08/11/2024

Институт налогообложения как элемент механизма регулирования инвестиций

 

Институт налогообложения как элемент механизма регулирования инвестиций

Настоящее издание произведений малоизвестного французского философа Леже — Мари Дешана является наиболее полным. Оно включает произведения, характеризующие философские и социально — политические взгляды мыслителя, воссоздающие его концепцию утопического коммунизма.

Если Вы заметили ошибку в тексте книги или статьи, пожалуйста, сообщите нам: .

Произведения 4 911
Биографии 2 004
Библиографии 10 251
Словари 161
Словарные статьи 1 244 714

Глава ХIV. Налогообложение как важнейший механизм регулирования инвестиций

14.1. Роль налогообложения в инвестиционной деятельности

Анализируя сложившийся в России инвестиционный климат, следует учитывать, что одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность страны для инвесторов, является система налогообложения.

В целом на принятие инвестиционного решения оказывают влияние как налоговые, так и неналоговые факторы, при помощи которых осуществляется сравнение потенциальной прибыли от инвестиций и риска, который может наступить в результате применения действующего законодательства либо его изменения.

Можно выделить следующие налоговые факторы, влияющие на этот процесс.

1. Предсказуемость налогового законодательства.

Хотя тщательное корректирование законодательства и является неизбежным для таких сложных законов, как законы о налогообложении, многие изменения оказывают реальное влияние на величину налогов, которые должны выплачиваться за конкретные инвестиционные операции.

Важной проблемой является не только отсутствие в налоговом законодательстве специальных льгот для инвесторов, но и отличительная черта современного российского налогообложения — его крайняя нестабильность и противоречивость. Поэтому необходимы гарантии стабильности налогового режима *(227) .

Основное условие, которое необходимо учитывать при совершенствовании и развитии законодательства об инвестиционной деятельности, — это предсказуемость экономической ситуации при ее осуществлении.

Необходимо отметить, что определенные меры, направленные на совершенствование данного фактора, были приняты и закреплены в ст. 5 НК РФ, которая гласит: "акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Федеральные законы в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют." *(228) .

Данная норма НК РФ, несомненно, позволяет инвестору спланировать свою деятельность при реализации своего инвестиционного проекта с учетом предстоящих изменений законодательства.

2. Ставка налога.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Иначе говоря, налоговая ставка — это размер налогового платежа на единицу налогообложения. Она имеет значение при определении общего налогового бремени, а также учитывается при определении стратегии финансирования и налогового планирования компании инвестора.

3. База налогообложения.

При определении налогового бремени большое значение имеет определение налогооблагаемого дохода. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому конкретному налогу. Налоговая ставка определяется через понятие налоговой базы.

Характеристики этой калькуляции могут оказывать серьезное воздействие на модель налогообложения различных компаний. Режим налогообложения различных доходов и расходов оказывает влияние на организацию их деятельности. В период централизованного планирования РФ до недавнего времени одновременно являлась как органом власти, способным облагать налогами, так и собственником предприятия. Многие вопросы, которые возникают при определении базы налогообложения в тех случаях, когда налогоплательщик является частным лицом, просто отсутствовали. Поэтому система налогообложения часто использовалась как одно из средств контроля и влияния на поведение предприятий.

В настоящее время характер правоотношений в данной сфере принципиально изменился. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" указал: "Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой — налогоплательщику — обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств" *(229) .

Взимание таможенных пошлин с объектов инвестирования имеет определенную привлекательность, с точки зрения стран, нуждающихся в расширении источников доходов. Таможенные пошлины представляют собой непосредственный или легко управляемый источник дохода, однако они повышают стоимость инвестиций. Это увеличивает риск инвестирования в стране и повышает коэффициент окупаемости, необходимый для того, чтобы инвестиция была прибыльной.

В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" *(230) подчеркивается, что допускается устанавливать специальную пошлину, которая определяется как пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации, независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Таким образом, специальная пошлина напрямую связана с понятием специальных защитных мер, т.е. мер по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которые применяются по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины.

Согласно положениям действующего таможенного законодательства установлена дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара, т.е. той страны, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством (ст. 26 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" *(231) , ст. 30 Таможенного кодекса РФ).

В зависимости от страны происхождения ставки ввозимых таможенных пошлин могут быть разделены на:

  • базовые (содержатся в действующем таможенном тарифе РФ) — ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования;
  • преференциальные (3/4 величины базовой ставки) — эти ставки, как видно из их названия, являются разновидностью льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран;
  • максимальные (базовые ставки, увеличенные в два раза) — по этим ставкам рассчитываются товары, происходящие из всех остальных государств, а также на те товары, страна происхождения которых неизвестна.

Необходимо также отметить, что в целях оптимизации инвестиционного климата в последние годы был принят пакет законодательных актов, среди которых — новые главы НК РФ, предусматривающие создание более благоприятного налогового режима деятельности инвесторов, а также порядок амортизации, предоставляющий широкие возможности ускоренного амортизационного списания машин и оборудования организациями, отнесения затрат на капитальный ремонт.

Становление современной налоговой системы в Российской Федерации, снижение ставок налогов на прибыль, налогов с оборота, введение специальных налоговых режимов должно способствовать пополнению оборотных средств предприятий, увеличению доли инвестиций. Тому же процессу будет способствовать и легализация части доходов в связи со смягчением режимов налогообложения.

14.2. Налоговые льготы для инвесторов

Вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В действующем НК РФ предусмотрен ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования.

Ниже дается краткий обзор основных налогов, уплачиваемых инвесторами, при этом особое внимание уделяется льготам, которые им предоставляются.

Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен в гл. 21 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2002 г. (ранее он взимался на основании Закона РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1992-I) *(232) . Это косвенный налог, т.е. плательщик налога (лицо, вносящее платеж в бюджет) и носитель налога (лицо, несущее налоговое бремя) не совпадают в одном лице: плательщиком является предприятие, производящее продукцию, а носителем — потребитель.

Также в данной статье в пп. 7 установлено, что не подлежит налогообложению оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

Порядок и условия использования этой льготы установлен в пп. 4-7 ст. 149 НК РФ. Для реализации данной льготы НК РФ императивно предписывает налогоплательщику вести раздельный учет упомянутых выше операций. Порядок ведения такого раздельного учета в настоящее время установлен Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н "Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) *(233) . Кроме того, руководителю организации необходимо издать приказ (распоряжение), обязывающий бухгалтерию вести такой раздельный учет.

Пункт 7 ст. 149 НК РФ запрещает применять льготы по освобождению от налогообложения НДС (даже если лицо производит операции, предусмотренные в ст. 149 НК РФ) по отношению к индивидуальным предпринимателям и организациям, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность в интересах другого лица (доверителя, комитента, принципала) в рамках заключенного с таким лицом договора комиссии, поручения, агентского договора (ст. 971-979, 990-1011 ГК РФ).

Таким образом, операции по прямому инвестированию освобождены от налогообложения НДС.

Статьей 150 НК РФ предусматривается, что не подлежит налогообложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Правила п. 1 ст. 150, в отличие от правил ст. 149 НК РФ, посвященных освобождению от налогообложения НДС операций по реализации (передаче) товаров (работ, услуг), в основном производимых и реализуемых на территории Российской Федерации, во-первых, распространяются лишь на случаи освобождения от НДС операций по товарам (но не работам, услугам!), во-вторых, устанавливают, что не подлежит налогообложению такая именно операция, как ввоз на таможенную территорию Российской Федерации (ее составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними). Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, где Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Территория свободных таможенных зон и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации (хотя она и охватывается понятием "территория Российской Федерации"). Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации (ст. 3 ТК РФ). От НДС освобождается ввоз товаров, упомянутых в пп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, для формирования уставного капитала хозяйственных обществ с участием иностранных инвесторов (т.е. ЗАО, ООО, ОАО, ОДО, дочерних, зависимых обществ) и складочного капитала хозяйственных товариществ (т.е. полного или коммандитного товарищества) с участием иностранного инвестора.

В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы согласно ст. 154-159 и 162 исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ применительно к этому налоговому периоду, должна быть уменьшена на все суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, которые относятся к этому же налоговому периоду и в отношении которых не применяются специальные ограничения (в частности, установленные ст. 170 НК РФ). Технически это делается с помощью налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. Право на налоговые вычеты может возникать в силу разных обстоятельств. В частности, уплатив налог подрядным организациям при проведении ими капитального строительства или сборке (монтаже) основных средств, налогоплательщик вправе (на основании п. 6 ст. 171 НК РФ) предъявить к вычету эти суммы налога.

В соответствии со ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ.

Перечень подакцизных товаров установлен в ст. 181 НК РФ. Подакцизными товарами признаются: спирт этиловый; алкогольная продукция; табачная продукция; автомобильный бензин и ряд других товаров. Анализ п. 1 ст. 182 НК РФ показывает, что объектом налогообложения акцизом признаются ряд операций, в том числе и передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

Представляется, что данная норма не согласуется с пп. 4 п. 3 ст. 38 НК РФ, согласно которому не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

Под инвестиционным характером передачи товаров, результатов работ или оказания услуг следует понимать такую их передачу (оказание) другому лицу, которая не предполагает получения от него непосредственного встречного имущественного предоставления, а предназначена для осуществления принимающим инвестиции лицом определенной деятельности, в результате осуществления которой инвестор получает соответствующую своим инвестициям долю прибыли *(234) .

Таким образом, не подпадает в соответствии со ст. 39 НК РФ под легальное определение реализации товаров, работ, услуг передача имущества в качестве:

  • вклада в складочный капитал полного товарищества;
  • вклада в складочный капитал коммандитного товарищества;
  • вклада в уставный капитал АО, ООО, ОДО;
  • вклада в простое товарищество (ст. 1041, 1042 ГК РФ). Простое товарищество не является юридическим лицом. Внесенное участниками простого товарищества имущество (которым последние обладали на праве собственности), а также произведенная в результате совместной деятельности продукция, плоды и доходы признаются общей долевой собственностью;
  • внесения паевого взноса членами производственного кооператива.

С учетом того, что перечень форм передачи имущества, имеющих инвестиционный характер, открытый, любые иные инвестиционные вклады не подпадают под признаки реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения *(235) .

Как поступить в таком случае налогоплательщику? Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь иметь в виду, что в части первой НК РФ установлены общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Для того чтобы избежать печальной практики прошлых лет (когда многочисленные акты в области налогообложения противоречили друг другу, вводились задним числом, не вовремя сообщались налогоплательщикам), законодатель включил в ст. 3 НК РФ п. 6 и 7, исходя из которых акты законодательства о налогах и сборах должны быть точно сформулированы. Это означает, что указанные акты должны быть текстуально выверены, не содержать внутренних противоречий, двусмысленности. Критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога исходя из содержания акта точно установить следующие обстоятельства: а) вид подлежащего уплате налога; б) размер налога; в) срок и порядок уплаты налога. В пользу плательщика следует толковать все сомнения, порождаемые в ходе практической реализации актов законодательства о налогах и сборах. В частности эти сомнения относятся к определению базы налогообложения.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии со второй частью НК РФ и с учетом положений ст. 38, 39 НК РФ.

В данном случае значение специального правового термина "операции, которые не признаются реализацией товаров, работ или услуг" нормативно определено. Рассматривая законность п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" *(236) (далее — Закон об основах налоговой системы) в части введения в перечень региональных налогов налога с продаж, Конституционный Суд РФ указал, что, устанавливая региональный налог с продаж, федеральный законодатель был обязан определенно и непротиворечиво закрепить объект налогообложения. Вместо этого он ввел ряд дополнительных признаков для его обозначения, используя, в частности, неопределенные понятия, которые не имеют юридического содержания и различно толкуются при применении оспариваемых норм Закона об основах налоговой системы: "реализация товаров (работ, услуг) оптом", "дорогостоящие товары", "товары и услуги не первой необходимости", "товары первой необходимости". Законодатель не предусмотрел каких-либо критериев для их определения, а также произвольно перечислил лишь некоторые товары (работы, услуги), реализация которых подлежит обложению налогом с продаж, и тем самым отказался от установления четких параметров объекта налогообложения *(237) .

Поэтому если в общей части НК РФ существует нормативное определение термина — объекта налогообложения, то и следует использовать термин именно в этом значении. И за основу в данной ситуации должны быть положены принципы, установленные в ст. 39 НК РФ, в которой закреплено императивное предписание, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов). Следовательно, операции с подакцизными товарами, носящие инвестиционный характер, не являются объектами налогообложения в контексте положений пп. 10 п. 2 ст. 182 НК РФ.

— для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;

— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;

— для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ: "Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации".

Судебная практика твердо стоит на позиции, предполагающей, что доходы в виде имущества, полученного организацией в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, не участвуют в формировании налоговой базы *(238) .

Согласно положениям ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, и другие средства.

По сути, в данной статье устанавливается значение понятия "доход, учитываемый при определении налоговой базы". Это значение устанавливается путем исключения из категории "доход" отдельных видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций; доходов, подлежащих вычету из суммы валовых доходов организации).

Налоговое законодательство РФ определяет порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст. 67 НК РФ):

  • проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Анализ легального определения данной формы изменения срока уплаты налога — инвестиционного налогового кредита позволяет указать на следующие признаки.

1. Кредит предоставляется:

  • только организациям при наличии предусмотренных законодательством о налогах и сборах оснований;
  • по налогу на прибыль (доход) организации либо по региональным и местным налогам; по другим видам налогов (например, по НДС) предоставлять его нельзя.

2. Кредит предполагает:

  • предоставление организации на определенный в договоре о кредите срок права уменьшать свои платежи по упомянутым налогам;
  • уменьшение платежей по налогу в пределах, определенных в таком договоре;
  • последующую (т.е. по истечении срока действия договора) уплату не только суммы самого предоставленного кредита, но и начисленных на нее процентов;
  • поэтапную уплату как суммы кредита, так и начисленных процентов;
  • независимо от числа договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50% соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите за этот налоговый период.

3. Решения о предоставлении кредита принимаются:

  • по федеральным налогам и сборам — Федеральной налоговой службой, т.е. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов;
  • по региональным и местным налогам — налоговым органом по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований. Следует отметить, что такое распределение компетенции между уполномоченными органами было установлено Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утрачившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" *(239) , принятым в связи с реформой государственного управления в РФ.

4. Предоставление кредита по уплате сбора в ст. 66 НК РФ не предусмотрено.

5. Срок предоставления кредита не может быть менее одного года. Максимальный срок — пять лет.

6. В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:

  • порядок уменьшения налоговых платежей;
  • сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;
  • срок действия договора;
  • начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России);
  • порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
  • условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;
  • сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;
  • ответственность сторон;
  • действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

7. Контроль за исполнением налогоплательщиками условий, на которых с ними были заключены договоры о предоставлении налогового кредита, осуществляют налоговые органы, которые ведут учет налоговых кредитов, предоставленных уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с Приказом МНС России от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411 об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов *(240) .

14.3. Особый порядок налогообложения при разработке природных ресурсов

Правовой базой правового регулирования разработки природных ресурсов является Закон о СРП, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности.

Этот закон определяет порядок осуществления российскими и иностранными лицами инвестиционной деятельности на основе заключения соглашений о разделе продукции.

При выполнении этих соглашений применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный НК РФ в гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Правовые нормы, содержащиеся в указанных нормативных актах, служат дополнительными средствами законодательного закрепления особенностей налогообложения деятельности инвестора, оператора и прочих субъектов, вовлеченных в комплекс отношений по разделу продукции, осуществляемому на основе соответствующих соглашений.

Данная система налогообложения отнесена к специальным налоговым режимам. Механизм специальных налоговых режимов, предусмотренный НК РФ, является новым институтом налогового права, научные исследования которого практически не проводились.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах (ст. 18 НК РФ).

Следует отметить, что перечень специальных налоговых режимов, содержащийся в НК РФ, в связи с императивным характером определяющих их норм, является исчерпывающим и может быть дополнен только путем внесения соответствующих изменений в НК РФ *(241) .

Специальные налоговые режимы, применяемые в случаях и порядке, установленных НК РФ, отличаются от общего режима налогообложения, предусмотренного НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ. Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.

Основанием применения рассматриваемого налогового режима является соглашение о разделе продукции, под которым следует понимать договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Особенность соглашений о разделе продукции и соответствующего закона состоит в том, что достаточно сложно установить их отраслевую принадлежность. Российская Федерация в отношениях подобного рода выступает одновременно и как носитель высшего суверенитета, т.е. субъект публичного права, и как собственник недр, т.е. субъект частного права.

В настоящее время перечень месторождений, которые могут разрабатываться на условиях раздела продукции, закрепленный в соответствующих федеральных законах, включает 27 участков недр. Из них: 21 — нефтяные месторождения, 2 — газовые, 3 — золотоносные и 1 — железорудное месторождение *(242) . Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

Сторонами соглашений о разделе продукции могут быть:

  • государство, т.е. Российская Федерация совместно с ее субъектом, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр. От имени Российской Федерации в соглашении выступает Правительство РФ, а от имени ее субъекта — его уполномоченный исполнительный орган или уполномоченные ими иные органы исполнительной власти;
  • инвесторы — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

В случае если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.

Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней с даты подписания соглашения.

В настоящее время срок, на который участок недр может быть предоставлен в пользование инвестора, определяется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" *(243) , и не может превышать 25 лет.

Для определения лица, с которым может быть заключено соглашение о разделе продукции, проводится аукцион. Следует отметить, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесение изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" *(244) , допускало проведение в этих целях конкурса.

Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими ее.

При выполнении соглашений произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с его условиями. Статья 8 Закона о СРП предусматривает два способа раздела продукции.

При первом способе существенными условиями соглашения являются:

  • определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (предприятия), добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;
  • определение части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее — компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации — 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ;
  • раздел между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;
  • передача инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
  • получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

При втором способе соглашение должно предусматривать следующие существенные условия:

  • определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
  • условия раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%, а доля государства должна быть не менее 32%;
  • передача государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
  • получение инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона.

Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции на другой, а также замену одного способа раздела продукции другим.

Действие соглашения прекращается в следующих случаях:

  • по истечении срока, на который оно было заключено;
  • досрочно по согласованию сторон;
  • если положения соглашения о способах налогообложения инвестора не вступили в силу в течение одного года с даты подписания данного соглашения;
  • по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством РФ, действующим на дату его подписания.

Общие принципы налогового режима раздела продукции установлены в гл. 26.4 НК РФ.

Кроме того, гл. 26.4 НК РФ предполагает следующие условия налогообложения инвесторов, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых на условиях раздела продукции.

Инвестор, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде с приложением следующих документов:

  • соглашения о разделе продукции;
  • решения об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом о недрах и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Рассматриваемый специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения первого типа, за исключением следующих налогов и сборов, от уплаты которых инвестор не освобождается:

  • НДС;
  • налог на прибыль организаций;
  • единый социальный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • плата за пользование водными объектами;
  • государственная пошлина;
  • таможенные сборы;
  • земельный налог;
  • акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 181 НК РФ.

Инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению законодательного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ и (или) представительного органа местного самоуправления (ст. 346.35 НК РФ).

Суммы уплаченных инвестором НДС, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанные с исполнением соглашений о разделе продукции, подлежат возмещению. Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей исполнения соглашения. При использовании транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном порядке.

При выполнении соглашения второго типа, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии со ст. 8 Закона о СРП, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

  • единый социальный налог;
  • государственную пошлину;
  • таможенные сборы;
  • НДС;
  • плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор также может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению законодательного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ и (или) представительного органа местного самоуправления.

При выполнении соглашения объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления налога в отношении указанных выше налогов определяются с учетом особенностей, предусмотренных положениями рассматриваемой главы НК РФ, действующими на дату вступления соглашения в силу.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима раздела продукции, признаются организации, являющиеся инвесторами по соглашению о разделе продукции.

Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением рассматриваемого специального налогового режима при выполнении соглашений, оператору с согласия последнего. Оператор осуществляет предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

В случае когда в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях раздела продукции, подлежат все организации, входящие в состав указанного объединения. Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях раздела продукции, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, постановка налогоплательщика на учет производится в налоговом органе по его местонахождению.

Заявление о постановке на учет в налоговом органе должно быть подано в течение 10 дней с момента вступления соответствующего соглашения в силу.

Постановка инвестора по соглашению о разделе продукции на учет в качестве налогоплательщика удостоверяется выдачей ему свидетельства формы N 9-СРПС, утвержденной Приказом МНС России от 17 марта 2004 г. N САЭ-3-09/207. Указанное свидетельство должно содержать наименование соглашения, указание даты вступления соглашения в силу и срока его действия, наименование участка недр, предоставленного в пользование в соответствии с условиями соглашения, и указание его местонахождения, а также указание на то, что данный налогоплательщик является инвестором по соглашению или оператором соглашения и в отношении этого налогоплательщика применяется специальный налоговый режим раздела продукции.

По налогам, уплачиваемым при выполнении соглашений о разделе продукции, налогоплательщик представляет в налоговые органы по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях такого соглашения, налоговые декларации по каждому налогу и по каждому соглашению отдельно от другой деятельности. Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях раздела продукции, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, налогоплательщик представляет налоговые декларации по указанным налогам в налоговые органы по своему местонахождению.

Инвестор обязан ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представлять в налоговые органы, утвержденные в порядке, установленном соглашением о разделе продукции, программу работ и смету расходов по такому соглашению на следующий год. По вновь введенным соглашениям в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на текущий год, утвержденные в порядке, установленном соглашением. В случае внесения изменений и (или) дополнений в программу работ и смету расходов налогоплательщик обязан представить указанные изменения и (или) дополнения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установленном соглашением порядке.

Деятельность инвесторов и операторов по соглашениям о разделе продукции в части уплаты связанных с выполнением таких соглашений налогов и сборов является объектом налогового контроля. Налоговый контроль за такой деятельностью осуществляется в соответствии с гл. 14 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.42 НК РФ. В названной статье определяются особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции.

Инвесторы определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате, в соответствии с гл. 26 НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 346.37 НК РФ.

Налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений, разрабатываемых на условиях раздела продукции, определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговая база подлежит определению отдельно по каждому соглашению.

Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений, разрабатываемых на условиях раздела продукции, составляет 340 руб. за одну тонну.

Если соглашением о разделе продукции установлен предельный уровень коммерческой добычи нефти и газового конденсата, то налоговая ставка применяется с коэффициентом 0,5 до момента достижения такого уровня. После достижения такого предельного уровня налоговая ставка применяется с коэффициентом 1, который не изменяется в течение всего срока действия соглашения.

При выполнении соглашений о разделе продукции, не связанных с добычей нефти и газового конденсата, налоговые ставки, установленные ст. 342 НК РФ, применяются с коэффициентом 0,5.

Налогоплательщики определяют сумму налога на прибыль организаций, подлежащую уплате, в соответствии с гл. 25 НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 346.38 НК РФ. Объектом налогообложения при этом признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения о разделе продукции, под которой понимается его доход от выполнения такого соглашения, уменьшенный на величину расходов, связанных с его исполнением. В случае когда стороной соглашения является объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, доход, полученный каждой организацией, являющейся участником указанного объединения, определяется пропорционально доле соответствующего участника в общем доходе такого объединения за налоговый период.

Доходом налогоплательщика от выполнения соглашения признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями данного соглашения, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Под прибыльной продукцией понимается произведенная за налоговый период при выполнении соглашения продукция за вычетом той ее части, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, а также компенсационной продукции, т.е. части произведенной при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации — 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов, состав которых устанавливается соглашением. Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, устанавливаемой соглашением.

  • возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы);
  • уменьшающие налоговую базу по рассматриваемому налогу.

Возмещаемыми расходами признаются расходы, произведенные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в целях выполнения работ по соглашению в соответствии с программой работ и сметой расходов. В состав возмещаемых расходов включаются:

1) расходы, произведенные налогоплательщиком до вступления соглашения в силу. Расходы, произведенные до вступления соглашения в силу, признаются возмещаемыми, если соглашение заключено по ранее не разрабатываемым месторождениям полезных ископаемых и эти расходы не были ранее признаны недропользователем участка недр для целей исчисления налога на прибыль организаций. Указанные расходы должны быть отражены в смете расходов, представляемой одновременно со сметой расходов на первый год работ по соглашению. Амортизация по данному виду амортизируемого имущества не начисляется. В случае если расходы относятся в соответствии со ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу, их возмещение производится в следующем порядке:

  • если указанные расходы произведены налогоплательщиком — российской организацией, они подлежат возмещению в размере, не превышающем остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии со ст. 257 НК РФ;
  • если указанные расходы произведены налогоплательщиком — иностранной организацией, они подлежат возмещению в размере, не превышающем уровень рыночных цен;

2) расходы, произведенные налогоплательщиком с момента вступления соглашения о разделе продукции в силу и в течение всего срока его действия. При этом в отношении указанных расходов устанавливаются следующие особенности:

  • расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 НК РФ, а также аналогичные расходы по сопряженным участкам недр, если это предусмотрено соглашением, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;
  • расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) и доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования, включаются в состав возмещаемых расходов в сумме фактически понесенных затрат при условии их включения в программу работ и смету расходов и с учетом ограничений, установленных соглашением. Начисление амортизации по таким расходам не производится;
  • расходы, произведенные в форме отчислений в ликвидационный фонд для финансирования ликвидационных работ, учитываются в целях налогообложения в размере и порядке, которые установлены соглашением. Порядок формирования и использования ликвидационного фонда устанавливается Правительством РФ;
  • расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, которое было передано государством в безвозмездное пользование налогоплательщику в соответствии со ст. 11 Закона о СРП, учитываются в целях налогообложения в размере фактически произведенных расходов;
  • управленческие расходы, связанные с выполнением соглашения, в состав которых включаются расходы на оплату аренды офисов налогоплательщика, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации, расходы на их содержание, информационные и консультационные услуги, представительские расходы, расходы на рекламу и другие управленческие расходы по условиям соглашения возмещаются в размере норматива управленческих расходов, установленного соглашением, но не более 2% от общей суммы расходов, возмещаемых налогоплательщику в налоговом периоде.

Не входят в состав возмещаемых расходов:

1) произведенные до вступления соглашения в силу:

  • расходы на приобретение пакета геологической информации для участия в аукционе;
  • расходы на оплату сбора за участие в аукционе на право пользования участком недр на условиях соглашения;

2) произведенные с даты вступления соглашения в силу:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в соглашении;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи (проценты) по полученным кредитным и заемным средствам, а также комиссионные выплаты по ним и другие расходы, связанные с получением и использованием заемных средств для финансирования деятельности по соглашению;
  • расходы, предусмотренные п. 3 ст. 262 НК РФ;
  • расходы, предусмотренные пп. 10 и 13 п. 1 и пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Сумма возмещаемых расходов определяется по каждому налоговому периоду и подлежит возмещению налогоплательщику за счет компенсационной продукции.

Возмещаемые расходы подлежат возврату налогоплательщику в размере, не превышающем установленного соглашением предельного уровня компенсационной продукции. Компенсационная продукция за налоговый период рассчитывается путем деления подлежащей возмещению суммы расходов налогоплательщика на цену продукции, определяемую в соответствии с условиями соглашения, или на цену нефти, определяемую в соответствии с гл. 26.4 НК РФ. Когда размер возмещаемых расходов не достигает предельного уровня компенсационной продукции в налоговом периоде, налогоплательщику в указанном периоде возмещается вся сумма возмещаемых расходов. Если размер возмещаемых расходов превышает предельный уровень компенсационной продукции в налоговом периоде, возмещение расходов производится в размере указанного предельного уровня. Не возмещенные в налоговом периоде возмещаемые расходы подлежат включению в состав возмещаемых расходов следующего налогового периода. Расходы капитального характера принимаются к возмещению при условии соблюдения требования об использовании доли товаров российского производства при проведении работ по соглашению о разделе продукции. Несоблюдение указанного требования является основанием для отказа в возмещении соответствующих затрат инвестора. При этом на приобретаемое оборудование и иное имущество распространяется порядок амортизации имущества, установленный ст. 256-259 НК РФ.

Расходы, уменьшающие налоговую базу по рассматриваемому налогу, включают в себя расходы, учитываемые в целях налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ и не включенные в состав возмещаемых расходов, определяемых в соответствии с положениями гл. 26.4 НК РФ. В расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, не включаются суммы налога на добычу полезных ископаемых.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет осуществляется в соответствии с гл. 25 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой в установленном порядке.

Размер налоговой ставки определяется в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ и в настоящее время составляет 24% от налогооблагаемой прибыли. Налоговая ставка, действующая на дату вступления соглашения о разделе продукции в силу, применяется в течение всего срока действия данного соглашения, независимо от изменения законодательства о налогах и сборах.

Порядок исчисления налога и сроки уплаты определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. В случае если налог исчисляется в иностранной валюте, налогоплательщик уплачивает налог в этой или другой иностранной валюте, котируемой Банком России, либо уплачивает эквивалентную сумму в российских рублях, исчисленную исходя из официального курса этой валюты, установленного Банком России на дату уплаты налога.

В целях реализации налогового режима раздела продукции налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, возникающим при выполнении соглашения. При отсутствии раздельного учета применяется порядок налогообложения прибыли, установленный гл. 25 НК РФ, без учета особенностей, составляющих содержание рассматриваемого специального налогового режима.

Доходы и расходы налогоплательщика по другим видам деятельности, не связанным с выполнением соглашения, в том числе доходы в виде вознаграждения за выполнение функций оператора и (или) за реализацию продукции, принадлежащей государству по условиям соглашения, подлежат налогообложению в общем порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Прибыль, полученная инвестором от реализации компенсационной продукции, подлежит налогообложению в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, и определяется как выручка от реализации компенсационной продукции, уменьшенная на величину расходов, связанных с реализацией указанной продукции и неучтенных в стоимости компенсационной продукции, уменьшенная на стоимость компенсационной продукции. В случае когда при реализации компенсационной продукции налогоплательщиком понесен убыток, он вправе уменьшить на его сумму налоговую базу в последующих налоговых периодах.

При выполнении соглашений о разделе продукции применяется налоговая ставка по НДС, действующая в соответствующем налоговом периоде в соответствии с гл. 21 НК РФ.

В тех случаях когда по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов при выполнении работ, связанных с исполнением соглашения, превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в налоговом периоде (в том числе при отсутствии указанной реализации), полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном ст. 176 НК РФ. Если сроки возмещения (возврата) налогоплательщику НДС, установленные ст. 176 НК РФ, не будут соблюдены, то суммы, подлежащие возврату, увеличиваются исходя из 1/360 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (при ведении учета в валюте Российской Федерации) или 1/360 ставки либор, действующей в соответствующем периоде, за каждый день просрочки (при ведении учета в иностранной валюте).

В целях реализации налогового режима раздела продукции не подлежат налогообложению:

  • передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по соглашению, между инвестором по соглашению и оператором соглашения в соответствии с программой работ и сметой расходов, которые утверждены в установленном соглашением порядке;
  • передача организацией, являющейся участником не имеющего статуса юридического лица объединения организаций, выступающего в качестве инвестора в соглашении, другим участникам такого объединения соответствующей доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям соглашения;
  • передача налогоплательщиком в собственность государства вновь созданного или приобретенного налогоплательщиком имущества, использованного для выполнения работ по соглашению и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями соглашения.

Глава ХV. Страхование инвестиционной деятельности и инвесторов

15.1. Правовой статус страховщика при страховании инвестиций

Возможным механизмом защиты прав инвестора от различных рисков в связи с инвестиционной деятельностью является страхование. Данная услуга осуществляется страховщиками — страховыми компаниями.

Деятельность страховых компаний регламентируется ГК РФ, Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" *(246) (далее — Закон об организации страхового дела), рядом других законов и постановлений Правительства РФ. Из всех институтов коллективного инвестирования страховое законодательство разработано наиболее полно.

В странах с развитой рыночной экономикой страховые компании играют особую роль среди институциональных инвесторов, так как обеспечивают треть всех инвестиций. Так, в западных странах страхованием охвачено 90-95% всех возможных рисков, тогда как в России — менее 7%. Страховая премия на душу населения в США, странах Европы и Японии составляет от 1,5 до 4 тыс. долл., в России — чуть более 31 долл. Если не учитывать обязательное медицинское страхование, то удельный вес страхования в ВВП России составляет 0,72%, что более чем в десять раз ниже уровня западных странах. В настоящее время на российском страховом рынке устойчиво работают не более 10% его участников *(247) .

По данным Минфина РФ, услугами страховщиков пользуются менее 5% населения России, при этом на страховые услуги они тратят 0,5% своих доходов. В развитых странах эта доля достигает 30% *(248) .

В соответствии с приведенными цифрами потенциальная емкость российского страхового рынка держится на уровне 50-60 млрд. долл. *(249)

Страхование можно рассматривать также не только в контексте коллективного инвестирования. Очень важный аспект данного вида деятельности также состоит и в том, что государство не может гарантировать точного и неуклонного обеспечения интересов инвесторов на рынке. Особенно это актуально в случае политической нестабильности. Единственное основное средство защиты имущественных интересов инвестора — прибегнуть к арбитражу и другим механизмам разрешения споров.

Однако этого может быть недостаточно, поскольку судебное разбирательство может затянуться на продолжительное время. Это увеличивает понесенные инвестором убытки. Нельзя исключать и отказ государства при заключении соглашения о разделе продукции от исполнения своих обязательств. Следовательно, с точки зрения инвестора, его имущественные права в отношении инвестиций будут полностью обеспечены лишь в случае, если при наступлении факта нарушения обязательств контрагентом по договору, и (или) невозможности исполнения договорных обязательств, или в случае войны, национализации, введения валютных ограничений они будут застрахованы.

Любая страховая деятельность включает в себя две составляющие:

  • заключение и исполнение договоров страхования;
  • управление средствами страховых резервов — специализированных денежных фондов, которые страховщик формирует для обеспечения страховых выплат.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) (ст. 2 Закона об организации страхового дела).

Таким образом, отношения являются страховыми при наличии в них четырех необходимых элементов:

  • интереса, подлежащего защите;
  • события, на случай наступления которого производится защита;
  • денежных фондов, которые служат для осуществления защиты;
  • платы за защиту (премии).

Особенно важно, как уже отмечалось, для инвестора состояние защищенности от политических рисков. Но дело в том, что активное участие самого государства в страховании политических рисков инвесторов противоречит как природе отношений, возникающих в связи с инвестированием капитала, так и природе страхования. Особенность правового регулирования инвестиций состоит в том, что оно касается отношений между государством и частным лицом. Одновременное участие государства в качестве страховщика по договору страхования приведет к тому, что фактически страховщик будет страховать страхователя от своих собственных действий *(250) .

Очень важно в связи с этим четко определить правовой статус страховщика, за счет резервного фонда которого осуществляются страховые выплаты при наступлении страхового случая.

В российском законодательстве установлены следующие требования к страховщику. Он должен:

  • быть юридическим лицом;
  • быть российским юридическим лицом, так как, во-первых, ст. 5 Закона об организации страхового дела требует, чтобы организационно-правовая форма этого юридического лица была предусмотрена законодательством РФ, а во-вторых, в п. 3.1 Условий лицензирования, утвержденных Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08 *(251) предусмотрено, что лицензия на осуществление страховой деятельности может быть выдана только лицу, зарегистрированному в РФ, т.е. российскому юридическому лицу;
  • быть создан для осуществления страховой деятельности, т.е. именно страховая деятельность должна являться целью создания этого юридического лица, и это должно быть зафиксировано в его уставе;
  • получить лицензию на осуществление страховой деятельности в порядке, установленном гл. IV Закона об организации страхового дела.

Страховщик, не получивший в установленном порядке лицензию, не может заниматься страховой деятельностью. Лицо, вообще не имеющее лицензии на осуществление страховой деятельности, не признается страховщиком и, соответственно, не только ограничено в гражданской правоспособности и заключенные им договоры страхования оспоримы, но к нему не применяются ни правила, связанные с формированием и размещением резервов, ни специфические для страховщиков налоговые правила *(252) .

В отношении ограничений на участие иностранных компаний и граждан в создании российских страховых организаций в настоящее время действует квота участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций — 3,68% *(253) .

В настоящее время на основании Положения о Федеральной службе страхового надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 *(254) , Федеральная служба страхового надзора контролирует деятельность страховщиков по следующим направлениям:

  • обоснованность страховых тарифов;
  • платежеспособность;
  • соблюдение законодательства.

Использование страховых тарифов является не обязанностью, а правом страховщика *(255) , и поэтому контроль за обоснованностью страхового тарифа в конкретном договоре страхования не всегда возможен, так как страховщик может и не использовать тариф для расчета страховой премии. Однако контроль за тем, чтобы не было систематического завышения или занижения размера страховой премии (платы за страхование), необходим.

Необоснованное занижение премии ведет к потере финансовой устойчивости страховщика, к невозможности исполнять свои обязательства перед страхователями. Часто таким приемом пользуются недобросовестные страховщики. Их цель — сбор премии, и они не собираются производить выплаты. В такой ситуации инвестор может потерпеть убытки, во-первых, из-за наступления страхового случая, во-вторых, из-за невыплаты страхового возмещения страховой компанией.

Однако снижать плату за страхование в целях конкурентной борьбы могут и крупные страховые компании, которые имеют достаточный резерв платежеспособности за счет накопленной в предыдущие периоды собственной прибыли. Они снижают размер премии для привлечения клиентов, и это не влияет на их возможность выплат и не вредит интересам страхователей.

Следующее направление, по которому осуществляется контроль и надзор — это платежеспособность (финансовая устойчивость) страховщиков, которая обеспечивается наличием у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, достаточных для исполнения обязательств по договорам страхования. Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 30 млн. руб. (ст. 25 Закона об организации страхового дела).

15.2. Инвестиции как объект страхования

Понятие страхования инвестиций включает в себя страхование политических рисков инвестора; финансовых рисков; строительно-монтажных рисков; объектов недвижимости; риска неисполнения договорных обязательств (предпринимательский риск).

Выбор конкретных страховых рисков, подлежащих страхованию, -дело инвестора и реципиента инвестиций.

Перейдем к рассмотрению вопроса страхования финансовых (портфельных) инвестиций, которые представляют собой покупку активов в виде имущественных или кредитных ценных бумаг. При этом риск является одним из ключевых понятий финансового рынка, что приводит к необходимости разработки адекватной системы страховой защиты.

Развитому финансовому рынку присущи многие способы страховой защиты. Один из них проявляется в регулировании государством финансового рынка. Его целью является, с одной стороны, поддержание ликвидности финансового рынка, а с другой — сохранение доверия к нему со стороны инвесторов и эмитентов. Методами такого регулирования являются лицензирование участников финансового рынка, установление правил выпуска ценных бумаг, введение обязанности предоставлять информацию об эмитентах ценных бумаг и т.д. Второй способ организации страховой защиты представляет собой своеобразное самострахование инвесторов, что проявляется, в частности, в проведении операций хеджирования, когда инвестор вместе с ценной бумагой приобретает опцион на ее покупку или продажу. Взаимное страхование инвесторов проявляется и в организации системы котировок ценных бумаг на фондовой бирже. Наличие ценных бумаг той или иной компании в листинге фондовой биржи с ее заранее установленными жесткими требованиями, как правило, свидетельствует о достаточной надежности этих бумаг.

Все эти способы страховой защиты характерны тем, что они заложены в саму модель функционирования финансового рынка и осуществляются в отсутствие профессионального страховщика, который принимает на себя эти риски. К тому же они не дают полной гарантии от убытков.

Особым видом страховой защиты является заключение договоров страхования со страховыми компаниями. Целью такого страхования является защита инвестиционных вложений от возможных потерь, возникающих вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка, неисполнения обязательств контрагентами и ухудшения других условий инвестиционной деятельности. При этом основной проблемой правового регулирования инвестиций является выплата компенсации инвестору.

Риск всегда присутствует в инвестиционной деятельности, является ее характеристикой. Любой хозяйствующий субъект ведет предпринимательскую деятельность в той или иной мере в условиях неопределенности и риска. Под риском понимается возможность возникновения условий, приводящих к негативным последствиям. Риск является экономической категорией. Слово "риск" в переводе с португальского означает "риф", "подводная скала", что ассоциируется с понятием "лавировать между скалами", а значит, сопряжено с опасностью *(256) .

Инвестиционный риск выступает составной частью общего финансового рынка и представляет собой вероятность (угрозу) финансовых потерь (потери, по крайней мере, части своих инвестиций), недополучения доходов от инвестиций или появления дополнительных инвестиционных расходов.

В зависимости от объекта приложения инвестиционной деятельности, это могут быть либо риск финансового инвестирования, касающийся рынка ценных бумаг, либо риск реального инвестирования (риск, связанный с реализацией проектов, строительные риски).

Риск финансового инвестирования обуславливает вероятность эффективности инвестиционных операций на момент заключения сделки. Этот риск возникает из-за невозможности прогноза цен в будущем (для финансовых инструментов (активов)) и будущих дивидендов при вложении средств в финансовые инструменты (активы), предполагающие приобретение прав на участие в управлении корпораций и долговых прав, — в государственные и корпоративные ценные бумаги, банковские депозиты (акции, облигации, векселя, другие ценные бумаги и инструменты) и т.д. на фондовом и денежном рынках. Этот риск вызван непродуманным подбором одинаковых инструментов для инвестирования, финансовыми затруднениями или банкротством отдельных эмитентов и т.д.

Риском реального инвестирования считается вероятность неэффективности или недостаточной эффективности инвестиционных проектов на момент начала их реализации, обусловленная географическим размещением и характеристикой заказчика, субподрядчиков, необходимыми сырьевыми и комплектующими материалами и т.д.

По формам собственности на инвестиционные ресурсы выделяются риски:

  • государственного инвестирования;
  • частного инвестирования;
  • иностранного инвестирования;
  • совместного инвестирования.

Определение и классификация рисков позволяет установить объект страхования, интерес страхователя, а также страховой риск — т.е. предполагаемое событие, на случай наступления которого производится страхование.

С точки зрения инвестора, его имущественные права в отношении инвестиций будут полностью обеспечены, если при наступлении данных обстоятельств он сможет быстро получить возмещение понесенных им убытков из независимого источника, и если согласие такого источника на возмещение потерянных инвестиций было получено еще до начала осуществления инвестиций в каком-либо инвестиционном проекте.

Следующая категория рисков, которые непосредственным образом связаны с инвестиционной деятельностью, — это некоммерческие риски. Н.Г. Доронина связывает вопрос о выплате компенсации с наступлением политического риска, т.е. с действиями самого государства *(257) . В.В. Силкин политическим риском считает угрозу нарушения государством гарантий прав инвесторов, т.е. нарушение обязательств, принятых государством в соответствии с заключенными международными соглашениями *(258) .

Страхование от политических рисков является своего рода решением вопроса об определении компенсации, который является ключевым в рамках общей проблемы защиты прав инвестора *(259) .

Для уяснения правовой природы страхования от рисков необходимо установить содержание понятий "риск", "неопределенность". Д.С. Губарев отмечает, что данные понятия основаны на конкретных решениях и возможности наступления последствий от таких решений, не соответствующих ожидаемому результату, являющемуся следствием указанных решений. При этом такая возможность в случае с риском поддается измерению, т.е. является реальной, а в случае с неопределенностью не поддается таковому.

Некоммерческий риск — это неопределенность при осуществлении инвестиций, связанная с возможными действиями такого государства, которые могут прямо или косвенно повлиять на способность инвестора владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями или причинить ущерб имущественным или неимущественным интересам такого инвестора.

К коммерческим рискам отнесены риск выбора контрагента, невыполнения договорных обязательств, неплатежеспособность, банкротство.

Д.С. Губаревым предложена условная классификация некоммерческих рисков.

  1. Некоммерческие риски, связанные с действиями принимающего государства, непосредственно влияющими на возможность инвестора владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом. К данной группе отнесены экспроприация собственности, косвенная экспроприация де-факто, конфискационное налогообложение *(260) .
  2. Экономические риски. К данной группе отнесены девальвация или ревальвация иностранной валюты, так как эти процессы напрямую связаны с экономической политикой, проводимой в государстве. Кроме этого, в данную группу включен отказ государства выполнять свои обязательства перед инвестором вследствие ухудшения внутренней экономической ситуации. Практический смысл выделения экономических рисков заключается в решении вопроса ответственности государства, так как государство должно нести полную ответственность за осуществление экономической политики.
  3. Риски политического насилия — войны, гражданские беспорядки, революции.

Общее, что характерно для всех групп некоммерческих рисков, — это прямая или косвенная связь их наступления с деятельностью принимающего государства.

Е.В. Попов предлагает классифицировать некоммерческие риски на политические, экологические и правовые.

К политическим он относит возможность экспроприации (национализации и (или) реквизиции прямых иностранных инвестиций); одностороннее прекращение действия договоров, связанных с иностранными инвестициями; двойное налогообложение; неконвертируемость валюты; военные действия и гражданские беспорядки; неопределенность и непредсказуемость правительственной и фискальной политики *(261) .

К экологическим отнесены риск наступления стихийных последствий и другие форс-мажорные обстоятельства. К правовым рискам — несоответствие материально-правовых и коллизионных категорий и понятий в разных правовых системах, различия в процессуальных вопросах осуществления прав и обязанностей; различие в подходах и основаниях к признанию и исполнению иностранных арбитражных и судебных решений *(262) .

Данные классификации позволяют понять правовую природу этих явлений.

Согласно ст. 964 ГК РФ, если договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

Устанавливая право страховщика в определенных случаях не выплачивать страховое возмещение или страховую сумму, даже несмотря на то, что страховой случай наступил, законодатель использует термин "освобождение от выплаты". Если причинение вреда произошло вследствие воздействия указанных обстоятельств, страховщик освобождается от выплаты, только когда данные обстоятельства оказывали непосредственное воздействие на причинение вреда. Косвенное воздействие указанных причин освобождает страховщика от выплаты, только если это предусмотрено в договоре.

Например, часто случается, что при возникновении опасности, от которой производилось страхование, для предупреждения значительного вреда жизни, здоровью и имуществу граждан по распоряжению государственных органов приходится уничтожать часть застрахованного имущества. При таком уничтожении страховщик не освобождается от выплаты возмещения, так как непосредственной причиной вреда здесь является не уничтожение имущества, а опасность, от которой производилось страхование *(263) .

Несомненно, для инвестора важно, чтобы его контрагенты по договору исполняли надлежащим образом свои обязательства, особенно это касается вопросов реализации инвестиционного проекта, например, при жилищном строительстве. В данном вопросе защита интересов инвесторов может быть осуществлена на основании положений ст. 933 ГК РФ, которая устанавливает общие положения по страхованию предпринимательского риска. В соответствии с данной статьей по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.

Интерес, страхуемый как предпринимательский риск, комплексный, т.е. включает в себя все составляющие страховых убытков — и реальный ущерб, и упущенную выгоду, и ответственность, но из других видов интересов его выделяет то, что он возникает в связи с ведением заинтересованным лицом предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ).

Лицо, которое ведет предпринимательскую деятельность, должно зарегистрироваться в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). То есть страхователем в таком договоре может быть либо гражданин, зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация. В такой ситуации применительно к инвестиционным отношениям имеются некоторые коллизии, т.е. долевой инвестор как участник договора долевого участия на строительство жилого дома не может застраховать риск неисполнения застройщиком своих обязательств.

Страхование предпринимательского риска производится либо на случай нарушения обязательств контрагентом предпринимателя, либо на случай изменения условий деятельности предпринимателя по не зависящим от него причинам. Поскольку здесь имеется в виду систематическая деятельность, направленная на извлечение прибыли (ст. 2 ГК РФ), то и изменение условий деятельности должно носить регулярный характер.

При наступлении страхового случая изменение условий деятельности должно носить для предпринимателя случайный характер, т.е. он должен находиться в отношении этого изменения в добросовестном неведении (ст. 9 Закона об организации страхового дела). В отношении нарушения обязательства своим контрагентом предприниматель также должен находиться в добросовестном неведении. Например, не может быть застрахован предпринимательский риск основного инвестора при заключении договора подряда с застройщиком, который не имеет достаточного опыта в сфере строительства недвижимости, так как у заказчика почти всегда имеется реальная возможность получить информацию о реальных возможностях подрядчика, в частности, получить для ознакомления соответствующие лицензии, учредительные документы. В договоре страхования предпринимательского риска не может быть назначен ни выгодоприобретатель, ни застрахованное лицо. Однако последствия нарушения двух этих правил различны. При назначении в договоре выгодоприобретателя ничтожным является только это условие договора, а остальные условия договора сохраняют свою силу. При назначении в договоре застрахованного лица ничтожным становится весь договор.

Что немаловажно, так это тот факт, что по договору страхования предпринимательского риска страхуется не только финансовый риск, но и другие убытки — ущерб в имуществе и ответственность. Поэтому инвесторы, которые выступают как лица, ведущие предпринимательскую деятельность, могут выбрать, в какой правовой форме им страховать свое имущество — в форме страхования имущества (ст. 930 ГК РФ) или в форме страхования предпринимательского риска, и в зависимости от этого выбора нормативное регулирование будет различным.

Таким образом, выделив страхование предпринимательского риска в отдельный вид страхования и установив для него особые правила, законодатель ввел различное регулирование фактически возникающих отношений не в зависимости от содержания этих отношений, а в зависимости от правовой формы, в которую они облечены.

  • может существовать интерес в их сохранении, т.е. они могут быть утрачены (полностью или частично) либо быть повреждены в результате стечения обстоятельств;
  • причиненный им вред имеет прямую денежную оценку.

К таким объектам, безусловно, относятся любые вещи, включая деньги и ценные бумаги, и информация. Из нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ) к таким объектам относится деловая репутация, которая имеет денежную оценку и даже отражается в балансах организаций отдельной строкой.

Понятие "инвестиция" является ключевым для Закона об инвестициях, который в данный перечень включает денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Следовательно, любая инвестиция может быть застрахована по договору страхования имущества.

Интерес, страхуемый по договору страхования, в данном случае основан на федеральном законе. Правомерность интереса инвестора означает юридическую возможность фактически возможного поведения, приносящего пользу. Довольно сложным является вопрос о носителе интереса в сохранении имущества, т.е. о лице, в чью пользу может заключаться договор страхования имущества.

Из нормативных положений ст. 929 ГК РФ следует, что по договору страхования имущества страхование производится на случай утраты (гибели) или повреждения этого имущества. Поэтому договор страхования имущества, во всяком случае, может заключаться в пользу собственника, так как именно его имущество утрачивается или повреждается. Интерес собственника основан на законе. Однако по договору страхования имущества может быть застрахован интерес, основанный не только на законе, но и на иных правовых актах или договоре, из чего следует, что по договору страхования имущества может быть застрахован не только интерес собственника, и поэтому договор может заключаться не только в его пользу. Это подтверждается и судебной практикой *(264) .

В инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями, особенно часто встречается ситуация, когда ее субъектами являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств. При этом заказчики могут выступать в качестве инвестора. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы. Таким образом, субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов. То есть не всегда собственник имущества выступает инвестором, в то же время законом ему предоставлено право страхования имущества.

Риск же неисполнения договора (предпринимательский риск) может застраховать только собственник имущества, при условии если у него имеется статус коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.

Интерес в сохранении имущества, имеющийся у лица, не являющегося собственником этого имущества, — это интерес в сохранении чужого имущества. Интерес в чужом имуществе существует у инвестора на том основании, что он использует это имущество для своих целей. Отсюда следует, что интерес, подлежащий страхованию по договору страхования имущества, имеют лишь собственник и лицо, которое вправе на законных основаниях непосредственно использовать это имущество для себя.

Аналогичную позицию занимает ВАС РФ, который в своем Постановлении N 1540/98 от 21 апреля 1998 г. разъяснил, что арендатор может заключать в свою пользу договор страхования арендованного имущества, так как у него имеется интерес в его сохранении.

Интерес в сохранении чужого имущества у инвестора, когда он не является собственником, связан с возможностью пользоваться этим имуществом для своих целей. Возможность возложения обязанности возместить собственнику его убытки создает интерес в сохранении собственного имущества, а не чужого. Интерес собственника в сохранении своего имущества существенно отличается от интереса инвестора, который использует это имущество в качестве инвестиций, в его сохранении тем, что собственник, в отличие от инвестора, может получать выгоду не только от пользования имуществом, но и другими способами, например, распоряжаясь имуществом. Соответственно, интерес инвестора в сохранении имущества — объекта инвестиций, может компенсироваться только путем восстановления имущества, так как оно ему необходимо только для пользования. Интерес же собственника может компенсироваться как восстановлением имущества, так и иным способом, так как собственник реализует свой интерес не только пользованием, но и распоряжением.

Страхование имущества незавершенного строительства в период стройки следует проводить только в пользу третьего лица, которым будет выступать инвестор, заключивший с застройщиком договор долевого участия в строительстве.

Поэтому право на получение страховой выплаты по договору страхования имущества имеет только то лицо, которое имело интерес в сохранении этого имущества в момент наступления страхового случая.

Необходимо отметить, что страхование, являясь одним из возможных механизмов защиты прав инвестора, допускает страхование титула собственника объекта инвестиций.

При этом страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц и физических лиц — резидентов РФ может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на страховую деятельность на территории Российской Федерации.

Источник http://sbiblio.com/biblio/archive/farthutdinov_invest/06.aspx

Источник

Источник

Источник