07/11/2024

На обочине Конкурента Tesla обвинили в грандиозной лжи. Слава и миллиарды соперника Илона Маска тают на глазах

 

На обочине Конкурента Tesla обвинили в грандиозной лжи. Слава и миллиарды соперника Илона Маска тают на глазах

Хайпового производителя электрокаров Nikola, одного из основных конкурентов Tesla, уличили в мошенничестве. После обвинений котировки акций обвалились на 30 процентов, а основатель компании Тревор Милтон почти сразу ушел в отставку. Амбициозный 39-летний предприниматель произвел своим проектом настоящий фурор в 2020 году и стал долларовым миллиардером после того, как вывел Nikola на биржу в конце июня. На максимуме капитализация стартапа достигала 30 миллиардов долларов — больше, чем у Ford и Fiat-Chrysler, брендов с многолетней историей. Теперь мыльный пузырь громко лопнул. Крах несостоявшегося «убийцы Tesla» — в материале «Ленты.ру».

Поворот не туда

Компания Nikola должна была произвести революцию в мире грузовых автомобилей. Созданный в 2014 году в США стартап представил уже несколько моделей электрических грузовиков с питанием от батарей или водородных топливных элементов. И даже несмотря на то, что Nikola пока не произвела ни одной машины, дела у нее шли отлично — сумма предзаказов достигала 10 миллиардов долларов. В августе автопроизводитель заключил контракт на поставку 2,5 тысячи мусоровозов крупной компании по переработке мусора Republic Services, а в сентябре объявил о стратегическом партнерстве с концерном General Motors.

Фото: Gu Xinrong / Globallookpress.com

По условиям сделки Nikola должна передать GM пакет своих акций на сумму 2 миллиарда долларов и право назначать одного члена своего совета директоров, а взамен получит доступ к комплектующим (в том числе батареям и топливным элементам) и производственным мощностям GM для проектирования и выпуска своей модели электропикапа Badger. Таким образом Nikola ожидает сэкономить более 4 миллиардов долларов за десять лет на батареях и более миллиарда долларов на инженерных расходах. General Motors в свою очередь планирует заработать около 4 миллиардов на росте стоимости полученных акций, поставке батарей и производстве Badger.

На новостях о партнерстве акции производителя электромобилей взлетели на 34 процента. Акции американского концерна тоже подросли, прибавив 5,5 процента. Однако уже через пару дней вера в светлое будущее омрачилась выходом разгромного доклада компании Hindenburg Research, специализирующейся на судебно-финансовых исследованиях. «Тревор Милтон превратил обман в публичную компанию стоимостью 20 миллиардов долларов и подписал партнерские соглашения с некоторыми ведущими автопроизводителями в тщетных попытках догнать Tesla», — говорилось в документе.

Несостоявшаяся революция

Отчет Hindenburg Research с кучей ссылок, сканов и видеороликов называется «Nikola: как использовать море лжи, чтобы стать партнером крупнейшего автопроизводителя Америки». В финансовой фирме утверждают, что собрали информацию из телефонных звонков, текстовых сообщений и электронных писем, которые содержат десятки ложных заявлений от основателя и генерального директора Nikola. Стартап, который поначалу назывался Bluegentech, уверял инвесторов, что обладает запатентованной технологией газовой турбины, которая на 10-15 лет опережает любые другие. Однако Hindenburg Research уверяет, что в это время стартап вел переговоры с компанией Brayton Energy о покупке ее турбин.

Грузовик Nikola One

Грузовик Nikola One

Кадр: Nikola Motor Company / YouTube

В мае 2016 года Тревор Милтон публично объявил, что совершил революцию в транспортных перевозках и принимает заказы на грузовик Nikola One с газовой турбиной, который уже полностью готов к производству. Хотя еще в июле глава Nikola называл СПГ «лучшим выбором», буквально через две недели выяснилось, что стартап отказывается от СПГ и переключается на разработку водородных топливных элементов. В Hindenburg Research недоумевают, почему в таком случае Милтон не продал за миллиарды долларов патент на опережающую время технологию, если она, конечно, существует в реальности. Также в фирме находят подозрительным тот факт, что через год Милтон подписал контракт со шведской компанией Powercell AB о поставке ее водородных топливных элементов.

При этом в апреле 2019-го Powercell AB разорвала контракт, расплывчато сославшись на «неприемлемые условия ведения бизнеса» с Nikola. Hindenburg Research связался с сотрудником Powercell AB и спросил, что он слышал о собственных топливных элементах Nikola. Представитель компании, связанный c Vоlvо, отметил, чтo зaявлeния Милтона «полная брехня». Между тем сам Милтон путается в показаниях. Так, изначально он уверял, что Nikola разрабатывает собственные топливные элементы вместе с неназванными компаниями, а потом стал говорить, что на самом деле сотрудничает с научно-исследовательским институтом, название которого не хочет раскрывать.

Кроме того, авторы доклада обвинили производителя электрокаров в обмане при съемках представляемых автомобилей. По их мнению, в видео Nikola One in Motion, где показан движущийся на большой скорости грузовик, он на самом деле катится с горки. Фирма даже нашла то самое место, где снимался ролик. В отчете говорится, что там дорога действительно начинается с холма, а потом долгое время идет по прямой с уклоном в три градуса, практически незаметным глазу. Сотрудники Hindenburg Research заехали на холм, поставили машину на нейтральную передачу и толкнули ее. В итоге автомобиль разогнался до 90 километров в час и проехал более трех километров. Эксперты также усомнились в реальности больших предзаказов на грузовики Nikola и самостоятельной разработке ключевых деталей.

Поймали на вранье стартап не только в Hindenburg Research. Так, по данным источников Financial Times, дизайн флагманского грузовика Nikola Милтон купил у хорватского дизайнера Адриано Мудри. При этом компания утверждала, что ее основатель сам разработал дизайн в подвале собственного дома. Более того, в 2018 году Nikola подала иск на 2 миллиарда долларов против Tesla, обвинив конкурента в краже патентов на дизайн кабины грузовика при создании электротягача Tesla Semi. В ответ на запрос Financial Times в компании сообщили, что проект Nikola One был разработан и запатентован стартапом. Там уточнили, что на раннем этапе Nikola действительно приобрела лицензию на проекты Мудри, однако настаивали, что конечный продукт существенно отличается от его дизайна.

Попытка оправдаться

После публикации разгромного доклада котировки акций Nikola тут же обвалились на 13 процентов. В компании почти сразу отреагировали ответными обвинениями. В заявлении Nikola говорится, что Hindenburg Research манипулирует рынком и зарабатывает на искусственном падении акций. Стартап также пригрозил направить жалобу на действия авторов отчета в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). «Нам нечего скрывать, и мы будем опровергать эти обвинения. Они уже заняли больше времени и внимания, чем заслуживают. Мы наняли ведущую юридическую фирму Kirkland & Ellis для оценки возможности обращения в суд в отношении шортселлеров-активистов и любых других лиц, действующих совместно с ними», — пообещали в Nikola.

Тревор Милтон

Фото: Massimo Pinca / Reuters

Инвесторов не впечатлил ответ компании. Ее котировки 11 сентября продолжили снижение еще на премаркете, а на открытии торгов в Нью-Йорке падение ускорилось. В моменте обвал достигал 13,47 процента, а переговоры производителя с рядом потенциальных партнеров, включая британскую BP, о строительстве водородных заправочных станций зашли в тупик. Еще через 10 дней произошло событие, которое усугубило положение Nikola на бирже — Тревор Милтон принял решение покинуть компанию. Комментируя свой уход, он заявил, что внимание общественности должно быть сосредоточено на компании и на ее миссии, которая должна изменить мир, а не на его персоне. Основатель Nikola, которого к тому же недавно обвинили в сексуальном насилии, добавил, что намерен защищать себя от ложных обвинений.

В итоге котировки акций стартапа упали на 29,6 процента, до 24,05 доллара за акцию, на открытии торгов 21 сентября. Милтона на его посту сменит бывший вице-председатель General Motors Стефан Гирски. И хотя Комиссия по ценным бумагам США уже заинтересовалась Nikola на предмет претензий Hindenburg Research, эксперты на рынке все еще считают акции компании перспективными. Так, по мнению аналитика Wedbush Дэна Айвза, хотя в краткосрочной перспективе Уолл-стрит негативно воспринимает уход Милтона, у компании еще есть время на выполнение своих ключевых целей. Аналитик Cowen&Co Джеффри Осборн в свою очередь уверен, что отставка Милтона — это попытка свести к минимуму отвлекающие факторы, а не признание каких-либо нарушений со стороны компании.

Конечно, не в пользу производителя играет тот факт, что к сентябрю 2020 года он не выпустил еще ни одного автомобиля. И теперь будущее Nikola зависит от успеха грузовика Nikola Two, пикапа Badger и других проектов. Если компания сдержит обещания и выпустит пикап и грузовики, шумиха вокруг Nikola One и скандал с обвинениями постепенно улягутся. Очень кстати в этом смысле пришлось партнерство с General Motors, который не закрыл сделку по покупке акций Nikola, несмотря на поднявшуюся шумиху. Во всяком случае, пока. Формат сделки с концерном подразумевает, что Nikola сможет как минимум выпустить Badger, так как в нем используются уже рабочие аккумуляторы GM Ultium, а не «революционная», но так и не представленная батарея Nikola.

Nikola Motor Company

Nikola занимается созданием грузовиков на водородных топливных элементах с нулевыми выбросами в атмосферу(Углекислый газ (диоксид углерода — CO2)). Один из основных конкурентов компании в США — Tesla.

История

GM отказалась инвестировать $2 млрд в Nikola после скандала с обманом инвесторов

30 ноября 2020 года General Motors (GM) объявила об отказе от инвестирования в Nikola Motor, что привело к обвалу котировок начинающего разработчика электромобилей.

GM планировала купить 11% Nikola за $2 млрд, но это соглашение теперь расторгнуто, а вместо него заключен новый меморандум о взаимопонимании. Этот договор предполагает, что GM только поставит топливные элементы для коммерческих грузовиков Nikola. Сам меморандум носит необязывающий характер, отмечает Bloomberg.

И ещё Nikola заявила, что больше не планирует выпуск пикапа Badger. Так что, похоже, грядущий футуристический пикап Tesla Cybertruck напрямую будет конкурировать сам с собой, ведь изначально именно Badger должен был стать его основным конкурентом. Nikola возместит все предоплаченные заказы за Nikola Badger, говорится на сайте компании. Также стороны обсудят поставки разработанных GM аккумуляторов Ultium.

Акции Nikola к закрытию биржи Nasdaq 30 ноября 2020 года упали в цене почти на 27%, а на электронных торгах курс котировок просел еще на 3%.

Как отмечает издание Ars Technica, сделка с GM была заключена при основателе Nikola Треворе Милтоне. После его ухода из компании в сентябре 2020 года генеральный директор Марк Рассел преуменьшил значение проекта Badger. В октябре он назвал Badger «интересным и захватывающим проектом», который не является частью «основного бизнес-плана» Nikola.

GM и Nikola не уточнили причину срыва сделки, и не исключено, что именно стартап стал инициатором. Ранее сообщалось, что договор между компаниями был составлен в пользу GM: Nikola обязалась инвестировать сотни миллионов долларов, чтобы получить доступ к технологиям и ноу-хау GM. А американский автогигант, в свою очередь, не собирался вкладывать деньги в Nikola, говорится в публикации Ars Technica. [1]

Уход Тревора Милтона из компании

20 сентября 2020 года американский производитель электрических грузовых автомобилей Nikola Motors объявил об уходе из компании её основателя и председателя совета директоров Тревора Милтона. Его место занял бывший вице-президент концерна General Motors (ранее он инвестировал в Nikola) Стивен Гирски. Подробнее здесь.

Nikola признала, что сняла в рекламе машину, которая не может ехать самостоятельно

В сентябре 2020 г в Nikola ответили на обвинения во лжи со стороны одного из своих акционеров.

Компания подтвердила, что грузовик Nikola One, снятый в проморолике в 2016 году, не мог ехать самостоятельно. У машины были рабочие коробка передач, аккумуляторы, гидроусилитель руля и другие узлы, рассказали в Nikola. Однако компания не упомянула функционирующий водородный топливный элемент или двигатели для привода колес — ключевые для технологии компоненты.

«Nikola никогда не утверждала, что в ролике грузовик едет самостоятельно. В соцсетях в описании к видео было указано: «В движении», но не «Едет самостоятельно» или «Едет с помощью двигателя»», — подчеркнул автопроизводитель.

В Nikola отметили, что у компании есть функционирующий прототип грузовика Nikola Two, возможности которого компания продемонстрировала в 2019 году.

Обвинения в мошенничестве и обвал стоимости акций

Крайне негативное исследование Hindenburg Research обвалило котировки производителя электрокаров Nikola 10 сентября 2020 г. Компанию обвинили в мошенничестве и введении в заблуждение партнеров и инвесторов. Акции рухнули на 12%.

Котировки упали после выхода разгромного доклада финансовой фирмы Hindenburg Research, специализирующейся на судебно-финансовых исследованиях.

В нем был описан список проблем Nikola. Его авторы назвали стартап «запутанным мошенничеством, построенным на лжи» отметив, что «никогда не видели обмана такого масштаба в публичной компании».

«Тревор Милтон превратил ложь в публичную компанию стоимостью $20 млрд и подписал партнерские соглашения с некоторыми ведущими автопроизводителями в отчаянных попытках догнать Tesla», — сказано в докладе Hindenburg Research.

Аналитики уверены, что руководство компании завысило собственные возможности по разработке аккумуляторных батарей и топливных элементов.По мнению авторов отчета, Nikola ввела в заблуждение партнеров ложными заявлениями о технологии водородных топливных элементов, которой никогда не существовало в реальности. Также они отметили срыв планов по покупке новых технологий в области батарей.

GM купила долю в Nikola

8 сентября 2020 года General Motors объявила о покупке 11% акций Nikola, чтобы помочь производителю электрических грузовиков выпустить первый коммерческий продукт. Стоимость приобретённой GM доли составляет около $2 млрд.

Помимо акций Nikola, американский автогигант получил право номинировать одного члена в совет директоров компании. Также, по условиям соглашения, GM займется реализацией разработанных партнёров топливных элементов по всему миру, кроме Европы.

«

»

В пресс-релизе говорится, что ресурсы General Motors позволят Nikola сэкономить на разработке, производстве и омологации батарей и силовых установок около $5 млрд за десять лет. В свою очередь General Motors рассчитывает заработать около $4 млрд на росте стоимости полученных акций, поставке батарей и контрактном производстве пикапа Badger. Начало сборки Badger ожидается к концу 2022 года. Мэри Барра говорит, что аналогичное соглашение распространяется и на полуприцепы Nikola, что открывает «огромные возможности для роста» GM.

Основатель Nikola Тревор Милтон отметил, что компания получит доступ к многолетнему опыту GM в области поставок, производства и тестирования электрокаров.

Как сообщает телеканал CNBC, объявленная сделка способствовала подъему котировок обеих компаний. Незадолго до открытия биржи 8 сентября 2020 года котировки Nikola взлетели на 30%, у GM — на 6%. Во время предварительных торгов темпы роста стоимости ценных бумаг достигали 53% и 9,1% соответственно. [2]

IPO на Nasdaq при капитализации в $28,8 млрд

В июне 2020 г американский производитель электрогрузовиков Nikola Motor дебютировал на бирже Nasdaq.

В конце первого дня торгов 4 июня 2020 года стоимость акций достигла $33,75 за штуку, а рыночная капитализация компании составила около $12 млрд.

Крупнейший владелец акций Nikola Motor — основатель компании Тревор Мильтон — стал миллиардером. Стоимость его доли оценивается в $3,7 млрд.

К закрытию биржи Nasdaq 9 июня 2020 года стоимость акций Nikola Motor составила $79,73, а рыночная капитализация — $28,8 млрд, что больше, чем у Ford Motor и Fiat Chrysler Automobiles (FCA). На пике курс котировок производителя электрогрузовиков достигал почти $94.

Взлет акций Nikola вызвал неоднозначную реакцию наблюдателей. Bloomberg сообщает, что если скептики уже долгое время сомневаются в объективности рыночной стоимости Tesla, которая тем не менее производит и продает реальные машины, то рост Nikola говорит о том, что смелость инвесторов в оценке молодых компаний вышла на новый уровень.

Первый тяжелый грузовик Nikola только ожидается в 2021 году. В конце июня 2020-го производитель начнёт принимать предварительные заказы на покупку электрического пикапа Nikola Badger, который, по словам разработчиков, сможет проезжать без подзарядки около 483 км. Запас хода гибридной версии с топливным элементом заявлен на уровне 965 км.

По словам Тревора Мильтона, в течение нескольких месяцев до IPO интерес к Nikola рос не только со стороны инвесторов, но и от производителей автомобильных комплектующих. Отчасти это произошло благодаря приходу в совет директоров Nikola Стива Гирски, бывшего заместителя председателя совета директоров General Motors. Стремительный выход Nikola на Nasdaq произошел в результате обратного слияния с публичной компанией Гирски VectoIQ, которое было завершено 2 июня.

«

»

Nikola, которая в это время конкурирует с Tesla на рынке электрогрузовиков планирует выпустить 12 тысяч грузовиков с электродвигателями и на водороде к 2024 году. [3]

Источник https://m.lenta.ru/articles/2020/09/30/nikola_fail/

Источник https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F:Nikola_Motor_Company

Источник

Источник