44-ФЗ: может ли учреждение заключить прямые договоры до 600 тыс. руб. без проведения торгов в целях устранения предписаний надзорных органов?
Содержание статьи
44-ФЗ: может ли учреждение заключить прямые договоры до 600 тыс. руб. без проведения торгов в целях устранения предписаний надзорных органов?
Г. С. Акимова
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Вопрос
44-ФЗ: Можно ли заключить прямые договоры до 600 тысяч (без проведения торгов) в целях устранения предписаний надзорных органов? Как обоснование — предписание Роспотребнадзора.
Ответ
Да, можно, при соблюдении следующих условий: годовой объем закупок, которые заказчик осуществляет на сумму до 600 тыс. руб. по одному контракту, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Какие-либо особенности по целям проведения таких закупок законом не предусмотрены.
Обоснование
Согласно п.4 ч.1 ст. ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, ведущих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе провести на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Г. С. Акимова
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Что делать если закупка заточена под конкретного участника
Каждый в меру опытный поставщик по 44 ФЗ сталкивался с подобной ситуацией. Вы замечаете что хороший тендер, внезапно появившийся в реестре объявленных процедур, при всей своей привлекательности, проходит без снижения цены (0,5-1%), или вообще объявляется несостоявшимся по причине подачи единственной заявки. Казалось бы — вот она удача!
Любая неконкурентная процедура должна привлекать поставщиков как свет ночной лампы приманивает лохматых мотыльков.
Изучив техническое задание такого неконкурентного аукциона, неопытный поставщик, рассчитав закупочные цены и предполагаемую маржу, уже в предвкушении потирает руки, рассчитывая на хорошую сделку. Конечно, пару позиций из технического задания он найти пока не смог, ну да то ничего страшного — найдёт после подписания контракта.
Опытные поставщики, обросшие толстой шкурой исполненных контрактов, знают — есть закупки, где лучше не участвовать, потому что знают: не бывает неконкурентных закупок без подводных камней.
Речь в этой статье пойдет о том, что делать, если в аукционе появилась «закрывашка» — товар, который вы либо никогда не сможете найти, либо никогда не купите. «Закрывашки» являются необходимым элементом любого «прописанного» тендера, если речь идет о поставке товара или оказания услуги, требующей данного товара.
Если классическое «колдовство» над техническим заданием и крючкотворство в извещении, или тексте контракта призвано вышвыривать конкурентов на этапе подачи заявок, то документация «прописанных» аукционов весьма дружественна и откровенна. Вы, скорее всего, без труда сможете понять, что именно нужно предложить Заказчику, и обнаружите, что данного товара нет в свободной продаже.
Вам, возможно, дадут недвусмысленно понять, что не нужно участвовать в данной закупке.
Что же можно сделать несчастному поставщику без связей не привлекая большое количество средств и усилий, не нарушив при этом законодательства?
Почему же один поставщик?
1. Хозяин-барин.
Конкурс «готовил» сам производитель изделия. Возможно, у Заказчика уже имеются долгие отношения с производителем, и они делают все возможное, чтобы продолжать пользоваться хорошим и качественным товаром, при этом не рискуя получить при поставке некондицию из соседних государств, не поддержавших санкции в отношении России. В лучшем случае производитель даст вам завышенные цены , как раз чтобы вы смогли снизить на торгах 3-5 % от НМЦК.
Жаловаться в УФАС малоперспективно, поскольку Заказчик расскажет на заседании что у него есть целых 3 коммерческих предложения и, следовательно, конкуренция не ограничена.
Да и зачем портить жизнь производителю и Заказчику? Любое производство в России перманентно выживает и вряд ли стоит его душить, отбирая у него рынок сбыта.
Однако, если речь идет о хитрых заграничных дистрибьюторах, можно и нужно бороться.
Хороший вариант: лучше свяжитесь с производителем и договоритесь о том, чтобы быть его дистрибьютором. При достаточных переговорных навыках вам, возможно, удастся убедить производителя в том, что вы достойны предлагает его товар в других местах.
Плохой вариант: Вы подаёте заявку на участие, при этом заранее портите вторую часть заявки. Сильно снижаете на торгах цены (если ваш оппонент неопытный, вполне можно опустить НМЦК на 40-50%) но не чаще 2-х раз за квартал, дабы не получить штраф. Конкурент либо возненавидит вас всей душой, либо постарается предложить вам варианты сотрудничества. Возможно то и другое одновременно.
Опционально: немного «троллинга» и на следующих торгах конкурент перестанет снижать цену, разумно предполагая что ваша заявка будет отклонена на втором этапе. Теперь самое время подавать правильные заявки и брать тендер с высокой ценой. Данный вариант подходит только в том случае если у вас есть возможность найти требуемый товар хотя бы по розничным ценам и получить 10-20% НМЦК.
Эти варианты актуальны, если в тендере подавляющее количество товара одного производителя.
2. В каждой бочке — затычка.
Гораздо обиднее когда в тендере 1-10% товара, который невозможно достать. Такие аукционы, обычно, содержат в себе от 40 до 70% прибыльной составляющей и готовятся с особым усердием. Как правило в эту схему включен сам Заказчик, что добавляет остроты в ситуацию. На свой страх и риск вы можете поступить следующим образом:
Хороший вариант: грамотная работа с документацией и подача разъяснений перед аукционом может в, редких случаях, остудить интерес Заказчика к размещению «неконкурентного товара». Постарайтесь аргументировано заставить убрать жесткие требования ограничивающие конкуренцию, даже через обращение в УФАС. Естественно, если Заказчик пойдет на попятную и уберет «ограничения», закупка сразу же перейдет в разряд конкурентных и, следовательно, неприбыльных для поставщика.
Плохой вариант: выбирайте юридическое лицо, которое не боится попасть в РНП. Если в условиях контракта прописан короткий срок поставки товара, можно, предварительно перебив конкурента на торгах, используя вышеописанный метод «троллинга», поставить Заказчику 90-99% товара. Естественно, когда речь пойдет об оставшихся позициях ситуация может развиваться в разных направлениях. Самый хороший вариант, если Заказчик или приемная комиссия не связаны картельными схемами, можно предложить поставить улучшенный товар через доп. соглашение, если позволяют условия технического задания. Можно попытаться добиться расторжения контракта с частичным исполнением по соглашению сторон.
Если же Заказчик настроен решительно против вас, то приготовьтесь заплатить штраф и попасть в РНП — это вариант, при хороших прибылях, вполне рентабельный. На заседании в УФАС постарайтесь наиболее полно описать сложившуюся ситуацию, предоставив всевозможные доказательства ваших попыток найти товар и обоснования картельной составляющей.
Впрочем, лучше сразу быть готовым к РНП.
3. Взять на испуг.
Получив от менеджера производителя письмо с указанием на то, что конкурс «забронирован» или «авторизован» можно пригрозить обращением в УФАС.
Зачастую менеджеры даже не понимают что нарушают законодательство, поэтому без страха сообщают о том, что есть договоренности или «брони».
Пугайте их письменными обращениями с требованием дать вам отпускные цены.
Помните — все общение только на бумаге (экране): никаких истерик по телефону.
Иногда это срабатывает.
4. «Зиг-заг» удачи
Человеку свойственно ошибаться. Подавайте заявки на тот случай, если конкурент выходит на торги без «дублера» (аффилированного с ним участника).
Есть шанс, что его отклонят при рассмотрении первых или вторых частей заявок — от этого никто не застрахован. В случае вашей победы, можно достаточно бескровно договориться о поставке с небольшой прибылью. Вариант сработает только при наличии адекватных оппонентов.
5. Анализируй это.
При уверенности в том, что работает картель. Можно, собрав доказательную базу (список неконкурентных торгов, схемы взаимодействия участников, ценовую политику, обращения к производителям/дистрибьюторам, запросы разъяснений и обжалования в территориальных органах) обратиться в центральный аппарат УФАС России в отдел по борьбе с картелями. Территориальные управления, обычно, слабо подготовлены в вопросах борьбы с картелями, однако есть и исключения.
Вы не получите никакой прибыли, однако ваши действия, без лишнего пафоса, могут помочь оздоровлению экономики, ведь любой картель — это большая пиявка, постоянно повышающая аппетиты. Как это делать правильно — отдельная история.
Резюме
Любой картель можно использовать для разового (или многоразового) извлечения сверхприбыли не вступая во взаимодействие с его участниками. Это рискованно, но вполне оправдывает себя при правильном планировании и реализации. Впрочем, важно оценивать риски в том числе выходящие за рамки 44 ФЗ — все таки когда речь заходит о миллиардных оборотах гарантировать нельзя ничего.
Сотрудничая с картелями вы всегда рискуете оказаться в начале пищевой цепочки. Организаторы картеля могут в любой момент добровольно сознаться в преступном сговоре и для себя добиться полной амнистии в УФАС, повесив на остальных участников «схемы» оборотные штрафы.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник https://www.ascon-spb.ru/navigator/faq/44-fz__mozhet_li_uchrezhdenie_zaklyuchit__pryamie_dogovori_do_600_tis__rub__bez_provedeniya_torgov_v_tselyah_ustraneniya_predpisanii_nadzornih_organov/
Источник https://good-tender.ru/poleznye-stati/567-chto-delat-esli-zakupka-zatochena-pod-konkretnogo-uchastnika
Источник
Источник