Инвестиции на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений: новое регулирование
Содержание статьи
Инвестиции на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений: новое регулирование
Первоначальный законопроект, внесенный на рассмотрение Госдумы, был более широкой направленности и имел неофициальное название «инвестиционный кодекс». Он предусматривал два инвестиционных режима: общий и проектный. Общий инвестиционный режим должен был определять основные правила инвестиционной деятельности, распространяющиеся на всех инвесторов вне зависимости от объема инвестиций. Проектный режим в свою очередь должен был действовать как специальный и применяться лишь при заключении СЗПК.
Впоследствии общий инвестиционный режим был исключен: предмет регулирования закона стал ограничен лишь отношениями, возникающими в связи с осуществлением инвестиций на основании СЗПК.
При этом от идеи «инвестиционного кодекса», положения которого как раз и должен были закреплять общий инвестиционный режим, не отказались: его разработка планируется в рамках следующего этапа совершенствования инвестиционного законодательства.
Что представляет собой СЗПК?
СЗПК – это соглашение между РФ и/или ее субъектами и организацией, реализующей проект, положения которого должны гарантировать стабильность условий реализации проекта и устанавливать взаимные права, обязанности и ответственность каждой из сторон соглашения. Организацией, реализующей проект, может быть российское юридическое лицо, в том числе проектная компания – организация, специально созданная для реализации инвестиционного проекта. При этом в качестве инвестора могут выступать как российские физические и юридические лица, так и иностранные инвесторы.
Заключение СЗПК предоставит перечень преимуществ организациям, реализующим проект: в их отношении будет действовать стабилизационная оговорка, запрещающая применять положения законодательства, ухудшающие условия ведения деятельности, связанной с осуществлением проекта. В частности, не подлежат изменению налоговые условия, условия землепользования и градостроительной деятельность на срок от 6 до 20 лет. Кроме того, закон устанавливает меры поддержки по возмещению определенных затрат, понесенных в целях создания или модернизации транспортной, энергетической, коммунальной, социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств.
Заключить СЗПК можно будет двумя способами: путем направления заявления о заключении СЗПК в уполномоченные органы и в порядке публичной проектной инициативы на конкурсной основе.
Способы разрешения споров из СЗПК
Что касается разрешения споров из СЗПК, закон прямо предусматривает возможность их передачи не только в государственные суды, но и арбитраж, администрируемый постоянно действующими арбитражными учреждениями (ПДАУ). Для этого стороны инвестиционного соглашения должны включить в СЗПК арбитражную оговорку, позволяющую точно определить арбитражное учреждение, в которое стороны договорились передавать споры. В таком случае СЗПК должно будет содержать не только арбитражную оговорку, но и альтернативное условие о возможности разрешения споров в компетентном государственном суде: сторона, инициировавшая спор, по своему усмотрению выберет способ разрешения возникших разногласий.
Рассмотрение споров, вытекающих из деятельности по реализации инвестиционных проектов, путем арбитража является повсеместной практикой. В настоящее время инвестиционный арбитраж становится все более востребованным, государства заключают между собой двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения, которые в большинстве случаев содержат оговорку о возможности разрешения споров между государством и иностранным инвестором путем арбитража. Обращение в арбитраж дает инвестору ряд преимуществ, в том числе возможность рассмотрения спора специалистами в конкретной сфере инвестиционной деятельности (будь то строительство, технологии, нефтегазовое производство). Более того, арбитраж предоставляет дополнительные гарантии независимости арбитров, что зачастую является для инвесторов особенно важным с учетом того, что одной из сторон спора всегда является государство.
Потенциал включения в СЗПК арбитражных оговорок достаточно велик: наличие у арбитров особой экспертизы, а также их независимость могут стать ключевыми факторами при выборе способа разрешения споров как российскими, так и иностранными инвесторами. В настоящее время такие споры могут быть рассмотрены в Российском арбитражном центре, Международном коммерческом арбитражном суде, Арбитражном центре при РСПП, а также в двух иностранных арбитражных учреждениях, признаваемых ПДАУ в соответствии с правилами данных ПДАУ (Гонконгском и Венском международных арбитражных центрах).
Несмотря на то, что практически все положения Закона вступили в силу, пока заключить СЗПК невозможно: требуется ряд принятия подзаконных актов: например, Правительство должно установить форму заявления на заключения СЗПК. Эти акты планируется подготовить до середины лета. Сами же СЗПК можно будет заключить не позднее 1 января 2030 года.
Пока рано говорить о реальном эффекте закона, однако предоставление инвесторам большей гарантии защиты прав при реализации инвестиционных проектов должно благосклонно сказаться на российском инвестиционной климате, а сам механизм СЗПК может стать эффективным способом привлечения инвестиций в российскую экономику.
Авторы мнения:
Юлия Муллина
Ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража
Важные изменения в законодательстве в 2021 году
Изменения в ИИС, прогрессивное налогообложение и поправки в НК РФ о цифровой валюте – Журнал ТКБ Инвестмент Партнерс коротко рассказывает о самых важных изменениях в российском законодательстве в 2021 году.
Планируемые изменения в части ИИС (подготовка законопроекта)
- Увеличение максимального размера ежегодного взноса до трех млн рублей
- Введение нового вида ИИС (инвестирование на 10-летний период)
- Предоставление права на открытие нескольких ИИС одновременно (короткого (3 года) и длительного (10 лет))
- Возможность частичного вывода денежных средств без потери права на вычет типа «Б», в том числе: доходов, полученных по ценным бумагам (дивиденды, проценты); денежных средств, которые находились на счете более 3 лет; суммы прироста рыночной стоимости портфеля (рассчитывается как превышение стоимости портфеля над совершенными взносами).
Подписан закон о прогрессивном налогообложении НДФЛ
Изменится основная ставка. Платить НДФЛ по 13% нужно будет, пока совокупность налоговых баз меньше или равна 5 млн руб. Когда же она превысит порог, сумма налога составит 650 тысяч рублей плюс 15% от превышения. Вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз.
Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы:
- От долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации
- В виде выигрышей участников азартных игр и лотерей
- По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами
- По операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги
- По операциям займа ценных бумаг
- По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС
- Полученные участниками инвестиционного товарищества
- В виде сумм прибыли КИК
- Иные доходы, которые будут считаться основной налоговой базой. Зарплата должна относиться как раз к этой базе.
Налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и, как и сейчас, перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения.
Переходный период. В 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.
Кроме того, если налоговый агент ошибется с расчетом налога по комбинированной ставке, то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени. Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).
Протоколы к соглашению с Кипром, Мальтой, Люксембургом с 1 января 2021 года
Налог на проценты, выплачиваемые из РФ:
- 15% в общем случае
- 0% по процентам, выплачиваемым в адрес банков, страховых учреждений, пенсионных фондов, правительства и его политических подразделений, местных органов власти, центральных банков
- 0% в отношении дохода по государственным и корпоративным облигациям, еврооблигациям
- 5% в отношении процентов, получаемых компанией, акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что не менее 15 % акций, дающих право голоса в такой компании, находятся в свободном обращении; при этом не менее 15% капитала компании, выплачивающей проценты, находятся в прямом владении компании, получающей дивиденды, в течение 365 дней
- Для применения ставок 0% и 5% получатель должен быть бенефициаром дохода.
Налог на дивиденды, выплачиваемые из РФ:
- 15% в общем случае
- 5% по дивидендам, получаемым компанией, акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что не менее 15 % акций, дающих право голоса в такой компании, находятся в свободном обращении; при этом не менее 15 % капитала компании, выплачивающей дивиденды, находятся в прямом владении компании, получающей дивиденды, в течение 365 дней
- 5% для пенсионных фондов, страховых учреждений, правительства и его политических подразделений, местных органов власти, центральных банков
- Для применения ставки 5% получатель должен быть бенефициаром дохода.
Роялти – без изменений – 0%.
Поправки в НК РФ о цифровой валюте
В Госдуму внесен законопроект: с 1 января 2021 года в НК РФ должны заработать поправки, связанные с обращением цифровой валюты.
У налогоплательщиков появятся новые обязанности: сообщать о получении права распоряжаться цифровой валютой; предоставлять отчеты об операциях и гражданско-правовых сделках с цифровой валютой, а также об остатках валюты. Информацию нужно будет предоставить, если сумма поступлений или списаний цифровой валюты превысит эквивалент в 600 тысяч рублей. Если проект примут, предоставить документы в первый раз потребуется в 2022 году за 2021 год.
За несообщение или непредоставление отчета предусмотрены штрафы (п. 7 ст. 1 Проекта). Отдельная статья будет для ответственности за неуплату или неполную уплату налога по операциям, в которых расчеты проводили с цифровой валютой (п. 8 ст. 1 Проекта).
Для налоговых правоотношений цифровая валюта будет признаваться имуществом. Однако операции, связанные с ее обращением, не будут считаться объектом обложения НДС (Проект Федерального закона № 1065710-7).
Изменение порядка обложения НДФЛ доходов в виде процентов по вкладам в банках c 2021 года
Разъяснения к Федеральному закону от 01.04.2020г.№ 102-ФЗ. Доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ за налоговый период, в котором указанные доходы были фактически получены.
Разъяснено также: если по условиям договора, стороной которого является клиент банка, проценты зачисляются банком в счет пополнения того же вклада клиента, то доход в виде таких процентов учитывается в налоговом периоде, в котором произведено указанное зачисление процентов (Письмо ФНС России от 26.11.2020 № БС-4-11/19463@).
- Messenger
Свежие записи
Контакты
ТКБ Инвестмент Партнерс
О компании
ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) – одна из крупнейших управляющих компаний на российском рынке управления частным и корпоративным капиталом с рейтингом максимальной надежности от ведущего российского рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»).
Источник https://pravo.ru/story/220816/
Источник https://journal.tkbip.ru/2021/02/17/legislation/
Источник
Источник