24/11/2024

Понятие и формы государственного кредита

 

Понятие и формы государственного кредита

You are currently viewing Понятие и формы государственного кредита

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Его специфическими чертами являются:

  • добровольность;
  • возвратность и платность;
  • на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них — противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита — один из вариантов разрешения данного противоречия.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли

  1. заёмщика,
  2. кредитора
  3. поручителя

В первом случае , органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Во втором случае , органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

В третьем случае , органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

  1. Наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
  2. Дефицит государственного бюджета;
  3. Усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Формы и виды государственного кредита

Государственные займы являются основной формой государственного кредита

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный) .

Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.

Внутренний государственный кредит имеет следующие формы :

  1. Государственные займы (внешние и внутренние);
  2. Обращение части вкладов населения в государственные займы;
  3. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда (было в СССР, что недопустимо);
  4. Казначейские ссуды (ссуда из бюджета на принципах срочности, платности и возвратности);
  5. Гарантированные займы (правительство несет ответственность по займам нижестоящих органов власти)

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов , которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов.

В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как

  1. централизованный государственный кредит;
  2. и децентрализованный государственный кредит.

В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором — местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как

  1. внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте)
  2. и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).

Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Внутренний государственный кредит

Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).

Казначейские обязательства , в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы . Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.

Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах . По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Внешний (международный) государственный кредит

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.

Функции государственного кредита

Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции:

  1. распределительную,
  2. регулирующую,
  3. контрольную.

1) Важнейшая функция государственного кредита – распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:

  • федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
  • региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
  • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
  • иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
  • федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.

Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.

Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

  • очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

Виды кредитов для юрлиц

Банки предлагают больше кредитных продуктов юридических лицам, чем индивидуальным предпринимателям. Можно оформить целевой кредит, кредит под залог, овердрафт, кредитную линию, инвестиционный кредит и другие виды займов. Рассмотрим основные виды кредитов для юрлиц и особенности их получения: от формирования пакета документов до выбора залогового имущества.

Типы кредитов для юридических лиц

Юридическое лицо, по сравнению с ИП — более надёжный заёмщик с точки зрения банка. У них больше обороты и прибыль, да и стабильность дохода, как правило, выше. Поэтому банки предлагают юрлицам более гибкие кредитные условия, а также готовы к индивидуальным решениям (расчёту процентной ставки, срока возврата). Кредитные лимиты для организаций на порядок выше: до нескольких сотен миллионов рублей.

Кредитные продукты для юрлиц в обслуживающем банке

Большинство займов для бизнеса целевые — это значит, что полученные деньги можно потратить на ограниченные направления. Например, купить недвижимость, пополнить оборотные средства, развивать новый вид деятельности и т. д. Это даёт возможность быстрее выбрать нужный кредитный продукт. Но есть и универсальные решения.

    Овердрафт. Ограниченный кредитный лимит по счёту организации. Позволяет продолжать тратить деньги, даже если закончились собственные средства компании. Погашение займа обычно автоматическое: баланс восстанавливается при поступлении денег на счёт.

Виды кредитов по срокам возврата

краткосрочные. Их предоставляют максимум на год. Это почти все нецелевые займы, овердрафты, а также небольшие кредиты без залога;

среднесрочные. Оформляют на 1–5 лет. Сюда включают целевые займы и кредиты на пополнение оборотных средств;

долгосрочные. 5–10, реже — до 20 лет. Это сегмент ипотечных займов для бизнеса, инвестиционных кредитов и лизинга.

Как оформить кредит для юрлица

Банки выдают организациям займы в несколько этапов: оценивают общие потребности и возможности потенциального заёмщика, анализируют его надёжность, изучают пакет документов, утверждают залоговое имущество.

Подготовка документов

В целом для оформления займа нужен большой пакет документов. Стандартный список выглядит так:

учредительные документы юрлица;

разрешительные документы на деятельность;

свидетельство о регистрации налогоплательщика;

бухгалтерская отчётность за прошлый год и за текущий квартал;

данные о действующих кредитах, выданных организации;

выписка по расчётному счёту (если он открыт в другом банке);

документы на залоговое имущество;

договоры на закупку оборудования (для целевых кредитов).

Для примера: такой перечень документов нужен для кредитования в Сбербанке:

Выбор обеспечения

Почти 100% кредитов для юрлиц займодатели выдают на основании обеспечения. Для этих кредитных продуктов характерны крупные суммы, поэтому банкам нужна уверенность в возврате. Варианты обеспечения:

  1. Поручительство со стороны финансово состоятельного физического лица или организации.
  2. Залог. Это имущество, принадлежащее юрлицу. В качестве залога рассматривают недвижимость (включая незавершённые объекты) и земельные участки, транспортные средства и технику, товары в обороте, ценные бумаги, товарные запасы, поголовье скота, драгоценные металлы и т.д.

Залогом может служить имущество, уже принадлежащее организации или то, что будет куплено за кредитные средства. Допускается использовать несколько объектов залога — особенно для крупных кредитов. Стоимость залогового имущества должна покрывать 80–100 % суммы займа (зависит от условий конкретного банка). Многие банки применяют практику страхования залога.

Как избежать отказов

Займодатели оценивают кредитоспособность юридических лиц по нескольким критериям. Среди них: уровень прибыли, оборот, ликвидность, особенности бизнес-ниши, в которой работает компания, соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей.

Проанализировав показатели, банк относит потенциального заемщика к определенной категории по степени надежности. Чем выше риск — тем строже условия кредитования и больше вероятность отказа.

Более охотно банки кредитуют организации, которые соответствуют критериями:

срок деятельности больше 24 месяцев;

регистрация компании в РФ;

хорошая кредитная история;

отсутствие задолженностей по налогам и взносам;

положительный финансовый баланс.

Если компания не соответствует условиям на 100%, можно оформить кредит на небольшую сумму, вернуть его и выработать успешную репутацию. И еще: займодатели охотнее выдают контролируемые целевые займы.

ТОП-3 банков для кредитования юрлиц

Мы сравнили кредитные продукты и условия предоставления займов для юридических лиц в тройке самых крупных банков России: Сбербанке, ВТБ и Альфа-Банке.

Сбербанк

Предлагает много кредитных продуктов: от займов на пополнение оборотных средств до инвестиционных кредитов (в том числе по государственным программам). Есть займы без залога. Предусмотрены условия рефинансирования кредитов, выданных другими банками.

Много кредитов малого и среднего бизнеса. Банк поддерживает госпрограммы: например, кредитует сельхозпроизводителей на льготных условиях, а также выдает кредиты на возобновление деятельности: для некоторых видов бизнеса, пострадавших из-за карантина.

Альфа-Банк

Обеспечивает самые востребованные кредитные продукты: от овердрафта до бизнес-ипотеки. Уникальное предложение — «Залоговый Лайт» с особыми условиями кредитования.

Избранные кредитные продукты

40% от среднемесячной выручки в рублях (за последние 3 месяца)

от 12% на сумму использованного кредита

«Кредитование предприятий розничной торговли»: без бизнес-плана

40-60% годовой выручки

от 18 до 36 месяцев

«Индустриальный парк»: для строительства, покупки недвижимости и индустриальных объектов

в зависимости от финансового состояния заемщика

«Оборотный кредит»: возобновляемый и невозобновляемый

до 150 млн рублей

«Под залог недвижимости»: купленный объект служит залогом

до 150 млн рублей

«Экспресс-кредит»: классический займ

до 5 млн рублей

«Залоговый Лайт»: на основе залога, на любые цели

до 15 млн рублей

«Кредитный лимит без залога»: на основе данных расчетного счета

до 10 млн рублей

«Кредит для бизнеса»: без залога, на конкретные цели

300 тыс. — 10 млн рублей

индивидуально, по дифференцированному графику

В большинстве банков можно получить основные кредиты для юридических лиц: для пополнения оборотных средств, инвестиционных целей или покрытия текущих нужд. Положительная финансовая деятельность и наличие ценных активов значительно увеличивают шансы организации на успешное кредитование.

Источник https://gekoms.org/2012/12/02/note-19/

Источник https://podelu.ru/article/vidy-kreditov-dlya-yurlits/

Источник

Источник