Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2020 году
Содержание статьи
Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2020 году
Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2020 году подробнее.
Что такое иностранные инвестиции
Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.
Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.
На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.
Кто такой иностранный инвестор
Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:
- иностранной правоспособной коммерческой организацией – юридическим лицом ;
- иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
- право- и дееспособным гражданином другого государства;
- право- и дееспособным апатридом;
- международной организацией;
- другим государством.
Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.
Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой иностранный инвестор .
Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности
Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.
Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
- Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
- Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.
Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.
Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности
Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:
- компании с иностранными инвестициями;
- создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
- инвестиции в форме договоров.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
Компании с зарубежными вкладчиками
Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.
При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.
Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.
Представительства и филиалы
Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.
Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.
В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.
Инвестиции в форме договоров
Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.
Они, в частности, должны отвечать таким признакам:
- Иметь долгосрочный характер.
- Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
- Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
- Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.
По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:
- договор о привлечении инвестиций;
- договор коммерческой концессии;
- договор простого товарищества;
- договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
- договор финансовой аренды;
- соглашение о разделе продукции.
Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.
Принципы регулирования инвестиций в РФ
Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:
- безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
- безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
- необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.
Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.
Применение национального законодательства
Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.
Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.
При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.
Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.
Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.
Равноправие иностранных и российских инвесторов
Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.
Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.
Международная нормативная база об инвестициях
Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.
Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров
В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.
Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.
Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.
Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.
Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций
Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.
Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.
Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.
Международные договоры в рамках СНГ
Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:
- Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
- Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
- Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).
Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.
Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций
В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.
Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.
В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.
Государственные гарантии иностранным инвесторам
Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:
- осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
- обладание правосубъектностью на территории РФ;
- защита от неблагоприятных изменений законодательства;
- объективное правосудие;
- использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
- беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
- покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
- получение льгот.
Правительственные органы, контролирующие инвестиции
В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.
В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.
При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.
Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики
Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.
Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.
Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.
Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы
Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.
Безопасное инвестирование за рубежом: инструменты, обязанности и налогообложение
Инвесторы с большим опытом и новички зачастую не уделяют должного внимания законодательной части в вопросах вложения денег. Открывая счет за границей и планируя свою стратегию инвестирования недостаточно опираться только на экономические аспекты. Важно знать закон об иностранных инвестициях, Ваши актуальные права и обязанности – чтобы избежать грубых ошибок, больших денежных потерь в будущем и разместить свои деньги максимально выгодно.
В 2016 году валютное законодательство стало более жестким и строгим, права и обязанности россиян, осуществляющих инвестирование за рубежом, значительно изменились.
Зарубежные финансовые инструменты
В общей сложности гражданам РФ доступно три вида финансовых инструментов за рубежом:
- Банк.
- Брокерские компании.
- Страховые компании.
Каждый из них предполагает свои особенности требуемой с клиента отчетности и собственную систему налогообложения для клиента.
В зарубежном банке россияне могут иметь:
– Текущий счёт. Это счет постоянного пользования, на который клиент получает текущие доходы (гонорары, ренту и т.п.).
– Карточный счет. Это счет, учитывающий операции по кредитной карте клиента.
– Депозитный счет. Счет для хранения денежных средств, а также активов и ценных бумаг клиента на определенных условиях.
– Инвестиционный счет. Чаще всего – счет доверительного управления, иными словами – площадка для инвестирования, где нет четко оговоренных процентов.
Обязанности россиян, пользующихся услугами зарубежных банков:
- В течение календарного месяца с момента открытия или закрытия счета гражданин обязан уведомить об этом налоговые органы (п.2 ст.12 ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”). Сокрытие этой информации предусматривает штраф в размере 4000-5000р. (ст.15.25 КоАП РФ).
- Уведомление с отметкой налоговой инспекции (из П.1) необходимо предъявить при первом переводе денежных средств со своего счета в российском банке на свой счет в зарубежном банке. Российский банк не имеет права осуществлять перевод без предъявления уведомления.
- Большую часть операций по зачислению денежных средств от иностранных партнеров требуется проводить через счета в банках РФ. Прямые перечисления на зарубежные счета возможны для очень узкого списка операций: зачисление зарплаты, процентов по счетам, страховых выплат, разного рода пособий и т.п. (п.4,5 ст.12 того же ФЗ).
Операции, совершенные без соблюдения этих правил, считаются незаконными, и денежные средства подлежат конфискации в полном объеме или не менее 75% от суммы, которая поступила на счет (ст.15.25 КоАП РФ). - Каждый год в срок до 01 июня гражданин обязан предоставлять отчетность за прошедший год по всем своим банковским счетам, открытым за рубежом. При уклонении от сдачи отчетности предусмотрен штраф в размере от 2000 до 3000 рублей (ст.15.25 КоАП РФ).
Особенности налогообложения счетов, открытых за рубежом
Для клиентов, которые делают инвестиции за рубежом, то есть пользуются текущими зарубежными банковскими счетами и вкладами, действует общая система налогообложения.
Для клиентов, ставка по счету у которых свыше 9% в валюте, на разницу действует дополнительный налог в размере 35%. Причем, информировать об этой разнице налоговую гражданин обязан сам.
Для договоров доверительного управления действует классический 13% налог на прибыль. И декларацию в налоговую инспекцию клиент также подает сам.
Бытует мнение, что держатели зарубежных брокерских счетов должны платить налоги только при выводе денег из-за границы в Россию. В действительности подавать декларацию и уплачивать налоги они должны ежегодно со всех операций по счету за прошедший отчетный год. То есть 13% уплачивается с положительной разницы от продажи активов, с дивидендов от ETF, акций и купонных облигаций и любых иных выплат.
Однако стоит отметить, что между Россией и страной, где у клиента открыт брокерский счет, может существовать соглашение, и в этом случае клиент доплачивает только разницу. К примеру, если американский брокер уже удержал свой 10% налог на дивиденды, то клиенту останется заплатить только 3% в России.
Для держателей страховых счетов не предусмотрено никаких обязательств. При этом есть определенные нюансы – согласно пп.2 п.1 ст. 213 Налогового кодекса налоги по страховым контрактом все-таки предусмотрены и высчитываются так:
- Суммируются все уплаченные клиентом страховые взносы.
- Из полученной в конце срока страхования суммы вычесть сумму взносов (из п.1).
- Посчитать среднегодовую ставку рефинансирования за весь период страхования.
- Посчитать чистую прибыль от уплаченных взносов по среднегодовой ставке рефинансирования (из п.3).
- Чистую прибыль из п.4. вычесть из реальной прибыли.
- В случае, если величина в п.5 положительная, с нее клиент уплачивает налог 13%.
Очевидно, что при частичном изъятии денежных средств (при получении пассивного дохода со страхового счета), можно очень долго не превышать сумму средств, которые внесли. При единовременном изъятии денежных средств и в случае, если прибыль получится больше, чем прибыль от среднегодовой ставки рефинансирования, налоги заплатить все-таки придется.
Если не возникло обязательств по уплате налогов, то необходимости подавать налоговую декларацию также нет.
И напоследок хочу отметить…
У каждого инструмента свои сильные и слабые стороны. Счет, идеально подходящий для решения задач одного клиента, может совершенно не устраивать другого. Все строго индивидуально.
Выбирайте свой способ инвестирования, учитывая все факторы, которые могут иметь значение лично для Вас! И не забывайте думать не только об инвестициях, но и о законах, которые накладывают на Вас определенные обязанности.
Источник https://bestmem.ru/inostrancam/biznes/pravovoe-regulirovanie-inostrannykh-investitcii.html
Источник https://ilyafinance.ru/blog/bezopasnoe-investirovanie-za-rubezhom-instrumenty-obyazannosti-i-nalogooblozhenie/
Источник
Источник