07/11/2024

Капремонт: предотбор и торги по постановлению № 615

 

Капремонт: предотбор и торги по постановлению № 615

Для поиска подрядчика на работы по капремонту заказчики должны провести процедуру в соответствии с постановлением Правительства № 615. Исполнителям же для участия в этом прежде следует пройти этап предварительного отбора на уровне своего региона. В статье расскажем о таком отборе, а также о том, как искать закупки на капремонт и участвовать в них.

Правовое регулирование

Закупки указанных работ регулируются одновременно постановлением № 615 и законом 44-ФЗ. При этом постановление определяет, что именно относится к работам и услугам по капремонту в многоквартирном доме, как идет отбор потенциальных исполнителей на предварительном этапе, требования к ним и некоторые другие положения. А все, что связано непосредственно с процессом определения исполнителя, регулируется законом 44-ФЗ:

  • единые требования к поставщикам;
  • порядок проведения торгов, в том числе обеспечения заявки;
  • заключение договора по итогам определения подрядчика и так далее.

Что относится к капитальному ремонту в соответствии с постановлением № 615, показано на следующей схеме.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Работы, закупка которых регулируется постановлением
№ 615

Этап предварительного отбора

Предварительный отбор нужен для того, чтобы подрядчик попал в Реестр квалифицированных подрядных организаций (РКПО) своего региона. Без этого участвовать в закупках по постановлению № 615 он не сможет.

Упомянутый отборы проводятся органами, ответственными за ведение РКПО. Периодичность — не реже, чем 1 раз в квартал. Организатор отбора должен создать комиссию, утвердить ее состав, размещать документацию на площадке, где проводится отбор, а также в ЕИС.

Правила проведения отбора таковы:

  • извещение об отборе публикуется за 20 дней минимум до того, как срок подачи заявок истечет;
  • при изменении положений документации срок продлевается еще на 10 дней;
  • отбор проводится в рамках одной работы или услуги;
  • менять предмет отбора запрещено.

Чтобы претендовать на попадание в РКПО, подрядчик должен удовлетворять ряду условий:

  • отвечать единым требованиям из закона 44-ФЗ;
  • не состоять в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • иметь в штате достаточное количество специалистов соответствующей квалификации;
  • иметь за последние 3 года как минимум 3 контракта на аналогичные работы общей стоимостью не менее минимальной цены из документации отбора;
  • за тот же период не иметь контрактов, расторгнутых из-за нарушения условий.

Подача и рассмотрение заявки

В составе заявки потенциальный подрядчик представляет стандартную информацию:

  • сведения о ЮЛ или ИП;
  • выписку из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
  • учредительные документы (для ИП — паспорт);
  • протокол/решение о назначении руководителя, доверенность, подтверждающая право представителя действовать от имени ЮЛ или ИП;
  • документы, подтверждающие соответствие требованиям.

Поданные заявки рассматриваются не более 2 недель. В течение 2 следующих дней формируется протокол предварительного отбора, который размещается на ЭТП и в ЕИС. В нем указывается, включен ли тот или иной участник в реестр РКПО или нет.

Почему могут отказывать? Список причин ограничен: это отсутствие в заявке полного комплекта документов, предоставление недостоверной информации либо несоответствие подрядчика установленным требованиям. Никаких других оснований для отказа быть не должно.

Успешные претенденты включаются в РКПО на 3 года. По истечении этого срока они снова должны пройти предварительный отбор.

Итак, подрядчик включен в Реестр и может принимать участие в закупках по постановлению № 615. Информацию о них можно искать в ЕИС — она публикуется там начиная с мая 2018 года. Кроме того, можно воспользоваться сервисом Контур.Закупки, поскольку он также публикует извещения о заказах на капремонт.

Чтобы найти такие торги, в Контур.Закупках нужно перейти на форму расширенного поиска:

Контур.Закупки. форма поиска

Далее следует отметить коммерческие торги и выбрать все отрасли. В разделе «Строительство и ремонт» есть специальный пункт «Капитальный ремонт (615 ПП)» — его нужно отметить галочкой:

Контур.Закупки, отбор типа строительных процедур

Далее устанавливаются другие параметры поиска, которые интересуют — регион, сумма и так далее. В итоге сервис подскажет закупки по постановлению № 615, которые соответствуют заданным параметрам.

Торги

Дальнейший процесс весьма напоминает обычный электронный аукцион, который проводится для определения поставщиков в закупках по закону 44-ФЗ. С той лишь разницей, что в торгах по постановлению 615 лишь в один этап.

Сначала заказчик рассматривает заявку претендента и принимает решение о его допуске либо недопуске к торгам. Затем проводится аукцион, и участники делают свои ценовые предложения. Победителем признается тот, кто дал наименьшую цену, то есть чья ставка была сделана последний. Именно с этим участником заказчик должен заключить договор.

Закупка капремонта у единственного поставщика

Есть случаи, когда заказчик может выбрать подрядчика из РКПО напрямую, без проведения торгов. Например, если произошла авария или иная чрезвычайная ситуация, и приходится устранять ее последствия. Или если закупается авторский надзор за капитальным ремонтом общего имущества. Также действует правило малых закупок — договоры дешевле 100 тыс. рублей можно заключать напрямую. Однако совокупный годовой объем таких сделок не должен превышать 1 млн рублей.

Еще одна причина заключения договора на капремонт с единственным поставщиком — несостоявшийся аукцион.

Заключения договора

В плане заключения договора действуют те же правила, что и для контрактов по 44-ФЗ. Уклониться от сделки победитель не может — тогда он потеряет обеспечение заявки и попадет в РНП. Прежде чем подписывать договор, победитель должен внести обеспечение в размере 30% от НМЦ.

Соглашение может быть заключено не ранее 10 дней после опубликования итогового протокола, но и не позже 20 дней с этой даты.

Также как и при закупках по 44-ФЗ, в договорах на капремонт действуют антидемпинговые меры. Если цена снижается на четверть и более, то победителю следует подготовить обеспечение в 1,5 раз больше установленного в документации.

При заключении договора на отдельные виды работ, помимо финансового обеспечения контракта в виде денежных средств или банковской гарантии, подрядчик должен:

  • документально доказать, что располагает необходимыми материалами;
  • обосновать стоимость работ, указать цены и количество тех или иных материалов;
  • предоставить иные доказательства либо документы, которые бы подтвердили, что он в состоянии выполнить заказ по заявленной цене.

Такие правила действуют при определении подрядчика строительно-монтажных работ в рамках капитального ремонта общего имущества, включая ремонт либо замену лифтов.

Капитальный ремонт по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 22 сентября

Капитальный ремонт по 44-ФЗ: тонкости закупки

Капитальный ремонт по 44-ФЗ: тонкости закупки

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Отличия текущего и капитального ремонта по 44-ФЗ
  • Алгоритм закупки на капитальный ремонт по 44-ФЗ
  • Смета вместо проектной документации при капитальном ремонте по 44-ФЗ

До недавнего времени система закупок для капитального ремонта по 44-ФЗ была одной из самых сложных из-за значительного объема разнообразных регламентов. 1 июля 2019 года вступили в силу существенные изменения, которые были призваны среди прочего и упростить данную процедуру.

Однако не все так просто. И даже формальное упрощение заявки участника до одного лишь согласия не гарантирует, что вам не придется столкнуться со сложностями при закупке по капитальному ремонту по закону 44-ФЗ.

Отличия текущего и капитального ремонта по 44-ФЗ

Отличия текущего и капитального ремонта

Определение капитального ремонта по 44-ФЗ объектов капитального строительства зафиксировано п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ. В данном случае (кроме линейных объектов) речь идет о замене, возвращении изначальных свойств строительным конструкциям либо их элементам при условии, что не затрагиваются несущие части строения. В интересующее нас понятие входит замена, ремонт инженерно-технических систем, соответствующих объектов капитального строительства, их составляющих. Кроме того, возможна установка новых частей несущих конструкций вместо утративших свои характеристики, если с их помощью могут быть восстановлены, улучшены свойства постройки.

Иными словами, под данным термином понимают смену любых строительных конструкций, не относящихся к несущим, и их составляющих. Заказчику важно помнить данное определение при классификации запланированных работ.

Также необходимо понимать разницу между такими понятиями, как строительная конструкция и ее элемент. Пояснение дается в п. 24 ч. 2 ст. 2 384-ФЗ от 30.12.2009: строительной конструкцией называется часть здания, играющая роль ограждения либо несущая эстетическую нагрузку.

ГОСТ 21.501-2018 дает такое же определение, фиксирует термин «Элемент строительной конструкции». Под последним принято понимать составляющую сборной либо монолитной постройки.

Поскольку закон дает достаточно размытые определения ключевым терминам в теме капитального ремонта здания по 44-ФЗ, могут возникнуть трудности при разделении ремонтных работ на текущие и капитальные. Допустим, к какой категории относится замена межкомнатной перегородки в здании? Вероятно, речь идет о втором типе, поскольку перегородка играет роль ограждения и не может быть отнесена к несущим конструкциям. Когда же предполагается только избавление от данной перегородки и последующая отделка проема, то ремонт уже нельзя назвать капитальным? Ситуация остается спорной, существуют доводы в пользу любого утверждения.

В действующих актах на данный момент отсутствует четкое разделение между двумя типами ремонта. Вид работ должен определяться на основании сметы заказчика, особенностей конкретного объекта, в котором будут осуществляться мероприятия. В смете на текущий ремонт не могут быть прописаны запланированные этапы капремонта. Тогда как в смету на капитальный ремонт допускается внесение услуг по текущим работам.

Отличия текущего и капитального ремонта

Определение текущего ремонта можно найти в п. 3.8 МДС 81-35.2004, утвержденном постановлением Госстроя РФ № 15/1 от 05.03.2004 г. Такая разновидность услуг предполагает периодическое, своевременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение изнашивания конструкций, отделки, используемого в здании оборудования, устранение незначительных дефектов, неполадок.

Стоит помнить о таких тонкостях осуществления закупок по текущему ремонту:

  • Текущий ремонт не регулируется ГрК РФ. Поэтому во время торгов заказчик не может требовать от потенциальных исполнителей членства в саморегулируемой организации. Это правило относится даже к случаям, когда закупка проводится на сумму более трех миллионов рублей. Покупатель не может предъявлять к поставщикам дополнительные требования, поскольку на данный тип закупок не действует ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г.
  • Заказчик имеет право использовать для обоснования НМЦК метод анализа рынка цен, то есть коммерческие предложения или проектно-сметный метод. Если речь идет о капитальном ремонте по 44-ФЗ в 2020 году, допускается применение только проектно-сметного метода.
  • При организации торгов для осуществления капитального ремонта по 44-ФЗ посредством электронного аукциона исполнитель должен прописать в заявке свое согласие с условиями предоставленных организатором документов, то есть с проектом и документацией по тендеру. Данное правило зафиксировано в ч. 3.1 ст. 66 закона о госзакупках.

Для запроса котировок в электронной форме все еще действует использовавшийся ранее формат. То есть поставщик фиксирует в заявке характеристики товаров, которые он собирается использовать в работах. Поэтому если заказчик хочет отказаться от партнерства с определенным участниками торгов и сотрудничать со «своим», он предпочтет именно второй формат. Дело в том, что при нем могут использоваться формальные причины, позволяющие отклонить заявку. К последним в том числе относится предоставление ложной информации по продукции.

В этом году исполнитель допускается к электронному аукциону, если он указал в первой части заявки свое согласие с условиями покупателя и оператор ЭТП не вернул ему документы. Заказчик не имеет права самостоятельно отклонить первые части заявок, но при этом он не должен оформлять протокол их обработки по ч. 10 ст. 67 закона 44-ФЗ.

Часть 11 ст. 66 закона 44-ФЗ дает ЭТП час после получения заявки, чтобы вернуть ее поставщику, если:

  • не стоит усиленная электронная подпись законного представителя участника закупки;
  • от исполнителя получена не одна заявки на торги;
  • заявка предоставлена после завершения установленного для этого отрезка времени;
  • до истечения срока регистрации участника в ЕИС осталось меньше 3 месяцев.

Алгоритм закупки на капитальный ремонт по 44-ФЗ

Алгоритм закупки на капитальный ремонт

Шаг 1. Выбор способа определения подрядчика для госзакупки ремонта зависит от НМЦК и вида работ:

1. Аукцион.

Для закупки капитального ремонта по 44-ФЗ можно проводить аукцион или конкурс. Первый вариант должен обязательно использоваться для всех работ, включенным в аукционный перечень, в соответствии с Распоряжением Правительства № 471 (коды ОКПД2 41.2, 42, 43).

Однако допускается проведение конкурса для закупки работ из указанного выше перечня, если они будут осуществляться на опасных, технически сложных, уникальных объектах (пояснение содержится в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ), искусственных дорожных сооружениях.

2. Конкурс.

Этот формат может использоваться для работ, не относящихся к аукционному перечню. Иногда только часть услуг, необходимых заказчику, содержится в данном документе. В таком случае все равно необходимо проводить аукцион.

Процедура, предполагающая ограничения по участию исполнителей, проводится при капремонте:

  • объектов, относящихся к культурному наследию;
  • особо опасных, технически сложных объектов, искусственных дорожных сооружений, при цене контракта от 150 миллионов рублей для федеральных нужд либо 50 миллионов рублей для муниципальных нужд.

3. Запрос котировок.

Условия использования процедуры указаны в ч. 2 ст. 72 интересующего нас федерального закона. А именно НМЦК должна быть до 500 000 рублей, а общее число таких закупок до 10 % и 100 миллионов рублей.

4. Запрос предложений.

Данный формат применяется, если договор на оказание услуг был расторгнут по инициативе покупателя либо повторный конкурс/аукцион не признаны состоявшимися (ч. 2 ст. 83 закона 44-ФЗ).

5. Контракт с единственным исполнителем.

Капитальный ремонт по 44-ФЗ без конкурентных процедур проводится в соответствии с ч. 1 ст. 93. А именно, ключевое требование – НМЦК до 100 000 рублей.

Шаг 2. Описываем объект закупки.

На этом этапе важно точно понимать, о каком ремонте идет речь – текущем или капитальном.

Первый (по ст. 55.24 ГрК РФ) обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий. В таком случае проект и смету можно заменить ведомостью с перечнем услуг.

При капитальных работах проводится замена/ремонт:

  • строительных конструкций;
  • инженерно-технических систем;
  • элементов несущих конструкций здания.

Обязательно составляется проектно-сметная документация, которая вносится в закупочные документы. Ремонт может начаться максимум через 2 года после утверждения документов.

Также в техзадании по капитальному ремонту по 44-ФЗ закрепляются сроки работ, требования к обеспечению, порядок приемки. Отдельно прописываются материалы, которые могут использоваться при оказании услуг.

Шаг 3. Обосновываем НМЦК.

Обосновываем НМЦК

Для этого (по ч. 9 ст. 22 закона 44-ФЗ) применяют проектно-сметный метод. Требуются:

  • дефектная ведомость;
  • проектно-сметная документация со сметой;
  • заключение о проверке достоверности расчетов в смете;
  • заключение экспертизы проекта.

Сметы формируются в соответствии со сведениями из сборников единичных расценок территориального и федерального формата (ТЕР, ФЕР). Также используются положения Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016 г.

С 01.07.2019 г. действуют изменения в 44-ФЗ, касающиеся проведения «коротких» аукционов по капитальному ремонту. В таком случае извещение публикуется в ЕИС минимум за 7 дней до конца подачи заявок. Поясним, что когда речь идет об обычной закупке, на размещение дается срок 15 дней до аналогичной даты.

После внесения корректировок в ч. 2 ст. 63 закона 44-ФЗ короткий формат позволяет выбирать поставщика услуг по возведению, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объектов капитального строительства при НМЦК до двух миллиардов рублей. Ранее предельная сумма была три миллиона рублей.

Шаг 4. Устанавливаем требования к участникам.

  • Отвечать общим требованиям по ч. 1 ст. 31 закона 44-ФЗ.
  • Подать выписку из реестра членов СРО при НМЦК свыше трех миллионов рублей. В ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ содержится перечень ситуаций, в которых членство СРО необязательно (для ГУПов, МУПов, пр.).
  • Иметь лицензию, если предмет торгов – лицензируемые работы. Когда такие услуги представляют собой лишь часть от общего объема, данное требование устанавливаться не может. В противном случае действия заказчика будут приравнены контролирующими органами к ограничению конкуренции, так как у исполнителя всегда есть возможность заключить договор субподряда с организацией, имеющей необходимую лицензию.
  • Отвечать требованиям, выдвигаемым заказчиком относительно опыта исполнителя, при:
    • работах по коду ОКПД 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) и НМЦК более 10 миллионов рублей (п. 2 Приложения 1 ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г.);
    • осуществлении капитального ремонта по 44-ФЗ на особо опасных, технологически сложных, уникальных объектах; для федеральных нужд цена контракта – более 150 миллионов рублей, для муниципальных – свыше 50 миллионов рублей (п. 5 Приложения 2 к постановлению 99-ПП).

    Шаг 5. Составляем проект контракта.

    В ст. 34 закона 44-ФЗ содержатся обязательные требования к договору. Необходимо подготовить приложение к соглашению исполнителя с заказчиком, куда входят проектно-сметная документация, техническое задание, график оказания услуг.

    Над разработкой образцов документов работают головные организации заказчиков. Дело в том, что на данный момент не получится воспользоваться образцами на капремонт из библиотеки типовых контрактов.

    Об особенностях формирования проектной документации при проведении закупки услуг по капитальному ремонту по 44-ФЗ речь пойдет далее.

    Шаг 6. Принимаем работы.

    Смета вместо проектной документации при капитальном ремонте

    Приемка осуществляется комиссией заказчика в сроки, установленные в документах, любые недочеты отражаются в акте. Только после выполнения исполнителем условий договора и устранения недостатков работы могут быть приняты.

    На данном этапе используются такие документы:

    • акт приемки элемента (системы) здания;
    • акты освидетельствования скрытых работ;
    • акт о приемке выполненных заданий КС-2;
    • справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3;
    • паспорта и сертификаты на материалы, технику, задействованную во время ремонта.

    Смета вместо проектной документации при капитальном ремонте по 44-ФЗ

    Когда проводится аукцион на ЭТП, в заявке поставщик соглашается с условиями покупателя, если проектная документация приложена к документации об аукционе. Но обычно заказчики предоставляют смету, избегая использования других документов, которые являются обязательными при заключении договора на строительство нового объекта, реконструкцию.

    Как тогда провести капитальный ремонт по 44-ФЗ? Можно потребовать от поставщика указать в первой части заявки характеристики товаров, которые он собирается использовать, либо необходимо просто получить согласие с условиями? Кроме согласия ничего не требуется, так как смета относится к составляющим проектной документации – именно так считает ряд региональных управлений антимонопольной службы. Официальная позиция ФАС РФ на данный момент неизвестна.

    По ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ, смета – единственный обязательный раздел проектной документации по капремонту, в основе которого лежит задание заказчика на проектирование. Организатор торгов сам решает, нужны ли ему другие разделы документации. Если ему удобнее отказаться от использования остальных частей, смета будет приравнена к полноценной проектной документации. Вне зависимости от объема проекта, процедура проходит по общим правилам, установленным для закупки услуг по проведению капитального ремонта по 44-ФЗ в формате аукциона.

    Источник https://zakupki-kontur.ru/news/kapremont-predotbor-i-torgi-po-postanovleniyu-615/

    Источник https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/kapitalnyy-remont-po-44-fz/

    Источник

    Источник