20/04/2024

Особенности стратегического планирования в условиях кризиса. Особенности бизнес-планирования в условиях кризиса

 

Особенности стратегического планирования в условиях кризиса. Особенности бизнес-планирования в условиях кризиса

В Санкт-Петербурге состоялся XIV Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Основными темами мероприятия стали перенастройка системы стратегического планирования в связи с принятием Федерального закона № 172‑ФЗ и проблема ресурсного обеспечения стратегий и их увязки с бюджетным процессом.

Стратегии и реальность

Ровно год назад, подводя итог­и 13‑го по счету Форума стратегов, мы рассуждали о кризисе, с которым столкнулась идеология стратегического планирования в новых экономических и политических условиях. Углуб­ление экономического спада на фоне санкций, а также обвал национальной валюты сделали ранее принятые прогнозы и стратегии неактуальными. Более того, деятельность органов власти на всех уровнях практически лишилась стратегического «измерения». Можно констатировать, что за прошедший год уровень неопределенности нисколько не снизился. Эксперты говорят об общем снижении активности в разработке стратегий, о дальнейшем сокращении реального горизонта планирования. Очевидно, что стратпланирование переживает не лучшие времена.

Некую иллюзию движения впере­д создает работа, начавшаяся в связи с принятием Закона № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Разработчики закона по-прежнему рассчитывают, что он позволит реализовать давнюю идею о четкой иерархии федеральных, региональных и местных стратегических документов, увязанных между собой по срокам, задачам и индикаторам. Впрочем, пока у этой пирамиды отсутствует ключевой — верхний — ярус. Главный экономист Внешэкономбанка (а в недавнем прошлом — заместитель министра экономического развития, курировавший вопросы стратегического планирования) А. Н. Клепач заявил, что основной стратегический документ страны — Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 года — устарел уже к моменту своего принятия, поскольку это произошло в разгар мирового финансово-экономического кризиса 2008 года. Об актуальности КДР-2020 в реалиях 2015 года говорить вообще не приходится. По мнению экономиста, этот документ все же сохраняет свою значимость как выразитель определенных стратегических подходов, целей, как «образ желаемого завтра» (по-видимому, то же самое можно сказать и про остальные нереализуемые стратегии: по ним нельзя работать, но они хотя бы заставляют нас задумываться о том, куда мы идем).

Впрочем, актуальность этого «образа» тоже вызывает вопросы. Как отметил сам Клепач, не совсем понятно, насколько текущие оперативные решения, которые правительство вынуждено принимать в условиях кризиса (в первую очередь речь идет о сокращении расходов), имеют стратегические последствия. Означают ли они, что мы больше не придерживаемся всех ранее обозначенных стратегических приоритетов (в том числе, например, содержащихся в майских указах Президента РФ)? «Понятно, что планы теперь нужно корректировать. Но вопрос в другом: собираемся ли мы их в принципе выполнять? Мы просто отклонились и в будущем вернемся на выбранную траекторию или в принципе идем другой дорогой?» — такой вопрос поставил главный экономист Внешэкономбанка.

Перспективы закона № 172‑ФЗ

«После предыдущего кризиса многие сохраняли иллюзию, что, несмотря на все проблемы, бюджет по-прежнему позволит нам реализовывать самые разные приоритеты. Однако теперь ресурсы стали действительно скудными, и без системы стратегического планирования правильно их распределить будет невозможно», — заявил статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ О. В. Фомичёв . Он признал, что в последние два-три года долгосрочные задачи развития все в большей степени приносятся в жертву краткосрочным. «Мы перестаем в рамках текущей политики ориентироваться на принятие решений, которые бы обеспечивали наше долгосрочное развитие. Задача закона о стратегическом планировании — наконец начать выстраивать краткосрочную политику исходя из долгосрочных приоритетов», — подчеркнул чиновник.

В первый год своего действия закон, похоже, не сильно в этом преуспел. Пока на федеральном уровне усилия в части стратпланирования направлены больше на принятие нормативно-правовых актов в развитие Закона № 172‑ФЗ. Уже принято шесть правительственных постановлений, до конца года должно быть принято еще девять. По словам Фомичёва, обнаружилась проблема: хотя закон подробно описывает иерархию системы стратегического планирования, он не предусматривает принятие акта, который бы регламентировал процедуры разработки многочисленных предусмотренных в нем документов и тем самым обеспечивал их взаимную увязку.

Фомичёв сообщил, что в его министерстве уже начата подготовка к разработке стратегии-2030 — основног­о документа стратпланирования в соответствии с законом. В Минэкономики России создана рабочая группа, даже имеются некие предварительные варианты концепции стратегии. Тем не менее существует поручение Правительства РФ утвердить стратегию не ранее 2017 года. Вероятно, правительство учло как общую экономическую неопределенность, так и необходимость масштабной проработки этого документа с экспертным сообществом.

Президент фонда «Центр стратегических разработок» В. Н. Княгинин дал краткое описание полного цикла стратегического планирования в соответствии с новым законом. «Вначале мы делаем прогнозы, из прогнозов вытекают стратегии, на основе стратегий принимаются основные направления деятельности органов исполнительной власти, затем госпрограммы, а уже из них следуют среднесрочные планы, которые в полной мере опираются на бюджет. Закон требует, чтобы мы озвучивали проблемы, ставили цели, декомпозировали их на задачи, привязывали к ним ресурсы и получали систему показателей, которые способны отражать достижение или недостижение поставленных целей», — рассказал эксперт.

По мнению Княгинина, иерархия стратегических документов, преду­смотренная законом, является его наиболее спорной и сложной по воплощению новацией. К общим проблемам формирующейся системы стратпланирования он относит слабое прогнозирование, которое по идее должно быть исходной точкой любых стратегий, а также неверное формулирование целей. «Стратегии должны быть ориентированы на решение проблем, а не на оказание определенного объема государственных и муниципальных услуг. Пока очень часто мы получаем „закупочные“ стратегии и бюджеты», — отметил эксперт. Он также подчеркнул, что стратегии в принципе могут работать, только если они являются лидерскими стратегиями или подкреплены наличием команды. В противном случае они остаются на бумаге.

Реагируя на заявление Княгинина о недостатках прогнозирования, Клепач пояснил, что сложность для прогнозов и стратегий представляет «подвешенный» характер многих ранее принятых решений. «Благодаря механизму условно утверждаемых расходов до трети федерального бюджета не распределяется по ведомствам, а остается в распоряжении Минфина России, что позволяет ему реагировать на экономическую ситуацию. В прогнозе такое невозможно. Там сразу закладываются некие решения и оцениваются их последствия», — сказал экономист. Примером может служить и недавнее решение об индексации пенсий на 4% вместо планируемых 12%. «От этого зависят не только параметры бюджета, но и такие показатели, как рост реальных доходов населения, уровень спроса на 2015–2016 годы», — добавил он.

Мнение регионов

Представители Минэкономразвития России не отрицают, что практику реализации закона о стратпланировании можно будет оценить не раньше чем через несколько лет, когда пройдет полный цикл стратегирования. Тем не менее регионы, разрабатывая свои стратегии, уже стараются ориентироваться на новый закон. Так, по словам министра экономики Республики Татарстан А. А. Здунова , закон помог формализовать работу над региональной стратегией, правильно структурировать ее для обеспечения связи с госпрограммами, а через них — с оперативным уровнем принятия решений. В стратегии Татарстана предусмотрен отдельный раздел с перечнем госпрограмм. Стратегия, как и план ее реализации, уже принята, поэтому в государственные программы вносятся необходимые изменения.

Дождавшись принятия Федерального закона № 172‑ФЗ, приступила к разработке своих стратегических документов и Томская область. В марте 2015 года был принят региональный закон о стратпланировании, в мае — утверждена стратегия развития области до 2030 года. «Мы пришли к пониманию, что стратегия — это в большей степени межведомственный инструмент, особенно региональная. Первое, чего необходимо добиться, — координация всех участников процесса стратпланирования и инструментов, имеющихся в их распоряжении. В нашем случае большое значение имела координация промышленников и транспортников», — рассказала председатель комитета стратегического планирования и программно-целевого управления Департамента экономики Томской области Е. А. Бугаева . По ее словам, в областной стратегии предпринята попытка решить две задачи: реализовать приоритеты федеральной политики в регионе и муниципальных образованиях, а также увязать все инструменты министерств и ведомств и инвестпланы крупных корпораций в одном документе. В качестве проблемы Бугаева отметила отсутствие механизма учета региональных приоритетов на федеральном уровне, а также «инфраструктуры» выявления региональных точек роста.

Проблема ресурсов

Пожалуй, самым больным вопросом для тех, кто занимается стратегиями, все последние годы была синхронизация процессов стратегического и бюджетного планирования и ресурсное обеспечение принимаемых документов. Проблема эта, мягко говоря, далека от своего решения. Так, оказалось, что мы не можем адекватно спрогнозировать объем ресурсов, которыми будем располагать всего через несколько лет. Как напомнил экс-министр финансов России А. Л. Кудрин , в ходе разработки КДР‑2020 шли активные споры о том, какой показатель среднегодового роста ВВП закладывать в стратегию — 6% или 4%. В итоге средний рост ВВП в 2008–2015 годах составил около 1%. «Это существенно меняет ситуацию с точки зрения ресурсов, на которые мы сможем рассчитывать. Может быть, еще раньше их надо было перераспределить как-то иначе, например, сосредоточившись на реформах, которые позволили бы в конечном итоге получить более серьезный рост», — отметил Кудрин.

Итак, с одной стороны, в России в принципе не хватает стратегий, обес­печенных ресурсами. С другой стороны, в лучшей форме находится само долгосрочное бюджетное планирование. Госпрограммы, рассматриваемые как мост между бюджетами и стратегиями, также не вполне нереалистичны — по мнению Кудрина, они сегодня сформулированы так, как будто на их реализацию откуда-то появятся дополнительные ресурсы.

По словам заместителя министра экономического развития РФ А. Л. Ведева , закон о стратегическом планировании фактически не начал действовать и цикл планирования в соответствии с ним будет запущен только в 2017 году, после разработки стратегии-2030. По его мнению, процесс разработки стратегии замедлился в связи с кризисом. «Ситуация склоняет всех — и экспертное сообщество, и правительство — к выработке крат­косрочных прогнозов, а не прогнозов на 5–10 лет. В нынешних условиях планировать на принципах стратегического управления сложно. При всем желании удержать стратегическое направление развития мы должны адаптироваться к кризисным процессам и использовать инструменты оперативного планирования», — сказал Ведев. По его словам, сейчас важно задать новые ориентиры на среднесрочную перспективу, в соответствии с которыми будет идти разработк­а долгосрочных программ развития страны. В настоящее время Минэкономразвития России разрабатывает базовый (наиболее вероятный) сценарий; консервативный, в большей степени учитывающий неблагоприятные внешние условия; и целевой. Целевой сценарий предполагает переход российской экономики к устойчивому росту с темпами не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% и рост производительности труда не менее чем на 5%. «Основная концепция целевого сценария — повышение эффективности экономики стимулированием инвестиционного спроса за счет сокращения текущего потребления», — подчеркнул Ведев.

Заместитель министра финансов России А. М. Лавров считает, что при планировании ресурсов бюджета необходимо придерживаться базовог­о сценария, а при планировании деятельности органов власти в рамках госпрограмм и стратегий — целевого. Это значит, что должны одновременно существовать разные варианты прогноза. При этом достижение целей стратегий и госпрограмм должно опираться в первую очередь на регулятивные инструменты и только потом на ресурсы.

По мнению Лаврова, в России переход на программный бюджет состоялся пока лишь формально. Госпрограммы принимались в основном в 2012 году и уже ничему не соответствуют: «В среднем они обеспечены финансированием не более чем на 60–70 процентов. Каждый бюджетный цикл госпрограммы приходится втискивать в эти бюджетные ограничения. От каких-то мероприятий мы отказываемся, какие-то сокращаем», — пояснил Лавров. Клепач назвал профанацией ситуацию, при которой госпрограммы по сути подгоняют под уже принятый бюджет, не меняя их целевые индикаторы. По словам Лавров­а, Минфин России предлагает заново утвердить госпрограммы, но для этого нужна общая стратегия социально-экономического развития: без нее сложно выбрать приоритеты, сформулировать цели и задачи госпрограмм. Второе необходимое условие — понимание объема имеющихся ресурсов. Функцию их описания должен выполнить долгосрочный бюджетный прогноз до 2030 года. Как подчеркнул замминистра, этот прогноз обязательно должен предусматривать потолки расходов госпрограмм.

По мнению директора Института реформирования общественных финансов В. В. Климанова , сочетание бюджетного планирования и долгосрочного планирования социально-экономического развития необходимо, но между двумя этими процессами существует непреодолимое теоретическое противоречие. «С одной стороны, стратегирование должно быть нацелено на развитие, с другой — финансовый орган должен в определенный момент указывать на наличие бюджетных ограничений и сдерживать постановку задач, не обеспеченных ресурсной базой. Но, опять-таки, если при составлении стратегий не ставить амбициозные цели, то развития не будет. Сколько бы мы ни создавали конструкций, это противоречие все равно сохранится», — отметил эксперт. По его наблюдениям, пока в стратегиях разного уровня уделяется очень мало внимания проблеме ресурсных ограничений — в том числе и в новых стратегиях субъектов РФ, принимаемых в соответствии с Законом № 172‑ФЗ.

Климанов также напомнил, что в 2013 году Минфин России уже предпринял неудачную попытку задать стратегические финансовые ориентиры с помощью потолков расходов по всем гос­программам. Если это не получится сделать и сейчас, то, как считает эксперт, всю идеологию стратегического планирования ждет провал. То же самое произойдет, если правительство не откажется от однолетнего бюджета и не продолжит работу над повышением горизонтов бюджетного планирования.

Нельзя исключать, что в новых экономических условиях идеологию стратегического планирования ожидае­т трансформация, и ограниченность финансовых ресурсов приведет к отказу от привычных для России иерархических моделей, больше подходящих плановой экономике и ориентированных на распределение сверху вниз. О необходимости использования более гибких подходов говорили и на Форуме стратегов. Так, Клепач напомнил, что в России идея стратегического планирования рождена регионами и муниципалитетами, их практикой и желанием жить не только сегодняшним днем, и предложил выстраивать систему снизу. Схожее мнение высказал губернатор Томской области С. А. Жвачкин . По его мнению, попытка выстроить вертикальную систему стратегического планирования разбивается об экономическое разнообразие российских регионов.

На вопросы корреспондента газеты Общественного движения в поддержку политики президента РФ отвечает д.э.н., профессор Е.Н.Ведута — заместитель зав.кафедрой Экономической политики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Елена Николаевна, каковы причины нынешнего мирового финансового кризиса?

Причины всех кризисов кроются в проблеме согласования связей производителей и потребителей продукции. В стихийно организованной рыночной экономике эти связи разорваны во времени и пространстве. Возникающий на основе диспропорционального развития общественного воспроизводства разрыв в цепочке кредитных отношений производителей и потребителей продукции дает импульс к «разбуханию» денежно-кредитной системы. Она, с одной стороны, «подогревает» развитие производства, а, с другой стороны, способствует раскручиванию различных форм фиктивного капитала, начиная от бронзовых векселей и заканчивая огромным ростом государственных долговых бумаг США и других финансовых спекулятивных инструментов. Насильственная балансировка денежного капитала и действительного капитала становится неизбежной.

Альтернативой кризису и хаотичности рыночной экономики является планирование общественного воспроизводства, с которым мы знакомы с советских времен. В процессе планирования обеспечивается необходимая координация взаимосвязей производителей во времени и пространстве и соответствующее им движение финансовых потоков. Поэтому стратегическое планирование развития экономики государства является необходимым условием ее устойчивого бескризисного развития.

Как просто. Но мы ведь это уже проходили!

Советское планирование доказало свою мощь в период второй мировой войны, в быстром восстановлении народного хозяйства и выходе страны в ведущие промышленные державы мирового сообщества. Однако, начиная с 50-х гг., планирование становилось все более некачественным, способствующим усилению диспропорционального развития советской экономики. В условиях достижения военного паритета с США страна нуждалась в переориентации советского планирования на обеспечение максимальных темпов устойчивого роста качества жизни, что предполагало включение потребительского рынка в определение пропорций плана, а также в повышении точности расчетов пропорционального развития за счет автоматизации плановых расчетов с использованием ЭВМ. Требовалось научное стратегическое планирование, разработанное методом экономической кибернетики. В 1949 году ее обвинили лженаукой. И с 50-х годов наш путь пошел вниз — медленно и верно. В 1991 году, когда произошел развал СССР, это направление было ликвидировано вообще.

Минусом советского планирования стала его ориентация на приоритетное развитие ВПК, а не на рост жизненного стандарта людей. «Ручное» управление растущими масштабами производства и усложняющимися производственными взаимосвязями объективно снижало точность планирования, усиливая стихийность в организации экономики. Проводимые в стране экономические реформы все более ускоряли переход к стихийной организации экономики, что и завершилось в 1991 г. с распадом СССР. Отказ от плана де-факто и переход к рыночной экономике привел к еще большей диспропорциональности развития производства, что является благодатной базой для развития кризиса неплатежей и появления огромного количества финансовых спекулятивных инструментов.

То есть, рыночная экономика провоцирует развитие спекулятивного капитала?!

Да. В настоящее время предпринимаются попытки руководством США по устранению кризиса неплатежей за счет запуска мировой инфляции. Выделяются 5 триллионов долларов, чтобы в течение полутора лет как-то погасить проблему кризиса неплатежей. Но эти огромные средства, не решая проблему диспропорциональности мирового производства, ведут лишь к созданию еще больших финансовых «пузырей», поглощающих фиктивный капитал, высвобождающийся от сдувания запущенных ранее. Такие действия ведут к «грозовому» навесу финансовых «пузырей» и к острейшей фазе кризиса. Если учесть, что растущая централизация капитала (во время кризисного развития она еще более усиливается, поскольку за бесценок скупаются ценные бумаги более слабых игроков) усиливает господство узкого числа лиц, то их ошибки ведут ко все более разрушительным последствиям. Так, в условиях господства транснационального капитала глобальный кризис закончился первой мировой войной, затем еще более разрушительной стала вторая мировая война. А сейчас кризисное развитие ведет к самым разрушительным последствиям для всего мирового сообщества.

И это неизбежно?

Неизбежно. Мир будет нести огромные потери до тех пор, пока не произойдет переход от хаоса к эффективному управлению экономикой государства (межгосударственного блока), ядром которого является научное стратегическое планирование. Только в этом смысле и нужна регионализация глобального кризисного развития. С чего начать? Требуется упорядочение исходной информации о балансах доходов и расходов производителей и конечных потребителей — домашних хозяйств, государства (бюджет), экспортеров и импортеров (платежный баланс по текущим операциям) в форме таблицы межотраслевого баланса (МОБ). Цели развития задаются конечными потребителями. Эффективное распределение государственных производственных инвестиций определяется на основе динамической модели МОБ, представляющей собой систему алгоритмов эффективного согласования плановых расчетов (материальных, трудовых и финансовых балансов) резидентов страны всех форм собственности. При этом руководство страны получает возможность корректировать в режиме «on line» цели развития в зависимости от уточнения производственных возможностей резидентов и динамики спроса конечных потребителей с учетом требований национальной безопасности, оперативно уничтожая тем самым возможности кризисного развития. Прогноз развития экономики страны, как результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении, становится реалистичным

Сегодня информация разрушена полностью. Росстат владеет информацией значительно худшего качества, чем это было в 91-ом году. По рекомендациям МВФ произошел переход к формированию отчетности в разрезе «чистых» отраслей по принципу конечного использования продукта, что не имеет никакого отношения к организации управления экономикой.

Вы недавно вернулись с международного экономического форума в Бухаресте. Каковы Ваши впечатления?

Сложные. Мы вступаем в страшное время, когда все уже имеющиеся проблемы (экологическая безопасность, международный терроризм и др.), будут одновременно нарастать. При этом огромными темпами будет расти инфляция, а кредиты станут дорогими. «Схлопывание» финансовых спекулятивных «пузырей» на фоне сокращения производства тяжелым бременем ляжет на плечи народа. Европа озабочена тенденциями развития и надеется, что сможет взять под контроль финансовые спекуляции. Но этот надзор со схлопыванием «пузырей», не затрагивая основной причины кризисного развития — диспропорциональности общественного производства, будет лишь сопровождать кризис, ухудшающий качество жизни в Европе. Выход один — научное стратегическое планирование. И чем быстрее, тем лучше.

Когда я выступила на форуме с докладом и сказала, что нам надо соединить усилия с Европой, учитывая их опыт по надзору за финансовыми рынками и наш опыт по планированию, то один американский советолог тут же начал кричать: «Газпрому мало махать трубой в решении своих политических интересов, он теперь даже марксистом готов стать!». Для тех, кто любит наживаться на финансовых спекуляциях и потому цинично относится к перспективам развития, важно не допустить стратегического планирования, наведения порядка в производстве и финансах. Стратегическое планирование — это минимизация потерь нашей страны по выходу из глобального кризиса. Речь идет не о плане какого-то человека, а о плане, над которым будет работать вся страна! Иного пути у нас просто нет.

Пока преимущество, и то временное, есть у тех, кто запускает триллионы ничем не обеспеченных долларов. Этот фиктивный капитал, представляющий собой пустые записи, делает фиктивным и наш стабилизационный фонд, создавая при этом условия для скупки обесценивающегося национального капитала международными финансовыми воротилами. Для этих целей и создана пирамида международных финансовых центров (МФЦ), в которой для России отведено место на самой нижней ступени иерархии

А мы говорим, что в рыночной экономике нет планирования! Вот оно.

Это планирование финансовых спекуляций! Существуют два пути: либо планирование развития общественного производства в направлении устойчивого роста качества жизни, либо планирование запуска финансовых спекуляций, что предполагает создание системы МФЦ. Такой финансовый опыт нарабатывался со времен древнего Вавилона, обогащаясь идеями банковских структур итальянских городов-государств, Ордена Тамплиеров и др. Пирамида, работающая на финансовых спекуляциях, создавалась давно, и успешно работает в условиях современного глобального кризиса в интересах финансовых олигархов.

В условиях кризиса, сопровождаемого «схлопыванием» финансовых «пузырей», возникает конкуренция между владельцами капиталов по дележу убытков между ними. Этот дележ связан с обесценением наличного капитала. И тут не выдерживает слабый игрок. Таковым является наша страна, которая «сидит» на нефтегазовом ценовом «пузыре». Его «схлопывание» неизбежно — сырье упадет в цене. Появится более сильный игрок, который скупит национальное богатство страны за бесценок. В этом и состоит суть кризисного развития, служащего централизации мирового капитала.

А пока паны дерутся, холопы последний кусок доедают.

Предположим, государство решит заняться планированием. Означает ли это, что произойдет смена политического строя?

Думаю, что правящая элита страны только укрепит свою власть. Она получит реальные рычаги управления не только корпоративной «трубой», а всеми национальными ресурсами. У нас есть научная методология стратегического планирования, но нужна срочная подготовка кадров, чтобы мгновенно включиться в плановый процесс в регионах страны. Все будут задействованы в решении проблемы эффективного согласования потребностей с ресурсами для развития государства в направлении, определяемом руководством страны. Приоритетным направлением развития может стать, например, здравоохранение, экологическая безопасность, сельское хозяйство, ВПК, качество жизни граждан. Выбор приоритетов зависит от текущего состояния внутренней и внешней обстановки, а план — это лишь инструмент укрепления суверенитета власти в условиях глобального кризиса. Уверена, что стратегическое планирование России, являющейся преемником уникального опыта СССР в области планирования, будет изучаться всем миром. Из кризиса нужно будет выходить всем, в т.ч. Европе и США, «наевшихся» англо-саксонским опытом рыночной экономики.

Международный форум выявил, что Европа, в отличие от России, ищет пути к созданию эффективной системы управления экономикой. У представителей России, включая докторов наук (!), доминируют идеи «свободного рынка», хотя знают, что кроме нефтегазовых «пузырей» у нас ничего нет. Я была потрясена, насколько снизился наш уровень экономических знаний после развала СССР. Мы живем в иллюзиях. Об этом я и говорила участникам форума. Ведь страдает имидж России.

В кризис особенно нужна та самая национальная идея. Ее много лет пытаются найти.

Ее и не надо искать. Это — эффективное управление национальной экономикой, ядром которого является научное стратегическое планирование. Только этот инструмент обеспечит развитие национального производства в интересах живущих в нашей стране.

Мир вступает в новую фазу циклического развития. На место финансовых спекуляций должно прийти глобальное управление с регионализацией. Если мы затянем время выхода из кризиса, то наши активы уйдут за бесценок, и Россией будет управлять чуждая ей элита.

Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — это первый этап разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Тщательным образом проводится анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

При проведении анализа внешней среды мы должны провести:

анализ макросреды, условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экон. окружение, социальное окружение, технологическое окружение.

анализ конкурентной среды по 5 основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенц. новые конкуренты, товары — заменители.

Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Наряду с анализом внешней среды бизнеса важно провести углубленное исследование реального состояния предприятия, вооруженные этим знанием и видением того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджер может разработать достижимую антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений.

Чем слабее настоящее положение предприятия, тем более критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Если сложилась кризисная ситуация на предприятии — это признак слабой стратегии или ее плохой реализации или того и другого вместе. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.

1. Эффективность текущей стратегии.

Сначала нужно попытаться определить место предприятия среди конкурентов; второе, границы конкуренции (размер рынка); третье, группы потребителей, на которые предприятие ориентируется; четвертое, функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей даст нам более понятную картинку стратегии предприятия, испытывающего кризис.

2. Сила и слабость, возможности и угрозы предприятия.

Важной частью SWOT — анализа является оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, а также выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений.

3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.

Должно быть известно, как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется стратегический анализ издержек. Метод с помощью, которого осуществляется этот анализ называется “цепочкой ценностей”

Цепочка ценностей отражает процесс создания стоимости товара/услуги и включает в себя различные виды деятельности и прибыль. Таким образом, можно выявить наилучшую практику выполнения определенного вида деятельности, наиболее эффективный способ минимизации издержек и, на основе полученного анализа, приступить к повышению конкурентоспособности предприятия по издержкам.

4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.

Прочность позиции предприятия (на сколько слаба или сильна) по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла.

5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.

Менеджеры изучают все результаты по состоянию предприятия, на момент кризиса, и определяют, на чем надо сосредоточить внимание.

Второй этап стратегического антикризисного планирования — корректировка миссии и системы целей предприятия. Умело сформулированная миссия, доступная для понимания, в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений стратегии. Четко сформулированная миссия вдохновляет сотрудников предприятия и побуждает их к действию, дает им возможность проявлять инициативу. Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности предприятия при различных воздействиях на нее внешней и внутренней среды.

Затем наступает процесс корректировки системы целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей. Каждое предприятие имеет определенную систему целей, которые возникают как отражение целей различных групп: собственников предприятия; сотрудников предприятия; покупателей; деловых партнеров; общества в целом.

Если миссия — это видение того, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей (долгосрочные и краткосрочные цели) — это желаемые результаты, соответствующие пониманию цели. Цели являются исходным пунктом системы стратегического планирования.

Третий этап антикризисного стратегического планирования — формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии.

На этом заканчивается процесс стратегического планирования и начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование), а затем осуществляется реализация антикризисной стратегии, оценка и контроль результатов.

Выходные данные сборника:

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Гаврилюк Сергей Алексеевич

аспирант, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (ИЖЭКОН),

г. Санкт-Петербург

Угроза очередного мирового экономического кризиса актуальна на сегодняшний день. Так или иначе, российская экономика будет подвержена серьезному влиянию экономического кризиса, поэтому руководству любому предприятию необходим перечень мер и методов антикризисного менеджмента для реагирования на возникающие кризисные ситуации в компа­ниях, так или иначе связанных с кризисом. Особую роль в антикризисном управлении играет умение грамотно планировать представляющее сочетание стратегических и тактических элементов. В данной статье выделены основные методы стратегического планирования в кризисный период.

Стратегическое планирование система управления предприятием, основанная на механизме согласования текущих решений — тактических и оперативных — со стратегическими, а также механизмом корректировки и контроля за реализацией стратегии . Процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Главная цель проведения стратегического планирования на предприятии состоит в том, чтобы собрать и провести анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определить происшедшие изменения и современное состояние на предприятии, оценить выгоды и затраты, устано­вить области будущего совершенствования и развития деятельности предприя­тия, а затем использовать эти данные для решения следующих задач :

Цели стратегического планирования.

Характеристика

Распределение ресурсов

Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде

Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

Внутренняя координация

Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Осознание организационных стратегий

Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Рисунок 1. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно можно выделить в семь областей.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т. п. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т. е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям :

  • кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.;
  • организация управления;
  • производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
  • финансы фирмы;
  • маркетинг;
  • организационная культура.

На сегодняшний день большинство руководителей компании рассматривают стратегическое планирование как важнейший инструмент управления компанией в кризисные времена. Причем стратегическое планирование должно быть не только оперативным, но и среднесрочным. Однако понятие среднесрочности в кризисные времена меняется. В ситуации кризиса изменяется роль годового плана в управлении компанией. Прежде все, план становится не столько набором финансовых показателей, сколько указанием к действию в зависимости от реализации различных факторов риска. В условии кризиса необходимо задавать направление развития и обозначать приоритеты компании, оставляя при этом свободу в плане конкретной трактовки. Это позволит при стратегическом планировании сохранить единое направление движения, оставив возможность выбора путей, по которым компания будет развиваться. В условиях кризиса возрастает значимость координирующей функции стратегического планирования, обеспечивающей согласованность антикризисных действий всех подразделений компании.

Стратегическое планирование должно позволить принимать оперативные решения в ответ на текущие изменения внешней среды. Руководству компании максимальное внимание следует уделять эффективному обмену информацией между подразделением и обеспечению обратной связи на все уровни управления. Ключевыми особенностями подхода к стратегическому планированию в кризисный период являются снижение детализации, повыше­ние гибкости и оперативности. Детальность проработки среднесрочного плана может быть снижена до индикативного планирования. План должен обеспе­чивать ровно ту степень детализации, которая позволяет менеджменту управлять предприятием. В условии кризиса в рамках стратегического плани­рования часто используется такой инструмент как скользящее планирование. Скользящий план разрабатывается на три месяца и пересматривается примерно 2-3 раза в месяц. Важно помнить, что при значительной вариабильности и гибкости среднесрочных и оперативных планов, стратегические планы компании должны меняться только в особых случаях. Это значит, что при неизменности стратегических целей и миссии оперативные планы должны полностью соответствовать реалиям окружения бизнеса.

Выделяют 3 подхода к стратегическому планированию в условиях кризиса:

Подходы стратегического планирования в условиях кризиса.

Характеристика

От «прожиточного минимума»

Активно используется компаниями из наиболее пострадавших от кризиса отраслей или компаниями из относительно благополучных отраслей, вошедших в кризис со значительной долговой нагрузкой. При данном подходе ключевой задачей является поддержание ликвидности компании.

От сценариев развития внешней среды

Критически значим для компаний, бизнес которых существенно зависит от динамики макроэкономических показателей и решений властей. Прежде всего, это относится к импортерам и экспортерам, компаниям-монополистам. Стратегическое планирование разрабатываются на основании анализа рынка, прогнозов экономической ситуации, решений правительства по отраслям. Ключевыми показателями, от которых отталкиваются при планировании, становятся такие показатели как курс доллара, цена на нефть, инвестиционная программа Газпрома и т.д.

От целевых показателей

Характерно для компаний, влияние кризиса на бизнес которых незначительно. Как правило, при планировании отталкиваются от тех же показателей, что и в докризисный период.

Безусловно, ключевым инструментом стратегического планирования в условиях высокой неопределенности является сценарное планирование. Существует 5 основных этапов сценарного планирования в компании:

Этапы сценарного планирования на предприятии.

Характеристика

1. Определение ключевых факторов внешней среды, влияющих на компанию

Очень важно подходить индивидуально к вопросу выделения влияющих факторов для каждой конкретной компании. Не стоит увлекаться чрезмерным анализом и прогнозированием внешних макроэкономических факторов, которые, с одной стороны, могут быть не столь уж значимыми для компании, а с другой стороны, часто не могут быть точно спрогнозированы даже специализированными экспертными структурами. Количество реально влияющих факторов может быть небольшим.

2. Формулирование сценариев на качественном уровне

При сценарном прогнозировании очень важно сформулировать качественно разные варианты развития событий. Часто компании ограничиваются составлением пессимистичных, реалистичных и оптимистичных сценариев, что неправильно, т.к. по сути является математическими вариациями одного и того же сценария. Кроме этого составить адекватные количественные прогнозы часто слишком сложно, тогда как определить основные возможные тенденции и направления развития более реалистично. Характерной особенностью текущего кризиса является преимущественно пессимистичные прогнозы бизнеса. Часто это оправдано. Однако часто проявляются ситуации, когда позитивные возможности и небанальные антикризисные идеи даже не пытаются искать.

3. Оцифровка сценариев

Прогноз развития факторов и прогноз развития рынков. Построение математических моделей прогнозирования, укрупненная оцифровка сценариев нужна, т.к. позволяет перейти к разработке планов компании, которые всегда в “цифре”.

4. Определение рисков и возможностей для компании в каждом сценарии.

На этом этапе закладываются основные предпосылки для формулирования ответных мер.

5. Выявление критических событий и определение контрольных точек развития сценариев.

На этом этапе определяются показатели двух видов: 1) События внешней среды, наступление которых будет являться индикатором смены сценариев. 2) Показатели, по которым регулярно отслеживается развитие сценариев. Например, строится два набора контрольных цифр: для базового варианта («дно» в отрасли достигнуто) и очень жесткого варианта. Второй вариант (вариант «ж») прорабатывается в разрезе мероприятий параллельно с созданием бюджетов базового варианта. Предполагается, что при ухудшении внешнего окружения компания синхронно переходит на вариант «ж» и каждый руководитель держит в голове набор необходимых мероприятий, чтобы совершить этот переход.

Мировая практика показывает, что стратегическое планирование в условиях кризиса предполагает планирование еще задолго до кризисных ситуаций на предприятии. Отсутствие такой методики и подобного плана, разработанного «до того как», отвлекает ресурсы на планирование «во время того как» и заставляет компанию юлить, обманывать сотрудников, общество, инвесторов на рынке, извиваться в судорожных попытках вернуться в стабильное состояние.

Список литературы:

  1. Антикризисное управление — Учебник — Короткова Э.М. — 2003 — c. 160-166.
  2. Построение системы управления персоналом в условиях длительного кризиса, Журнал «Управление персоналом» N23 2008 год.
  3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Конспект лекций Сухарев Н.О. Пенза, 2002. — с. 15-16

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Сущность, цели и задачи финансового планирования, его значение в современных условиях рыночных отношений. Принципы составления и выполнения финансового плана на примере ООО «Русторг». Анализ схемы ценообразования и распределения затрат на предприятии.

контрольная работа , добавлен 03.10.2011

дипломная работа , добавлен 05.01.2017

Понятие финансового планирования, его цель, задачи, принципы и методы; роль и значение в рыночных условиях хозяйствования. Характеристика финансово-экономической деятельности ЗАО «Центр». Анализ динамики состава и структуры доходов и расходов предприятия.

курсовая работа , добавлен 25.12.2012

Эффективное управление финансами предприятия посредством планирования всех финансовых потоков хозяйствующего объекта. Сущность, методы и виды финансового планирования на предприятии. Цели деятельности финансовой службы, анализ финансового планирования.

курсовая работа , добавлен 19.06.2010

Роль и место финансового планирования в системе управления организацией. Методологические основы осуществления всех его этапов на предприятии. Анализ процесса финансового планирования в ООО «Бородинский», основные направления его совершенствования.

дипломная работа , добавлен 11.04.2015

Анализ системы антикризисного финансового управления на предприятии. Разработка и экономическое обоснование практических рекомендаций по финансовому оздоровлению предприятия на примере ОАО «Волжский трубный завод». Диагностика вероятности банкротства.

Источник https://vegestore.ru/osobennosti-strategicheskogo-planirovaniya-v-usloviyah-krizisa-osobennosti.html

Источник

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *