Грабят автомобили»: ветеран «Сургутнефтегаза» рассказал, как в компании продают служебные VIP-авто
Содержание статьи
«Грабят автомобили»: ветеран «Сургутнефтегаза» рассказал, как в компании продают служебные VIP-авто
В чем подвох и выгода от покупки люксовых Lexus, Toyota и Audi у нефтяников
«Сургутнефтегаз» распродает бывшие служебные автомобили начальства по бросовым ценам. Почти все они — с высоким износом и большим пробегом, некоторые — не на ходу. Тем не менее, спрос на них довольно высок. Бывший ведущий инженер компании рассказал NEFT, почему так происходит.
Люксовые авто за бесценок
В официальном каталоге продаж имущества «Сургутнефтегаза» представлены автомобили от люксовых до достаточно распространенных и простых. Все они продаются дешево. Например, Audi Q7 2008 года компания отдает за 600 тыс. рублей. Новый Q7 стоит, для сравнения, от 5,4 до 6 млн рублей.
То же самое с внедорожником Lexus LX570 — компания отдает авто 2009 года за 1,8 млн, а его ближайший новый аналог обойдется в 7 млн рублей. Модель Lexus GS-300 сейчас в России не продается, но в автопарке «Сургутнефтегаза» она есть: машину 2008 года можно купить за 750 тыс. рублей. Ближайший ее родственник — седан Lexus LS — на рынке доступен почти за 7 млн рублей.
В каталоге также есть несколько Toyota Land Cruiser 200 разных годов и машины попроще — отечественные «УАЗ Патриот», Ssang Young, Chevrolet Niva. Помимо легковушек, каталог предлагает и грузовики, и спецтехнику, и даже различное оборудование.
К каждому автомобилю прилагается описание дефектов. Самые частые — это вышедшая из строя электроника, неисправный двигатель или барахлящая коробка передач. При этом в каждом объявлении «Сургутнефтегаз» предостерегает будущих владельцев:
«Реализуемая техника не проходит предпродажную подготовку. Информация с описанием состояния носит субъективный характер, может быть неполной и не учитывает скрытые дефекты, формируется путем визуального осмотра и может отличаться от истинного технического состояния, в том числе по комплектности».
Почему покупать эти машины — плохая идея, но их все равно берут
Поговорить с продавцами лично NEFT не удалось. По указанному основному номеру на сайте никто не ответил, а по номеру из объявления корреспонденту заявили, что продажей авто не занимаются. Позже по одному из указанных номеров NEFT все же связалась со специалистом отдела продаж. Тот попросил сделать официальный запрос. На момент публикации редакция не получила ответ.
Однако NEFT пообщалась с бывшим ведущим инженером эксплуатации одного из подразделений компании в Сургуте с 27-летним стажем. Он на условиях анонимности рассказал, как реализуют такие автомобили.
«С машины, которая идет на продажу, предварительно снимают все хорошие запчасти и ставят на их место изношенные. Так бывает, например, с электрооборудованием. Нельзя поменять только детали со специальным номером — шины, аккумуляторы, коробки передач и двигатели. Эти номера указаны в карточке, поэтому покупатель может подмену заметить», — утверждает собеседник NEFT.
Хорошие авто, по его словам, на сайт продаж не попадают. Как правило, их приобретают как работники, так и начальники всех уровней. Такие машины сотрудники компании очень ценят.
«Машину могут даже не выставить на сайт, а продать одному из руководителей. Были случаи, когда личные водители каких-нибудь замов выкупали свои же служебные автомобили. Многие мои коллеги покупали нефтегазовские машины. Ведь если покупает кто-то из своих, то эту машину уже не грабят, а отдают в том состоянии, в котором ее списали. Особенно, если какой-то начальник на нее положил лапу», — пояснил источник NEFT.
Однако выгода для югорчан, как оказалось, есть и в такой ситуации. Дело в том, что указанная на сайте цена — не конечная. Если авто долго стоит на стоянке, то «Сургутнефтегаз» сделает для покупателей очень хорошую скидку. Как рассказал собеседник NEFT, порой машины можно купить со скидкой в 70%.
Основными клиентами внутреннего рынка компании всегда были местные бизнесмены. Они скупали спецтехнику и грузовики, которые еще могли принести их бизнесу прибыль. Рядовые же жители Югры интересуются этими машинами из-за дорогой комплектации. «И их можно даже не столько восстановить, сколько выгодно пустить на запчасти», — уверен экс-инженер компании.
Ранее NEFT объясняла, как «Сургутнефтегаз» и другие нефтегазовые компании используют особенности российской налоговой системы, чтоб заработать на скачках нефтяных цен. Для этого они манипулируют спросом на внутреннем рынке страны.
Будьте в курсе всех важных новостей, подписавшись на нас в Google news, Яндекс.Новости, ВКонтакте и в Facebook. Свежие инсайды и ключевые политические события ищите в нашем telegram-канале NEFT.
Дивиденды? Вам сюда: акции «Сургутнефтегаза»
Цены на нефть растут уже больше года. В Европе в связи с жарой наблюдается повышенный спрос на газ. Все это позитивные сигналы для крупнейших компаний нефтегазового сектора российской экономики. Одной из таких компаний является «Сургутнефтегаз». Финтолк объясняет, стоит ли в 2021 году вкладываться в ценные бумаги этого предприятия.
«Сургутнефтегаз» сегодня
Нефтяные месторождения Сибири начали разрабатывать достаточно давно — еще в 70-х годах ХХ века. Вот только добыча черного золота в те годы была процессом трудным и опасным. Перед нефтяниками стоял план, который надо было выполнить любой ценой, потому что продукцию продавали на экспорт, покупая взамен, например, зерно для хлеба.
Однако материально-техническое обеспечение производства оставляло желать лучшего, а инфраструктура в том же городе Сургуте была так себе. И тем не менее производители ежегодно отчитывались перед партией и правительством о растущих темпах добычи нефти.
Именно в Сургуте была заложена основа советского нефтегазового промышленного комплекса. А современное предприятие появилось позднее, в 1993 году. Его официальное название ПАО «Сургутнефтегаз» (СНГ).
Первоначально менеджменту компании было достаточно сложно сделать «Сургутнефтегаз» эффективным. Компания объединила во что-то вроде треста сразу несколько заводов и прочих организаций в Северо-Западной Сибири. Промышленные комплексы располагались далеко друг от друга, с инфраструктурой были проблемы — в общем, головной боли хватало. Однако, преодолев первоначальные трудности, СНГ смог стать отлаженной вертикально интегрированной компанией (то есть все процессы, от добычи и переработки до реализации нефти и газа, проводятся силами самого ПАО «Сургутнефтегаз»).
Сбыт продукции идет черед дочерние предприятия в нескольких городах России: Калининграде, Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге, Твери. Организации продают автомобильный бензин и дизельное топливо.
«Сургутнефтегаз» — публичная компания, ее обыкновенные и привилегированные акции может купить любой желающий на Московской бирже.
Акции «Сургутнефтегаза»
Обыкновенные акции ПАО «Сургутнефтегаз» торгуются на Московской бирже под тикером SNGS. Всего их в обращении чуть меньше 36 млрд штук. Общая рыночная капитализация компании составляет чуть больше 1,5 трлн рублей. Организация является одной из самых закрытых на российском рынке, поэтому о собственниках никто доподлинно не знает (дошло до того, что кто-то называет совладельцем Владимира Путина).
В последнее время на рынках наблюдается небольшой откат после длительного роста. Не стали исключением и нефть с природным газом. Так, черное золото потеряло от максимальных значений около 11 %. Естественно, это не могло не сказаться на акциях нефте- и газодобытчиков.
Обыкновенные ценные бумаги эмитента в последнее время упали в цене более чем на 16 %, с 39 до 32,58 рубля. С точки зрения технического анализа ситуация вроде бы неплохая. Бумага подошла к уровню поддержки в 32,5 рубля. Плюс наблюдается достаточно продолжительная коррекция. Однако есть и медвежьи факторы: общая «перегретость» на рынке и соответствующие настроения инвесторов. Ближайшим уровнем сопротивления должна выступить отметка в 35 рублей. Но пока об этом рано говорить. Для начала курс должен перестать снижаться. На рисунке ниже приведен дневной свечной график «Сургутнефтегаза». Желтым цветом на нем отмечены линии поддержки и сопротивления:
Привилегированных акций СНГ в обращении поменьше — 7,7 млрд. Их тикер на Московской бирже SNGSP. Как и старший брат, привилегированные акции также потихоньку дешевеют. От максимума они уже упали на 21 %. То есть приобретать сейчас эти бумаги стоит только в том случае, если вы рассчитываете на быстрое восстановление.
Акция недавно установила исторический максимум в 49,055 рубля, что также не придает оптимизма трейдерам. Учитывая размер дивидендов, которые компания собирается выплатить, стоит ожидать котировки в районе минимумов декабря 2020 года — 38,61. Ближайшим уровнем сопротивления выступит ценник в 40 рублей за штуку, но, как и по обычным акциям, он пока не актуален. На рисунке ниже представлен свечной график привилегированных акций «Сургутнефтегаза». Желтым цветом на нем отмечены линии поддержи и сопротивления:
«Сургутнефтегаз»: дивиденды
Размеры дивидендов компании по SNGS и SNGSP сильно различаются. Так, согласно уставу, выплаты по привилегированным акциям должны быть выше соответствующих выплат по обыкновенным бумагам. Дивидендная доходность по SNGSP за последние пять лет представлена на графике ниже:
Как видим, выплаты сильно различаются от года к году. В 2016, 2017 и 2019 годах они были достаточно скромными — не превышали 5 %. Но в 2018 и 2020-м составляли более 10 %. Связано это со сложной системой расчета, изложенной в уставе, в основе которой лежит выплата 10 % от чистой прибыли компании (а прибыль каждый год может быть разной).
По обычным акциям менеджмент «Сургутнефтегаза» просто обязуется платить 60 копеек на одну акцию каждый год. Размер дивидендов по этим бумагам компании с 2016 года:
«Сургутнефтегаз»: прогноз
Сейчас курс акций «Сургутнефтегаза» падает. Связано это в первую очередь с дивидендным гэпом, то есть коррекцией стоимости на фоне фиксирования прибыли по выплатам акционерам. Если по обыкновенным акциям можно ждать скорого восстановления стоимости (так как размер выплат небольшой), то по привилегированным явно потребуется какое-то время, чтобы закрыть зазор.
Немаловажным фактором для ликвидации этого зазора станет динамика отношения рубля к доллару. Если российская валюта подорожает, можно ожидать быстрого роста «Сургутнефтегаз-п». А если будет обратная ситуация, то зазор может зарастать долго, вплоть до года.
На рынке черного золота ситуация выглядит неоднозначной. С апреля по июнь 2021 года цены на нефть неуклонно росли. Однако в июле взлет приостановился. Во многом это связано с неопределенностью участников картеля ОПЕК+ насчет наращивания/сокращения добычи нефти. В общем, многие инвесторы не уверены в завтрашнем дне.
Кроме того, 12 июля индексный провайдер MSCI опубликовал свой экологический рейтинг. В нем содержатся сведения о лидерах по нераскрытию информации о выбросах в окружающую среду углекислого газа. Из российских компаний там оказался только «Сургутнефтегаз». Это явно негативная новость для компании. Сейчас цивилизованное человеческое общество всерьез повернуто на защите экологии, и этой российской компании будет сложно рассчитывать на европейские инвестиции.
Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс»:
— Скрытый фундаментальный потенциал в акциях «Сургутнефтегаза» обусловлен недооценкой балансовой стоимости и дивидендными возможностями. Ужесточение кредитной политики ЦБ, как правило, приводит к переоценке инвестиционных рисков на российском рынке и к ослаблению отечественной валюты. В подобных ситуациях префы ПАО «Сургутнефтегаз» демонстрируют «защитные» свойства. Наша целевая цена по этим бумагам составляет 86 рублей.
Таким образом, в ближайшее время «Сургутнефтегаз» ждет снижение стоимости бумаг. Какое время займет этот спад, будет зависеть от динамики рубля по отношению к доллару, действий/бездействия ОПЕК+.
А вы уже прикупили «Сургутнефтегаз», чтобы спокойно получать дивиденды? Или предпочитаете спекуляцию пассивному доходу? Напишите об этом в комментариях.
Источник https://neft.media/yugra/materials/grabyat-avtomobili-veteran-surgutneftegaza-rasskazal-kak-v-kompanii-prodayut-sluzhebnye-vip-avto
Источник https://fintolk.pro/dividendy-vam-sjuda-akcii-surgutneftegaza/
Источник
Источник