13/11/2024

Государственно-частное партнерство: куда и зачем инвестируют частники

 

Содержание статьи

Государственно-частное партнерство: куда и зачем инвестируют частники

Публично-правовые образования направлены на стимулирование экономического развития и инвестиций, создание и поддержание необходимой инфраструктуры — транспортной, инженерной, социальной, культурной. Однако власти на разных уровнях сталкиваются с финансовым и временным дефицитом, управленческими рисками и нехваткой компетенций и инновационных решений.

На помощь федеральной контрактной системе приходит более гибкая форма взаимодействия — государственно-частное партнерство (ГЧП), легально оформленное в виде концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве.

Проекты в рамках ГЧП: цели, гарантии, риски

Объединенные под общим названием проекты ГЧП должны:
— привлекать инвестиции;
— повышать качество благ, доступных гражданам;
— увеличивать эффективность управления публичной собственностью.

Проекты, реализуемые в форме ГЧП, очень отличаются друг от друга. Среди них могут быть как привлекательные проекты, высококонкурентные и самоокупаемые, так и проекты фактического кредитования публичного образования в рассрочку за счет частных средств.

Например, во время заключения концессионного соглашения на проектирование, строительство, реконструкцию и использование (эксплуатацию) аэропортового комплекса в Новом Уренгое удалось привлечь инвестиции. Изначально регион был готов выплатить более 3,8 млрд руб. в качестве финансирования капитальных затрат и почти 2 млрд руб. в качестве финансирования эксплуатационных затрат. В итоге победила компания, отказавшаяся от публичного финансирования и полностью взявшая на себя весь объем инвестиций (более 7,2 млрд при ожидавшихся 5 млрд руб.) и все эксплуатационные затраты.

Выгоды публичной стороны не означают, что частный партнер — донор проекта. Цель частной стороны — получение прибыли. Участие в проектах ГЧП на начальных этапах требует вложений, но обеспечивает возврат инвестиций и получение прибыли. Гарантией окупаемости может выступать как сама экономика проекта, так и государственные гарантии или государственное финансирование, а также различные компенсационные механизмы. Кроме того, наличие государственных или муниципальных гарантий, возможность залога прав по соглашению, как правило, открывает частному инвестору доступ к более дешевому банковскому финансированию.

В то же время социально значимые проекты в сфере дошкольного и школьного образования, социального обслуживания, культуры довольно часто сталкиваются с проблемой окупаемости: их экономическая составляющая обычно не обеспечивает доходности частного инвестора. В таких случаях используются различные механизмы, усиливающие публичное финансовое участие:
— плата за доступность или минимальный гарантированный доход;
— компенсация при наступлении особых обстоятельств;
— привлечение арендаторов, операторов;
— средства перераспределения рисков.

При отсутствии достаточных бюджетных средств для реализации проекта на основе госконтракта публичная сторона получает в нужные сроки частные инвестиции, которые потом в той или иной мере рефинансирует.

ГЧП заинтересовано в профессионалах

Государственно-частное партнерство привлекает частные компетенции и с их помощью повышает эффективность реализации проектов и качество доступных населению благ. Там, где государственный или муниципальный чиновник связан регламентами, страхом ответственности, бюджетной дисциплиной и собственной безынициативностью, частный инвестор имеет бóльшую свободу выбора формы и способа исполнения возложенных на него в рамках ГЧП обязательств, а также обладает бóльшими возможностями по привлечению внутренних и внешних компетенций. Как правило, частная сторона ГЧП — профессионал в той отрасли, где реализуется проект ГЧП с его участием: автодорожный и авиационный транспорт и связанная с ним инфраструктура, связь, благоустройство, здравоохранение.

Существующая процедура частной инициативы позволяет частным инвесторам самим предлагать свои компетенции и профессионально формировать параметры проекта. Например, футбольный клуб «Зенит» одним из первых в стране сформировал такое предложение в отношении спортивного объекта и успешно реализовал его. «Зенит» принял на себя обязательства по реконструкции, разработке проектной документации и эксплуатации спортивной школы. Участие профессионального инвестора позволило подготовить объект к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Кроме того, эффективность проектов ГЧП достигается также за счет концентрации управления: если муниципалитет должен охватить вниманием десятки и сотни разнородных объектов, частный инвестор обычно может выделить специализированную профессиональную команду под конкретный объект.

Конечно, есть исключения, когда частный инвестор участвует в проекте как «строитель», а не профессионал в отрасли. В этом случае используются арендные операторские схемы или стороны приходят к необходимости расторгнуть соглашение по окончании капитального строительства, в том числе по суду. Особенно остро эта проблема стоит для низкомаржинальных и коммерчески малопривлекательных отраслей, то есть все те же социально значимые объекты в области образования и культуры.

Всего по состоянию на 2018 год в проекты ГЧП было привлечено более 1,8 трлн руб. частных инвестиций, из них больше всего в проекты транспортной (около 1 трлн), коммунально-энергетической (0,5 трлн) и социальной сферы (0,2 трлн).

Порог вхождения в проекты ГЧП

Не все проекты одинаково доступны для частных инвесторов. Порог вхождения зависит от отрасли, уровня проекта и его конкретных параметров, в том числе бюджетной обеспеченности, от необходимости и возможности привлечения банковского финансирования. Оценить требования к наличию собственных средств сложно, так как финансовый объем проекта зависит от многих, в том числе случайных, условий. Инвестиции в муниципальные проекты обычно варьируются в пределах от сотен тысяч до нескольких десятков миллионов рублей, региональные проекты — от нескольких миллионов до миллиарда. Федеральные проекты, как правило, самые дорогие. Например, в 2018 году в транспортной сфере, где реализуется большинство федеральных проектов, на каждый проект приходилось в среднем 12 млрд руб. частных инвестиций, в то время как в коммунально-энергетической сфере, где большинство проектов муниципальные, на проект приходится около 200 млн. При этом для одного из самых компактных проектов местного уровня — артезианской скважины с водонапорной башней в Яльчикском районе — требуется всего 200 тыс. руб. инвестиций.

Услуги VEGAS LEX Государственно-частное партнерство

Комплексное организационно-правовое сопровождение проектов с использованием различных моделей организации проекта и инструментов господдержки, включая следующие пункты, но не ограничиваясь ими:

  • Концессионные соглашения
  • Частная концессионная инициатива
  • Соглашения о ГЧП (всех уровней)
  • Контракты жизненного цикла
  • Проектное финансирование
  • Специальное общество проектного финансирования (СОПФ)
  • Инвестиционное товарищество
  • Государственные гарантии различных уровней
  • Инфраструктурные облигации
  • Механизмы участия Внешэкономбанка в проектах
  • Инвестиционные налоговые кредиты
  • Страхование экспортных кредитов
  • Субсидирование процентных ставок по кредитам

Организационное и правовое сопровождение ГЧП и инвестиционных проектов:

  • Организационное и правовое сопровождение проекта на стороне публичного партнера (от разработки организационно-правовой модели проекта и конкурсной документации и до сопровождения контроля публичного партнера за реализацией проекта)
  • Организационное и правовое сопровождение проекта на стороне частного партнера (от проработки варианта организации консорциума (корпоративная или договорная форма) и до сопровождения частного партнера в ходе участия в концессионном (ГЧП) конкурсе, в ходе коммерческого и финансового закрытия, последующей реализации проекта.

Нормотворчество и аналитика в сфере ГЧП:

  • Аналитика для бизнеса:
    • Мониторинг и анализ изменений состояния законодательства и правовой среды
    • Определение новых возможностей для развития бизнеса Клиентов.
    • Аналитика и нормотворчество для госорганов:
      • Проведение научно-исследовательских работ
      • Экспертное участие в нормотворческой деятельности в сфере ГЧП
      • Подготовка исследований по ГЧП в различных отраслях экономики

      Клиенты 48

      Проекты 44

      Комплексное сопровождение открытого конкурса на право заключения.

      Предложение поправок в действующее законодательство в целях оптимизации.

      Формирование предложений по реформированию российского ГЧП-законодательства.

      Сопровождение в интересах Банка создания инвестиционного фонда под.

      Проект по разработке системы привлечения прямых инвестиций на основе ГЧП.

      Разработка базовой (опорной) юридической модели структурирования проекта.

      Правовой анализ требований законодательства федерального и регионального.

      Разработка проекта контракта жизненного цикла на основании норм 223-ФЗ в.

      Участие в экспертной группе по разработке основных положений проекта.

      Подготовка предложений по нормативному регулированию вопросов создания.

      Анализ зарубежного опыта создания государственных компаний/корпораций в.

      Концепция развития железнодорожных вокзалов.

      Развитие концессионного законодательства в РФ, а также подготовка.

      Правовой анализ и формирование развернутого перечня (long-list) применимых.

      В рамках данного проекта по результатам юридической экспертизы исходной.

      Сравнительный анализ соответствия основных правил и норм ОЭСР.

      Разработка инвестиционной декларации проекта, интегрированной.

      Разработка Концепции и текущее организационно-правовое сопровождение.

      Разработка организационно-правовой структуры проекта по строительству.

      Определение налоговых последствий при различных формах и способах.

      Сопровождение проекта «Создание на базе Аэропорта «Кольцово» регионального.

      Правовое структурирование проекта (комплексное развитие территории.

      Разработка организационно-правовой модели Проекта, контрактной модели.

      Консультирование по вопросам организационно-правового взаимодействия.

      Разработка норм по обеспечению подготовки и реализации концессионных.

      Разработка комплекса методических документов и научно обоснованных.

      Разработка научно обоснованных предложений по законодательному.

      Научное исследование и подготовка предложений по нормативному регулированию.

      Исследование системы правового обеспечения вопросов организации регулярных.

      Концепция гармонизации законодательства государств-участников международных.

      Разработка рекомендаций в области правового обеспечения баланса интересов.

      Текущее правовое сопровождение деятельности агентства и учреждений.

      Разработка законопроекта об особенностях инвестирования в инфраструктуру с.

      Разработка модели развития Московского авиационного узла.

      Формирование прогнозного пассажиропотока в аэропортах МАУ до 2030 г.

      Анализ действующего нормативного правового обеспечения инновационной.

      Составление нормативно-правовых актов в целях реализации проекта по.

      Анализ основных нормативных правовых актов в области охраны окружающей.

      Подготовка условий концессионного соглашения в части обязательств.

      Разработка организационно-правовой модели управления автомобильными.

      Концепция организационно-правовой модели управления и развития федеральной.

      Разработка правовой модели взаимодействия частного инвестора и.

      Разработка правовой структуры реализации проекта по созданию системы.

      Правовое сопровождение реализации проекта по разработке и обоснованию.

      Эксперты

      Партнер, председатель Совета партнеров

      Партнер, руководитель Практики "Недвижимость. Земля. Строительство"

      Руководитель Практики ГЧП и инфраструктуры

      Публикации по теме 215

      Кирилл Никитин для РБК ТВ о привлечении искусственного интеллекта в суды

      В «Сколково» подготовили концепцию машиночитаемого права. Его внедрение позволит снизить затраты граждан на юристов, а также трансформировать сферу контрольно-надзорной деятельности государства, полагают разработчики. Кирилл Никитин, руководитель Поволжской дирекции VEGAS LEX, рассказал редакции о форматах, где может быть вовлечен искусственный интеллект.

      Ирина Долгих и Кирилл Никитин — комментарии для газеты Коммерсантъ

      Эксперты VEGAS LEX прокомментировали газете Коммерсантъ две актуальные новости, связанные с оценкой результатов судебных решений в области ГЧП и авторского права. Ирина Долгих дала оценку судебному решению, в котором суд отказал компании «Аэроэкспресс» в удовлетворении иска к Северо-Западной концессионной компании (оператору головного участка платной трассы М1). Кирилл Никитин прокомментировал судьбу исков Российского авторского общества к российским структурам телеканала MTV (MTV Hits, MTV Dance и MTV Rocks), в котором планирует взыскать с них 10 млн руб. авторского вознаграждения.

      Ирина Долгих, Старший юрист Практики ГЧП и инфраструктуры

      Защита инвесторов: как изменится регулирование ГЧП и концессий

      В прямом эфире РБК-ТВ в рамках программы «Деловой День» состоялось обсуждение на тему «Защита инвесторов: как изменится регулирование ГЧП и концессий». В дискуссии принял участие управляющий партнёр VEGAS LEX Александр Ситников.

      СПИК 2.0: как выглядит новый формат соглашения между инвестором и государством

      Летом прошлого года проведена кардинальная реформа механизма специальных инвестиционных контрактов. Эксперты разобрали, как механизм СПИК выглядит сегодня: какие задачи стоят перед инвестором, что государство предлагает взамен, как заключить контракт и чем обернется его нарушение.

      Артём Гаспарян, Юрист Южной дирекции

      Чем сложнее задача, тем интереснее

      Партнер VEGAS LEX Александр Вязовик в интервью о вовлеченности в рабочий процесс, профессиональном невыгорании, создании судебной практики, 25-летнем юбилее фирмы и секретах успеха.

      Обложка_National Business.jpg

      Госдума одобрила новые льготы для привлечения крупных инвестиций

      Для участников специнвестконтрактов снизят налог на прибыль на все время реализации проектов, а требование к минимальному объему инвестиций отменят. Претендентов ждет жесткий отбор. Такие поправки приняла Госдума.

      Компаниям предложат новые условия специнвестконтрактов

      Пакет поправок, призванных усовершенствовать механизм специнвестконтрактов, одобрили в Госдуме в первом чтении.

      Механизм специнвестконтрактов предлагают усовершенствовать

      Предельные сроки действия специальных инвестиционных контрактов (СПИК) увеличат до 20 лет, круг его участников расширят, а льготы по налогу на прибыль будут действовать в течение всего срока реализации проекта. Такие изменения предусматривает пакет новых законопроектов, внесенных правительством в Госдуму.

      Искусство равновесия

      Российский рынок государственно-частного партнерства (ГЧП) не стоит на месте: правительством принят комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. О том, как публичной и частной сторонам научиться блюсти баланс интересов, регулятору — избавить инвесторов от страха нестабильности, а инвесторам — избежать «побочных эффектов» механизма ГЧП, “Ъ” поговорил с экспертами по праву.

      Чиновники придумали, как взвесить инвесторов

      Идея может затормозить высокотехнологичные проекты, беспокоятся эксперты

      Аналитика по теме 44

      Инфографика по теме 1

      Федеральные субсидии на строительство университетских кампусов

      17 августа Межведомственная рабочая группа по вопросам создания современных университетских кампусов мирового уровня Министерства образования РФ подвела итоги отбора инвестиционных проектов по созданию кампусов на территории субъектов РФ.

      Первыми претендентами на софинансирование из федерального бюджета стали восемь регионов с запуском проектов в 2021 году. Еще восемь включены в лист ожидания.

      Варвара Сучкова, Менеджер проектов Практики ГЧП и инфраструктуры

      Антикризисная юридическая аналитика VEGAS LEX в помощь бизнесу

      Прилагаем во вложении сводный аналитический материал, в котором собраны все публикации VEGAS LEX по антикризисной тематике, которые мы выпустили за последние полтора месяца. Материал интерактивный с краткими анонсами по каждой из публикаций и ссылкой на подробный материал на нашем сайте.

      Коллектив авторов, VEGAS LEX

      Трансформация рынка частных инвестиций в России

      В августе 2019 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а с 1 октября 2019 года вступила в силу новая статья Гражданского кодекса, вводящая в России новый объект гражданский прав – цифровые права.

      Принятое законодательство создает новую площадку для привлечения инвестиций. Повышается доступность финансирования — теперь для привлечения инвестиций можно больше не привязываться к ценным бумагам, появляются возможности соединить рынок краундфандинга и рынок инфраструктурных инвестиций. Цифровые права создают платформу для творчества и трансформации бизнеса, в них можно перевести off-take, создать «биржу» ниток графика в железнодорожных перевозках.

      В рамках данного аналитического обзора мы решили поподробнее разобраться в новых инструментах. Что они из себя представляют? Как работают? Как создать инвестиционную платформу?

      Варвара Сучкова, Менеджер проектов Практики ГЧП и инфраструктуры

      Ирина Долгих, Старший юрист Практики ГЧП и инфраструктуры

      Услуги VEGAS LEX в рамках текущей ситуации

      В связи с введением режима повышенной готовности в Москве, Московской области и ряде других регионов, региональное законодательство возложило на работодателей дополнительные обязанности.

      С учётом скорости введения новых требований, отсутствия правоприменительной практики и возможности расширительного толкования некоторых формулировок нормативных правовых актов, а также риска привлечения к административной ответственности, у работодателей и работников могут возникать вопросы о вводимых требованиях и порядке их исполнения, а у сторон обязательств – вопросы о возможном изменении условий договоров.

      Читайте подробнее в аналитическом материале VEGAS LEX о вызовах в период быстро меняющегося регулирования и наших возможностях реагирования на нужды клиентов в рамках ситуации с COVID-19.

      HANDBOOK: Как заключить концессионное соглашение без конкурса: практические рекомендации по частной концессионной инициативе

      Настоящий обзор содержит рекомендации, которые позволят потенциальному инвестору самостоятельно оценить необходимость участвовать в концессионном проекте, возможность инициировать концессионный проект, идентифицировать уровень своей компетенции при подготовке необходимой документации, сформировать прообраз целевого результата и дорожной карты, то есть перечень необходимых действий в рамках запуска проекта, и сделать предварительный экспресс-анализ рисков будущего проекта.

      Ирина Долгих, Старший юрист Практики ГЧП и инфраструктуры

      Олеся Хитяник, Юрист Практики ГЧП и Инфраструктуры

      Варвара Сучкова, Менеджер проектов Практики ГЧП и инфраструктуры

      Эффективность господдержки глазами бизнеса

      В настоящее время в Государственной Думе, Правительстве РФ и федеральных министерствах продолжается масштабная работа по оценке, систематизации и «перезагрузке» различных мер государственной поддержки. Кроме того, уже внедряются или планируются к внедрению новые (обновленные) меры и/или стимулирующие инвестиционные режимы.

      Настоящий опрос проводился компанией VEGAS LEX с целью анализа эффективности применяемых инструментов господдержки для частного бизнеса и выработки рекомендаций по их дальнейшей доработке федеральными органами государственной власти.

      Источник https://pro.rbc.ru/demo/5c94d2c69a7947ef759f8229

      Источник https://www.vegaslex.ru/services/PPP/

      Источник

      Источник