23/11/2024

Инвестиционный фонд является эмитентом ценных бумаг

 

Содержание статьи

(Issuer)

Эмитент — это любая организация или юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги

Определение эмитента и его действия, по отношению к ценным бумагам, включая кредитные карточки, дорожные чеки

Содержание

  • Эмитент (Issuer) — это, определение
  • Понятие эмитентов на рынке ценных бумаг и их классификация
  • Государство
  • Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления
  • Хозяйствующие субъекты
  • Юридические лица
  • Классификация эмитентов, принятая на западных фондовых рынках
  • Способы классификации эмитентов
  • Эмиссия ценных бумаг и процедура её осуществления
  • 6 этапов эмиссии
  • Первый этап эмиссии. Принятие решения о выпуске
  • Второй этап эмиссии. Подготовка проспекта
  • Третий этап эмиссии. Регистрация выпуска
  • Четвертый этап эмиссии. Раскрытие информации
  • Пятый этап эмиссии. Размещение ценных бумаг
  • Шестой этап эмиссии. Регистрация отчета об итогах выпуска
  • Государство и муниципальные образования как эмитенты
  • Унитарные предприятия
  • Корпоративные эмитенты. Банки
  • Корпоротивные эмитенты. Акционерные общества
  • Корпоротивные эмитенты. Обществом с ограниченной ответственностью
  • Проблемы и перспективы развития эмитентов на рынке ценных бумаг в России
  • Источники и ссылки

Эмитент (Issuer) — это, определение

Эмитент — это участник рынка инвестиций, который обладает правом от своего имени выпускать различные денежные знаки, кроме того кредитные карты, акции, облигации, дорожные чеки, с целью создания различных вариантов для финансорования ссвоей деятельности.

Эмитент — это любая организация, представленная в виде органа местного самоуправления или в виде исполнительной власти, обладающая правом от своего имени выпускать ряд денежных знаков, а также кредитные карты, облигации, акции, дорожные чеки. Целью эмитента является финансирование своей деятельности.

Кредитные карты

Эмитент — это организация, которая провела денежную эмиссию, то есть выпустила, определенное количество денег, акций или других ценных бумаг в законодательно установленном порядке. Эмитентом может быть частное юр. лицо или уполномоченный государственный орган.

Эмитент — это государство, предприятие, учреждение, организация, выпускающие в обращение денежные знаки, денежные бумаги, платежно-расчетные документы. Традиционными эмитентами являются коммерческие банки и акционерные общества, использующие денежную эмиссию ценных бумаг для привлечения с рынка ссудных капиталов заемных средств, необходимых для кредитования собственной деятельности.

Эмитент — это один из участников рынка инвестиций.

Пластиковые карты

Эмитент — это «донор» товара, он предоставляет первичные ценные бумаги на рынок.

Эмитент — это банк, который выпускает кредитную карту. Это гарант выполнения всех обязательств по платежам, которые могут возникать в процессе использования эмитированных им карт. Банковская карточка на протяжении всего срока своего использования является собственностью банка-эмитента, клиент банка является только пользователем выданной ему карты.

Эмитент — это инициатор и исполнитель процесса денежной эмиссии новых ценных бумаг, главная фигура на рынке инвестиций. На рынке акций эмитент выступает в роли продавца, который поставляет свой продукт в виде акций и других ценных бумаг.

Облигации - вид ценных бумаг

Эмитент — это тот, кто заинтересован в краткосрочном или долгосрочном финансировании своих текущих и капитальных затрат и при этом может доказать, что ему, как заёмщику, должнику и предпринимателю, можно доверять.

Эмитент — это коммерческая организация, принявшая решение о выпуске, осуществляющая размещение ценных бумаг.

Понятие эмитентов на рынке ценных бумаг и их классификация

Под эмитентом понимается субъект рынка акций, являющийся инициатором и исполнителем процесса эмиссии ценных бумаг. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Он поставляет на рынок акций продукт — ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности. Эмитенты представляют тех участников фондовой биржи, которые заинтересованы в привлечении инвестиционных средств. Механизм этогопривлечения может быть разным:

Прямое кредитование

— облигационные денежные эмиссии;

Облигации

Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Итак, эмитенты — необходимые участники рынка акций. Они являются теми

организациями, которые потребляют инвестиционные ресурсы, используя их для реализации конкретных инвестиционных проектов. Если инвестиционные проекты оказались удачными и их реализация принесла прибыль, то ее часть возвращается инвесторам либо в виде процентных выплат по облигациям, либо в дивидендах по акциям, либо в виде роста курсовой стоимости выпущенных ценных бумаг. Таким образом, с одной стороны, эмитенты являются потребителями инвестиционных ресурсов, а с другой — источником финансовых ресурсов, возвращаемых инвесторам. Можно разделить эмитентов на несколько групп. Наиболее общая группировка — это та, согласно которой в качестве эмитентов можно рассматривать:

Государство

— органы муниципальной власти;

Органы власти с юмором

Финансирование хозсубъектов

Юридические лица.

Государство

В Российской Федерации государственный внутренний долг был оформлен государственными краткосрочными бескупонными обязательствами (ГКО), облигациями федерального и сберегательного государственных кредитов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК и ОГСЗ). Внешняя задолженность в виде ценных бумаг была реализована через облигации валютного кредита. С 1993 по 1998 г. Государственный долг Российской Федерации вырос на 120 млрд. руб., в том числе внешний — на 40 млрд. руб. и внутренний — на 80 млрд. руб.

Символ государства

Если часть внешней задолженности представляла прямые долги в форме кредитов, то внутренний долг практически весь был представлен ценными бумагами. Значительный рост государственного долга был сопряжен с возрастанием издержек на его обслуживание, достигших трети от объема государственных затрат (август 1998 г.). Доля этих издержек в объеме ВВП возросла до 5,2%. В результате российское правительство фактически объявило себя банкротом, заявив 17 августа 1998 г. о приостановлении выполнения своих обязательств по долгам.

Эмитент (Issuer) — это

Во второй половине 1998 г. Рынок государственных ценных бумаг в Российской Федерации практически прекратил свое существование. Торговля ценными бумагами, выплата долгов по которым была приостановлена, прекратилась. Их не приобретали даже за 3% от номинала. Выпущенные облигации Банк России не вызвали интереса у потенциальных инвесторов, так как доверие к государству было полностью утрачено.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления

Согласно законодательству России, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления также могут выступать эмитентами ценных бумаг.

Первые муниципальные кредиты в России были зарегистрированы в 1992 г. Их объем составил 5,6 млрд. руб. по номинальной стоимости. В дальнейшем возрастало как количество, так и объем зарегистрированных денежных эмиссий. В результате объем российского рынка ценных бумаг органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за 6 лет (с 1992 по 1998 г.) вырос более чем в 300 раз и составил на конец 1997 г. более 20 трлн. руб.

Эмитент (Issuer) — это

Хозяйствующие субъекты

Наиболее многочисленной группой организаций, выпускающих ценные бумаги, являются хозяйствующие субъекты. Они отличаются друг от друга организационно-правовой формой. Хозяйствующие субъекты можно разделить на две большие группы: юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юр. лица. Хотя лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юрлица, практически не представлены на российском рынке акций, тем не менее, они могут в своей повседневной практике выпускать такие ценные бумаги, как векселя и чеки.

Эмитент (Issuer) — это

Юридические лица

Основными эмитентами ценных бумаг на российском рынке акций являются юридические лица. Они могут выпускать все виды ценных бумаг, разрешенных российским законодательством к обращению на территории России, конечно, за исключением государственных ценных бумаг. Юридические лица могут представлять собой коммерческие и некоммерческие организации. Отличие между ними состоит в том, что коммерческие организации в своей деятельности в качестве основной цели ставят перед собой получение прибыли, а некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставной цели некоммерческой организации. Полученную прибыль некоммерческие организации не распределяют между основателями, а направляют на реализацию уставных целей организации.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме:

Кредитные кооперативы

— общественных и религиозных организаций (объединений);

Общественные организации

Учреждение культуры

— ассоциаций и союзов (объединений юр. лиц);

Ассоциации

— благотворительных и других фондов.

Благотворительные фонды

Коммерческие организации создаются в виде хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственное товарищество может быть создано в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Организационно-правовая форма хозяйственных обществ может быть представлена акционерными обществами, обществами с ограниченной и с дополнительной ответственностью. В свою очередь, акционерные общества подразделяются на общества открытого и закрытого типа.

Классификация эмитентов, принятая на западных фондовых рынках

Эмитентов ценных бумаг можно классифицировать в зависимости от инвестиционной привлекательности выпущенных ими ценных бумаг. Приведем подобную классификацию, принятую на западных рынках акций:

— «голубые фишки» — ценные бумаги мощных компаний, обладающих высокой кредитоспособностью и имеющих стабильное положение на рынке. На российском рынке акций к «голубым фишкам» относятся акции Лукойл, РАО «ЕЭС Российской Федерации», РАО «Газпром», Мосэнерго и некоторых других;

Голубые фишки style=

— «акции второго эшелона» — ценные бумаги молодых, недостаточно крупных компаний. Они обладают свойствами «голубых фишек», но пользуются меньшим доверием у инвесторов;

Теханализ второго эшелона

— «центровые» — ценные бумаги эмитентов, которые занимают лидирующие позиции в отрасли и оказывают влияние на курсовую стоимость акций остальных эмитентов группы. К таким ценным бумагам относятся акции:

— РАО «ЕЭС Российской Федерации» и Мосэнсрго и энергетической отрасли;

— РАО «Газпром», Лукойл и Сургутнефтегаз в нефтегазодобывающей отрасли;

— «Ростелеком» и Московская городская телефонная сеть в телекоммуникационной отрасли» и т. п.

— «оборонительные акции» — ценные бумаги крупных компаний, выплачивающих высокие дивиденды и имеющих такие инвестиционные качества, которые даже при падающем рынке не допускают отрицательной разницы цен продажи и покупки. На российском рынке акций таких акций нет;

— «гвоздь программы» — ценные бумаги, обладающие высокой ликвидностью. При операциях с ними можно получить высокий доход даже от небольшого

колебания цен. На российском рынке акций бесспорным «гвоздем программы» была государственная ценная бумага — приватизационный чек (ваучер);

— «премиальные акции» — ценные бумаги, являющиеся лидерами по росту курсовой стоимости и имеющие максимальную разницу цен продажи и покупки;

— «обаятельные акции» — ценные бумаги молодых компаний, близкие по доходности к «премиальным акциям», курсовая стоимость которых быстро

повышается в цене;

— «цикличные акции» — ценные бумаги, доходность по которым меняется синхронно с деловой активностью эмитента;

— «спящие акции» — ценные бумаги эмитентов, имеющих большой потенциал роста, однако еще не завоевавшие рынок. Акции большого количества

российских эмитентов являются «спящими»;

— «дутые акции» — переоцененные ценные бумаг;

— «спекулятивные акции» — ценные бумаги эмитентов, недавно появившихся на рынке и не имеющих деловой репутации и истории. Динамику котировок и предполагаемые дивидендные выплаты по таким ценным бумагам весьма трудно прогнозировать. Примером спекулятивного инструмента на российском рынке акций были депозитарные свидетельства, или, как их еще называли, «народные ценные бумаги». Правила игры в них определяли организации, запустившие их в оборот. Они и получили от этих инструментов наибольшую прибыль;

— «неактивные акции» — неликвидные и неинтересные с точки зрения инвестора ценные бумаги. На российском рынке акций такие ценные бумаги

иногда называют «ботва».

Способы классификации эмитентов

Эмитентов можно классифицировать по той политике, которую они проводят на рынке акций. Они могут осуществлять активную политику, выходя на организованные торговые площадки, инициируя процедуру листинга своих ценных бумаг и поддерживая их котировку. Эта политика может быть безразличной, когда эмитент не обращает внимания на свои ценные бумаги. Она может быть и негативной, когда эмитент всячески стремится ограничить обращение своих ценных бумаг на рынке акций. Эмитенты могут отличаться по тому кругу инвесторов, для которых осуществляется новая денежная эмиссия. Например, на привлечение отечественного или иностранного инвестиционного капитала рассчитана эмиссия ценных бумаг. По характеру инвесторов выпуск акций может быть спланирован следующим образом:

— акции могут быть вылущены по закрытой подписке для ограниченного круга стратегических инвесторов;

— Выпуск акций может быть организован по открытой подписке, ориентированной, однако, на ограниченный круг институциональных

— Денежная эмиссия акций может быть предназначена для размещения среди большого количества частных инвесторов.

Можно классифицировать эмитентов по различным признакам, наиболее существенными из них являются следующие:

— виды эмитентов как формы государственно-правового образования;

— организационно-правовая форма эмитентов;

— направления профессиональной деятельности эмитентов;

— инвестиционная привлекательность эмитентов;

— политика, проводимая эмитентами на рынке акций (активная, рассчитанная на привлечение стратегических инвесторов, распыление капитала, на отечественный капитал, на иностранный капитал и т. п.);

— национальная принадлежность эмитентов. Эмитентов можно разделить по национальной принадлежности, т. е. на резидентов и нерезидентов. В большинстве стран установлены определенные ограничения на обращение ценных бумаг иностранных эмитентов на национальных фондовых биржах. В Российской Федерации ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, относятся к категории валютных ценностей. Поэтому их обращение регулируется валютным законодательством.

По направлениям профессиональной деятельности эмитентов можно разделить на следующие основные группы:

— промышленные и торговые компании;

— инвестиционные компании и инвестиционные USD — CAD;

— страховые компании, пенсионные фонды и прочие институциональные инвесторы.

Таким образом, под эмитентами понимаются субъекты фондовой биржи, являющиеся инициаторами и исполнителями процесса выпуска. На рынке ценных бумаг они занимают позицию продавца и поставляют на рынок акций товар-ценные бумаги. Эмитентов можно классифицировать в зависимости от инвестиционной привлекательности выпущенных ими ценных бумаг, по той политике, которую они проводят на рынке акций, по формам государственно-правового образования, по организационно-правовым формам, попрофессиональной деятельности и по национальной принадлежности.

Эмиссия ценных бумаг и процедура её осуществления

Под денежной эмиссией понимается процесс, в результате которого происходит появление новых ценных бумаг на рынке акций. Денежную эмиссию можно подразделить на несколько этапов:

— принятие решения об денежной эмиссии;

— осуществление эмиссии ценных бумаг (заполнение бланка);

— регистрация (требуется не всегда).

При выпуска некоторых видов ценных бумаг могут производиться и другие необходимые действия. Осуществляя денежную эмиссию эмитент должен стремиться к следующему:

— создание ликвидного рынка ценных бумаг эмитента;

— прохождение процедуры листинга ценных бумаг эмитента на признанной и авторитетной торговой площадке;

— Повышение инвестиционной привлекательности эмитента в глазах потенциальных инвесторов;

Повышение капитализации компании;

— Организация и проведение регулярной работы эмитента с акционерами, профессиональными участниками и инвесторами рынка акций.

6 этапов эмиссии

— Принятие решения о выпуске;

— размещение денежной эмиссии ценных бумаг.

— регистрация отчёта об итогах эмиссии ценных бумаг;

Первый этап эмиссии. Принятие решения о выпуске

Решение о выпуске ценных бумаг — это первый этап выпуска. Это, прежде всего документ, который фиксирует принятое решение. Решение о выпуске акций и облигаций акционерного общества (АО) утверждается советом директоров. При учреждении акционерной компании решение о выпуске акций, распределяемых среди его основателей, принимается уполномоченным органом акционерного общества (АО) на основании и в соответствии с договором о его создании. Следует отметить, что решение о выпуске ценных бумаг принимается на основании и в соответствии с решением об их размещении. Характерно, что представленное в регистрирующий орган решение о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, может не содержать срока, цены размещения ценных бумаг, а также сведений, относящихся к цене размещения ценных бумаг (сведений о вознаграждениях и скидках андеррайтеров, других сведений, влияющих на цену размещения ценных бумаг и (или) на сумму, которую эмитент должен получить в результате их размещения).

Решение выпуске ценных бумаг оформляется по установленной форме. В неё должна включаться следующая информация:

— вид ценных бумаг (акции, облигации), категория (тип) — для акций, серия — для облигаций. В случае если выпуск облигаций предполагается размещать траншами, указывается порядок идентификации облигаций каждого Транша;

— форма ценных бумаг (именная документарная, именная бездокументарная, документарная на предъявителя);

— в решении о выпуске документарных ценных бумаг указывается, предусмотрено ли их обязательное централизованное хранение или нет;

— номинальная стоимость каждой ценной бумаги эмиссии;

— права владельца каждой ценной бумаги денежной эмиссии, предусмотренные законодательством России;

— количество ценных бумаг этого эмиссии ценных бумаг. В случае, если выпуск облигаций предполагается размещать траншами, указывается количество облигаций в каждом транше либо порядок его определения;

— для акций — общее количество размещенных акций той же категории (типа);

— порядок размещения ценных бумаг (способ, срок и порядок размещения, цена или порядок определения цены одной ценной бумаги эмиссии, условия и порядок оплаты ценных бумаг);

— обязательство эмитента — обеспечить права владельцев ценных бумаг при соблюдении ими установленного законодательством России порядка осуществления этих прав;

— иные сведения, предусмотренные Стандартами выпуска акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов денежной эмиссии.

Второй этап эмиссии. Подготовка проспекта

Иногда решение пересматривается после его принятия, и тогда в акт решения вносятся дополнения, принимается новый документ. В случае внесения дополнений указывается текст вносимых дополнений в решение о выпуске (проспект эмиссии ценных бумаг) ценных бумаг, а также разделы, пункты, абзацы решения о выпуске (проспекта выпуска), в которые вносятся дополнения. В случае внесения изменений указывается текст изменяемой редакции решения о выпуске (проспекта денежной эмиссии) ценных бумаг, текст новой редакции изменений, а также разделы, пункты, абзацы решения о выпуске (проспекта

Эмиссии ценных бумаг), в которые вносятся изменения.

Государственная регистрация эмиссии ценных бумаг ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта выпуска в случаях распределения акций среди основателей акционерной компании. В случае же размещения акций способом открытой подписки всегда требуется осуществлять государственную регистрацию эмиссии ценных бумаг, совмещенную с регистрацией их проспекта денежной эмиссии. В случае регистрации проспекта выпуска процедура эмиссии ценных бумаг дополняется следующими этапами:

— подготовкой проспекта денежной эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

— регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг эмиссионных ценных бумаг;

— раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте выпуска;

— раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах эмиссии.

Третий этап эмиссии. Регистрация выпуска

Регистрация денежной эмиссии эмиссионных ценных бумаг осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, в результате чего ему присваивается государственный регистрационный номер, представляющий собой цифровой, буквенный или знаковый код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг. Для регистрации эмиссии ценных бумаг эмиссионных ценных бумаг эмитент представляет в регистрирующий орган следующие документы:

— заявление на регистрацию;

— решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

— проспект выпуска, если регистрация эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта денежной эмиссии;

— копии учредительных документов, если осуществляется денежная эмиссия акций при создании акционерного общества (АО).

В результате при регистрации эмиссии ценных бумаг эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Государственная регистрация эмиссии не может быть осуществлена до полной оплаты уставного капитала эмитента, за исключением эмиссий ценных бумаг акций, размещаемых путем распределения среди основателей, до регистрации отчета об итогах всех зарегистрированных ранее эмиссий акций и внесения соответствующих изменений в устав эмитента, а также до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее денежных эмиссий облигаций эмитента.

Однако ограничения в осуществлении государственной регистрации на этом не заканчиваются. Их сила распространяется и на другие ситуации. Например, не может быть одновременно осуществлена государственная регистрация денежной эмиссии акций и эмиссии ценных бумаг облигаций (за исключением эмиссии акций и конвертируемых в них облигаций), денежной эмиссии обыкновенных и привилегированных акций (за исключением эмиссии ценных бумаг обыкновенных и эмиссий ценных бумаг привилегированных акций, размещаемых путем распределения, а также путем конвертации двух и более эмиссий обыкновенных акций или двух и более денежных эмиссий привилегированных акций одного типа, двух и более эмиссий ценных бумаг облигаций одной серии).

Четвертый этап эмиссии. Раскрытие информации

Законодательством установлено, что совершение сделок с ценными бумагами и их рекламирование до государственной регистрации эмиссии этих ценных бумаг запрещается. Вместе с тем в этом правиле есть исключение: реклама ценных бумаг, государственная регистрация денежной эмиссии которых не сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг, а также публичное объявление цен их покупки или продажи могут осуществляться только при условии, что эмитент раскрывает информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и в форме сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг.

Пятый этап эмиссии. Размещение ценных бумаг

Размещение ценных бумаг осуществляется путём подписки и конвертации. Если размещение ценных бумаг осуществляется путем подписки в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, то оно не должно превышать одного года со дня принятия решения о выпуске. Размещение же ценных бумаг путем конвертации осуществляется в течение срока, предусмотренного зарегистрированным решением о выпуске данных ценных бумаг.

Что касается распределения дополнительных акций, а также конвертации акций, то оно должно быть осуществлено не позднее одного месяца с момента государственной регистрации эмиссии акций, причем это должно произойти в один день, указанный в зарегистрированном решении об их выпуске, по данным реестра акционеров на этот день.

При размещении ценных бумаг путем открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тыс. экземпляров. Запрещается размещение ценных бумаг нового денежной эмиссии ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным приобретателям возможности доступа к информации о выпуске, причем это можно сделать даже в день начала размещения ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг путем конвертации может осуществляться с соблюдением ряда особенностей. При конвертации в дополнительные акции ценных бумаг, конвертируемых в акции, и конвертации в облигации ценных бумаг, конвертируемых в облигации, если конвертация осуществляется по требованию владельцев ценных бумаг, она производится на основании их заявлений в порядке, предусмотренном решением о, выпуске конвертируемых ценных бумаг. Причем заключение каких-либо договоров в этом случае не требуется.

В случаях конвертации акций в акции с большей или меньшей номинальной стоимостью, с иными правами, а также конвертации в акции акций, подвергнутых дроблению и консолидации, конвертация осуществляется в акции той же категории, что и акции, которые в них конвертируются, с одновременным их аннулированием.

Дополнительные акции, размещаемые путем подписки, должны размещаться по рыночной цене, но не ниже номинальной стоимости.

Аналогичные требования предъявляются к размещению привилегированных акций. Привилегированные акции, конвертируемые в привилегированные акции других типов, размещаемые тоже путем подписки, должны размещаться по рыночной цене, но не ниже собственной номинальной стоимости или номинальной стоимости акций, в которые они конвертируются. Облигации, конвертируемые в акции, следует размещать по рыночной цене, но не ниже номинальной стоимости акций, в которые они конвертируются.

Шестой этап эмиссии. Регистрация отчета об итогах выпуска

Отчет об итогах эмиссии ценных бумаг эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган эмитент представляет не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг. Отчет об итогах эмиссии эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

— даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

— фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного денежной эмиссии);

— количество размещенных ценных бумаг;

— общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, внесенных в денежных средствах (в рублях и в иностранной валюте), в форме материальных и нематериальных активов.

Регистрация отчета об итогах эмиссии ценных бумаг ценных бумаг выполняется с соблюдением определенных правил. Характерной особенностью в этом случае является то, что регистрация отчета об итогах эмиссии акций, распределенных среди основателей, осуществляется одновременно с государственной регистрацией денежной эмиссии акций. Эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, размещаемых путем подписки, а также путем конвертации.

Отчет об итогах эмиссии акций и облигаций акционерной компании утверждается советом директоров или иным органом, имеющим в соответствии с законами и иными правовыми актами России полномочия на принятие решения о размещении ценных бумаг. (Приложение №4 )

Форма отчета об итогах денежной эмиссии ценных бумаг должна соответствовать требованиям организации, регистрирующей итоги эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, с представлением документов, подтверждающих завершение размещения ценных бумаг. В том случае, когда ценные бумаги оплачиваются не денежными средствами, в регистрирующий орган одновременно с отчетом об итогах эмиссии ценных бумаг представляются:

— протокол заседания совета директоров, отражающий принятие решения об определении рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг, кворум и результаты голосования с указанием имен членов совета директоров, голосовавших за принятие решения;

— заключение независимого оценщика (аудитора) о рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг.

Таким образом, эмиссия — это процесс, в результате которого появляются новые ценные бумаги на рынке акций. Существуют основные этапы выпуска: принятие решения о выпуске; подготовка проспекта; регистрация денежной эмиссии; изготовление ценных бумаг; раскрытие информации; регистрация отчёта об итогах эмиссии ценных бумаг; размещение эмиссии ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг — это первый этап выпуска. Это прежде всего документ, который фиксирует принятое решение. Государственная регистрация денежной эмиссии ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случаях распределения акций среди основателей акционерного общества (АО). Размещение ценных бумаг осуществляется путём подписки и конвертации. Не позднее чем через 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент должен представить отчёт об итогах эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

Государство и муниципальные образования как эмитенты

Государство в любой стране является, как правило, крупнейшим должником, осуществляя заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако вследствие высокой надежности государственных финансовых инструментов вложения в них характеризуются минимальными рисками и минимальной доходностью. Все остальные финансовые инструменты считаются более рискованными, поэтому они предлагают более высокую доходность. В соответствии с федеральным законом «Об особенностях выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени России, а муниципальными признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. (Таблица №1)

Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган, являющийся юр. лицом. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством РФ и уставом муниципального образования.

Ценные бумаги, эмитируемые органами власти

В Российской Федерации государственный внутренний долг был оформлен государственными краткосрочными бескупонными обязательствами (ГКО), облигациями федерального и сберегательного государственных ссуд с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК и ОГСЗ). Внешняя задолженность в виде ценных бумаг была реализована через облигации валютного ссуды. С 1993 по 1998 г. Государственный долг Российской Федерации вырос на 120 млрд. руб., в том числе внешний — на 40 млрд. руб. и внутренний — на 80 млрд. руб. Если часть внешней задолженности представляла прямые долги в форме кредитов, то внутренний долг практически весь был представлен ценными бумагами. Значительный рост государственного долга был сопряжен с возрастанием затрат на его обслуживание, достигших трети от объема государственных издержек (август 1998 г.). Доля этих затрат в объеме ВВП возросла до 5, 2%. В результате российское правительство фактически объявило себя банкротом, заявив 17 августа 1998 г. о приостановлении выполнения своих обязательств по долгам. Согласно постановлению Правительства РФ от 16 октября 2000 г.

«Об утверждении денежной эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» эмитентом ГКО от имени России выступает министерство финансов РФ. Владельцами ГКО могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Генеральным агентом по обслуживанию эмиссий ГКО является ЦБ РФ. Для определения процента по обращающимся на организованном рынке ценных бумаг денежным эмиссиям ГКО министерство финансов Российской Федерации сообщает информацию о средневзвешенной цене их размещения, дате эмиссии ценных бумаг и сроке обращения. (Таблица № 2)

Информация МФ РФ по выпускам ГКО

ОФЗ являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами, выпускаемыми в безналичной форме, номинальной стоимостью 1 млн. руб. с периодом обращения 1 -3 года. Владельцами ОФЗ могут быть физические и юридические лица. Эмитентом ОФЗ является мин фин РФ, который по согласованию с центробанком устанавливает параметры каждого эмиссии. Действующие на российском рынке акций ГКО и ОФЗ предназначены для физических и юрлиц. Однако в силу специфики их денежной эмиссии и обращения участие физ. лиц в операциях с ГКО и ОФЗ весьма затруднительно. Для привлечения частных лиц государство должно эмитировать ценные бумаги, которые были бы доступны большинству граждан, то есть они должны иметь низкую номинальную стоимость, легко продаваться и покупаться, быть просты в обращении. Такими свойствами обладают низко номинальные предъявительские ценные бумаги, выпущенные в документальной форме.

Учитывая эти факторы, в сентябре 1995 года в обращение была выпущена первая серия облигаций государственного сберегательного кредита РФ (ОГСЗ). Эмитентом является министерство финансов РФ, которое определяет денежную эмиссию в пределах лимита государственного долга, установленного федеральным законодательством. ОГСЗ выпускаются в документарной форме со сроком обращения 1 — 2 года и регулярной выплатой дохода по купонам. Номинальная стоимость облигаций составляет 500 рублей. Купонный доход привязан к среднему уровню доходности по ГКО.

Например, согласно приказу мин фина РФ от 31 августа 2000 г. «О выпуске облигаций государственного сберегательного ссуды России тридцать первой серии» были определены следующие параметры эмиссии ценных бумаг:

— объём выпуска — 1 млрд. рублей;

— номинальная стоимость облигаций — 500 рублей;

— общее количество облигаций — 2 000 000 штук;

— дата начала эмиссии — 28 сентября 2000 года;

— дата начала погашения — 28 сентября 2001 года;

— дата окончания погашения — 28 марта 2002 года;

— срок обращения облигаций — 1 год.

Выпуск ОГСЗ тридцать первой серии считается состоявшимся в случае размещения не менее 20 % общего количества выпущенных облигаций. Каждая облигация имеет два купона. Купонный период составляет 6 месяцев и определяется с даты начала денежной эмиссии. Выплата процентного дохода по купонам облигаций осуществляется:

— по купону № 1 — с 28 марта 2001 года;

— по купону № 2 — с 28 сентября 2001 года.

Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется официально объявленному Госкомстатом Российской Федерации уровню инфляции за полные последние шесть месяцев, предшествующих дате объявления купонного дохода, увеличенному на 0,2 пункта. Размер процентного дохода по каждой облигации выплачивается в валюте России исходя из номинальной стоимости облигации. Заём в виде государственных долгосрочных облигаций ( ГДО ) осуществляется сроком на 30 лет с 1 июля 1991г. Облигации выпускались в бланковом виде с набором купонов и реализовались только среди юр. лиц. Номинальная стоимость составляла 100 тыс. рублей. Погашение ГДО начнётся 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами до 31 декабря 2021 года. Несмотря на это рынок ГДО так и не развился. Основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10 % своих резервов в государственные ценные бумаги.

Во второй половине 1998 г. Рынок государственных ценных бумаг в Российской Федерации практически прекратил свое существование. Торговля ценными бумагами, выплата долгов по которым была приостановлена, прекратилась. Их не приобретали даже за 3% от номинала. Выпущенные облигации российский ЦБ не вызвали интереса у потенциальных инвесторов, так как доверие к государству было полностью утрачено.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Согласно законодательству России, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления также могут выступать эмитентами ценных бумаг. Первые муниципальные кредиты в России были зарегистрированы в 1992 г. Их объем составил 5, 6 млрд. руб. по номинальной стоимости. В дальнейшем возрастало как количество, так и объем зарегистрированных денежных эмиссий. В результате объем российского рынка ценных бумаг органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за 6 лет (с 1992 по 1998 г.) вырос более чем в 300 раз и составил на конец 1997 г. более 20 трлн. руб. Следует отметить, что мощность рынка муниципальных ценных бумаг до экономического кризиса августа 1998 г. была приблизительно в 30 раз меньше мощности рынка федеральных кредитов, приближаясь по этому показателю к внебиржевому рынку корпоративных ценных бумаг.

К 1998 г эмитентами облигаций субъектов федерации были более 60% субъектов России. При этом более половины объема рынка занимали облигации московского муниципального кредита (ОММЗ) и муниципальные краткосрочные облигации Санкт-Петербурга (МКО). Кроме Москвы и Санкт-Петербурга наиболее крупными эмитентами были Татарстан и администрация Свердловской области. Причем в перечисленных субъектах федерации (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область) регистрировались повторные эмиссии ценных бумаг.

Вслед за ухудшением конъюнктуры рынка федеральных обязательств рыночная ситуация муниципальных облигаций также претерпела значительное ухудшение. Резкий рост доходности на рынке облигаций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сделал практически невозможным дальнейшее использование регионами внутреннего долгового рынка в качестве источника относительно дешевых кредитных ресурсов. При этом нужно принять во внимание, что регионам придется расплачиваться по ранее выпущенным облигациям. Так, только до конца 1998 г. правительство Москвы должно было погасить облигаций на сумму 2, 5 млрд. руб. Однако московские кредиты являются относительно надежными долговыми бумагами, так как средства, полученные столицей в результате эмиссии облигаций, пошли на финансирование различных инвестиционных проектов. Поэтому правительство Москвы рассчитывает получить прибыль от этих проектов и расплатиться с держателями городских облигаций.

Унитарные предприятия

Государственные ценные бумаги могут выпускаться не только исполнительными органами, но и предприятиями, закреплёнными за федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Такие предприятия называются унитарными.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения:

— о предмете и целях деятельности предприятия;

— о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником и подотчетен ему.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Это предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, которое утверждает устав, являющийся учредительным документом предприятия.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании бюджетного года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, то орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Заемщик вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юр. лица другое дочернее унитарное предприятие. Основатель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя. Учреждение не отвечает по обязательствам дочернего предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по его обязательствам.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

Таким образом, крупнейшими эмитентами на рынке ценных бумаг являются государство и муниципальные образования. Они осуществляют свои функции в порядке, установленном законодательством России. Государство и муниципальные предприятия могут выпускать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги в соответствии с федеральными законами. Действующие на российском рынке акций государственные ценные бумаги предназначены для физических и юрлиц.

Корпоративные эмитенты. Банки

Корпоративными эмитентами на рынке ценных бумаг являются банки и предприятия. Среди эмитентов корпоративных ценных бумаг лидируют коммерческие банки. Это объясняется тем, что банковский бизнес остаётся даже в кризисный период наиболее прибыльным. В силу жёсткой регламентации центробанком РФ условий денежной эмиссии и обращения ценных бумаг акции банков по надёжности ( статусу ) могут претендовать на второе место после государственных ценных бумаг. Банки осуществляют денежную эмиссию краткосрочных долговых инструментов (депозитных и депозитных сертификатов, векселей). Цифры свидетельствуют об успехе эмиссии ценных бумаг краткосрочных фондовых инструментов; около 95 % всех срочных вкладов юр. лиц оформлено банковскими ценными бумагами.

Руководствуясь Письмом центробанка РФ «О депозитных и депозитных сертификатах банков» от 10 февраля 1992г. Банк проводит работу по привлечению ресурсов посредством продажи собственных сберегательных (депозитных) сертификатов. Сберегательный и депозитный сертификаты являются ценными бумагами, удостоверяющими сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика или держателя сертификата на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в кредитной организации, выдавшей, сертификат, или в любом ее филиале. Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями. Они могут быть именными или на предъявителя. Именной депозитный сертификат должен иметь место для оформления уступки требования (цессии), а также может иметь дополнительные листы — приложения к именному сертификату, на которых оформляются цессии.

Для передачи другому лицу прав, удостоверенных сертификатом на предъявителя, достаточно вручения сертификата этому лицу. Права, удостоверенные именным сертификатом, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии).

Сертификат не может служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Денежные расчеты по купле-продаже сберегательных сертификатов, выплате сумм по ним осуществляются в безналичном порядке, а депозитных сертификатов — как в безналичном порядке, так и наличными средствами.

Владельцами сертификатов могут быть резиденты и нерезиденты в соответствии с действующим законодательством России и нормативными актами российского ЦБ.

Сертификаты являются срочными ценными бумагами, и процентные ставки по ним устанавливаются уполномоченным органом кредитной организации. Проценты по первоначально установленной при выдаче сертификата ставке, причитающиеся владельцу по истечении срока обращения, выплачиваются кредитной организацией независимо от времени его покупки. Кредитная организация не может в одностороннем порядке изменить (уменьшить или увеличить) обусловленную в сертификате ставку процентов. Процедура выпуска включает следующие этапы:

— принятие банком решения о выпуске акций для увеличения уставного капитала;

— подготовка проспекта эмиссии;

— регистрация проспекта денежной эмиссии;

— размещение эмиссионных ценных бумаг;

— регистрация отчёта об итогах эмиссии ценных бумаг эмиссионных ценных бумаг.

Важно отметить, что увеличение уставного капитала кредитной организации может осуществляться как путём увеличения номинальной стоимости уже размещённых акций, так и путём размещения дополнительных акций. Эмиссия ценных бумаг регистрируется главным территориальными управлениями центробанка РФ. Коммерческий банк может реализовывать выпущенные акции по договору.

Также банки могут выпускать векселя. Наибольший удельный вес в операциях коммерческих банков с векселями занимают операции по продаже простых беспроцентных векселей. Покупая такой вексель, предприятие-должник не допускает прямого списания с его счёта средств на погашение задолженности перед бюджетом, так как деньги в данном случае направляются на счёт банка для уплаты векселя. В дальнейшем предприятие рассчитывается этими ценными бумагами со своими кредиторами, которые впоследствии учитывают их в банке. Такая операция позволяет банку-эмитенту привлекать бесплатные денежные ресурсы, тем более что, являясь средством платежа, вексель может находиться в обращении достаточно длительный период времени.

Технология операции по продаже векселя довольно проста:

— Предприятие обращается в банк с просьбой о продаже векселя;

— специалист отдела ценных бумаг банка оформляет типовой договор купли-продажи векселя, в котором указывается эмитент, серия, номер, номинал ценной бумаги, реквизиты сторон;

— составляется акт приёмки-передачи векселя, в котором также указываются данные о ценной бумаге;

— выписывается платёжное поручение на внесение денежных средств на счёт банка;

— после оплаты вексель вместе с экземплярами договоренности и акта приёмки-передачи вручается покупателю.

Итак, банки могут выпускать: акции; облигации; векселя; депозитные и депозитные сертификаты; банковские книжки на предъявителя и т.д.

Корпоротивные эмитенты. Акционерные общества

Кроме коммерческих банков корпоративными эмитентами на рынке ценных бумаг могут выступать предприятия. Они могут иметь разную организационно-правовую форму:акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью и т.п.

Акционерным обществом называется общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права акционеров по отношению к обществу. Участники акционерной компании не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества (АО) в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал акционерной компании образуется из стоимости акций общества, приобретенных акционерами и учитываемых по номинальной стоимости. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди основателей. Не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту его регистрации, а оставшаяся часть — в течение года с момента его регистрации. Дополнительные акции общества должны быть оплачены не позднее одного года с момента их размещения. Дополнительные акции, которые должны быть оплачены деньгами, оплачиваются при их приобретении в размере не менее 25% от их номинальной стоимости. Акции и иные ценные бумаги общества, которые должны быть оплачены неденежными средствами, оплачиваются при их приобретении в полном размере. При оплате дополнительных акций неденежными средствами оценка имущества, вносимого в оплату ценных бумаг, производится советом директоров. Если номинальная стоимость приобретаемых таким способом акций общества составляет более 200 МРОТ, необходима оценка независимым аудитором. Акция не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, за исключением акций, приобретаемых основателями при создании общества. В случае неполной оплаты акции в установленные сроки она поступает в распоряжение общества, о чем в реестре акционеров общества делается соответствующая запись. Деньги и иное имущество, внесенные в оплату акции, не возвращаются. Уставом общества может быть предусмотрено взыскание штрафа за неисполнение обязанности по оплате акций. Акции, поступившие в распоряжение общества, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы не позднее одного года с момента их поступления в распоряжение общества, в противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения указанных акций.

Общество вправе размещать обыкновенные и различные типы привилегированных именных акций. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от размера уставного капитала общества. Уставом определяются количество и номинальная стоимость размещенных акций и акций, которые общество вправе размещать дополнительно (объявленные акции). В случае размещения обществом ценных бумаг, конвертируемых в акции, количество объявленных акций должно быть не менее количества, необходимого для конвертации. Уставный капитал общества может быть увеличен как путем увеличения номинальной стоимости акций, так и размещением дополнительных акций. Решение об увеличении уставного капитала общества принимается общим собранием акционеров. Совет директоров имеет право принимать подобное решение, если ему такое право дано решением общего собрания акционеров. Решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых акций» сроки и условия их размещения. Дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах объявленного количества акций. Увеличение уставного капитала общества путем эмиссии дополнительных акций при наличии более 25% акций в государственной или муниципальной собственности может осуществляться только при сохранении доли государства в уставном капитале акционерного общества (АО).

Уставный капитал общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения части акций. Уменьшение уставного капитала общества путем приобретения и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества. Решение об уменьшении уставного капитала общества принимается общим собранием акционеров.

Общество не вправе уменьшать уставный капитал, если в результате этого его размер станет меньше минимально допустимого уставного капитала общества. Не позднее 30 дней со дня принятия решения об уменьшении уставного капитала общество в письменной форме уведомляет об этом своих кредиторов. Заемщики вправе не позднее 30 дней с даты направления им уведомления об уменьшении уставного капитала общества потребовать от общества прекращения или досрочного исполнения его обязательств и возмещения, связанных с этим убытков.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Открытым акционерным обществом называется общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество (АО) вправе проводить как закрытую, так и открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Открытое акционерное общество (АО) обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Число акционеров открытого общества не ограничено. Размер минимального уставного капитала открытого общества должен быть не менее суммы, равной 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Закрытым акционерным обществом называется общество, акции которого распределяются только среди его основателей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерной компании имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу. Число участников закрытого акционерного общества (АО) не должно быть больше 50, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (АО) в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Уставный капитал закрытого общества должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

Акционерами общества понимаются держатели его акций, то есть его инвесторы. Акционерное общество (АО) обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами России. Данную функцию оно должно выполнить не позднее одного месяца с момента государственной регистрации общества. В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях акций, записанных на его имя. Держателем реестра акционеров общества может быть общество, осуществившее размещение акций, или специализированный регистратор. Однако общество с числом акционеров более 500 обязано поручить ведение и хранение реестра специализированному регистратору. При этом общество, поручившее ведение и хранение реестра Специализированному регистратору, не освобождается от ответственности за его ведение и хранение.

Лицо, зарегистрированное в реестре акционеров общества, обязано своевременно информировать держателя реестра об изменении своих данных. В случае непредставления им информации специализированный регистратор не несет ответственности за причиненные в связи с этим убытки.

Держатель реестра акционеров общества по требованию акционера или номинального держателя акций обязан подтвердить его права на акции путем выдачи выписки из реестра акционеров общества, которая не является ценной бумагой.

Акционеры обладают различными правами. Акционеры — владельцы обыкновенных акций общества могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества.

Владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров. Привилегированные акции общества одного типа предоставляют акционерам — их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость. В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость могут определяться в твердой денежной сумме, в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций или путем утверждения порядка их определения. Привилегированные акции могут быть кумулятивными, т. е. невыплаченный дивиденд по которым накапливается и выплачивается впоследствии.

Акционеры, являющиеся владельцами привилегированных акций, участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов:

— о реорганизации и ликвидации общества;

— ограничивающих права акционеров — владельцев этого типа привилегированных акций;

— его компетенции в полном объеме, если на предыдущем собрании не было принято решение о выплате дивидендов. С момента выплаты дивидендов по указанным акциям в полном размере его право участвовать в общем собрании акционеров прекращается.

Устав общества может предусматривать право голоса по привилегированным акциям определенного типа, конвертируемым в обыкновенные акции. При этом владелец акции обладает количеством голосов, не превышающим количество голосов по обыкновенным акциям, в которые она может быть конвертирована. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно.

Корпоротивные эмитенты. Обществом с ограниченной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью называется общество, уставный капитал которого разделен на доли. Причем участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. В противном случае в течение года оно должно быть преобразовано в акционерное общество (АО) или в производственный кооператив, а по истечении этого срока подлежит ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор и устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать условия о размере уставного капитала общества размере долей каждого из участников, размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов, составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений. Полный перечень требований к содержанию учредительных документов содержится в Федеральном законе «0б обществах с ограниченной ответственностью».

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Не допускается освобождение участника общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества. Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли пропорционально размерам своих долей. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Кроме него в обществе создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию.

В случае IPO (публичного размещения) облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом. Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале общества.

Проблемы и перспективы развития эмитентов на рынке ценных бумаг в России

Появление эмитентов, то есть юрлиц, групп юр. лиц, связанных между собой договорами, или органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих размещение ценных бумаг, на рынке ценных бумаг в Российской Федерации повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования эмитентов на рынке ценных бумаг. Изучив эмитентов на рынке ценных бумаг в предыдущих главах, мы можем выделить следующие ключевые проблемы эмитентов, которые требуют первоочередного решения:

— преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие эмитентов на рынке ценных бумаг, в частности экономическая и социальная нестабильность, а также инфляция, которая оказывает своё влияние даже при невысоком уровне;

— целевая переориентация эмитентов на рынке ценных бумаг, которая должна быть направлена на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляции свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства;

— создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других технических функций. Если этого не произойдёт, то рынок ценных бумаг захлебнётся по мере массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их вторичного обращения. Технические факторы способны быть не только тормозом развития эмитентов на рынке ценных бумаг, но и причиной падения всего рынка;

— реализация принципа открытости информации, через расширение объёма публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий и тому подобное;

— отсутствие вторых эмиссий ценных бумаг приватизированных предприятий. Необходимо осуществлять выпуска данного рода для преодоления инвестиционного кризиса;

— восстановление системы образования в данной области, то есть восстановление российской научной школы и просто рыночной культуры эмитентов.

Данные проблемы эмитентов на рынке ценных бумаг выделяют в своих материалах российские авторы. В связи с этим мы хотели бы также привести экспертов австрийского банка » Raiffeisen Zentralbank » ( RZB ). Они считают, что главным недостатком российских эмитентов является неполнота информации о компаниях-эмитентах, акции которых котируются на фондовых рынках Российской Федерации и других стран.

Эмитенты представляют тех участников фондовой биржи, которые заинтересованы в привлечении инвестиционных средств. Денежная эмиссия представляет собой один из возможных способов реализации инвестиционных потребностей эмитента. Осуществляя денежную эмиссию, эмитент может решить следующие задачи:

— привлечение денежных средств с помощью возможностей рынка акций;

— оптимизации денежных потоков в технологическом цикле работы эмитента. Одним из способов такой оптимизации является выпуск векселей. Замкнутая вексельная программа, при которой выпущенные векселя обращаются среди ограниченного круга контрагентов и предъявляются в обусловленное время, позволяет эмитенту рационально управлять своими финансовыми ресурсами;

— оптимизации контроля эмитента над дочерними и зависимыми организациями. Однако в этом случае он выступает в большей степени как стратегический инвестор, контролирующий функционирование зависимых от него акционерных обществ.

Важным направлением работы эмитента должно являться создание своего положительного облика с использованием возможностей рынка ценных бумаг. Это направление деятельности эмитента взаимосвязано с решением других задач, главной из которых является привлечение инвестиционных средств. Создание положительного имиджа эмитента на рынке акций предполагает решение следующих проблем:

— создание ликвидного рынка ценных бумаг;

— прохождение процедуры листинга ценных бумаг эмитента на признанной и авторитетной торговой площадке для повышения инвестиционной привлекательности эмитента в глазах потенциальных инвесторов;

Повышение капитализации компании;

— Организация и проведение регулярной работы эмитента с акционерами, профессиональными участниками и инвесторами фондовой биржи.

Ещё одной проблемой эмитентов на рынке ценных бумаг является государственное регулирование. В государственном регулировании эмитентов можно выделить два основных направления.

Первое направление — это выработка определённых правил, регулирующих денежную эмиссию ( утверждение стандартов денежной эмиссии, проспектов выпуска ) и обращение ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.

Второе направление государственного регулирования эмитентов — это выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В Российской Федерации лицензирование осуществляется Федеральной комиссией или органами, уполномоченными Федеральной комиссией на основании генеральной лицензии.

Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие эмитентов на рынке ценных бумаг, отвечающей национальным интересам Российской Федерации и самим эмитентам.

На данном этапе развития эмитентов на рынке ценных бумаг в Российской Федерации частично сформировались и оформились правовые, экономические и организационные основы для их планомерного развития.

Основными задачами в области развития эмитентов на рынке ценных бумаг на ближайшую перспективу являются:

— создание условий для развития эмитентов;

— увеличение числа финансовых инструментов в целях расширения эмитентов и привлечения новых инвесторов;

— устранение административных и налоговых барьеров для стимулирования предложения корпоративных ценных бумаг;

— совершенствование механизмов регулирования деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг.

Для решения данных задач Правительство России разрабатывает и реализует меры, направленные на укрепление роли эмитентов, выработку единых требований к управлению эмиссией ценных бумаг, совершенствование правовой основы деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг.

Созданию благоприятного делового климата будет способствовать реализация мер по активизации защиты прав собственности. Правительство России создаёт систему мониторинга, надзора и предупреждения нарушений эмитентами на рынке ценных бумаг, усилит ответственность эмитентов за нарушение законодательства РФ, а также разработает законопроекты по внесению изменений и дополнений в законы об эмитентах, в том числе об акционерных обществах, о защите прав и интересов эмитентов и инвесторов на рынке ценных бумаг.

Основными перспективами развития эмитентов на рынке ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

— концентрация и централизация капиталов;

— интернационализация эмитентов на рынке ценных бумаг;

— надёжность эмитентов на рынке ценных бумаг и степень доверия к ним;

— компьютеризация эмитентов на рынке ценных бумаг;

— Инновации для эмитентов.

Тенденция к концентрации и централизации капиталов эмитентов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, эмитенты путём эмиссии вовлекают на рынок всё новых участников, для которых данная деятельность становится основной, а с другой стороны идёт процесс выделения крупных, ведущих эмитентов на основе увеличения их собственного капитала.

Интернационализация эмитентов на рынке ценных бумаг означает, что капитал эмитентов переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными.

Надёжность эмитентов на рынке ценных бумаг и степень доверия к ним со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности эмитентов и усиление государственного контроля за ними. Государство, как эмитент, должно вернуть к себе доверие, чтобы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правельно организован и жёстко контролировался в первую очередь государством.

Компьютеризация эмитентов на рынке ценных бумаг — результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без компьютеризации деятельность эмитентов на рынке ценных бумаг в современных формах и размерах была бы просто невозможна.

Новвоведения для эмитентов на рынке ценных бумаг:

— новые инструменты эмитентов;

— новые системы торговли ценными бумагами;

Новыми инстументами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг и разновидностей. Новые системы торговли — это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных систем связи, позволяющих вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между эмитентами и инвесторами. Новая инфраструктура рынка — это современные информационные системы, системы клиринга и расчётов, депозитарного обслуживания.

Источник https://investments.academic.ru/1557/%D0%AD%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82

Источник

Источник

Источник