Лизинг автомобиля: бухгалтерские проводки
Содержание статьи
Лизинг автомобиля: бухгалтерские проводки
Автомобили используют в работе большинство организаций. Чтобы обзавестись авто, можно воспользоваться несколькими вариантами его приобретения: покупкой, кредитом или лизингом. Последний из них, пожалуй, самый выгодный.
Дело в том, что амортизацию по такому основному средству можно начислять в три раза быстрее. В зависимости от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество, этим правом может воспользоваться как лизингодатель, так и лизингополучатель. А лизинговые платежи уменьшают базу по налогу на прибыль.
Таким образом, лизинг — это уникальный финансовый инструмент, который полезен как крупным, так и небольшим организациям.
Одним из основных факторов, влияющих на бухгалтерский учет основных средств, приобретенных по лизингу, является условие договора, определяющее, на чьем балансе — лизингополучателя или лизингодателя, будет учитываться автомобиль. О том, какие сделать бухгалтерские проводки по учету автомобиля, приобретенного в лизинг, а также об особенностях учета ТС на балансе лизингополучателя и лизингодателя, читайте в статье.
Учет лизинга на балансе лизингополучателя: проводки
В 2021 году учет лизинга регламентируется Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15, ПБУ 6/01, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, методическими указаниями по бухучету ОС, установленными Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91нв. Начиная с 01.01.2022 все названные документы утратят свою силу. С этого момента руководствоваться в работе нужно будет новыми ФСБУ:
- 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержден Приказом Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н;
- 6/2020 «ОС» (Приказ Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н);
- 26/2020 «Капвложения» (Приказ Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н).
Дожидаться 01.01.2022 необязательно, новые стандарты можно применять и раньше. Выбранный способ нужно будет отразить в первой бухотчетности, составленной с применением нового стандарта.
Автомобили, приобретенные в лизинг, в бухучете лизингополучателя учитываются как основное средство (ОС) — п. 4 ПБУ 6/01, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.
Алгоритм учета следующий.
1. Формируется первоначальная стоимость ТС — это сумма всех платежей по договору лизинга.
Если авто регистрируется за лизингополучателем, госпошлина и другие регистрационные действия включаются в первоначальную стоимость ОС (пп. 7, 8 ПБУ 6/01, п. 8 указаний об отражении в бухучете операций по договору лизинга, письма Минфина РФ от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61, от 26.06.2006 № 07-05-06/161).
2. Для начисления амортизации определяется амортизационная группа и срок полезного использования (СПИ) автомобиля.
Амортизационная группа определяется по наименованию ТС в классификации ОС, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Например, легковой автомобиль с бензиновым двигателем объемом 5 л находим так. В классификации указаны три позиции:
2) «Автомобили легковые малого класса для инвалидов»;
3) «Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса».
Вторая и третья позиции есть в примечаниях к общему наименованию «Средства автотранспортные для перевозки людей прочие». В данном случае подходит только третья позиция, поэтому автомобиль можно отнести к 5-й амортизационной группе.
СПИ устанавливается в месяцах в пределах для амортизационной группы. Минимальный СПИ назначается на один месяц больше нижней границы группы, максимальный СПИ — совпадает с верхней. Так, для 5-й амортизационной группы с СПИ от 7 лет до 10 лет минимальный СПИ равен 85 мес. (7 лет х 12 мес. 1 мес.), максимальный СПИ — 120 месяцам.
3. Начисленная амортизация списывается в расходы, а на текущие лизинговые платежи уменьшается задолженность перед лизингодателем (абз. 2 п. 8 указаний по лизингу, утвержденных Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15).
Если СПИ больше 5 лет, можно применять ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3 (ст. 257, 259.3 НК РФ). Факт применения коэффициента и его размер нужно закрепить в учетной политике организации — п. 19 ПБУ 6/01, пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ.
Выкупная стоимость в бухгалтерском учете отражается как лизинговый платеж. Перевод авто в состав собственных ОС сопровождается проводками по счетам 01 и 02 (письмо Минфина РФ от 17.05.2019 № 03-03-07/35556).
Если автомобиль регистрируется после выкупа, госпошлина и совершение других регистрационных действий признаются в бухучете в расходах по обычным видам деятельности (п. 14 ПБУ 6/01, пп. 5, 16 ПБУ 10/99, утвержденных Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).
Таблица «Проводки лизингополучателя при учете автомобиля на его балансе»
Содержание операции
Первичный документ
Ежемесячно, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к учету в составе ОС
Учет лизинга на балансе лизингодателя: проводки
Автомобили, приобретенные для передачи лизингополучателю, учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» по первоначальной стоимости, исходя из фактических затрат на покупку. Предварительно эти затраты отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (пп. 5, 7, 8 ПБУ 6/01, п. 3 указаний об отражении в бухучете операций по договору лизинга).
Амортизация по автомобилю начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его передачи лизингополучателю (п. 21 ПБУ 6/01, п. 50 методических указаний по бухучету ОС, п. 5 указаний об отражении в бухучете операций по договору лизинга).
Таблица «Проводки лизингодателя при учете автомобиля на его балансе»
Содержание операции
Первичный документ
Ежемесячно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи автомобиля лизингополучателю
Оплата по договору лизинга: проводки
Лизингополучатель отражает в бухучете лизинговые платежи за автомобиль следующим образом. Учет лизинговых платежей, независимо от времени уплаты, зависит от того, на чьем балансе учтен автомобиль.
Если авто учтено на балансе лизингодателя, то лизинговые платежи относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Начисление и уплата лизинговых платежей в этом случае отражается у лизингополучателя следующими проводками.
Содержание операций
Первичный документ
Если авто учитывается на балансе самого лизингополучателя, тогда лизинговые платежи относятся в уменьшение долга перед лизингодателем.
Такие операции отражаются в учете лизингополучателя следующими проводками.
Содержание операции
Первичный документ
Если договором лизинга не предусмотрен выкуп автомобиля, или выкупная стоимость не выделена отдельной суммой, или она выплачивается по окончании срока лизинга
76 — лизинговые платежи
Лизингодатель учитывает лизинговые платежи (без учета НДС) в доходах от обычных видов деятельности. Как правило, их отражают в доходах ежемесячно в суммах, согласованных в графике лизинговых платежей (пп. 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организаций»).
Проводки у лизингодателя по приему платежей отражаются так.
Содержание операции
Первичный документ
Досрочный выкуп автомобиля из лизинга: проводки
При досрочном выкупе авто в бухучете лизингодателя признается доход в сумме причитающихся в связи с этим событием платежей. Если авто учтено на балансе лизингодателя, остаточная стоимость выкупленного ТС относится в расходы. Если авто учтено на балансе лизингополучателя, тогда в расходах нужно признать не списанную к моменту выкупа часть затрат на покупку авто.
Последовательность действий лизингодателя при досрочном выкупе автомобиля.
1. Признать доход от обычных видов деятельности в сумме платежей (без НДС), подлежащих уплате лизингополучателем в связи с досрочным выкупом автомобиля (пп. 3, 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99, п. 2 рекомендаций Р-99/2018-ОК лизинг «Доход от продажи предметов лизинга».
2. Если авто учтено на балансе лизингодателя, тогда:
- cтоимость автомобиля списывается с учета (п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»);
- остаточная стоимость авто включается в себестоимость продаж (пп. 5, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п. 5 рекомендации Р-99/2018-ОК).
3. Если автомобиль учтен на балансе лизингополучателя, тогда:
- не списанная к моменту досрочного выкупа часть расходов на его приобретение включается в себестоимость продаж (пп. 5, 9 ПБУ 10/99, п. 5 рекомендации Р-99/2018-ОК);
- стоимость авто списывается со счета 011 «Основные средства, сданные в аренду».
Отражение досрочного выкупа автомобиля в бухгалтерских записях.
Содержание операции
Первичный документ
Если автомобиль учтен на балансе лизингодателя
Если автомобиль учтен на балансе лизингополучателя (лизингодатель отражает лизинговые операции с использованием счета 97)
Если автомобиль учтен на балансе лизингополучателя, при его досрочном выкупе необходимо скорректировать стоимость ТС и входной НДС на разницу между оставшейся суммой платежей и суммой, уплаченной лизингодателю при выкупе.
Пример. Учет при досрочном выкупе авто
Авто получено по договору лизинга в апреле 2021 года и принято на учет по стоимости всех платежей по договору без НДС — 2 800 000 рублей, СПИ — 40 мес., ежемесячная амортизация — 70 000,00 рублей.
В мае 2022 года договор лизинга прекращен, и автомобиль досрочно выкуплен за 750 000 рублей (НДС — 125 000, стоимость без НДС — 625 000 ). На момент прекращения договора остаток долга перед лизингодателем составил 1 344 000 рублей (НДС — 224 000, платежи без НДС — 1 120 000).
В налоговом учете принимаем на учет автомобиль по стоимости 625 000 рублей, СПИ уменьшаем на срок эксплуатации авто в лизинге — 13 месяцев (май 2021-го — май 2022-го). Начиная с июня 2022-го начисляем амортизацию по новому авто — 23 148,15 рубля (625 000 / (40 мес. — 13 мес.))
В бухгалтерском учете счет 01 кредитуется на 495 000 рублей (1 120 000 — 625 000);
Счет 19 кредитуется на 99 000 рублей (224 000 — 125 000).
Новая первоначальная стоимость автомобиля — 2 305 000 рублей (2 800 000 — 495 000). Накопленная амортизация — 910 000 рублей (70 000 рублей х 13 мес.).
Тридцать первого мая начисляем амортизацию исходя из прежней стоимости — 70 000 рублей. Остаточная стоимость на 31 мая — 1 395 000 рублей (2 305 000 руб. — 70 000 руб. х 13 мес.). Начиная с июня 2022-го начисляем амортизацию — 51 666,67 рубля (1 395 000 руб. / (40 мес. — 13 мес.).
В мае 2022 года
Ежемесячно с июня 2022 года по август 2024 года
Возврат лизинга: проводки
Отражение возврата автомобиля у лизингодателя в случае, если авто учитывается на его балансе.
Возврат автомобиля лизингополучателем отражается записями в аналитическом учете по счету 03. Амортизацию по авто лизингодатель продолжает начислять в прежнем порядке (п. 21 ПБУ 6/01).
Проводки лизингодателя при возврате лизингополучателем автомобиля.
Содержание операций
Первичный документ
Отражение возврата автомобиля у лизингополучателя в случае, если авто учитывается на его балансе.
Если лизингополучатель возвращает автомобиль лизингодателю, то в бухучете он отражает выбытие объекта ОС. Доходов и расходов от такой операции, как правило, не возникает.
На дату возврата автомобиля лизингодателю его стоимость списывается с учета (п. 29 ПБУ 6/01, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н).
Если возврат производится в срок, установленный договором, то автомобиль уже полностью самортизирован, поэтому доходов и расходов не возникнет.
Если же авто возвращается досрочно, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
Возвратный лизинг в России без тени: что нужно знать
alt=» Фото: Предоставлено Ассоциацией Развития Возвратного Лизинга» />
Что такое возвратный лизинг: определение, особенности
Возвратный лизинг — вид сделки, при которой лизингополучатель продает свое имущество лизингодателю (компании, которая предоставляет необходимые средства), но продолжает использовать его на правах арендатора до окончания срока действия договора, то есть до окончательного погашения полученных в лизинг средств.
Подобные операции имеют несколько особенностей. Возвратный лизинг:
- • Дает возможность лизиногполучателю снять с баланса имущество (оборудование, технику и пр.), но продолжать им пользоваться в аренду.
- • Позволяет декларировать платежи по лизинговому договору как затраты и тем самым снизить налоговую нагрузку на предприятие.
- • Позволяет распорядиться полученными средствами по своему усмотрению: потратить их на текущие нужды, модернизировать производство, приобрести дополнительную технику и пр. Договоры возвратного лизинга не являются целевыми и не ограничивают возможности получателя средств.
Как правило, договоры по возвратному лизингу действуют довольно продолжительное время. Оно часто зависит от состояния имущества. Чем меньше срок службы и чем лучше состояние, например, строительной техники — предмета договора, — тем на более длительный срок будет заключена сделка. Обычные сроки — от одного до пяти лет.
Достаточно тонкий нюанс, который часто возникает при заключении сделок подобного рода — использование возвратного лизинга для оптимизации налогообложения. Налоговая служба Российской Федерации скрупулезно проверяет заключенные по схеме возвратного лизинга договоры, особенно когда их участники — связанные компании. В случаях, когда налоговикам удается выяснить, что лизинг был заключен с целью сокращения налогов, компании с большой долей вероятности откажут в возмещении НДС и налоговых вычетах. В случае, если НДС уже был возвращен, а вычеты зафиксированы, государство может потребовать вернуть их.
Специалисты АРВЛ рекомендуют перед заключением договора о возвратном лизинге тщательно проработать экономическое обоснование сделки.
Сфера сегодня
Кроме жесткой политики со стороны налоговых органов, главное ограничение, которое сегодня действует в отношении сделок по возвратному лизингу в России, касается договоров между лизингодателями и частными лицами. По мнению специалистов АРВЛ, исключение "частников" из процесса приведет к возникновению "серой" и "черной" зон данного рынка, а никак не к оздоровлению ситуации.
Возвратный лизинг как финансовый механизм был предусмотрен более двадцати лет назад и его эффективность была доказана не один раз. Кроме того, отечественное право не знает подобных прецедентов по ограничению субъектного состава легализованной договорной формы, тем более, что такого рода ограничение может быть преодолено посредством иных схожих по своему правовому эффекту гражданско-правовых механизмов.
Пути решения
АРВЛ готова конструктивно коммуницировать и в самом широком кругу обсуждать любые законодательные инициативы, которые имеют отношение к регулированию возвратного лизинга. В ассоциации полагают, что самый оптимальный формат регулирования отрасли — это саморегулирование с помощью системы особых организаций, которые будут действовать под контролем Центробанка РФ, который как главный регулятор страны осуществляет надзор за всеми участниками финансового рынка.
Такой двухступенчатый контроль поспособствует развитию рынка возвратного лизинга и росту его эффективности, а также будет защищать права потребителей финансовых услуг подобного рода.
Необходимо отметить, что даже в отсутствие четкого механизма регулирования возвратного лизинга большая часть компаний — лизингодателей — действует с учетом интересов потребителей, рассчитывает на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество и развитие сферы, а также не выходит за рамки Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)".
Все члены Ассоциации обладают значительным многолетним опытом в сфере лизинга (традиционного вообще и возвратного в частности), а многие из них непосредственно формировали правоприменительную практику и готовы делиться ей с экспертным сообществом, которое принимает участие в реформировании данной сферы.
Что предпринимается сегодня
Для того, чтобы непосредственно принимать участие в судьбе отрасли, руководство Ассоциации развития возвратного лизинга, в лице председателя правления Звонарева В.Н. и вице-президента Ассоциации Кожина И.В. вступили в состав Экспертного совета Государственной Думы РФ по небанковским финансово-кредитным организациям.
АРВЛ поддерживает предложения ряда депутатов Государственной Думы, некоторых общественных организаций, которые ратуют за законодательное закрепление контроля над прозрачностью рынка. Это может быть, с одной стороны, регуляция со стороны государства, а с другой — приведение в законное поле процедур саморегулирования участников процесса.
В Ассоциацию со стороны потребителей поступает множество просьб принять самое активное участие в публичном обсуждении возможных ограничений в сфере возвратного лизинга. Поступает множество групповых и индивидуальных писем, в которых люди надеются на защиту их права выбирать удобные финансовые инструменты, к которым относится и возвратный лизинг. Просьбы касаются открытого публичного обсуждения вопроса в СМИ и обращений в различные инстанции, влияющие на данную сферу деятельности.
Ассоциация выступает с инициативой внедрить систему регулирования и контроля возвратного лизинга со стороны государства и рассматривать данную сферу в качестве самостоятельного финансового института гражданского оборота. Подобная политика позволит исключить злоупотребления и недобросовестную практику на рынке лизинговых услуг в целом. Такое реформирование отвечает актуальным запросам в области совершенствования гражданско-правовых институтов, действующих в условиях современной экономики. Кроме того, с ним полностью согласуется позиция представителей Банка России.
Мировое сообщество, а в частности, страны Евразийского экономического союза, на протяжении многих лет успешно практикуют возвратный лизинг и тем самым обеспечивают гибкость в финансовых взаимоотношениях участников рынка, дополнительные квалифицированные рабочие места и хорошую собираемость налогов. И руководство АРВЛ выражает искреннюю надежду, что Российская Федерация, как один из главных членов ЕЭС, также будет способствовать становлению и развитию отрасли.
По заключению Евразийского суда от 10.07.2020 г. п. 4.1., лизинговые услуги, оказываемые лизинговой компанией, не являющейся банком, входят в предмет регулирования Протокола по финансовым услугам.
Состояние отрасли в период пандемии COVID-19 и мероприятия ассоциации
Мало какой бизнес не пострадал за последнее полугодие от последствий коронавируса. Чтобы поддержать компании и особенно частных лиц, которые являются участниками сделок возвратного лизинга и которые оказались в непростых финансовых условиях, руководство Ассоциации реализовало ряд мероприятий. В частности, АРВЛ крайне оперативно запустила так называемые "Лизинговые каникулы" и активизировала автоматическую обработку обращений участников рынка. Рассрочки в виде "лизинговых каникул" в итоге получили около 650 респондентов — лизингополучателей из числа частных лиц.
Меры, которые оказывает Ассоциация для поддержки бизнеса и частников, сходны с мерами, которые реализует государство в отношении граждан и предпринимателей — с "кредитными каникулами", которые дают право на отсрочку обязательных платежей, оговоренных в кредитных договорах и соглашениях. Стоит отметить, что программа "лизинговых каникул" не завершилась со снятием карантина и действует в настоящее время.
Об ассоциации
АРВЛ — общественная организация, цели которой:
- • способствовать развитию возвратного лизинга в РФ;
- • защищать права и интересы участников рынка;
- • задавать высокие отраслевые стандарты и с максимальной эффективностью взаимодействовать со всеми сторонами экономических процессов, включая государственные органы;
- • формировать инновационные подходы и способствовать диджитализации отрасли.
Ассоциация проводит различные активности для повышения профессионального уровня своих членов и для популяризации возвратного лизинга как эффективного финансового инструмента. Также АРВЛ финансирует инновационные подходы в сфере шеринга и цифровизации шеринг-экосистем. По мнению экспертов Ассоциации развитие данной отрасли — шаг в будущее уже сегодня.
Источник https://www.klerk.ru/buh/articles/513689/
Источник https://rg.ru/2020/11/05/vozvratnyj-lizing-v-rossii-bez-teni-chto-nuzhno-znat.html
Источник
Источник