Федеральный закон О госзакупках: разбор особенностей ФЗ-94
Содержание статьи
Федеральный закон «О госзакупках»: разбор особенностей ФЗ-94
Государство нередко выступает в роли заказчика в области имущественных отношений. Существует Федеральный закон «О госзакупках», который будет подробно рассмотрен в этой статье.
Цели Федерального закона
Какие отношения регулирует представленный нормативный акт? Статья 1 Закона № 94-ФЗ «О госзакупках» гласит о размещении различных заказов на поставки продукции или выполнение определенных услуг. Закон устанавливает норму, согласно которой необходимо следить за исполнением конституционного принципа единства экономического пространства. Власть в России, согласно закону, должна эффективно расходовать бюджетные средства. Государственные заказы должны напрямую касаться обеспечения оптимального уровня жизни граждан.
В каких ситуациях применяется этот закон? В статье 1 говорится о случаях размещения заказов, выполнения работ, оказания отдельных услуг и т.д. При этом действие рассматриваемого нормативного акта не распространяется на следующие виды отношений:
- назначение дознавательными органами адвоката в ходе уголовного или гражданского судопроизводства;
- привлечение адвоката к оказанию помощи юридического характера.
Федеральный закон «О госзакупках», таким образом, регулирует отношения, связанные с государственными нуждами и их удовлетворением.
О нуждах государства
Что подразумевается под нуждами государственного уровня? Статья 2 рассматриваемого нормативного акта гласит о необходимости удовлетворять потребности в области поиска заказчиков, источников финансирования, заказа определенных товаров или услуг и т.д. Государственные нужды федерального уровня удовлетворяются за счет федерального российского бюджета.
Бюджетные организации и учреждения в субъектах России должны своевременно финансироваться государством. Необходимо это для удовлетворения потребностей в услугах, товарах, работах и т.д. Государство разрабатывает специальные целевые программы, в соответствии с которыми осуществляет отдельные виды закупок. Существуют также нужды муниципального характера. Это, согласно закону, обеспечение потребностей бюджетных организаций за счет региональной казны.
О конкурсной основе
Федеральный закон «О госзакупках» закрепляет несколько основных видов осуществления государственного заказа. Так, в главе 20 устанавливаются нормы, в соответствии с которыми размещение властями заказов может производиться на конкурсной основе. Под конкурсом в данном случае понимаются торги, победителем в которых признается лицо, предложившее наилучшие условия контракта.
Конкурсы могут проводиться на открытой и закрытой основе. Продукция или условия, которые должны составлять государственную тайну, являются, как правило, причинами для проведения конкурса закрытого типа. Закон запрещает взимать с участников конкурса плату. Под запретом и проведение переговоров заказчика с участниками конкурса или конкурсной комиссией. В противном случае будет принято законное решение о признании всего мероприятия недействительным.
Об аукционе
Глава 3 Закона «О госзакупках» закрепляет нормы, в соответствии с которыми проводятся аукционы на право заключать государственные контракты. Аукционы в данном случае — это обыкновенные торги. В ходе мероприятия статус исполнителя приобретает лицо, которое смогло предложить самую низкую стоимость за исполнение контракта.
Отличие аукциона от конкурса всего одно: в первом случае кандидаты в исполнители предлагают оптимальные условия, а во втором — оптимальную цену. В остальном же аукцион практически не отличается от конкурсной основы. Здесь также присутствует возможность сделать процесс открытым или закрытым. Запрещается вести тайный диалог с кем-то из участников и взимать с кандидатов плату за участие.
Прочие способы размещения заказов
ФЗ-94 Федеральный закон «О госзакупках» закрепляет несколько основных способов заключить контракт. Так, в главе 4 говорится о возможности запрашивать котировки. Это способы получения информации о требуемых товарах или услугах. Заказчик внимательно изучает котировки и по итогу принимает решение о сотрудничестве с тем или иным исполнителем. В главе 5 статьи 48 говорится о запросе котировок в целях оказания экстренной гуманитарной помощи.
В главе 3.1 говорится о возможности проводить аукционы в электронной форме. Причем торги все так же могут быть как закрытого, так и открытого типа. Наконец, в статье 55 приведены нормы, в соответствии с которыми государство имеет право на обращение к одному исполнителю. Происходит это в ситуациях, когда поставка товаров или оказание услуг относятся к области естественных монополий (например, как в случае с «Газпромом»).
Ни государство в лице заказчика, ни исполнители не должны допускать нарушений Закона «О госзакупках». В противном случае будет возбуждено судебное делопроизводство соответствующего характера.
О защите прав участников размещения заказа
В главе 8 федерального закона говорится о возможности обжаловать действия заказчика в лице государства, если последний нарушил установленные законом нормы. Можно также обжаловать действия операторов электронной площадки, где проходили торги, пожаловаться на действия аукционной или конкурсной комиссии, уполномоченного органа или специализированной инстанции. Обжалование, как не сложно догадаться, может происходить только в судебном порядке. Статьи 57-61, в которых установлены все эти нормы, являются своего рода гарантами защиты прав участников размещения заказа.
Какие были внесены изменения в Закон «О госзакупках»? Надо сказать, что юридически весь рассмотренный нормативный акт уже не существует, а на его место вступил ФЗ № 44 «О контрактной системе в области закупок для нужд государственного и муниципального характера». Справедливости ради стоит отметить, что все представленные выше правила и нормы функционируют и до сих пор. Однако закреплены они в новом документе 2013 года.
Закупки по новым правилам. Особенности и отличия 94-ФЗ от 44-ФЗ
С точки зрения государственного чиновника у таких разных вещей как роскошные автомобили, солдатская тушенка, почтовые бланки есть нечто общее, это то, что они закупаются за счет государственных средств.
С января следующего года государственные закупки будут вестись по новому закону.
При помощи старого закона не смогли решить вопросы повышения эффективности бюджетных расходов и одержать победу над коррупцией, эти же проблемы попытаются решить с помощью нового закона.
Главный недостаток отменяемого закона 94-ФЗ, это его узкая направленность.
В нем детально были расписаны процедуры проведения только торгов, а новая контрактная система регламентирует все что относят к бюджетным затратам, начиная с момента когда государственные чиновники еще только задумываются о закупке карандашей и заканчивая оценкой эффективности бумаг написанных этим же карандашом.
Для того чтобы новая система начала эффективно работать необходимо принять не один десяток подзаконных актов от которых зависит эффективность всей закупочной системы.
Основной недостаток существующей системы государственных закупок в том, что она направлена не на удовлетворение нужд государства, а на снижение закупочной стоимости.
Цель системы бороться с коррупцией путем полного контроля над процедурой закупок, а это всего лишь средство достижения необходимого результата – отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Г. Сухадольский.
Новой контрактной системой вводится планирование закупок путем разработки планов на три года и планов-графиков на каждый год. В ней появилось понятие нормирования, по которому заказчики должны доказать необходимость покупки.
Ранее закупки проводились через электронный аукцион, теперь закупать можно различными способами: проведением конкурсов с ограниченным участием, двухэтапным конкурсом и запросом предложений.
Контрактной системой предусмотрены меры по борьбе с демпингом, вводится обязательное общественное обсуждение необходимости закупок стоимостью свыше миллиарда рублей.
Мы уверены, что новая контрактная система даст расширенные возможности бизнесменам и благоприятно повлияет на конкуренцию.
Так как Россия не присоединилась к ВТО в отношении государственного заказа, то можно уверено утверждать, что почти все закупки можно делать у отечественных производителей, таким образом, обеспечив поддержку бизнеса – предполагает председатель совета директоров «Сбербанка-АСТ» Н. Андреев.
Как принимали 44-ФЗ
Как сказал глава рабочей группы в Госдуме И. Игошин, главный экономический закон Думы этого созыва рождался в страшных муках. Со времени первого чтения этого закона, до второго чтения прошло 9 месяцев, главным противником новой системы был глава ФАС И. Артемьев.
В этом ведомстве считают, что необходимо не работать над принятием нового закона, а реформировать существующую систему. В ведомстве резко выступили против проведения закупок вне электронных площадок.
Ранее 94-ФЗ обеспечивал доступ бизнеса к государственным закупкам, и с его помощью было сэкономлено 2 триллиона рублей.
Что касается электронных закупок, то в рамках 94-ФЗ все закупки делались только таким способом.
Во время проведения совещательных обсуждений нового закона, который считается наиболее конкурентно способным, в ФАС России настаивали только на этом способе.
Теперь для электронных площадок многое зависит от номенклатурного перечня, в который будут внесены предметы обязательные для закупки с использованием электронных аукционов — вспоминает Н. Андреев.
Споры дошли до такой степени что Артемьев публично стал называть новый закон профанацией и сказал, что ситуация будет еще хуже чем была до того как приняли 94-ФЗ.
В сложившуюся ситуацию вмешался первый вице-премьер И. Шувалов, который велел не выносить сор из избы и наложил запрет на любые комментарии закона.
Распространялись слухи, что из-за возникшего жесткого противостояния по вопросам Федеральной контрактной системы (ФКС), ушел в отставку глава управления по контролю над размещением госзаказа ФАС М. Евраев.
Даже если это, правда, то это никак не повредило его карьере.
В октябре прошлого года он перешел на должность заместителя министра в Минрегион, а позже в Минкомсвязи.
Замечания по новому закону были как у Кремля, так и у депутатов.
Несколько раз переносили сроки рассмотрения закона, который потерял приставку федеральный, и прошел через Думу с редким по нынешним временам результатом, против него проголосовало всего 90 голосов.
Против его принятия голосовали все члены партии КПРФ, кроме одного члена этой фракции.
Принятая государственной думой версия закона, это результат компромисса между бизнес — сообществом и разными ведомствами.
Поэтому в закон включили устаревшие подходы, в частности в него вошли противоречащие друг другу положения.
В законе небыли предусмотрены предложения, стимулирующие электронную торговлю, в неполном объеме закрепили возможность общественного мониторинга, контроля и обсуждения государственных закупок – отметил Сухадольский.
Узнайте подробно все основные моменты действующего 94-ФЗ прочитав эту статью
Принятие 94-ФЗ сопровождалось подобными спорами. Закон приняли в 2005 году по предложению Германа Грефа, который в то время был министром экономического развития.
В 2009 году создали электронные площадки, для того чтобы сделать закупки более прозрачными, и система приобрела тот вид который она имеет сейчас. В ноябре 2010 года Д. Медведев поручил начать разработку нового закона.
Преемница главы Минэкономики Грефа, Э. Набиуллина практически сразу преступила к работе по внедрению ФКС, хотя она не успела завершить работу над ним, скорее всего в Кремле одобрили этот закон с ее участием. В своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин просил ускорить работу над законом о КС.
В закон включили много отложенных норм, которые заработают только лишь в 2015, 2016 и даже 2017 году, только после этого станет понятно, получилось ли с помощью нового закона преодолеть недостатки 94-ФЗ.
Как работает сейчас ФЗ-94
Для проведения государственных закупок с намеченным результатом используют разные способы, от безальтернативной передачи контракта выбранному исполнителю, например, решением главы правительства, до манипуляций в ходе проведения конкурентных аукционов и конкурсов.
Эти возможности приветствуются на всех этапах закупки с начала ее планирования и до момента исполнения контракта.
К примеру, требования к закупаемой продукции составляются под какого-то конкретного производителя, при этом ставятся кабальные условия исполнения договора, малореальные для того чтобы работал свой поставщик.
Например, поставка в течение 2-х часов с момента получения заявки при размере штрафа 10% от общей цены контракта за его несвоевременное исполнение.
К участию будут допущены только квалифицированные поставщики, оценивают квалификацию которых весьма субъективно, при заключении контракта своим поставщиком вместо дорогой банковской гарантии принимают ее бесплатную имитацию, в ходе исполнения договора, если он достался своему поставщику, осложняется приемка результата и т.д.
Все перечисленное это только часть проблемы – заявил руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru К. Кузнецов.
Что нового в ФЗ-44
В новом законе заложены элементы, с помощью которых можно перекрыть некоторые такие лазейки.
Информационная система, которая содержит список банковских гарантий, может решить злободневную на сегодня проблему выявления подделок, недавно в Москве задержали аферистов, которые сбыли гарантии на сумму миллиард рублей.
Проблемы с кабальными условиями договоров можно решить с помощью библиотеки типовых контрактов, которая предусмотрена новым законом.
Но заинтересованные лица по-прежнему могут использовать достаточное количество инструментов для того чтобы манипулировать результатами, и даже появляются новые возможности для этого, такие как квалифицированные требования — добавил Кузнецов.
Еще одна проблема, это сами люди.
Поставщики, заказчики и контролирующие органы не всегда со злым умыслом допускали нарушение многих пунктов закона о государственных закупках.
Часто нарушения допускались в результате недостаточной профессиональной квалификации.
Учитывая количество изменений вносимых в закон о государственной закупке, профессионалов хорошо разбирающихся в законе даже №94 сегодня очень мало.
Специализированными организациями проводится только 30% всех торгов. Остальные закупки ведут заказчики так, как они понимают процесс размещения заказа.
Даже у крупных ведомств нет штата профессиональных заказчиков — отметила эксперт по государственным закупкам Международного центра финансово-экономического развития И. Склярова.
Новая система предполагает организацию на предприятии контрактной службы, что одновременно является как плюсом, так и минусом.
Кадровые проблемы 94-ФЗ автоматически перейдут в контрактную систему, но по новому закону не все члены закупочной комиссии должны быть сотрудниками заказчика, что даст возможность входить в комиссию независимым профессиональным экспертам.
Пока еще не ясно насколько эффективно будут работать контролирующие механизмы. Сменить старый закон на новый это только пол дела, сложнее всего сформировать судебную практику.
Сегодня накоплено много судебных решений по стандартным ситуациям, теперь же все необходимо начинать с нуля. По 94-ФЗ большую часть споров между поставщиками и заказчиками решались в досудебном порядке, ФАС сама рассматривала споры в течение 5 дней.
Теперь на некоторых этапах проведения государственных закупок заказчики и поставщики остаются один на один без надзора контролирующей инстанции.
Спорные вопросы теперь рассматривает только суд, который вместо пяти дней будет рассматривать их на протяжении нескольких месяцев, а возможно и нескольких лет.
Например, руководствуясь новым законом, заказчик в одностороннем порядке расторгнет контракт, поставщик подаст в суд, а все время судебного разбирательства контракт будет просто висеть, так что об оптимизации бюджетных расходов не может быть и речи – говорит Склярова.
В общем 7 триллионов бюджетных денег, именно такой суммой оцениваются ежегодные объемы закупок всех уровней Минэкономразвитием, как были, так и останутся таким желанным лакомых куском для тех, кто распоряжается бюджетными средствами и близкими к этим лицам компаниями, что означает – на каждое новое правило можно найти новый способ его нарушить.
Источник https://fb.ru/article/328395/federalnyiy-zakon-o-goszakupkah-razbor-osobennostey-fz-
Источник http://xn--c1acb8abckhc9l.xn--p1ai/articles/tender/normal/zakupki-94fz
Источник
Источник