Особенности проведения закупок с неопределенным объемом по 44-ФЗ
Содержание статьи
Особенности проведения закупок с неопределенным объемом по 44-ФЗ
Закупки с неопределенным объемом по 44-ФЗ — это заказы, при размещении которых заказчик не указывает конкретное количество покупаемого товара.
Что закупают
Заказчики при проведении закупок без определённого объёма руководствуются ч. 24 ст. 22 и п. 2 ст. 42 44-ФЗ. Эти положения разъясняют, что основание для проведения аукциона с неопределенным объемом 44-ФЗ — невозможность заранее определить количество товара, который подлежит поставке, или конкретное количество услуг. Пример: покупка топлива для заправки, перевозка грузов, ОСАГО.
Кому полезны такие закупки
Тендеры без конкретной НМЦК проводят крупные организации, которые объединяют потребности в единую покупку, чтобы ежемесячно не покупать сходные товары или услуги. Подобные закупки с неопределенным объемом ТРУ оптимизируют расходы. Наибольшую эффективность консолидация расходов принесёт:
- Промышленным предприятиям по направлениям:
- сырьё;
- запасные части;
- расходные материалы;
- транспортные услуги.
- Организациям в сфере транспортировки пассажиров и багажа по направлениям:
- запчасти;
- топливо.
3. Медучреждениям по направлениям:
- лекарства;
- расходные материалы.
Главный минус таких заказов: отсутствие возможности планировать точную сумму расходной части бюджета. Злоупотреблять такими закупками без особой необходимости не рекомендуется.
Как заказчик рассчитывает цену
Заказчик для закупки неопределённого объёма вместо начальной цены контракта (НМЦК) определяет:
- начальную стоимость единицы ТРУ;
- начальную сумму затрат;
- предельную стоимость покупки.
Расчёт показателей проводят по общей методике, которая закреплена в положениях ст. 22 44-ФЗ. Мониторинг цен — приоритетный метод определения стоимости ТРУ.
При закупке с неопределенным объемом по 223-ФЗ руководствуются п. 5 ч. 10 ст. 4 Федерального закона о закупках отдельными категориями юрлиц. По правилам заказчик рассчитывает и указывает в извещении одно из двух:
- формулу определения стоимости и предельную величину расходов;
- цену единицы ТРУ и максимальную величину трат.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно использовать формулу цены в госзакупках. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Какую цену снижать поставщикам
Участники подают ценовые предложения исходя из начальной суммы затрат. Эту величину формируют из стоимости всех ТРУ, которые входят в покупку. Заказчик выбирает договор в ходе его исполнения в соответствии с текущими потребностями. На деле часть предусмотренных тендером расходов не реализуют.
По какой цене заключают контракт
Заказчики проводят заключение контракта с неопределенным объемом исходя из суммы затрат, с учётом коэффициента тендерного снижения. Например:
Сумма затрат = 100 000,00 руб.
Коэффициент аукционного снижения = 0,98
Цена контракта = 100 000,00 руб. * 0,98 = 98 000,00 руб.
Коэффициент аукционного снижения = цена предложения победителя/сумму тендера = 98 000,00 руб./100 000,00 = 0,98.
Преференции для УИН и ОИ в денежном размере рассчитывают исходя из суммы всех затрат.
Как рассчитывают обеспечение заявки и контракта
Размер обеспечения исполнения поставщиком заявки и обязательств рассчитывают исходя из максимальной стоимости расходов. Конкретный процент обеспечения заказчик прописывает в извещении исходя из способа размещения заказа и суммы контракта.
Особенности контракта
В такой договор включают:
- предел расходов;
- порядок передачи заявок на ТРУ.
Порядок заключения контракта с неопределенным объемом с единственным поставщиком отсутствует в контрактном законодательстве. Некоторые заказчики оформляют такие договора. В качестве суммы затрат берут предельный лимит финансирования. Пример: договор на услуги по электроснабжению.
Скачать образец контракта с неопределенным объемом по 44-ФЗ: оказание услуги по техническому обслуживанию и ремонту прочих автотранспортных средств из ЕИС |
Изменения в госзакупках с 1 июля
До введения новых правил проведения закупки с неопределенным объемом заказчики размещали заказы без конкретного количества товара только при заказе услуг:
- связи;
- оценки;
- перевода;
- тех. обслуживания;
- юридического сопровождения;
- транспортировки;
- гостиничного сервиса;
- в сфере образования, питания и медицины.
С 1 июля 2019 года изменения в 44-ФЗ сняли эти ограничения с заказчиков. С этой даты и до настоящего времени организации размещают такие заказы вне зависимости от предмета закупки, руководствуясь необходимостью. Покупать лекарства без точного количества разрешили с 1 октября того же года.
Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.
Статьи
Закон № 44-ФЗ позволяет заказчикам осуществлять закупки с неопределенным объемом. Суть таких закупок состоит в том, что в ходе исполнения контракта заказчик может выбирать из заранее составленного им перечня продукции необходимые ему позиции в пределах имеющегося бюджета. При этом объем закупок по каждой из позиций перечня не определен и может быть любым. Ограничен такой объем только бюджетом заказчика под данную закупку.
Для лучшего понимания механизма реализации закупок с неопределенным объемом приведем следующий пример. Предположим, что заказчику – учреждению здравоохранения необходимы лекарственные средства. Однако, какие именно лекарственные средства понадобятся в том или ином случае заранее неизвестно. Потребность будет зависеть от заболеваний, с которыми в указанное учреждение здравоохранения обратятся пациенты. Вместе с тем, по предыдущим периодам, а также исходя из специализации учреждения здравоохранения, работники контрактной службы примерно знают, какие лекарственные средства могут потребоваться.
Исходя из этого знания заказчиком формируется перечень лекарственных средств (спецификация). В отношении каждой позиции спецификации определяется единица измерения объема. Если позиция спецификации (как это, например, реализовано по лекарственным средствам) включена в каталог товаров, работ, услуг, то определение единицы измерения осуществляется только в соответствии с каталогом (в рассматриваемом случае это будут «мг», «мл» и т.д.).
В отношении каждой позиции спецификации заказчик должен определить начальную цену. Такая цена определяется по общим правилам, предусмотренным ст. 22 Закона № 44-ФЗ, для определения начальной (максимальной) цены контракта. В итоге должен получиться перечень продукции, содержащий единичные расценки.
Далее заказчиком определяется максимальное значение цены контракты. В отличие от начальных цен единичных расценок такая цена не обосновывается и фактически представляет собой бюджет, который готов потратить заказчик в рамках закупки. Для проведения самой закупки заказчик должен дополнительно провести сложение всех единичных расценок и получить начальную сумму цен указанных единиц. Именно от данной суммы участники будут снижаться, в том числе от нее будет рассчитан «шаг аукциона».
После проведения закупки заказчиком определяется коэффициент снижения, рассчитываемый на основании разницы между начальной суммой цен всех единиц и предложением участника закупки. Такой коэффициент при заключении контракта применяется к каждой начальной цене единичной расценки отдельно, т.е. определение стоимости единичных расценок в контракте осуществляется путем пропорционального снижения их начальных цен. Участник закупки не может на какую-то продукцию предлагать большее снижение, а на какую-то меньшее в пределах общей цены сделанного им предложения. Определение единичных расценок во всех случаях осуществляется путем пропорционального снижения.
По такому же принципу закупки с неопределенным объемом проводятся на любые другие товары, работы и услуги.
Схема проведения закупок с неопределенным объемом
Объект закупки: поставка Товара 1 и Товара 2
Цена за единицу (должна быть рассчитана и обоснована по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ):
1. Товар 1 – 900 рублей
2. Товар 2 – 510 рублей
Начальная сумма цен единиц: (900 + 510) = 1 410 рублей
Максимальное значение цены контракта — 2 млн рублей – не подлежит обоснованию, определена с учетом объемов финансирования и статистики предыдущих периодов.
Обеспечение заявки – например, 0,5% (рассчитывается от максимального значения цены)
2 000 000 * 0,005 = 10 тыс. руб.
Обеспечение исполнения контракта – например, 5% (рассчитывается от максимального значения цены)
2 000 000 * 0,05 = 100 тыс. рублей
Предложение победителя – 1 200 рублей
Коэффициент снижения 1200/1410 = 0,85.
Цена единицы Товара 1 – 900*0,85 = 765 руб.;
Цена единицы Товара 2 – 510*0,85 = 433,5 руб.
Контракт на 2 млн рублей с единичными расценками
Товар 1 – 765 рублей
Товар 2 – 433,5 рублей
Закупки с неопределенным объемом: плюсы и минусы, а также связанные с этим проблемы
По мнению Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру» единственным плюсом закупок с неопределенным объемом является то, что заказчик может выбирать те позиции, которые ему необходимы. Т.е. если, например, из всей спецификации закупаемой продукции заказчику требуется только одна позиция, то он может ее заказывать до тех пор, пока не исчерпает всю сумму контракта, а остальные позиции не заказывать вовсе.
Это решает проблему применения +10% в закупках, в которых объем определен: когда при выборке полностью части объема из спецификации стороны могут только подписать дополнительное соглашение об увеличении объема по конкретной позиции, но только на 10% от предусмотренного в контракте объема по этой позиции. Получается, что деньги по контракту еще остаются, а использовать их в полной мере заказчик не может.
На этом положительные моменты закупок с неопределенным объемом заканчиваются. Назовем основные минусы таких закупок и связанные с этим проблемы:
1. Невозможность проведения
Несмотря на то, что Закон № 44-ФЗ позволяет осуществлять закупки с неопределенным объемом на любые товары, работы и услуги, в некоторых случаях провести такие закупки не получится.
Ситуация 1. Ремонтные и строительные работы. В таких работах должна присутствовать смета, которой определяется не только стоимость, но и объем строительных работ. Поэтому закупки с неопределенным объемом в данном случае просто невозможны.
Ситуация 2. Максимальные цены единичных расценок, особенно в случае применения заказчиком каталога товаров, работ, услуг, могут быть настолько низкими (иногда даже меньше 1 копейки), что применить к ним какое-либо пропорциональное снижение попросту невозможно. Соответственно, провести закупки с неопределенным объемом на продукцию, стоимость единицы которой незначительна, не получится технически.
2. Отсутствие поставщиков и проявления коррупции
Заказчик, проводя закупки с неопределенным объемом, может заложить них достаточно широкий перечень поставляемой продукции. Следовательно, поставщику, претендующему на заключение контракта, нужно быть готовым поставить весь перечень продукции в указанные в контракте сроки, т.е. фактически иметь весь товар в наличии и держать его под возможные требования заказчика. «Нужный» заказчику поставщик может иметь на складе только те виды продукции, которые действительно необходимы, т.к. будет предупрежден о них еще до объявления закупки. Соответственно «свой» участник перед другими участниками будет иметь преимущество, т.к. остальные участники просто не будут подавать заявки на проводимую закупку.
3. Невозможность снижения цены
Да, да, мы не ошиблись! Снижать цену закупаемой продукции при исполнении контракта с неопределенным объемом нельзя, т.к. Закон № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности. Заказчик в соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ вправе подписать дополнительное соглашение к контракту о снижении цены только при сохранении иных условий контракта, в том числе по объему. В закупках с неопределенным объемом объем не определен в натуральном выражении. Однако, такой объем можно рассчитать исходя из единичных расценок, закрепленных в контракте, и максимального значения цены контракта. При снижении, например, единичных расценок сторонами объем автоматически увеличится. В связи с изложенным, снижение единичных расценок, а также максимального значения цены контракта в закупках с неопределенным объемом недопустимо, в том числе в случаях, когда такие единичные расценки должны быть снижены (например, при перерегистрации предельной отпускной цены производителем лекарственного препарата).
4. Риск неисполнения
При проведении закупок с неопределенным объемом велик риск неисполнения контракта в полном объеме и возникновения экономии. Все бы ничего, если бы не сложности с точки зрения бюджетного законодательства: неосвоение доведенных до заказчик средств. Риск такого неосвоения в закупках с неопределенным объемом предельно велик.
5. Проблемы структуры
Закон № 44-ФЗ разделяет содержание извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Извещение – это информация, размещенная в ЕИС в структурированном виде, а документация – это все то, что прилагается к извещению в виде электронных файлов. К сожалению, с 1 июля 2019 года Закон № 44-ФЗ, при осуществлении закупок с неопределенным объемом, обязывает заказчика в извещении, т.е. в структурированном виде, указать не только максимальное значение цены контракта и начальную сумму цен единиц, но также максимальную цену единицы каждого товара, работы, услуги, входящего в перечень. Если таких единиц не очень много, то проблем не возникает, а вот если таких единиц тысячи (как, например, при осуществлении закупки технического обслуживания и ремонта техники), то размещение извещения в строгом соответствии с Законом № 44-ФЗ становится невыполнимой задачей.
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Источник https://goscontract.info/tender/osobennosti-provedeniya-zakupok-s-neopredelennym-obemom-po-44-fz
Источник https://44fz.ru/article/zakupki-ls-neopredelennym-obemom
Источник
Источник