24/04/2024

Теория и практика тендерных процедур в Украине

 

Теория и практика тендерных процедур в Украине

Теория и практика тендерных процедур в Украине

Наш собеседник – заслуженный строитель Украины, человек, который с 60-х годов прошлого столетия занимается всем электро-транспортом города Киева – Виктор Абрамович Резников. В эксклюзивной беседе с журналистами ProfiDOM.com.ua Виктор Абрамович Резников рассказал о своем видении современного состояния тендерной политики в Украине

Особенности украинских государственных тендеров

Государственный тендер – это конкурсный отбор участников с целью определения победителя, удовлетворяющего квалификационным требованиям. Результаты реализации тендера должны принести максимальную пользу государству, ведь, победитель должен обеспечить эффективное использование бюджетных средств, а также наиболее приемлемые условия реализации договора.

Согласно украинскому законодательству, основными принципами тендеров являются:

  • максимальная экономия и эффективность;
  • добросовестная конкуренция среди участников;
  • открытость и прозрачность на всех стадиях государственных тендеров;
  • равноправие участников тендерных процедур;
  • объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений;
  • предупреждение проявлений коррупции.

Основная цель государства – получить качественный продукт по выгодной цене, который принесет наибольший экономический эффект. Первой страной, которой, в какой-то мере, удалось достичь этой цели, стала Великобритания, где и были заложены основы тендерного законодательства. Родоначальницей тендеров в их современном виде является, как это ни странно звучит, – Маргарет Тэтчер.

Основной принцип тендерных процедур, сформулированный в Великобритании, звучит по-английски изящно: максимальная эффективность и экономия достигается там, где государство делает упор на максимальную эффективность.

Было бы просто отлично, если этот принцип был заложен в основы государственной тендерной политики Украины.

Безусловно, жизнь идет вперед и любое законодательство, в том числе и тендерное, нуждается в периодическом обновлении. Мне кажется, что люди, готовившие проекты тендерного законодательства Украины, не вникали глубоко в саму суть тендеров и не изучали научных трудов по этим вопросам. Поэтому современное украинское тендерное законодательство не учитывает практически никаких нюансов тендерных процедур. Формально у нас все сводится к простейшей процедуре: кто за меньшую цену сделает больше. Это формально, а на практике — вопиющие нарушения и этого простейшего принципа встречаются сплошь и рядом. В итоге, в погоне за дешевым продуктом, государство с завидным постоянством получает низкое качество и массу ненужных проблем, в ущерб эффективности.

Приведем простейший пример. Предположим, что некий проектный институт стал победителем тендера на проект освещения парка в Киеве. Специалисты заложили в проект определенные характеристики светильников – антивандальное исполнение, защищенность от влаги и пыли, высокие светотехнические характеристики и т.п. Что происходит в дальнейшем? Заказчик, проигнорировав проектные решения, закупает более дешевые светильники, естественно более низкого качества, и моментально приобретает множество проблем для эксплуатирующей организации: постоянный ремонт, замена некачественных составляющих и все сопутствующие неудобства. Все это приводит к удорожанию эксплуатации осветительной сети парка и к несправедливым обвинениям в адрес победителя тендера.

Что происходит с тендерной документацией в Украине

В целом, тендерная документация – это не просто набор бумаг, содержащий условия торгов и государственного контракта. В идеале, тендерная документация должна быть результатом серьезной работы, проведенной специализированной профильной проектной организацией. Однако, в наше время, заказчик, желая сэкономить, зачастую самостоятельно готовит тендерную документацию, в результате чего участники тендера получают непрофессионально составленные документы и условия тендера, содержащие лишь общую информацию. Отсюда и результаты, о которых мы говорили выше. В европейской практике заказчик заказывает проектной организации составление тендерной документации, и её объём соответствует «инженерным расчётам» — (стадия «Проект» в Украине).

Специфика тендерных процедур в Украине

В нашей стране функционирует сложная многоуровневая система проведения тендеров, которая разбита на отдельные части. Цепочка тендеров по реализации строительства выглядит примерно так: проектная организация – строительная компания — управляющая компания. Вначале, посредством тендерного отбора определяется проектная организация. И, вот тут кроется начало цепочки ошибочных решений. Для теперешнего заказчика одним из главных принципов отбора является экономия средств, поэтому опыт проектирования (школа) для него имеет второстепенное значение. Соответственно, страдает качество выполненных проектных работ: не всякая проектная мастерская, зарегистрированная вчерашними студентами, может выполнить проект на должном уровне.

Далее, после разработки проекта заказчик объявляет тендер по выбору строительной организации. Здесь все повторяется по предыдущему сценарию и цепочка ошибочных решений продолжает удлиняться, потому что добросовестность и качество выполненных строительных работ, а точнее, их отсутствие в нашем случае, очень сильно влияют на следующий этап – эксплуатацию.

На этапе тендерного выбора подбора управляющей (эксплуатирующей компании) нарастает тот же вал: эксплуатация строительных объектов зачастую поручается неопытным компаниям, не имеющим ничего, кроме собственных амбиций и связей в «нужных местах» в т.ч. наспех укомплектованные ЖЕКи.

Согласно действующему тендерному законодательству Украины, все этапы тендеров разделены, отстранены друг от друга, и, в итоге, за объект никто не несет никакой ответственности.

Как же выйти из этого заколдованного круга? Должна быть одна компания, способная осуществить исполнение, контроль и мониторинг всего комплекса работ на всех этапах.

Вернемся к Великобритании. Там развивается новое направление в тендерном законодательстве – так называемый «длительный договор». То есть, с победителем тендера заключается этот самый «длительный договор» на весь комплекс работ, связанный с проектированием, строительством и эксплуатацией объекта, скажем на 5 лет. И все работы, связанные с поломками, заменой оборудования и т.п. эта компания делает все 5 лет за свой счет. Это и есть прямая заинтересованность в качестве работ на всех этапах.

А сегодняшние украинские реалии таковы, что государство предпочитает вкладывать деньги не в эксплуатацию, а в ремонт. Приведу пример. Какое-то время назад на одном из мостов, запроектированных выдающимся киевским проектировщиком Георгием Фуксом, вышла из строя «скользящая опора». И государству пришлось вложить большие деньги в ремонт и замену такой опоры, вместо того, чтобы понемногу вкладывать несравнимо меньшие деньги в эксплуатацию моста и профилактические работы для содержания «скользящей опоры».

На сегодняшний день в Украине нет практики современной организации тендеров. И мое мнение, что будущее тендерной политики в нашей стране за внедрением в законодательство понятия «долгосрочный договор», о котором мы говорили.

В России такие договоры называются «Договор жизненного цикла» и внесён в законодательную базу. Активные, сознательные граждане нашей страны в т. ч. молодое поколение требуют создания эффективного государственного устройства. Инициатором создания «Длительных договоров» должен быть Минрегионбуд. В гражданском строительстве особенно, т. к. в сфере его ведения весь «длительный цикл» — проектные организации – строительные организации – коммунальные организации (эксплуатация), но похоже эта организация запуталась в сетях «тарифной сетки» и наверное надолго.Ксожалению организация, которая должна работать на эффективную перспективу нашего государства, бесперспективна.Наши надежды на новое инициативное поколение молодых профессионалов в строительстве, в т.ч. на тех которые получают образование в Европе.

Все о тендере

подать заявку на тендер

Все, что нужно знать о тендерах

Тендер – это способ выбрать самое выгодное предложение на поставку какого-то товара или услуги. Ниже мы попытаемся рассказать все, что нужно знать о тендерах и поделимся секретами того, как можно выиграть в государственных закупках.

Для чего нужны тендеры

Тендер – это аукцион наоборот. Если в обыкновенном аукционе выигрывает тот, кто предложит самую высокую цену, то в тендере – тот, кто даст самое выгодное предложение. Победа в тендере – это новые перспективы для любого бизнеса. Как правило, победитель получает крупный и долгосрочный заказ на выгодных условиях. А это дополнительные возможности для развития дела.

Если раньше победить в тендере могли только «свои», то сейчас механизм госзакупок стал максимально прозрачным: все участники торгов видят предложения друг друга. Даже просто представители общественности могут наблюдать за тем, как идут дела во время интересующего их тендера.

О видах тендеров

В зависимости от условий, госзакупки бывают следующих видов:

  • открытый тендер;
  • закрытый тендер;
  • тендер с ограниченным участием;
  • одноэтапный тендер;
  • тендер в два этапа;
  • тендер по предварительному отбору;
  • закупки у единственного поставщика.

Самый распространенный вид закупок – это открытый тендер. Принять участие в нем может каждый, кто соответствует условиям конкурса. Закрытый тендер проводится тогда, когда закупаемые товары или услуги есть только у ограниченного числа поставщиков. Также закрытый тендер объявляют тогда, когда закупают что-то, что связано с государственной тайной.

Тендер с ограниченным участием объявляют среди участников, соответствующих какому-то критерию: страна, наличие допуска и т.д. На такие закупки попадают по приглашению.

Одноэтапный тендер отличается от двухэтапного наличием переговорного этапа. В первом случае исполнитель подает все документы, а заказчик сразу выбирает победителя. Во втором – исполнитель может вести переговоры с заказчиком и уточнять условия, а потом выставлять цену. На этот вид закупок похож тендер по предварительному отбору. Сначала заказчик знакомится с предложениями поставщиков, а потом проводит конкурс среди нескольких выбранных.

Закупки у единственного поставщика осуществляется только тогда, когда известно, что больше никто не может поставить нужный товар или услугу.

Как узнать о проведении тендера

С недавнего времени в Украине запущена система «Прозоро». Через нее происходит проведение всех конкурсов. «Прозоро» работает с несколькими авторизированными площадками – сайтами в интернете, где заказчики размещают свои предложения, а исполнители откликаются на них. Чтобы конкуренция была честной, на всех авторизованных сайтах представлена одна и та же информация. Отличается только функционал каждого портала.

Главная сложность заключается в том, что тендеров подходящей тематики очень много, но не все они подходят каждому конкретному исполнителю. Чтобы понять, сможет ли фирма выполнить заказ и не испортить свою репутацию, нужно время, которого часто не хватает. Вот почему сотрудничество со специалистами, которые осуществляют мониторинг тендерных предложений и их отбор под конкретные параметры – это способ быстро найти оптимальную закупку.

Кто побеждает в тендере

Как показывает практика, контракт подписывает не тот, кто предложил самые лучшие условия, а тот, кто вместе с оптимальными условиями предоставил правильно оформленный пакет документов и при этом сделал все в срок. Тендер – это не только здоровая конкуренция, но и строгое соблюдение юридических норм. Чтобы выиграть, нужно подать идеально заполненный пакет документов.

Мы готовы помочь вам в оформлении всех бумаг и подаче заявки на конкурс. Компания Easy Tender имеет опыт работы с крупными заказами и знакома со всеми деталями участия в государственных и коммерческих закупках. Наш опыт, помноженный на ваши выгодные условия, повысят шансы на победу. [/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Источник https://profidom.com.ua/stati/analitika-i-zakony/5184-teorija-i-praktika-tendernyh-procedur-v-ukraine

Источник https://easytender.com.ua/vse-pro-tender/

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *