Бизнес на искусстве: открываем галерею. Свой бизнес: как открыть галерею Как открыть картинную галерею
Содержание статьи
Бизнес на искусстве: открываем галерею. Свой бизнес: как открыть галерею Как открыть картинную галерею
Бизнес-идея №1019. Как заработать на открытии галереи?
Любите искусство? Желаете открыть собственный бизнес, но не любите спешить? Мечтаете приносить людям радость и хорошее настроение? Тогда открытие собственной художественной галереи – это именно то, что подходит вам наилучшим образом. Это идеальный вариант для людей творческих, которые не привыкли бежать впереди паровоза, для тех, кто ценит красоту во всем, для тех, кто наслаждается каждым мгновением. В этом бизнесе нет многотысячных армий конкурентов, постойной непрекращающейся борьбы, озлобленных завистников и других не самых приятных пунктов, которыми изобилует большинство видов бизнеса. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.
Открытие галереи – это прекрасная возможность окружить себя не только шедеврами современного (и не очень) искусства, но и приятными, а иногда и полезными, знакомствами. Вы лично узнаете не только представителей разных направлений искусства, но и многочисленных представителей верхушки социальной лестницы. Ведь именно элита, чаще всего, посещается места культурного отдыха (в том числе, галереи). А связи на верху – это всегда полезно. Особенно, когда речь заходит об открытии или развитии собственного бизнеса.
Бизнес не для всех
Нам бы очень хотелось сказать, что организовать подобное дело может каждый. Но это не совсем так. Справедливости ради, стоит отметить, что открыть свою собственную картинную галерею могут далеко не все. Вернее, открыть-то могут все. Что тут сложного? Главное, чтобы были средства. Но вот преуспеть в этом весьма специфическом бизнесе удастся немногим.
Вы должны быть не просто «случайным прохожим», а человеком, которому очень близок мир искусства. Чаще всего, этим бизнесом занимаются практикующие художники, которые достигли определенных успехов в своей профессии. Для них галерея – это прекрасный способ познакомить аудиторию со своими работами, параллельно зарабатывая на продаже отдельных экземпляров картин.
В настоящее время, в нашей стране очень популярна не только живопись, но и фотография. Поэтому, если вы опытный фотограф с огромным багажом действительно классных работ, то у вас есть все шансы преуспеть в данном бизнесе. К тому же, количество фотографий, как правило, всегда превосходит число картин у художников. В этом есть свой плюс – вы можете менять коллекцию экспонатов намного чаще, что позволит проводить новые выставки несколько раз в месяц.
Естественно, даже если вы сами не являетесь ни художником, ни фотографом, ни представителем еще какого-то подходящего искусства, у вас все равно есть шансы организовать успешную галерею. Единственное условие – вы должны действительно любить и хорошо знать область, с которой собираетесь работать в дальнейшем. Большой плюс – если на примете у вас уже есть несколько знакомых художников или фотографов, которые мечтают показать свои работы всему миру.
Как открыть собственную галерею?
Для этого придется пройти через три основных этапа. Первый – поиск, покупка или аренда и подготовка помещения. Второй – привлечение художников, фотографов и других людей искусства. Третий – продвижение (привлечение клиентов).
Помещение для галереи должно быть большим и просторным. Не менее 200-300 квадратных метров. Высота потолков также играет немаловажную роль – не менее 3.5 метров (лучше выше). Что касается месторасположения, то здесь мнения экспертов немного расходятся. Одни советуют обратить внимание на оживленный центр города. Другие, наоборот, отговаривают от этой затеи, аргументируя свое мнение слишком высокой стоимостью аренды (срок окупаемости увеличивается в разы). Но в одном все они сходятся – открывать галерею лучше всего неподалеку от других мест культурного отдыха. Даже близость других картинных или фотогалерей – это плюс, а не минус. Люди, которые интересуются искусством, после посещения других галерей, могут обратить внимание и на ваше заведение. Кто-то зайдет сразу, кто-то в следующий раз. То есть, такое расположение сразу же приближает вас к вашей целевой аудитории.
Важны не только месторасположение и площадь, но и внутреннее оформление помещения. Почти наверняка вам придется делать ремонт, хотя бы косметический. Помните о том, что ничто не должно отвлекать от экспонатов. Поэтому, никаких ярких стен, вычурных карнизов или новомодных напольных покрытий. Все должно быть – строго, красиво, современно, но не ярко. Лучший вариант – белый потолок и стены белого, серого или даже черного цвета. Это идеальные варианты фона, на котором наилучшим образом будут смотреться практически любые произведения искусства.
Немаловажный момент – освещение. Даже хороший интерьер может не помочь, если плохо проработан свет. Если есть возможность организовать естественное освещение (большие окна), это прекрасно. Если нет, тогда поможет качественное искусственное освещение (оно будет необходимо в любом случае, независимо от наличия или отсутствия окон). Каждая картина (или фотография) в вашей галерее должна иметь собственную подсветку. Это поможет показать работу в самом лучшем виде. Для создания света стоит пригласить специалисты, так как это очень серьезная область, справиться с которой без специальных знаний почти нереально.
Во-первых, стоит позаботиться об охране. Особенно, если вы собираетесь выставлять работы достаточно известных художников. Ведь стоимость их работ нередко превышает сто тысяч рублей (имеются в виду обычные картины, а не признанные мировые шедевры).
Помимо охраны, вам необходима команда специалистов, которые будут отвечать непосредственно за работу галереи. Галереист – занимается вопросами управления работой галереи, привлекает новых авторов, подбирает картины и т.д. Маркетолог – занимается вопросами продвижения галереи, привлечения клиентов (посетителей), рекламой, маркетингом, PR. Куратор необходим для организации выставок. Выставочный дизайнер – говоря простым языком, «развешивает» экспонаты, придавая коллекции наиболее привлекательный вид. Также могут понадобиться менеджеры, которые будут заниматься вопросами продажи картин посетителям.
Из чего складывается прибыль галереи?
На первых порах главным источником вашего дохода станет прибыль от продажи входных билетов для посетителей. Если вы художник или фотограф, то сможете дополнительно неплохо зарабатывать на продаже собственных картин. Если вы работаете с другими мастерами, и они не против продать результаты своего труда, вы можете рассчитывать на некоторый процент с продажи. Единственный момент – даже после продажи картина должна оставаться в галереи до конца выставки (можно добавить к ней табличку «Продано»).
Когда ваша галерея станет широко известной, а начинающие авторы выстроятся в очередь, чтобы организовать выставку своих работ, можно будет задуматься о предоставлении такой возможности за отдельную плату. На этом все. Желаем вам приятного бизнеса!
Как монетизировать увлечение концептуальным искусством
В ноябре 2016 года Ирина Синицина открыла собственную галерею современного искусства, в которой выставляет работы рязанских художников и авторов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Прежде Ирина жила в Санкт-Петербурге и стажировалась в местной галерее, поэтому хотела запустить бизнес там же, но помещение в Рязани нашлось быстрее. Дело пошло, и уже через две недели там открылась первая выставка галереи «Люди».
Ирина Синицина рассказала Контур.Журналу о том, как она старается сместить интерес публики с реалистичной живописи к концептуальному искусству, почему художники-любители оценивают свои картины в два раза выше, чем профессионалы, и как она решает проблемы с онлайн-продвижением.
Запуск
Мы с другом придумали формат кафе-бутик-студии, куда люди могли бы приходить обедать и ужинать и время от времени знакомиться с разными направлениями в искусстве — раз в три месяца мы организовывали выставки.
Поначалу мы работали именно с рязанскими художниками — для нас это было принципиально, но постепенно о нас узнали в Москве и Санкт-Петербурге, некоторым столичным художникам было интересно выставиться здесь — они написали сами. Так наш проект начал развиваться, но я хотела совершенствовать узкое направление — войти именно в галерейный бизнес. В тот период я жила в Санкт-Петербурге и стажировалась в местной галерее, а потому планировала открыть свое дело именно там.
Очень быстро нашлось помещение в центре города именно в Рязани, и я подумала, что частных галерей, которые сотрудничают с молодыми художниками, художниками-экспериментаторами и художниками-любителями, здесь, наверное, нет, потому что все, как правило, стараются обратиться к «Союзу художников России», более профессиональной и более традиционной живописи. Галерея «Люди» обещала стать интересным экспериментом именно для Рязани.
Конкуренты
Я больше люблю концептуальное искусство, например, искусство XX века, в частности, сюрреализм, по которому я писала дипломную работу. Именно такие направления я стараюсь выставлять, хотя зритель лучше воспринимает традиционную реалистичную живопись.
Мне интересно познакомить аудиторию с чем-то новым, чтобы люди понемногу привыкали и более адекватно воспринимали новые направления. Раньше выставки могли быть связаны с временем года и какими-то событиями, позже я от этого отошла.
Некоторые художники, у которых есть свой бизнес, например, мастерская керамики, иногда проводят с нами мастер-классы. То же самое по мозаике: девушка живет в Москве, у нее там собственный бизнес, но она периодически сотрудничает и с нами.
В городе есть примерно пять частных галерей, с которыми мы конкурируем по продажам произведений мастеров из «Союза художников России». Одна из самых старых галерей сотрудничает непосредственно с этой творческой организацией. Есть небольшая галерея, которая выставляет петербургских художников. Я стараюсь посещать и поддерживать обе.
Есть галерея при художественном магазине, на чьих выставках я не была, но мне говорили, что там экспозиция постоянно обновляется. Это те галереи, которые на слуху, которые в городе знают практически все.
Мы находим авторов через интернет, также помогают личные знакомства. С некоторыми я познакомилась, еще когда училась на архитектора, мы даже вместе проходили вступительные испытания — готовились к рисунку и графике. Также я постоянно посещаю много выставок в разных городах и стараюсь сразу договариваться с художниками на месте.
Многие художники рекомендуют своих товарищей, обращаются к нам сами, присылают свои резюме и портфолио. Если мне интересно, мы продолжаем сотрудничать. Поначалу можно выставить несколько картин совместно с другими художниками и, если все пройдет хорошо, организовать персональную экспозицию.
Особенности
Обычно на выставку приходят поклонники автора, которые уже знакомы с его творчеством и им интересно посмотреть, как он развивается дальше. Обычно к выставке готовятся за полгода или даже больший период — публике интересно наблюдать за развитием.
Покупателем же может быть кто угодно. Двадцатилетние посетители часто приобретают небольшие работы в подарок, более взрослая аудитория, которая может позволить себе покупать дорогие вещи, выбирает картины себе домой.
Иногда люди обращаются за картинами на заказ. Со скульптурами я пока не связываюсь, потому что мне не хватает пространства в галерее, но, если люди обращаются, то я даю контакты скульпторов. Чаще у нас заказывают роспись стен в подъезде, доме или кафе.
Средняя стоимость картины в галерее «Люди» — 10 000-20 000 руб. Для сравнения: в Санкт-Петербурге средняя цена возрастает до 50 000 руб. По крайней мере, так было в той галерее, в которой я работала.
Как правило, цену определяет именно художник. Он знает, сколько хочет получить за определенную картину. Интересно отметить, что профессиональные художники обычно назначают цену в два раза ниже, чем художники-любители, потому что у любителей меньше практики, они не учились в университете, у них особое отношение к каждой картине. Такой художник не создает «салонную» работу, это его личные поиски. Иногда он вообще отказывается ее продавать, использует только для демонстрации на выставках.
Цена не зависит от того, как долго создается произведение, потому что все работают в разных техниках и с разной скоростью. Кому-то комфортно писать несколько лет, кому-то пару недель. Больше влияет конечный результат.
К сожалению, там, где я снимаю помещение, у нас нет никакой вывески, то есть реклама идет только через интернет — я продвигаю галерею в социальных сетях и готовлюсь запустить сайт.
У меня есть несколько своих источников — это рязанские газеты, которые освещают наши выставки в разделе «Афиша» на одном уровне с государственными городскими художественными музеями.
К сожалению, оказывается, что мои уведомления в социальных сетях, которые я публикую за несколько недель до открытия выставки, не все видят вовремя. Многие узнают о выставке постфактум и расстраиваются. Хотелось бы лучше информировать публику — это главная моя сложность при развитии галереи.
В целом, галерейный бизнес — тяжелый, в него нужно активно вкладываться.
Картины покупают очень редко — примерно раз в месяц. Я выбрала еще более сложный путь, потому что выставляю не традиционную живопись, а концептуальную, к которой публике нужно привыкнуть.
Рязань считается туристическим городом, но, если сравнивать ее с Санкт-Петербургом, в который летом приезжает несколько миллионов человек, можно заметить, как там вырастают продажи, особенно за счет иностранных покупателей, и как они падают у нас, потому что все разъезжаются на лето.
Лучше всего продаются картины ближе к Новому году и в марте. Получается, что я выбрала удачный период для запуска: открыла галерею в ноябре и к марту уже смогла выйти в ноль.
Концепция
Частично я позаимствовала концепцию своей галереи у петербургской. В этом году в выставках участвуют шесть художников: они платят небольшую арендную плату, и мы заранее распределяем, кто в какой месяц будет выставляться.
Тем самым я обезопасила себя и обеспечила галерею регулярными выставками. Я точно знаю, кто и в какое время в этом году у меня будет выставляться, и у меня было достаточно времени, чтобы найти художников на какие-то свободные месяцы. Сейчас до ноября все месяцы расписаны.
Скоро я буду давать объявление, что можно выставиться в нашей галерее в Рязани. Мы уже начали сотрудничать с молодыми питерскими художниками, они участвуют в нашей общей выставке и хотят организовать персональные.
В галерее можно выставить до 70 картин, так на одной выставке мы завесили абсолютно все пространство. В среднем мы выставляем по 30-40 картин — это стандартное количество для одного зала в галерее среднего размера. Конечно, нужны складские помещения для хранения произведений, такие же, как запасники в музеях. Я над этим работаю, пока собираюсь выделить уголок в этом помещении и там хранить работы художников.
У меня всегда есть в наличии каталог или ассортимент картин в электронном виде и на распечатанном листе — список произведений, которые художники ходят продать, но мне негде их хранить или они не успели мне их привезти. После выставки я всегда оставляю несколько работ, которые можно купить.
На странице во «ВКонтакте» указан весь ассортимент, все цены и размеры и мой номер телефона. Я доступна онлайн практически 24 часа в сутки. Меня можно найти в галерее каждый день с 12.00 до 21.00. Если ко мне заходят посетители, которые хотят ознакомиться с галереей или приходят на какую-то выставку, то я полностью уделяю им внимание, что-то рассказываю, советую. Если посетителей нет, я стараюсь заниматься рекламой. Также я преподаю историю архитектуры в местном университете, где недавно открылся архитектурный факультет, это один из обязательных предметов.
Сама я рисую крайне редко. Скоро будет общая выставка — в ней я тоже участвую. Надеюсь, что и свою выставку я когда-нибудь организую.
Художники
Я работаю с каждым художником индивидуально, при выборе автора и его работ значительную роль играет мое личное восприятие — что нравится, что не нравится. Обычно, если художник ко мне обращается, и я вижу, что у него есть одна-две работы, которые можно выставить, я запоминаю это и в будущем уже заранее знаю, что к нему можно обратиться.
На вернисаже всегда присутствует художник и примерно 30 посетителей. Столько позволяет вместить помещение. Мы представляем художника, дальше можно задать вопросы, обычно автор рассказывает какие-то интересные случаи, связанные с его картинами.
Сейчас проводится выставка Валентина Шункова. Это один из моих любимых художников, с которым мы работаем уже три года. Он живет в Москве, но выставляется в Рязани. Его многие знают, у него экспрессивная пастозная техника, вдохновляется он художниками американского экспрессионизма второй волны, это вторая половина XX века. У него очень впечатляющие картины. Равнодушных нет: либо посетителям нравятся контрасты и цвета, либо они сразу узнают в произведении какую-то свою жизненную ситуацию, либо говорят, что это слишком просто. Каждую картину он пишет приблизительно за три часа.
Эта выставка отличается от всех его предыдущих выставок. Раньше я выбирала картины сама, чтобы угодить публике: городские пейзажи и летние мотивы. Сейчас основу экспозиции составил он сам из своих любимых работ, где есть не всем понятные сюжеты и необычные ракурсы. Немногие это понимают, но мы рискнули продемонстрировать зрителю именно такие работы.
Интересная техника у Анны Филимоновой: она училась в Рязани, но выставляется по всему миру — например, у нее были выставки во Флоренции и в Испании.
У нее абстрактная живопись: мир она воспринимает через энергию, через орнамент она передает какие-то сцены или предметы. В ее картинах можно узнать ситуации из жизни, впрочем, некоторые видят в ее сюжетах совершенно противоположный смысл — не тот, который она вложила.
Свой бизнес: как открыть галерею
Сегодня столица может похвастать несколькими галереями, которые если не шикуют, то во всяком случае чувствуют себя уверенно. Руководитель одной из них Евгений Карась рассказывает о том как и кому стоит заниматься этим бизнесом.
Галерея “Ателье Карась” открылась в 1995 г . Идея создания галереи зародилась в его семье, семье художников, еще в 1986 г , тогда появилось и помещение для будущей галереи. Союз художников предоставил родителям Евгения целый этаж под творческую мастерскую: общая площадь помещения составляла примерно 200 кв.м. “Хотелось создать некое пространство для “прокручивания” интересных творческих идей, культурную среду для общения единомышленников, платформу для красивой жизни”, — вспоминает Евгений Карась.
Создание “пространства” началось с большого ремонта. Здание нуждалось не просто в ремонте, а в реставрации. Но и после того как помещение приобрело надлежащий вид, оно не сразу стало “пространством для “прокручивания” творческих идей”.
Вплоть до 1995 г . “шел процесс накопления знаний в области современного искусства”. Будущий галерист стремился понять, что происходит в изобразительном искусстве Украины, России, Европы, Америки. Он также начал тщательно исследовать художественные направления, инфраструктуру, тусовки, фамилии, рейтинги. Было решено выставлять работы только украинских художников. Сотрудники галереи начали формировать базу данных: собирали информацию о художниках, фотографии их работ, искусствоведческие тексты. И в 1995 г . начали приглашать художников поучаствовать в выставочных программах.
Когда пришло время открыть галерею, у Евгения Карася было все необходимое: первое — большое и недорогое помещение, второе — идеи будущих выставок, третье — база данных о художниках и их работах, четвертое — компетентные единомышленники.
Как открыть галерею: кадры
В галерее “Ателье Карась” работают всего пять человек: галерист — руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.
Успех всего предприятия всецело зависит от галериста: от его вкуса, его позиции. Именно он задает тон, формирует имидж галереи. Он решает, какое искусство приемлемо для его галереи, а какое — нет. С какими авторами ему работать, с какими — нет. Он же устанавливает “планку” для галереи. Галеристу совсем не обязательно быть художником. Главное — разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Кстати, арт-менеджеров готовят некоторые вузы Украины. Например, Киевская художественная академия и Киевский университет культуры.
Вторую по значимости роль Евгений Карась отводит куратору. Куратор инициирует, организовывает и проводит выставки. Куратору необходимо художественное образование.
Экспозиционер решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она “не потерялась” в общей массе, чтобы “не забила” другие работы, чтобы экспозиция была максимально адекватна концепции выставки. То есть организация экспозиции — это целое искусство, зачастую умело выполненная экспозиция придает картинам “новое звучание”.
Что касается консультантов (которые работают с посетителями и потенциальными покупателями) и пресс-секретаря (работа со СМИ), на эти должности Евгений Карась взял выпускников Киево-Могилянской академии. Он утверждает, что ни один вуз не в состоянии соперничать с выпускниками факультета культурологии Киево-Могилянской академии. Вскоре в галерее появится программист, который будет заниматься только интернет-ресурсами, созданными и курируемыми галереей.
Штатные сотрудники галереи получают в среднем
от $200 до $500 в месяц.
Как открыть галерею: документы
По словам Евгения Карася, чтобы открыть галерею современного искусства, не нужно получать никаких разрешительных документов, кроме общепринятых. И целенаправленно галереи никто не проверяет, поскольку законодательно деятельность галерей не регулируется: нет в наших законах такого понятия специфической культурной деятельности, как “галерея”.
Как открыть галерею: работы
“Галерея Карась” позиционирует себя как галерею современного фундаментального искусства. То есть здесь показывают искусство традиционных технологий: живопись, графика, скульптура и фотография. И лишь в редких случаях — инсталляция, медиа- и видеоарт.
У Евгений Карася собственная система оценки художников, которая, впрочем, не претендует на объективность. Он спрашивает мнение экспертов, в качестве которых выступают авторитетные в профессиональных кругах художники, об авторе судит по мероприятиям, в которых он участвовал. Самый высокий уровень международного признания художника — участие в престижных международных фестивалях, например в Венецианском биеннале.
Большую роль играет и то, где выставлялся автор. Если художник называет известные музеи, например Музей Людвига, Стедлик-музей и пр., значит, он может подтвердить свой высокий международный статус. Таких художников в Украине, по мнению галериста, не более 30. Он назвал лишь несколько имен: Маков, Савадов, Тистол, Ройтбурд, Гнилицкий, Животков, Сильваши и др.
По мнению галериста, “галерея, как и любой художественный проект, оценивается не по самому сильному, а по самому слабому художнику или проекту. И не столь сложно поднять “планку”, сколь сложно ее не опустить”.
Чтобы “не опуститься”, галерея “Ателье Карась” регулярно проводит исследования, цель которых — оценить и спрогнозировать художественную ситуацию, определить лучших художников страны по оценкам специалистов. Система проста: они опрашивают 15 экспертов (галеристов, арт-менеджеров), с просьбой назвать фамилии 50 наиболее интересных художников. Как правило, их мнения совпадают на 80%. Затем просят из указанных 50 отметить 10 сильнейших: совпадение — 20%. Так формируется внутренний рейтинг.
Его галерея системно работает более чем с 30 художниками. Правда, ежегодно она отводит место для работ одного-двух новых авторов. А в среднем в год проводит 10-15 выставок.
Как открыть галерею: советы
Галерею лучше располагать в центре города. Идеальным может считаться помещение, общая площадь которого 200 кв.м: выставочный зал — 50-80 кв.м, офис — 15-20 кв.м, помещение для хранения работ — 30-50 кв.м и техпомещения (для хранения оборудования и т.д.) — 50 кв.м.
Начать галерейный бизнес можно и с $1,5 тыс., но это при наличии помещения. $1,5 тыс. уйдут на зарплату сотрудникам за первый месяц, фуршет по случаю открытия и буклеты о выставке. Аренда помещения в центре города, конечно будет очень дорогой. Но можно договориться с местной властью — организовать совместную галерею. А можно присовокупить галерею к уже действующему бизнесу: например, банкир может организовывать выставки в холле банка.
Источник https://radostvsem.ru/vse-stati/biznes-na-iskusstve-otkryvaem-galereyu-svoj-biznes-kak-otkryt-galereyu-kak-otkryt-kartinnuyu-galereyu.html
Источник
Источник
Источник