Инвестирование в искусство: коллекционирование и бизнес
Содержание статьи
Инвестирование в искусство: коллекционирование и бизнес
Крупнейшие частные коллекции произведений искусства создавались ценителями прекрасного, настоящими знатоками, которыми руководила не жажда наживы, а радость причастности к миру творчества, хотя бы и опосредованно. Но когда мы узнаём, за какую цену ушёл с молотка очередной шедевр, возникает вопрос: «А что мешает быть удачливым продавцом, например, мне?»
Инвестирования в искусство и коллекционирование с целью последующей продажи, требует специальных знаний и отдаёт своеобразной элитарностью. В этой статье я постараюсь рассказать про основные закономерности и тенденции развития этого направления, хотя и не могу назвать себя экспертом в данной области.
Не каждый коллекционер — инвестор
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.
Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.
Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.
Ещё сравнительно недавно спрос на предметы искусства диктовался преимущественно коллекционерами, которые и задавали цены на аукционах. Интерес покупателей по большей части был сосредоточен на шедеврах признанных мастеров живописи, в меньшей степени скульпторов и ювелиров. Однако, в 80-х годах 20 века ситуация стала меняться. Появились галереи, специализирующиеся на инвестициях в предметы искусства, интерес к этому направлению стали проявлять не только коллекционеры, но и финансисты, усмотревшие в формирующемся новом рынке гигантский потенциал для роста. Искусство стало не просто творчеством, но и самостоятельным инвестиционным направлением со своими закономерностями, понятными лишь узким кругом знатоков. Более того, появилась отдельная категория «маркетмейкеров» искусства, деятельность которых заключается в создании и поддержании новых трендов. Поначалу этот процесс развивался хаотично, для него не был характерен профессионализм, что и привело к образованию «пузыря» на рынке. В 1991 году он лопнул, с рынка ушли многие участники, а оставшиеся учли чужие ошибки.
Современные инвесторы в предметы искусства далеки от романтики, заставляющей коллекционеров тратить целое состояние на покупку очередного шедевра. Несомненно, полотна Рембрандта и Ван Гога всегда будут в цене, но как вырастет их ценность, например, за 20 лет?
Прошедшие века уже выжали всё возможное из спроса, а потому эти полотна заняли свои места в музеях и частных коллекциях, и эти места очень редко меняются. Поэтому галеристы создают и грамотно продвигают новые имена, никому пока не известные. Картина молодого автора, проданная за 1000$, может в обозримом будущем стоить в 100 раз дороже, что вряд ли случится с мировым шедевром. Самый яркий пример среди законодателей мод на рынке инвестиционной живописи – Ларри Гагосян. В конце 70-х годов он начинал с перепродажи дешёвых постеров, которые он оформлял изящными рамками. Спрос был на удивление высок и устойчив. Чуть позже в Лос-Анджелесе Гагосяном была создана галерея Broxton Gallery. В 1979 году с переездом Ларри в Нью-Йорк началась современная история инвестиционной живописи — это особый вид искусства, не имеющий аналогов.
Стили и приблизительные ориентиры в нём формируются не самими художниками, а заказчиками. Если начинающий художник попадает в «инкубатор» сети галерей Gagosian (gagosian.com), его участь предрешена: мировая известность обеспечена, а вместе с ней и ажиотажный рост спроса на новые картины. Не стоит думать, что инвесторы – тонкие ценители искусства. Но всё дело в том, что бренд Гагосян в живописи подобен бренду Баффета на фондовом рынке. Инвесторы ориентируются на ожидаемую кривую доходности.
БПИФ ВТБ – обзор и отзывы о биржевых фондах
Плюсы и минусы биржевых ПИФов от ВТБ
Приобретая картину у галереи Гагосян (кстати, уже весьма недёшево), они рассчитывают продать её в обозримом будущем во много раз дороже. Каким образом это будет достигнуто – отдельный вопрос, но это уже не их забота. За дело берутся профессионалы, отрабатывающие буквально каждый доллар. Говоря о ценах, всё же не стоит забывать, что хотя произведения искусства, в отличие от акций, не обесцениваются до нуля, волны подъёма и спада спроса (а вместе с этим и цены) характерны и для него. В периоды финансовых кризисов меняются приоритеты, когда высоко рискованные инструменты теряют свою привлекательность, а на сцену выходят традиционные ценности – золото, серебро, драгоценные камни и шедевры искусства.
Закономерности и прогнозы
Интересное исследование было проведено Артёмом Михлиным (специалист Российского общества оценщиков). Суть этого исследования состояла в выявлении корреляции между арт-индексами и фондовым рынком. Основное внимание было уделено наиболее популярному в России набору индексов ARTIMX. Эти индексы вычисляются на основе данных по ценам продаж произведений искусства на основных мировых аукционах. Наряду с интегральным индексом ARTIMX, существуют индексы доходности и покупательской активности, показывающие соответственно усреднённый рост цен на произведения искусства с поправкой на инфляцию и соотношение распроданных лотов к общему числу выставленных на продажу. Была выявлена достаточно сильная корреляция между интегральным индексом ARTIMX и индексом ММВБ, но первый запаздывает на 6-12 месяцев.
Автор исследования отмечает, что схожая картина наблюдается на графике цен элитной недвижимости (см. инвестиции в недвижимость России). К сожалению, данные не охватывают период 2013—2016 годы, но не менее информативен период 2008—2010 годов, когда кризисные явления носили даже более выраженный характер. В долгосрочной динамике цены на коллекционное искусство растут медленнее, чем фондовый рынок. В то же время, по сравнению с фондовым рынком, меньше и риск потери активов.
Очень интересно, что по данным JP Morgan Securities Services между ценами на произведения искусства и недвижимость наблюдается обратная корреляция (forbes.ru/finansy-column/investitsii/274633-lovushka-dlya-kollektsionera-chem-opasny-investitsii-v-iskusstvo-i). Получается, что российский и американский арт-рынки функционируют по-разному: если в России подъёмы и спады аукционных продаж относительно близки к максимумам и минимумам на фондовом рынке и рынке недвижимости (учитывая 6-12 месячный лаг), то в США всё наоборот. Скорее всего, причина этих различий в том, что в США имеется многочисленный и очень состоятельный по российским меркам средний класс, который в периоды спада деловой активности не испытывает серьёзную нужду, а лишь меняет приоритеты. В России же наблюдается значительное расслоение общества по уровню доходов, причём экономический спад усугубляет ситуацию, поэтому инвестирование сменяется экономией.
По данным Deloitte Luxembourg & ArtTactic Art & Finance в 2016 году 73% менеджеров по управлению активами заявили, что их клиенты пожелали включить предметы искусства в отчеты по доходам, чтобы иметь более полные данные по своему благосостоянию. В 2014 об этом сообщали 58% менеджеров. Современные стратегии портфельных инвестиций подразумевают долю активов в виде произведений искусства в 5-7% от общей суммы активов.
Кроме того, в вышеуказанном докладе сообщается, что в 2016 году 72% коллекционеров признались, что их вложения в искусство — не только дань увлечению, но и инвестиции. По данным Knight Frank (content.knightfrank.com/research/83/documents/en/wealth-report-2016—3579.pdf) за последние 10 лет доходность инвестиций в искусство, сделанных профессиональными управляющими, составила 226%, в то время как индекс S&P500 за это же время вырос на 64%. В то же время, почти весь рост дохода от инвестиций в искусство приходится на 2006—2011 годы, причём основным фактором роста стали Индия и Китай. Согласно исследованию компании Deloitte (deloitte.com/content/dam/Deloitte/lu/Documents/financial-services/artandfinance/lu-en-artandfinancereport-21042016.pdf), интерес профессиональных управляющих к инвестициям в искусство резко снизился.
Биржевые фонды Тинькофф NASDAQ, Тинькофф Золото и Тинькофф iMOEX
Новые биржевые ПИФы от Тинькофф Капитал
Если в 2013 году 30% управляющих рекомендовали своим клиентам такие инвестиции, то в 2014 году их доля сократилась до 20%, а в 2015 до 10%. В то же время, анализ причин этого явления не входил в задачу исследования, а ведь ситуация далеко не однозначна. Выше уже отмечалось, что искусство может играть роль эффективного убежища при наступлении кризисных явлений в экономике. В случае реализации пессимистических прогнозов, с которыми выступают опытные инвесторы-«тяжеловесы», традиционные активы могут стать убыточными, что вновь повысит интерес к искусству. В то же время, пессимисты приводят свои доводы, главный из которых — китайский фактор. На сегодняшний день 40% от суммы всех аукционных продаж приходится на китайских покупателей. Доля покупателей из США существенно ниже — 25%. Последние 2 года о предстоящей «жёсткой посадке» китайской экономики не говорит разве что ленивый. Очевидно, что на рынке искусства это скажется отрицательно.
Инвестирование в русское искусство
Отдельная тема — инвестиции в русское искусство. В 2012 году, российский рынок искусства так и не поднявшись до уровня продаж 2007 года, когда был отмечен максимум, оно снова пошло на спад, который в 2014 году превратился в стремительный обвал.
При расчёте индекса ARTIMX-Rus учитываются продажи, как в России, так и за границей. Поэтому рассматривать падение интереса коллекционеров и инвесторов только как результат экономических факторов было бы неправильно. Кроме того, в России, несмотря на сильную девальвацию рубля, не падают, а скорее даже растут продажи элитных автомобилей. Так что в российском «высшем обществе» по-прежнему крутятся большие деньги.
Основными покупателями русского искусства за крупнейших мировых аукционах являются или российские граждане, или люди, имеющие определённую связь с Россией, например эмигранты или их потомки. Среди них немало весьма успешных бизнесменов. Так в чём же дело? Экономический кризис наблюдается только в России, да и то он не затрагивает все слои общества, а продажи русского искусства падают повсеместно. Скорее всего, связано это с какими-то глубинными процессами и налицо тяжелейший кризис русского этноса, который стремительно выталкивается на задворки цивилизации. Падает уровень образования, усиливается моральная деградация. Да, русское искусство дешевеет, но станет ли оно дорожать в обозримом будущем? Экономические закономерности вряд ли помогут ответить на этот вопрос. Он относится скорее к категории философских. Если у вас есть свое мнение по этому вопросу, пишите в комментариях.
Как торговать S&P500 фьючерс
Фьючерс на S&P500 – ещё один способ заработать на индексах
Подводные камни инвестиций в искусство и Арт-банкинг
Если же, взвесив все «за» и «против», вы приняли решение инвестировать в рынок искусства, неизбежно встанет вопрос о подлинности приобретаемых произведений. Это связано с распространённостью высококачественных подделок. Иногда определить подлинность картины или скульптуры затрудняются даже эксперты, что уж говорить об инвесторе, который в общем случае обладает весьма поверхностными знаниями в этих вопросах. Лучший способ исключить покупку подделки – не оказаться в ситуации, когда такое возможно. Для этого требуется соблюдать несколько простых правил:
- не приобретать произведение искусства через интернет;
- проверять экспертное заключение на подлинность;
- учитывать, что далеко не каждый эксперт котируется среди специалистов;
- привлекать к сделке квалифицированного посредника;
- не доверять легендам о предыстории произведения, которые невозможно подтвердить.
Впрочем, проблема подделок у коллекционеров возникает чаще, чем у «чистых» инвесторов. Дело в том, что подделывают работы известных мастеров, тогда как инвестор обычно приобретает новые имена в расчёте на то, что когда-нибудь они станут престижными.
Инвестиции в громкие имена не имеют большого смысла: так можно совершить покупку на пике цены, который нескоро будет превышен. Набирает популярность ещё один вид инвестирования в искусство: арт-банкинг. Впервые в России это направление официально заявил Газпромбанк. Кстати, именно он является обладателем единственной в России корпоративной коллекции современного русского искусства.
Арт-банкинг — комплекс мероприятий и услуг, направленный на развитие и популяризацию искусства, повышение культуры инвестирования, расширение прослойки бизнесменов-меценатов. Газпромбанк предлагает своим клиентам услуги по консультированию и посредничеству при инвестировании в искусство, проводит выставки и реализует спонсорские проекты.
Руководство банка исходит из того, что коль скоро среди его клиентов есть любители искусства, почему бы не оказать им содействие ещё и в этой области? Услуги профессионалов стоят дорого, но они того стоят. Обращаясь к посредникам, готовых взять на себя роль консультанта и гаранта, инвестор значительно снижает риски, связанные как с трудностями грамотного выбора, так и с мошенничеством. Кроме Газпромбанка, подобные услуги оказывают некоторые другие крупные банки, например, Промсвязьбанк, а также ряд компаний, специализирующихся на управлении семейными активами. Очень может быть, что именно усилия квалифицированных игроков смогут вытащить российский рынок арт-инвестиций из того кризиса, в котором он находится.
Как можно начать инвестировать в искусство и возможные подводные камни
Всем привет! Инвестиции в произведения искусства и их коллекционирование, преследующее цель последующей перепродажи, невозможны без определенных знаний и обладают определенной элитарностью.
В этой статье мы попытаемся объяснить основные законы и тенденции развития этой области, хотя не можем считать себя экспертами в этой сфере.
Не каждый коллекционер является инвестором
До относительно недавнего времени спрос на предметы искусства диктовали в основном коллекционеры, которые и устанавливали цены на аукционах.
Покупателей интересовали в первую очередь шедевры известных живописцев. Меньший интерес представляли скульпторы и ювелирные изделия.
Однако в 80-е годы прошлого века ситуация изменилась. Стали появляться галереи, специализирующиеся на инвестициях в искусство.
Интерес к этой сфере стал проявляться не только коллекционеров, но и у финансистов. Последние увидели огромный потенциал роста на этом развивающемся рынке.
Искусство – это не просто творчество, а самостоятельное инвестиционное течение, подчиняющееся своим законам, понятным лишь узкому кругу ценителей.
Кроме этого, появились так называемые маркетмейкеры искусства, чей бизнес заключается в создании и поддержке новых тенденций.
Первоначально процесс был хаотичным и непрофессиональным, на рынке образовался пузырь.
Он лопнул в 1991 году, многие участники покинули рынок, а те, кто остался, расплачивались за ошибки других.
Современные инвесторы в искусство далеки от романтизма, который побуждал коллекционеров тратить большие деньги на покупку редких картин.
Бесспорно, полотна классиков всегда в цене, но как их стоимость может вырасти через 20 лет?
Прошлые века уже выжали из спроса все, что могли. Поэтому картины размещены в музеях и частных коллекциях.
Сейчас галеристы грамотно продвигают новых, еще никому не известных художников.
Картина молодого художника, проданная за 1000 долларов, в скором времени может стоить в несколько десятков раз больше, что маловероятно в случае с шедевром мирового класса.
Наиболее ярким примером среди законодателей моды на инвестиционном рынке живописи является Ларри Гагосян.
В конце 1970-х годов он начал с перепродажи дешевых постеров, самостоятельно украшенных изящными рамками. Продукция пользовалась высоким и стабильным спросом.
Чуть позже Гагосян основал галерею Broxton в Лос-Анджелесе. В 1979 году, Ларри переехал в Нью-Йорк.
Этот момент считают началом современной истории инвестиционной живописи – особого вида искусства, которому нет равных.
Стиль и грубые ориентиры в нем формируют не сами художники, а заказчики.
При попадании начинающего художника в «инкубатор» сети галерей Gagosian, его судьба предрешена: всемирная слава обеспечена, а вместе с ней и бешеный спрос на новые картины. Не думайте, что инвесторы – искушенные эстеты.
Суть в том, что бренд Гагосяна в живописи можно сравнить с брендом Баффета на фондовом рынке.
Когда инвесторы покупают картину в галерее Gagosian (которая стоит недешево), они рассчитывают продать ее в ближайшем будущем во много раз дороже.
Как они этого добиваются – отдельный вопрос, но это не их забота. Профессионалы ответственны, они отрабатывают буквально каждый доллар.
Говоря о стоимости, не будем забывать, что произведениям искусства так же свойственны взлеты и падения спроса (а вместе с ним и цены).
Во время финансового кризиса приоритеты меняются, высокорисковые инструменты перестают быть интересными.
На первый план выходят традиционные ценности, такие как вложения в золото, серебро, драгоценные камни и шедевры искусства.
О закономерностях и прогнозах
Интересное исследование провел Артем Михлин. Смысл этого исследования заключался в определении корреляции между индексами искусства и фондовым рынком.
Михлин сосредоточился на популярном в России наборе индексов ARTIMX. Такие индексы рассчитываются на основе цен продажи произведений искусства на крупнейших мировых торгах.
Помимо интегрального индекса ARTIMX, существуют также индексы прибыльности и активности покупателей, которые показывают, соответственно, средний рост цен на предметы искусства с поправкой на инфляцию и отношение количества проданных лотов к общему числу выставленных на продажу произведений.
Существует сильная корреляция между интегральным индексом ARTIMX и индексом ММВБ, но первый отстает на 6-12 месяцев.
Михлин отметил, что аналогичную картину можно наблюдать на графике цен на элитную недвижимость.
Данные не показывают 2013—2016 годы, однако период 2008—2010 годов, когда кризис был еще более выраженным, не менее поучителен.
В долгосрочной перспективе цены на предметы коллекционного искусства растут медленнее, чем фондовый рынок.
С другой стороны, риск потери активов меньше, если сравнивать его с рисками фондового рынка.
Согласно данным JP Morgan Securities Services, существует обратная корреляция между ценами на предметы искусства и ценами на недвижимость.
Оказалось, что рынки искусства в России и США функционируют по-разному: если в России взлеты и падения аукционных продаж относительно близки к взлетам и падениям фондового рынка и рынка недвижимости (с учетом 6-12-месячного лага), то в США все наоборот.
Наиболее вероятная причина этих различий заключается в том, что в США существует многочисленный и очень богатый по российским меркам средний класс, который не испытывает серьезной нужды во время экономического спада, а лишь меняет свои приоритеты.
Данные Deloitte Luxembourg & ArtTactic Art & Finance за 2016 год показывают, что 73% управляющих активами заявили, что их клиенты хотели бы включить предметы искусства в свои декларации о доходах, чтобы иметь более полный учет своего богатства.
В 2014 году об этом сообщили 58% руководителей. Сегодняшние портфельные инвестиционные стратегии предполагают, что доля активов в сфере искусства составляет 5-7% от общего объема активов.
Кроме того, в упомянутом выше отчете говорится, что в 2016 году 72% коллекционеров признались, что их вложения в искусство – это не просто хобби, но и инвестиции.
По данным Knight Frank, за последние 10 лет доходность инвестиций в искусство, осуществляемых профессиональными менеджерами, составила 226%, в то время как индекс S&P500 за тот же период вырос на 64%.
Почти весь рост доходности инвестиций в искусство пришелся на период с 2006 по 2011 год, причем основными драйверами роста стали Индия и Китай.
Согласно исследованию компании Deloitte, интерес профессиональных менеджеров к инвестициям в искусство резко упал.
Об инвестициях в искусство
В 2013 году 30% управляющих рекомендовали такие инвестиции своим клиентам. Однако в 2014 году их доля снизилась до 20%, а в 2015 году – до 10%.
С другой стороны, анализ причин этого явления выходил за рамки исследования, и ситуация далеко не ясна.
Уже отмечалось, что искусство может сыграть роль эффективного убежища в случае кризиса в экономике.
В случае пессимистических прогнозов, сформулированных опытными инвесторами-тяжеловесами, традиционные активы могут стать убыточными, и это опять вызовет рост интереса к искусству.
В то же время пессимисты выдвигают свои аргументы, среди которых на первый план выходит китайский фактор.
В настоящее время на китайских покупателей приходится 40% всех аукционных продаж. Доля покупателей из США значительно ниже – 25%.
Последние два года только ленивый не говорил о грядущей «жесткой посадке» китайской экономики. Очевидно, что это окажет негативное влияние на рынок искусства.
Об инвестициях в отечественное искусство
Инвестиции в отечественное искусство являются темой отдельного разговора.
В 2012 году российский арт-рынок так и не смог восстановиться до уровня продаж 2007 года, когда он достиг своего пика, снова впал в рецессию, которая переросла в резкий спад в 2014 году.
При расчете индекса ARTIMX-Rus учитываются продажи как в России, так и за рубежом.
Поэтому было бы неправильно рассматривать снижение интереса коллекционеров и инвесторов исключительно как результат экономических факторов.
Более того, в России, несмотря на сильную девальвацию рубля, продажи автомобилей класса люкс не падают, а растут. Так что в российских «верхах» по-прежнему циркулирует много денег.
Основными покупателями русского искусства на крупнейших мировых аукционах являются либо граждане России, либо люди, имеющие какое-то отношение к России, например, эмигранты или их потомки.
Среди них много успешных бизнесменов. Так о чем же идет речь?
Экономический кризис можно наблюдать только в России, да и то он затрагивает не все социальные группы, но продажи русского искусства падают повсеместно.
Скорее всего, это связано с какими-то глубинными процессами, и мы имеем дело с серьезным кризисом русского этноса, который стремительно вытесняется на задворки цивилизации.
Уровень образования падает, а моральная деградация углубляется.
Да, русское искусство дешевеет, но будет ли оно дорожать в ближайшем будущем? Экономические законы вряд ли помогут ответить на этот вопрос. Это скорее философский вопрос.
Если у вас есть свое мнение на этот счет, смело пишите в комментариях.
Ловушки инвестирования в искусство и арт-банкинг
Однако если вы решили инвестировать в рынок искусства, взвесив все за и против, неизбежно встанет вопрос о подлинности. Это связано с распространенностью высококачественных подделок.
Иногда даже экспертам трудно распознать подлинность картины или скульптуры, не говоря уже об инвесторе, который, как правило, имеет весьма поверхностные знания в этой области.
Лучший способ избежать покупки подделки — не оказываться в ситуации, когда это возможно. Для этого необходимо соблюдать несколько простых правил:
- Не покупайте произведения искусства через Интернет.
- Проверьте подлинность экспертизы.
- Учтите, что не каждый эксперт пользуется уважением среди экспертов.
- Привлекайте к сделке квалифицированного посредника.
- Не доверяйте легендам о трудовой предыстории, которые не могут быть подтверждены.
Однако проблема подделок для коллекционеров возникает чаще, чем для «чистых» инвесторов.
Проблема в том, что подделки создают известные мастера, а инвесторы склонны покупать новые имена в надежде, что однажды они станут престижными.
Экспертиза и консультации
Инвестиции в крупные имена не имеют особого смысла: это может быть покупка ценового пика, который не будет превзойден еще долгое время.
Еще один вид инвестиций в искусство становится все более популярным: арт-банкинг.
Впервые в России об этой тенденции официально заявил Газпромбанк. Кстати, ему принадлежит единственная в России корпоративная коллекция современного русского искусства.
Арт-банкинг — это комплекс мероприятий и услуг, направленных на развитие и популяризацию искусства, повышение культуры инвестирования и расширение круга покровителей бизнеса.
Газпромбанк предлагает своим клиентам консультационные и посреднические услуги по инвестированию в искусство, организации выставок и реализации спонсорских проектов.
Руководство банка полагает, что раз среди его клиентов есть любители искусства, то почему бы не помочь и им?
Профессиональные услуги стоят дорого, но они того стоят.
Обращаясь к посредникам, готовым взять на себя роль консультанта и гаранта, инвестор значительно снижает риски, связанные как со сложностью осознанного выбора, так и с мошенничеством.
Помимо Газпромбанка, такие услуги предоставляют и некоторые другие крупные банки, например, Промсвязьбанк и ряд фирм, специализирующихся на управлении семейным капиталом.
Вполне возможно, что именно усилия квалифицированных игроков смогут вывести российский рынок инвестиций в искусство из кризиса, в котором он находится.
Это на сегодня все.
Делитесь информацией в соцсетях, комментируйте, ставьте оценки. Подпишитесь на обновления.
Источник https://smfanton.ru/investicionnye-instrumenty/investicii-v-iskusstvo.html
Источник https://onlinebankir.ru/investicii-v-proizvedeniya-iskusstva/
Источник
Источник