Учет материалов в; бухгалтерском учете по; ФСБУ 5/2019; Запасы.
Содержание статьи
Учет материалов в бухгалтерском учете по ФСБУ 5/2019 «Запасы»
С 2021 года компании должны вести учет запасов по новым правилам. Утвержден федеральный стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 «Запасы», который заменит ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по учету МПЗ. Его нужно применять с бухгалтерской отчетности за 2021 год. Организации имеют право использовать его раньше.
Новые правила отличаются от текущих. Расскажем, как теперь принимать материалы к учету, как списывать их в производство и что особенного в учете подарков.
Что относится к материалам
Материалы — это один из видов запасов, которые нужны для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг (пп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019). К ним относятся: сырье, полуфабрикаты, комплектующие, основные и вспомогательные материалы, тары, топливо, запчасти и пр. (п. 42 указаний).
По какой стоимости принимать материалы к учету
Чтобы принять материалы к учету, оцените их по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).
Ее расчет зависит от способа получения материалов. Возможны следующие варианты:
Покупка за плату. Фактическую себестоимость формируйте в стандартном порядке — учитывайте все затраты на приобретение, доставку и подготовку к эксплуатации. Не забудьте исключить из стоимости НДС, который потом примете к вычету.
Безвозмездное получение, полная или частичная оплата неденежными средствами. Оцените материалы по справедливой стоимости. Правила её расчёта утверждены в МСФО от 28.12.2015 № 13. Не забудьте увеличить ее на сумму дополнительных затрат по приобретению, доставке и подготовке к использованию.
Вклад в уставный капитал. Принимайте к учету по фактической стоимости с учетом дополнительных затрат.
Выбытие, ремонт, модернизация или реконструкция внеоборотных активов. Оцените стоимость материалов по меньшей из двух величин:
- стоимость аналогичных материалов;
- сумма балансовой стоимости актива и затрат на получение материалов и их подготовку к использованию.
- затраты, связанные с ЧС;
- управленческие расходы, если они не связаны с приобретением;
- расходы на хранение, если это не часть производства или условие закупки;
- возмещаемые косвенные налоги.
Как отражать операции с материалами в бухучете
В бухгалтерском учете материалов участвует три основных счета: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости».
Основной счет для учета материалов — 10. По его дебету отражается поступление, по кредиту — списание в производство и выбытие по другим причинам.
К счету 10 можно открыть субсчета, чтобы сделать учет более простым и понятным. Например, отдельно выделить сырье и материалы, топливо, запчасти, тару, спецодежду и пр.
Оприходуем материалы на склад
Каждое поступление материалов надо подтверждать первичными документами. Часть из них вы получите от поставщика, а часть надо будет оформить самостоятельно. Полный список документов зависит от того, каким способом вы получили материалы, например, по договору поставки или изготовив самостоятельно.
Поступление материалов на склад оформляет кладовщик или другой сотрудник с материальной ответственностью. Для этого в день приемки составляют приходный ордер по форме, которая утверждена руководителем. Это может быть:
- унифицированная форма № М-4 (постановление Госкомстата от 30.10.1997 № 71а);
- форма со всеми реквизитами, которую вы разработали сами (ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Важно! Чтобы сократить документооборот, приходный ордер можно заменить штампом со всеми необходимыми реквизитами. Его проставляют на документе поставщика, например на накладной. Это решение нужно отразить в учетной политике.
Бухгалтерские записи для отражения получения материалов зависят от того, как их получили и того, какие счета использует организация.
1. Покупка материалов
У вас на руках должны быть счета, счета-фактуры, накладные и сопроводительные документы. Оприходуйте материалы по фактической себестоимости. Если вы формируете стоимость именно на счете 10 (это должно быть прописано в учетной политике), проводки следующие:
Учет бонусов у покупателя и у поставщика
uchet_bonusov_u_pokupatelya_i_u_postavshchika.jpg
Похожие публикации
В качестве поощрения покупателей и привлечения потенциальных клиентов компании используют различные маркетинговые приемы – предоставляют скидки на продаваемые товары, выплачивают бонусы и премии, стимулируя рост объема продаж. Несмотря на то, что все перечисленные виды поощрений направлены на выполнение одной цели, между ними существует разница.
Скидка, как правило, означает уменьшение цены на товар при выполнении покупателем условий, прописанных в договоре. Под премией или бонусом понимают поощрение за выполненные договорные обязательства, например, в виде выплаты денежного вознаграждения или дополнительной поставки товара, не требующей оплаты. Подобные поощрительные меры не уменьшают стоимости уже поставленной продукции. Об этих, не влияющих на цену товара, способах поощрения и их отражении в учете обеих сторон сделки пойдет речь в публикации.
Премия покупателю за объем закупок: проводки
Договором поставки предусматриваются условия реализации товара и критерии, выполнение которых (например, за определенный объем закупок в установленные сроки) дает возможность покупателю получить денежную премию или дополнительную партию продукции в виде бонусного вознаграждения. Эти активы поставщику следует правильно списать.
В бухучете продавца премиальные выплаты учитываются в прочих расходах и отражаются на сч. 44, как затраты, связанные с продажей. Премия покупателю за объем закупок сопровождается проводками:
Операции
Д/т
К/т
— либо зачтена в счет взаимных расчетов
«Премиальные» расходы отнесены на затраты
В налоговом учете денежные премии учитываются в составе внереализационных затрат. При этом важно, чтобы порядок их расчета и выплаты был означен в договоре поставки, договорные условия выполнены, а начисление подтверждалось актом, подписанным обеими сторонами. В структуру затрат продавца премия включается на дату составления акта (при методе начисления), либо по факту выплаты, если применяется кассовый метод учета.
В свою очередь покупатель отразит полученное поощрение в учете так:
Операции
Д/т
К/т
Премия от поставщика:
— учтена в прочих доходах на основании соответствующего акта
— поступила на расчетный счет
— либо зачтена по взаимным расчетам
Пример 1:
-
от продаж — стоимость проданных товаров 15000000 руб. (18000000 – 3000000);
-
внереализационные — величину премии, выплаченной клиенту 200000 руб.
В налоговом учете покупателя полученная от поставщика премия включается в базу для налога на прибыль. Ее учитывают в составе внереализационных доходов. НДС с подобных вознаграждений не исчисляют, так как они не связаны с оплатой ТМЦ. Моментом получения премии является дата подписания акта на ее передачу вне зависимости от применяемого метода учета признания доходов и затрат.
Учет бонусов у поставщика
Бонус, выплаченный товаром, считается передачей ТМЦ в безвозмездном порядке, следовательно, потребуется начисление НДС, который придется рассчитать исходя из его рыночной стоимости (п. 2 ст. 154 НК РФ), и эта ситуация из возможных вариантов поощрения клиента наименее выгодна для поставщика. Разберемся, как поставка дополнительных товаров оформляется в учете бонусов продавца.
Пример 2:
Коммерческое предприятие поставляет заказчику партию изделий. В заключенном договоре предусмотрено получение покупателем бонуса (в виде 8-ми изделий) при закупе 80-ти изделий. Заказчик условие выполнил – приобрел 80 единиц по цене 12 000 руб. каждая (в т.ч. НДС 2000 руб.). Себестоимость единицы товара составляет 7000 руб. Поставщик также отгрузил 8 единиц в качестве бонуса.
Бонусы покупателям — проводки у продавца:
Операции
Д/т
К/т
Сумма в руб.
Выручка от реализации (80 х 12000)
62
90/1
960 000
НДС (80 х 2000)
90/3
68
160 000
Списана себестоимость проданных изделий (80 х 7000)
90/2
41
560 000
Оформлена передача бонуса (8 х 7000)
91/2
41
56 000
На рыночную стоимость бонусного вознаграждения начислен НДС (80000 х 20%)
91/2
68
16 000
Учет бонусов у покупателя
Поступление бонусных активов ведет к увеличению экономической выгоды, которое признается доходом, и стоимость такого товара покупатель обязан учесть в бухучете в составе прочих доходов.
Бонусные товары принимаются к учету по фактической себестоимости. Но какого-либо специального порядка ее определения для ТМЦ, полученных по возмездным договорам и не оплачиваемых, ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» не содержит. Поэтому компании-покупатели вправе принять к учету товар по текущей рыночной или обычной цене его приобретения у поставщика. Учесть его покупатель может, используя сч. 98 «Доходы будущих периодов» (как применяемый при безвозмездной передаче) или без его участия, что на практике происходит чаще.
Источник https://www.b-kontur.ru/enquiry/787-uchet-materialov-v-buhgalterskom-uchete
Источник https://spmag.ru/articles/uchet-bonusov-u-pokupatelya-i-u-postavshchika
Источник
Источник