07/11/2024

Частный инвестиционный фонд

 

Содержание статьи

Частный инвестиционный фонд

Несмотря на то что, новейшая история России и ее экономики насчитывает всего четверть века, однако рынок финансовых услуг и инвестирования успел пережить свои феерические взлеты и не менее драматические падения. Стоит только вспомнить чековые фонды: «Хопер –инвест» , МММ и прочие экстремальные вещи.

В современном состоянии рынок инвестиционных фондов в России более или менее соответствует европейским стандартам, правовые нормы и процедуры отработаны и существует определенная практика взаимодействия между владельцами фондов и всеми социальными и правовыми институтами.

Сама процедура создания инвестиционного фонда, исходя даже из российских реалий, достаточно простая и требует от учредителей лишь тщательного подхода к оформлению юридических документов (без квалифицированных юристов не обойтись).

Прежде, чем подойти к формальной стороне дела, учредитель должен определиться с несколькими важными моментами:

  1. Цели создания фонда и сроки его существования
  2. Исходя из целей, определить для себя, какой будет основная стратегия фонда на рынке – например, краткосрочная или долгосрочная, рискованная или пассивная и т.п.
  3. После определения стратегии подбираются инструменты и формы работы с инвестиционным капиталом. Например, существуют различные типы фондов, ориентированные на определенные способы работы с активами: фонды акций, облигаций, индексные, недвижимости или венчурные.
  4. В российском законодательстве предусмотрено два основных вида инвестиционных фондов — Акционерный (см. Инвестиционные акционерные фонды: особенности деятельности ) и Паевой. В первом случае — его организация и учреждение во многом схожа с учреждением обычной публичной (акционерной) компании, плюс к этому добавляются специфические требования по формированию инвестиционных структур, которые во многом аналогичны ПИФам.

Для целей инвестирования в условиях России пока что предпочтительнее остается форма инвестиционных фондов в виде ПИФов, поскольку учреждение АИФ как публичной компании намного сложнее и дороже при практически одинаковом эффекте получения прибыли.

Далее будет рассмотрен примерный алгоритм учреждения ПИФа с пошаговым объяснением.

Самое главное, что нужно знать при учреждении ПИФа — это то, что в общем юридическом смысле ПИФ не является юридическим лицом и все его имущество (средства пайщиков) управляется специальными организациями УК (управляющими компаниями) на основе договора доверительного управления. Поэтому самым начальным этапом формирования ПИФа будет создание его учредителями «Правил доверительного управления паевого инвестиционного фонда».

По сути — это Устав фонда, и он должен содержать:

  • Цели и сроки существования фонда (например, фонд инвестирования в перспективные технологии производства энергии с помощью солнца)
  • Инвестиционная декларация – инвестиционная стратегия, инструменты для вложения капитала, способы управления им
  • Выбор УК и договор с ней

Собственно, сам порядок создания ПИФа может выглядеть следующим образом:

  1. Государственная регистрация ПДУ фонда — подача пакета документов (персональные данные учредителей, заявление и сами ПДУ) в ФСФР ЦБ. Срок регистрации не более 30 дней.
  2. Утверждение регламентных документов (Регламента признания лиц квалифицированными инвесторами, правил внутреннего учета имущества, переданного в оплату инвестиционных паев, учетной политики ПИФ, правил определения стоимости чистых активов ПИФ, политики осуществления прав голоса по акциям, входящим в состав ПИФ).
  3. Аккредитация квалифицированных инвесторов (если ПИФ создается для квалифицированных инвесторов)
  4. Открытие транзитного счета (счета депо) УК для формирования ПИФ – это необходимо произвести сразу после регистраций ПДУ, но до начала приема средств розничных инвесторов
  5. Открытие текущего счета УК ПИФ — производится после регистрации ПДУ Фондом и до начала представления приема заявок на приобретение инвестиционных паев
  6. Открытие расчетного счета УК для расчетов по операциям ДУ
  7. Открытие счета депо УК для хранения ценных бумаг ПИФ
  8. Открытие лицевых счетов приобретателям инвестиционных паев ПИФ
  9. Включение активов в состав ПИФ — осуществляется сразу после поступления материальных активов в оплату инвестиционных паев, необходимого для завершения формирования Фонда.
  10. Выдача инвестиционных паев ПИФ инвесторам-вкладчикам – эта операция производится либо в сам день включения имущества в состав ПИФа, либо в следующий за ним рабочий день.
  11. Утверждение отчета о завершении формирования ПИФ — производится не позднее 5 рабочих дней с момента выдачи инвестиционных паев вкладчикам
  12. Передача в СФР ЦБ РФ отчета и изменений в ПДУ ПИФ — не позднее 5 рабочих дней с момента выдачи инвестиционных паев
  13. Гос. регистрация изменений в ПДУ ПИФ — производится в течение 5 рабочих дней с момента представления документов в ФСФР ЦБ РФ
  14. Публикация изменений или сообщение о регистрации изменений в ПДУ Фондом вкладчикам — инвесторам (кто владеет инвестиционным паем) – эта процедура производится в течение 10 рабочих дней с момента уведомления СФР ЦБ РФ о регистрации изменений в правила доверительного управления.

Вся представленная методика регистрации ПИФа (как и других видов организаций коллективного инвестирования) представлена так, как того требует основной нормативный документ, касающийся работы ПИФов, а именно — Приказ ФСФР России от 09.04.2013 N 13-25/пз-н, а также Гражданским и Налоговым Кодексами РФ.

Несмотря на относительно простой порядок регистрации ПИФа, все же следует признать, что в российских реалиях без специалистов и профессионалов в области корпоративного права не обойтись. И если есть такая возможность, всегда имеет смысл обратиться в специализированные адвокатские или консалтинговые фирмы, которые знают, как создавать инвестиционные фонды, помогут сформировать пакет регистрационных документов и пройти все этапы регистрации с наименьшими потерями времени и денег.

Частный инвестиционный фонд

Несмотря на «молодость» направления, его популярность в настоящее время растет в геометрической прогрессии. Начинающий инвестор основательно задумался над тем, что сбережения должны работать и даже сделал для этого первые шаги, ознакомившись с понятием ценных бумаг, а также попытавшись разобраться в инвестиционных стратегиях. А значит, готов к таким услугам и хочет со временем стать настоящим профессиональным инвестором.

Планируя такую компанию как будущий вид бизнеса, необходимо понимать, что купля-продажа ценных бумаг – лишь малая часть работы предприятия, помимо этого, существуют и другие различные виды деятельности:

  • Брокерская – операции с ценными бумагами по поручению или на основе комиссионного договора;
  • Дилерская – операции с ЦБ от своего лица и за свой счет;
  • Клиринговая – определение обязательств: сверка, сбор, корректировка информации по сделкам, подготовка документации и т.д.;
  • Депозитарная – переход и учет прав, хранение сертификатов;
  • Управление активами – доверительное управление;
  • Ведение реестров – хранение, обработка, ведение реестров держателей;
  • Организация торговли – посредническая деятельность по заключению сделок.

Квинтэссенция работы такого предприятия – заработок денег для клиентов, что является мощным стимулом последних для привлечения своего социального круга. Однако стабильная положительная деятельность не может строиться на пустом месте и для нее необходим штат экспертов и экономистов, выдающих точные прогнозы, на основе которых формируется инвестиционный портфель.

Как и любой бизнес, ИК начинается с открытия юридического лица, которое может принимать любую организационно-правовую форму, кроме формы ИП.

Простейшей и наиболее востребованной ОПФ в России является общество с ограниченной ответственностью. Подробнее о том, как зарегистрировать ООО, можно прочесть в материале AllKredits «Как самостоятельно зарегистрировать ООО: пошаговая инструкция». Помимо этого, стоит обратить внимание на материал «Как зарегистрировать ООО онлайн?», в котором приведен интересный механизм, предлагаемый Сбербанком.

Не будем подробно говорить о том, что нормальный бизнес должен иметь бизнес-план, отвечающий на такие вопросы, как:

  • Конъюнктура рынка;
  • Маркетинговые исследования;
  • Анализ рисков;
  • Финансовая модель;
  • Концепция проекта, его миссия;
  • Штатное расписание;
  • Система управления;
  • Карта развития.

По сути, первые этапы регистрации инвестиционной компании ничем не отличаются ото всех процедур, уже рассмотренных AllKredits в предыдущих материалах.

Главным отличием в данном случае становится только получение лицензии в ФСФР.

Чтобы начать инвестировать и приобрести пай в выбранном фонде, нужно выполнить несколько простых действий. Посетить офис УК и оставить свою заявку. Для оформления с собой нужно иметь: паспорт и денежные средства, чтобы купить пай. Если расчет будет безналичным, то нужен только паспорт.

Если инвестировать планируете в ПИФ какого-либо банка, то посетить придется сам банк, а точнее, любое его отделение.

Специалисты рекомендуют ознакомиться со всеми условиями и документами на официальном сайте компании. Можете также позвонить туда и все вопросы обсудить с консультантом по телефону.

Прежде чем вкладывать сбережения необходимо определить и сделать:

  1. Какой денежный капитал есть у будущего инвестора. Это те средства, которые не нужны вкладчику, и он спокойно может их отдать на какое-то время.
  2. Инвестирование в какой сектор экономики предпочтительнее.
  3. Какую прибыль получить в итоге.
  4. Готов ли вкладчик к потере денег.
  5. Изучить экономические понятия, относящиеся к инвестиционному фонду РФ и других видов.
  6. Настроить себя, чтобы начать инвестиции.
  7. Подобрать портфель, а не одно направление вложений. Можно попробовать сразу несколько инвестиционных фондов с разным направлением деятельности.

Что такое инвестиционный фонд простыми словами

Если еще непонятно, то рассмотрим пример. Некий гражданин решил купить квартиру, чтобы сдавать ее в аренду. Но своих средств у него для покупки не хватает. Он, конечно, может взять кредит в банке, но финансовой организации придется возвращать долг, да еще и с процентами. То есть на аренде первое время прибыль не сделаешь.

Тогда гражданин идет другим путем: он приглашает своего знакомого, у которого есть недостающая сумма, они создают вместе инвестиционный фонд, покупают квартиру и уже с первого месяца сдачи ее в аренду начинают зарабатывать. Но каждый с дохода получает долю, пропорциональную вложенной сумме.

Полученные лишние деньги можно теперь вкладывать снова, например, в совместную покупку акций, и получать дивиденды.

Зачем он нужен

Инвестиционный фонд помогает людям, которые сомневаются в том, куда вложить деньги, их заработать. Как правило, ИФ покупает акции компаний.

Функции

Основные функции инвестиционного фонда в РФ:

  1. Сохранение и приумножение вкладов частных инвесторов.
  2. Эффективная работа органов управления с целью получения дохода.
  3. Привлечение новых вкладчиков на определенных условиях.

Как работают ИФ

Деятельность инвестиционного фонда строится следующим образом:

  1. Инвестор вкладывает свои деньги и больше ими не распоряжается, кроме последнего этапа – их вывода.
  2. Портфелем инвестиционной организации руководит управляющая компания, которая работает с ценными бумагами, валютой, недвижимостью и кредитами. УК заинтересована в увеличении прибыли, так как получает комиссию со всех сделок.

Пример

Структура вложения сбережений инвестиционного фонда.

Ресурсы Процент активов Акции компаний Процент акций в фонде
Энергоносители 47 Лукойл 14
Финансы 18 Сбербанк 14
Природные ресурсы 15 Газпром 11
Денежные средства 7 Сургутнефтегаз 6
Электроэнергетика 6 Норильский никель 6
Промышленность 2 Татнефть 6
Коммуникации 2 Роснефть 5
Товары повседневного спроса 2 Банк ВТБ 4
Товары длительного спроса 0,5 Интер РАО ЕС 3

Под руководством управляющей компании за 3 года активы «Добрыни Никитича» выросли на 42 %. Это довольно хорошая доходность на территории РФ.

Интерес к инвестиционным фондам могут проявить будущие вкладчики, если:

  1. У них отсутствуют кредиты и займы, даже у друзей и родственников.
  2. Есть свободные сбережения, которые можно спокойно держать на балансе инвестиционного фонда и они не понадобятся в ближайшее время.
  3. Вызывает интерес финансовая сфера, в частности инвестиции в ценные бумаги.

Обычно это АО либо организация – где собственность участников долевая. Суть здесь одна: владение активами является коллективным.

Как работают ИФ

Любой ИФ занимается привлечением и объединением денег инвесторов, для того чтобы вкладывать их в различные активы: в недвижимость, антиквариат или акции. ИФ также увеличивает стоимость активов, а значит и стоимость вложений, которые сделал каждый из инвесторов.

Для увеличения стоимости имущество фонда покупается, продается и переводится. Этим занимаются специалисты фонда, являющиеся профессиональными инвесторами. Есть фонды, управление активами в которых осуществляется в автоматическом режиме, но пока это частные случаи.

Каждому клиенту положена часть от суммы полученной прибыли. А сам ИФ получит прибыль от оплаты за оказываемые услуги.

Этапы открытия инвестиционной компании

Кстати, статистика говорит, что более половины граждан, являющихся инвесторами даже не дочитывают договоры до конца. Это может быть чревато неприятными последствиями.

Лицо, являющееся инвестором, в самом управлении участия не принимает, но имеет возможность знакомиться с отчетами фонда, а значит может оценить, насколько работы ИФ эффективна.

Все сказанное можно изложить буквально в нескольких пунктах:

  • Каждый участник вносит определенную сумму в общую кассу;
  • Данные средства вкладываются в различные финансовые проекты;
  • Сумма прибыли будет распределена между членами фонда, согласно внесенным долям.

Лицензия ФСФР для инвестиционной компании

Лицензия ФСФР – основной документ для деятельности ИК, который не только предоставляет доступ к рынку ценных бумаг, но и дает право предприятию оказывать заявленные услуги.

Получение лицензии жестко регламентировано требованиями. Так, требования к собственным средствам организации составляют:

  • Для брокерской и дилерской деятельности – не менее 10 млн руб.;
  • Для доверительного управления – не менее 35 млн руб.;
  • Для депозитарной деятельности – не менее 70 млн руб.

Помимо этого, существуют требования к штатной комплектации предприятия, которая в обязательном порядке должна включать в себя:

  • Генерального директора – опыт работы в смежных специализированных областях не менее 1 года, квалификационный аттестат серии 1.0, отсутствие судимости;
  • Контролера – высшее экономическое или юридическое образование или стаж работы не менее 2 лет, квалификационный аттестат серии 1.0, отсутствие судимости;
  • Специалистов с аттестатами не ниже 1.0, количество которых зависит от выбранной деятельности:
    • Брокерская или дилерская – не менее двух;
    • Брокерская и дилерская – не менее трех;
    • Брокерская, дилерская и доверительное управление – не менее 4;
    • Все виды – не менее шести.

    О том, что такое квалификационный аттестат специалиста финансового рынка, можно подробнее прочесть в материале AllKredits «Аттестат ФСФР: зачем нужен брокерский аттестат и как его получить?».

    С необходимым пакетом документов для получения лицензии ФСФР можно ознакомиться на кликабельном скриншоте.

    Выбор ИФ: Как не ошибиться

    Прибыль и сохранение капитала напрямую зависит от того, насколько правильно выбран инвестиционный фонд. Прежде всего определитесь, какова цель ваших инвестиций? Вот от этой цели и отталкивайтесь при выборе ИФ. Учитывайте также, что фиксированной прибыль не будет: она складывается из нескольких факторов и может варьироваться.

    А теперь рассмотрим каждый шаг, который нужно сделать на пути к выбору надежного ИФ.

    Шаг 1.Определяемся с суммой и сроком инвестирования.

    Этот этап можно назвать важнейшим. Действует такой принцип: чем сумма вложений меньше, тем уже круг вариантов. Чем сумма больше, тем обширнее выбор. Что касается сроков, то здесь ситуация такая: в разных видах ИФ оборотные периоды отличаются.

    Если хотите инвестировать в недвижимость – это долгосрочное вложение, если в акции и облигации, то средства совершают оборот быстрее, но и риски существенно выше.

    Шаг 2.Выбираем подходящий тип ИФ.

    Если опыт инвестирования отсутствует, то лучше выбрать открытый ПИФ, где ликвидность паевых долей высока. То есть участник может осуществить вывод из оборота своих вложений.

    Если же вы опытный инвестор и умеете соотносить риск и доходность, то пользуйтесь другими инструментами. Например, фондами недвижимости, венчурными или смешанными.

    Шаг 3.Выбор компании для управления.

    Прямой обман вкладчиков для управляющей компании – дело рискованное. Нарушать законодательство они чаще всего опасаются и необоснованных обещаний обычно не дают.

    Можно самому контролировать свои инвестиции, если выбрать активный вклад. В этом случае в любое время можно вносить и выводить средства и совершать любые действия, чтобы достигнуть максимальной доходности. Это доступно в ИФ открытого типа.

    Если же про вложенный капитал планируется забыть на некоторое время, остановитесь на закрытом либо интервальном фонде.

    Шаг 4.Сравнение рейтингов ИФ.

    Публикация рейтингов открыто размещается на различных ресурсах. Используйте несколько и сравните их данные. Самые авторитетные страницы принадлежат финансовым ведомствам и государственным органам.

    Частный инвестиционный фонд

    Шаг 5.Окончательный выбор.

    Проанализировав всю полученную раньше информацию, останавливаемся на конкретном фонде и УК. Чтобы развеять все сомнения, посоветуйтесь с людьми, которые уже имеют опыт инвестирования или посетите форумы инвесторов в интернете.

    Если вы новичок – то выбирайте стабильный и популярный фонд. Но это не значит, что мнение большинства абсолютно правильное.

    В принципе, ИФ – надежный и доступный инвестиционный инструмент. Их деятельность ориентирована на клиентов и прозрачна.

    Но обратить внимание на некоторые показатели все-таки не помешает:

    • Сколько времени ИФ ведет свою деятельность;
    • Какие скидки и льготы имеются для пайщиков;
    • Каков уровень доходности наблюдается в течение длительного времени;
    • Какой минимум средств требуется для вложения;
    • Каковы условия для того, чтобы обменять или реализовать пай.

    Люди с опытом советуют осуществлять выбор, используя метод исключения. А также рекомендуется собрать максимум информации о фондах, это обезопасит ваши средства.

    Если вкладчик решил вложить средства в инвестиционный фонд на территории РФ, то необходимо определить параметры и провести действия:

    1. Какой фонд необходим.
    2. Прочитать открытые документы инвестиционного фонда, его отчетность. В этом поможет официальный сайт.
    3. Выяснить количество лет работы на рынке.
    4. Узнать эффективность работы УК, ее финансовые инструменты, проверить по доходности.
    5. Понять, сколько вложить первоначально.
    6. Прочитать отзывы о ПИФе.

    При выборе инвестиционного фонда в РФ также стоит избегать мошеннических действий. Признаки организации, которой не стоит доверять:

    1. Фиксированный доход. Если называется конкретная сумма дохода, стоит обойти инвестиционный фонд стороной. Ни один аналитик не может с точностью утверждать такое, ведь условия ежедневно меняются.
    2. «Уникальное предложение». Такая фраза – попытка завладеть сознанием инвестора. На самом деле все структуры, виды и деятельность ИФ известна.
    3. Убытки. Ответственность за них должна быть прописана в договоре. Следует остерегаться фразы «Не несет ответственности за убытки».
    4. Срочное вложение. Предложение «Срочно вложить» тоже должно быть воспринято как признак мошенничества: вкладчику необходимо время, чтобы разобраться с ситуацией и узнать сведения о компании.
    5. Формулировки в договоре и рекламе. Должны быть четкими, не надо поддаваться на слова: примерно, ориентировочно, приблизительно, от и до.
    6. Старые схемы. Большинство методов облапошивания клиентов уже известны. Поэтому, если предлагаются такие схемы вложения денег, необходимо держаться от них подальше.
    7. Понятная деятельность. Если инвестор не улавливает схему работы инвестиционного фонда, лучше избегать его. В хороших ИФ все четко и ясно.
    8. Ноу-хау и нанотехнологии. Инвестировать можно только в те проекты, которые существуют реально, даже если эта вещь только что создана. Но, если убеждают вложиться в какое-то новое изобретение, которого еще не существует в природе, стоит отклонить такое предложение, сколь бы заманчивым оно ни было.
    9. Брокерские услуги. Подписывать бумаги на оказание брокерских услуг и личное управление сделками не стоит: всем этим должна заниматься УК.

    Пример работы семейного фонда

    Рассматривать такие паи надо с осторожностью: ситуация на рынке меняется ежечасно, на нее влияет развитие экономики стран, санкции государств, политическая ситуация, курс валюты. Поэтому, чтобы остаться на плаву, надо рассматривать доход ПИФа за несколько лет, а не за последние месяцы.

    Как устроены ПИФы

    Пай — это условная доля имущества в этом фонде. Это именная ценная бумага, которая подтверждает, что вам принадлежит такая-то доля такого-то фонда.

    Имуществом из сейфа распоряжается управляющая компания. Ее задача — зарабатывать деньги для пайщиков от имени ПИФа. Для этого она управляет активами фонда: сдает в аренду недвижимость, выдает займы, покупает и продает ценные бумаги, валюту, доли в организациях. Если стоимость имущества фонда увеличивается, растет и цена пая.

    Как зарабатывать на паях

    Забрать вложенное в паевой фонд имущество и деньги нельзя. Но у пайщика есть два способа обменять свои паи на деньги: погасить паи или продать их другому инвестору.

    Погашение паев. В этом случае УК компенсирует стоимость погашенных паев деньгами.

    Продажа другому инвестору. Пайщику предстоит найти покупателя и договориться с ним о цене. Некоторые паи ограничены в обороте, поэтому продать их не так легко.

    Паи для неквалифицированных инвесторов называются паями, не ограниченными в обороте. Ими пайщики могут свободно распоряжаться: продавать, передавать в залог, дарить, оставлять в наследство. Любой человек может свободно покупать такие паи, получать с них доход и в любой момент продавать их по рыночной цене.

    На паях, как и на любых других ценных бумагах, можно зарабатывать спекулятивным образом: покупать, когда дешевеют, и продавать, когда они подорожали.

    Объясню на примере. Допустим, вы владеете паями закрытого ПИФа, его основные активы — жилая недвижимость. Выходит статистика по рынку недвижимости, и оказывается, что рынок пошел на спад. Значит, стоимость жилья, которым владеет фонд, будет снижаться. Следовательно, стоимость ваших паев тоже снизится в ближайшие пару месяцев. Если в этот момент вы решите продать свои паи, то их рыночная стоимость окажется ниже текущей.

    Другой пример: ПИФ, паи которого вы приобрели, инвестировал в акции нефтяных компаний. Стоимость барреля растет и тащит за собой весь нефтяной сектор. Если в этот момент вы решите продать паи, их купят выше текущей стоимости.

    Где может быть зарегистрирован семейный фонд?

    • Людей с отсутствием кредитов и не имеющих проблем со средствами . Если же такие проблемы есть, то заниматься вложением в ИФ точно не стоит, а уж тем более оформлять для этого кредит;
    • Тех, у кого в наличии свободные средства;
    • Тех, кто уже пробовал другие варианты инвестиций;
    • Тех, кому в принципе интересен фондовый рынок и все, что с ним связано.

    Самыми востребованными иностранными юрисдикциями, в которых состоятельные клиенты из России могли зарегистрировать семейный фонд, до недавнего времени были Панама и островные офшоры Маврикий, Кипр, Джерси, Гернси. Однако участившиеся случаи обнародования конфиденциальных сведений о владельцах офшорных структур перевесили чашу весов в сторону Швейцарии, Лихтенштейна и Латвии.

    В России финансовые консультанты, работающие с состоятельными клиентами, редко рассматривают семейный фонд как инструмент, на который стоит обратить внимание. Причин здесь две: высокий входной порог для объединения семейного капитала в фонд и специфика российского законодательства. Ограничения по статье 7.1 ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ предельно сузили круг состоятельных клиентов, которые могут зарегистрировать семейный фонд в одной из зарубежных юрисдикций.

    Есть ли альтернатива в России? К сожалению, семейный фонд – это финансовый инструмент, который пока не представлен в российском правовом поле.

    С 1 сентября 2018 года статья 123.20-1 ФЗ №259-ФЗ ввела в Гражданский кодекс понятие наследственного фонда. Однако российские наследственные фонды по статусу и кругу решаемых задач отличаются от семейных фондов в иностранных юрисдикциях:

    • Решение об учреждении наследственного фонда может быть принято в любое время, но сам фонд в соответствии с законодательством будет зарегистрирован только после смерти наследодателя .
    • Наследственный фонд может быть исключительно персональным . Он не объединяет активы семьи и обеспечивает только неделимость и сохранность имущества самого наследодателя. Если целью Учредителя является выделение наиболее ликвидных семейных активов в обособленный имущественный комплекс, финансовые консультанты рекомендуют другие инструменты (например, закрытый паевый инвестиционный фонд).
    • В соответствии с российским законодательством, доходы, полученные в результате инвестиционной деятельности наследственного фонда, входят в налогооблагаемую базу .

    Курс на «деофшоризацию» российской экономики, закрепленный в ФЗ от 24.11.2014 №376-ФЗ, ограничил возможность использования семейных фондов «в целях налогового планирования». Изменения, вступившие в силу 1 января 2015 года, коснулись всех налоговых резидентов РФ, являющихся Учредителями или бенефициарами иностранных юридических лиц или иностранных структур без образования юридического лица (в терминологии НК РФ для обозначения таких структур используется термин ).

    К контролируемым иностранным компаниям Налоговый кодекс РФ относит трасты, партнерства, а также семейные фонды, если они зарегистрированы в юрисдикции, законодательство которой допускает создание структур, имеющих право вести хозяйственную деятельность без образования юридического лица.

      Учредитель признается контролирующим лицом иностранного фонда по умолчанию.

    Исключение возможно только при одновременном соблюдении четырех условий:

    • – учредитель не контролирует деятельность фонда (и не оказывает определяющего влияния на решения лица, осуществляющего управление фондом);
    • – учредитель не получает прибыль от деятельности фонда (ни прямо, ни косвенно);
    • – учредитель не распоряжается прибылью, полученной фондом;
    • – учредитель не имеет права на возврат имущества, переданного фонду, в том числе после его ликвидации.
    • – имеет право на доход, полученный в результате инвестиционной деятельности фонда;
    • – имеет право распоряжаться имуществом фонда;
    • – имеет право на имущество фонда в случае его ликвидации.

    В Швейцарии, Латвии и на Кипре в учредительные документы фонда вносится обязательная информация о бенефициарах. При регистрации фонда в Лихтенштейне круг бенефициаров может быть не персонифицированным (выгодоприобретатели не перечисляются поименно в учредительных документах). В перспективе это позволяет снизить налоговые риски для фонда и бенефициаров, являющихся налоговыми резидентами РФ.

    Несмотря на риски, регистрация семейного фонда по-прежнему остается одним из самых эффективных инструментов наследственного планирования, структурирования активов и инвестирования семейного капитала. Вы можете обсудить с экспертами «Международного финансового центра» преимущества и проблемы, связанные с созданием семейного фонда, а также возможности альтернативных финансовых инструментов для управления семейным капиталом.

    Доходность и налоги

    Результаты инвестирования одного и того же фонда из года в год сильно различаются. Некоторые ПИФы за 2017 год приросли более чем на 25%, а некоторые — потеряли деньги.

    Пока пайщик получает прибыль, он должен платить налог: НДФЛ. За него это делает управляющая компания, которая выступает налоговым агентом. Но если пайщик продаст паи, то налог с возможного дохода, а именно с разницы между суммой, вырученной от продажи паев, и суммой, потраченной на их приобретение, будет платить уже самостоятельно. Налог с дохода такой: 13% для резидентов России и 30% — для нерезидентов, есть льготы.

    Если владеть паями хотя бы 3 года с даты приобретения, можно не платить НДФЛ с дохода от погашения паев.

    Квалифицированные и неквалифицированные инвесторы

    Квальные фонды предоставляют пайщикам больше возможностей для инвестирования. Например, в квальные фонды недвижимости можно включать имущественные права из договоров реконструкции, а в фонды финансовых инструментов — производные финансовые инструменты, например фьючерсы на покупку биржевых ценных бумаг.

    Если фонд неквальный, то инвесткомитет не нужен. УК сама решает все вопросы и заключает все сделки, не спрашивая согласия у пайщиков. Неквальные фонды менее рискованны и не требуют участия пайщиков.

    Признаки мошенничества

    К большому сожалению, наряду с предложениями крупных и серьезных компаний в сфере инвестиций имеют место предложения, которые исходят от мошенников. Часто даже инвесторы с опытом попадаются в эти сети, что уж говорить о новичках.

    Есть ряд признаков, которые помогут отличить мошеннические предложения от реальных:

    1. Фиксированный уровень доходности. Инвестиции – дело все-таки рискованное и прогнозировать уровень доходности сложно. Даже профессионалы предпочитают не высказывать твердой уверенности в поведении рынка. А значит обещать конкретный процент дохода просто невозможно. И такие предложения должны вызвать настороженность.
    2. Попытки убедить в том, что данная возможность уникальна. Часто влияние на человека оказывается через его подсознание. Это просто: ведь каждому хочется получить возможность, которая дается раз в жизни. Реальное инвестирование уникальным не назовешь, оно представляет собой общедоступную возможность.
    3. Компания не отвечает за возможные убытки. В реальности в любом виде инвестирования есть периоды убытков. Но это оговаривается еще на стадии заключения договора, а то и раньше. Если этого нет, вас пытаются убедить в фиксированном уровне доходности (как уже упоминалось, данный факт должен вызвать настороженность). Обратим внимание, что ответственность компании должна фиксироваться в договоре с ней.
    4. Поспешность. Если осуществить вложение предлагают срочно, это практически 100% мошенническая схема. Это психологический метод, один из видов воздействия на подсознание. Фразы типа «Это ваш последний шанс», «Больше такой возможности не будет» подтолкнут на отдачу денег кого угодно. Воздержитесь от вложений в такой ситуации, жалеть об этом точно не будете.
    5. Условия инвестирования сформулированы нечетко. Постарайтесь избегать такого рода формулировок. Чем больше конкретики, тем лучше и безопаснее. Это, конечно, не прямой признак мошенничества, таким грешат и реальные управляющие. Но важно помнить, что «денежки любят счет», то есть опять же конкретику.
    6. Использование схем, обросших слухами и скандалами. Как говорит народная мудрость, «изобретать велосипед не надо». Чаще всего используются схемы для обмана, которые уже проверены временем. Если видите что-то похожее, не связывайтесь с такими предложениями.
    7. Предлагают вложить деньги в то, чего еще никто не видел. Рассказы о супертехнологиях мошенниками используются нередко. Они убеждают потенциального инвестора в высочайшем уровне доходности, но важно осознавать, какой риск у таких вложений. Если вас пытаются убедить в том, что это реальный успех, перед вами мошенники.
    8. Управляющий выставляет на показ свой достаток. Это объясняется просто: вложите деньги и будете жить также богато. Но задумайтесь, если человек может позволить себе такую жизнь, зачем ему ваши 5-10 тысяч рублей?
    9. Так называемая «брокерская схема». Суть ее вот в чем: вы заключаете с управляющей компанией договор об оказании услуг брокера. Получается, что средства вы передали управляющему, а по всем документам вы распоряжаетесь своими счетами, а значит и всю ответственность тоже несете вы. Даже если вы обратитесь в суд, шансы доказать правду ничтожно малы.

    ПИФ недвижимости

    Еще ПИФы различаются в зависимости от активов, которые можно включать в их состав.

    ПИФы для инвестирования в недвижимость считаются самыми надежными фондами, поскольку имущество застраховано, а какой-то спрос на недвижимость есть всегда.

    Вот как работает ПИФ недвижимости. Допустим, у инвестора есть 2,5 миллиона рублей и он хочет получать с них стабильный ежемесячный доход, но этой суммы недостаточно, чтобы купить недвижимость и сдавать ее в аренду. Он обращается в УК, которая находит еще девять таких же инвесторов и договаривается с ними о создании ПИФа.

    Если все пойдет по плану, стоимость активов фонда будет расти вместе со стоимостью недвижимости, пайщики будут получать долю дохода от аренды, а УК — свое вознаграждение.

    Плюсы ИФ

    • Вероятность мошенничества снижена;
    • Деятельность регламентируется законом;
    • Клиент может сам осуществлять управление своими деньгами;
    • Необязательно иметь высокий достаток, чтобы стать инвестором;
    • Доходность может быть высокой;
    • Инвестору не нужно постоянно контролировать состояние своих средств.

    Положительные моменты ИФ:

    1. Вкладчики не отслеживают ситуацию на рынке, все действия предоставлены профессионалам.
    2. Цена одного пая привлекательна и может составлять всего 1000 рублей.
    3. Вложения во многих ПИФах производятся в разные активы, что уменьшает уровень потери средств.
    4. Средства инвестиционного фонда не облагаются налогом.
    5. Контроль осуществляет государство.

    Минусы деятельности инвесткомпаний:

    1. При плохом управлении доход не гарантируется.
    2. Дополнительно из средств инвестиционного фонда оплачиваются услуги УК.
    3. Могут быть наложены ограничения на инвестиции в определенные секторы экономики.

    Какие задачи семейный фонд решает лучше, чем другие финансовые инструменты

    ПИФы рыночных финансовых инструментов для неквалифицированных инвесторов работают с деньгами, ценными бумагами, долями в ООО, займами. В ПИФах финансовых инструментов риски гораздо выше, чем в ПИФах недвижимости. Можно остаться без дохода и потерять вложенные деньги.

    Вот как работает ПИФ рыночных инструментов. Допустим, у инвестора есть 250 тысяч рублей. Он хочет получить максимальный доход с разумным уровнем риска и как можно быстрее. Играть на бирже самостоятельно инвестор не хочет, поэтому обращается в УК.

    Она находит других инвесторов со схожей целью, объединяет средства и создает фонд рыночных финансовых инструментов. На деньги фонда УК покупает ценные бумаги: часть средств вкладывает в акции перспективных компаний и доли в ООО, часть — в облигации Минфина или крупных корпораций, предусматривающие хорошие купонные выплаты, часть — в паи открытых ПИФов. Остатки денег кладутся на депозиты.

    Частный инвестиционный фонд

    Специалисты УК ежедневно отслеживают изменения, анализируют финансовую информацию, продают падающие в цене активы и покупают растущие, перспективные.

    Среди задач семейного фонда можно выделить:

    • объединение разрозненных активов, составляющих семейный капитал, в один имущественный комплекс;
    • наследственное планирование:
      • – определение правил наследования по усмотрению главы семьи,
      • – эффективное распределение имущества между бенефициарами,
      • – упрощение процедуры наследования,
      • – защита семейного капитала от претензий лиц, не входящих в круг бенефициаров;

      Минусы ИФ

      • Высокий уровень расходов на выплату вознаграждения управляющему;
      • Есть разные платежи, которые уменьшают прибыль пайщика;
      • Нельзя покупать активы, не предусмотренные уставом ИФ;
      • Управляющий не может продать все акции, если вдруг рынок обвалится;
      • Риск потерять вложения.

      Итак, резюмируем. В этом материале мы максимально полно ответили на вопросы, касающиеся инвестиционных фондов. Кому-то полученная информация поможет сохранить и увеличить накопленные средства, кто-то просто примет его к сведению. Но стоит знать, что ИФ – далеко не единственный инвестиционный инструмент. Есть и другие, не менее привлекательные для инвесторов.

      Открытый, интервальный, закрытый ПИФы

      В различных типах фондов установлены разные сроки для покупки и погашения паев.

      Паи открытых фондов не имеют конечного количества, и их можно купить в любой момент. В интервальных фондах сроки, в которые можно подать заявки на приобретение паев, зафиксированы в правилах.

      В закрытых фондах паи можно купить только в процессе формирования фонда или в момент дополнительной выдачи паев. Чтобы выдача состоялась, УК должна издать приказ и провести соответствующую процедуру, а потом заплатить пошлину и внести изменения в ПДУ. Как правило, дополнительные выдачи проводятся, когда УК и инвестор уже договорились, какое имущество поступит в фонд.

      В открытых фондах погасить паи можно в любой рабочий день, в интервальных и закрытых всё немного сложнее.

      Покупка и продажа паев

      Частный инвестиционный фонд

      Купить паи можно у УК или ее агентов, например брокеров, инвестиционных и финансовых компаний. Для этого необходимо подать заявку и перевести деньги на счет фонда. Это несложно.

      Чтобы стать пайщиком, нужно сделать несколько шагов.

      Выберите ПИФ и узнайте, кто его регистратор: посмотрите в ПДУ на первой странице.

      Узнайте у регистратора о документах, которые необходимы для открытия лицевого счета. Как правило, для физического лица достаточно паспорта и ИНН.

      Составьте заявку на приобретение паев, если вы покупаете паи напрямую у УК или ее агентов, и отправьте ее в УК. Экземпляр заявки всегда есть в ПДУ.

      Частный инвестиционный фонд

      Если покупаете паи у другого пайщика, достаточно заключить договор купли-продажи, заверять у нотариуса его не нужно. Показать договор потребуется только регистратору, чтобы вас внесли в реестр владельцев паев.

      Оплатите заявку или договор, например в личном кабинете вашего банка. Все, теперь вы пайщик.

      Экземпляр заявки найдете в ПДУ вашего фонда

      Продать паи сложнее. Пайщик может продать свои паи сам либо через посредников: брокеров, агентов, инвестиционные компании.

      Если вы хотите максимально заработать на продаже паев — ищите покупателей и привлекайте посредников. Можно поискать инвестиционные компании, которые занимаются перепродажей паев, найти покупателя через знакомых или на финансовых форумах. Чтобы продать паи, достаточно заключить простой договор купли-продажи и представить его регистратору.

      Если не хотите тратить время на поиски — напишите заявку на погашение паев в УК. Паи будут погашены по текущей стоимости, зафиксированной в документах, поторговаться и заработать больше не получится.

      Экземпляр заявки на погашение паев есть в ПДУ. Но только паи открытых ПИФов можно погасить в любой момент

      Преимущества ПИФов

      Дальше будут недостатки, но сначала — достоинства.

      Возможна высокая доходность. ПИФы могут показывать хорошую доходность по сравнению с депозитами и облигациями. Все зависит от стратегии, которой придерживается УК.

      Не нужно возиться с деньгами каждый день. Пайщик не тратит время на изучение и анализ рынков, этим занимается УК. Она отслеживает изменения, старается минимизировать риски и увеличить активы. Она знает, на какие факторы нужно обращать внимание в первую очередь, как грамотно оценить и уменьшить риски.

      Отчетность. Если паи не ограничены в обороте, то УК обязана ежемесячно публиковать отчетность ПИФа на своем сайте. Любой человек может получить самую подробную информацию о составе и структуре активов фонда.

      Механизмы защиты. Интересы пайщиков достаточно хорошо защищены. УК невыгодно банкротить фонд, поскольку от объема активов зависит ее вознаграждение и деловая репутация. Пара сомнительных сделок — и все пайщики разбегутся.

      Продать по-быстрому активы фонда за бесценок тоже не получится. Специализированный депозитарий (СД) не даст согласие на подозрительную сделку и будет обязан сообщить о ней в Банк России. А Банк России может потребовать от УК экономического обоснования ее действий и, если сочтет его недостаточным, привлечь прокуратуру.

      Фиксированные суммы расходов. Сумма вознаграждения УК прописана в ПДУ, также там указаны лимиты расходов из средств фонда: вознаграждения СД, регистратора, оценщика, аудитора, прочие расходы. Если по итогам года УК потратит больше, чем зафиксированные в ПДУ проценты от среднегодовой стоимости чистых активов фонда, она будет обязана вернуть переплату. Это должно гарантировать пайщику защиту от лишних трат УК.

      Возможность поменять паи одного ПИФа на паи другого ПИФа в той же УК. Это полезно в тех случаях, когда пайщика устраивает, как УК управляет его имуществом, но он хочет распределить риски. Например, у УК в доверительном управлении есть несколько фондов. Каждый фонд рассчитан под свои цели и работает с определенными активами.

      Недостатки ПИФов

      Доход не гарантирован. УК не может гарантировать, что пай подорожает, потому что любые инвестиции — это риск. Если УК вложилась в акции, а эмитент обанкротился, пайщики потеряют деньги. У инвестиций в депозиты и недвижимость тоже есть риски: у банка могут отобрать лицензию, а здание может банально рухнуть. Поэтому в каждом ПДУ указывается, что результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем.

      Высокий порог входа в закрытых фондах. В законе не указана минимальная сумма взноса. На практике в закрытых фондах сумма начинается от 250 тысяч рублей. Одна УК, с которой я работал, выдает паи при взносе от 10 млн рублей.

      В открытых фондах минимальная сумма взноса значительно ниже, встречаются варианты от 5000 рублей и от 50 000 рублей. Чем крупнее и известнее финансовая организация, тем больше средств она может привлечь и тем меньше будут стоить ее услуги в пересчете на одного клиента.

      Самые крупные холдинги кроме своей УК создают еще и собственный депозитарий. Это не запрещено законом. Например, УК «ВТБ капитал управление активами» обслуживается в СД «ВТБ специализированный депозитарий». Группа компаний «Регион» тоже имеет свою УК и свой СД.

      Оценщика и аудитора УК выбирает для фонда сама и оплачивает их услуги за счет ПИФа. Поэтому УК может попросить оценщика немного завысить оценочную стоимость активов, чтобы увеличить свое вознаграждение. Аудитора можно попросить не выносить в аудиторское заключение мелкие нарушения, чтобы не портить репутацию УК в глазах пайщиков. То есть все свое, карманное.

      Лицензионные риски. Если у УК отзовут лицензию, пайщикам придется искать другого доверительного управляющего.

      Что не так с ПИФами

      За шесть лет я поработал в разных управляющих компаниях. И только одна из них действительно работала с большим количеством пайщиков. Большинство УК были созданы искусственно. Их встраивали в финансово-промышленные холдинги, чтобы экономить деньги компании: ПИФы не платят налоги на прибыль.

      Для обычного клиента это плохо, потому что такие УК не заботятся о качестве услуг и не дорожат своей репутацией. Основной пайщик обеспечивает им стабильность, а остальных инвесторов они рассматривают как небольшой дополнительный доход.

      Вот как выглядит эта схема для бизнеса в области недвижимости. Все активы, которые предназначены для продажи или сдачи в аренду, передаются карманной УК и становятся имуществом ПИФа. А дальше ПИФ самостоятельно сдает и продает недвижимость — налог на прибыль при этом нулевой.

      Хитрость в том, что пайщик не может узнать, кто кроме него владеет паями фонда. УК каждый месяц посылает в Банк России отчет о владельцах паев, но это закрытая информация, она не разглашается. Единственный вариант — спросить представителя УК во время личной беседы, но УК не обязана раскрывать эту информацию.

      Если пайщик хочет удостовериться, что он единственный или самый крупный владелец паев фонда, ему могут неофициально показать документы. Но если пайщик хочет узнать, сколько еще человек вложились в ПИФ, то ему, скорее всего, откажут.

      Я бы не советовал ПИФы тем, кто хочет вложить деньги и забыть о них на пару лет. Пайщику стоит периодически проверять, как идут дела у УК, узнавать о стратегии, планах и прогнозах.

      Инвестиционный фонд муниципального образования

      Государственная поддержка региональных инвестиционных проектов

      Скопин Алексей Олегович
      кандидат экономических наук, доцент
      Россия, Вятский государственный университет
      [email protected]

      В статье автор делает обзор нормативной базы в области государственной поддержки (на федеральном уровне и уровне субъектов федерации) региональных инвестиционных проектов, осуществляемых в форме капитальных вложений. Отмечает существенную роль в софинансировании региональных инвестиционных проектов Инвестиционного фонда России, показывает роль региональных инвестиционных фондов, как нового инструмента государственной поддержки региональных инвестиционных проектов.

      регион, региональные инвестиционные проекты, региональный инвестиционный фонд, инвестиционная деятельность, государственная поддержка.

      Категории статьи:

      Актуальные проблемы реализации права на осуществление населением местного самоуправления в муниципальных образованиях Нижегородской области
      Эконометрический анализ валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа
      Оценка эффективности крупномасштабных инфраструктурных сетевых проектов
      Перспективы реализации национального проекта «Культура» в городе Севастополе
      Финансовые механизмы, способы и меры достижения инновационного технологического развития России

      Статья также доступна (this article also available):

      Актуальность

      В условиях высокой потребности сферы государственно-частного партнерства в государственной поддержке актуальными становятся вопросы инструментального обеспечения инвестиционной политики в области регионального развития. Как показывают Мнацаканян А.Г., Генне В.В. [6], опыт государств с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что важнейшая составляющая повышения эффективности государственного финансового регулирования экономики связана с внедрением рыночных механизмов и вовлечением в процесс производства общественных благ частного бизнеса. Возможности партнерства государства и бизнеса в решении подобных вопросов в нашей стране пока ограничены из-за неразвитости рыночных отношений и низкой мотивации частного сектора. Вместе с тем в долгосрочной перспективе по мере формирования и развития необходимых институциональных предпосылок такое взаимодействие способно обеспечить решение многих социально-экономических проблем.

      Рассмотрим формы и методы государственной поддержки региональных инвестиционных проектов, реализуемых в виде капитальных вложений, на федеральном и региональном уровнях. Особый интерес представляет нормативно-правовая база государственной поддержки, подкрепленная практикой реализации конкретных проектов.

      Государственное регулирование инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях

      Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, согласно Федеральному закону №39-ФЗ от 25.02.1999 г. [1], осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы (табл. 1).

      Таблица 1 — Формы и методы регулирования федеральными органами государственной власти инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

      Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

      • совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
      • установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
      • защита интересов инвесторов;
      • предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
      • расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
      • создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
      • принятие антимонопольных мер;
      • расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
      • развитие финансового лизинга в Российской Федерации;
      • проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
      • создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов

      Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

      • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
      • ежегодное формирование федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
      • размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
      • проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      • защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
      • выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;
      • вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
      • предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы (табл. 2).

      Таблица 2 — Формы и методы регулирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

      разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

      проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

      предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;

      размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

      выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;

      вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

      Рассмотрим на примере отдельных регионов ПФО формы и методы государственной поддержки инвесторам.
      В частности, Правительство Республики Татарстан предоставляет следующие формы и методы государственной поддержки: возможность получения бюджетного кредита; компенсацию части процентной ставки за пользование банковскими кредитами; государственные гарантии по приоритетным инвестиционным проектам; налоговые преференции; участие государства в реализации проектов путем софинансирования; гранты. В соответствии с республиканским законодательством для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на предприятиях Республики Татарстан, предусмотрены налоговые льготы — снижение ставки налога на прибыль до 13,5% в части налога, подлежащего зачислению в бюджет Республики Татарстан, и снижение налоговой ставки до 0,1% на имущество — вновь созданное, приобретенное организацией для реализации инвестиционного проекта в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности.

      В Удмуртской Республике, начиная с 2006 года действует Закон №26-РЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике» от 22.06.2006 г., где также указаны основные формы поддержки инвесторов: 1) предоставление инвесторам льгот по налогам (по налогу на прибыль организаций (снижение налога на 4,5%); освобождение от налога на имущество организаций); 2) предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на инвестиционные цели из бюджета Удмуртской Республики; 3) предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Удмуртской Республики; 4) предоставление государственных гарантий;
      5) включение инвестиционных проектов в Реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики; 6) информационная и организационная поддержка инвесторов, в том числе методическая и организационная помощь в оформлении заявок на получение софинансирования из федеральных институтов развития. С 2009 года в Удмуртской Республике началось формирование системы управления государственно-частным партнерством, основу которой заложило принятие Закона УР от 09.10.2009 N 39-РЗ «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах».

      Ярким примером проекта государственно-частного партнёрства стал проект «Строительства и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через р. Кама и р. Буй у г. Камбарка» общей стоимостью более 14 млрд. рублей. Целью данного проекта является инфраструктурное обеспечение транспортно-экономических межрегиональных связей.

      Основные меры государственной поддержки инвесторов, реализующих на территории Республики Марий Эл инвестиционных проекты приведены в табл. 3.

      Таблица 3 — Основные меры государственной поддержки инвесторов, реализующих на территории Республики Марий Эл инвестиционных проекты (по состоянию на 12 марта 2012 г.) [2]

      Закон РМЭ от 21.03.2012 г. №17-З «Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений»

      Закон регулирует отношения в области инвестиционной деятельности и определяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

      Закон РМЭ от 2.08.2011 г. № 45-З «Об участии РМЭ
      в государственно-частном партнерстве» (ГЧП)

      Закон определил основы правового регулирования, цели, принципы и формы участия РМЭ в ГЧП, а также основные термины и определения в рамках указанного закона

      Закон РМЭ от 27.10.2011 г. № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в РМЭ»

      В соответствии со ст. 3 Закона предусмотрено освобождение
      от налога на имущество:
      — организаций — в отношении автомобильных дорог общего пользования, частных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них;
      — жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов, ТСЖ — в отношении имущества, используемого для осуществления уставной деятельности, за исключением имущества, сдаваемого в аренду;
      — организаций, вложивших в строительство объекта социальной инфраструктуры частные инвестиции в размере не менее
      100 млн. рублей (на 20 лет со дня ввода объекта в эксплуатацию при условии нахождения объекта на территории республики);
      — организаций, вложивших в строительство объекта сферы туристской индустрии частные инвестиции в размере не менее 25 млн. рублей (на 10 лет со дня ввода объекта в эксплуатацию при условии нахождения объекта на территории республики);
      — организаций, реализующих на территории республики инвестиционные проекты с привлечением инвестиций на сумму более 100 млн. рублей (в пределах срока окупаемости, но не более чем на 3 года).

      В соответствии со ст. 8 Закона для организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при применении упрощенной системы налогообложения, налоговые ставки установлены в размерах:
      10% — при осуществлении видов экономической деятельности:
      — обрабатывающие производства;
      — строительство;
      — научные исследования и разработки;
      — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
      — рыболовство, рыбоводство;
      — добыча общераспространенных полезных ископаемых;
      — туризм.
      13% — при иных видов экономической деятельности.

      В соответствии со ст. 12 Закона предусмотрено понижение ставки налога на прибыль организаций:
      — на 1% при условии, что размер инвестиций составляет от 25 до 50 млн. рублей;
      — на 2% при условии, что размер инвестиций составляет от 50 до 75 млн. рублей;
      — на 3% при условии, что размер инвестиций составляет от 75 до 100 млн. рублей;
      — на 4% при условии, что размер инвестиций составляет свыше 100 млн. рублей

      Постановление Правительства РМЭ от 23.07.2010 г. № 191 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты»

      Предоставление субсидий в форме:
      — частичного возмещения затрат по лизинговым платежам
      по договору (договорам) лизинга;
      — частичного возмещения затрат по процентным платежам кредитного договора (договоров).
      Субсидии предоставляются предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение производств и приобретающим основные фонды (оборудование, приборы, машины и механизмы) с целью реализации инвестиционного проекта.
      Субсидии предоставляются в пределах срока реализации проектов, но не более 5-ти лет. Выплата субсидий производится ежемесячно в размере двух третей ставки рефинансирования Центробанка России.

      Постановление Правительства РМЭ от 29.12.2005 г. № 306 «Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в собственности РМЭ»

      Взимание арендной платы за землю по минимальной ставке — 0,01% от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых для расчета арендной платы.

      Распоряжение Правительства РМЭ от 2.03.2004 г. № 113-р
      «Об утверждении примерной формы инвестиционного соглашения между Правительством РМЭ и инвестором, реализующим инвестиционный проект на территории РМЭ»

      Между Правительством РМЭ и инвестором заключается инвестиционные соглашения о взаимодействии и сотрудничестве.
      В рамках соглашений определяются конкретные мероприятия, объемы и источники финансирования, а также действия сторон при реализации инвестиционного проекта, что позволяет активизировать и скоординировать действия сторон при реализации инвестиционных проектов.

      Распоряжение Правительства РМЭ от 17.06.2009 г. № 330-р
      «О формировании и ведении реестра свободных инвестиционных площадок в РМЭ»

      Ведение реестра свободных инвестиционных площадок (свободных объектов, предлагаемых для использования
      в инвестиционных целях и пригодных для размещения объектов производственного, торгового и иного назначения), который размещается для свободного доступа
      на официальном Интернет-портале РМЭ.

      Закон РМЭ от 27 ноября 2009 г. № 63-З «О развитии малого и среднего предпринимательства в РМЭ»

      Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами и органами государственной власти РМЭ в области развития малого и среднего предпринимательства в РМЭ

      Постановление Правительства РМЭ от 1 сентября 2011 № 277
      «О республиканской целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в РМЭ на 2012-2016 годы»

      С целью финансовой поддержки инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств республиканского и федерального бюджетов на 2012 г. предусматривается:
      Содействие модернизации производства – 26,75 млн. руб.:
      — компенсация затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) по договорам лизинга (до 80%, но не более 1,0 млн. руб.);
      — компенсация затрат, связанных с приобретением технологического и (или) энергетического оборудования для малых предприятий со средней численностью работников
      от 50 чел. (30%, но не более 1,0 млн. руб.).
      Поддержка инновационной деятельности — компенсация затрат, связанных с научными исследованиями и разработками (50%,
      но не более 1,0 млн. руб.).

      Софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства – 8,5 млн. руб. (аналогичная поддержка планируется на уровне муниципальных образований республики).

      Предоставление поручительств (гарантий) – 25,0 млн. руб. При нехватке залогового обеспечения для привлечения кредита можно воспользоваться поручительством (гарантией), предоставляемым Республиканским фондом поддержки малого и среднего предпринимательства. Стоимость поручительства (гарантии) составляет не более 1,0% годовых, для инновационных предприятий – 0,5% годовых от суммы поручительства. Максимальный срок поручительства – не более 7 лет, сумма – не более 10,0 млн. руб.
      Справочно: имеющийся на 1 января 2012 г. уровень капитализации фонда позволяет предоставить поручительства (гарантии) на 300,0 млн. руб.

      Микрофинансирование – 12,35 млн. руб. Предоставляются микрозаймы до 1,0 млн. руб. по упрощенной схеме (16% годовых за счет собственных средств и средств республиканского бюджета, 10% годовых – за счет средств федерального бюджета)

      «О грантах Главы РМЭ
      на модернизацию производства предприятий малого и среднего бизнеса
      в 2012 году» (проект находится в стадии согласования)

      Компенсация затрат малым и средним предприятиям (юридическим лицам), связанных с приобретением производственного оборудования (за исключением легкового автомобильного транспорта):
      Размер предоставляемых субсидий:
      10% от суммы затрат – при затратах до 0,5 млн. руб.;
      15% – при затратах свыше 0,5 млн. рублей до 1,0 млн. руб.;
      20% – при затратах свыше 1,0 млн. руб.
      Общий объем поддержки на 2012 г. составит 20,24 млн. руб.
      Максимальный размер субсидии не превышает 1,0 млн. руб. на одного получателя поддержки.

      В Кировской области государственная поддержка инвесторов осуществляется с использование следующих форм и методов: субсидирование части процентных ставок по привлекаемым частными инвесторами кредитным ресурсам, субсидирование части лизинговых платежей по заключенным договорам лизинга; бюджетные инвестиции частным инвесторам — юридическим лицам (предусматривает передачу в собственность области акций (долей) этих организаций стоимостью, эквивалентной размеру государственных инвестиций); государственные гарантии области по обеспечению частными инвесторами их обязательств по уплате кредитных и (или) лизинговых платежей; залоговое обеспечение исполнения частными инвесторами их обязательств за счет использования объектов залогового фонда области; льготные условия пользования имуществом, находящимся в областной собственности; гранты; субсидирование части купонного дохода частным инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, впервые привлекающим инвестиции путем выпуска облигаций. Кроме того, Правительство Кировской области оказывает содействие: в разработке и получении исходно-разрешительной документации по проекту; в решении вопросов регистрации, организации и постановки на учет в налоговых органах; по резервированию и выделению земельных участков и производственных площадок; по оформлению прав собственности, заключению договоров аренды имущества; в решении споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта; в получении юридического, аудиторского, страхового сопровождения проекта, в получении услуг оценочных организаций.

      Поддержка региональных инвестиционных проектов Инвестиционным фондом РФ

      Одним из важнейших инструментов финансирования региональных инвестиционных проектов является Инвестиционный фонд Российской Федерации, образованный в конце 2005 года и в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и представляющий собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства [3].

      Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации, для реализации инновационных проектов, создания и (или) реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, включая подготовку конкурсной документации, и мероприятий по подготовке территории строительства, включая выкуп земельного участка, и разработке проектной документации на объекты капитального строительства, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для реализации региональных инвестиционных проектов.

      Главная цель использования средств Фонда – поддержка приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы.

      В рамках деятельности Фонда осуществляется тесное взаимодействие с институтом развития – государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». По ряду региональных инвестиционных проектов (например, «Чистый Дон») Внешэкономбанк выступает в качестве кредитной организации, представляющей заемные средства для реализации проекта.

      В июне 2008 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации была начата работа по поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации региональных инвестиционных проектов. В целях выполнения поручения Президента утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2008 г. №468 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134». В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации была введена новая категория проектов Фонда – региональные инвестиционные проекты, установлены требования к структуре проектов и определен порядок рассмотрения заявок на финансирование региональных инвестиционных проектов.

      Результаты реализации проектов позволяют констатировать, что государственная поддержка инвестиционных проектов за счет средств Фонда стала катализатором активности частных инвесторов. С учетом материалоемкости проектов, их масштабов и комплексности, они являются важным фактором в стимулировании внутреннего спроса на отечественную продукцию в целом. Реализация проектов Фонда препятствует росту безработицы и падению производства, загружая имеющиеся производственные мощности в регионах, обеспечивая заказами проектные и строительные организации, увеличивая наполнение региональных и местных бюджетов, сохраняя покупательскую способность населения.

      Новый инструмент государственной поддержки региональных инвестиционных проектов — региональные инвестиционные фонды

      Новым механизмом финансовой поддержки региональных инициатив по привлечению инвестиций должны стать региональные инвестиционные фонды с участием средств федерального бюджета. Такой инструмент государственной поддержки разработан Министерством регионального развития России в соответствии с поручением, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1189, для расширения использования механизмов государственно-частного партнерства на региональном уровне.

      30 октября 2010 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 880 утверждены Правила [5], регламентирующие новый подход к предоставлению субсидий за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации при условии создания в субъектах Российской Федерации региональных инвестиционных фондов. Указанные Правила вступят в силу с 1 января 2013 года.

      Как и прежде, при предоставлении субсидий из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации будет сохранен принцип оказания поддержки конкретным проектам, соответствующим критериям бюджетной, финансовой и экономической эффективности, приоритетным направлениям развития экономики. Это условие позволяет реализовать принцип адресности поддержки, а также обеспечить достижение конкретных результатов по итогам использования субсидии. При этом в рамках нового подхода отбор таких проектов будет осуществляться самими субъектами Российской Федерации.

      Основным условием для получения субсидии станет создание регионального инвестиционного фонда, по сути являющегося аналогом «федерального» Инвестиционного фонда Российской Федерации, но на уровне субъекта Российской Федерации. Для этого региональным властям предстоит:

      • принять необходимую для функционирования регионального инвестиционного фонда нормативную базу;
      • провести отбор проектов;
      • начать реализацию как минимум одного из отобранных проектов.

      Кроме того, в настоящее время подготовлены поправки в бюджетное законодательство Российской Федерации, дополняющие Бюджетный кодекс Российской Федерации положениями о региональных инвестиционных фондах.

      Согласно законопроекту, разработанному Минфином России по согласованию с Министерством регионального развития России, статья 179.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации будет изложена в новой редакции.

      Указанной редакцией дается определение понятию «Инвестиционный фонд» как части средств бюджета, подлежащей использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

      Согласно предлагаемым поправкам к инвестиционным фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации и инвестиционные фонды субъектов Российской федерации (региональные инвестиционные фонды).

      Законопроектом предусматривается, что инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации могут быть созданы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (за исключением законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации), а порядок формирования и использования бюджетных ассигнований таких фондов устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

      В целях оказания методологической поддержки Министерством регионального развития России утверждено примерное положение о региональном инвестиционном фонде (приказ от 27 мая 2011 г. № 254 [4]), которым рекомендуется руководствоваться при разработке соответствующих проектов нормативных актов субъектов Российской Федерации.

      Бюджетные ассигнования регионального инвестиционного фонда предоставляются в следующих формах (рис. 1).

      Рисунок 1 — Формы предоставления бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда

      Учитывая, что поддержка региональных инвестиционных проектов является эффективным инструментом улучшения инвестиционного климата в регионах и развития государственно-частного партнерства, а также заинтересованность субъектов Российской Федерации в реализации механизма региональных инвестиционных фондов, Министерство регионального развития России при проведении работы по формированию федерального бюджета на 2013 год и плановый период направит в Министерство финансов России предложения об увеличении объема Инвестиционного фонда Российской Федерации и выделении 20 млрд. рублей ежегодно в целях софинансирования региональных проектов государственно-частного партнерства, реализуемых через региональные инвестиционные фонды, с тем чтобы с 2013 года региональные инвестиционные фонды заработали в полную силу.

      Заключение

      В целом можно сделать вывод, что в настоящее время нормативно-правовая база в области государственной поддержки региональных инвестиционных проектов достаточно проработана. Новые условия хозяйствования, требуют разработки новых регламентов, о чем свидетельствует разработка положения о региональных инвестиционных фондах, которые в условиях государственно-частного партнерства становятся важнейшим инструментов софинансирования региональных инвестиционных проектов. В дальнейшем требуется регулярная, соответствующая времени, корректировка существующей нормативно-правовой базы и организационных механизмов ее реализации.

      Библиографический список

      1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями).
      2. Официальный интернет-портал Республики Марий Эл // http://portal.mari.ru
      3. Информация о параметрах функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации // Официальный сайт регионального развития. URL http://www.minregion.ru
      4. «Об утверждении примерного положения о региональном инвестиционном фонде» Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 мая 2011 г. N 254.
      5. «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» Постановление Правительства РФ от 30 октября 2010 г. N 880.
      6. Мнацаканян А.Г., Генне В.В. Особенности взаимодействия государственных и негосударственных финансов в проектах государственно-частного партнёрства на региональном уровне // Известия Калининградского государственного технического университета. 2011. № 22. С. 18-23.

      Выходные данные
      ООО «МЦНИП» ©2011-2020
      Современные технологии управления
      ISSN 2226-9339
      Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
      Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
      тел.8-919-511-32-15
      [email protected]

      Параметры выхода
      />Open Access Journal
      Язык журнала: русский, английский
      Территория распространения — РФ, зарубежные страны
      Возрастная категория сайта: 6+

      Источник https://cpi-invest.ru/chastnyy-investitsionnyy-fond/

      Источник https://sovman.ru/article/1802/

      Источник

      Источник