24/11/2024

Марина Ходос: отличия мышления и биохимии у богатых людей

 

Аналитики швейцарского UBS и лидер «большой четверки» PwC выяснили, что с 2003 г. по 2018 г. среднегодовая доходность публичных компаний, контролируемых миллиардерами, вдвое превзошла средние показатели рынка, а средняя рентабельность капитала за 10 лет – почти в 1,5 раза.

Авторы отчета задались вопросом, есть ли общие черты между предпринимателями, у которых финансовый результат на 150% больше остальных?

Оказалось, что да. Они назвали это «эффектом миллиардера» – способностью богатейших людей трансформировать целые индустрии, создавать новые технологии, рабочие места. Эффект сводится к трем основным характеристикам:

  1. Отношение к риску и умение умно его снижать.
  2. Целеустремленность – стойкость к неудачам и преградам.
  3. Сосредоточенность на своем бизнесе, постоянный поиск новых возможностей.

Исследование личных качеств 130 германских миллионеров показало похожие данные: богатые более эмоционально стабильны, у них выше уровень экстраверсии, добросовестности и открытости новому опыту, но при этом они с меньшей вероятностью уклоняются от конфликтов.

Разумеется, финансовый успех зависит от многих факторов, начиная от врожденных талантов, заканчивая образованием, окружением, стартовым капиталом и т.д.

В ходе личной работы более чем с 100 предпринимателями вывела следующую формулу:

Результат (доход) = 50 % мышление и состояние + 20 % инструментов + 30 % действия

Поэтому рассмотрим финансовый достаток через призму мышления и состояния, опираясь на последние научные исследования и личную статистику Khodos Consulting.

Человеческий мозг можно для простоты разделить на три основных раздела: рептильный мозг, лимбический, неокортекс.

Марина Ходос: отличия мышления и биохимии у богатых людей

Назовем неокортекс «пентхаусом» сознания, а рептильный мозг – «подвалом». Тогда интуитивно понятно, где находишься. В рептильном мозге только инстинктивные реакции: замри, бей, беги, размножайся, ешь. Если человек в стрессе, испуган, испытывает выгорание, негативные эмоции, то он большую часть своей жизни проводит на уровне «подвала». Оттуда обычно принимаются наихудшие решения и совершаются действия, которые еще больше усугубляют положение и ведут к убыткам.

Пример: с утра поссорился с женой/мужем, ты, собственник бизнеса, взвинченный приходишь на работу, сорвался на сотрудников. Они теперь тоже в «подвале». Вопрос: много ли они оттуда принесут денег компании?

Еще в «подвале» поднимают голову почти все страхи и сомнения, что парализует активность, ведущую к результату, повышению дохода и т.д.

«Пентхаус» нам интересен тем, что только там возможна аналитическая, новаторская, творческая деятельность. Только там могут посетить идеи нового проекта, удачного решения проблем. Те люди, кто освоил нахождение в «пентхаусе», показывают наибольшую результативность и имеют большую фору перед остальными.

В «подвале» нас держат гормоны стресса: кортизол, адреналин, норадреналин.

В «пентхаус» помогают перебраться гормоны удовольствия и радости: дофамин, эндорфин, окситоцин, серотонин.

В виду того, что предпринимательская деятельность по уровню стресса приравнивается к работе пожарных, врачей скорой помощи, спасателей, то крайне важно научиться управлять своим состоянием.

Как попасть в «пентхаус» своего сознания? Первые шаги:

  1. Остановить повышенное выделение гормонов стресса. Лучше всего в этом помогает физическая нагрузка. Топ-3 упражнения моих клиентов:
  • дыхание;
  • приседания;
  • быстрая ходьба.
  1. Организовать выработку гормонов удовольствия и радости:
  • спа, массажи, ванна;
  • приятная музыка;
  • юмор;
  • смена обстановки.

Остерегайтесь «дешевого дофамина» через зависимости: алкоголь, курение, наркотики, вредная еда, соцсети, новости и т. д.

Если мы вернемся к трем характеристикам миллиардеров, то они как раз и показывают их способность управлять своим стрессом, рисками, не застревая в «подвале», и умение большую часть времени пребывать в «пентхаусе», вылавливая и создавая оттуда лучшие возможности.

Марина Ходос, основатель Khodos Consulting, бизнес-психолог.

Источник