ВНЖ за инвестиции: что предлагают страны мира
Содержание статьи
ВНЖ за инвестиции: что предлагают страны мира
В Российской Федерации нет возможности получить вид на жительство за инвестиции (зато претендовать на упрощенное получение гражданства можно). Однако многие государства мира не против такой практики. В этой статье мы сделаем небольшой обзор стран, предлагающих получить ВНЖ за инвестиции в их экономику.
Можно ли получить ВНЖ за инвестиции в России
На момент написания поста ВНЖ за инвестиции в России не выдают. Такое основание законом не предусмотрено. РВП инвесторам также «не светит».
Но в России уже находится в разработке закон, который позволит обеспеченным иностранцам получать вид на жительство при определенных вложениях в российскую экономику или недвижимость. Поэтому, возможно, уже в 2021 году ВНЖ получение вида на жительство за инвестиции в России станет реальностью.
ВНЖ за инвестиции в Европе
Прежде чем приступить к перечислению европейских стран, готовых приютить у себя состоятельных граждан, стоит уточнить, что существует два типа инвестиций, лежащих в основе программ получения ВНЖ: активные и пассивные.
- Активное инвестирование заключается в создании нового или покупке действующего бизнеса на территории страны. Выгода государства при этом очевидна ведь вы сохраняете или создаете новые рабочие места.
- Пассивное инвестирование предполагает приобретение акций местных компаний, покупку государственных облигаций или вклад в коммерческую недвижимость.
Греция позволяет приобрести свой ВНЖ за: инвестиции в недвижимость (от 250 тысяч евро), инвестиции в развитие греческой экономики (от 300 тысяч евро) и просто для финансово независимых лиц (годовой доход от 24 тысяч евро, перечисляемый на счета греческого банка).
Португалия предлагает несколько вариантов инвестирования: недвижимость от 350 тысяч евро, создание нового бизнеса, рассчитанного минимум на 10 человек, или инвестирование 250 — 350 тысяч евро в научные исследования, поддержку проектов в области искусства или развитие проектов возобновляемых источников энергии.
Испанию устраивают пассивные инвестиции: от 2 миллионов евро в испанские облигации, банковский депозит в размере от 1 миллиона евро и недвижимость, ценой свыше 500 тысяч евро.
Франция предлагает состоятельным иностранцам долгосрочную визу, на основании которой можно жить в этой стране, но нельзя работать. Условия такие: годовой доход от 20 000 евро, обязательная годовая аренда или покупка квартиры во Франции и оформление страховки. Визу можно продлевать. Но выгодна она только тем, кто получает доход в другой стране, так как налоги во Франции крайне высоки.
Кроме того, в стране Эйфелевой башни действует программа Talent Passport. Это четырехлетний вид на жительство, предусмотренный за инвестиции в размере от 300 000 евро в местные компании.
Италия не прочь выдать ВНЖ тем, кто сделает вклад в итальянские инновационные стартапы (от полумиллиона евро), в социально значимые проекты (от 1 миллиона) или в государственные облигации (от 2 миллионов евро).
Великобритания славится своей любовью к крупным инвесторам, которых она готова поддерживать и позволить проживать на своей территории. Правда стоит это недешево — от 2 миллионов евро, вложенных в британские облигации или компании.
Ирландия тоже симпатизирует обеспеченным гражданам: за 1 000 000 евро, инвестированный в ирландские предприятия сроком на 3 года, вам выдадут вид на жительство сроком на 5 лет с возможностью продления.
ВНЖ за инвестиции в страны Карибского бассейна
Если вас отталкивают суммы в миллионы евро, отвлекитесь от старушки Европы и обратите свой взор на Карибское море. Взносы там в 10 раз меньше, налоги ниже, а климат жарче. Взять, к примеру, государство Антигуа и Барбуда. Оно предлагает не просто вид на жительство, а сразу гражданство всем желающим, способным пожертвовать в государственный фонд острова 100 000 долларов или обзавестись недвижимостью за 200 000.
Гренада — 150 000 долларов в фонд развития острова или 220 000, вложенные в недвижимость, обеспечат вас возможностью постоянно проживать на тропическом острове со средней температурой в +26 С.
Монархия, расположенная на островах Сент-Китс и Невис, уже более 30 лет выдает разрешения на ПМЖ иностранцам, поддерживающим ее экономику финансовыми вливаниями. И эта программа, быть может, одна из самых выгодных. Желающий перебраться на этот карибский остров может купить коммерческую недвижимость стоимостью свыше 200 000 долларов, получить ВНЖ, а затем и гражданство, а через 7 лет продать этот объект. Второй вариант —невозвратное пожертвование в Фонд Устойчивого Развития (150 000 долларов).
Похожая программа существует и в Доминике. Сумма невозвратного платежа для получения сразу гражданства составляет 100 000 долларов для одного человека. Если оформляется супружеская пара или родитель с двумя детьми — 175 000 долларов. Помимо взноса желающие должны будут оплатить проверку благонадежности в размере 7500 долларов на одного просителя.
Маленький карибский остров Ангилья демонстрирует большие аппетиты. Британская «колония» обещает выдать вид на жительство тем, кто внесет в Фонд капитального развития Ангильи 150 000 долларов на себя и по 50 000 на каждого члена семьи. К взносу в Фонд плюсуются сборы на обработку заявок и плата за проверку благонадежности 3000 и 7500 тысяч долларов.
ВНЖ за инвестиции в Южной Америке
Со странами Латинской Америки все обстоит еще интереснее. Например, в Чили можно получить вид на жительство если привезти в их страну рабочий бизнес-план и 10 000 долларов. Бизнес-план, правда, должен одобрить МИД Чили.
По такой же схеме, но чуть дороже, можно оформить инвесторский ВНЖ в Аргентине. Бизнес-проект подается в Национальное Управление Миграции Аргентины, а на счет в ЦБ Аргентины вносится сумма, эквивалентная 85 000 долларам США. Легальность средств придется доказать. Бизнес-план могут одобрить и тогда вы получите ВНЖ на один год с возможностью пролонгации. А могут отказать, и тогда вам придется покинуть страну. Впрочем, свой вклад вы не потеряете, а вот деньги, потраченные на все процедуры оформления — да.
Уругвай будет рад даже малому бизнесу. Подать на ПМЖ можно приехав в эту страну и зарегистрировав там фирму с месячным доходом в 1800 долларов на семью из трех человек. Условие с открытием фирмы не обязательно, но по факту найти работу по найму в этой стране почти нереально, а для получения вида на жительство обязательно нужно подтвердить легальность источника дохода.
Жаркая Мексика предлагает несколько вариантов получения ВНЖ. Вариант первый — недвижимость ценой свыше 200 000 долларов. Вариант второй — покупка доли в действующем бизнесе Мексики от 107 000 долларов. Вариант третий, возможно самый интересный — виза рантье. Она выдается тем, кто имеет месячный доход не ниже 2000 долларов на человека и получает его вне Мексики. Т.е. вы можете сдавать квартиру в аренду, получать проценты от вкладов или работать фрилансером. Главное, чтобы вы получали деньги вне Мексики, а тратили их в ней. Устроиться на работу с такой визой нельзя, а вот получить ВНЖ можно
СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России
Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.
Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.
В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. <…> В инвестиционных соглашениях <…> предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».
Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.
Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).
В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.
Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона
Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?
Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).
Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).
Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.
В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.
Требования к ОРП
В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:
а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.
Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.
Требования к инвестиционным проектам
Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.
Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.
Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:
- игорный бизнес;
- производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
- добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
- оптовая и розничная торговля;
- деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
- строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.
Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.
Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:
Акты, подлежащие «стабилизации»
1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин
Не менее 10 миллиардов рублей
2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ
3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке
4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:
1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ
2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке
— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;
— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;
— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.
5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».
Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки
Объем капиталовложений ОРП
До 5 млрд. рублей
От 5 до 10 млрд. рублей
От 10 млрд. рублей
Процедура заключения СЗПК
Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.
Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.
До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться — усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.
Ответственность сторон и расторжение договора
Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.
Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.
Ответственность публично-правовых образований
Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.
Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.
Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).
Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.
Меры государственной поддержки
Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:
- на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
- на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:
- 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
- 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.
Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.
Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.
Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Авторы:
Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Источник https://migranturus.com/vnzh-za-investicii/
Источник https://pravo.ru/story/223639/
Источник
Источник