Бюджетные инвестиции – что это такое и можно ли их получить?
Содержание статьи
Бюджетные инвестиции – что это такое и можно ли их получить?
Готовя эту статью, почитала несколько законодательных обоснований инвестиционной деятельности со стороны страны, и была удивлена, ведь во многих подобных документах обозначается и буквально красным цветом выделена позиция: «государство заинтересовано в том, чтобы стать инвестором», но на практике, уже на первых этапах подачи заявки или получения средств можно столкнуться с огромным множеством негативных аспектов и просто перехотеть брать деньги от государства.
Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации, получить инвестиции можно, если ваш бизнес выполняет какую-то из этих ролей:
- обеспечивает национальную приоритетность – то есть проект поднимет качество жизни или престиж страны на международной арене;
- высокий показатель эффективности – бизнес активно влияет на повышение ВВП, улучшает его экономические показатели;
- стабильная и доказанная бюджетная эффективность – то есть финансовые показатели прибыли превышают налоговые отчисления, а значит компания – выгодный участник рынка.
Можно понять: вливания из бюджета представлены в разном виде: реальные инвестиции для покупки оборудования или как помощь в продвижении товаров, услуг. Предлагаю посмотреть, на что государство тратило деньги в последние года.
Ключевые направления для инвестирования со стороны государства
Направление | 2021 (%) | 2021 (%) | 2021 (%) |
---|---|---|---|
Строительство и ремонт дорог | 27,7 | 27,8 | 30,6 |
ЖКХ | 23 | 19,5 | 17,8 |
Культура | 3,5 | 2,3 | 3,1 |
Образование | 10,2 | 14,2 | 11,2 |
Общегосударственные вопросы | 2,1 | 1,8 | 2,9 |
Интересная категория «Общегосударственные вопросы», что думаю, у вас также вызовет много вопросов. Данные за 2020 год найти оказалось весьма сложной задачей, но уверенна, что за этот период больше всего будет также вложено в дороги и здравоохранение.
На что тратим бюджетные деньги
Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).
Направление | Доля государственных инвестиций по годам, % | |||
2021 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | |
Дорожное хозяйство | 25,8 | 27,7 | 27,7 | 30,6 |
ЖКХ | 22,3 | 23 | 19,5 | 17,1 |
Транспорт | 15,5 | 16,6 | 19,6 | 16,6 |
Образование | 10,8 | 9,3 | 10,4 | 14,2 |
Физическая культура и спорт | 4,8 | 5,1 | 4,6 | 5,1 |
Здравоохранение | 4,7 | 5,4 | 5 | 4,3 |
Социальная политика | 2 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Культура, кинематография | 1,6 | 2,3 | 3,5 | 2 |
Общегосударственные вопросы | 1,6 | 1,7 | 2,1 | 1,8 |
Охрана окружающей среды | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,3 |
Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:
- увеличения стоимости активов государства;
- повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
- восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
- снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.
В 2021 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:
- Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
- Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
- Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
- Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
- Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.
Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.
1 бюджетные инвестиции – теория и реалии
Что понимают под бюджетными инвестициями? Это капиталовложения, источники которых созданы государственным бюджетом. Именно так, никаких лишних трактовок и суждений, все просто и понятно. Несмотря на относительно простую суть, финансовая господдержка выполняет важную роль в развитии экономики. Конечно же, мы по большей части будем обсуждать ситуацию с бюджетными инвестициями в России.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации регламентирует условия размещения государственного капитала в тех или иных предприятиях. В зависимости от регионального подхода к составлению бюджета, могут изменяться основные объекты инвестирования. В законодательстве РФ под понятием “бюджетные инвестиции” принято понимать деньги, направленные в капиталы государственных и муниципальных объектов для поддержания их работы.
Почему же на федеральном уровне в законодательстве не предусмотрена возможность вложения денег в уставный капитал частных предприятий или же в венчурные инициативы? Основной причиной является желание Российского государства построить полноценную рыночную экономику, устойчивую, самодостаточную и сильную.
Мы уже касались идей, представленных фон Мизесом, Феттером и другими последователями Венской Школы, а потому вдаваться в подробности сейчас не будем.
В теории государственные инвестиции должны приносить огромную пользу, увеличивая гибкость бюджета и позволяя создавать новые источники доходов. В реальности бюджет начинает трещать по швам, если инвестиционная деятельность убыточная или доходность на порядок ниже оптимальной.
Конечно же, существуют специальные методы участия государства в фондовой торговле, но бюджетное финансирование инвестиций в ценные бумаги всегда находится под скептическим взглядом суровых аналитиков. С другой стороны, совсем бросать экономику на самотек нельзя, поэтому государство создает юридические лица, посредством которых управляет крупными субъектами экономики или же инвестирует деньги в фондовые инструменты.
Другим инструментом активного влияния государства на состояние экономики являются субсидии, но в этом случае государство не заинтересовано в получении прибыли напрямую. Средства размещаются в перспективных молодых предприятиях, которые обладают хорошим потенциалом и способны изменить ситуацию на региональном рынке в течение ближайших нескольких лет.
Именно с расчетом на общее улучшение экономической атмосферы государство и раздает субсидии индивидуальным предпринимателям и молодым юридическим лицам. Такие бюджетные инвестиции позволяют экономике развиваться быстрее. Кто-то может даже начать дискусию на тему получения дивидендов в виде налогов.
3 капиталовложения государства в негосударственные объекты
Узкая “специализация” государственных ассигнований вовсе не означает, что единственным интересом правительства является поддержание жизни в государственных предприятиях. Россия заинтересована в развитии собственного бизнеса и получении прибыли от вложенных денег.
Намного чаще инициаторами инвестиционных стратегий с участием коммерческих организаций и предприятий выступают региональные власти. В качестве примера можно привести Сахалинскую программу инвестирования в частные предприятия, которая была запущена в 2005 году.
Данный метод размещения бюджетного капитала опять же касается преимущественно сотрудничества между государственными и негосударственными предприятиями, деньги направляются в основной капитал этих юридических лиц, согласно БК РФ. Поэтому говорить о прямом извлечении выгоды не приходится.
На региональном уровне между федеральным бюджетом и юридическом лицом местные муниципальные предприятия выступают в качестве посредников, гарантируя таким образом правильное размещение средств, – бюджетные инвестиции направляются на строго определенные цели.
Непосредственное участие в экономической жизни страны и инвестиционных процессах государство осуществляет путем создания соответствующих юридических лиц. Среди крупнейших госкорпораций и предприятий можно выделить крупных игроков в соответствующих отраслях, которые в немалой степени определяют направление движения для всей индустрии. Государство владеет контрольным пакетом акций в следующих крупных субъектах Российской экономики:
- РОСТЕХ (быв. «Ростехнологии») – основана в 2007 году и включает в себя десятки приборостроительных и машиностроительных предприятий;
- Внешэкономбанк – занимается инвестированием в частный сектор экономики, привлекает иностранных инвесторов;
- Концерн ВКО Алмаз-Антей – инженерия, высокотехнологичное строительство и т.д.
Через госкопорации и крупные компании государство осуществляет более свободную инвестиционную деятельность, так как направления для размещения капиталов компании выбирают самостоятельно, и сами ведут учет размещенных инвестиций. Таким образом, создается более здоровая ситуация в стране, когда бюджет напрямую не участвует в инвестиционной деятельности, а деньги для капиталовложений все же выделяются.
Бюджетирование инвестиционной деятельности компании
В настоящей статье мы рассмотрим два аспекта бюджетного управления, относящегося к уровню коммерческой организации. Первый аспект охватывает всю компанию и непосредственно финансовую сферу ее развития в соответствии с действующей инвестиционной стратегией.
Вторая сторона осмысления связана с локальным проектом, реализуемым в рамках принятого на тактический период проектного портфеля. Бюджетная система – это выделенная функциональная подсистема управления компанией, решающая комплексные задачи финансового планирования, контроля, мониторинга, мотивации и регулирования.
Данное определение раскрывает значительную часть картины бюджетного управления.
В рамках настоящей системы реализуется непосредственное управление денежными потоками. Бюджетирование тесно взаимосвязано с системой технико-экономических нормативов предприятия.
Результаты исполнения бюджетной системы формируют базис для реализации системы сбалансированных показателей на основе утвержденных KPI.
Бюджетирование инвестиционной деятельности включено в бюджетную систему компании в качестве неотъемлемой ее части и опирается на стратегию развития бизнеса.
В первую очередь, инвестиционный бюджет – это финансовый план, отражающий предстоящие расходы на реализацию программы развития предприятия. Выше показана визуальная модель формирования бюджета и его интеграции в бюджетную систему компании.
Планирование инвестиций осуществляется после утверждения состава стратегических инициатив и соответствующих им проектов. Система сбалансированных показателей как результат выработанной стратегии включает в себя стратегические карты и свод ключевых показателей деятельности (KPI).
Определение формата и содержания бюджета основано на группе KPI, указывающих основные параметры развития компании. Инвестиционный бюджет создается в целях:
- нахождения оптимальных путей роста бизнеса;
- создания новой модели состава проектов, по возможности, с ростом доли инноваций;
- минимизации финансовых потерь.
Инвестиционный бюджет компании находится в тесном взаимодействии с рядом бюджетов финансовой системы.
Его плановые значения перекликаются с бюджетом доходов и расходов, включаются в отдельные разделы бюджетов движения денежных средств и заимствований.
Результаты настоящего плана оказывают влияние на прогнозный бюджет балансового листа. Структура бюджета основана на методологии Cash Flow и включает три типовых направления.
- Строительство, возведение и ввод в эксплуатацию новых мощностей.
- Закуп основных производственных фондов для расширенного воспроизводства действующих мощностей.
- Осуществление портфельных инвестиций на основе применяемых финансовых инструментов (ценных бумаг, вкладов в уставные капиталы обществ и т.п.).
Бюджетные инвестиции и государственно-частное партнерство
В современном мире бюджетные инвестиции — неотъемлемый инструмент экономической политики любого государства, важнейший фактор развития общественного производства за счет введения новых объектов основных средств, модернизации и реконструкции имеющихся. Бюджетные инвестиции являются основой для развития объектов социального и производственного назначения, которые из-за высокой капиталоемкости, существенных рисков и отдаленного экономического эффекта являются малопривлекательными или нереальными к осуществлению для бизнеса. Посредством инвестирования государство получает возможность поддерживать стратегически важные отрасли, способствовать структурным изменениям в экономике, а также равномерно формировать национальное благосостояние в территориальном и отраслевом разрезе.
Бюджетные инвестиции оказывают существенное влияние на экономику страны за счет выбора приоритетных объектов строительства и значительных сумм вложений. В 2021 г. объем бюджетных средств, фактически использованных на создание и приобретение основных средств, составил 1966 млрд руб. Наибольший объем вложений в основной капитал за счет бюджетных средств приходится на федеральный бюджет. Динамика и структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации за период с 2021 по 2021 г. по источникам финансирования представлена в табл. 4.1.
Выделение бюджетных инвестиций в качестве отдельного вида инвестиций обусловлено особенностями средств, за счет которых производится инвестирование:
- • бюджетные инвестиции осуществляются в процессе выполнения государством своих функций;
- • основным критерием при выборе направлений инвестирования является достижение приоритетов развития страны;
- • предоставление средств происходит на безвозвратной и безвозмездной основе;
- • бюджетные инвестиции имеют строго целевой характер;
- • осуществляется финансовый контроль со стороны органов власти за целевым и эффективным использованием средств;
- • обеспечивается доступность информации о составлении и исполнении программы бюджетного финансирования инвестиционных проектов.
Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования
с 2021 по 2021 г. 1
Инвестиции в основной капитал, всего, млрд руб.
бюджетные средства, млрд руб.
доля в общей сумме инвестиций, %, в том числе:
средства федерального бюджета, млрд руб.
доля в общей сумме инвестиций, %
средства бюджетов субъектов РФ, млрд руб.
доля в общей сумме инвестиций, %
средства местных бюджетов, млрд руб.
доля в общей сумме инвестиций, %
Определение бюджетных инвестиций содержится в ст. 6 БК РФ: бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В данном определении не содержится строгого указания на то, что бюджетные инвестиции являются вложениями исключительно в основные средства, следовательно, понятие «бюджетные инвестиции» шире понятия «капитальные вложения» за счет финансовых инвестиций, к которым относятся доли в уставном капитале, ценные бумаги и пр.
Основополагающими правовыми актами в сфере бюджетных инвестиций являются БК РФ, Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В каждом из этих документов дано определе- [1]
ние круга участников инвестиционной деятельности, однако рассмотрение их происходит с разных позиций: БК РФ трактует их с финансовой точки зрения (как лиц, получающих и использующих бюджетные ассигнования), остальные документы — с точки зрения техники реализации инвестиционного проекта (как лиц, организующих процесс строительства объекта и введения его в эксплуатацию). Взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности при бюджетном финансировании представлено на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности при бюджетном финансировании
Инвестором в случае реализации бюджетных инвестиций за счет федерального бюджета выступает Российская Федерация, непосредственное финансирование государственных капиталовложений осуществляет финансовый орган — Минфин России. Орган исполнительной власти — главный распорядитель бюджетных средств [2] распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на инвестиции, между подведомственными ему распорядителями или получателями бюджетных средств, которые исполняют бюджетные обязательства от имени государства. Заказчики осуществляют собственно реализацию инвестиционного проекта. Государственный заказчик, как правило, является главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета.
Процедура реализации бюджетных инвестиций в части капитальных вложений состоит в следующем: соответствующий орган власти определяет объект капитального строительства (приобретения недвижимого имущества) и принимает решение об осуществлении инвестиций; расходы, связанные с ними, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, на основании государственных контрактов, заключенных в целях строительства или приобретения объектов. Государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных государственному заказчику как получателю средств федерального бюджета. Созданные или приобретенные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты закрепляются на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организациями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих организаций, или увеличением уставного фонда предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной казны РФ, т. е. в состав государственной собственности, не распределенной между государственными предприятиями и учреждениями и принадлежащей государству на праве собственности.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или государственными (муниципальными) предприятиями (ГУП (МУП)), влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц. При этом бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или ГУП (МУП), могут осуществляться как с обязательством последующего направления данных средств на капитальные вложения, так и без такого обязательства.
Инструментами реализации бюджетных инвестиций являются адресные инвестиционные программы (АЙ77), которые разделяются по уровням бюджетной системы. Федеральная адресная инвестиционная программа (далее — ФАИП ) представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения.
Все объекты ФАИП отнесены к одному из комплексов, объединяющему в себе несколько отраслей:
- 1) социальный (наука, образование, культура, здравоохранение, коммунальное строительство, жилищное строительство и т. п.);
- 2) производственный (электроэнергетика, медицинская промышленность, строительный комплекс, транспорт, дорожное хозяйство, связь, агропромышленный комплекс и т. п.);
- 3) специальный (включает расходы, направленные на специфические цели, не попадающие под перечисленные выше направления).
Бюджетные ассигнования ФАИП на 2021 г. распределены следующим образом: социальный комплекс — 33 % от общей суммы ассигнований, производственный комплекс — 51,2 %, специальный комплекс — 15,8 %.
Федеральная адресная инвестиционная программа состоит из двух частей: открытой (сведения об объектах капитального строительства, предусмотренных в федеральных целевых программах, нормативных правовых актах Правительства РФ, решениях иных федеральных органов исполнительной власти) и закрытой части (сведения об объектах капитального строительства, предусмотренных в государственном оборонном заказе).
Федеральная адресная инвестиционная программа — документ, логически вытекающий из закона о федеральном бюджете, поэтому процесс ее формирования и утверждения тесно связан с процессом составления и рассмотрения федерального бюджета. Параметры ФАИП и процесс реализации инвестиционных проектов можно отслеживать на официальном информационном ресурсе по адресу: faip.economy.gov.ru.
Субъекты РФ формируют собственные АИП на основании тех же принципов и правил, что и в Российской Федерации в целом.
Основными проблемами, возникающими в настоящее время в сфере бюджетных инвестиций, являются:
- — включение в АИП объектов, не готовых к началу строительства (например, отсутствует утвержденная проектная документация или объект имеет низкий уровень технической готовности);
- — внесение в АИП изменений в конце года в связи с исключением объектов или переносом сроков ввода объектов в эксплуатацию на более поздние сроки, что приводит к неиспользованию предусмотренных на год средств;
- — низкий уровень кассового исполнения расходов на реализацию АИП в связи с поздним проведением конкурсных процедур, некачественной разработкой проектной документации и невыполнением обязательств подрядными организациями;
- — завышение стоимости строительства вследствие неправильного применения сметных нормативов и прогнозных индексов изменения стоимости;
- — значительный объем незавершенного строительства.
В настоящее время преодоление этих недостатков и повышение эффективности бюджетных расходов на реализацию инвестиционных проектов является одной из приоритетных задач. Для этих целей было введено казначейское сопровождение контрактов (см. п. 13.4), и осуществлены другие меры. В БК РФ будет введен институт обоснования инвестиций, который направлен на предотвращение завышения стоимости строительства и конструктивных решений, а также на сокращение незавершенного строительства.
Влияние госинвестиций для экономическую ситуацию
Отечественное народное хозяйство переживает нешуточную нужду в капвложениях. Следует учесть, что при этом стабилизационный фонд нашего государства является одним из наиболее крупных. Из него даже производятся вливания денег в экономику Соединенных Штатов Америки и части государств Европы.
Национальные капиталовложения в РФ используются для урегулирования общественно-экономических вопросов и на нужды военной отрасли. Это, безусловно, нужно делать, но, согласно опыту других стран, также необходимо вносить средства и в процветание индустрии, аграрного хозяйства, в энергетику и остальные приоритетные для становления государства сферы.
Наша страна не осуществляет этого, но хочет притянуть заграничные капиталовложения. Игроки из других стран воздерживаются вкладывать финансы в нашу промышленность, резонно интересуясь, отчего мы сами не пользуемся собственными государственными капиталовложениями? Если мы опасаемся вложить финансы в собственную экономику, то они тем более.
Коль скоро анализировать состояние экономики государства как отдельной организации, то для него справедливо правило: если нет притока капитала, то не будет никакого движения вперед. К сожалению, стратегия Министерства финансов Российской федерации противоречит этому правилу и считает, будто инвестирование и вливание средств в экономику нашей страны нецелесообразна.
Стратегия по инвестированию нашей страны проводится вопреки здравому смыслу. Субсидирование вложений из госбюджета не обеспечивает и десятой доли потребности в них державы.
Это безрадостное положение в данный момент изменяется благодаря санкциям Запада против Российской Федерации. Уменьшение иностранных вложений породило потребность в их замещении. В то же время снижение производства и потребность в новой индустриализации промышленности обозначило потребность в огромных вложениях.
В позиции Правительства наблюдается определенный поворот. Но для того, чтобы наше государство смогло выстоять в таких условиях, необходимо коренное трансформирование инвестиционной политики.
Объем вложения инвестиций
основной капитал за рассматриваемый период увеличился практически в 19,5 раза, а объем финансовых вложений стал больше, чем в 123 раза. Объем финансовых вложений в 2009 году больше, чем в 2,8 раза стал больше объема вложений в основной капитал. Тенденция опережающего роста финансовых вложений в сравнении с ростом инвестиций в нефинансовые активы в России, очевидно, сохранится и по мере развития рынка ценных бумаг в ближайшей перспективе.
Инвестиции по срокам вложений делятся на долгосрочные (больше трех лет), среднесрочные (один — три года), краткосрочные (менее одного года).
Обычно по формам собственности можно выделить частные, государственные, смешанные и иностранные инвестиции. Этим не исчерпываются все типы собственности, потому в статистической практике по этому признаку выделяют муниципальные инвестиции, инвестиции потребительской кооперации, религиозных и общественных организаций (объединений).
Помимо этого, смешанные инвестиции делят на смешанные российские и российские совместные и иностранные. При классификации по данному признаку на наш взгляд, нужно из состава государственной собственности выделить собственность субъектов РФ и федеральную собственность.
В статистической практике используют разные классификации инвестиций по направлениям их применения, к примеру инвестиции в основной капитал можно классифицировать по формам собственности, по отраслям экономики и так далее.
По региональному (территориальному) признаку нужно выделять внутренние инвестиции, которые вкладываются в отечественные объекты, которые дифференцируются, в свою очередь, по регионам страны; зарубежные (внешние) инвестиции, которые вкладываются за рубежом.
По областям экономики можно выделить непроизводственные и производственные инвестиции.
По-разному в литературе классифицируют инвестиции по уровню инвестиционного риска. По одной классификации по этому признаку отличают консервативные, агрессивные, умеренные инвестиции. Первые из них характерны высокой степенью, низкой ликвидностью, высокой прибыльностью риска.
Подругой классификации по этому признаку выделяют бездоходные, низкодоходные, среднедоходные, высокодоходные инвестиции.
В составе инвестиций можно выделить так называемые автономные инвестиции, которые не связывается с изменением уровня доходов. К ним относят значительную часть государственных инвестиций с продолжительным сроком освоения, государственные инвестиции и капиталовложения, являющиеся прямым следствием изобретений.
Данные инвестиции нужно отличать от инвестиций с похожим названием при классификации инвестиций по совместимости их проведения. По этому признаку можно выделить автономные (независимые) инвестиции, которые можно реализовать, как независящие от прочих объектов инвестирования в общей инвестиционной программе предприятия, взаимозависимые, последующая эксплуатация или очередность реализации которых зависит от прочих объектов инвестирования, и взаимоисключающие, которые потребуют альтернативного выбора.
Особенности инвестиций
Фи
Отношение в экономике страны меж финансовыми и реальными инвестициями является главным показателем экономического развития. «В простых экономиках главную часть инвестиций относят к реальным, в то время как большая часть инвестиций в современной экономике представляется финансовыми инвестициями.
В экономике России в структуре инвестиций проходят изменения, которые характерны для страны с улучшающимися рыночными отношениями. Об этом свидетельствует динамика объемов инвестиций в реальные инвестиции (нефинансовые активы) и финансовых вложений, учет которых Росстат ведет по методологии МВФ с 1995 года.
В Российском статистическом ежегоднике отсутствуют, к сожалению, данные об объемах инвестиций в нематериальные и прочие нефинансовые активы. Но, учитывая, что в составе инвестиций в нефинансовые активы практически 98 % составляют инвестиции в главный капитал, будем сравнивать динамику финансовых вложений и динамику объема последних.
Пример разработки бюджета проекта
Определение основных параметров и значений, включаемых в инвестиционный бюджет локального проекта, зависит от его отличительных свойств. Рассмотрим конкретный пример проекта для формирования плана денежных потоков по трем обозначенным направлениям.
Это проект по выведению на рынок продукта нового направления деятельности компании, имеющий четко выраженную постинвестиционную фазу, на протяжении которой осуществляется процесс производства и реализации продукции.
Особенностями проекта являются следующие аспекты.
- Продолжительность расчетного периода – 8 временных шагов (лет).
- Структура источников финансирования проекта предполагает использование акционерного капитала в размере 190,5 единиц и заемных средств в форме банковской кредитной линии на общую сумму 287,9 единиц.
- Условиями кредитного соглашения предусмотрено, что в первый год пользования кредитной линией проценты за пользование не уплачиваются и капитализируются с основной суммой долга.
Представляемый пример построен достаточно схематично и не учитывает массы нюансов, например:
- условно принято, что операции по инвестиционной и операционной деятельности производятся к моменту завершения шага, кредит банка планируется получать в начале шага, а погашать основное тело и проценты – в конце;
- отсутствует динамическое моделирование по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет;
- принят условно средний период полезной эксплуатации всех основных средств, занятых в проекте, – 7 лет, из которых и рассчитана средняя норма амортизации – 14,28%;
- не учитывается влияние инфляции и дисконтирование денежных потоков;
- игнорируется норма НК РФ о предельном значении банковского процента, который допустимо относить на расходы.
Настоящий пример, хотя и выполнен очень компактным, тем не менее, является результатом многочисленных итераций моделирования среди разнообразных вариантов сочетаний денежных потоков.
Методика Cash Flow подразумевает направление оптимизации к достижению нулевых значений итогов потоков денежных средств по бюджету на инвестиционной и первичной эксплуатационной стадиях реализации.
Далее размещается итоговый инвестиционный бюджет по рассматриваемому примеру.
Особое значение для качественной разработки бюджета имеют многочисленные вспомогательные расчеты.
Они выполняются таким образом, чтобы динамическое моделирование происходило безболезненно и оперативно, цифры были взаимоувязаны и оставались корректными при любых прогнозных маневрах.
Ниже приводится два примера расчета остаточной стоимости ОС с учетом амортизации и сумм к выплате по обслуживанию кредита.
Руководителю компании и проект-менеджеру не следует забывать, что успех инвестиционной деятельности во многом зависит от таких процедур финансового менеджмента, как бюджетирование проектов.
Эта рутинная деятельность требует серьезных навыков, опыта и глубоких теоретических знаний. Однако усилия в данном направлении не бывают напрасными.
Качество проектной реализации благодаря грамотной бюджетной практике растет, а точность и полноценность платежей позволяет соблюдать установленные сроки.
Состав показателей
Состав показателей для каждой отрасли может разниться. Рассмотрим два вида бюджета: вложения во вновь создаваемый бизнес и инвестиции в уже существующее дело.
В первом случае новым бизнесом пусть будет открытие магазина. Здесь бюджет рассматривается по следующим статьям:
Вводные критерии. Показатель рассчитывается исходя из нескольких параметров:
- площадь;
- проходимость;
- процент реальных клиентов от посетителей;
- арендная плата;
- процент арендных платежей от торгового оборота;
- торговая наценка;
- число продавцов, их зарплата;
- налоговая ставка;
- затраты на производство;
- рекламные расходы (текущие).
- Планируемые суммы продаж. Показатель определяется такими значениями: число реальных клиентов, средняя стоимость покупки, выручка, торговая наценка.
- Переменные затраты. Эта статья складывается из предполагаемой себестоимости, процента арендной платы от торгового оборота, суммы налоговых платежей, зарплаты торговых работников, издержек производственной деятельности, текущих рекламных издержек.
- Прибыль валовая.
- Константные расходы: плата за аренду, прочие затраты на обеспечение ТТ.
- Прибыль.
- Точка безубыточности.
- Нормы оборачиваемости по видам продукции (постатейная разбивка по категориям).
- Предполагаемая структура продаж по видам продукции (постатейная разбивка по категориям).
- Резерв товара (постатейная разбивка по категориям).
- Стартовые затраты: планируемая стоимость торгового оборудования, рекламные издержки (стартовые), коммерческие расходы на открытие торговой точки.
- Стартовый капитал на открытие, время, в которое торговое предприятие окупится.
По этим статьям в составе бюджета отражаются планируемые и фактические показатели, процент отклонения с разбивкой по учетным периодам.
Второй пример — бюджет для инвестирования выхода новой продукции. В статьях этого инвестиционного документа будут содержаться:
- Сумма всех затрат по выводу (поэтапно).
- Временной период, в который реализуется проект (поэтапно).
- Временной период, за который проект окупится.
- Количество проданного товара.
- Объем продаж нового продукта, маржинальная прибыль от нового продукта.
- NPV.
- IRR.
- Выручка от продажи новой продукции.
- Издержки по осуществлению вывода: з/п временной рабочей группы (ВРГ), расходы на выпуск и продвижение продукта.
- Финансовые поступления от продажи новинки.
- Зарплата ВРГ, оплата контрагентам, регистрационные и сертификационные издержки.
- Денежный поток за период.
- Денежный поток нарастающим итогом.
Структура инвестиций
Нефинанс
- инвестиции в нематериальные активы;
- инвестиции в основной капитал;
- затраты на технологические, опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы;
- инвестиции в другие нефинансовые активы.
Инвестиции в основной капитал в себя включают все затраты на воспроизводство и создание основных средств, куда включаются: расширение, новое строительство, модернизация и реконструкция объектов, которые приводят к увеличению изначальной стоимости объектов и их относят на добавочный капитал организации, покупку оборудования, машин, транспортных средств, затраты на образование основного стада, выращивание многолетних насаждений и так далее. Начиная с 2001 года инвестиции в главный капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.
Инвестиции в нематериальные активы, по классификации Росстата. включают в себя авторские права, объекты интеллектуальной собственности: деловую репутацию организации, патенты и так далее.
К инвестициям в прочие нефинансовые активы относят затраты на приобретение земельных участков в собственность, объектов природопользования и прочих нефинансовых активов. Затраты на получение объектов природопользования и земельных участков отражаются на основании документов, которые выданы государственными органами по землеустройству и земельным ресурсам в согласии с оплаченными или принятыми к оплате счетам.
Инвестиции на технологические, опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы включают расходы, которые связаны с исполнением работ, которые отражаются в бухгалтерском учете, как вложения во внеоборотные активы, по которым получили результаты, которые подлежат правовой охране, но не оформлены в установленном порядке, или по которым получили итоги, не подлежащт правовой охране соответственно с нормами действующего законодательства.
Источник https://procenty-po-vkladam.ru/byudzhetnye-investitsii-chto-eto-takoe-i-mozhno-li-ikh-poluchit.html
Источник
Источник
Источник