская сторона получает вознаграждение.

В то же время иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она действует на территории России через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг либо любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности. Российские организации прибегают к услугам профессиональных посредников чаще всего при первичном выходе на внешние (зарубежные) рынки в качестве продавца или покупателя. Профессиональный посредник знает конъюнктуру рынка, имеет информацию о зарубежных поставщиках и покупателях и несет ответственность за исполнение данного ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя.

В дальнейшем при укреплении своих позиций на внешнем рынке надобность в услугах профессиональных посредников может и отпасть. Иностранные юридические лица, совершающие и исполняющие на территории РФ сделки разового (нерегулярного) характера, не обязаны вставать у нас в стране на налоговый учет и платить налог на прибыль в российскую казну. Эту налоговую обязанность они выполняют в стране своей регистрации (инкорпорации).

Договорные формы осуществления иностранных инвестиций в РФ

В международной практике применяют весьма широкий спектр договоров: купли-продажи, бартерные сделки, перевозки, страхования, лизинга и иной аренды, о выполнении подрядных работ, включая строительный подряд, договоры о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, факторинга, коммерческой концессии, об агентировании и др.

Не все договоры являются правовыми формами инвестиционного сотрудничества, а обладающие определенными признаками.

1. Они носят долгосрочный характер. Например, иностранная компания передает российской организации оборудование в лизинг на несколько лет, обычно на срок, совпадающий со сроком амортизации оборудования. Или по соглашению о разделе продукции инвестор обустраивает участок, организует и оплачивает буровые работы, прокладывает трубопроводы. Этап с момента начала финансирования инвестиционного проекта до добычи полезных ископаемых в объеме, достаточном для компенсации инвестиционных затрат инвестора, может занять несколько лет.

2. Существует инвестиционный риск — вероятность невозможности возместить затраты в инвестиционный проект и получить прибыль на вложенный капитал. Например, поиск полезных ископаемых не принес ожидаемого объема их добычи, в результате затраты инвестора оказались невозмещенными.

3. Целевое использование средств инвестора, соответственно, возможность инвестора влиять на производственную деятельность стороны, получившей инвестиции. Например, по договору коммерческой концессии правообладатель, предоставивший пользователю комплекс исключительных прав, оказывает пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, контролирует качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем, на основании договора коммерческой концессии (п. 2 ст. 1031 ГК РФ).

4. Направленность на получение прибыли, иного результата, который может стать общим имуществом с последующим разделом его пропорционально вкладу в общее дело. Например, прибыль, полученная товарищами в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иной принцип распределения прибыли не предусмотрен их соглашением (ст. 1048 ГК РФ).

Заключению договора, как правило, предшествует разработка инвестиционного проекта.

Существуют различные виды инвестиционных договоров, участником которых может быть не только отечественный, но и иностранный инвестор (они рассмотрены в предыдущей главе). Например, по договору о привлечении инвестиций инвестор предоставляет действующей российской коммерческой организации оборудование и разрешает использовать некоторые секреты своего производства в обмен на контроль за этим производством с последующим распределением полученной прибыли в соответствии с договором.

Сюда могут быть отнесены также договоры коммерческой концессии. Разновидностью этой группы договоров являются инвестиционные контракты, где контрагентом инвестора выступают органы государственной власти, действующие от имени РФ и субъектов РФ — соглашения о разделе продукции, концессии земельных участков, лесных угодий, участков недр, реконструкция зданий в центре Москвы, Санкт-Петербурга и другие подобные соглашения.

На основании договора простого товарищества осуществляется совместное с российскими участниками договора инвестирование в объекты предпринимательской деятельности.

Заключаются договоры займа для инвестирования в основные средства, предоставляется инвестиционный кредит. Кредит предоставляется под конкретный инвестиционный проект, заемщик погашает долг не ранее срока наступления этапа начала эксплуатации объекта инвестиционной деятельности и получения прибыли от его производственного использования. На этом же этапе должник оплачивает кредитору проценты за пользование кредитом.

Иностранные организации могут выступать на территории РФ не только в качестве инвесторов, но также в роли других участников инвестиционной деятельности — заказчиков, исполнителей (подрядчиков). Мы видим на практике, как активно иностранные фирмы осваивают рынок строительных работ. Учитывая важность и распространенность подобной деятельности, в НК РФ есть даже специальная ст. 308 «Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке».

К сожалению, надо отметить, что Закон об иностранных инвестициях называет только одну договорную форму инвестиционного сотрудничества — финансовую аренду (лизинг). Не упоминается в нем о концессионных договорах (как это было в Законе об иностранных инвестициях 1991 г.), не говорится в нем и о соглашениях о разделе продукции.

Соответственно, возникает вопрос, распространяется ли Закон об иностранных инвестициях на другие виды договорных инвестиций? Положительный ответ на этот вопрос дает ст. 6 указанного Закона, которая называется «Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации», и она гласит: иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Таким образом, любые законные договоры инвестиционного характера могут использоваться иностранными инвесторами для инвестирования в экономику РФ.

Отметим, что в литературе высказана точка зрения, что Закон об иностранных инвестициях не охватывает иные инвестиционные договоры, кроме указанных в самом Законе об иностранных инвестициях .

Комментарий к Закону «Об иностранных инвестициях» (постатейный) (Н.Г. Доронина) включен в информационный банк согласно публикации — «Право и экономика», 2000, NN 4, 5, 6.

Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях. М., 2000. С. 8 — 9.

На наш взгляд, в Законе об иностранных инвестициях следовало бы привести хотя бы примерный перечень договоров как правовых форм инвестиционного сотрудничества.

Гарантии иностранным инвесторам и организациям с участием иностранных инвестиций

Иностранный инвестор и организации с иностранными инвестициями пользуются льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством. Если в качестве вклада в уставный капитал иностранный инвестор ввозит сырье, материалы, другие товары, не относящиеся к основным производственным фондам, такие товары облагаются таможенной пошлиной. При ввозе товаров, относящихся к основным производственным фондам (станки, механизмы, оборудование), они освобождаются от обложения таможенными пошлинами, если они не являются подакцизными товарами, и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала .

Статья 37 Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» // ВВС РФ. N 23. Ст. 821 (с посл. изм. и доп.); Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3759.

Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, не подлежат обложению НДС (подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ).

Закон об иностранных инвестициях различает льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, и те, которые предоставляются также коммерческой организации с иностранными инвестициями. Назовем некоторые из них.

1. Особое значение имеет гарантия стабильности законодательства (гарантия от неблагоприятного изменения законодательства), распространяющаяся на иностранного инвестора и коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале, превышающей 25 процентов, а также на организации независимо от размера долей иностранного инвестора в их уставном (складочном) капитале, если при этом реализуется приоритетный инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях).

Приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором доля (вклад) иностранного инвестора в уставный капитал составляет не менее 100 млн. рублей, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).

Суть гарантии стабильности заключается в следующем .

Не применяются новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных пошлин (за исключением специально введенных пошлин для защиты экономических интересов РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций. Это означает, что в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования инвестор и российская организация с участием иностранного инвестора будут платить налоги и таможенные пошлины, существующие на момент начала финансирования проекта.

В отдельных случаях, предусмотренных Законом, этот срок может быть продлен по решению Правительства РФ. Если налоги в силу закона уменьшаются, они платят меньше налогов, если размер налогов законом увеличивается, налоговая нагрузка сохраняется в размере, существовавшем на день начала финансирования инвестиционного проекта.

К сожалению, практическое применение стабилизационной оговорки (гарантии стабильности законодательства) осложняется тем, что в НК РФ эта гарантия не указана, а в соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ясно, что налоговые органы в отношениях с налогоплательщиками руководствуются налоговым законодательством, а не другими (неналоговыми) законами.

Примером синхронного внесения изменений в законодательство об инвестиционной деятельности и налоговое законодательство является Федеральный закон от 6 июня 2003 г. «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Этим Законом внесены изменения в налоговый режим для инвесторов, реализующих соглашение о разделе продукции в ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а в НК введена глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 Закона об иностранных инвестициях).

Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы принимающее инвестиции государство обеспечивало надлежащую защиту и безопасность объектов инвестиционной деятельности. Во всех международных соглашениях РФ о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций вопросам компенсации на случай национализации или иных мер, аналогичных ей по последствиям, уделяется первостепенное значение. Право на национализацию — суверенное право государства с точки зрения международного права.

В международных соглашениях РФ подчеркивается, что меры по принудительному изъятию иностранной собственности могут приниматься только в тех случаях, когда этого требуют государственные или общественные интересы. Одновременно должен соблюдаться порядок, установленный законодательством соответствующего государства, а меры не могут носить дискриминационный характер. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества, а при национализации — возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

ГК РФ говорит об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализации) на основании закона (ст. 235 ГК РФ). Пока такой закон не принят.

3. Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Эта гарантия распространяется только на иностранных инвесторов. После уплаты налогов они могут реинвестировать средства на территории РФ и имеют право на беспрепятственный перевод доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными инвестициями.

4. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. Такой вывоз осуществляется без квотирования, лицензирования и применения со стороны государства к инвестору других мер нетарифного регулирования.

Речь идет об инвестициях в виде объектов гражданских прав, первоначально не переданных в собственность принявшей инвестиции организации: о возврате имущества по истечении срока лизинга, о возврате документов, содержащих коммерческую тайну (например, ноу-хау), по истечении срока использования информации, о вывозе имущества, оставшегося после ликвидации филиала организации, и других подобных случаях. Если же имущество первоначально было передано в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества (в их собственность), возврат имущества инвестору, как правило, невозможен.

5. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 Закона об иностранных инвестициях). Статья является отсылочной: приобретение иностранным инвестором указанных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения передаются иностранному инвестору, а также организациям с участием иностранных инвестиций, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных инвесторов составляет более чем 50 процентов, — только в аренду (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ).

6. В соответствии с законодательством РФ иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги (ст. 13 Закона об иностранных инвестициях — гарантия на приобретение ценных бумаг), вправе участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности (ст. 14 Закона об иностранных инвестициях — гарантии участия иностранного инвестора в приватизации).

7. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10).

Такой спор разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Хотя из содержания указанной статьи не следует, что стороной спора может быть и государство, однако это подразумевается. Если, например, имущество инвестора будет принудительно изъято государством, то инвестиционный спор возникает между инвестором и государством.

В соглашениях о взаимной защите капиталовложений и СССР, а затем и РФ давали согласие на рассмотрение возможных споров, связанных с инвестициями, в международных третейских судах.

Отметим, что Россия в 1992 г. подписала, но не ратифицировала Конвенцию (Вашингтон, 1965 г.) о создании при МБРР арбитражного центра по разрешению споров между государством, принявшим иностранные инвестиции, и частными инвесторами .

В соответствии со ст. 127 ГК РФ особенности ответственности РФ и субъектов РФ в гражданских правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Закон об иммунитете не принят.

Отсутствие закона об иммунитете государства и его собственности никак не препятствует иностранному инвестору защищать свои права от произвола должностных лиц государства.

8. В соответствии со ст. 5 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ (гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ).

Такие действия согласно нормам ГК РФ могут быть признаны судом недействительными, а убытки по требованию истца возмещены за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или муниципального образования (ст. ст. 12, 16, 1069 ГК РФ).

9. Иностранному инвестору гарантируется право на уступку требования и перевод долга в соответствии с гражданским законодательством (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях). Это право осуществляется по правилам главы 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве». РФ гарантирует также возможность суброгации — перехода к иностранному государству или уполномоченному им лицу прав инвестора в отношении инвестиций, застрахованных ими, если гарант (страховщик) выплатил инвестору суммы при наступлении страхового случая на территории РФ.

Правовой режим иностранных инвестиций

Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.

Купюры разных стран мираПо заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.

Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами. Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.

Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования

Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.

Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.

Иностранные купюры и монетыНаибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.

Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование). Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована. Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.

Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается страхованием возможных рисков при инвестировании (Международное агентство гарантии инвестиций). Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации. Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.

В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.

Пазл в виде глобусаНе будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ. Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.

В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.

Законодательная база РФ по иностранным инвестициям

Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности", а также ФЗ "Об иностранных инвестициях", которые были приняты в 1999 году.

Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.

Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.

Правовое урегулирование зарубежных инвестиций Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.

Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ

Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:

  • Возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством.
  • Возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством.
  • Возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством.
  • Английская газета и денежные купюрыГарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект.
  • Возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования.
  • Возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта.
  • Возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
  • Возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале.
  • Возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя.

Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.

Источник https://studopedia.ru/4_151822_glava—pravovoe-regulirovanie-inostrannih-investitsiy.html

Источник https://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/pravovoj-rezhim-inostrannyh-investicij.html

Источник

Источник