Закупки государственной корпорации Росатом в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ
Содержание статьи
Закупки государственной корпорации «Росатом» в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ
Государственная корпорация «Росатом» является юридическим лицом, обладающим статусом государственного заказчика. Такой статус обязывает данную организацию осуществлять свою закупочную деятельность в соответствии с положениями действующего законодательства.
Нормативная основа осуществления закупочной деятельности
Ключевое регулирование всех закупочных процессов в данной организации осуществляется с помощью Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». На основании положений данного закона происходит создание специального Единого стандарта о закупках в рамках государственной корпорации «Росатом».
В соответствии с частью 1 указанного Положения все закупки, которые осуществляются в рамках данной организации и ее дочерних подразделений, должны проводиться только в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (как ключевого нормативного акта, в соответствие с которым должны быть приведены все федеральные, региональные и локальные нормативные акты).
Так как Федеральный закон №223-ФЗ не предусматривает особых форм договора или контракта, заключаемого по итогам проведенной закупочной процедуры, то для формирования текста соглашения, которое будет подписано сторонами и размещено в Единой информационной системе в сфере государственных закупок, используются нормы права, содержащиеся в Гражданском Кодексе Российской Федерации в соответствующих частях, посвященных различным видам договоров.
Указанный Стандарт осуществления закупок является документом, обязательным к использованию не только в самой государственной корпорации «Росатом», но также и в дочерних организациях, которые присоединились к условиям Стандарта в соответствии с положениями Статьи 2.3 указанного правового акта.
Виды предусмотренных процедур
Статья 4.2.1 Единого Стандарта о закупках предоставляет исчерпывающий перечень видов закупок, которые могут быть проведены в рамках реализации положений действующего законодательства в сфере закупок государственной корпорацией и ее дочерними организациями. При распределении тех способов закупок, которые могут быть осуществлены для заключения того или иного контракта, в рамках Стандарта осуществляется деление на заказчиков на I и II группу в зависимости от подчиненности действующим нормам законодательства: те, кто закупается по 223-ФЗ, относятся к заказчикам первой группы, кто закупается по внутренним локальным актам, созданным во исполнение указанных Федерального закона и Стандарта, относятся ко второй группе заказчиков.
К числу основных способов закупок относятся:
-
. Данный способ выбора потенциального исполнителя по контракту или договору предусматривает выбор между участниками торговой процедуры, которые предлагают те или иные критерии исполнения условий контракта на основании лучшего выполнения условий контракта. На основании специального комплекса критериев, определенных в документации о закупке, устанавливается, кто из потенциальных исполнителей предоставил наиболее выгодные условия выполнения контракта не только по цене, но и по качеству работ. Проводить данную процедуру могут как заказчики I группы, так и заказчики II группы;
- аукцион. Этот вид закупочной процедуры используется в тех случаях, когда необходимо выбрать потенциального исполнителя по контракту на основании предложения о самой низкой цене исполнения условий контракта. При этом качество итогового результата по контракту должно соответствовать его условиям, а также условиям документации к такой закупке. Проводить аукцион могут только заказчики, которые относятся к I группе;
- редукцион. Данная процедура является аналогичной аукциону, то есть выбор победителя осуществляется на основании имеющихся предложений по минимальной цене исполнения контракта. Однако проводить данную процедуру могут только заказчики II группы; . Данный способ определения поставщиков или исполнителей по контракту используется в тех случаях, когда необходимо определить максимально лучшие условия исполнения контракта не только по цене, но и по совокупности других параметров, которые отражены в документации о закупке (например, если речь идет о качестве поставляемого товара или о сроках исполнения контракта и т. д.). Проводить данную процедуру могут заказчики обеих групп; . Данный вид конкурентных процедур проводится в тех случаях, когда контракт надо заключить достаточно быстро (от пяти до десяти рабочих дней), а единственным критерием по отбору потенциальных исполнителей является снижение начальной максимальной цены контракта. Однако по условиям Стандарта предельная начальная максимальная цена закупки не может превышать десять миллионов рублей на одну закупку. Право проведения данной процедуры дано заказчикам обеих групп.
Выбор той или иной формы закупочного мероприятия происходит на основании нескольких параметров:
- начальная максимальная цена проводимой закупочной процедуры, определенная по итогам специальных расчетов (деление происходит по следующим параметрам: до 10 миллионов рублей, от 10 до 20 миллионов рублей, свыше 20 миллионов рублей);
- предмет закупки. В соответствии с Таблицей 2 Статьи 4.2.1 Стандарта выбор должен осуществляться на основании анализа и начальной максимальной цены, и на основании предмета закупки, так как только в сочетании этих положений может быть определен тот способ определения исполнителя, который будет считаться законным.
Таблица 3 указанной статьи предоставляет также перечень оснований, по которым происходит выбор по формам закупок. В соответствии с этой таблицей в государственной корпорации «Росатом» используются следующие формы закупок:
- открытая, которая может быть использована для выбора поставщика или исполнителя по контракту вне зависимости от вида процедуры, если речь идет о конкурентных способах; , по которым перечень оснований для выбора данной формы определяется в соответствии с действующими нормами законодательства, в том числе если речь идет о нераспространении информации, попадание которой в открытый доступ может негативным образом сказаться на безопасности государства;
- электронная, которая может проводиться в отношении всех конкурентных видов закупок за исключением случаев, когда использование такой формы запрещено законом;
- неэлектронная, проводимая в отношении ограниченного круга закупок. Основания для выбора неэлектронной формы содержатся в части 4 Таблицы 3 указанной выше статьи Стандарта;
- многоэтапная, проведение которой обусловлено невозможностью однозначного определения условий или требований к закупаемой продукции заказчиком, в результате чего отбор проводится в несколько этапов на основании соответствующим образом оформленного решения руководящих органов заказчика. Проведение многоэтапной закупки возможно как в закрытой, так и в открытой форме;
- многолотовая. Данная форма используется в тех случаях, когда возникает необходимость по каждому из представленных в документации к закупке лотов выбрать отдельного победителя и заключить с ним отдельный контракт; , предусматривающая проведение закупки в соответствии с приказами и иными нормативными актами высших руководящих органов государственной корпорации. В этом случае и форма проводимой закупки, и закупаемая продукция проходят централизованное утверждение в высших руководящих органах или у генерального директора корпорации.
Чаще всего таким образом происходят закупки, которые предусмотрены для прямых или упрощенных форм, однако, бывают случаи применения такого типа закупок, если в конкурентной закупке участвует сам производитель товара или услуги либо лицо, обладающее исключительными правами на закупаемый товар или услугу по факту его производства.
Где искать и участвовать в закупках «Росатома»
Все свои закупки, которые будут проведены для того, чтобы обеспечить нужды государственной корпорации «Росатом», данная организация размещает на специальном сайте. На данном сайте можно ознакомиться со всеми закупками, которые проводятся в корпорации и ее дочерних предприятиях, а также по каждой из таких закупок получить максимально подробные сведения об условиях участия в них на основании документации о таковых. Поиск закупок на данном сайте является бесплатным.
Все закупки, которые носят конкурентный характер, «Росатом» проводит на официально аккредитованных электронных торговых площадках. Информацию о том, на какой площадке проводится та или иная закупка, можно почерпнуть из документации к закупке и извещении о ее проведении. В число основных площадок, которые в настоящее время используются государственной корпорацией, входят:
Принять участие на указанных электронных торговых площадках может любой потенциальный исполнитель по контракту, который имеет аккредитацию на ней и в Единой информационной системе.
Доступ к каждой из таких поисковых систем может быть тестовым (ограниченный по времени, бесплатный) либо платным с предоставлением всего функционала при оплате максимального тарифа.
Как правильно искать закупки
В случае если речь не идет о закрытых формах закупок, то государственная корпорация «Росатом» должна размещать в соответствии с требованиями действующего законодательства все свои тендеры на сайте Единой информационной системы. Как уже говорилось выше, данная система является бесплатным вариантом поиска проводимых закупок, что позволило ей стать одним из наиболее популярных способов закупок. С этим связан и достаточно простой для поиска функционал сайта, что позволяет найти необходимую закупку, совершив следующие действия:
- если известно точное наименование проводимой закупки в части ее предмета, можно воспользоваться строкой поиска, расположенной на главной странице портала;
- после обработки запроса формируется перечень доступных закупок, в которых может принять участие потенциальный исполнитель. На первой странице открывшегося списка содержатся параметры, по которым можно осуществить частичную фильтрацию сформированного списка;
- в случае если произведена фильтрация, то список сокращается, и в нем уже отображаются закупки, которые точно соответствуют запросу;
- при необходимости параметры поиска можно уточнить, отразив также и те этапы, на которых в настоящее время находятся проводимые закупочные процедуры;
- итогом становится список, который уже более точно отражает все имеющиеся закупки «Росатома».
Что нужно, чтобы принять участие
Для того чтобы принять участие в проводимых закупочных мероприятиях государственной корпорации «Росатом», необходимо выполнить следующие действия:
- подобрать тот тендер, который подходит по условиям для исполнения данным поставщиком, в том числе в части сроков его исполнения и используемой процедуры определения исполнителя;
- подать на него заявку в соответствии с правилами, установленными документацией к такой закупке;
- в случае одобрения поданной заявки принять участие в собственно торгах путем предоставления своих предложений относительно стоимости исполнения контракта и качества его исполнения (в соответствии с требованиями документации или выше таковых);
- дождаться результатов подведения итогов проводимой закупки и в случае положительного решения комиссии заказчика – подписать предложенный проект контракта.
Подаваемая заявка на участие должна содержать те документы, перечень которых предусмотрен в извещении о закупке и документации к ней. К числу основных документов относятся:
- копии уставных документов на организацию-участника закупок, в том числе Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее, чем за шесть месяцев до проведения закупки;
- копии документов о назначении на должности руководителей организации или уполномоченных лиц на представление интересов организации во время проведения закупочных мероприятий (в том числе в случае наличия – копия доверенности на уполномоченного представителя организации);
- согласие на проведение закупки на условиях, сформированных заказчиком в документации о закупке;
- в том случае, если по условиям закупки требуется предоставление документов на одобрение крупной сделки, потребуется также предоставить декларацию об одобрении такой крупной сделки;
- декларация о ненахождении организации-потенциального исполнителя по контракту в Реестре недобросовестных поставщиков ввиду ненадлежащего исполнения ранее заключенных контрактов (предоставление данной декларации является необязательной, с точки зрения требования действующего законодательства, однако, в случае наличия данного положения в документации о закупке такой документ придется предоставить);
- справка или иная форма декларации, которая подтверждает отсутствие судимости у руководителя организации и его ответственных должностных лиц из числа бухгалтерии (например, у главного бухгалтера) по экономическим преступлениям, связанным с государственными закупками;
- документы, подтверждающие факт того, что в отношении организации не проводятся ликвидационные мероприятия или мероприятия по признанию ее банкротом.
Иные документы, которые могут потребоваться, должны быть предоставлены в заявке в те сроки, которые указаны в документации о проводимой закупке. В случае отсутствия таких документов комиссия вправе отклонить ее и не допустить для дальнейшего участия.
Проведение закупок в государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с нормами законодательства
Закупки юридических лиц, приравненных к крупнейшим государственным заказчикам, проводятся в строгом соответствии с правилами, сформулированными в действующих нормативных актах федерального значения, с учетом особенностей финансирования таких юридических лиц-заказчиков.
Какую нормативную базу следует изучить при участии в закупках Росатома
Государственная корпорация «Росатом», как один из крупнейших участников закупочной системы, получает финансирование как из федерального бюджета, так и за счет осуществления различной деятельности, в том числе коммерческого типа. В связи с этим регулирование процедуры осуществления закупок для нужд данного заказчика происходит с помощью Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Указанный федеральный нормативный акт является ключевым в осуществлении регулирования всего процесса закупок.
Однако в силу особенностей структуры данного закона подробного регулирования закупочного процесса, как это делает Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в его рамках нет. По этой причине самим законом рекомендовано обязательное создание специальных закупочных положений.
Данное положение было создано для того, чтобы максимальным образом не только регламентировать процесс осуществления закупочной деятельности для полноценного и оперативного удовлетворения нужд самой госкорпорации, но также и для того, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций при проведении таких закупок.
Несмотря на то что данное положение является локальным нормативным актом (в силу издания для использования в рамках головной компании и ее дочерних площадок), соблюдение норм, содержащихся в данном положении, является обязательным для всех лиц, которые принимают участие в объявленных корпорацией торговых процедурах, если такие процедуры проводятся с указанием на правовое использование Единого стандарта закупок.
Кроме того, само положение также определяет, на какие еще нормативные акты необходимо опираться для того, чтобы в полном объеме соблюдать правила участия в проводимых закупочных процедурах и мероприятиях. Так, в части 1 данного положения содержатся требования о том, чтобы все проводимые закупки полностью соблюдали положения Конституции Российской Федерации, как первоочередного нормативного акта общероссийского значения.
Кроме того, несмотря на то, что в рамках положения указываются основные аспекты, касающиеся заключения договоров по итогам проведенных закупочных процедур, для максимального соответствия таких договоров требованиям действующего законодательства необходимо также опираться на положения Гражданского кодекса Российской Федерации. Это связано с тем, что в данном кодексе подробно освещены все те части и вопросы, которые должны быть включены в любой договор для того, чтобы он мог быть признан действительным и использовался для регламентации проведенной сделки. Более того, только в том случае, если требования Гражданского кодекса к составлению договора и включению в текст документа обязательных условий будут соблюдены в полном объеме, то в случае возникновения спорных ситуаций такую сделку возможно будет оспорить.
В каких процедурах возможно участвовать
Принятое для исполнения требований Федерального закона №223-ФЗ положение о закупках государственной корпорации в сфере атомной энергетики «Росатом» не только определяет, какие именно закупочные процедуры могут быть осуществлены для удовлетворения нужд заказчика, но также и каким образом происходит распределение допустимых процедур между различными видами заказчиков (ввиду использования данного положения не только самой корпорацией, но и ее дочерними компаниями).
В определении каждого вида используемых закупочных процедур содержится также и указание на то, какая группа заказчиков может использовать эту процедуру для заключения контракта или договора, направленного на удовлетворение своих нужд.
В соответствии с содержанием статьи 4.2.1 положения о закупках Росатома можно выделить следующие виды закупочных процедур.
Конкурс
Способ определения исполнителя по договору или контракту в виде конкурса может быть использован и заказчиками первой, и заказчиками второй группы. Выбор исполнителя будет осуществлен на основании анализа соответствия таких участников заранее определенным критериям, показывающим качество исполнения контракта и условия его исполнения.
Все критерии, с помощью которых будет производиться оценка поступивших предложений от участников, подробно описываются в документации к проводимой закупочной процедуре.
Оцениваются не только ценовые характеристики, но также и характеристики качества исполнения взятых на себя обязательств по такому контракту или договору (нередко исполнитель должен подтвердить свою добросовестность, предоставив ссылки на уже исполненные контракты или договоры, если ранее такой исполнитель уже участвовал в различных видах государственных или муниципальных закупок).
Аукцион
Аукцион также может быть использован в качестве закупочной процедуры, о чем свидетельствуют положения указанной выше статьи 4.2.1.
Однако подписание итогового протокола о заключении контракта или договора с таким победителем будет проведено только в том случае, если по итогам оценки предоставленных данных комиссия сможет установить, что исполнение заключенного договора победителем будет осуществлено только в соответствии с условиями, описанными в документации к проводимой закупке.
Редукцион
Редукцион – это аналог аукциона, описанный в положении о закупках Росатома, но проводить который имеют право только заказчики второй группы. Определение победителя происходит таким же образом, как и в случае с аукционом – путем изучения ценовых предложений участников закупочной процедуры и выбора наиболее выгодного, но с обязательным соблюдением условий исполнения контракта или договора, зафиксированных в рамках документации о закупке.
Запрос предложений
Запрос предложений доступен к проведению заказчикам и первой, и второй групп и используется для определения максимально выгодных заказчику условий исполнения контракта. Определение таких условий происходит и по ценовой характеристике, и по качественной на основании анализа соответствия поступивших предложений специальным критериям, определенным в документации о закупке. По своей сути запрос предложений аналогичен конкурсу, но имеет меньший срок по длительности (так как рассмотрение заявок и их оценка происходит в один этап, а не в два, как в конкурсе), а также может проводиться при меньшем уровне начальной максимальной цены контракта или договора.
Запрос котировок
Еще одним видом закупочных процедур, который может быть использован заказчиками первой и второй групп, является запрос котировок.
Однако исполнение взятых на себя обязательств должно происходить победителем в строгом соответствии со сформулированными условиями, ознакомиться с которыми можно в документации к закупке.
Определение формы закупки
Заказчик определяет, какая именно форма закупочной процедуры будет использована, на основании начальной максимальной цены контракта или договора, а также на основании предмета закупки в соответствии с установленным перечнем доступных видов процедур для определенных видов товаров, работ или услуг.
Для всех указанных выше видов процедур характерны некоторые особенности проведения в части использования различных форм, что указано в таблице №3, включенной в состав статьи 4.2.1 рассматриваемого положения. К числу форм проведения закупок относятся:
- открытая форма, используемая для конкурентных способов выбора исполнителя по заключаемому договору или контракту. Вид процедуры, который проводится в открытой форме, роли не играет;
- закрытая форма, использование которой возможно только на основании требований действующего федерального законодательства в сфере осуществления государственных закупок. Использование закрытых форм закупок возможно в том случае, когда наравне с целью удовлетворения интересов заказчика необходимо достичь также и цели обеспечения безопасности государства путем нераспространения определенных сведений, которые могут принести ущерб безопасности государства;
- электронная форма используется для всех способов проведения конкурентных закупок, если только использование такой формы не запрещено прямо государством в специальных нормативных актах для защиты определенных сведений от возможного их распространения;
- неэлектронная форма, определение случаев использования которой происходит только в соответствии с требованиями действующего законодательства и принятого в его исполнение положения о закупках с целью защиты сведений, которые могут быть отражены в документации о таких закупках;
- многоэтапная форма может быть использована и в открытой, и в закрытой закупках. Свое название данная форма получила за счет того, что выбор победителя процедуры происходит на основании нескольких этапов, так как в рамках одного этапа определить победителя невозможно в силу сложности характеристики предмета закупочного мероприятия;
- многолотовая форма используется тогда, когда в закупке участвуют несколько предметов (лотов), а для исполнения условий такой закупочной процедуры необходимо выбрать несколько исполнителей, с каждым из которых будет заключен самостоятельный контракт;
- централизованная форма закупки, также предусмотренная Единым стандартом, может проводиться только в соответствии с требованиями приказов и иных локальных актов, изданных руководством головного подразделения государственной корпорации. Все нюансы проведения такой закупки должны проходить обязательное утверждение на уровне руководящих органов или генерального директора корпорации. Чаще всего такая форма закупки используется в тех случаях, когда необходимо заключить контракт или договор для того, чтобы обеспечить максимальное количество подразделений однотипными товарами, услугами или работами.
Использование данного вида закупок происходит в случаях, когда речь идет о проведении закупочного процесса в отношении упрощенных закупок, либо если имеет место участие в процессе производителя товара или компании или физического лица, обладающего исключительными правами на предмет закупки (например, при закупке программного обеспечения напрямую у его создателей или лицензированных продавцов).
Возможности для поиска тендеров
Государственная корпорация «Росатом» размещает все планируемые и уже объявленные к проведению закупки на официальном сайте. Отображению на данном сайте подлежат все закупки, которые проводятся в самой корпорации, как головном заказчике, а также в ее дочерних предприятиях и компаниях, созданных для обеспечения функционирования самой корпорации. Использование ресурсов данного сайта для ознакомления с проводимыми закупками и документацией к ним является бесплатным.
Для того чтобы осуществить поиск на данной площадке информации о наиболее выгодных закупочных процедурах, в которых возможно участвовать, необходимо выполнить следующие действия:
- использование строки поиска на стартовой странице сайта (использование возможно только в том случае, если известны точные реквизиты того юридического лица, которое ведет конкретную закупку);
- после того как данные о закупке были загружены в систему поиска, алгоритм автоматически сформирует список тех закупок, информация о которых доступна в настоящий момент. При этом данный список возможно отфильтровать таким образом, чтобы получить перечень наиболее удовлетворяющих запросам закупочных мероприятий;
- итогом проведенной фильтрации становится сокращение списка до наиболее удачных вариантов;
- фильтрацию можно осуществить также и с помощью уточнения этапов проведения закупочной процедуры, чтобы определить, есть ли возможность участвовать в настоящее время в той или иной процедуре;
- итоговый список становится прямым отображением информации о том, какие именно закупки проводит в данный момент времени госкорпорация, а также в каких закупках можно принять участие.
Удобство использования данной платной поисковой системы заключается в том, что она предоставляет бесплатный тестовый период с полным перечнем функций, чтобы понять, насколько эффективным может быть использование данного сервиса по поиску тендеров и подбору контрагентов для исполнения контракта без нарушения сроков реализации взятых на себя обязательств.
К каким площадкам обращаться
Для того чтобы осуществлять закупки, корпорация «Росатом» использует только аккредитованные площадки, которые находятся во взаимодействии с официальным сайтом государственных закупок «Единая информационная система». К числу таких площадок относятся:
Ознакомиться с информацией о том, на какой из указанных площадок будет проводиться конкретная закупочная процедура, возможно в документации к такой закупке, где указывается не только торговая площадка, но и правила участия в такой закупке, а также перечень тех документов, которые придется предоставить для получения допуска к участию в такой закупке.
Нюансы участия в закупках
Допуск к участию в проводимой закупке может получить только тот потенциальный участник, который предоставит правильно оформленную заявку на участие. Чтобы заявка была принята, в нее необходимо включить базовые документы:
- уставные документы потенциального участника (в случае, если речь идет об электронной форме закупки, то предоставляются скан-копии, подписанные усиленной (квалифицированной) электронной цифровой подписью, в случае с неэлектронной формой потребуется предоставить копии документов, заверенные руководителем организации);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (если участник – индивидуальный предприниматель, прошедший официальную процедуру регистрации). Такая выписка должна быть получена не ранее, чем за шесть месяцев до даты подачи заявки на участие в закупке;
- согласие на свое участие в закупке на тех условиях, которые сформулировал заказчик в документации к данному мероприятию;
- одобрение о проведении крупной закупки, если данный документ требуется документацией ввиду высокой начальной максимальной цены;
- декларация об отсутствии потенциального участника закупочной процедуры в Реестре недобросовестных поставщиков, а также о непрохождении процедуры включения в данный реестр;
- справки или иные документы об отсутствии судимостей по экономическим преступлениям у руководителя организации, а также руководителя его финансовой (или бухгалтерской) службы;
- документы (в виде справки или декларации) о том, что компания не проходит процесс ликвидации или процедуру признания банкротом.
Дополнительные документы, которые могут быть затребованы в заявке на участие, следует изучить в документации о такой закупке, так как в ней могут быть отражены дополнительные требования (например, о предоставлении документов о соответствии уровня квалификации персонала участника закупки требованиям, установленным заказчиком, для выполнения определенного вида работ или оказания услуг).
Алгоритм действий для участия в закупке
Весь алгоритм действий для участия выглядит следующим образом:
- определение того закупочного процесса, на участие в котором планируется подать заявку;
- дополнение сформированного по указанным выше требованиям пакета документов дополнительными декларациями или документами, подтверждающими соответствие требованиям заказчика;
- подача самой заявки на участие в тендере в строгом соответствии с теми правилами, которые установил сам заказчик;
- если заявку одобрят и допустят до участия в тендере, то следующим шагом становится вынесение своих предложений по исполнению договора или контракта;
- если по итогам закупки заявка признана победителем, наступает этап подписания договора и его исполнения в те сроки, которые зафиксированы в документах к такой закупке.
Источник https://zakonguru.com/goszakupki/223/rosatom.html
Источник https://pravo.team/zakupki/223/rosatom.html
Источник
Источник