Что обязательно нужно знать российским предпринимателям о китайских законах?
Содержание статьи
Закон китай об иностранных инвестициях
Слушать этот материал:
Аудио обработано сервисом БелаяТрость.рф.
Россия и Китай являются стратегическими партнерами, активно взаимодействуют в экономической сфере и на счету имеют немало положительных примеров по сотрудничеству в инвестиционной сфере.
С 2014 года действует межправительственная российско-китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству, задача которой — содействие реализации инвестиционных проектов в неэнергетической сфере и снижение административных и торговых барьеров между РФ и КНР.
В 2017 году был создан российско-китайский инвестиционный фонд регионального развития. Основными инвесторами этого фонда являются крупнейшие государственные и частные компании Китая, в том числе Китайская национальная ядерная корпорация, компании свободной экономической зоны Шэньчжэнь. Под управлением фонда находится 100 миллиардов юаней.
В начале июня 2019 года страны договорились о сотрудничестве в области законодательного регулирования деятельности в информационном пространстве, в частности, по продвижению принципа управления информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» в соответствии с международным правом и внутригосударственными нормативно-правовыми требованиями.
Однако все вышеуказанные усилия не касаются каких-либо привилегий или же преимуществ, которые могли бы получить российские компании в рамках осуществления ими инвестиций или коммерческой деятельности в Китае.
Инвестируй в Китай!
В 2018 году Китай занял второе место по объему прямых инвестиций в экономику (объем инвестиций превысил 136 миллиардов долларов). Несмотря на впечатляющие результаты, Китай продолжает бороться за увеличение размера иностранных инвестиций, в том числе путем модернизации своего законодательства.
Например, в марте 2019 года был принят закон об иностранных инвестициях (вступит в силу с 1 января 2020 года), который призван заменить три ранее существовавших закона, так или иначе регулирующих эти вопросы.
Это означает, что теперь все компании с прямым или косвенным иностранным участием будут регулироваться корпоративным законодательством Китая, применимым для обычных китайских компаний.
Такие изменения повлекут за собой обязательное внесение изменений в учредительные документы уже созданных предприятий с иностранными инвестициями. С другой стороны, они отражают стремление властей внедрить в жизнь принцип равного обращения с компаниями с иностранным участием наравне с китайскими компаниями в секторах, которые не входят в так называемый «Негативный список». В будущем компании с иностранными инвестициями должны иметь аналогичные условия доступа ко всем отраслям экономики.
В настоящее время в Китае действует каталог областей промышленности для руководства иностранными инвестициями, содержащий перечень отраслей, в которые поощряются — «Позитивный список» — и запрещаются — «Негативный список» — иностранные инвестиции. «Негативный список» в свою очередь разделен на два подраздела:
- отрасли, инвестиции в которые возможны только под каким-либо специальным условием (например, разведка и добыча нефти возможна при условии создания совместного предприятия или китайско-иностранной совместной компании),
- список отраслей, в которые иностранные инвестиции запрещены (например, рыбная ловля во внутренних водах). В 2019 году власти Китая выпустили обновленную редакцию «Позитивного списка».
Отдельно во вновь принятом законе презюмируется, что государство защищает права интеллектуальной собственности, принадлежащие иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, а также законные права и интересы правообладателей интеллектуальной собственности, а за действия, ущемляющие вышеуказанные права, будет строго преследовать в соответствии с законом.
Стоит отметить, что Китай является участником основных международных соглашений в области охраны объектов интеллектуальной собственности, в частности, Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года, Парижской Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года и протокола к данному соглашению от 27 июня 1989 года.
По мнению некоторых аналитиков, принятие нового закона об иностранных инвестициях играет важную роль в текущих переговорах о торговле между США и Китаем, в рамках которых рассматриваются жалобы Вашингтона на ведение бизнеса в Китае.
В частности, на кражу интеллектуальной собственности и принудительную передачу технологий, принуждение иностранных предприятий к партнерству с китайскими компаниями в большинстве секторов китайской экономики, субсидии, предоставляемые резидентам КНР. В свою очередь, новый закон отражает усилия Пекина по обеспечению равных возможностей для иностранных инвесторов в Китае.
Не остались в стороне от позитивных изменений и финансовые рынки. Китай открыл для иностранных инвесторов рынок акций «А» и начал открывать рынок акций «B» для квалифицированных иностранных институциональных инвесторов. Для получения статуса квалифицированного иностранного институционального инвестора необходимо выполнить ряд требований Комиссии по контролю за рынком ценных бумаг КНР.
Цифровые активы и блокчейн в Китае
Отношение к цифровым активам со стороны китайских властей достаточно противоречивое. С одной стороны, какие-либо запреты на некоммерческие сделки с цифровыми активами между физическими лицами, отсутствуют. С другой стороны, регулятором планомерно вводились запреты на их коммерческий оборот.
Так, в 2017 году был введен запрет на проведение любых ICO в Китае. А всем организациям и лицам, которые уже провели ICO, было предписано вернуть ранее полученные средства обратно инвесторам. Также была запрещена деятельность по оказанию торговых платформ для финансирования посредством токенов.
Однако с технологией блокчейн ситуация обратная. В январе 2019 года были приняты правила об управлении информационной системой блокчейн, которые устанавливают целый ряд обязанностей и запретов для провайдеров блокчейн-сервисов.
В случае несоблюдения правил регулирования и неустранения нарушений в установленные регулятором сроки предусмотрены штрафы (сумма в юанях, эквивалентная 700-4300 долларам США).
Отдельное регулирование блокчейна и цифровых активов в Гонконге. В частности, такие операции, как размещение средств в фонде, который инвестирует в виртуальные активы, предусматривает обязательное получение лицензии вне зависимости от того, являются ли или нет базовые виртуальные активы «ценными бумагами» или «фьючерсными контрактами».
Также в случае квалификации токенов в качестве ценных бумаг: предложения таких виртуальных активов должны осуществляться в соответствии с постановлением «о ценных бумагах и фьючерсах Гонконга» лицами, обладающими соответствующей лицензией, а также с учетом соответствующих ограничений на их продажу и мер предосторожности при инвестировании.
Что готовит Китаю век электронной торговли?
По мнению некоторых экспертов, к 2023 году объемы продаж посредством электронной торговли в азиатско-тихоокеанском регионе превысят объемы электронной торговли во всех остальных странах мира вместе взятых. И в авангарде этого роста, конечно же, будет Китай. Такая тенденция будет происходить из-за:
- быстрой урбанизации и технологических достижений,
- того, что более чем 85% представителей нового среднего класса будут проживать в странах АТР,
- множества правительственных и частных инициатив в Китае.
Одной из инициатив, призванных стимулировать развитие электронной торговли, стало принятие в 2018 году закона «об электронной торговле».
В этом законе подчеркивается, что государство поощряет разработку и внедрение новых форматов электронной коммерции, новых бизнес-моделей, технологий и систем электронной коммерции, создает рыночную среду, способствующую развитию инноваций в сфере электронной коммерции и обеспечению высокого качества электронной коммерции.
Под электронной коммерцией понимается коммерческая деятельность по продаже товаров или предоставлению услуг через информационные сети. Электронной коммерцией занимаются в том числе операторы платформ электронной коммерции, а также операторы сервисов на электронных платформах.
Оператор электронной платформы создает необходимые бизнес-условия для работы платформы, осуществляет учет и сопровождение транзакций, а также обеспечивает раскрытие информации для сторон электронной торговли, а оператор сервисов на электронной платформе продает товары или предоставляет услуги через платформу.
Законом также предусматривается обязанность по регистрации (в том числе налоговой) для операторов электронных платформ, а также по раскрытию информации, в том числе о бизнес-лицензиях, административных лицензиях, а также связанной с осуществлением коммерческой деятельности.
Отдельно стоит упомянуть о том, что для коммерческих веб-сайтов, через которые предлагаются товары или оказываются услуги, требуется получение специальной лицензии (ICP), выдаваемой Министерством промышленности и информатизации КНР. В случае отсутствия такой лицензии власти могут обязать интернет-провайдеров в КНР осуществлять блокировку такого веб-сайта. Также осуществление электронной коммерции в Китае не включено в «Негативный список» отраслей, в которые запрещены иностранные инвестиции.
Трансграничная электронная торговля
В последние годы трансграничная электронная торговля в Китае неуклонно росла на фоне высокого потребительского спроса на премиальные бренды и высококачественные зарубежные продукты. Значительная часть трансграничной электронной торговли осуществлялась через серые каналы, известные на китайском языке как «daigou».
С 1 января 2019 года действуют два циркуляра, совместно именуемые правилами трансграничной электронной торговли. Новые правила обязывают торговцев daigou зарегистрироваться в качестве коммерческих предприятий и получить необходимые лицензии.
В противном случае на них может быть наложен штраф в размере до 2 миллионов юаней (291 620 долларов США) за незаконную предпринимательскую деятельность и уклонение от уплаты налогов. Введение этих правил отражает давнюю политическую цель правительства Китая по перенаправлению трансграничной электронной торговли из daigou под строгий контроль правительства.
В то же время Министерство финансов Китая планирует добавить 63 категории товаров в список товаров, которые не облагаются пошлинами при покупке через трансграничные платформы электронной торговли, включая такие популярные потребительские товары, как электроника, мелкая бытовая техника, продукты питания и товары для здоровья.
Китайские власти также планируют увеличить годовую квоту на приобретение товаров за рубежом посредством сервисов электронной торговли для отдельных категорий покупателей с 20 до 26 тысяч юаней (3 791,06 долларов США) и расширить пилотные зоны трансграничной электронной торговли, которые пользуются более простыми таможенными процедурами, еще на 22 города, включая Пекин, Нанкин, в результате чего общее число городов увеличится до 35.
Наем иностранной рабочей силы в Китае
Миграционное законодательство КНР предусматривает ряд ограничений в отношении найма иностранных работников в Китае китайскими компаниями. В частности, позиция, на которую претендует иностранный гражданин, должна иметь особую потребность, которая не может быть закрыта за счет найма местного работника.
Заявка о найме иностранного работника должна быть рассмотрена и утверждена в компетентных торговых органах, а также в управлении по труду региона, в котором иностранный гражданин будет осуществлять свои трудовые функции. После утверждения заявки работнику выдается лицензия на трудоустройство.
В случае неисполнения вышеуказанных обязанностей на работодателей и работников может быть наложен штраф: от 10 до 100 тысяч юаней с конфискацией незаконных доходов, если таковые имеются, — на работодателей, и от 5 до 20 тысяч юаней, либо арест от 5 до 15 суток — на работников.
Более того, помимо лицензии на трудоустройство, иностранные работники должны получить вид на жительство, выдаваемый миграционными властями.
Необходимо отметить, что иностранный работник пользуется теми же правами, что и гражданин Китая, в частности, правом на минимальную заработную плату с учетом рабочего времени, на наличие минимальных гигиенических норм на рабочем месте, правом на отдых и отпуск в соответствии с действующим законодательством КНР. Однако китайский работник в отличие от иностранца может в любой момент сменить работодателя, а иностранец в случае увольнения у предыдущего работодателя может лишиться разрешения на работу.
Стоит отметить, что какие-либо прямые ограничения в отношении найма местных работников компаниями с иностранным участием не установлено.
В последние несколько лет Китай прилагает активные усилия для привлечения иностранных инвестиций, для этих целей модифицируется законодательство, ослабляются ограничения на трансграничную электронную торговлю. Все вышеуказанные изменения косвенно говорят о том, что Китай только в самом начале пути.
Несмотря на стремление властей Китая реализовать принцип равного обращения с китайскими компаниями и компаниями с иностранным участием, в стране продолжает действовать «Негативный список», охватывающий десятки различных отраслей экономики Поднебесной, в которые запрещены или ограничены иностранные инвестиции.
Например, разведка и добыча нефти и газа, рыбная ловля в территориальных водах Китая, оптовая покупка и продажа риса, пшеницы и кукурузы и другое. Поэтому реформа законодательства об иностранных инвестициях в действительности будет востребована лишь при адекватной корректировке «Негативного списка», что позволит иностранцам в реальности инвестировать в большинство отраслей экономики Китая, а до тех пор провозглашенный принцип будет существовать только на бумаге.
Источник https://rb.ru/opinion/tonkosti-biznesa-v-kitae/
Источник
Источник
Источник