Халяльный бизнес: Три мусульманки о своем деле
Содержание статьи
Халяльный бизнес: Три мусульманки о своем деле
Разрешено ли мусульманкам вести бизнес? Кто в Казахстане отвечает за сертификацию «Халяль»? Какие ниши и целевые аудитории дает религия? Три предпринимательницы из Алматы рассказали «Степи», как решили заняться бизнесом и что из этого получилось.
- VK
Бутик-ателье Zere, мусульманский фестиваль Sisters Bazaar
Рассказывает Зейли Калкулова
Религия не запрещает мусульманкам вести бизнес: еще первая жена пророка Мухаммеда Хадиджа занималась торговлей. К открытию бутика-ателье мусульманской одежды я шла три года. По образованию я дизайнер интерьера, но так сложилось, что с миром моды я была связана через своих друзей. Я решила сменить квалификацию и самостоятельно переобучилась на дизайнера одежды.
В 2013 году я выпустила свою первую коллекцию мусульманской одежды. Тогда я не решилась открыть бутик – не хватало опыта. Следующие три года я занялась заполнением пробелов: отрабатывала навыки, принимала участие в выставках и показах. Так я наработала первых клиентов. Коллекции я выставляла на Almaty Pop Up Store, Sunday Up Market. Весной 2016 года я поняла, что готова к открытию своего дела.
Ислам не запрещает мусульманкам одеваться красиво. Главное в наряде – скромность. Одежда и образ мусульманки не должны привлекать излишнего внимания, быть обтягивающей, походить на мужской наряд. Поэтому сестрам-мусульманкам не рекомендуется носить каблуки, злоупотреблять парфюмом, ходить в узких штанах или джинсах.
Бутик-ателье я открыла вместе со своей сестрой и тетей. Мы нашли помещение в ТРЦ «Алмалы», где ранее располагался Евразийский банк. Расположение бутика полностью отвечало нашим потребностям: в центре города, но не на виду у всех. Нам оставалось переоборудовать помещение в шоу-рум и отвести часть помещения под намазхану. Мы заказали кроильную доску, мебель, швейные машинки, сделали ремонт – это было основной статьей расхода. Открыли шоу-рум первого ноября, но первые продажи сделали на фестивале Sisters Bazaar месяцем ранее. Sisters Bazaar – наш совместный проект с сестрой Айгуль.
Впервые мы задумались о проведении мусульманского фестиваля еще в прошлом году. Формат я подсмотрела у российской ярмарки мусульманских товаров Wandi Bazaar. Wandi Bazaar – это проект Wandi Group, они занимаются поддержкой и продвижением мусульманских брендов в России. Мы не стали полностью копировать Wandi Bazaar, а решили, что наше мероприятие будет только для женщин. Так родился Sisters Bazaar.
Первый фестиваль мы провели 22 и 23 сентября. Готовиться к нему начали еще весной. За две недели до мероприятия запустили рекламу в социальных сетях. Мы договорились с халяль-рестораном Cosmo & Sancak, они предоставили нам помещение. Фестиваль посетили около полутора тысяч женщин, среди них были не только мусульманки, но и светские женщины. На Sisters Bazaar были представлены около 60 производителей одежды, халяль-косметики, изделий ручной работы – как казахстанских, так и зарубежных.
Второй Sisters Bazaar мы планировали провести следующем году, но получили много просьб сделать раньше, так что очередной фестиваль пройдет уже в декабре. Нам также пишут из Астаны, но туда мы отправимся в следующем году.
На Sisters Bazaar мы продали 10 изделий, с открытием бутика – еще 7.
Позиционирование Zere – это сегмент люкс. Мы выбрали эту нишу, чтобы у мусульманок был выбор: подавляющая часть производителей мусульманской одежды в Казахстане ориентированы на масс-маркет.
Мы продаем клиентам одежду ручной работы. Ткани мы заказываем из Кореи, Дубая и Италии, шелк нам привозят из Узбекистана. Цены у нас выше, чем у многих производителей мусульманской одежды, стартовая цена на изделия – от 30 000 тенге.
Клиенты, которые приходят в шоу-рум, могут не только купить готовое изделие, но и сшить на заказ. Последние два года в мире набирает популярность закрытая одежда и оверсайз – мини-юбки уходят, трендами сезонов становятся длинные платья, широкие штаны. Именно поэтому к нам приходят не только мусульманки, но также женщины и девушки, придерживающиеся других взглядов или не связанные с религией вообще.
Женский клуб Uniflex Halal
Рассказывает Адилям Юсупова, директор клуба
Идея открытия женского фитнес-клуба, адаптированного под стандарты халяль, пришла мужу в 2010 году. На тот момент у нас был фитнес-клуб Uniflex, который работает с 2006 года. Так как я исповедую ислам, я испытывала дискомфорт от занятия спортом в обществе мужчин. Видя мое неудобство, муж предложил открыть женский клуб, я поддержала его идею.
Каждая мусульманка, как и любая женщина, хочет хорошо выглядеть, быть в форме. Но из-за ограничений в религии не каждая может себе это позволить. Бывает так, что сестрам-мусульманкам ходить в фитнес-клубы запрещают мужья или члены семьи.
Новый зал мы открыли в 2011 году. Переоборудовали цокольное помещение площадью 600 м 2 , сделали перепланировку, отвели отдельное помещение под намазхану. Uniflex Halal – это бизнес мужа, я помогаю ему в управлении. Рекламу фитнес-центра мы делали через лифлеты и билборды. Работало и сарафанное радио: мусульманки рассказывали о нас друг другу, так мы наработали клиентскую базу.
Нашим клиенткам доступен не только тренажерный зал, но также бассейн, различные групповые программы, SPA. В среднем клуб посещают 40 человек в день. Все зависит от сезона. Летом у нас наблюдается спад, осенью посещаемость восстанавливается. Во время Рамадана мы делаем заморозку абонементов большинству наших клиентов. Цены мы не меняли с падения курса тенге: 20 000 тенге стоит дневной абонемент, 25 000 тенге – абонемент на весь день. Если клиент покупает абонемент на три месяца, мы делаем скидку в 10%. Пока есть возможность, мы держим цены, так как хотим сделать доступным посещение фитнес-центра для каждой женщины.
В Uniflex Halal мусульманки занимаются в удобной для них одежде: в шортах, лосинах, футболках, с непокрытой головой – в окружении женщин они могут себе это позволить.
Халяльный ресторан быстрого питания Harvest eat meat
Рассказывает Эльмира Дюсенова, одна из основательниц
К открытию ресторана нас с мужем подтолкнул первый предпринимательский опыт. Тогда мы с ним жили в Лондоне, заканчивали ВУЗ. Как и многим выходцам из Казахстана и стран СНГ, нам не нравилась местная кухня, хотелось родного. Мы начали готовить и продавать еду соотечественникам. Нам понравилось, поэтому мы решили попробовать повторить наш опыт в Казахстане, но уже в более широком масштабе, и предложить то, чего еще нет на рынке.
Вернувшись в Казахстан, мы собрали команду. Ее главными участниками стали мой муж, его брат и сестра.
Сколотив команду, мы стали думать над форматом будущего заведения. Решили, что стоит открывать халяль ресторан быстрого питания, с упором на эко. Определившись с концепцией, мы приступили к конкретным шагам: закупили оборудование, начали искать поставщиков, помещение. Первое время муж сам проводил закуп. Деньги на открытие мы взяли из собственных средств, где-то помогли родители. Большая часть средств ушла на покупку оборудования: пароконвектоматы, гриль-плиту, печь для пиццы.
Еще нам важно было получить сертификат «Халяль». В Казахстане за это отвечает ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана — прим. ред.)
Сертификат «Халяль» выдается только в том случае, если производство отвечает требованиям шариата. Тонкостей в этом деле много. К примеру, если вы поставщик мяса, то должны знать по какому принципу нужно проводить забой животного, разделку туши. Сертификат мы еще не получили, но ожидаем его в скором времени. Так получилось, что в ДУМК подняли вопрос о смене названия «Халяль» на «Адал». Эта дискуссия идет до сих пор, а мы попали в ее самый разгар.
Точку мы открыли в новом ТРЦ Almaty Mall в середине сентября. По ходу дела выстраивали бизнес-процессы. На открытие ресторана мы пригласили друзей, близких и знакомых – они стали нашими первыми клиентами, через них люди узнавали о нас. Для нас сарафанное радио дает больше эффекта, чем контекстная реклама. У нас уже есть постоянные клиенты, которые приезжают к нам даже из другого конца города.
Наше конкурентное преимущество – это качество и невысокие цены. Средний чек в нашем ресторане – около 1000 тенге, на эту сумму можно купить гриллгер и напиток. Гриллгеры (фирменное название бургеров) – локомотив нашего ресторана. Котлеты к гриллгерам мы готовим на настоящем огне и при госте, поэтому процесс занимает в среднем от 15 до 20 минут.
Мы немного прогадали с ТРЦ – не очень удобное расположение сказывается на посещаемости, которая постоянно скачет. За аренду мы платим около 500 тысяч тенге в месяц, плюс коммунальные услуги. Примерна такая же стоимость аренды и в других торгово-развлекательных центрах города. В скором времени мы запустим службу доставки. На окупаемость еще не вышли: прибыль, получаемую с продаж, мы сразу пускаем в оборот.
Халяльные инвестиции
Халяльные инвестиции остаются не только для России и Украины, но и для отдельных резидентов мусульманских стран довольно экзотическим явлением, хотя и набирают все большую популярность.
Многие понимают, что халяльной признано еду, которая разрешена исламской диетой. «Халяль» — это арабский термин на определение разрешенного. К инвестиционной практике по исламу также применяются особенные методы — религия не обладает различиями между духовным и светским и должна быть учтена во всех финансовых решениях. Эта тема интересует многих мусульман, а число тех, кто чувствует себя как рыба в воде уже сейчас, с каждым годом все возрастает. Рассмотрим, что такое халяльные инвестиции, а также каким принципам должна соответствовать исламская инвестиционная политика.
Мусульманские инвестиции: что это
Инвестиции в мире ислама предполагают капиталовложения исключительно в предприятия, действующие по законам шариата. Процесс инвестиционной политики начинается с совета Шариата. Группа юристов подвергает проверке инвестиционные продукты, применяя в качестве источников истолкования Коран, сунну (правила из высказываний, или хадисов, и действий пророка), научный юридический документ Кия (Qiyas) и консенсус ученых Иджму.
В Коране поданы наглядные примеры запретов и обязанностей:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующим», — Коран. Сура «аль-Бакара», 278
Подведем итоги:
Стандартные инвестиции: могут быть сделаны в любой бизнес, например, в недвижимость, больницы, школы, рестораны и бары, казино без каких-либо ограничений.
Халяльные инвестиции: могут быть сделаны в бизнес, не связанный с деятельностью харама.
Инвестиции по исламу: ключевые моменты
- Чтобы соответствовать требованиям мусульманских инвестиций, менеджеры и инвесторы обязаны соблюдать законы шариата.
- Инвестиции должны следовать интерпретациям Корана, Сунны, Кия и Иджмы.
- Запрещено кредитование; инвестор имеет право вкладывать финансы в бизнес-проект только как совладелец.
- Любые финансовые вложения предполагают отсутствие процентов — «Аллах разрешил торговлю и запретил рост». Строго запрещено участие в спекулятивных сделках.
«Кушающий проценты, кормящий ими, записывающий их, если они знают — прокляты Мухаммадом в Судный день», — Имам ан-Насаи, 147/8
Актуальность «бизнеса по-мусульмански» обусловлена распространением мусульманской культуры:
- экспортом нефти и запасов углеводородов на международный рынок;
- необходимостью покупки мусульманскими странами-экспортерами бизнес-компаний и финансовых инструментов в развитых странах.
Кроме того, адептов данной религии более 1 млрд., что является привлекательной цифрой для финансовых посредников и объема рынка в целом. Государственной религией провозглашен ислам в Египте, Ираке, Иране, Саудовской Аравии. Большое влияние ислам оказывает на территориях Дагестана, Татарстана, Башкортостана и Чечни. Согласно прогнозам, число приверженцев ислама увеличится более чем на треть уже к 2030-му году.
Куда нельзя инвестировать мусульманину
- Не разрешена покупка облигаций.
- Не входят в список разрешенных объектов инвестиций кредитные организации и страховые компании.
- Запрет накладывается на финансирование предприятий, занимающихся изготовлением и распространением алкогольных и табачных изделий. Данные категории продуктов входят в раздел «харам» («грешны и запрещены»). Также не разрешены инвестиции в организации, которые имеют прямое или косвенное отношение к оружейному бизнесу.
- Нельзя инвестировать мусульманину в гостиницы, кинопроизводство, музыкальную индустрию, казино и другие азартные игры, поскольку они представляют индустрию «интертеймента» (развлекательную).
- Запрещены любые вложения в свиноводство.
Исламский банкинг
Существуют банковские карты, соответствующие нормам ислама. Тем не менее распространение они получили в основном в Татарстане и Дагестане. Их отличие от обычных банковских карт в том, что на денежные средства не начисляется процентный доход.
Все счета исламского банкинга условно делятся на текущие, сберегательные и инвестиционные. На каждый из таких «разделов» не начисляется ссудный процент. Несмотря на необычный подход, получение дохода в условиях исламского банкинга возможно: так, клиент доверяет денежные средства кредитной организации, которая вкладывает их исключительно в халяльный бизнес. Прибыль банк разделяет с инвестором, а сам процесс реализуется в рамках т. н. счетов финансирования (они же — «Мушарака», «Мудараба»).
Адаптация украинского и российского банкинга под исламское законодательство и законы шариата продолжается уже более 20 лет, но развитие происходит медленно.
Являются ли блокчейн-инвестиции халяльными?
Отвечает г-н Юсуф Султан, Бангладеш, консультант по технологиям Шариата: «Блокчейн открывает множество возможностей для сферы финансов исламского мира. Доверие, прозрачность и неизменность — основные составляющие цифровой записи, которая хранится в блокчейне благодаря технологии распределенной книги. Исламские финансовые организации могут использовать смарт-контракты для многих своих продуктов и финансов, что устраняет неопределенность и обеспечивает основные требования договорного права по исламу. Биткоин — наиболее популярная криптовалюта. Несмотря на то, что он называется валютой, большинство транзакций совершается в целях спекуляции, и очень мало делается для реальной торговли и коммерции. Таким образом, реальное значение того, что это валюта, до сих пор не очевидно. С точки зрения шариата, ни одна технология сама по себе не может рассматриваться как халяль или харам».
Д-р Хильмун Ижар, Индонезия, экономист, Группа Исламского банка развития (IDBG): «Задолженность не должна усугубляться нынешним распространением Биткоина; исламские финансовые организации должны сохранять бдительность в этом отношении».
Бизнес по-мусульмански: Bitbon System как инвестиции в вечность
Почему не в производства продуктов питания? Почему не в халяльные кафе современного типа? Почему не в мультибрендовые магазины одежды? Все просто: даже в так называемые «свободные ниши» или в сферы, не получающие «достойного финансирования», инвестировать довольно рискованно ввиду изменчивого рынка и рождения новых потребностей среднестатистического потребителя.
Покупка акций по исламу ограничена ввиду того, что те должны быть приобретены у предприятия, занимающегося производством и продажей халяльных товаров. Кроме того, оно не должно иметь задолженности, давать или брать в кредит, прибегать ко лжи и мошенничеству. В противовес этому, приобретение цифровых активов Bitbon [i] позволяет зарабатывать, не нарушая законов шариата. Вы можете не иметь технического образования и глубоких знаний предмета, чтобы освоить нишу для пассивного дохода, не сталкиваясь с «харамом». Управление цифровыми активами Bitbon и вся деятельность Участников [i] полностью соответствует нормам исламского права и законодательства. Важное преимущество Системы Bitbon [i] состоит в абсолютно свободном праве выбора объекта инвестирования. Приобретая Projectbon [i] проекта, Инвестор выступает долевым Участником (совладельцем выбранного им бизнеса).
Основываясь на Протоколе Bitbon [i] , важно понимать, что в основе его цифрового актива лежит холдинг Симкорд [i] . Приобретая Битбон, Инвестор автоматически получает свою долю в холдинге. Позже к этому добавится каждый актив, находящийся в Bitbon System.
За счет технологии блокчейн [i] достигнута абсолютная прозрачность инвестиций, ведения бизнеса и договорных отношений. Система Битбон — это не спекулятивный инструмент, а технология, которая преобразовывает сферу инвестирования до уровня «халяль».
Кто знает, возможно, подход к инвестированию по исламу и принцип «аль-иктисад» (разумное управление средствами) исключают спекулятивные капиталы и предотвращают финансовый кризис. Одно из подтверждений — большая устойчивость исламских банков в противовес традиционным во время финансового кризиса 2008-го года (по данным МВФ).
Источник https://the-steppe.com/business/halyalnyy-biznes-vo-chto-investiruyut-musulmane
Источник https://bitbon.today/ru/staty/halyalnye-investicii/
Источник
Источник