07/11/2024

Коммерческие закупки: в чем плюсы и какие риски

 

Коммерческие закупки: в чем плюсы и какие риски

Число коммерческих закупок в России в 2020 году выросло на 49,2% по сравнению с 2019 годом. Об этом говорится в обзоре рейтингового агентства « Эксперт РА », подготовленном в рамках конференции «Электронные торговые площадки: развитие в новых условиях».

По данным агентства, в прошлом году было совершено почти 2,66 миллиона коммерческих закупок . Общую стоимость сделок оценить невозможно, поскольку начальная максимальная цена закупки была известна далеко не всегда. При этом, максимально широкий диапазон этого сектора аналитики оценили в сумму от 15 до 60 триллионов рублей .

Почему так происходит? Чем такие закупки отличаются от государственных? Как стать поставщиком в таких закупках? Поговорим об этом сегодня.

Что такое коммерческие закупки?

Это закупки, которые не попадают под действия федеральных законов о закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ). Заказчиками в таких торгах являются коммерческие компании, а основной отличительной чертой проводимых процедур является то, что деньги по результатам проведения закупок компании тратят свои собственные. Поэтому и выбирать поставщиков могут по-другому, не так как государственные заказчики.

Заказчик, работающий в жестких рамках 44-ФЗ, в основном, решает задачу соблюдения законности процедуры закупки. Конечно, получить товар/услугу тоже важно, но лишь как часть благополучного прохождения одного из многочисленных формальных этапов, предусмотренных законом.

Все не так у коммерческих заказчиков. Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения между коммерческим заказчиком и поставщиком является Гражданский кодекс, важным принципом которого, как известно, является принцип свободы договора. Поэтому процедуру проведения закупки коммерческий заказчик вправе проводить по собственным правилам . При этом, конечно, такие правила не должны противоречить гражданскому законодательству.

Так, например, коммерческий заказчик может свободно закупать товар с указанием товарного знака, что, в большинстве случаев, не вправе делать заказчик, работающий в рамках 44-ФЗ.

Основной целью проведения закупки у коммерческого заказчика является создание условий для конкурентной борьбы не только для обеспечения максимально эффективного расходования денежных средств, но и с целью оптимизации работы предприятия в целом. И выстраивание долгосрочных отношений с новым, интересным поставщиком во многих случаях является частью такой оптимизации.

Попробуйте поиск по государственным и коммерческим закупкам в Тендерплан — 14 дней бесплатно.

Подключиться на пробный период

Почему коммерческих закупок стало больше?

Безусловным катализатором роста числа коммерческих закупок стала пандемия. Фокус закупщиков четко сместился на результативность, а основными задачами, которые пришлось решить коммерческому заказчику в 2020 году, стали:

  • обеспечение непрерывности поставок;
  • поиск новых инструментов для соблюдения противоэпидемиологических ограничений, установленных в различных регионах страны;
  • поиск способов работать более слаженно и быстро;
  • минимизация рисков.

Решить эти задачи помогли электронные процедуры проведения закупок.

Будет ли количество коммерческих закупок снижаться после того, как пандемия пойдет на спад? На наш взгляд, вряд ли. Уже сформировавшиеся новые методы работы, позволяющие эффективнее планировать, не позволят закупщикам сделать шаг назад.

Где искать коммерческие закупки?

Раз закупки не попадают под действие законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, информацию о них заказчик вправе разместить где угодно. Но, учитывая желание коммерческого заказчика сообщить о проведении закупки как можно большему количеству потенциальных поставщиков, извещения о тендерах они размещают на известных электронных площадках.

Самыми распространенными среди коммерческих площадок, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2020 году стали:

  • B2B-Center
  • OTC
  • Тендер.про

Все 8 федеральных ЭТП также имеют коммерческие секции, информацию о проведении процедур в которых могут разместить коммерческие заказчики. Лидерами по количеству размещенных на них процедур коммерческих закупок по результатам 2020 года являются:

  • РТС-Тендер
  • ТЭК-ТОРГ
  • ZakazRF
  • ЭТП НЭП-Фабрикант

При этом, многие заказчики имеют собственные, работающие на протяжении многих лет, ресурсы, на которых размещают информацию о процедурах закупок.

Например, сеть магазинов Пятерочка имеет собственную систему электронных торгов, Норникель и Магнитогорский металлургический комбинат также проводит закупки на собственных торговых площадках. И таких коммерческих заказчиков множество.

Поиск в Тендерплан : классический — по наименованию, дате, заказчику, ОКДП и т.п. и экспертный — по документации, обеспечению и другим настраиваемым параметрам. По всем регионам , государственным и коммерческим закупкам. Актуальные тендеры, архивы закупок, планируемые процедуры по план-графикам.

Как не пропустить нужную коммерческую закупку?

  • найти все возможные подходящие ресурсы, и подписаться на рассылку;
  • самостоятельно мониторить подходящие закупки на федеральных ЭТП и крупных коммерческих площадках;
  • работать со специальной поисковой системой. В Тендерплане представлено более 100 коммерческих площадок, и список постоянно пополняется. В один клик есть возможность увидеть все подходящие закупки, и сэкономить время. А гибкие настройки для поиска и рассылки позволят выбрать только те закупки, которые будут вам действительно интересны.

О рисках и возможностях

Да, при работе с коммерческими заказчиками есть определенные риски. Можем назвать следующие:

  • Возможное отсутствие денег у заказчика для оплаты поставленного товара/оказанной услуги. Этот риск почти полностью снижается проверкой надежности заказчика до начала участия в закупке. Кстати, в Тендерплане есть отличный сервис для предварительной проверки контрагента;
  • Разнообразие видов процедур закупок, и, как следствие, необходимость каждый раз тщательно изучать условия проведения конкретного тендера;
  • Часто — необходимость предоставлять сведения об опыте, подтверждать квалификацию различными документами, предоставлять лицензии или другие специальные разрешительные документы, заполнять сложные формы, требуемые заказчиком. Тут высок риск сделать ошибку в документации и не пройти отбор;
  • Необходимость оплачивать участие в закупках на большом количестве площадок. При этом, почти все площадки часть процедур проводят бесплатно.

В качестве эксперимента мы решили посчитать коммерческие закупки на площадке Фабрикант. По состоянию на 11.09.2021 г. общее количество коммерческих процедур, размещенных на площадке, составило 1 172 491, при этом процедур с бесплатным участием было 452 679, более 38%.

Возможности, которые открываются перед участниками при работе с коммерческими заказчиками :

  • Почти всегда уверенность в том, что закупка будет проведена честно — коммерческой организации интересен результат, у бюджетных же может быть особая заинтересованность в привлечении конкретного поставщика;
  • Часто на коммерческих площадках совершают аварийные (срочные) закупки , что позволяет поставщику продать свой товар/услугу с большей наценкой. Иногда, в таких «аварийных» закупках цена необходимого заказчику товара может в разы превышать рыночную;
  • В большинстве случаев невысокая конкуренция в такого рода закупках, по сравнению с государственными;
  • Есть возможность принимать участие в процедурах даже без электронно-цифровой подписи ;
  • В перечне рисков мы написали о сложностях работы с заявками и риске отклонения заявки заказчиком из-за ее неправильного оформления. Однако, в коммерческих закупках часто встречаются простые лоты , для участия в которых нужно просто разместить свое ценовое предложение, и дополнительные документы не прикладывать;
  • Победа в коммерческой закупке может стать началом долгосрочного сотрудничества с коммерческим заказчиком;
  • Возможность договориться с заказчиком в случае форс-мажоров. Как правило, коммерческие заказчики гораздо более гибкие и понимающие , по сравнению с заказчиками государственными;
  • Иногда определяющим фактором при выборе победителя в коммерческих закупках является не цена, а качество товара и надежность поставщика .

Таким образом, на вопрос — с какими поставщиками готовы работать коммерческие заказчики, можно кратко ответить так: с хорошими. С теми, которые выполнят все условия, содержащиеся в документации, предложат конкурентную цену, а потом вовремя поставят качественный товар, выполнят работы, окажут услуги. Причем коммерческие заказчики готовы не к разовым сделкам, а к продолжительному сотрудничеству.

Госзакупки vs. коммерческие тендеры: где проще участвовать и побеждать?

С каких закупок стоит начать предпринимателям? Чем отличается госзаказ от коммерческих тендеров? И где больше шансов столкнуться с мошенниками?

Объясняет руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center и преподаватель курсов по закупкам Дмитрий Казанцев.

Главное отличие

Правила проведения госзакупок описаны в законодательстве детальнее.

В законе 44-ФЗ, в рамках которого работают госзаказчики , подробно описаны:

  • требования к структуре заявки поставщика;
  • перечень документов, которые должен предоставить поставщик для подтверждения квалификации;
  • дополнительные требования к поставщику, когда он участвует в специализированных закупках. Например, если заказчик закупает товары или услуги для организации детского отдыха;
  • срок и порядок подписания договора.

В коммерческих закупках такой детализации нет, но это не значит, что в этой сфере нет законодательного контроля. Её регулируют статья 28 Гражданского кодекса и “Закон о защите конкуренции”. В этих документах закреплены общие правила проведения любой закупки. Плюс для любых торгов существует одинаковая процедура судебного обжалования.

В каких закупках проще участвовать и побеждать?

Участвовать проще в госзакупках. В законе 44-ФЗ подробно прописаны единые требования к поставщикам и перечень необходимых документов. На 90% эти документы состоят из деклараций. Поставщик должен показать, что он не банкрот, руководители не судимы, деятельность компании не приостановлена и т.д. Бывают специфические требования, но они встречаются не в каждой закупке и документы по ним предоставляются дополнительно. Поэтому подать документы для участия в госзакупке легче.

В закупках госкомпаний и естественных монополий (проходят по закону № 223-ФЗ) или коммерческих торгах ситуация другая. Заказчик имеет право установить дополнительные требования к поставщикам, которые могут принимать участие в закупке. Поэтому для каждой процедуры может потребоваться разные перечень документов.

Однако в госзакупках есть другой нюанс. Собрать документы действительно просто, но подтвердить соответствие товара довольно сложно. Госзаказчик может описать нужную продукцию в любых терминах.

Классический пример из сферы госзаказа: заказчик закупает офисную мебель. Она может быть сделана из разных материалов: дерева, стали или пластмассы. Заказчик же описывает требования в физических терминах: стул должен выдерживать давление 100 Па. Если поставщик не может подтвердить документами соответствие такому требованию, то его заявку отклонят по первой части. Заказчик же спокойно выбирает «своего» поставщика, который был готов к такой ситуации.

В коммерческих закупках поставщик тоже подтверждает, что продукция соответствует требованиям заказчика. Но непонятные моменты он может уточнить до подачи заявки через запросы разъяснений. В госзакупках этот инструмент практически не работает. Кроме того, в коммерческом сегменте у поставщика больше шансов решить вопрос с некорректными формулировками закупочной документации в досудебном или судебном порядке.

Есть и политический нюанс. Закон 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, подразумевает добросовестность заказчика и возможность обмана со стороны поставщика. Поэтому участник госзакупки заранее находится в более слабой позиции, чем её организатор. Коммерческая же закупка — это процесс, в котором участвуют два равноправных с точки зрения закона субъекта предпринимательства.

В каких закупках участвовать дешевле?

Как правило, дешевле участвовать в коммерческих закупках. Основные расходы поставщиков связаны с необходимостью внести обеспечение заявки на время торгов, а затем в случае победы — обеспечения исполнения контракта.

Коммерческие заказчики не всегда просят обеспечение заявки, а если и просят, то меньше, чем в госзакупках. По закону 44-ФЗ госзаказчик обязан требовать такое обеспечение.

То же самое с обеспечением контракта. В коммерческих закупках оно меньше, а в некоторых случаях может быть использовано авансирование. Если заказчик закупает специфическое оборудование, то может заранее перечислить часть денег поставщику за него.

В госзаказе авансирование возможно, но за счет поставщика. В любом случае поставщик сначала вносит обеспечение контракта в виде денег на счет заказчика.

В каких закупках участвовать безопаснее?

Универсальной статистики нет. На стадии проведения торгов столкнуться с мошенничеством больше шансов в коммерческих закупках. Потому что заказчик может не подводить итоги и не объявлять победителя. На этой стадии у поставщика могут просить деньги за победу или что-то подобное. Это происходит редко, но случается.

В госзаказе все действия четко прописаны и заказчик не может сделать шаг в сторону. Конечно, возможны манипуляции с обеспечением заявки или схемы при аукционах, когда участников вынуждают снижать цену. Но все это не самое страшное.

Больше возможностей для мошенничества у госзаказчика появляется на стадии исполнения контракта. Если не платит коммерческий заказчик, то поставщик просто идет в суд и добивается денег.

Госзаказчики же могут использовать законные инструменты, чтобы не платить. Поставщик может поставить товары, которые не пройдут экспертизу заказчика. В такой ситуации у исполнителя мало шансов что-то доказать даже в суде.

Государство далеко не всегда гарантирует оплату выполненного контракта. Это происходит только в том случае, если выполнить два условия:

  • Есть бесспорные доказательства, что поставщик точно исполнил контракт. Для этого в закрывающие документы надо слово в слово копировать описание продукции из контракта. Это проще сделать с товарами, но сложно с работами. Заказчик вполне может заявить, что образовательные курсы не дали слушателям достаточных знаний.
  • Все документы заполнены и подписаны по правилам. Например, заказчик проводил конкурс, а по закону должен был аукцион. Ответственность несет поставщик. Если он поставил товар. а закупку признали недействительной, то ему не возместят убытки.

Поэтому бдительность надо сохранять при участии в любых видах закупок. Рекомендуем заранее проверять организатора торгов: как давно работает заказчик на рынке, не является ли он «заказчиком-однодневкой», как часто другие поставщики подают на него в суд и т.д.

Кроме того, во всех случаях лучше избегать устных договоренностей. Они возможно только с проверенными заказчиками, с которыми вы давно работаете.

Приведу два классических примера мошенничества в закупках:

  • Коммерческий заказчик просит сделать поставку, а подписать контракт обещает чуть позже. В результате поставщик остается и без товара, и без денег.
  • Госзаказчик уверяет, что можно поставить мебель из любого материала. Хотя в контракте речь идет о мебели из ДСП. После первой поставки заказчик начинает требовать исполнить контракт дословно. В итоге поставщик делает две поставки, а деньги получает только за одну.

С каких закупок лучше начать?

Лучше всего начинать с закупок государственных компаний и естественных монополий, которые проходят по закону 223-ФЗ. Такие торги сочетают плюсы регулируемого и коммерческого сегмента для поставщика.

Закупки по 223-ФЗ проходят по публичным и заранее известным правилам, поэтому в них довольно просто подать заявку. При этом заказчик по своему правовому статусу является обычной коммерческой компанией. Поэтому у поставщика больше шансов доказать свою правоту в суде, если что-то пойдет не так.

Когда же поставщик наберется опыта в закупках по 223-ФЗ, то сможет выбрать направление, которое ему больше подходит. Гибкость коммерческих закупок или жесткую систему госзаказа.

Если хотите разобраться в тонкостях закупочных правил, то рекомендуем пройти дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.

Источник https://www.klerk.ru/blogs/tenderplan/519124/

Источник https://umestentorg.com/law/goszakupki-vs-kommercheskie-tendery-gde-proshhe-uchastvovat-i-pobezhdat/

Источник

Источник