30/04/2024

Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит

 

Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит

Ключевая цель любой схемы — обеспечить победу конкретного участника. В результате одна сторона получает выгодный контракт, а вторая — «дружественного» или «своего» поставщика, который «отблагодарит» деньгами, имуществом, лояльностью или чем-то ещё. Другие участники схемы — те, которые не являются сторонами сделки, но активно им помогают, — имеют свой интерес. Они могут стать субподрядчиками в госконтракте, им будет обеспечена победа в следующий раз или они сразу получат вознаграждение за своё участие в схеме с нужным результатом.

Деление схем на незаконные и серые достаточно условное — все они противоправные. Разница в том, что в первом случае закон явно нарушается, а во втором применяются инструменты его обхода. Но любая — риск ответственности, удара по репутации и финансовой устойчивости бизнеса.

Опытные участники госзакупок из-за высокой степени риска уже давно отказались от явно незаконных инструментов. Одни разумно не хотят рисковать, другие практикуют серые схемы в надежде на то, что их применение не выявят и не докажут. А вот новым участникам стоит быть предельно осторожными. Им могут предложить, продать, посоветовать именно незаконную схему.

Единственный правильный вариант — действовать законными способами. Чтобы случайно, по ошибке или незнанию не стать участником какой-либо схемы, нужно как минимум понимать, какими они бывают, и избегать их. В последнее время выявлять нарушения стали чаще, а наказывать — строже. Этому способствует открытость закупок (любой имеет онлайн-доступ к информации) и общественный контроль.

Какие бывают схемы

Все схемы можно разделить на три категории:

  1. Картели (соглашения между конкурирующими субъектами) — классические, сезонные, одноразовые, с двумя участниками, поликартели и синдикаты.
  2. Запрещённые соглашения (сговоры) — «вертикальные», скоординированные, между органами власти, между властью и бизнесом, между участником госзакупки и заказчиком, при участии организатора торгов.
  3. Отдельные схемы, используемые заказчиками или поставщиками (участниками) в конкретных закупках или в качестве инструментов реализации картельных соглашений и сговоров.

Картельные сговоры

На картельный сговор идут несколько конкурирующих субъектов, чтобы временно, сезонно или надолго поделить рынок, а вместе с этим и потенциальные контракты, которые можно получить в госзакупках. Принцип прост: не создавать друг другу помехи, а договориться, чтобы каждый в пределах своей доли рынка побеждал на торгах и получал выгодные в отсутствие конкуренции условия.

Чаще всего картельные сговоры носят длительный характер — классические картели. Они действуют, пока участники «дружат» или пока не попадут под проверку антимонопольного органа (ФАС).

Сезонные картели создаются и распадаются в соответствии с сезонными колебаниями рыночной активности, в том числе активности в сфере госзакупок. Они могут иметь постоянный состав участников или менять их. Но цель одна — подготовиться к периоду повышенного спроса на какую-либо продукцию (товары, работы, услуги) и получить свою долю в условиях максимальной цены.

Одноразовые картели создаются для участия в одной закупке или нескольких идущих подряд закупках. Здесь немного другие цели, чем при создании классических или сезонных картелей. В ходе закупки участники картеля будут создавать условия для победы одного конкретного участника на максимально возможной цене. А после заключения контракта победитель передаст исполнение части контракта на субподряд другому участнику или участникам картеля в согласованных долях. В результате каждый получит свою выгоду от госконтракта независимо от того, кто стал победителем торгов. При реализации одноразовой схемы в нескольких подряд идущих закупках может обеспечиваться победа то одного, то другого участника картельного сговора.

Самые сложные, высокоорганизованные схемы используют картельные синдикаты. По сути, это организованная преступная группа, куда нередко входят десятки компаний и ИП. Картельные синдикаты практикуют множество серых схем, выстраивая систему, которая помогает заключать многомиллиардные контракты.

Что говорит о наличии картельного сговора (признаки, на которые обращает внимание ФАС):

  1. Одинаковый или почти не меняющийся состав участников закупок одного профиля.
  2. Один и тот же победитель или чередование победителей среди одинаковых участников закупок одного профиля.
  3. Связи между участниками торгов на уровне руководства, учредителей, собственников, прошлое функционирование в составе одной команды, компании, холдинга, аффилированность и т.п.
  4. Минимальное (для видимости) снижение цены, использование одинакового диапазона снижений цены одними и теми же участниками в разных закупках.
  5. Формальное участие, без особых активностей и побед одной и той же компании в закупках с одинаковым составом участников.

Более серьёзное расследование проводит ФАС. Нередко проверки занимают несколько месяцев и затрагивают всех предполагаемых участников сговора, независимо от участия и побед в госзакупках.

Другие сговоры

Наиболее распространены следующие сговоры (соглашения):

  1. «Вертикальные» соглашения — между компаниями (предпринимателями) разного уровня в пределах цепочки «производитель — розничный потребитель». Цель — договориться о цене, жестко её урегулировать и не допустить на рынок конкурентов, в том числе потенциальных.
  2. Скоординированный сговор — любая схема, которая организована, управляется и контролируется со стороны, без непосредственного в ней участия. Координатор схемы — конечный выгодоприобретатель, а рядовые участники только выполняют конкретный набор задач, в том числе периодически сменяя друг друга, побеждают и проигрывают в госторгах.
  3. Сговоры с властью, которые создают предпосылки для победы конкретного участника торгов, или сговоры с заказчиком, когда победа конкретного участника предрешена.

Схемы

Картельные и другие антиконкурентные соглашения (сговоры) — фундамент, который создаёт условия и обеспечивает нужный результат. Но его достижение невозможно без применения конкретных схем — практических инструментов для решения задач. Может использоваться как одна, так и сразу несколько схем.

Большой объём работы по выявлению схем, их изучению и систематизации приходится на проект ОНФ «За честные закупки» (работает с сентября 2013 года). Любое заинтересованное лицо может сообщить о нарушении — оно будет проверено независимыми экспертами. На сайте проекта опубликована «Серая книга», в которой даны описания и примеры используемых в госзакупках серых схем (сейчас их 32).

Каждой из схем дано своё название: «Угадай-ка», «Ювелир», «Экстрасенс», «Таланты и поклонники», «Профессор», «Блат», «Ошибочка» и т.д. Авторы творчески подошли к своей работе, но это не отменяет всю серьёзность проекта и главного — для каждой схемы дано описание и приведён пример её использования в жизни. Разумеется, не для применения, а для понимания — так делать нельзя. Потому что схема уже известна и изучена, а её признаки заложены в систему мониторинга всех госзакупок. И потому что её применение — прямая угроза ответственности.

Приведём некоторые схемы:

  1. Схема «Промах». Заказчик устанавливает цену контракта по своему усмотрению и сильно её завышает. «Дружественный» участник предлагает относительно реальную цену, что и способствует его победе.
  2. Схема «Кто тут главный». Чтобы избежать обязательного общественного обсуждения закупки, заказчик разбивает её на несколько лотов — каждый по цене в пределах нужного уровня. В закупках побеждает «дружественный» участник.
  3. Схема «Таран». В аукционе участвуют минимум три договорившихся между собой компании. Две вступают в схему с самого начала и, чередуясь, сильно сбавляют цену — так, чтобы добросовестные участники не могли ей что-либо противопоставить. Перед самым закрытием аукциона появляется предложение третьего участника — с минимальным снижением начальной цены. Он в итоге и выигрывает аукцион, поскольку у компаний, предложивших самые низкие цены, «случайно» были допущены ошибки в документах.
  4. Схема «Близнецы». Одинаковая закупка проводится дважды. Первую закупку за счёт максимального демпинга выигрывает «дружественная» компания, но через какое-то время по соглашению сторон контракт расторгается. Далее, зная, что скоро будет вторая закупка, эта компания договаривается с потенциальными участниками о том, что они не будут подавать заявки или активно участвовать в торгах — за это они получат вознаграждение. Вторую закупку снова выигрывает та же самая компания, что и в первый раз. Только теперь цена максимальная и при этом завышена на сумму вознаграждения участникам сговора.

Ответственность

Первичную проверку сомнительных закупок проводит ФАС. Это может быть инициатива самого антимонопольного органа или обращение со стороны, в частности жалоба добросовестного участника торгов.

При выявлении нарушений возможны два вида ответственности:

  1. Административная – по ст. 14.32 КоАП РФ. Санкции варьируются в зависимости от характера правонарушения и статуса нарушителя. Должностным лицам грозит штраф в несколько десятков тысяч рублей или профессиональная дисквалификация на несколько лет. К юридическим лицам применяются штрафные санкции — подлежит уплате определённая доля от суммы выручки.
  2. Уголовная — по ст. 178 УК РФ. Ответственность наступает за действия, связанные с ограничением конкуренции, если они повлекли причинение крупного ущерба (свыше 10 млн рублей) или получение крупного дохода (свыше 50 млн рублей).

Участники торгов (поставщики) рискуют в случае нарушений антимонопольного законодательства попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что блокирует их дальнейшее участие в госзакупках.

Поскольку серые схемы бывает сложно выявить и доказать, ФАС и правоохранительные органы могут воспользоваться предусмотренным КоАП и УК инструментом — предложить освобождение от ответственности для того, кто первым даст показания о сущности схемы и её участниках. Многие предприниматели и компании этим пользуются — в проблемных ситуациях о прошлых договоренностях забывают.

Любая схема опасна тем, что добросовестные участники, проигравшие в торгах, могут обратиться в ФАС и правоохранительные органы. И, как правило, пользуются таким правом. Достаточно только подозрений — доказательства собираются в ходе проверки. Выявленная схема — не только наказание, но и отмена торгов. Таким образом, добросовестные участники получают ещё один шанс для заключения интересующего их контракта.

Закрытые торги и аукционы

Закрытые торги — это закупка товаров, работ, услуг по особым договорам, данные о которых не должны находиться в свободном доступе. Объявления о проведении закрытых торгов, а также сведения о победителях нигде не публикуются.

5 шагов для получения банковской гарантии

Особенности торгов, проводимых в закрытом режиме

Особенности торгов, проводимых в закрытом режиме

Закрытые торги проводятся для закупок:

  • тендерная документация которых включает сведения о гостайне;
  • публикуемых с целью обеспечения подпадающих под гостайну федеральных нужд;
  • услуг обеспечения безопасности, перевозки и страховки активов Госфонда драгоценных металлов и камней, а также коллекций и экспонатов музеев, рукописей, документов и прочих объектов, которые принадлежат к национальному наследию страны и имеют художественно-культурное значение;
  • водительских услуг для судебных приставов и судей;
  • клининговых услуг для помещений, в которых осуществляют работу судьи и судебные приставы.

Открытые и закрытые торги регламентирует 44-ФЗ, их порядок проведения идентичен. Основное отличие заключается в необходимости согласования организации закрытых тендеров с уполномоченным Правительством РФ исполнительным органом (в настоящий момент это Федеральная антимонопольная служба).

В проведении закрытых торгов может быть отказано в случае необоснованности закупки, а также при отсутствии доказательств целесообразности проведения торгов в закрытом режиме, который ограничивает число участников. Запрет на проведение закрытых торгов может быть обжалован в досудебном или судебном порядке.

Как попасть на закрытые торги и в чем их отличие от открытых торгов?

Главное отличие закрытых торгов от открытых — это порядок отбора участников. Если подать заявку на участие в открытых торгах имеет возможность любой субъект предпринимательской деятельности, то участвовать в закрытых торгах могут лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели, отобранные организатором по своему усмотрению.

Стать участником закрытых торгов можно исключительно по приглашению их организатора, получив по запросу тендерную документацию. Заказчик самостоятельно определяет круг возможных исполнителей и рассылает им приглашения. Других способов принять участие в закрытых торгах не предусмотрено.

Виды закрытых торгов

Существуют следующие виды закрытых торгов:

  • конкурсы;
  • двухэтапные конкурсы;
  • конкурсы с ограниченным участием;
  • аукционы.

Порядок проведения закрытых торгов

Порядок проведения закрытых торгов

Проведение закрытых торгов — это многоэтапный процесс, который предполагает следующие действия со стороны заказчика.

  1. Согласование. Заказчик получает разрешение от ФАС провести закрытые закупки товаров, работ, или услуг, срок действия которого составляет 90 дней.
  2. Подготовка. Организатор подготавливает документацию по закупочным мероприятиям, определяет состав тендерной комиссии, рассылает приглашения участникам торгов.
  3. Представление участникам торгов, которым были направлены приглашения, тендерной документации по запросу.
  4. Отправка в ФАС не позднее чем за 5 дней до вскрытия конвертов данных об участниках торгов, которым была представлена тендерная документация.
  5. Прием и рассмотрение заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Принятие решения относительно участников, которые могут быть допущены к торгам.
  6. Информирование ФАС и участников закупок о результатах рассмотрения заявок. Возврат в течение 5 рабочих дней обеспечения участникам, которые не получили допуска к торгам.
  7. Проведение закупки.
  8. Представление в ФАС копии протокола о проведении закрытых торгов.
  9. Заключение договора с победителем.

Участие в закрытых торгах со стороны участников закупок предусматривает такие этапы:

  1. Получение приглашения на участие в закрытом тендере.
  2. Направление организатору закупки запроса о представлении тендерной документации.
  3. Ознакомление с документацией и принятие решения об участии в торгах.
  4. Внесение обеспечения по заявке.
  5. Подготовка и подача заявки на участие в торгах.
  6. Участие в закрытых торгах.
  7. При необходимости участник закрытых торгов может направить организатору запрос о предоставлении результатов закупок. При отсутствии ответа в течение двух дней участник торгов может направить в ФАС жалобу на заказчика.
  8. Подписание договора с заказчиком в случае победы в торгах.
  9. Обеспечение участникам закупок возвращается в течение 5 дней с момента определения итогов торгов.

Закрытые тендеры: плюсы и минусы участия

Участие в закрытых торгах позволяет субъектам предпринимательской деятельности претендовать на заключение выгодных контрактов. При этом вероятность победы в торгах существенно увеличивается в сравнении с открытыми закупками, благодаря малому числу участников.

Недостатками закрытых торгов являются:

  • более высокий уровень коррупционных рисков в сравнении с открытыми закупками;
  • представление заявок и документации на бумажных носителях;
  • необходимость взять на себя обязательство о неразглашении информации.

Если у вас возникли вопросы относительно участия в закрытых торгах, обращайтесь в Дистанционный банковский сервис. Наши специалисты предоставят консультации по всем интересующим вопросам, а также на выгодных условиях помогут получить банковские гарантии, необходимые для участия в закрытых торгах.

Источник https://iitrust.ru/articles/expert/nezakonnye-i-serye-shemy-v-goszakupkah-kak-eto-rabotaet-i-chto-za-eto-grozit/

Источник https://dboc.ru/blog/zakrytye-torgi/

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *