08/11/2024

Как участвовать в; малых электронных закупках с; 1 апреля 2021

 

Как участвовать в малых электронных закупках с 1 апреля 2021

С 1 апреля 2021 года заказчикам разрешили закупать у единственного поставщика на сумму до 3 млн рублей. На практике этот механизм пока не отработан, разберемся в спорных вопросах.

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Что такое малая электронная закупка

Малые закупки по п.4 и п. 5 ст. 93 44-ФЗ— один из частных случаев закупки у единственного поставщика. Когда закон только принимали, заказчикам разрешали закупать без конкурса на сумму всего до 100 тыс. руб. Постепенно лимит подняли до 600 тыс. руб. С апреля 2021 года лимит малой закупки — 3 млн, но только если закупка проходит на электронной торговой площадке. Так появился термин «малая электронная закупка».

Малые закупки в электронной форме еще называют «закупкой с полки», так как заказчик выбирает, что ему нужно, из готовых предложений как в обычном магазине.

Технически малая электронная закупка перестает быть закупкой у единственного поставщика, так как в ней могут принять участие несколько поставщиков. При этом все стороны получают определенные преимущества:

  • Заказчики могут купить любые товары на бОльшую сумму, при этом такая закупка проходит быстро — от публикации извещения до подписания контракта пройдет около пяти рабочих дней.
  • Поставщики получают возможность продать свои товары без классических аукционов и конкурсов.
  • Проверяющие органы легко отслеживают весь процесс: от начальной цены до подписанного контракта.

Кто может участвовать

Все компании и физлица, которые зарегистрированы в ЕИС и на торговой площадке, где проходит закупка. До окончания регистрации должно оставаться не меньше трех месяцев. Это правило действует и в обычных конкурентных закупках.

Как проходят

На момент написания статьи практики пока нет, но принципы закупок Минфин разъяснил в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

Объявление закупки

Заказчик публикует в ЕИС извещение, проект контракта, НМЦ и требование об обеспечении контракта при необходимости. Документы автоматически дублируются на торговой площадке, где будет проходить закупка.

В одном извещении можно указать конкретное количество одного товара, срок и место поставки. Товары и характеристики можно брать только из КТРУ. То есть нельзя купить товар, которого нет в КТРУ.

Заказчик не может:

  • Требовать обеспечения заявки.
  • Устанавливать условия допуска из приказа № 126н — его применяют только при конкурентных закупках.
  • Что-то менять в извещении или отменять закупку.
  • Проводить совместные малые закупки.

Подача предварительных предложений

Поставщики заранее размещают на ЭТП одно предварительное предложение со всеми товарами, которые способны поставить. Можно прописать несколько мест поставки, разное количество товара, цену и сроки в зависимости поставки. Нельзя указывать разные цены в отношении одного и того же места поставки.

Предложение подписывают электронной подписью, его можно изменить, продлить срок действия или отозвать, до тех пор пока оператор не направил заявку заказчику. Каждое действует не больше месяца — его нужно постоянно продлевать.

Площадки смогут брать деньги за участие в малой закупке. В этом вопросе Минфин ссылается на ч.4 ст.24.1, но с другой стороны, есть постановление правительства № 564, где сказано только про плату за победу.

Отбор заявок

Пока отбор заявок действует в рамках одной ЭТП, на которой заказчик разместил извещение. С 1 октября 2021 года заявки будут выбирать среди предварительных предложений, размещенных на всех ЭТП.

После публикации извещения в течение одного часа оператор ЭТП:

  • проверяет предложения на отсутствие участник в РНП,
  • проверяет соответствие товара требованиям заказчика,
  • ранжирует предложения по цене за единицу товара,
  • выделяет первые 5 предложений с минимальной ценой (минимум две)
  • направляет заказчику предложения и документы участника из ЕИС

При этом товар не должен быть заблокирован по ранее направленным заявкам. То есть выберут заявки с достаточным количеством товара. При этом заблокируют часть товара, только если участник в предварительном предложении указал максимальное количество, которое может поставить.

Рассмотрение заявок

Все заявки рассматривает одно уполномоченное лицо со стороны заказчика, не обязательно создавать комиссию. Заказчикам нужно прописать конкретное ответственное лицо, которое отбирает заявок и заключает контракт на ЭТП.

Заказчик в течение одного рабочего дня после дня получения заявок от оператора:

  • рассматривает полученные заявки,
  • допускает или отклоняет заявки,
  • ранжирует заявки с учетом национального режима,
  • формирует на торговой площадке протокол подведения итогов и отправляет оператору.

Заказчик выбирает победителя по минимальной цене и соответствию другим параметрам — как в запросе котировок.

Заключение контракта

Контракт заключат не раньше, чем через два рабочих дня после публикации протокола с итогами закупки. Если поступила одна заявка или только одна соответствует требованиям, заказчик обязан заключить контракт с поставщиком, который ее подал.

Если победитель отказывается, заказчик может заключить контракт с участником, занявшим второе место. Он в свою очередь может отказаться от контаркта без санкций.

После заключения контракта оператор торговой площадки не позднее 1 часа с момента заключения контракта автоматически уменьшает количество товара, указанное в предварительном предложении победителя, объем закупаемого по текущему контракту.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Порядок проведения закупок за счет собственных средств

С 13 декабря 2020 г. в целях стимулирования закупок отечественных товаров и совершенствования регулирования отношений в области закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2020 г. № 717.

Какие требования предъявляются к закупкам товаров за счет собственных средств, есть ли преференции при закупке отечественных товаров, а также в каких случаях применяется процедура закупки их одного источника, читайте в материале.

Новость_17_12_2020.jpg

Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств, за исключением государственных закупок, определен постановлением Совета Министров 15 марта 2012 г. № 229:

  • республиканскими унитарными предприятиями;
  • государственными органами;
  • государственными объединениями;
  • иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи.

Закупки за счет средств, поступающих от проведения субботников, за исключением закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, осуществляются в порядке, определенном постановлением №229, независимо от стоимости и предмета закупки.

Что такое процедура закупки из одного источника и в каких случаях она применяется?

Под процедурой закупки из одного источника понимается способ выбора поставщика, подрядчика, исполнителя, при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику, подрядчику, исполнителю.

Процедура закупки из одного источника может применяться в случае, если:

  • организация осуществляет приобретение товаров собственного производства у их производителя. Документом, подтверждающим собственное производство товара, является сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия (данное положение дополнено согласно Постановлению № 717);
  • возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения;
  • организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика, подрядчика, исполнителя, установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами, работами, услугами должна быть произведена у того же поставщика, подрядчика, исполнителя;
  • конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным.

Какие способы осуществления закупок применяются в отношении закупок за счет собственных средств организации?

Согласно постановлению №229 организация осуществляет закупки за счет собственных средств с применением:

  • конкурсов;
  • электронных аукционов;
  • других видов конкурентных процедур закупок;
  • процедуры закупки из одного источника.

Виды таких процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, определяются организацией в порядке осуществления закупок за счет собственных средств (далее – порядок закупок за счет собственных средств) с учетом требований, установленных постановлением №229, а также иных требований, установленных законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь в отношении осуществления закупок за счет собственных средств отдельных видов товаров (работ, услуг).

Как определяется порядок закупок за счет собственных средств?

Данный порядок утверждается:

  • руководителем организации в случае, если организацией являются республиканское унитарное предприятие, государственное объединение, государственный орган, иное юридическое лицо, имущество которого находится в республиканской собственности;
  • советом директоров, наблюдательным советом, правлением (дирекцией) либо директором.

Порядок закупок за счет собственных средств размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (далее – информационная система «Тендеры») в течение 3 рабочих дней после его утверждения.

Приглашение к участию в любом виде конкурентных процедур закупок размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» и должно содержать:

  • наименование вида процедуры закупки;
  • наименование и место нахождения организации;
  • описание предмета закупки, его объем (количество) или способ расчета, а также место и сроки поставки (приобретения иным способом) товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом закупки;
  • ориентировочную стоимость предмета закупки;
  • указание начальной цены электронного аукциона, если она определяется на основании ориентировочной стоимости предмета закупки, или указание на то, что начальная цена электронного аукциона определяется по наименьшей цене из предложений участников, допущенных к торгам;
  • источник финансирования закупки;
  • способ получения документации о закупке;
  • срок для подготовки и подачи предложений, место их подачи;
  • требования к составу участников процедуры закупки;
  • иные сведения в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств.

Организация дополнительно рассылает приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки производителям, включенным в Регистр производителей товаров, работ, услуг и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в количестве не менее десяти (при их наличии), а также вправе направить такие приглашения любым иным известным ей потенциальным поставщикам, подрядчикам, исполнителям и/или разместить приглашения в любых СМИ.

Согласно корректировкам, предусмотренным Постановлением № 717, срок для подготовки и подачи предложений должен составлять:

  • на участие в конкурсе и электронном аукционе – не менее 10 рабочих дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры»;
  • по другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок (в том числе предусмотренным в абзаце втором настоящей части) – не менее пяти рабочих дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры».

В каких случаях применяется преференциальная поправка?

Постановлением № 717 дополнительно предусмотрено, что при проведении процедур закупок, за исключением процедуры закупки из одного источника, применяется преференциальная поправка в размере 15 процентов в случае предложения участником процедуры закупки товаров, происходящих из Республики Беларусь, а также стран, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

При применении преференциальной поправки цены предложений участников процедур закупок, предлагающих указанные товары, уменьшаются на 15 % для целей оценки и сравнения предложений.

При проведении электронных аукционов в случае допуска к торгам участников, предлагающих такие товары:

  • начальная цена электронного аукциона, определяемая как ориентировочная стоимость предмета закупки, устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета закупки, указанной в приглашении к участию в электронном аукционе, на 1,15;
  • начальная цена электронного аукциона, определяемая по наименьшей цене из предложений участников, допущенных к торгам, устанавливается путем выбора наименьшей из цен таких участников, при этом цены участников, предлагающих указанные выше товары, уменьшаются путем деления на 1,15;
  • в ходе торгов для участников, предлагающих такие товары, отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 %.

Преференциальная поправка не применяется в отношении:

  • части указанных товаров, являющихся предметом закупки, в том числе его лотом (частью);
  • товаров, являющихся предметом закупки при проведении конкурентных процедур закупок, за исключением электронного аукциона, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки одинакового размера.

Документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки является один из документов, подтверждающих страну происхождения соответствующего товара:

  • для товаров, происходящих из Республики Беларусь, – сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, или документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товаров, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли;
  • для товаров, происходящих из государств – участников Содружества Независимых Государств (кроме Республики Беларусь), – документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (в случае предложения таких товаров нерезидентом) либо Белорусской торгово-промышленной палатой (в случае предложения таких товаров резидентом);
  • для товаров, происходящих из государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, – сертификат о происхождении товара (документ, его заменяющий), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) этих государств (в случае предложения таких товаров нерезидентом) либо Белорусской торгово-промышленной палатой (в случае предложения таких товаров резидентом);
  • для товаров, происходящих из государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, – сертификат о происхождении товара (документ, его заменяющий), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) этих государств (в случае предложения таких товаров нерезидентом) либо Белорусской торгово-промышленной палатой (в случае предложения таких товаров резидентом).

Указанный документ должен быть выдан не ранее чем за шесть месяцев до дня:

  • подачи предложения в случае проведения конкурентных процедур закупок;
  • заключения договора при проведении закупки с применением процедуры закупки из одного источника.

Необходимо отметить, что постановлением № 717 расширен перечень случаев закупок, на которые не распространяет действие постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229.

Ознакомиться со всеми Закупки», где указанной теме посвящен специальный раздел. Доступ на любой удобный период можно оформить самостоятельно либо связаться со специалистами НЦПИ.

Источник https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1324-kak-ychastvovat-v-maluh-elektronnuh-zakupkah

Источник https://etalonline.by/novosti/korotko-o-vazhnom/zakupka-za-schet-sobstvennykh-sredstv/

Источник

Источник