Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках
Содержание статьи
Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках
При участии Михаил Пархоменко
К проверкам и необходимости постоянно представлять в государственные органы ту или иную отчетность бухгалтеру, конечно, не привыкать. Однако даже привычные ко всему бухгалтеры могут оказаться безоружными во взаимоотношениях с многочисленными инспекциями — пожарными, санитарными, трудовыми и прочими. Поэтому важно знать, что для всех подобных проверок, которые называют неналоговыми или административными, существуют четкие и, главное, одинаковые правила.
Кто подпадает под «антипроверочный» закон
Правила эти зафиксированы в специальном Федеральном законе, которым законодатели пытались ограничить «проверочный беспредел» и сделать количество контрольных мероприятий более-менее адекватным. Итогом этих попыток и стал закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — закон № 294-ФЗ). Этот документ ввел весьма либеральные правила как по частоте и количеству проверок, так и по их продолжительности, а также установил четкий перечень оснований для проведения ревизий. Более того, он существенно усложнил саму процедура инициирования контрольных мероприятий.
Закон должен был существенно облегчить ведение бизнеса, если бы не одно «но» — он распространяется далеко не на все проверки. Список исключений весьма внушительный: он содержит почти 50 видов проверок, которые полностью или частично не подпадают под действие закона № 294-ФЗ. Среди них — проверки органов полиции, налоговый, таможенный, валютный контроль, проверки нарушений антимонопольного законодательства, расследования несчастных случаев на производстве, и многое-многое другое.
Поэтому узнав, что за госорган и по какой причине пожаловал к вам с проверкой, первым делом следует обратиться к положениям статьи 1 закона № 294-ФЗ, где приведен список исключений, и попытаться найти в ней упоминание о пришедших к вам проверяющих и основаниях проверки. Если поиск увенчался успехом, значит, закон можно отложить в сторону — при данной проверке его положения не применяются. Если же поиск дал отрицательный результат, можно применять положения закона и защищать свои права с его помощью. О том, как это сделать, мы сейчас и поговорим подробнее.
Проверки — через прокуратуру
Пожалуй, главное новшество, которое привнес в жизнь различных контролеров закон 294-ФЗ, это необходимость практически все свои действия согласовывать с прокуратурой. Так, с ней положено согласовать как график плановых проверок, так и любую внеплановую. Понятно, что необходимость уведомлять надзорное ведомство о предстоящей проверке, да еще и документально подтверждать обоснованность данной проверки существенно снижает вероятность необоснованных ревизий, а также уменьшает коррупционную составляющую при назначении контрольных мероприятий.
Но перейдем собственно к правилам проверок. И начнем наш рассказ с плановых проверок, потому что для их проведения закон № 294-ФЗ установил, пожалуй, самые прозрачные правила.
Контроль по плану
Итак, плановые проверки. Как следует из их названия, проведение подобных мероприятий контролирующие органы планируют заранее. Закон № 294-ФЗ сделал плановые проверки прозрачными и для проверяющих. Согласно требованиям этого закона, каждый контролирующий орган обязан размещать планы своих проверок на своем сайте в интернете. А так как все эти планы проходят согласование с прокуратурой, то сводный план проверок можно найти еще и на сайте прокуратуры. Есть и более простой способ узнать, включена ли организация в план административных проверок на текущий год. В сервисе «Эксперт» для этого достаточно ввести ИНН своей организации в специальном поисковом окне. Если предприятие включено в план, вы сможете увидеть, какой контролирующий орган придет с проверкой, а также узнать дату начала проверки и ее длительность (подробнее см. «Пользователи «Эксперта» могут проверить, включена ли организация или ИП в план неналоговых проверок»).
Пренебрегать такой возможностью вряд ли стоит. Ведь, как говорится, кто предупрежден — тот вооружен. Поэтому любой организации или ИП не помешает каждый год узнавать, ожидают ли их какие-то административные проверки в текущем году или нет.
Но на этом прозрачность плановых проверок не заканчивается. Так, не менее чем за три рабочих дня до проверки, контролирующий орган обязан предупредить предпринимателя или организацию о предстоящей проверке (п. 12 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Уведомление направляется на адрес организации письмом с уведомлением о вручении. Таким образом, законодатели сделали все возможное, чтобы дать проверяемым возможность качественно подготовиться к проведению ревизии.
Попутно законодатели ограничили «проверочную активность» контролирующих органов сразу по нескольким параметрам. Так, проводить плановые проверки каждый орган имеет право не чаще чем раз в три года (п. 2 ст. 9 закона № 294-ФЗ). При этом время выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. А для малых предприятий установлены еще и ограничения по общему количеству часов в году, которые могут быть посвящены проверкам. Это ограничение установлено на уровне 50 часов (в год!) для малых предприятий и всего 15 часов в год — для микропредприятий (п. 2 ст.13 закона № 294-ФЗ). Здесь надо напомнить, что критерии малого и микропредприятия установлены в другом законе — от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В частности, к малым предприятиям относятся фирмы, в которых работает не более ста человек и с выручкой не более 400 млн. рублей в год, а к микропредприятиям — те, в которых работает не более 15 человек, а годовая выручка не превышает 60 млн. рублей (см. ст. 4 закона № 209-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 22.07.08 № 556).
Наконец, в законе № 294-ФЗ содержится четкий перечень оснований при наличии которых организация может быть включена в план проверок. Этими основаниями является истечение трех лет:
— либо со дня государственной регистрации организации или предпринимателя;
— либо с момента направления уведомления о начале деятельности того вида, начинать которую можно в уведомительном порядке (это, например, оказание бытовых и гостиничных услуг, производство одежды и обуви, перевозки пассажиров и т.п.);
— либо с момента окончания последней плановой проверки.
Если это условие не выполняется, то и плановой проверки быть не может. За соблюдением этого простого правила должна следить прокуратура, с которой все контролеры согласуют свои планы проверок. Но организация и самостоятельно может отследить законность и обоснованность попадания в план проверок. И если она включена туда без оснований, нужно, не дожидаясь проверки, направить соответствующую жалобу в прокуратуру. Возможность таких превентивных действий — еще один повод регулярно проверять, включена ли ваша организация или ИП в план административных проверок.
Ограничения для внеплановых проверок
Понятно, что раз в законе есть понятие проверок плановых, то существуют и внеплановые. Однако и такие ревизии закон № 294-ФЗ делает довольно В законе достаточно детально зафиксированы поводы к проведению внезапных проверок. Таких поводов, согласно статье 10 закона 294-ФЗ всего три. Во-первых, это жалоба от граждан или юрлиц. Во-вторых, истечение срока ранее выданного организации предписания об устранении выявленных нарушений. И в-третьих, получение проверяющим органом поручения президента, Правительства или предписания прокурора о проведении проверки.
Отдельно нужно остановиться на жалобах граждан и юрлиц. В законе сказано, что поводом к внеплановой проверке может быть не любая жалоба, а лишь такая, в которой содержится информация о нарушении прав потребителей, либо о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям и т.п. Понятно, что жалоба должна быть официальной и не анонимной (п. 2 и 3 ст. 10 закона № 294-ФЗ).
Кроме того, и внеплановые проверки закон требует согласовывать с прокуратурой. При этом большинство внеплановых ревизий должны быть согласованы до их проведения. Но есть и те проверки, которые согласуются с прокуратурой уже после их начала. К ревизиям, которые должны согласовываться постфактум, относятся те, проведение которых не терпит отлагательств (например, есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животных или растениям). Но согласование «задним числом» вовсе не лишает прокуратуру права отказать в согласовании такой проверки. В этом случае проверка должна быть немедленно прекращена.
Наконец, внеплановые проверки тоже подчиняются некоторым правилам. Так, в большинстве случаев проверяющие должны уведомить организацию или предпринимателя о своем визите не менее чем за 24 часа. Исключение составляют только случаи, когда проверка инициирована жалобами граждан или юрлиц — тут проверяющие вправе нагрянуть в организацию без предупреждения.
Документация по проверке
Закон № 294-ФЗ установил четкие правила документального оформления проверок. Так, закон обязывает организации и предпринимателей вести специальный журнал учета проверок. Форма этого журнала утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.09 № 141. В этом журнале все проверяющие, деятельность которых подпадает под закон № 294-ФЗ, обязаны делать отметки о проведенных мероприятиях (п. 8 и 9 ст. 16 закона № 294-ФЗ). Мы крайне рекомендуем завести такой журнал и не пренебрегать его заполнением, так как он позволяет легко и быстро отслеживать «лишние» проверки и своевременно на них реагировать. Особенно этот документ важен в организациях, где произошла смена руководителя и (или) главбуха.
Также закон № 294-ФЗ установил строгий порядок оформления тех документов, которые проверяющие должны предъявить представителям организации при ее начале. Например, согласно статье 14 закона, проверяющие обязаны вручить руководителю проверяемой организации или иному уполномоченному лицу заверенную печатью копию приказа или распоряжения о проведении проверки. Причем, вручается данный документ под роспись в самом начале контрольных мероприятий. Одновременно проверяющие обязаны предъявить свои служебные удостоверения (п. 3 ст. 14 закона № 294-ФЗ).
Пренебрегать своим правом получить приказ не стоит. Ведь из него можно узнать кто, что, и в течение какого срока будет проверять. Также в приказе будет указано, какие документы нужно подготовить проверяемой организации и какой нормативной базой руководствуются проверяющие в своей деятельности.
По окончании проверки составляется специальный акт, где указываются все сведения о проверке и ее результатах (ст. 16 закона № 294-ФЗ). К акту могут прилагаться различные доказательства — протоколы, объяснения и т.п. В этом же акте проверяемый имеет право заявить о своем несогласии с выводами проверяющих и, при необходимости, приложить подтверждающие документы. Так же, как и приказ о начале проверки, акт вручается руководителю проверяемой организации или другому уполномоченному лицу под подпись. Этот документ является основанием для принятия дальнейших мер по итогам проверки, в том числе, и для обжалования порядка ее проведения и результатов.
Источник https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2012/9/6462
Источник
Источник
Источник