07/11/2024

Иностранные инвестиции в РФ: правовое регулирование в 2021 году

 

Содержание статьи

Иностранные инвестиции в РФ: правовое регулирование в 2021 году

Санкции, геополитика, девальвация национальной валюты – несмотря на все это, Россия продолжает наращивать инвестиционную привлекательность. В 2020 году в страну было привлечено более 23 млрд долларов, что, пожалуй, стало лучшим результатом за последние 4 года. Обеспечило это качественное законодательство и четкое правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ, исключающее дискриминацию.

Регулирование законом иностранных инвестиций

Общая информация об иностранных инвестициях

Что вообще такое иностранные инвестиции? В этом качестве закон понимает капиталовложения иностранных инвесторов (иностранных компаний, некоммерческих организаций или иностранных граждан) в объекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность на российской территории. Род их деятельности особого значения не имеет.

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями ФЗ № 160 от 09.07.1997 «Об иностранных инвестициях» (далее – ФЗ № 160). Согласно ст. 2 ФЗ № 160, иностранный капитал может иметь не только денежное выражение. Инвестициями также признаются:

  • ценные бумаги;
  • любое другое имущество и имущественные права;
  • интеллектуальная собственность;
  • услуги;
  • информация, если она имеет денежную оценку.

Правовые основы инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, согласно ст. 4 ФЗ № 160, гарантируют иностранным инвесторам национальный режим инвестирования. Это значит, что условия использования зарубежного капитала, за некоторыми исключениями, не могут быть хуже, чем условия для российского капитала. .

Формы осуществления иностранных инвестиций в России

Применяемый к зарубежному капиталу национальный режим, согласно ст. 6 ФЗ № 160, гарантирует вкладчикам право на использование любых форм капиталовложений в российские предприятия, если они не ограничены законом. Это позволяет иностранцам и подконтрольным им организациям использовать все инвестиционные инструменты, действующие на территории России.

Такое право выбора дает возможность максимально оптимизировать капитал, при необходимости выбрать подходящий налоговый режим и войти на рынок без использования посредников. Традиционно принято различать три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • создание компаний с иностранными капиталовложениями;
  • открытие представительств зарубежных юридических лиц на территории России;
  • договорные формы инвестиционной деятельности.

Каждая из них по понятным причинам в корне отличается от других. Отличия касаются не только сути хозяйственной деятельности, которой планирует заниматься инвестор, разнятся в том числе и источники регулирования иностранных инвестиций: применению подлежат разные нормативные акты. По мере возможности мы рассмотрим особенности каждой из них подробнее.

Компании с иностранным капиталом

Коммерческие организации с иностранным капиталом действуют в России в форме хозяйственных обществ и товариществ, регулируемых положениями Гражданского кодекса. Предусмотренное ст. 4 ФЗ № 160 правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями различает два варианта приобретения компанией статуса предприятия с зарубежным капиталом:

  • путем приобретения иностранным инвестором акций, паёв или иных долей участия в российских коммерческих организациях, в том числе приобретение 100% долей;
  • путем учреждения коммерческой организации с привлечением иностранного капитала непосредственно в уставные фонды общества или товарищества.

Важное условие признания организации таковой, в которой участвуют иностранные инвесторы – это приобретение такими инвесторами доли в уставном капитале размером не менее 10%. Такое вложение носит название прямой инвестиции.

Несмотря на присутствие зарубежного капитала, регистрация таких предприятий осуществляется по общим правилам ФЗ № 129 от 08.08.2001 с особенностями, предусмотренными другими законами.

Открытие представительства или филиала

Деятельность через открытие представительства

Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ № 160, одна из допустимых правовых форм осуществления ИИ в России – это открытие филиала или представительства иностранной компании. Согласно ст. 55 ГК, таковыми являются подразделения иностранной предприятия, которые представляют ее интересы (представительство) или осуществляют и другие ее функции, в том числе ведут хозяйственную деятельность (филиалы).

Работа таких подразделений на территории РФ допустима лишь с момента их аккредитации, которую, согласно ст. 21 ФЗ № 160, осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС).

Процедура создания подразделения включает в себя такие этапы:

  1. Принятие иностранной компанией решения об открытии подразделения в РФ.
  2. Согласование с Торгово-промышленной палатой численности иностранных работников подразделения.
  3. Подача документов на получение аккредитации в ФНС в течение 12 месяцев после принятия решения.
  4. Принятие решения об аккредитации в течение 25 рабочих дней.
  5. При необходимости – обжалование отказа в аккредитации в суде.
  6. Внесение сведений в реестр аккредитованных подразделений.

Инвестиционное сотрудничество на договорной основе

ФЗ № 39 от 25.02.1999 «Об инвестициях, осуществляемых в форме капитальных вложений» – еще один нормативный акт, которым регулируются отношения в области иностранных инвестиций. Согласно ст. 8 ФЗ № 39, отношения между субъектами инвестиционной деятельности могут регулироваться на договорной основе.

Международное законодательство предусматривает огромный спектр форм и видов договоров, по которым российские и иностранные компании могут сотрудничать. Однако чтобы такое партнерство имело инвестиционный характер, заключенные сделки должны иметь ряд признаков, в том числе:

  • носить долгосрочный характер. Срок договора должен составлять минимум несколько лет – от начала финансирования до момента компенсации инвестиционных затрат;
  • характеризоваться инвестиционными рисками. Инвестор всегда несет риск невозврата вложенных средств;
  • иметь целевой характер. Сторона, получившая инвестиции, обязана использовать их строго по целевому назначению, контроль над которым есть у иностранного инвестора;
  • иметь коммерческий характер. Конечный результат любого инвестиционного контракта – получение прибыли.

Учитывая эти особенности, привлечение иностранных инвестиций может осуществляться российскими компаниями на основании различных договоров, в том числе:

  • договор лизинга;
  • договор строительного подряда;
  • договор коммерческой концессии;
  • соглашение о разделе продукции;
  • договор финансовой аренды;
  • договор займа и другие договоры, предусмотренные гражданским законодательством.

Особенностью такой инвестиционной деятельности является то, что во львиной доле заключенных договоров получателем капиталовложений является государство. Как правило, это касается таких сфер, как добыча полезных ископаемых, инвестиции в недвижимость, развитие транспортной инфраструктуры, производственные отрасли в особых экономических зонах и так далее.

Принципы правового регулирования ИИ

Правовое регулирование законодательством РФ

В основе любой инвестиционной деятельности лежит правовое регулирование этой самой деятельности. Применительно к российским реалиям такое правовое регулирование подчиняется трем главным принципам:

  1. Основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является российское законодательство. Деятельность иностранных инвесторов обязательно должна подчиняться российским законам.
  2. Для ИИ гарантируется национальный правовой режим. Зарубежный капитал пользуется теми же правами и привилегиями, что и национальные компании, за исключением некоторых допустимых законом изъятий.
  3. Верховенство международного нормативно-правовых актов. Российское законодательство обязано соблюдать особенности инвестирования, предусмотренные заключенными ей международными договорами.

Принцип национального законодательства

Национальное законодательство лежит в основе правового регулирования инвестиций в любой стране, и Российская Федерация не исключение. Под ним следует понимать ряд законов, регулирующих не только порядок осуществления инвестиций: внутреннее право охватывает весь комплекс взаимоотношений с инвестором, в том числе и трудовую деятельность иностранных работников, осуществление валютных операций, особенности договорных отношений, меры ответственности и так далее.

Формы и методы регулирования ИИ национальным законодательством определяются политическими условиями, стабильностью экономики, уровнем социального развития и прочими факторами.

Несмотря на переход к рыночной экономике, российское национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на предметных федеральных законах, например, ФЗ № 160 и ФЗ № 39.

В развитых же странах с рыночной экономикой приоритетным считается общее законодательство, одновременно применяемое и к внутренним, и к зарубежным инвесторам. В РФ общее законодательство применяется в той мере, в которой это допустимо предметными нормами.

Принцип равной защиты прав

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации гарантирует защиту интересов каждого инвестора, независимо от гражданской принадлежности, страны происхождения капитала и формы его деятельности. Такой принцип равноправия продиктован в том числе и национальным правовым режимом, по которому коммерческие предприятия с иностранным капиталом действуют в условиях, не менее благоприятных, чем российские компании.

Гарантии такой защиты распространяются на ИИ в части неэкономических факторов – то есть защита от административного давления, недобросовестной конкуренции, несправедливого применения законодательства и так далее. От экономических рисков защита иностранным инвесторам не предоставляется.

Принцип верховенства международного законодательства

Наряду с отечественными законами, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется и международным законодательством. Точнее, отечественное законодательство признает международные нормы правилами высшей силы, принимая их и в полной мере не противореча им. Это обеспечивает иностранным инвестициям международную защиту от посягательств и ущемлений, стимулируя валютные движения и межгосударственную инвестиционную деятельность.

Созданная на базе международного законодательства многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций включает в себя действие межгосударственных конвенций и договоров, агентств по гарантиям и страхованиям вкладов, собственных судебных органов и так далее.

Несмотря на приоритет национального законодательства, оно должно учитывать требования международных норм, что выступает еще одной гарантией для ИИ в России.

Правовое регулирование международным законодательством

Конвенция по решению инвестиционных споров

Вашингтонская конвенция по разрешению инвестиционных споров от 1965 года, пожалуй, первое и главное достижение международно-правовых институтов в части защиты прямых инвестиций. Главная цель этой Конвенции – создание международного органа, который призван разрешать инвестиционные споры, когда национальные органы конкретного государства не способны рассматривать конкретные споры или рассматривают их необъективно.

Членами Конвенции являются 162 государства. Россия присоединилась к Конвенции еще с 1992 года, но так и не ратифицировала ее, что отчасти препятствует реализации принятых договоренностей со стороны РФ.

Таким урегулирования инвестиционный споров стал МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes), которому в соответствии с Конвенцией предписана роль арбитра. Им рассматриваются споры страны и граждан стран-членов конвенции при условии, что обе стороны спора дали письменное согласие на рассмотрение такого спора в МЦУИС, и подали в Центр запрос.

При этом Конвенция предусматривает лишь два пути разрешения возникшего вопроса: примирение сторон либо арбитражное производство. Участие в арбитраже является добровольным и платным – один только первый авансовый платеж на каждую из сторон составляет 100-150 тыс. долларов.

Конвенция о страховании инвестиций

Вторым международным документом, имеющим огромное значение наряду с Вашингтонской конвенцией, является Сеульская конвенция от 1985 года. Ее принятие было вызвано поисками новых способов защиты прав ИИ, и таким способом стало страхование инвестиций.

По результатам переговоров договаривающиеся страны приняли решение создать Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство (Multilateral Investment Guarantee Agency, МИГА). Цель его создания – страхование инвестиций от политических рисков и других неэкономических рисков при направлении капиталовложений в развивающиеся страны, в том числе страхование:

  • от неспособности инвестора конвертировать полученные компенсации в твердую валюту;
  • от рисков, связанных с экспроприацией;
  • от рисков, связанных с войной, терроризмом и гражданскими беспорядками;
  • от нарушения инвестиционных контрактов со стороны реципиентов;
  • от неспособности реципиента исполнить взятые финансовые обязательства.

Претендовать на гарантии может частный капитал, принадлежащий лицам, не зарегистрированным в стране, в которую направлены инвестиции. Срок гарантий – от 3 до 20 лет.

Договоры между странами СНГ

В рамках регионального инвестиционного сотрудничества Россия подписала множество международных договоров с соседними странами, в том числе странами СНГ.

Первым таким документов было Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года, которым были определены основные льготы и гарантии для инвесторов из стран содружества. В частности, капитал из СНГ пользуется безусловной защитой по месту инвестирования, не может быть национализирован, ему гарантируется беспрепятственный вывод в страну происхождения и так далее.

Следующим этапом стала Конвенция СНГ о защите прав инвесторов от 1997 года. Одной из его основ стало обязательное применение к ИИ национального правового режима. Однако в связи с принятием соответствующего национального законодательства РФ отказалась от подписания этого документа.

Вскоре неэффективность СНГ стала очевидной, что потребовало разработки новых форм сотрудничества между соседними государствами. Одной из них можно считать Договор об ЕАЭС. Он позволил иностранным инвесторам самостоятельно выбирать правовой режим, гарантировал им репатриацию капиталовложений и компенсацию в случае, если инвестиции будут утрачены в силу гражданских беспорядков, чрезвычайных ситуаций, революций и иных подобных ситуаций.

Меры правового регулирования ИИ

Равенство инвесторов в правах и возможностях

Как уже сказано, ст. 4 ФЗ № 160 устанавливает национальный правовой режим для ИИ: условия инвестиционной деятельности для иностранцев не могут быть менее благоприятными, чем для россиян. То есть по общему правилу государство уравнивает иностранных и зарубежных инвесторов в правах и возможностях при капиталовложениях.

В то же время закон не исключает, что могут быть применены специальные меры регулирования в области иностранных инвестиций, в том числе ограничительные или стимулирующие изъятия из национального режима:

  • ограничительные изъятия. Речь идет об ограничениях для инвесторов, обусловленных защитой национальной безопасности, конституционного строя, здоровья граждан и так далее. Например, законом иностранным гражданам запрещено владеть землей на приграничных территориях, в границах морских портов, запрещено учреждать СМИ, ограничено их участие в стратегически важных отраслях экономики;
  • стимулирующие изъятия. Наряду с ограничениями, закон позволяет предусматривать для ИИ стимулирующие льготы. Например, если бы для зарубежного капитала был бы установлен режим наибольшего благоприятствования, государственные субсидии, льготное налогообложение.

Правовые гарантии инвестиционной деятельности в РФ

Кроме того, одной из мер регулирования можно считать правовые гарантии от государства. В соответствии со ст. 15 ФЗ № 39, ст. ст. 6-15 ФЗ № 160, государственное гарантирование иностранных инвестиций включает в себя:

  • равноправие инвесторов при осуществлении ИИ и их правовая защита;
  • возможность обжаловать в суде действия государственных органов и получить возмещение убытков, нанесенных такими действиями;
  • право на компенсацию в случае национализации или реквизиции капиталовложений;
  • защиту от неблагоприятных изменений в законодательстве на протяжении срока окупаемости, но не более 7 лет (для предприятий с долей иностранного капитала свыше 25% и приоритетных инвестиционных проектов);
  • гарантию надлежащего разрешения инвестиционного спора;
  • возможность перехода прав иностранного инвестора другому лицу;
  • право беспрепятственной репатриации инвестиционного капитала;
  • возможность получения региональных и муниципальных льгот;
  • право на участие в приватизации.

Государственные органы по контролю над ИИ

В соответствии с постановлением Правительства № 510 от 06.07.2008, функции контроля над осуществлением иностранных инвестиций возложены на Федеральную антимонопольную службу. Параллельно этим же документом создана правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Ее функции – это осуществление контроля над ИИ, совершаемыми в стратегические для России предприятия. В частности, такая комиссия:

  • предварительно согласовывает возможность подписания договоров, по которым стратегически важные предприятия перейдут под контроль иностранцев или зарубежных юридических лиц;
  • выдает разрешения на заключение таких сделок;
  • отказывает в заключении таких сделок.

Главой комиссии считается премьер-министр, он же утверждает остальных ее членов. Решения по результатам слушаний принимаются большинством.

Допуск ИИ в стратегически важные виды деятельности

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 160, одним из явных ограничительных изъятий для ИИ является возможность осуществления капиталовложений в предприятия, действующие в стратегически важных для РФ отраслях, лишь с предварительного разрешения вышеуказанной Комиссии.

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 57 от 29.04.2008, такими стратегическими отраслями считаются виды деятельности, связанные с эксплуатацией радиоактивных материалов, атомной энергии, с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, распространением и использованием шифровального оборудования, влиянием на гидрометеорологические процессы, разработкой и распространением военной техники, оружия, обеспечением авиационной безопасности, космической деятельностью. Всего перечень видов деятельности включает 46 пунктов.

Решение в отношении инвестора принимается по его предварительной заявке в течение 3 месяцев.

Проблемные секторы правового регулирования ИИ

Проблемные участки правового регулирования

Несмотря на растущие темпы привлечения капитала из-за рубежа, уровень правового регулирования по-прежнему характеризуется большим количеством проблемных моментов. К ним, в том числе можно отнести:

  • отсутствие государственных органов, ответственных за обеспечение гарантий для инвесторов, защиту их прав и интересов, предоставление консультативной помощи;
  • отсутствие действенных инструментов защиты иностранного капитала от давления со стороны чиновников;
  • отсутствие конкретики в части государственных гарантий, в том числе в части реализации этих гарантий;
  • ограничения, введенные для регионов и муниципалитетов федеральным законодательством в части внедрения программ для привлечения иностранных инвесторов (ограничены пределами своей компетенции).

Заключение

Иностранные инвестиции являются важной составляющей национальной экономики. Для их привлечения РФ разработала и внедрила предметное законодательство. Оно не только учитывает международные нормы, но и гарантирует иностранному капиталу национальный правовой режим, защиту прав и интересов, возможность свободной передачи прав на капитал и его репатриации.

Закон позволяет зарубежным предприятиям и частным лицам вкладывать средства в любых допустимых формах, в том числе приобретая российские компании, открывая филиалы и представительства либо заключая договоры на инвестирование.

Источник https://topmigrant.ru/dlya-inostrancev/biznes/pravovoe-regulirovanie-inostrannyeh-investiciy-rf.html

Источник

Источник

Источник