07/11/2024

47 альтернативных бизнес-идей в автобизнесе

 

47 альтернативных бизнес-идей в автобизнесе

47 альтернативных бизнес-идей в автобизнесе

Автобизнес — это не только шиномонтаж, автомойка, такси и продажа автозапчастей. В этой подборке представлены 47 альтернативных идей для заработка, связанного с автотематикой, а также ссылки на руководства и бизнес-планы по открытию этих видов автобизнеса.

Подойти к помывке автомобиля можно творчески — наняв несколько девушек модельной внешности. Стоимость услуг можно сразу увеличивать в пять раз — клиенты все равно будут. При этом на качество автомойки большинству из них станет все равно. Главное здесь — это шоу. Отдельная доплата в бикини-автомойках берется за автомойку топлес.

Бикини-автомойка

Услуги по очистке машин от снега

Отличный способ для заработка в зимний сезон — откапывание машин, оказавшихся в снежном плену. Услуга получила распространение в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Тариф на откапывание одного автомобиля — 1000-2000 рублей, оперативный вызов может быть оценен в 5000 тыс. рублей. В услуги может входить не только чистка автомобиля от снега, но и уборка снега вокруг него, выталкивание из снега, заряд аккумулятора и “прикуривание автомобиля”. Вложений не нужно никаких — достаточно иметь дома совковую лопату. Если же планируете заниматься этим делом серьезно, с приобретением снегоуборочной машины, то об открытии такого автобизнеса можно прочитать здесь.

Услуги по очистке машин от снега

Подсветка/покраска дисков

Светящиеся диски бывают двух видов: со светодиодной подсветкой и окрашенные краской, в состав которой входит люминофор. Вариантов для реализации бизнес-идеи здесь несколько — можно заниматься продажей краски, светодиодов, светодиодных лент, колпачков и прочих товаров (можно, например, создать свой широкопрофильный интернет-магазин автосвета), а можно оказывать еще и услуги по покраске и установке светодиодов. Стоимость услуг по покраске дисков варьируется от 4 до 12 тыс. руб. и будет зависеть от марки авто, количества красок, сложности работ и вашей репутации.

Подсветка/покраска дисков

Диспетчерская служба по заказу строительной техники

Позволить себе строительную технику, например автомобиль для автобизнеса может далеко не каждая компания — выгоднее ее арендовать. Диспетчерская служба по заказу строительной техники — это аналог службы легковых такси, только в сегменте спецтехники. Бизнес представляет собой посредничество между заказчиками и владельцами: первые могут быстро найти и воспользоваться услугами аренды, а вторые получают дополнительный доход от использования техники. Для открытия такого диспетчерской потребуется вложиться в создание или покупку ПО и разработку мобильного приложения. В дальнейшем хватит телефона и выхода в интернет.

Диспетчерская служба по заказу строительной техники

Апгрейд автомобиля может быть не только наружным, но и внутренним. Большим спросом пользуются услуги по пошиву чехлов и перетяжке салонов автомобилей. Клиентами выступают как владельцы старых машин, так и хозяева автомобилей премиум-класса. Такой бизнес в гараже выгоден благодаря дроблению услуг (пошив сидений, подлокотников, дверей, руля, установка вставок, нанесении вышивок, гравировок и т.д.) и применении разных материалов (велюр, кожа, алькантара, флок, винил, карпет). Словом, на одном заказчике вы можете заработать как 1 тыс. рублей, так и 50 тыс. и даже 200 тыс.

Перетяжка салона

Грузовая автомойка — специализированный бизнес, рассчитанный на автобусы, грузовики и фуры. Без специального моечного оборудования очистить грузовик от грязи сложно, поэтому клиенты у такого сервиса будут всегда. Грузовые мойки располагаются в промышленных зонах, вдоль трасс и возле автостоянок. Оснастить мойку можно, установив автоматический комплекс, который обойдется в сумму 3-6 млн. руб, либо купив ручной комплекс за сумму около 300 тыс. руб. Высокие стартовые затраты компенсируются значительныс доходом — 20 машин в день могут давать ежедневную выручку в 35-50 тыс. руб.

Грузовая автомойка

Автоподбор

Услуги по автоподбору подержанных авто можно назвать трендом на рынке автоуслуг. В целом существует три основных формата бизнеса — это крупные федеральные компании, лидирующие в отрасли, одиночки-профессионалы и непрофессионалы, совмещающие этот автобизнес со смежным делом. Разумеется без определенных знаний и опыта в автосфере не обойтись, но наиболее привлекательная сторона вопроса — финансовая. Для старта и покупки необходимого оборудования автоподборщику потребуется около 100 тыс. рублей, при этом за месяц, работая в одиночку, можно зарабатывать порядка 100-150 тыс. рублей. Подробнее об этом автобизнесе — здесь.

Продажа запчастей для грузовиков

Интересная и не вполне освоенная идея автобизнеса — продажа автозапчастей на грузовые автомобили для бизнеса. Как и количество легковых автомобилей, число грузовиков растет, растет и потребность в запчастях, причем, как в оригинальных, так и в репликах. Особенность этого бизнеса в том, что для создания магазина потребуются большие вложения (от 2 млн. руб), солидный опыт в данной сфере, а также повышенное внимание к маркетингу и продвижению.

Продажа запчастей для грузовиков

Магазин наклеек для автомобилей

Для автобизнеса на изготовлении автонаклеек нужно немного: умение работать в графических редакторах, широкоформатный принтер и расходники в виде пленки. Процесс нанесения наклеек довольно прост, поэтому бизнес можно построить именно на создании и продаже стикеров, выведя в поисковый топ свой интернет-магазин.

Магазин наклеек для автомобилей

Производство оригинальных автоприцепов

Легковые автоприцепы могут стать выгодным автобизнесом, если попытаться предложить рынку либо очень дешевую, либо эксклюзивную альтернативу. Творческому мышлению здесь стоит поучиться у производителей из-за рубежа, где регулярно появляются универсальные прицепы для кемпинга, которые могут использоваться одновременно как по прямому назначению, так и в качестве летней беседки, кухни или спальни. Интересная идея — оборудовать такой прицеп по модульной системе, превратив прицеп в трансформер. Обо всех аспектах открытия этого бизнеса в России можно узнать в нашей статье.

Производство оригинальных автоприцепов

Оклейка виниловой пленкой

Услуга автовинилового стайлинга предполагает нанесение специальных покрытий на бампера, кузов, стекла и оптику. Результат — привлекательный дизайн автомобиля и дополнительная защита от сколов, царапин и действия атмосферных явлений. На оклейке небольшой машины типа Daewoo Matiz можно заработать 20-30 тыс. руб., крупных авто типа кроссовера BMW X5 — 60-90 тыс. руб. Подробнее о запуске такого бизнеса в формате небольшой студии можно прочитать здесь.

Оклейка виниловой пленкой

Маршрутное такси

Автомобили для бизнес на пассажирских автоперевозках в формате маршрутного такси хоть уже и пережили пик своей популярности, но по-прежнему остается востребован в некоторых городах. Начать свой автобизнес можно даже без наличия в собственности своего автомобиля. Один маршрут может зарабатывать от 60 до 150 тыс. руб. в месяц при оборотах от 100 до 250 тыс. руб.

Маршрутное такси

Продажа креативных дворников для автомобилей

На хорошем чувстве юмора всегда можно и нужно зарабатывать. Отличный вариант для этого — продажа креативных дворников. Это могут быть президенты, машущие руками, коты, виляющие хвостами, гаишники с жезлами, бабушки с метлами и другие забавные образы. Для старта вполне можно начать продажи с групп в социальных сетях.

Продажа креативных дворников для автомобилей

Этот вариант автобизнеса заключается в открытии специализированного салона по покраске автомобилей, включая услуги предварительной зачистке, грунтованию, шлифовке, подбору и нанесению краски, лака и полировки окрашенной поверхности. Чтобы открыть полноценный сервис, потребуется сумма около 2 млн. руб. Приносить он сможет более 150 тыс. руб. в месяц.

Покраска автомобилей

По данным полиции, раскрываемость угонов в России составляет около 30%. Поэтому владельцев, которые не желают установить сигнализацию на свой автомобиль — подавляющее меньшинство. Чтобы открыть сервис по установке сигнализаций, может хватить 530 тыс. руб. и штата из 4 человек. Такая услуга сможет приносить в месяц более 90 тыс. руб. чистой прибыли.

Установка автосигнализаций

Даже в автобизнесе нашлось место для женской ниши — услуге женского такси. Женское такси традиционно окрашивают в розовый цвет, а водителями и пассажирами его являются исключительно представительницы слабого пола. Минусом такой идеи можно назвать не слишком высокую прибыльность — все-таки обычным такси эта услуга проигрывает по количеству перевозок, заставляя клиентов сильно переплачивать за недостаточный оборот. Особенно востребованы женские такси в тех регионах, где есть проблемы с правами женщин.

Женское такси

Автохостелы — это необычные придорожные гостиницы, куда посетители могут заезжать прямо на личном авто и ночевать в уютном номере-гараже рядом со своим автомобилем. По сути, автохостелы — это те же самые гостиницы с воротами вместо дверей, которые созданы чтобы не разлучать автовладельцев с их средствами передвижения.

Автохостел

Студия аэрографии

Аэрография — это модное направление рестайлинга автомобилей, которое может принести начинающему предпринимателю отличную прибыль. Студию аэрографии можно открыть даже в одиночку и в собственном гараже. А на все необходимое хватит и 150 тыс. руб. Своя небольшая студия аэрографии может приносить в месяц более 70 тыс. руб.

Студия аэрографии

Эвакуация — идея автобизнеса, потребность в которой растет все больше из-за увеличения числа автомобилей. На вызове эвакуатора можно заработать от 1 до 4 тыс. рублей. Также существует довольно любопытная идея по оказанию услуг по защите автовладельцев от эвакуаторов, однако хороших способов заработка на ней не придумано.

Служба эвакуации

Доставка бензина с помощью приложения

Одна из новых востребованных услуг в автобизнесе — подвоз бензина до автомобиля. Такие сервисы все чаще встречаются в крупных городах страны и призваны не только выручать из неприятных ситуаций, когда вдруг закончилось топливо, но и экономить время. В Америке популярностью пользуются услуги по доставке бензина с помощью мобильных приложений. Клиент сообщает о месте припаркованного авто, удобном времени для заправки и открывает лючок бензобака, а курьер приезжает и заправляет машину.

Доставка бензина с помощью приложения

Психологическое такси

Идея автобизнеса родом из Стокгольма — такси, в котором оказываются психологическая помощь. На заднее сидение к пассажиру подсаживается психолог, который консультирует его во время поездки. “Ха, да в России любое такси — психологическое” — скажете вы и будете абсолютно правы. В нашей стране на услугах психолога можно сэкономить — и ограничиться водителем, который обязательно расскажет тебе “за жизнь” хочешь ты этого или не хочешь.

Психологическое такси

Услуга “Забери ребенка из школы”

В крупных городах перспективным направлением автобизнеса будет услуга по сопровождению детей в школы, детские сады и кружки. За ребенком подъезжает водитель и няня в одном лице и отвозит его на занятия и обратно. Спрос на услуги вызван нашим сумасшедшим временем — родителям некогда, им нужно работать и зарабатывать деньги. Преимущества такого автобизнеса перед такси — это постоянные клиенты, быстрое формирование лояльной базы, возможность дополнительного заработка на услугах беббиситерства и корпоративных перевозках детей тех родителей, которые работают в крупных компаниях.

Услуга “Забери ребенка из школы”

Каршеринг — это сервис по краткосрочной аренде автомобилей, которые расставлены оператором в разных частях города и могут быть арендованы через приложение. Это новая и перспективная ниша, но вложения в нее очень высоки: для того, чтобы каршеринг-сервис пользовался популярностью, нужен солидный автопарк с десятками, а то и сотнями машин, большие вложения в маркетинг, ну и конечно же — спрос, готовность аудитории к такой услуге. В крупных городах вроде Москвы рынок каршеринга уже близок к насыщению, однако в других городах-миллионниках России возможность занять нишу еще есть. Подробнее об открытии службы каршеринга можно прочитать этой статье.

Каршеринг

Аренда автомобилей для свадеб и мероприятий

Если у вас есть презентабельный белый автомобиль премиум-класса, либо автомобиль в стиле ретро — это отличная возможность зарабатывать на аренде своего авто для свадеб и других торжеств. Зарабатывать на аренде можно 1-2 тыс. руб. в час, а дополнительную прибыль извлекать из аренды украшений на автомобиль. Все, что требуется — найти хорошую и не затратную рекламную площадку, чтобы клиент мог вас найти. Подробнее об организации и тонкостях этого бизнеса можно узнать здесь.

Аренда автомобилей для свадеб и мероприятий

Такси-внедорожник

Внедорожное такси — отличный вариант автобизнеса для курортных и туристических городов, где есть повышенный спрос на перевозки в труднопроходимые места. По сути, внедорожное такси — это тот же автотур по красивым природным уголкам с заброской и выброской туристов. Отличие от экскурсий состоит в том, что экскурсовод внедорожному такси не требуется.

Такси-внедорожник

Детейлинг-студия

Все более популярной среди автолюбителей становятся услуги детейлинг-центров и детейлинг-студий, оказывающих услуги по комплексному уходу за автомобилями. Это может быть одновременно и автомойка, и уход за кузовом авто, и химчистка салона, и нанесение на кузов инновационных защитных покрытий. Детейлинг-студии могут неплохо зарабатывать даже с одного заказа, а келевые клиенты детейлинг-студий — мужчины возрастом от 30 лет с доходом выше среднего. Подробнее об открытии детейлинга можно прочитать в этой статье.

Отель в старом автобусе

Старые списанные автобусы можно использовать как уникальные отели. Причем, за дело можно взяться с размахом, как это сделал один китайский предприниматель, закупив по дешевке несколько десятков старых автобусов и создав из них тематические дома с дизайном известных мультфильмов. Идея может заинтересовать владельцев загородных участков и баз отдыха.

Отель в старом автобусе

В Америке стал появляться такой вид автобизнеса как медитационные автобусы. Суть его состоит в том, что салон автобусов превращается в оазис спокойствия — со звукоизоляцией, благовониями, ковриками и подушечками для медитаций и занятий йогой. Такие автобусы паркуются в крупных городах, где жители чаще всего подвергаются стрессу. Деньги берутся за сеансы медитации с инструктором.

На ассенизаторских услугах можно зарабатывать от 1 до 5 тыс. руб. за заказ в зависимости объема используемых цистерн, местоположения и содержимого ямы и расстояния до заказчика. Приобрести ассенизаторскую машину можно за 1-5 млн рублей. Работа найдется всегда: это и выкачка септиков, выгребных ям и биотуалетов, откачка промышленных отстойников, грунтовых вод и ливнестоков и многое другое.

Ассенизаторские услуги

Автобус для вечеринок (“пати-бас”)

Пати-бас — это автобус, оборудованный для проведения дискотек и шумных ночных мероприятий. Внутри можно найти танцпол, караоке и профессиональное звуковое оборудование. Стоимость аренды таких автобусов варьируется от 2 до 5,5 тыс. руб. в час. При работе всего 8 часов в неделю, можно заработать от 60 до 180 тыс. руб. Готовый и оборудованный автобус можно купить за сумму от 2 млн. руб. Подробнее этот вид бизнеса мы разбирали в этой статье.

Автобус для вечеринок (“пати-бас”)

Закусочная на колесах

В тех местах, где ситуация со стационарными закусочными хромает, можно открыть закусочные на колесах. Это могут быть стоянки возле супермаркетов, городские парки, туристические места, студенческие городки. На создание своего фудтрака потребуется около 2 млн. руб. Большая часть средств уйдет на приобретение и оборудование фургона. Также стоит подумать над оригинальностью концепции меню и дизайна.

Продажа ароматизаторов для салона

Открыть небольшой автобизнес можно на продаже автопарфюмерии: подвесных ароматизаторов, спреев, ароматизаторов на панели и дефлекторы. Для такого бизнеса будет достаточно нескольких квадратных метров в каком-нибудь проходимом месте, желательно в ТЦ. Кроме широкого ассортимента автопарфюмерии (от эконом-класса до премиум), необходимо включить в продажу прочие мелочи: чехлы на руль, полироли, тряпочки, обложки для прав, брелоки и т.д.

Мобильный шиномонтаж

Суть мобильного шиномонтажа заключается в выездных услугах механиков, которые на месте клиента проводят ремонт шин, дисков, проводят сезонную смену шин, снимают секретки. Особенность автобизнеса в том, что работать нужно круглосуточно, быстро реагируя на вызов. В дополнительные услуги может входить подвоз бензина, запуск двигателя при севшем аккумуляторе, разблокировка сигнализации и другая экстренная помощь.

Мобильный шиномонтаж

Продажа тентов для автомобилей

Автомобилей становится все больше, но не каждый автомобилист может позволить себе хранить свое транспортное средство в гараже или в крытом месте. Пыль, грязь, листва и почки деревьев, птичий помет, снег, дождь и солнце — все это вынуждает хозяев задумываться о покупке защитных тентов, которые могут стоить от 1 до 25 тыс. руб. Для такого автобизнеса вполне хватит хорошо раскрученного одностраничника.

Продажа тентов для автомобилей

Туалет-автобус

В крупных городах есть один существенный недостаток — нехватка общественных туалетов. Специально для этого существуют туалеты-автобусы, оборудованные по последнему слову сантехники. Услуги автобусов-туалетов особенно востребованы во время крупных мероприятий и общественных праздников. Как правило, основной преградой для этого автобизнеса служит огромная стоимость автобусов — проще приобрести целый полк биотуалетов.

Туалет-автобус

Производство стеклоомывающей жидкости

Производство стеклоомывающей незамерзающей жидкости может быть очень выгодным начинанием, поскольку во время холодов «незамерзайку» покупают в больших количествах. Уровень прибыли в этой сфере может вскружить голову любому, однако не все так просто: производство метаноловой “незамерзайки” запрещено, а правоохранительные органы регулярно проводят рейды по закрытию нелегальных цехов. Разрешенная же по качеству “незамерзайка” обходится дорого, и при этом она менее эффективна.

Производство стеклоомывающей жидкости

Продажа запчастей для ретро-авто

Культура реставрации снятых с производства культовых автомобилей в нашей стране постепенно растет, поэтому спрос на запчасти для ретро-авто существует. Из-за дефицита продать их можно по очень высокой цене. Детали могут быть трех видов: оригинальные, новодельные и восстановленные. Идея прибыльного автобизнеса заключается в покупке редких запчастей у бывших владельцев или тех, кто хорошо покопался в своем гараже, доведению их “до ума” и последующей перепродаже.

Продажа запчастей для ретро-авто

Мобильная кофейня — это отличный вариант автобизнеса с небольшими вложениями, который подойдет для одного человека. Стартовать в нем можно с 700-800 тыс. рублей, отбить которые можно в течение 10-12 месяцев. По сути, ключевой вопрос автобизнеса — это не какой кофе продавать, а “Где встать?”. Бизнес на мобильных кофейнях полностью опирается на импульсивный спрос.

Мобильная кофейня

Экстремальная школа вождения

Для оказания услуг по экстремальному вождению вам как минимум понадобится собственный автомобиль, а предлагать свой сервис вы можете через автошколы, которые желают расширить свой профиль. Курсы экстремального вождения могут включать как контраварийное вождение , так и совсем специализированные услуги вроде техники преследования, маневрирования при обстреле или нападении и так далее. За часовой урок экстремального вождения можно зарабатывать от 1 до 3 тыс. рублей в час, а иногда и еще больше.

Экстремальная школа вождения

Продажа гаражной мебели

Все больше людей хотят, чтобы гараж выглядел стильно и комфортно, а потому появился такой вид автобизнеса как продажа мебели для гаража. Через интернет-магазин можно продавать гаражные стеллажи, тележки для инструментов, одежные шкафы, контейнеры и всевозможные аксессуары, главное — как следует проанализировать спрос.

Продажа гаражной мебели

Установить в такси караоке однажды придумал китайский предприниматель Фен Ксиаоминг, после чего его бизнес сразу пошел в гору. Зарабатывать на одной поездке оно позволяет гораздо больше, чем обычное такси. В России последователи Ксиаоминга зарабатывают на караоке-такси 2-3 тыс. руб. в час, заодно предлагая цветомузыку, барабаны и бубны.

Караоке-такси

Бизнес на школьных автобусах всегда был развит на Западе, но в России встречается редко. Есть три условия, которые должны сойтись для открытия запуска: удаленность образовательного учреждения от мест проживания детей, обеспеченные родители, готовые хорошо платить за безопасность своих детей, а также готовность местных властей и школ идти навстречу предпринимателю. Не удивительно, что более заманчивым направлением для автобизнеса становятся маршрутки. А приобрести микроавтобус для перевозки детей на базе “Газель Некст” можно за 1,7 млн. руб.

Школьный автобус

Открыть свой нишевой автобизнес в автосфере можно на продаже детских автокресел. Продавать их можно в формате интернет-магазина, либо через розничную точку. Второй вариант привлекателен тем, что у покупателей есть возможность сделать примерку кресла под своего ребенка. Расположение магазина не играет большую роль: информацию об автокреслах потенциальные покупатели находят в сети. Главное — это предложить клиенту разнообразие товара и провести профессиональную консультацию перед покупкой.

Продажа автокресел

Продажа палаток для крыш автомобилей

Автопалатки — это целый сегмент бизнеса с довольно широким предложением и выбором производителей. Палатки могут устанавливаться на крыши авто и сбоку, быть мягкими или с жесткими полами и крышей. Есть даже специальные гамаки на крыши для любителей смотреть на звездное небо. Учитывая, что количество самостоятельных туристов постоянно растет, автобизнес на продаже таких палаток имеет хорошие перспективы.

Продажа палаток для крыш автомобилей

Парк развлечений: катание на бульдозерах

Гусеничный транспорт и бульдозеры можно использовать необычным способом: предоставляя технику в аренду желающим испытать себя и развлечься по-взрослому. Это отличная идея для экстремальных парков, желающих расширить свою специализацию и владельцев техники, которые хотят увеличить прибыль от ее использования. Также можно устроить аттракцион, катая народ в ковше экскаватора.

Парк развлечений: катание на бульдозерах

Продажа мороженого с колес

Фургон с мороженым — это ностальгия для американцев, но для России — новая и незанятая ниша. Чтобы радовать детишек вкусным и необыкновенным мороженным, автомобиль комплектуется холодильниками и фризером. Этот автобизнес больше подойдет романтикам с собственным фургоном в наличии, нежели личностям, которых интересует исключительно деньги. Недостаток прост — гораздо дешевле установить по городу несколько тележек с мороженым, чем потратить деньги на покупку и оборудование фургона.

Продажа мороженого с колес

Выездная автомойка

В большом городе востребованной услугой может оказаться выездная автомойка. Выездная мойка может осуществляться влажным и сухим способом. Концепция привлекательна как для автовладельцев, поскольку она позволяет экономить время, так и предпринимателям, поскольку выездная автомойка требует минимум затрат. Открыть свой бизнес на оказании услуг выездной автомойки можно при наличии 200-300 тыс. руб., большая часть из которых уйдет на оборудование и моющие средства.

Выездная автомойка

Для тех кто не может определится с идеей своего автобизнеса, рекомендуем трансформационные психологические игры от компании “1000 идей”:

«Хочу то, не знаю что» — в этой трансформационной психологической игре происходит поиск направления деятельности и устранение неопределенности человека в определении своего будущего, а также расстановка жизненных приоритетов, и

“Стартап” в этой игре, в формате настольного мозгового штурма отрабатывается техника предпринимательского мышления и создания бизнес-идеи с нуля, а также вывода ее на рынок

Многие участники игр не только находят ответы на свои запросы, но, испробовав эффект на себе, решаются помогать и другим людям, при этом неплохо зарабатывают. Многим нравится, что играть с клиентами можно в том числе и онлайн. О том, как открыть бизнес на проведении психологических игр, можно узнать здесь .

Как войти в дорожный бизнес

Как войти в дорожный бизнес

«Я была в ГИБДД, слышу: в соседнем кабинете что-то такое происходит, эмоциональное, кричат. Оказывается, владелец завода пытается согласовать установку информационного указателя на дороге, ведущей к его предприятию. На дороге, которая де-факто есть, а де-юре — нет. Причем техусловия у Росавтодора для будущего проекта предприниматель получил. Что уже достойно уважения, потому что это очень сложно. А вот дальше он буквально в стену уперся: ТУ нужно согласовать с ГИБДД, — вспоминает историю знакомства с одним из заказчиков исполнительный директор “АСК Драфт”, компании, проектирующей автомобильные дороги, Мария Кулькова и продолжает: — Я захожу в кабинет, говорю ему: давайте посмотрим. В таком случае желателен какой-нибудь социальный атрибут — мы, например, на указателе написали, что впереди через столько-то километров церковь. Это тоже нормально: если хочешь сделать для бизнеса, сделай что-то для социальной сферы».

«АСК Драфт» — это Мария Кулькова и Иван Наумов — экономист и проектировщик, которые в 2012 году ушли из довольно крупной компании, чтобы работать на себя. При сложившемся ценообразовании проектировка — это процентов десять от стоимости всей будущей дороги, а клиенты практически всегда становятся постоянными: в дорожных правилах все время что-то меняется и им нужно соответствовать. Частный проект, который отрисовывается практически за сутки, может принести около 200 тыс. рублей. Правда, изначальный тезис «мы хорошо чертим, у проектировщика хорошее имя, с клиентами проблем не будет» не сработал, запасного способа поиска заказчиков не было — ребята целый год просидели без заказов. Потом поняли: да вот же они все — на госзакупках. В России сферу дорожного строительства принято, и во многом обоснованно, считать монополизированной, коррумпированной, серой зоной, где крутятся большие деньги, подрядные организации выбираются из «своих», а слово «откат» если не говорится вслух, то подразумевается. Ничего такого новоявленные предприниматели не заметили. Словом, в портфолио уже есть на что посмотреть: например, компания полностью спроектировала и выстроила инфраструктуру целого города — подмосковного Реутова. В сумме это 30 км дорог и подъездных дорожек.

Об отрасли

Спрос на проектировку, согласование нововведений, сопровождение и мониторинг соответствия обновляющимся правилам есть как со стороны государственных образований, так и со стороны частников. Для понимания масштабов: протяженность дорог с твердым покрытием в РФ порядка 780 тыс. километров (сопоставимо, например, с Францией; в Китае показатель выше раза в четыре, в США — в 5,5 раза).

Прокладкой крупных автотрасс занимаются проектные институты, существующие еще с советских времен, там сотрудники преимущественно возрастные. Частные компании можно по пальцам пересчитать. Им с кадрами все сложнее — выпускники главного источника профресурсов, МАДИ, редко идут работать по специальности: кропотливая работа за небольшие деньги, долгий профессиональный рост, мало динамики.

Работа контролирующих ведомств жестко регламентирована, бюрократизирована; проекты обрабатываются вручную и достаточно долго; плюс смена статуса учреждений, изменение ГОСТов, связь между ведомствами — по «Почте России».

Ценообразование

Если идти по учебнику, то стоимость дороги — сейчас это порядка 41 млн руб./км — складывается из выкупа земли, переноса коммуникаций и зеленых насаждений, проектирования. Опять же для сравнения: в Европе считают только стоимость строительства на уже готовой площадке. Разнятся налоги.

Теоретически ценообразование регламентируется справочником базовых цен на проектные работы для строительства («Автомобильные дороги общего пользования») и 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На практике цены договорные. Государственные заказчики обязаны выставлять проекты на ресурсе госзакупок. Базовой ценой лота здесь могут быть данные государственной статистики, реестр контрактов, собственные исследования рынка.

Особенность же ценников исполнителей — заранее включенные в сумму пени и штрафы за возможную просрочку сдачи проекта (проще брать вину за нарушение сроков сдачи на себя, чем спорить с госзаказчиком из-за некорректной постановки задачи).

Как построить дорогу

Допустим, у предпринимателя в столичном пригороде есть в распоряжении земля и он хочет возвести на ней какие-то объекты — торговый центр, жилой или офисный комплекс. Первое, что он должен понять, еще до получения разрешения на строительство, — получится ли к этой территории подъехать. Поэтому нанимается компания, у которой подобная деятельность поставлена на поток. «Здесь много частностей. Как правило, сначала нужна временная дорога, ее строят из дешевых материалов, потому что придется подвозить на тяжелых машинах стройматериалы, например. И ее со всеми знаками нужно согласовать. А второй этап — непосредственно примкнуть ее к каким-то существующим магистралям. Это уже не административная ответственность, а федеральная. Это Росавтодор, Мосавтодор. И соответственно, связующие звенья между всеми этими службами. Мы же прежде всего бежим узнавать: есть ли вообще возможность провести там дорогу. Сначала — без всякого рисунка. Сотрудники служб, ведомств поднимают данные, проверяют наличие трубопроводов, сетей — дают какие-то варианты, технические условия. Возможно, есть какие-то сервитуты, ограничения по тоннажу, или газ рядом проложен, или деревья растут и нужно понять, какие можно срубить. Исходя из технических условий они уже пишут, например, “через 500 метров есть съезд — примкните к этому съезду”», — объясняет Мария Кулькова. Чаще всего, кстати, выгодные с точки зрения места участки земли могут продаваться за бесценок как раз потому, что к ним сложно или невозможно примкнуться.

«Процесс согласования временной дороги займет два месяца. Постоянной — от двух месяцев. Потому что нужно сначала получить технические условия, потом еще месяц согласовывать. И еще где-то две недели уходит на проектировку», — подсчитывает Мария.

На вопрос, часто ли приходится давать взятки, отвечает строгим «Без комментариев». Официальная стоимость техусловий по крупным проектам порядка 80 тыс. рублей, которые перечисляются со счета заказчика-эксплуатанта.

Ответственность за организацию, учет всех принятых стандартов, руководство и контроль проектного производства начиная с момента проведения тендеров и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию несут главные инженеры проектов. Они же дают рекомендации вариантов укладки в зависимости от условий эксплуатации. А будет ли девелопер их соблюдать — это уже его дело, но с момента сдачи согласованного с ведомствами проекта бремя ответственности лежит на нем. Случилось, например, ДТП, сотрудники ГИБДД тут же открывают дислокацию — смотрят: на бумаге дорожный знак есть, а в реальности его нет — собственника штрафуют на 300 тысяч рублей за несоответствие. Или ветки у дерева отросли и закрывают дорожный знак. Нужно согласовать вырубку. Или вышли какие-то новые ГОСТы, например разметка пешеходная была только белая, а стала белая с желтым. Естественно, нужно все схемы, все дислокации менять и вновь согласовывать с ГИБДД. Муниципалы и вовсе обязаны каждые три года актуализировать информацию со всеми дислокациями. Куда с этим идти? К уже знакомым проектировщикам.

Найти клиента

Частные клиенты активизируются весной, горячее время для госконтрактов октябрь—декабрь: нужно успеть до конца бюджетного года. Соотношение проектов на рынке, заказчиком в которых выступает частное и государственное лицо, 20 к 80. Это предприниматели поняли за год работы.

Освоили и варианты участия в госзакупках: самый простой путь — через котировку, письмо, в которое исполнитель вписывает свою цену. Кто меньше предложит, тот и победил.

Второй вариант — конкурсы. Они, как правило, устраиваются, если речь идет о чем-то нетиповом, например о благоустройстве парка. Компания представляет всю документацию, проекты, а зачастую и предпроект будущего объекта. Далее — аукцион. Здесь искателю потребуется персональный ключ, или аватар, — флешка, открывающая доступ к заказам, приобретается за 8 тыс. рублей. Плюс еще около 150 тыс. загоняются на площадку в качестве обеспечительного ресурса, который на время игры замораживается.

Первой котировкой в 100 тыс. рублей стал заказ подмосковной Кубинки. «Первоначальная цена была в районе 300–400 тысяч, мы поставили сто и выиграли, потому что запросили мало. Но это хоть какие-то деньги. Выиграли — уже приятно. Получили заказ, начертили. Я подумала: если здесь не пришла какая-то серая компания и не захватила эти несчастные сто тысяч, значит, такого нет, чтобы в каждом округе была своя фирма. А в августе полностью разыгрывался подмосковный Реутов. Весь город Реутов! И первоначальная цена была миллион двести тысяч. Мы подумали, что было бы неплохо его выиграть, пусть и за полмиллиона, и начали опускать. Там был всего один участник, причем физлицо, и то ли он проспал, то ли с интернетом у него что-то случилось, но в итоге нам не пришлось спускаться ниже миллиона», — вспоминает Мария Кулькова. Проект, конечно, оказался испытанием, хотя все самое сложное — в данном случае это замеры, когда по дороге в буквальном смысле слова шаг за шагом идут с дорожным колесом, — ребята отдали на аутсорсинг. Сейчас все идет уже по накатанной: конкурсы, аукционы, проекты. И в каждом из них «АСК Драфт» серьезно демпингует. «Дело в том, что на этом рынке все хотят побольше заработать и сразу большие ценники выставляют. То есть за то, что можно сделать за двести тысяч, люди просят миллион», — отмечает Мария. Конкуренты за испорченные ценники пока не в обиде. Скорее компанию попросту не замечают. Слишком маленькая, работает в невысоком ценовом сегменте, в котором и настоящих сражений за проект не разворачивается.

Калькулятор

Вложения в уставной капитал «АСК Драфт» составили 10 тыс. рублей, затраты на оформление компании и покупку домена — 50 тыс. рублей, на электронной торговой площадке заморожены 150 тыс. рублей.

Средняя сумма выполняемых контрактов пока около 200 тыс. рублей. Из крупных — проект организации дорожного движения на период эксплуатации улично-дорожной сети города Реутова за 1 млн рублей и проект организации дорожного движения на период эксплуатации улично-дорожной сети городского поселения Красногорск. Всего за год фактической работы выполнено семь заказов. По временным затратам — на крупный заказ уходит две недели, еще месяца два — на согласования. Для того чтобы уверенно зарабатывать, по мнению Кульковой, нужно иметь по проекту в месяц.

Офиса у компании нет, как нет пока даже стола для составления большого проекта, в штате два человека — они же основатели. Платят себе по 30 тыс. рублей. Больше денег, по словам Марии, уходит на налоги, а также на оплату услуг находящихся на аутсорсинге бухгалтера, юриста. Черная работа — пройти с колесом и измерить километраж, например, — отдается фрилансерам. Переехать в помещение и нанять пару сотрудников, предприниматели планируют при достижении оборота в 5 млн рублей в год.

Источник https://www.openbusiness.ru/biz/business/45-idey-dlya-avtobiznesa/

Источник https://expert.ru/expert/2014/35/kak-vojti-v-dorozhnyij-biznes/

Источник

Источник