Лот не плот
Содержание статьи
Лот не плот
alt=»Строительство социально значимых объектов по госконтрактам в пандемию не останавливалось. Фото: Татьяна Андреева/РГ» />
Чтобы стимулировать этот рынок, Госдума еще 17 апреля приняла целый пакет "антикризисных" поправок. Так, в условиях режима повышенной готовности появилась возможность заключать договоры с единственным поставщиком не на 300 тысяч рублей, а на 600. Для "коротких" аукционов, где на подачу заявок отводится всего семь дней, ценовой порог увеличен с трех до 300 миллионов рублей, а в строительстве — до двух миллиардов.
Малые компании, хорошо зарекомендовавшие себя при исполнении госконтрактов, освободили до конца года от обязанности предоставлять залоги и гарантии, за исключением авансируемых сделок. Для всех поставщиков сроки исполнения договоров во время нерабочего периода теперь исчисляются в календарных днях. Пени насчитываются не от общей цены контракта, а от цены этапа, когда возникла просрочка, все начисленные неустойки должны быть списаны.
Взяли тайм-аут
Казалось бы, база подготовлена, но пуститься с места в карьер не получилось. К примеру, на электронной площадке "Сбербанк-АСТ" многие заказчики перенесли торги, назначенные на первую нерабочую неделю, на 6-8 апреля, поскольку не успели быстро переключиться на удаленку. За месяц на площадке состоялось 76 968 закупок — меньше, чем в апреле 2019-го (98 952).
Другая крупная площадка "РТС-тендер" тоже зафиксировала снижение показателей. Так, в сегменте госзакупок здесь провели 69 743 процедуры на 234 миллиарда рублей, а годом ранее — 81685 процедур на 274,9 миллиарда. В сегменте корпоративных торгов объем лотов уменьшился на три миллиарда, а их количество — почти на семь тысяч.
По оценке гендиректора "РТС-тендер" Владимира Лишенкова, в целом рынок в первые недели самоизоляции снизился примерно на 40 процентов по 44-ФЗ и на 60 — по 223-ФЗ. К концу мая отставание сократилось до 10 и 30 процентов соответственно. Тем не менее выбор есть: ежедневно публикуется до 100 тысяч лотов. Особенно вырос объем торгов в социально значимых отраслях. Никто не отменял и аукционы по нацпроектам.
— Скорее ситуация сказалась на принципиальной позиции заказчиков: размещать закупки или нет. К примеру, ряд регионов отказался от большинства торгов по 44-ФЗ — на все, кроме самого необходимого. Другие, напротив, перенесли аукционы со второго полугодия на второй квартал. По 223-ФЗ стали чаще проводить конкурсы в электронной форме, — комментирует ситуацию руководитель торговой площадки.
Испугались скачка цен
Многие поставщики в первые недели самоизоляции переживали, что не попали в список системообразующих и формально не могут вести деятельность в нерабочие дни. Особенно несладко пришлось тем, кто выиграл конкурс до пандемии, а теперь столкнулся с угрозой попасть в реестр недобросовестных подрядчиков из-за того, что резко подорожали импортные комплектующие.
Свердловские антимонопольщики, например, в апреле, получили 85 заявлений на внесение в этот реестр, но удовлетворили 23. В прошлом году цифры были примерно такими же.
— Заинтересованные лица редко указывают, что именно коронавирус и связанные с ним ограничения повлияли на процедуру подписания контракта или его исполнение. Анализируя документы, мы принимали во внимание, что пандемия является обстоятельством непреодолимой силы, — поясняет руководитель областного УФАС Дмитрий Шалабодов. — Урегулирование финансовых вопросов между исполнителем и заказчиком происходит в гражданско-правовом порядке. Возможно расторжение контракта — весь инструментарий в 44-ФЗ прописан. Если это делается по соглашению сторон, оснований для внесения в реестр нет. И даже если заказчик подает такое заявление, а у поставщика объективно отсутствует возможность исполнить обязательства, под санкции он не попадет.
С другой стороны, пандемия де-факто сузила число участников торгов — не является ли это ограничением конкуренции?
— Процедуры в рамках 44-ФЗ проводятся исключительно в электронной форме, как и большинство по 223-ФЗ. Это позволяет участвовать в них дистанционно. Мы не мониторим снижение начальной максимальной цены контрактов, но сказать, что оно было небольшим, нельзя, так как у участников имелась возможность вести конкурентную борьбу, — ответили "РГ" в УФАС.
Он такой один
Сфера госзакупок, как известно, одна из самых коррупционноемких, поэтому логично было бы предположить, что чиновники не преминут воспользоваться моментом, чтобы "продавить" как можно больше закупок у единственного поставщика. Но в единой информсистеме с 25 марта по 30 апреля мы нашли всего 58 записей по УрФО, из них непосредственно с пандемией связана 41. В УФАС тоже ни одной жалобы на такие сделки не поступило.
— По закону заказчики обязаны уведомлять нас о заключении подобных договоров не позднее следующего дня. Чаще всего у единственного поставщика приобретается медоборудование, инструменты, расходные материалы для больниц, защитные костюмы, — перечисляет Дмитрий Шалабодов. — Мы проверяем, не было ли нарушений процедуры торгов, а не цены — это задача счетных палат. Возможно, сыграли роль жесткие санкции: за закупку у единственного поставщика без оснований должностное лицо могут оштрафовать на 50 тысяч рублей, юрлицо — на 200 тысяч.
— На аукционах критерий — наименьшая стоимость, а это чревато снижением качества товаров и услуг, поэтому, невзирая на строгий контроль, госпредприятия все равно находят пути для заключения договоров с единственным постоянным партнером. Необходимо разработать механизм, который позволит отслеживать реальную картину сделок, — считает доцент кафедры государственного и муниципального управления УрГЭУ Майя Львова.
Сервис решает
Для электронных площадок автоматизация процессов — от размещения лотов до подписания контракта и оплаты — уже давно обыденность. Самоизоляция потребовала не только работы без сбоев, постоянной сервисной поддержки, но и дополнительного консультирования клиентов. Участники торгов отмечают быстрое внедрение онлайн-инструментов на многих площадках: ЕЭТП, B2B-Center, "ТЭК-торг", "ТендерПро", "РТС-Тендер", "Сбербанк-АСТ", ЭТП "ГПБ", OTC, ТЗС "Электра", ZakazRF, ONLINECONTRACT.
— У нас уже была широкая линейка удаленных сервисов. Мы смогли распространить проверенные технологии на новые форматы, — делится опытом гендиректор "Сбербанк-АСТ" Николай Андреев. — Расширили набор дистанционных инструментов, предоставили бесплатный доступ к некоторым уже действующим услугам. Например, до конца мая можно было бесплатно пользоваться электронным документооборотом, удаленно продлевать ЭЦП. Буквально на днях предложили абсолютно новую услугу на рынке — дистанционные собрания кредиторов без затрат на транспорт и проживание. Запущены дополнительные каналы связи, востребованы ежедневные консультационные вебинары, горячая линия и программа поддержки поставщиков.
Многое из того, что появилось во время пандемии, планируется сохранить и после снятия ограничений.
— Мы не внедряем новые решения стихийно, под влиянием ситуации, за каждым стоит четкая цель, — говорит Владимир Лишенков. — К примеру, мы первыми запустили дистанционное подписание протоколов электронных аукционов, проводящихся в рамках 44-ФЗ, — получили много благодарностей от заказчиков. Впоследствии другие площадки реализовали схожий функционал. Кроме того, за это время было запущено два новых сервиса: подтверждение добросовестности участников закупок и детализированный отчет по электронной процедуре.
К слову, не все поправки к законам о закупках вступили в силу сразу после подписания. В частности, снижение минимального порога обеспечения с 5 до 0,5 процента произойдет только с 1 июля.
— Это очень существенно, особенно по крупным контрактам, — уточняет Майя Львова. — Увеличение доли закупок малого объема с 5 до 10 процентов облегчит жизнь заказчикам, которым нужен товар быстро. Раньше они сильно превышали порог "быстрой" закупки, за что получали штрафы. Несмотря на отрицательный прогноз (ожидается, что в целом по году рынок закупок просядет процентов на 10-15), предпринимателям нужно и дальше участвовать в них: здесь есть спрос и гарантия оплаты.
— В ряде отраслей ожидается ускоренное развитие, например в строительстве, автопроме. Реализация нацпроектов также будет поддерживаться, в том числе через госзакупки. Кроме того, в последние месяцы онлайн-торговля стала своего рода спасательным кругом для большого числа малых и средних предприятий. Всем хочется процедурной скорости и высокого темпа деловой активности с гарантией заработка. Е-commerce вполне отвечает этим критериям, — подчеркивает Владимир Лишенков.
Электронный аукцион по 44-ФЗ: пошаговый алгоритм, сроки проведения, инструкции для участников закупки
Участнику закупок
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой популярной на сегодняшний день закупочной процедуре — электронном аукционе в рамках 44-ФЗ. В настоящий момент на долю электронных аукционов приходится более 54% всех закупок проведенных в РФ (информация по состоянию на 7 апреля 2021 года). Популярность данной процедуры с каждым годом только набирает обороты, однако не смотря на такую популярность проблем у участников аукционов не становится меньше. Поэтому в своей статье я постарался дать максимально развернутую информацию по участию в электронных аукционах в рамках действующего 44-ФЗ. ( Примечание: настоящая статья актуализирована 07.04.2021 г.).
Содержание:
1. Понятие электронного аукциона
Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:
Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.
Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 63-69, 71, 83.2 44-ФЗ.
2. Площадки для проведения электронных аукционов
Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.
Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.
Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок, на которых осуществляются закупки в электронной форме. Этот список состоит из 8-ми «основных» площадок и одной специализированной площадки, на которой проходят закрытые закупки в электронной форме.
Cписок электронных площадок на сегодняшний день имеет следующий вид:
- ЗАО «Сбербанк-АСТ» (в настоящий момент «Сбер А») (sberbank-ast.ru);
- ООО «РТС-тендер» (rts-tender.ru);
- АО «Единая электронная торговая площадка» (roseltorg.ru);
- Национальная электронная площадка (etp-ets.ru);
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (zakazrf.ru);
- АО «Российский аукционный дом» (РАД) (lot-online.ru/home/index.html);
- АО «ТЭК – Торг» (tektorg.ru);
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (etpgpb.ru);
- ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (astgoz.ru).
На этих 9-ти “государственных” электронных площадках и осуществляются закупки для нужд государства путем проведения электронных аукционов и других закупок в электронной форме.
Для того, чтобы принимать участие в ЭА, проводимых на электронных площадках, у участника должна быть квалифицированная электронная подпись (сокращенно КЭП), регистрация в ЕИС и аккредитация на площадках. О том, что такое электронная подпись и как её получить, подробно написано здесь. Про регистрацию в ЕИС и аккредитацию на электронных площадках мы поговорим ниже в этой статье.
3. В каких случаях проводится электронный аукцион?
Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных:
- в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 25.06.2020) “О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)”) Примечание: настоящий Перечень представляет собой таблицу, в которой указаны коды по ОКПД2 и наименования товаров, работ, услуг, закупаемых с помощью ЭА. Помимо этого указан ряд исключений из этого списка;
- либо в дополнительный перечень на уровне субъекта РФ (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ).
Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
- существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
- критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Важно: Заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч. 3 ст. 59 44-ФЗ).
4. Аккредитация участников электронного аукциона
Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Старый порядок аккредитации на электронных площадках в соответствии со ст. 61 44-ФЗ перестал действовать с 01.01.2019 г. Теперь новые участники закупок должны пройти регистрацию в ЕИС, после чего будут автоматически аккредитованы на 8-ми «государственных» площадках. Это гораздо удобнее и быстрее, чем отдельная аккредитация на каждой взятой площадке. А вот аккредитация на специализированной площадке «АСТ ГОЗ» осуществляется отдельно.
Участники, у которых до 01.01.2019 г. была пройдена аккредитация на «государственных» ЭТП, могли принимать участие в закупках в электронной форме без регистрации в ЕИС до 31.12.2019 г. А вот с 01.01.2020 года регистрация в ЕИС стала для всех участников обязательным условием.
Операторы ЭТП не позднее рабочего дня , следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке.
Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия ЭТП с ЕИС (ч.4 ст.24.2 44-ФЗ).
Важное дополнение! С 1 июля 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно данным изменениям операторы электронных площадок должны вести новые реестры участников закупок, аккредитованных на электронной площадке в новом порядке, вступившем в силу с 1 января 2019 г., то есть после регистрации участника закупки в ЕИС. При этом для участия в закупках с дополнительными требованиями в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ участники должны такую информацию направлять операторам ЭП для дальнейшего её включения в реестр. А вот сделать это могут лишь те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС, т.е. получили аккредитацию на ЭП по новым правилам.
5. Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
В этой части статьи я поэтапно опишу все действия Заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия Заказчика.
5.1 Действия Заказчика при проведении электронного аукциона
Этап №1 — Подготовка к проведению электронного аукциона
На данном этапе Заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).
Этап №2 — Подготовка документов для проведения электронного аукциона
На данном этапе Заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).
Этап №3 — Размещение информации об электронном аукционе
На этом этапе Заказчик подготавливает и размещает в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) извещение о проведении электронного аукциона и документацию.
Этап №4 — Выявление участников электронного аукциона
На данном этапе Заказчик рассматривает первые части заявок на участие в электронном аукционе и готовит протокол рассмотрения заявок.
Этап №5 — Определение победителя электронного аукциона
На этом этапе Заказчик рассматривает, поступившие от оператора электронной площадки, вторые части заявок на участие в ЭА и готовит протокол подведения итогов.
Этап №6 — Заключение контракта с победителем электронного аукциона
На данном этапе Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, предложенными победителем ЭА, и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем.
Итак, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.
5.2 Действия участника при проведении электронного аукциона
Этап №1 — Получение электронной подписи
Для участия в электронных аукционах, а также прохождения регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках, участник закупки должен иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Если вам нужна электронная подпись, то заказать ее на выгодных условиях вы можете здесь.
Этап №2 — Регистрация в ЕИС и аккредитация на электронных площадках
Без регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках участник не сможет участвовать в ЭА, поэтому ему в обязательном порядке необходимо пройти эту процедуру. О том, как это сделать было написано выше.
Примечание: Первые два этапа, по сути, являются подготовительными этапами, без прохождения которых участие в электронных аукционах невозможно.
Этап №2.1 — Открытие специального счета для внесения обеспечения заявок
Для того, чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе вам также понадобится специальный счет, на который зачисляются деньги для обеспечения заявок. Также с этого счета оператором площадки будут списываться денежные средства за победу в аукционе, если вас признают победителем. Что такое спецсчет и для чего он нужен, подробно написано здесь. С условиями открытия и обслуживания спецсчета можно ознакомиться здесь.
Этап №3 — Поиск информации о проводимом электронном аукционе
На этом этапе потенциальный участник осуществляет поиск размещенной в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) информации о проводимом аукционе и скачивает на свой компьютер весь комплект аукционной документации. Поиск информации также может осуществляться участником и непосредственно на самих электронных площадках. На тему эффективного поиска тендеров в нашей онлайн школе «Азбука тендеров» есть отдельный учебный модуль, где рассмотрены как платные, так и бесплатные инструменты поиска информации. Подробнее узнать о нашей школе вы можете здесь.
Этап №4 — Анализ аукционной документации
На этом этапе участник закупки изучает документацию о проводимом ЭА (техническое задание, инструкцию, проект контракта и т.д.) и принимает решение: участвовать в аукционе или нет. Если участник принимает положительное решение, то он переходит к следующему этапу.
Этап №5 — Внесение денежных средств на специальный счет в банке / предоставление банковской гарантии
Следующий обязательный этап — это внесение денежных средств на специальный счет в банке, либо предоставление банковской гарантии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить свое участие в электронном аукционе.
Примечание:
- если НМЦК ЭА до 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 1% НМЦК;
- если НМЦК ЭА более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 5% НМЦК;
- если закупка осуществляется среди учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 2% НМЦК.
Этап №6 — Подготовка и отправка заявки
На этом этапе участник должен подготовить свою заявку, состоящую из 2-х частей, прикрепить все необходимые документы на электронной площадке, подписать их квалифицированной электронной подписью и отправить оператору электронной площадки.
В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок оператор электронной площадки направляет в банк сведения об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст.45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки.
Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора обязан заблокировать денежные средства на спецсчете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. Если на счете участника отсутствует необходимая сумма для блокирования, заявка возвращается участнику.
В случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст. 45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется .
Этап №7 — Непосредственное участие в электронном аукционе
Если после рассмотрения Заказчиком первых частей заявок, заявка участника признана соответствующей требованиям Заказчика, такой участник допускается до участия в электронном аукционе. На этом этапе участник в установленный день и время заходит на электронную площадку и принимает участие в процедуре ЭА (подает ценовые предложения). Более подробно о том, как проходит эта процедура, мы поговорим ниже в этой статье.
Этап №8 — Заключение контракта с Заказчиком по итогам электронного аукциона
В том случае, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта (банковская гарантия или платежное поручение), проверяет проект контракта, подготовленный Заказчиком, и направляет Заказчику через оператора электронной площадки, подписанные квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Более подробно процесс заключения контракта с Заказчиком описан здесь.
Вот мы с вами и рассмотрели алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из рассмотренных нами этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.
6. Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
Для удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены. Если вам нужны таблицы с датами и сроками по остальным закупочным процедурам, то вы можете приобрести такие шпаргалки по этой ссылке.
7. Калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
Одним из лучших калькуляторов сроков проведения электронного аукциона являлся калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Ниже я привел скриншот с сайта НАИЗ.
Данный калькулятор позволял рассчитать сроки проведения ЭА в рамках 44-ФЗ. Для расчета сроков необходимо было указать все исходные параметры и нажать по кнопке «Рассчитать», после чего система отображала информацию в табличной форме о сроках проведения данной процедуры. Полученные результаты можно было распечатать на принтере. Но, к сожалению, в настоящее время этот калькулятор уже не работает.
8. Извещение о проведении электронного аукциона
Извещение о проведении электронного аукциона размещается Заказчиком в ЕИС не менее чем за 7-мь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК < 300 млн. руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд. руб.) и не менее чем за 15-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК > 300 млн. руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства превышает 2 млрд. руб.). Помимо размещения извещения в ЕИС, Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении ЭА в любых СМИ, как печатных, так и электронных.
В извещении о проведении электронного аукциона указывается следующая информация:
1) информация, предусмотренная статьей 42 44-ФЗ, а именно:
- сведения о Заказчике, ответственном должностном лице Заказчика, специализированной организации;
- краткое изложение условий контракта;
- идентификационный код закупки;
- ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии;
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 44-ФЗ;
- преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ;
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу;
- размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
2) адрес электронной площадки в сети «Интернет»;
3) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
4) дата проведения такого аукциона ( Примечание: в случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день);
5) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 ( Примечание: это наличие у участника необходимых допусков, лицензий и т.д.), частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 44-ФЗ ( Примечание: это требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки).
Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении ЭА не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В течение одного дня с даты принятия данного решения Заказчик размещает в ЕИС указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем 15 дней (если НМЦК > 300 млн. руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства превышает 2 млрд. руб.) или не менее чем 7 дней (если НМЦК < 300 млн. руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд. руб.).
Важно: В случае внесения Заказчиком изменений в извещение, изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается.
Отмена процедуры проведения электронного аукциона
Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ Заказчик вправе отменить процедуру проведения ЭА не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене процедуры проведения ЭА обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Решение об отмене процедуры проведения электронного аукциона размещается в ЕИС в день принятия этого решения , а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки. Процедура проведения ЭА считается отмененной с момента размещения решения о его отмене в ЕИС.
9. Документация об электронном аукционе
Документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению ( Примечание: не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе);
3) дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
5) дату проведения такого аукциона;
6) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность Заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта;
11) срок, в течение которого победитель аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт;
12) условия признания победителя аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
13) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
14) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 44-ФЗ;
15) требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ ( Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ);
16) проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Важно: Документация об ЭА НЕ МОЖЕТ содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе. Что это означает? Заказчик вправе приложить рекомендуемую форму заявки, однако, если участник аукциона представит Заказчику заявку по иной форме, это не будет являться основанием для отклонения заявки участника.
10. Информационная карта электронного аукциона
Информационная карта ЭА – «сердце аукционной документации» представляет собой, как правило, сводную таблицу с основными данными (выдержками) о проводимой закупке. Если информация, содержащаяся в информационной карте, имеет разночтение с данными, указанными в общей части аукционной документации, то руководствоваться необходимо той информацией, что указана в информационной карте.
На рисунке ниже показан фрагмент информационной карты электронного аукциона.
Более подробно узнать о других частях аукционной документации можно из статьи про состав документации о проводимой закупке.
11. Требования к участникам электронного аукциона
Согласно требованиям п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником ЭА может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ ( Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ).
Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31 44-ФЗ.
Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете здесь.
12. Заявка на участие в электронном аукционе
Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей : первой и второй частей заявки.
Содержание первой части заявки (часто её называют “Форма 2”) зависит от предмета контракта (товар, работы или услуги), а также от того, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные средства индивидуализации.
Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 3.1, 4 статьи 66 44-ФЗ.
Итак, согласно части 3 статьи 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона ( Примечание: Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. То есть вам нет необходимости прикреплять на электронной площадке отдельный файл с таким согласием);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара ;
Важно: С 01.01.2020 г. наименование страны происхождения необходимо указывать всегда, вне зависимости от того, установлены ли Заказчиком запреты и ограничения допуска товаров в соответствии со статьей 14 44-ФЗ или нет.
б) конкретные показатели товара , соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) . Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Важно: Если Заказчиком в документации об электронном аукционе указан товарный знак, и вы готовы поставить Заказчику именно этот товар, то в первой части заявки достаточно будет указать просто согласие на поставку данного товара. Указывать конкретные показатели товара не нужно. Если же товарный знак не указан или вы планируете поставить товар с иным товарным знаком, то указание конкретных показателей в этом случае обязательно.
Самой большой проблемой для 90% участников закупок является отклонение их заявок на этапе рассмотрения Заказчиком 1-ой части заявки. По сути, первая часть заявки для Заказчика является основным инструментом лоббирования «своего» поставщика (подрядчика).
Для того, чтобы избежать ошибок при подготовке участниками первой части заявки, я подготовил подробное практическое руководство, которое называется “Пробивная заявка. Получи допуск к любому аукциону”. Узнать больше о данном руководстве можно здесь.
Согласно ч. 3.1 ст.66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе ( Примечание: такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование (Ф.И.О), место нахождения (место жительства), почтовый адрес участника аукциона, контактные данные, ИНН участника аукциона или аналог ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ ( Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Однако я также рекомендую прикладывать эту декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об ЭА ( Примечание: при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром);
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;
5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ (в случае, если участник ЭА заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов ( Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций инвалидов);
6) документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. ( Примечание: При отсутствии в заявке на участие в ЭА документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 44-ФЗ ( Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Также дополнительно приложите такую декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки).
- Требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или ч. 3.1 и ч. 5 ст. 66 44-ФЗ документов и информации, не допускается;
- Участник ЭА вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи на участие в аукционе заявок ( Примечание: дата и время окончания подачи заявок указаны по местному времени организации, осуществляющей закупку, помните об этом, подавая свою заявку);
- Заявка на участие в электронном аукционе подается участником аукциона оператору электронной площадки в форме 2-х электронных документов одновременно;
- В течение одного часа с момента получения заявки на участие в ЭА оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (либо возвращает заявку участнику по причинам, указанным в п.п. 1-6 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ);
- Участник ЭА, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки;
- Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника ЭА дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются Заказчику оператором ЭП с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Случаи возврата заявки участнику оператором электронной площадки:
1) заявка подана с нарушением требований, предусмотренных ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ ( Примечание: документы заявки не подписаны электронной подписью);
2) одним участником аукциона подано две и более заявки на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны ( Примечание: в указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в аукционе);
3) заявка участника получена после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
4) заявка от участника аукциона получена с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ ( Примечание: срок регистрации участника на сайте ЕИС истекает менее чем через 3-и месяца);
5) наличия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии что данное требование установлено Заказчиком;
6) отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99) в соответствии с ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ (при осуществлении закупки, в отношении участников которой Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ).
13. Процедура электронного аукциона по 44-ФЗ
В этой части статьи мы с вами рассмотрим порядок участия в электронном аукционе непосредственно на самой электронной площадке.
Итак, в ЭА могут участвовать зарегистрированные в ЕИС, аккредитованные на площадке и допущенные к участию в таком аукционе участники (после рассмотрения первых частей заявок). Думаю, это понятно.
Сам же аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день ( Примечание: Днем проведения ЭА является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации проводится через 4-ре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном ЭА.).
Важно: Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик.
Аукцион проводится путем снижения участниками аукциона НМЦК, указанной в извещении. Величина снижения НМЦК (далее — «шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% НМЦК. При проведении ЭА его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».
Требования к ценовым предложениям участников аукциона:
1) участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:
- равное ранее поданному им же предложению;
- большее чем ранее поданное предложение;
- равное нулю;
2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
3) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона ( Примечание: это означает, что нельзя снижать свою цену, если она на данный момент лучшая).
В случае если участником ЭА предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.
Примечание: Если в ходе ЭА вы случайно подадите предложение, не соответствующее выше установленным требованиям, то сильно не пугайтесь, т.к. оно просто не будет принято оператором. Соответственно, вы сможете скорректировать свое предложение и подать его заново.
Все ценовые предложения поданные участниками ЭА, а также время поступления этих предложений фиксируется на электронной площадке в ходе проведения аукциона.
При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта . Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
В течение 10 минут с момента завершения ЭА любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований 1 и 3, которые указаны выше в разделе “Требования к ценовым предложениям участников аукциона”.
В течение 30 минут после завершения ЭА оператор размещает на электронной площадке протокол проведения электронного аукциона.
В протоколе проведения ЭА указываются:
- адрес электронной площадки;
- дата, время начала и окончания такого аукциона;
- НМЦК;
- все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
В течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА оператор электронной площадки направляет Заказчику указанный протокол и вторые части заявок участников, а также направляет соответствующие уведомления участникам, чьи вторые части заявок были переданы Заказчику на рассмотрение.
При проведении ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации оператор электронной площадки также направляет Заказчику предусмотренные ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ первые части заявок таких участников.
Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения ЭА, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 44-ФЗ, независимо от времени окончания такого аукциона.
Для лучшего усвоения информации, предлагаю вам посмотреть небольшое видео по участию в ЭА на электронной площадке “Сбербанк-АСТ”:
14. Сколько длится электронный аукцион?
Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.
Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.
Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.
15. Как узнать участников электронного аукциона?
Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Отвечу что можно, только подкупив оператора электронной площадки, но это незаконно. Тогда возникает следующий вопрос. Есть ли законные способы узнать информацию об участниках электронного аукциона? Да, есть. Они не достаточно точны, но с большой долей вероятности позволяют спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. По этой теме я написал отдельную развернутую статью, ознакомиться с которой вы сможете здесь.
16. Признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся
Ниже приведены случаи, в которых аукцион в электронной форме по 44-ФЗ признается несостоявшимся.
- В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЭА подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66).
- В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 67).
- В случае, если в течение 10 минут после начала проведения ЭА ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68).
- В случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об ЭА, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 13 ст. 69).
- В случае, если второй участник (при уклонении победителя ЭА от заключения контракта с Заказчиком) не предоставил Заказчику в установленный срок подписанных проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, электронный аукцион признается несостоявшимся (ч.15 ст. 83.2).
17. Заключение контракта по результатам электронного аукциона
Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.
В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС протокола разногласий Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. ( Примечание: При этом размещение в ЕИС и на электронной площадке Заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта ).
В течение 3 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке документов (доработанного проекта контракта, либо первоначального проекта контракта + документа о причинах отказа) победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанные усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью победителя, Заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный усиленной электронной подписью контракт.
С момента размещения в ЕИС подписанного Заказчиком контракта, он считается заключенным.
Для удобства восприятия информации и лучшего понимания процедуры подписания контракта ниже я разместил наглядную схему.
Случаи признания победителя электронного аукциона уклонившемся от заключения контракта:
- если победитель в установленные ст. 83.2 44-ФЗ сроки не направил Заказчику подписанный проект контракта;
- если победитель не направил Заказчику протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта;
- если победитель не исполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).
Антидемпинговые требования
В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от НМЦК, победитель такого аукциона предоставляет:
- обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК > 15 млн. руб.); обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, предусмотренную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке (если НМЦК < 15 млн. руб.);
- обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Более подробно узнать про антидемпинговые меры в 44-ФЗ вы сможете из моей специальной статьи.
В завершении статьи предлагаю вам посмотреть еще одно весьма полезное видео, в котором рассказано, почему не стоит подавать заявку на участие в ЭА в самый последний момент.
На этом моя статья по участию в электронных аукционах по 44-ФЗ подошла к концу. Ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями и коллегами. Если же после изучения материала у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.
Источник https://rg.ru/2020/06/03/reg-urfo/pochemu-goszakupki-ne-stali-spaseniem-dlia-malogo-biznesa.html
Источник https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/elektronnyj-aukcion-po-44-fz.html
Источник
Источник