07/11/2024

История «убийцы Tesla»: взлет акций и обвинения в мошенничестве Nikola Motor Company

 

История «убийцы Tesla»: взлет акций и обвинения в мошенничестве Nikola Motor Company

Стартап Nikola должен был оставить позади саму Tesla: всего за шесть лет существования компания привлекла инвестиции от General Motors и других крупных корпораций, ее капитализация превысила $20 млрд. При этом Nikola даже не представила серийный автомобиль, не говоря уже о поставках транспорта заказчикам. В сентябре прошлого года компанию и ее основателя обвинили в обмане, и акции рухнули. Сейчас инвесторы распродают оставшиеся у них ценные бумаги, регуляторы проводят расследование, а Nikola пытается сохранить лицо. Onliner изучил историю «убийцы Tesla», которая пока что выглядит не очень-то опасной для Илона Маска.

Харизматичный и пробивной основатель

Рассказ о Nikola стоит начать с Тревора Милтона — харизматичного, как водится в стартапах, основателя и руководителя компании. Человек вызывает интерес и симпатию у публики благодаря классической биографии в духе «из ничего добился всего». Парень прошел через личные проблемы (в раннем возрасте у него умерла мать), нашел в себе силы запустить бизнес — Upillar, что-то вроде глобального маркетплейса, как Amazon и eBay. В интервью Forbes Милтон рассказывал, что в месяц на Upillar заходило 80 млн человек. Однако у компании закончились деньги, и ее пришлось закрыть. По словам основателя стартапа, он тогда потерял абсолютно все сбережения, включая семейные накопления.

Затем Милтон вернулся в дело, заинтересовавшись транспортом. Так появился стартап dHybrid по переоборудованию дизельных автомобилей для работы не только на солярке, но и на природном газе. Сегмент для развития выбрали корпоративный: контракты заключались с транспортными компаниями. Суммарно, по словам Милтона, dHybrid подписала документы на $100 млн. Но и здесь бизнесмену не повезло: якобы крупный инвестор вложился в dHybrid и украл интеллектуальную собственность стартапа. В результате и эту компанию пришлось закрыть.

Опыт работы с транспортной сферой Милтон решил использовать в новом проекте. Он понял, что индустрия грузоперевозок остается довольно отсталой и нуждается в модернизации. Так Милтон открыл компанию dHybrid Systems — занималась она тоже топливом, но фокус сместился на системы хранения водорода и природного газа. Металлургическая корпорация Worthington Industries выкупила dHybrid Systems, что позволило Тревору Милтону заняться новым проектом — грузовиками на водородном топливе. На дворе был 2014 год.

Все лучшее от ДВС и электромоторов

Стартап ворвался в набирающую обороты индустрию грузового транспорта на альтернативном топливе. Tesla видела будущее в электричестве, а молодая Nikola Motor Company пошла еще дальше. Компания считает, что оптимальное решение — водород вместе с электротягой. Милтон подошел к набору кадров нестандартно: он искал инженеров без опыта в конструировании автомобилей. По словам бизнесмена, лишь таким образом можно было добиться свежего взгляда на разработку транспорта: «Мне нужны были люди, которые верили, что возможно все. Я нуждался в столь же наивных людях, как я сам».

В Nikola разложили сильные и слабые стороны как дизельных, так и электрических грузовиков, при этом заявив, что водородные тягачи будут лишены недостатков обоих типов силовых установок, заодно получив все их преимущества. К минусам машин с ДВС отнесли вред экологии и несовершенство (пиковый крутящий момент доступен не сразу), а с электрическим — большой вес батарей плюс долгое время зарядки. Водородные тягачи на этом фоне выглядят действительно решением всех проблем: заправка топливом занимает около 20 минут, уровень загрязнения атмосферы равен нулю, масса сопоставима с дизельным грузовиком, а дальность хода составляет до 1200 километров.

Если упрощенно, грузовики Nikola — это в некотором смысле гибрид, только не электромотора с ДВС, а электрического двигателя с топливными элементами, которые и дают энергию батарее. Таким образом, заряжать аккумуляторы электричеством не нужно, хотя и рекуперация тоже присутствует. Заправляемся водородом, он в процессе химической реакции с кислородом генерирует энергию для батарей, а от них уже работает электрический мотор. В результате получаем ток и обычную воду, которая, как конденсат от кондиционера, стекает на дорогу.

Компания представила несколько прототипов. Сейчас на сайте указаны две грузовые модели: трехосный флагман Nikola Two и Nikola Tre — версия поменьше с двумя осями и характеристиками поскромнее. Также компания анонсировала пикап, два багги (гражданский и для нужд военных), а также водный мотоцикл.

Быстрый рост акций

Инвесторы поверили в Nikola: в стартап вложились Bosch, Hanwha (южнокорейская корпорация) и другие компании. General Motors объявила о планах купить акции Nikola на $2 млрд. В Nikola Motor Company заявили, что получили предзаказы на грузовики общей стоимостью $10 млрд, при этом «не имея ни одного продавца». Самый крупный заказ в 800 грузовиков оформила американская пивоваренная компания Anheuser-Busch.

Акции на бирже росли: в марте прошлого года они стоили около $10, а уже в июне превышали $70, капитализация достигла примерно $20 млрд. К концу лета цена акций успела опуститься приблизительно до $45, но показатель все равно впечатляющий для молодой компании, ворвавшейся в высшую лигу. Кажется, существует еще одна автомобильная компания, чьи акции тоже очень уж горячие, — Tesla. Но у компании Илона Маска есть очень весомое отличие от стартапа Тревора Милтона: реальный продукт.

Сколько бы Tesla ни переносила дату выхода новинок, а злые языки ни хоронили компанию, она выпускает реальные автомобили на настоящих заводах, и для зарядки электрокаров существует уже вполне развитая (если говорить о Европе и США) сеть зарядных станций. То есть у Tesla есть денежный оборот. Nikola же за все время отличилась только парой прототипов и видео, в котором белоснежный тягач движется по дороге. Именно этот ролик и поставит Nikola в очень неприятное положение.

Обвинения

10 сентября прошлого года исследовательская компания Hindenburg Research выпустила заявление с серьезными обвинениями в адрес Nikola. Произошло это спустя два дня после того, как General Motors объявила о планах серьезно вложиться в стартап. Можно представить, с каким настроением боссы автогиганта читали расследование Hindenburg Research, которое начинается со слов «построенное на вранье мошенничество». Авторы расследования обрушились не только на Nikola, но и на самого Тревора Милтона — именно его называют виновным в ложных заявлениях и обещаниях.

Оказалось, что грузовик в ролике едет не с использованием фирменной силовой установки Nikola и на него даже не ставили двигатель внутреннего сгорания, чтобы выдать грузовик в движении за готовый прототип. Все оказалось настолько просто, что в это тяжело поверить: машину затянули на пологий уклон и затем сняли с тормозов. То есть грузовик просто катится. В Nikola даже подтвердили это, причем заняли удивительно наивную позицию: мол, мы ничего не скрывали, ведь в ролике прямо сказано: «в движении», а не «приведен в движение силовой установкой». Оригинальный ролик сейчас недоступен, но остались кадры из него:

Если ситуацию с видео можно было бы замять, то другие обвинения Hindenburg Research вызывали уже более серьезные опасения и вопросы. По данным расследования, у Nikola нет и не было собственной технологии производства батарей, а Милтон на волне популярности электрокаров просто пудрил мозги инвесторам. При этом представитель Powercell AB, дочерней компании Volvo по исследованиям в области применения водорода для транспорта, назвал заявления Nikola о своих силовых установках «пустой болтовней». Также сомнению подверглись заявления Милтона о производстве водорода, еще и на 81% дешевле конкурентов — на самом деле Nikola не выпускала это топливо.

В результате, не имея своих наработок, Nikola планировала использовать проекты General Motors. По версии Hindenburg Research, в партнерстве этих двух компаний одна дает все, а другая — почти ничего. Досталось Милтону и за слова о том, что все ключевые компоненты Nikola выпускает сама. Оказалось, что замеченные на одном из видео инверторы созданы компанией Cascadia, а Nikola просто заклеила ее логотип. Все это и еще огромное количество несоответствий между заявлениями и реальным положением дел, что обнаружила Hindenburg Research, поставило Тревора Милтона и саму Nikola к стенке. Подозревать конкурентов в «заказе» Nikola сложно: сама Hindenburg Research тоже владела акциями стартапа — и, похоже, только она решила всерьез изучить, куда влезла.

Акции рухнули на 30%. Скандал вокруг Nikola отразился и на акциях General Motors: они упали на 4%. Спустя полторы недели после публикации расследования Милтон заявил о добровольном уходе из Nikola — как с поста генерального директора, так и из совета директоров. General Motors отказалась покупать акции Nikola. Комиссия по ценным бумагам и биржам США и министерство юстиции, по данным СМИ, начали расследование в отношении Nikola и вручили представителям компании повестки в суд. В начале этого года Worthington Industries продала все акции Nikola общей стоимостью около $147 млн.

О Треворе Милтоне новостей в последнее время нет. Появлялась информация, что его арестовали, однако это оказалось фейком. Предприниматель удалил свои аккаунты в Twitter и Instagram, так что узнать о его жизни теперь непросто. Однако у Милтона остается крупнейший пакет акций Nikola, и состояние бизнесмена оценивается Forbes примерно в $1,9 млрд.

Компания Nikola сохраняет оптимизм: к концу нынешнего года она планирует достроить завод в Аризоне. Поставить ее в один ряд с Theranos и Juicero, самыми громкими провалами IT-стартапов последних лет, пока что будет неправильно. Nikola все еще держится и, несмотря на падение стоимости акций вместе с подорванной репутацией, от планов по выпуску водородных тягачей не отказывается. Однако даже если компания действительно выпустит свой транспорт, вернуть доверие заказчиков будет весьма непросто.

Сотрудничество GM и Nikola. Акции какой компании купить?

Сотрудничество GM и Nikola. Акции какой компании купить?

8 сентября котировки акций General Motors (NYSE: GM) резко подскочили в цене на 9%. Поводом для этого снова послужили электромобили: в этот день стало известно о партнерстве GM и молодой инновационной компании Nikola (NASDAQ: NKLA).

Эти две компании рассказали всем, что теперь они будут работать вместе, но если заглянуть в историю, то окажется, что они так или иначе взаимодействовали друг с другом и раньше.

Во-первых, консультантами по топливным элементам в Nikola были бывшие инженеры General Motors. Далее, Стив Гирский (Steve Girsky), который был вице-председателем General Motors до 2016 года, поле ухода из GM создал компанию VectolQ, LCC, которая в июне 2020 года объявила о слиянии с Nikola, в результате чего акции Nikola выросли в цене с 35 до 93 USD за бумагу. А первым, кто позвонил в компанию Nikola, стал генеральный директор GM Мэри Барра с предложением об официальном сотрудничестве в разработках топливных элементов их электрического грузовика.

Таким образом, GM постоянно следила за разработками Nikola, и вот теперь они объявили общественности, что дальше будут работать вместе. В результате сделки GM приобретает 11% акций Nikola и право назначать одного члена совета директоров.

Чем выгоден союз Nikola и GM для Nikola?

Иметь друзей всегда выгодно, особенно когда у вашего друга есть персонал, производственные мощности, технологии и ДЕНЬГИ : о таких друзьях в бизнесе можно только мечтать.

Для Nikola такой партнер является еще более ценным по одной простой причине. Компания представила публике модели грузовиков One, Two и Tre, но ещё не запустила в серийное производство ни один из них. При этом предзаказов, по утверждениям компании, было получено на сумму свыше 10 млрд USD.

Очевидно, что Nikola требуются как производственные мощности, так и инвестиции, поэтому сотрудничество с более крупной компанией — это необходимость.

Первое, что получит Nikola от взаимодействия с GM — это десятки лет опыта в поставках, проектировании, производстве и тестировании автомобилей. В противном случае компании пришлось бы приобретать этот опыт самостоятельно, путем проб и ошибок и все это за свой счет.

Второе – это доступ к огромному складу комплектующих, совместная разработка топливных элементов, аккумуляторные батареи и производственные мощности. Особенно важным для Nikola является производство — это то, чего до сих пор так не хватает компании Tesla (NASDAQ: TSLA).

Внедорожник Badger

С помощью GM Nikola планирует спроектировать и выпустить свою модель внедорожника под названием Badger, что позволит сэкономить около 5 млрд USD.

Для сравнения, рыночная капитализация всей компании чуть больше 14 млрд USD, то есть 5 млрд USD — это очень большая сумма. Планируется, что на одном заряде внедорожник Badger сможет проехать до 960 км, а его цена будет в диапазоне 60 000 – 90 000 USD.

Основным конкурентом Badger на рынке США является пикап Ford F-150, который уже 43 года держит первое место по продажам в данном секторе. В данный момент автопроизводитель Ford ведет строительство завода, на котором будет собираться электрический внедорожник. Начало серийного производства запланировано на 2022 год, поэтому время у Nikola ещё есть.

Еще одним соперником Badger может стать внедорожник от компании Rivian Automotive, которая заручилась поддержкой таких гигантов как Amazon и того же Ford. В общем, конкуренция очень жесткая, но в выигрыше в данном случае окажется потребитель, которому будет из чего выбирать.

Чем выгоден союз с Nikola для General Motors?

GM планирует получить прибыль от данного сотрудничества в размере 4 млрд USD.

Nikola обязана будет покупать у GM батареи, топливные элементы, а также оплачивать производство внедорожника Badger. Дополнительно, GM будет получать налоговые льготы от правительства США за производство электромобилей и станет эксклюзивным поставщиком топливных элементов для Nikola во всем мире.

Косвенно выгодой станет расширение рынка сбыта аккумуляторных батарей и топливных элементов, а также выход на рынок батарей для грузового транспорта. Дополнительно, совместные исследования в области электромобилей приведут к более быстрому технологическому развитию GM.

Доля GM в Nikola будет подлежать поэтапной блокировке, вследствие чего компания может продавать акции Nikola, начиная со следующего и заканчивая 2025 годом.

А теперь основной вопрос.

Чьи же акции будут дорожать?

GM до пандемии получала доход свыше 30 млрд USD. Прибыль от сотрудничества в 4 млрд USD, да еще растянутая по времени, может оказаться незаметной в рамках всей компании.

На данный момент автопроизводитель имеет в продаже один электромобиль Chevrolet Bolt EV.

Во втором квартале 2020 года было продано всего лишь 2 498 электромобилей данной марки. Для сравнения, Tesla за этот же период продала 80 277 электромобилей Model 3.

Единственный электрический внедорожник, который планируется к выпуску автопроизводителем GM — это Hummer EV, дебют которого должен был состояться в мае 2020 года. Однако пандемия внесла свои коррективы, и теперь планируется, что данная модель будет представлена публике этой осенью. В это же время начнется и серийное производство. После старта продаж Hummer EV присоединится к конкурентной битве за покупателя.

Внедорожник Badger, который GM будет производить для компании Nikola, будет являться собственностью Nikola, и по факту тоже будет конкурировать с Hummer EV. В итоге складывается впечатление, что GM в текущий момент делает ставку на продажу аккумуляторов и топливных элементов.

Акции компании, которые взлетели в цене после новости о сотрудничестве, через два дня вернулись на прежние уровни. Однако пробой 200-дневной Cкользящей средней указывает на возможное развитие восходящей тенденции в будущем.

График акций General Motors (NYSE: GM)

График акций General Motors (NYSE: GM)

Но компания очень крупная, и для того, чтобы бумаги росли в цене, как например у Tesla, ей необходимо производить электромобили сотнями тысяч, если не миллионами. Но все, что сейчас имеет GM — это только планы на производство. В данной ситуации очень сложно оценить влияние сотрудничества Nikola и GM на стоимость акций последней.

Один автомобильный аналитик рекомендует руководству GM выделить в отдельное предприятие компанию, которая будет заниматься всем, что связано с разработками и производством электромобилей. Небольшая компания при поддержке GM сможет быстро занять свою нишу на рынке и привлечет внимание многих инвесторов, которые с удовольствием инвестируют в неё свои средства, как в новую и перспективную компанию.

Сохраняется потенциал роста акций Nikola

Nikola, в отличие от GM, является маленькой компанией. На текущий момент она не имеет в серийном производстве ни одного электромобиля. Акции этой компании пока растут не на достижениях, а на слияниях и будущих перспективах. Представьте себе, что будет, если компания заявит о запуске серийного производства. Конечно же потенциал роста акций Nikola гораздо выше, чем у GM.

47 млн выпущенных акций Nikola для GM приведут к увеличению их числа с 361 млн до 408 млн штук. Это, в свою очередь, должно негативно сказаться на стоимости бумаг и привести к небольшому падению цены, но данное снижение носит краткосрочный характер.

Неудивительно, что на следующий день после новости акции начали падать. На текущий момент их цена опустилась до 15 USD за бумагу.

График акций Nikola (NASDAQ: NKLA)

График акций Nikola (NASDAQ: NKLA)

Вывод

Путь компании Nikola отдаленно, но немного похож на путь китайского автопроизводителя NIO (NYSE: NIO). Компания также производит свои электромобили на заводе JAC, принадлежащем концерну Volkswagen. Хотя изначально, после IPO на американской бирже NYSE руководство NIO обещало инвесторам, что построит свой завод по производству электромобилей, и что деньги в строительство уже были инвестированы.

В итоге, «обман» инвесторов привел к падению цены акций с 12 до 2 USD, но сейчас спрос на электромобили NIO восстанавливается, и компания возвращается к теме строительства собственного производства. Поэтому сейчас в акциях наблюдается восходящая тенденция, а стоимость одной бумаги уже превысила 18 USD, и это при том, что в апреле 2020 года их цена была менее 3 USD.

Nikola, даже в сотрудничестве с GM, остается самостоятельной компанией. К 2025 году в совете директоров уже не будет представителей GM. Но за это время Nikola необходимо извлечь максимум выгоды от данного сотрудничества.

Глобальным прорывом для Nikola станет собственное производство. Вот к этому моменту желательно уже иметь акции компании у себя в портфеле, а на текущий момент она является просто перспективной, что также положительно должно сказаться на стоимости бумаг.

Инвестируйте в американские акции на выгодных условиях! Реальные акции на платформе R Trader от 0,0045 USD за акцию с минимальной комиссией в размере 0,25 USD. Вы можете попробовать свои навыки торговли в платформе R Trader на демо-счёте или открыть реальный торговый счёт, для этого нужно только зарегистрироваться на сайте RoboForex.com и открыть счёт.

Евгений Савицкий

Работает на валютном рынке с 2004 года. С 2012 года участвует в торговле акциями на американской бирже и публикует аналитические статьи по фондовому рынку. Принимает активное участие в подготовке и проведении обучающих вебинаров RoboForex.

Источник https://tech.onliner.by/2021/01/18/nikola-motor-company

Источник https://blog.roboforex.com/ru/blog/2020/09/16/sotrudnichestvo-gm-i-nikola-akczii-kakoj-kompanii-kupit/

Источник

Источник