07/11/2024

Мифы об электронных торгах

 

Содержание статьи

Мифы об электронных торгах

Многие компании не принимают участие в электронных торгах, потому что ошибочно думают, что это не для них, это сложно и дорого. Именно для таких предпринимателей мы решили развеять самые распространенные мифы в сфере закупок.

МИФ 1. Участвовать в электронных торгах очень сложно, и это отнимает много времени и ресурсов

Чтобы принять участие в электронных торгах, поставщику нужно зарегистрироваться на электронной площадке. Стандартная процедура регистрации обычно занимает несколько дней, в зависимости от регламента самой электронной площадки. Из документов необходимо предоставить сведения о пользователе, об организации и учредительные документы.

ЭТП ГПБ дает возможность быстрой регистрации — всего за 15 минут! Быстрое получение электронной подписи, обработка документов в нужном формате и безошибочное заполнение всех пунктов при регистрации ЭТП ГПБ. Но главное преимущество ускоренной регистрации — это возможность принять участие в тех торгах, где заканчивается прием заявок, и прохождение стандартной процедуры регистрации грозит рисками опоздать на закупки.

МИФ 2. Строгие и постоянно меняющиеся требования к документации не оставляют шанса правильно оформить заявку, лучше даже не пытаться

Многие закупки проводятся в соответствии с федеральными законами о закупках (44-ФЗ и 223-ФЗ), поэтому изучение законов поможет избежать наиболее распространенных ошибок.

При этом поставщику обязательно следует ознакомиться с требованиями к подаче документации на участие в конкурсе от самого заказчика. Лучше всего придерживаться стандартов, которые прописываются в инструкциях от заказчика, тогда риск недопонимания гораздо меньше. Вот самые простые правила:

• используйте общепринятые обозначения и наименования;

• избегайте формулировок, допускающих неоднозначное толкование;

• уделяйте особое внимание заполнению всех документов, которые предоставляются в составе заявки.

Любая работа, сделанная в срок и надлежащим образом, в соответствии с договором, должна быть оплачена. Сроки оплаты заказа указываются в договоре, но не должны превышать 30 дней со дня подписания акта приемки работ, и 15 дней для предприятий малого и среднего бизнеса в рамках закупок по 44-ФЗ (ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.» от 19 апреля 2017 г.)

МИФ 3. Заказчик сильно затягивает с оплатой контракта или не платит вовсе

Если контракт в рамках госзакупок заключается на срок более 3 лет и стоимостью более 100 млн руб., то предусматривается график его исполнения (ст. 34 44-ФЗ). В случае если нарушены сроки оплаты, то поставщик может обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) для разрешения спора.

Тем не менее, чтобы уменьшить риски, имейте дело только с компаниями с хорошей репутацией. Заказчики, зарегистрированные на ЭТП ГПБ — крупнейшие компании в разных сферах деятельности, давно и успешно проводящие закупки на площадке ЭТП ГПБ.

Так, в закупках по 223-ФЗ в списке наших постоянных крупных заказчиков находятся такие компании, как:

  • ПАО “Газпром”,
  • “НОВАТЭК”,
  • “Уралмашзавод”,
  • “МТС”,
  • “МЕЧЕЛ”,
  • “ОМЗ”,
  • “Трансойл”

и многие другие.

МИФ 4. Чтобы найти подходящий тендер, нужно постоянно следить за рынком, иметь связи и содержать отдельный штат сотрудников

Вовсе нет. Разобраться с основными положениями в сфере закупок сможет любой предприниматель. А следить за рынком помогают специальные агрегаторы, собирающие информацию по всем опубликованным торгам, в том числе не в электронной форме. Одним из таких агрегаторов является информационно-аналитическая система TradeInspect. Система не только собирает информацию по торгам и заказчикам, работающим по 223-ФЗ и 44-ФЗ, она ее анализирует и позволяет прогнозировать вероятность победы в том или ином тендере.

Более того,TradeInspect собирает и изучает данные по заказчикам и поставщикам, их торгово-закупочную историю, результаты участия поставщиков в закупках тех или иных заказчиков, проводит анализ всех площадок, работающих по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Такие инструменты значительно облегчают деятельность компаний, а система уведомлений вовремя проинформирует о подходящих тендерах.

МИФ 5. В спорах с заказчиком поставщик всегда проигрывает

Это заблуждение. Споры между обеими сторонами тендера рассматриваются в ФАС России, и каждое обращение изучается должным образом. На сайте указанного органа в соответствующем разделе можно ознакомиться с практикой рассмотрения дел по спорам и есть довольно много случаев, когда решения принимались в пользу исполнителя по контракту.

Государство и бизнес заинтересованы в эффективном расходовании средств, в том числе бюджетных, и соблюдении антимонопольного законодательства. Если нарушения заказчика не вызывают сомнений, решение принимается в пользу поставщика.

МИФ 6. В моем регионе нет подходящих тендеров, нет смысла даже регистрироваться на электронной площадке

При участии в торгах нет ограничений по месторасположению поставщика. И даже наоборот, часто региональные исполнители предлагают более выгодные условия и становятся победителями заказа.

Однако, чтобы победа в тендере принесла больше прибыли, чем расходов, поставщикам следует заранее продумать затраты на логистику, прежде чем предложить свое ценовое предложение. Опытные участники торгов заинтересованы в получении выгодных условий на логистику и стараются использовать всевозможные способы уменьшения этой статьи расходов.

МИФ 7. Для участия в закупках требуется большое денежное обеспечение, это доступно только крупным компаниям

Действительно, участие в тендерах требует гарантии надежности и стабильности поставщика. Таким гарантом выступает денежное обеспечение заявки и, в случае победы, обеспечения контракта. Их размер определяется стоимостью самого контракта, и иногда это довольно внушительная сумма, которую даже крупная компания не может вывести из оборота. Что уж говорить о малом и среднем предпринимательстве? А если тендер не один?

В таких случаях компания обращается за банковской гарантией в кредитную организацию. Это довольно распространенная и востребованная процедура. Однако и она не всегда подходит компаниям (нет подходящего залога, слишком большие сроки рассмотрения или другие препятствия). Поставщики, зарегистрированные на ЭТП ГПБ, могут оформить заявку на получение тендерного кредита и кредита на исполнение контракта на выгодных условиях. Получить обеспечение можно в короткие сроки и без личного присутствия и залога с помощью сервисов “Финансового супермаркета”.

МИФ 8. Маленьким компаниям не удается выиграть тендеры из-за конкуренции с корпорациями

В России существует несколько программ по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в России. Так, например, минимальная доля товаров или услуг, которые заказчик, работающий по 223-ФЗ, приобретает у подобных поставщиков в течение года, должна быть не менее 18% и не менее 15%, если заказчик работает по 44-ФЗ.

Этот процент рассчитывается, исходя из общей стоимости договоров, заключенных по результатам торгов. При этом, согласно 223-ФЗ, доля сделок, заключенных по итогам процедур только для СМСП, должна составлять не менее 15%.

На практике именно небольшие компании дают более выгодные условия и при сохранении высокого качества товаров и услуг, чем крупнейшие игроки рынка. Например, на ЭТП ГПБ более 50% торгов происходит с участием СМСП.

В каких тендерах участвуют без электронной подписи?

Все торговые площадки делятся на федеральные и коммерческие.

Федеральных площадок, где проводят торги госпредприятия, сегодня всего 5 (Сбербанк-АСТ, Zakaz RF, Единая электронная торговая площадка, РТС-Тендер, ЭТП «ММВБ-ИТ»). Здесь торговая деятельность осуществляется на основании закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Коммерческих площадок для проведения электронных торгов очень много, и их число постоянно увеличивается. Здесь уже действуют другие нормы — закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. К числу коммерческих площадок относятся и созданные государственными корпорациями «Роснефть», «Росатом», «Ростех» и др.

Электронная подпись (ЭЦП) в общем случае — обязательное условие для участия в электронных торгах. При этом есть несколько вариантов, когда можно участвовать в тендере, не применяя ЭЦП:

  1. Участие в конкурсах, запросах котировок, тендерах, публичных предложениях, аукционах, проводимых офлайн, — посредством явки представителя на мероприятие или передачи своего пакета документов с аукционным предложением через доверенное лицо, через посыльного, ценным почтовым отправлением с вручением адресату (лучше, если есть возможность доставки в указанное время — за пять минут до начала процедуры торгов).
  2. Участие в торгах на площадках, не требующих электронной подписи.
  3. Участие в электронных торгах с привлечением агентской компании.

Первый вариант сегодня еще встречается, но все реже. Госзакупки полностью переведены в электронный режим. Запросы котировок или предложений еще проводят офлайн, но уже появились специальные сервисы, позволяющие проводить торги данного типа в системе онлайн-торгов. Поэтому поучаствовать в тендерах без применения электронной подписи становится все сложнее с каждым годом.

Некоторые коммерческие торговые площадки позволяют участие в торгах без усиленной электронной подписи. Но процесс подписания договоров на таких площадках все равно совершается с использованием квалифицированной электронной подписи.

Как получить простую цифровую подпись и где ее можно применять, можно узнать из статьи «Как сделать простую электронную подпись?».

Есть еще один вариант — участие в торгах через агента. Он выбирает для предприятия нужные торги, регистрируется на них через свою электронную подпись, представляет интересы своего клиента, участвуя в торгах от его имени.

Публичное предложение: на какой площадке принять участие в торгах

Публичное предложение — это торги по продаже имущества. Регулируется данная процедура законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Публичное предложение при продаже государственного или муниципального имущества объявляется, когда аукцион по продаже имущества признан несостоявшимся.

Площадкой для проведения торгов может быть любое место, которое изберет инициатор аукциона. Поскольку победит тот, кто первым сделает свое предложение, важно явиться первым с соответствующим всем требованиям продавца ценовым предложением.

Продавец выставляет свое имущество на торги, назначив первоначальную цену и цену отсечения (минимально возможную цену, по которой имущество может быть продано). Публичное предложение — это торги на понижение цены. С каждым новым предложением цена уменьшается. Цена отсечения не может быть меньше 50% стоимости имущества, указанной в первоначальной цене.

Участники торгов вносят залог в сумме 20% от первоначальной цены имущества, назначенного на торги. Торги проходят публично, путем прямого предложения цены. Электронная подпись при этом не нужна, так как торги проводятся не в электронной форме, а в режиме офлайн. Причины, по которым участник может быть не допущен к торгам путем публичного предложения, указаны в п. 7 ст. 23 закона № 178-ФЗ.

Выигрывает торги, проводимые путем публичного предложения, тот участник, кто первым подал заявку на покупку имущества с ценой не ниже первоначальной для данного этапа торгов. Цена на лоты снижается при отсутствии предложений. Имущество выставляется на торги снова, пока не найдет своего покупателя или не достигнет цены отсечения, ниже которой продавец не может опускаться.

Кроме продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения может быть продано имущество должника (п. 4 ст. 139 закона от «О несостоятельности [банкротстве]» 26.10.2002 № 127-ФЗ). Этот способ приобретения имущества позволяет существенно экономить средства. Но успеть подать заявку могут не все. Вот здесь понадобится сноровка и опыт агента. Именно на торги по продаже имущества банкротов заключают большее количество агентских договоров.

Почему выгодно привлекать агентов к торгам

Агенты действуют в рамках тех полномочий, которыми их наделяет принципал (заказчик услуг агента). В ч. 1 ст. 183 ГК РФ описаны полномочия, которые могут быть переданы от принципала агенту. Такие отношения выгодны потенциальному покупателю по нескольким причинам:

  • Привлекая агента, принципалу не нужно оформлять электронную подпись. Все делает агент по поручению заказчика услуг.
  • В рамках агентского договора агент не является распорядителем денежных средств: окончательное решение принимает принципал. Именно он подтверждает свое решение, перечисляя свои деньги за приобретаемое имущество инициатору торгов — продавцу, поэтому финансовые риски минимальны.
  • В агентском договоре принципал ограничивает верхнюю планку цены, по которой может быть совершена сделка купли-продажи.
  • Агент, который профессионально занимается участием в публичных предложениях, имеет опыт совершения таких сделок, и это повышает вероятность приобретения интересующего принципала имущества на наиболее выгодных для него условиях.

При этом существуют некоторые минусы привлечения агента:

  1. Агент оказывает услуги не бесплатно. Приобретение ЭЦП и сертификата электронной подписи может оказаться гораздо дешевле его услуг.
  2. Агент может превысить свои полномочия и заключить сделку, не соответствующую параметрам, указанным в агентском договоре. Это не опасно, но влечет за собой некоторые хлопоты по аннулированию сделки и риски для имиджа принципала.

Что касается сделки на основании того, что агент превысил полномочия, она считается недействительной (ст. 183 ГК РФ).

Запрос котировок: что нужно знать об этом виде торгов

Запрос котировок входит в сферу действия закона от № 44-ФЗ — параграф 3 гл. 3 описывает основные правила проведения запроса котировок.

Запрос котировок может проводиться без применения электронных средств проведения торгов. Сегодня не все площадки имеют технические возможности для осуществления на них торгов путем запроса котировок.

Торги совершаются по принципу предложения наименьшей цены контракта. Участники торгов готовят заявки, передают их инициатору торгов. В определенное время производится вскрытие конвертов (при прямых предложениях) или инициатор торгов получает доступ к предложениям участников. Путем простого сравнения ценовых предложений выбирается поставщик или исполнитель по контракту.

Торги могут проводиться без применения ЭЦП, если они проходят путем прямого предложения, когда участники прибывают сами или передают пакет документов для участия в котировках через доверенное лицо. Один участник может подать только одно ценовое предложение.

Итоги

При участии в электронных торгах наличие электронной подписи — необходимое и обязательное условие, только если это не торги, проводимые компаниями, разрешающими проведение торгов без электронной подписи (при коммерческих торгах), или принципал не привлек к участию в торгах агента. Без электронной подписи можно участвовать и в прямых торгах, проводимых не на электронных площадках.

Источник https://etpgpb.ru/posts/411-mify_ob_elektronnyh_torgah/

Источник https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/v_kakih_tenderah_uchastvuyut_bez_elektronnoj_podpisi/

Источник

Источник