03/12/2024

Мы должны держаться подальше от государства»: как открыть частный театр и не прогореть

 

«Мы должны держаться подальше от государства»: как открыть частный театр и не прогореть

«Мы должны держаться подальше от государства»: как открыть частный театр и не прогоретьИллюстрация: Личный архив Марии Чесноковой

Режиссер Мария Чеснокова, соучредитель театра «Желтый квадрат»: «В идеале театр не должен ни от кого зависеть. В том числе от властей: они тебе могут что-то дать, но потом потребуют назад».

Получив диплом экономиста, Роман Рязанцев устроился на работу в компанию, слоган которой обещает: «Мечты сбываются». Но для Романа мечта сбылась не так: неожиданно он уволился из «Газпрома» и сам воплотил ее — открыл собственный театр.

Надо сказать, что поначалу эта мечта была вовсе и не Ромина, а его жены Маши. Она с детства болела театром, ходила в театральную студию, а после школы поступила в ЕГТИ на направление «Артист театра кукол».

Постепенно мечта стала общей, а затем и родителей тоже. Так два года назад в Екатеринбурге появился частный театр «Желтый квадрат». Супруги Роман Рязанцев и Мария Чеснокова рассказывают, сколько весит кредит на мечту, что позволяет его выплачивать и почему театру лучше сторониться государства.

От праздников к сцене

Как и положено, «Желтый квадрат» начался с вешалки. Но только не с собственной, а с гардеробов «Тихвина» и «Троекурова»: вместе с друзьями Маша проводила детские праздники в дорогих ресторанах и развлекала в костюме принцессы маленьких гостей светских мероприятий.

Параллельно дома мы ставили свой первый спектакль. Начали вывозить его в детские сады и показывать на днях рождения. Это уже был уровень повыше, — рассказывает Маша. — А накануне Олимпиады нас пригласили с этим спектаклем и мастер-классами выступать в Сочи. Мы стали себя ощущать уже не агентством праздников, а театром. Но это был такой театр, «в воздухе». Когда мы вернулись, все спрашивали нас: «Когда вы откроете свой театр?» Можно подумать, что открыть театр — это очень просто. Я-то уж точно знала, что это не так. Но благодаря Роме и смелости его родителей мы все-таки решились и стали искать помещение.

Вариант аренды сразу отсеяли: «Театр — это такая штука: он должен где-то угнездиться и, как плесень, разрастаться», — образно поясняет Рома. В итоге остановились на офисе, который располагался в первых этажах жилой высотки на ул. Степана Разина. Помещение приглянулось тем, что находилось практически в центре и рядом с метро. А еще там было много места — 200 кв. м.

На покупку одного только «бетона» потребовалось 18 млн руб. Большую часть суммы взяли в кредит. «Когда мы купили это помещение, мы просто ели одну гречку», — делятся ребята.

Затем стали делать ремонт — снесли все стены и возвели их заново, обустроили гримерку, зрительный зал, гардероб; поменяли вентиляцию и электричество, чтобы все соответствовало стандартам общественного помещения — на этом не экономили. Но там, где сэкономить было можно — это делали: сами разрабатывали дизайн, мастерили реквизит, всей семьей шили занавес, шторы и костюмы. Все лето Маша и Рома обустраивались, а в сентябре 2015 г. дали первые представления.

Бизнес и планирование

Перед стартом Роман, как дипломированный экономист, составил бизнес-план. По оптимистичному прогнозу, вложения должны были окупиться за пять лет, по пессимистичному — за десять. Прошло два с лишним года года, и он только пожимает плечами: «Понятно одно — до окупаемости еще долго». Бизнес-планированием ему теперь заниматься некогда.

Тем не менее театр практически сразу стал зарабатывать на себя сам: есть возможность и гасить кредит, и выплачивать зарплаты, хватает и на еду, и на путешествия (хотя на последние нет времени). Основной доход складывается из трех направлений: спектакли, праздники и студии, набор в которые начался сразу же после открытия.

Сейчас спектакли идут только по выходным: по одному на субботу и воскресенье. В будни спектаклей нет — позволить себе такое могут только театры с раскрученным брендом, говорят ребята. На первые представления к ним приходило 15-20 человек, но благодаря сарафанному радио зал, рассчитанный на 50 зрителей, быстро заполнился.

И взрослые, и детские билеты стоят одинаково, 350 руб., — Рома изучил цены других городских театров и чуть поднял планку выше рынка. На протяжении двух лет стоимость билета не менялась.

От спектаклей театр получает лишь около 20% дохода — это 100 тыс. руб. Еще столько же ребята зарабатывает на проведении праздников: иногда на выезде, а иногда в самом театре. Выезд стоит от 10 тыс. руб.

Больше всего в копилку «Желтого квадрата» приносят детские студии — вокальная и театральная. Месячный абонемент стоит 8 тыс. руб., а суммарно выходит 250 тыс.

Сам себе режиссер

Мы сделали все, чтобы наш «Желтый квадрат» был самоокупаемым, потому что в идеале театр не должен ни от кого зависеть. В том числе от государства: оно тебе может что-то дать, но потом потребует назад. У нас же есть абсолютная свобода: мы можем ставить, что хотим, — говорят Рома и Маша.

На одну постановку, подсчитывают они, нужно минимум 100 тыс. руб. Это если учесть, что ты сам себе и сценарист, и режиссер, и актер иногда. Но сумма будет расти в зависимости от того, кто автор пьесы, кто в ней участвует, кто ее ставит, какие для нее нужны костюмы и декорации и на какой сцене она будет сыграна.

Всего один раз ребята нанимали стороннего режиссера. Его гонорар составлял 50 тыс. руб., и ставил он спектакль в течение полутора месяцев — это минимальный срок для отработки пьесы. Весь остальной репертуар «Желтого квадрата» Чеснокова поставила сама.

Она вспоминает, что первое время весь театр держался на трех-четырех людях: правда, каждый из них играл сразу множество ролей не только на сцене, но и в принципе. Сейчас в театре работает около тридцати человек: есть три завхоза, которые отвечают за чистоту, есть администраторы, недавно появился собственный художник. Актеров от общего числа сотрудников не больше трети, и Маша с Ромой постоянно находятся в поиске талантов.

«В каком-нибудь большом государственном театре ты можешь где-то подхалтурить, где-то посидеть. Энергия театра там распределяется на множество человек. А тут один ты — это уже треть театра. Поэтому, чтобы состояться в маленьком театре, надо самому чего-то хотеть: быть инициативным, быть в постоянном драйве», — делится Маша.

Театр на вырост

По запросу «театр» система 2ГИС в Екатеринбурге выдает 30 объектов, из них около десятка специализируются на детской аудитории. «Желтый квадрат» не считает себя детским, но сейчас основной репертуар адресован зрителям от 3 до 5 лет.

«Мы бы хотели ставить больше взрослых и молодежных спектаклей, но тут вопрос экономики: взрослую аудиторию трудно привлечь, а детей в театр приведут всегда», — рассуждает Рома.

Свой профессиональный рост ребята видят во «взрослении» репертуара, а предпринимательский — в увеличении количества показов в выходные и завлечении школ и садиков на спектакли по будням.

Мы понимаем, что проще нам самим выезжать со спектаклями, но мы точно не пойдем на этот шаг. Да, например, рестораны могут хорошо заплатить — это здорово. И они нам очень много дали, потому что мы на них и выросли, но когда мы выступаем под молотящую кофемашину, это уже не театр. Мы хотим делать спектакли на профессиональной сцене, а на неприспособленных под это площадках будет все-таки развлечение, а просветительской какой-то миссии (что для нас очень важно) не будет. Мы не сможем сказать то, что хотели, не сможем подарить полные впечатления — они будут куцеватывами, — говорит Маша.

«Миссия» для нее — не пустой звук: она уверена, что театр способен лечить: «Нужен ли театр? Очень нужен. Театральные студии — очень нужны, по себе знаю. Неважно, будешь ты заниматься театром или не будешь, это развивает эмоциональный иммунитет. Все, кто в детстве занимался театром, очень быстро приспосабливаются, быстро соображают, перестраиваются. Человек становится более подвижным, более гибким — это ведь всем нам просто необходимо».

«Пир Горой»: как увлечение театром переросло в прибыльный бизнес

Два года назад Екатерина Кириллова привезла в Москву из подмосковного Королева довольно успешный проект по организации детских праздников «Пир Горой». Столица 22-летнюю предпринимательницу не напугала. «Работы на московском рынке столько, что хватит хоть на 100 праздничных агентств», — смело заявляет она.

«Пир Горой» — участник конкурса «Я бизнесмен — 2014». Ролик можно посмотреть по ссылке.

О том, как она запускала бизнес в 17 лет и какую роль в этом сыграл театр, Екатерина Кириллова, генеральный директор компании «Пир Горой», рассказывает «Контур.Журналу».

Большая сцена

Я родилась в подмосковном Королеве. В 2011 году окончила колледж по направлению «менеджер туризма» и поступила в Российский государственный университет туризма и сервиса на специальность «гостиничное дело, гостиничный и ресторанный бизнес». Честно говоря, ни одна из этих специальностей в жизни мне пока не пригодилась. Свой бизнес — организацию детских праздников «Пир горой» — я начала еще в школе. Официально компания зарегистрирована в 2009 году, а с 2013 года началось мое покорение столицы.

С детства я была активным ребенком. Родители водили меня в различные кружки: я занималась в танцевальной и театральной студиях, в модельной школе. В детстве мечтала быть танцовщицей, потом — профессиональной актрисой. Самое большое влияние на меня оказала театральная студия при Королевском ТЮЗе. В 10 лет я впервые вышла на большую сцену, где вместе с взрослыми актерами сыграла в своей первой постановке. После спектакля меня накрыла такая эйфория, что я решила — все, жизнь удалась! Так меня захватил театр, и я твердо решила стать профессиональной актрисой. Собственно, там, в театре, началось мое становление и как личности, и как бизнесмена. Там прошел самый важный подростковый возраст (с 10 до 16 лет), когда в жизни человека принимаются главные решения, когда ты определяешь, как и что делать дальше.

В ТЮЗе мне посчастливилось поработать вместе с талантливыми педагогами и известной сегодня актрисой Кристиной Асмус. Именно она стала для меня вдохновляющим примером: я смотрела, как много она трудится, как планомерно идет к своей цели, как стремится и добивается поставленных задач, как много работает над собой. Однажды она пришла к нам в студию с предложением: «Ребята, вы не хотите вместе со мной перед спектаклем проводить развлекательные программы для детей?» А мне так хотелось быть рядом с Кристиной, наблюдать за ее работой, что я, не раздумывая, согласилась. Асмус учила меня всему: как делать грим, проводить программы, подбирать игры, придумывать костюмы, создавать интересных персонажей.

Так, по сути, и начался «Пир горой», хотя я долгое время не воспринимала эти детские программы как какой-то бизнес. Для меня всегда бизнес был таким отдельно стоящим делом, особенно с точки зрения управления. Мне казалось, что директора компаний — это страшные неприятные толстые дяди и тети, которые ничего собой не представляют. Мне не хотелось заниматься бизнесом, мне хотелось быть актрисой, играть, что-то придумывать.

Новые горизонты

Со временем наши детские программы стали популярными, родители подходили к нам с предложениями: «А приходите к нам домой», «А можно вас пригласить на детский день рождения?» Для меня это стало неплохим вариантом подработки. На определенном этапе возникла нехватка сил и времени, и я начала обучать других. Мне было тогда 17, а людям, которые учились в театральной студии,— 14-15 лет.

Я организовала школу аниматоров, где рассказывала, что детскими праздниками можно зарабатывать деньги на карманные расходы и при этом продолжать учиться в школе. Рассказывала-рассказывала, а потом подумала, что пора дать ученикам возможность попробовать это на практике.

На один из своих заказов я отправила свою девочку-ученицу. Подготовила ее, очень волновалась, справится ли она, что будет. Но все прошло хорошо. Потом отправила второго, третьего, четвертого человека. Так и завертелось. Соответственно, возникла потребность в создании новых костюмов, сценариев программ. Потом появилась марка, родился бренд, название «Пир Горой», история. Стали целенаправленно привлекать клиентов — делать из нашей небольшой инициативы компанию. Вскоре потребовались вложения: расходы на костюмы и реквизит. В тот момент я работала в театре и получала там небольшую зарплату, именно этот доход помогал мне сводить концы с концами.

В 2013 году я решила перевезти «Пир горой» из Королева в Москву. В столице работать гораздо легче. В Королеве все клиенты были так или иначе связаны с театром, и их было немного. А когда я приехала в Москву, то достаточно быстро удалось создать круг первых клиентов. Начинала я с ресторанов и холодных звонков. Сидела и прозванивала рестораны, предлагала детские программы. Для общепита в большом городе — это довольно актуальная услуга, молодые родители охотно проводят время в кафе и ресторанах, где весело и их детям. Мы встречались с администраторами, подписывали договоры. Так все и началось. Клиенты, которые приходили туда, потом начали заказывать и частные праздники на дом.

Кроме ресторанов, мы продвигаемся и за счет рекламы в детских журналах. Но самый главный наш рекламный канал — сарафанное радио. Неплохой клиентский поток формирует и сайт, который я сделала сама. Это был мой первый опыт создания сайта, и он оказался удачным, так как благодаря сайту мы нашли крупных клиентов.

Второе рождение

Когда «Пир Горой» переехал в Москву, остро встал кадровый вопрос. Аниматоров я искала на всех возможных профильных сайтах: Avito, Slando, HeadHunter. С каждым я проводила личные собеседования: смотрела, что человек умеет. Потом были групповые сборы: обучение по моим программам, занятия с детским психологом.

В основном аниматорами работают студенты педагогических и театральных вузов или актеры, которые не имеют постоянной работы. Все это — персонал непостоянный. Студент сегодня хочет одно, завтра — другое, а у актера сегодня нет работы, а завтра вдруг появляется большой проект. Поэтому довольно часто приходится набирать новых сотрудников, проводить новые программы обучения.

На постоянной основе в «Пир Горой» работают 7-10 аниматоров, из которых трое доросли до руководителей различных бизнес-направлений. Например, мастер-классы для детей, работа с детьми в кафе или организация домашних праздников.

В Москве я снимаю небольшой офис. Пока работала в Королеве, все происходило на дому: и костюмы, и звонки, и реквизит. В Москве размеры квартиры этого не позволяют. Поэтому пришлось снять небольшое помещение для хранения костюмов и реквизита. Там же иногда проходят клиентские встречи, хотя чаще мы их проводим на территории заказчика. Для периодических сборов с аниматорами и проведения курсов повышения квалификации мы обычно арендуем большой зал в центре Москвы, чтобы всем было удобно.

С бухгалтерией и отчетностью первое время мне помогал мой папа. Он тоже предприниматель и всю эту историю хорошо знает и понимает изнутри. Он мне сказал: «Давай, пока есть такая возможность, я тебе помогу». И первое время всей бухгалтерией и отчетностью занимался он. Потом я подумала, что пора проявить самостоятельность в этом вопросе. Осознание себя как лидера, как самостоятельного человека не позволило мне дальше нагружать папу работой. И я сама освоила отчетность, всю документацию.

Этот веб-сервис разберется с бухгалтерией и отчетностью за вас.

В месяц лично я зарабатываю около 90 000 руб. Ежемесячная прибыль всей компании — около 180 000 руб. В среднем мы проводим 5-6 частных мероприятий, также есть ресторанная анимация — это около 30 событий в месяц. В праздники работы больше.

Планы по развитию

Думаю, что кризис не отразится на моем бизнесе. Я занимаюсь детскими мероприятиями, и уверена, что родители никогда не перестанут тратить средства на детей и их будущее. Родители всегда хотят, чтобы у их детей было счастливое детство.

В ноябре 2014 года, когда все заговорили о кризисе и схватились за голову, у меня случился невероятный рывок в работе с ресторанами, кафе, юридическими лицами, ведь они были особенно заинтересованы в привлечении клиентов, а развлекательные программы для детей — это отличный способ расширения аудитории.

Расширять сферы деятельности под брендом «Пир Горой» я не планирую. Мне не очень интересны классические взрослые программы — корпоративы, например. Есть еще огромное направление свадеб, но я считаю, что одна компания не может профессионально готовить все: и свадьбы, и банкеты, и детские дни рождения. Я не считаю это правильным и интересным — смешивать все направления event- деятельности в одну компанию. Для нас интересна возможность создавать несколько разноплановых компаний — со своим названием, маркой и брендом. А «Пир Горой» навсегда останется исключительно детской сказкой.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник https://ekb.dk.ru/news/my-dolzhny-derzhatsya-podalshe-ot-gosudarstva-kak-otkryt-chastnyy-teatr-i-ne-progoret-237100246

Источник https://kontur.ru/articles/1695

Источник

Источник