23/11/2024

Авиалинии в глубоком кризисе. Когда покупать акции и покупать ли вообще

 

Крупнейшие авиакомпании США снизили прогнозы в связи с новым всплеском COVID-19. Анализируем, что ждет компании в ближайшее время и когда восстановится спрос на авиаперевозки

Ведущие американские авиакомпании понизили финансовые прогнозы, сославшись на слабый спрос на фоне пандемии коронавируса. American Airlines ожидает падения выручки в третьем квартале на 28% по сравнению с тем же кварталом 2019 года, ранее компания прогнозировала падение выручки на 20%. Delta Air Lines прогнозирует снижение выручки на 35%.

United Airlines прогнозирует скорректированные убытки до налогообложения на фоне слабой выручки в третьем и четвертом кварталах этого года. Руководство Southwest Airlines сообщило о снижении выручки за июль на 63% по сравнению с июлем 2019 года, но отмечает, что высокий уровень бронирований на новогодние праздники сохранился.

12 марта 2020 года произошло сильнейшее за последние годы падение фондового рынка в связи со вспышкой COVID-19. По данным Refinitiv, в период с 20 февраля по 23 марта 2020 года промышленный индекс Dow Jones упал более чем на 36%, индекс S&P 500 — на 33,9%.

Сильнее всего в тот же период пострадали акции авиакомпаний и туристических организаций, которые прекратили работу в связи с массовыми ограничениями по всему миру. По данным Refinitiv, за аналогичный период акции American Airlines упали на 63,8%, бумаги Southwest Airlines обвалились на 40,9%, United Airlines — на 67%, а акции Delta Air Lines потеряли в цене 62%. Обвал котировок крупнейших компаний отрасли оказался в два раза мощнее падения широкого рынка.

Начиная с 23 марта промышленный индекс Dow Jones вырос на 87,6%, индекс S&P 500 — на 99,7%. За это же время бумаги American Airlines выросли на 88,4%. Однако ни они, ни акции компаний United Airlines и Delta Air Lines до сих пор не вернулись к допандемическим ценам.

«Судя по динамике акций American Airlines, United Airlines, Southwest Airlines и Delta Airlines за несколько предшествующих месяцев, снижение прогнозов уже ожидалось многими. А именно: с весенних максимумов к началу сентября эти бумаги уже подешевели на 20–25%, в то время как индекс S&P 500 за этот же период, напротив, прибавил порядка 20%. С учетом настолько выраженной отстающей динамики рискнем предположить, что ухудшение прогнозов было большей частью уже заложено в котировки и вряд ли продолжит оказывать сильное давление в ближайшие месяцы», — сказал «РБК Инвестициям» директор по инвестициям управляющей компании «Открытие» Виталий Исаков.

Эксперт сомневается, что авиалиниям удастся в ближайшее время существенно сократить издержки. Но положительный импульс в котировках все же возможен, если участники рынка увидят реальное восстановление пассажиропотока. При этом маловероятно, что он продлится долго, поскольку авиакомпании были «плохими» бизнесами и до пандемии, считает Исаков. Он напомнил, что биржевой фонд US Global Jets ETF , вкладывающийся в акции авиакомпаний, более чем вдвое отставал от доходности S&P 500 еще в «доковидную» эпоху — с 2015-го по конец января 2020 года.

«Мы не видим предпосылок к тому, чтобы экономика этой индустрии кардинальным образом улучшилась после COVID», — подвел итог аналитик.

Начальник отдела аналитики и продвижения «БКС Мир инвестиций» Оксана Холоденко считает, что авиакомпании могут нивелировать часть убытков от снижения спроса за счет сокращения капитальных затрат. Эксперт считает, что снижение прогнозов по акциям авиакомпаний в среднесрочной перспективе может привести к просадке бумаг на 10–15%, и вероятность этого выросла из-за рисков осенней коррекции на рынке США.

Директор аналитического департамента инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов видит главный риск отрасли в том, как будет развиваться ситуация вокруг COVID в октябре-ноябре. «На текущий момент мы не видим возможности для компаний снизить убытки от роста кейсов коронавируса, поэтому до конца октября у нас нейтральный взгляд на авиакомпании», — говорит он.

Продажи авиабилетов имеют сезонный характер со значительными временными всплесками спроса. Так, пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам августа увеличился на 50%. Российские авиаперевозчики обслужили 13,9 млн пассажиров, а лидером оказался «Аэрофлот», который перевез 2,7 млн человек.

Несмотря на прохождение летнего пика продаж, общая задолженность отрасли выросла на 23% по сравнению с 2020 годом. Непогашенные долги авиакомпаний поднялись до уровня $340 млрд на фоне продолжающегося роста заболеваемости COVID-19, что может усилить давление на бумаги авиакомпаний в ближайшие месяцы.

По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), основной пассажиропоток в июле 2021 года снизился на 53,1% по сравнению с июлем 2019 года. Несмотря на то что данный показатель на 60% выше, чем в 2020 году, до восстановления еще далеко. Эксперты считают, что полностью вернуться к показателям двухлетней давности отрасль сможет лишь в 2023–2024 годах.

Консенсус-прогноз аналитиков Refinitiv на ближайшие 12 месяцев

  • American Airlines — $19,92 за акцию
  • Southwest Airlines — $65,83 за акцию
  • United Airlines — $60 за акцию
  • Delta Air Lines — $54,89 за акцию
  • «Аэрофлот» — ₽75,87 за акцию

В случае если в четвертом квартале не будет серьезного всплеска заболеваемости, можно ожидать рост в секторе в рамках 20–30% в течение нескольких месяцев, считает Вадим Меркулов.

«Долгосрочный взгляд на бумаги авиакомпаний — настороженный, высока доля неопределенности. В ближайшие 12 месяцев по ряду представителей сектора вполне вероятно увеличение прибыли на акцию на 80–100% из-за эффекта низкой базы», — подвела итог Оксана Холоденко из БКС.

Источник