Участвуем в торгах: виды закупок, площадки, обеспечение заявок и настройка рабочего места
Содержание статьи
Участвуем в торгах: виды закупок, площадки, обеспечение заявок и настройка рабочего места
Электронные торги — способ закупки , при помощи которого участники заключают между собой сделки по реализации товаров, работ или услуг. Процесс проведения торгов упорядочен. Правила торгов регламентированы Федеральными законами:
- 44-ФЗ — для государственных и муниципальных нужд;
- 223-ФЗ — для коммерческих компаний.
Какие бывают торги
Закупки делятся на два типа: конкурентные и неконкурентные (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) .
Конкурентные торги
Конкурентные торги — это закупки, при которых используется состязательность предложений среди участников. Существуют следующие виды торгов:
- аукционы;
- конкурсы;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
У каждого вида свои условия проведения и участия.
Аукцион
Способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную максимальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время на электронной торговой площадке . Участники отправляют ценовые предложения понижая или повышая ставку от 0,5% до 5% от начальной цены контракта, в зависимости от типа аукциона. Контракт заключается с тем, чью ставку не превзошли в течение десяти минут.
Также существуют открытые аукционы без использования электронных площадок, которые проводятся в присутствии заказчика, членов комиссии и участников или их представителей.
Конкурс
Способ закупки где заказчик уделяет внимание не только цене, но и стажу компании, технической оснащённости, качеству и срокам выполнения, гарантии и прочим параметрам. Минимум двум критериям оценки. Проходит в открытой или закрытой форме. Поставщики подают заявку с ценовыми предложениями один раз без возможности поменять цену. Критерии участников скрыты друг от друга. Заказчик выбирает участников и оценивает заявки. Конкурс выигрывает компания, предложившая самые выгодные условия реализации услуг для клиента.
Существуют виды конкурса, с ограниченным участием или проходящие в два этапа. В первом случае у участников есть возможность подать улучшенные предложения на втором этапе. Во втором — участники проходят предквалификационный отбор, где оценивается соответствие поставщика требованиям.
Запрос котировок
Используется для закупки одного вида продукции. Максимальная стоимость заказа не должна превышать 500 тысяч рублей. Заявки подаются с ценовыми предложениями . Побеждает участник, предложивший самую низкую цену. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, который подал заявку раньше других.
Запрос предложений
Заказчик описывает требования к объекту закупки и выбирает наиболее подходящее предложение исходя из своих нужд. Участники регистрируются на специальной электронной площадке (ЭТП), где проводят торги и в единой информационной системе .
Запрос цен
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, чья заявка поступила ранее других.
Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Если предмет закупки требует консультаций и обсуждений, организатор проводит переговоры с участниками в соответствии с запросами. Заказчик определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки и заключает с ним договор.
Закупки у единственного поставщика
Происходят в особых случаях, когда конкуренция отсутствует. Заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения подрядчика невозможно. Стоимость такого тендера не превышает трёхсот тысяч рублей, и классифицируется как «Закупки в малых объёмах». По распоряжению правительства РФ торги проходят на электронной площадке «Берёзка».
В отличие от конкурентных закупок, сначала поставщики размещают в каталог сервиса свои товары и услуги. Если условия подходят заказчику, то между структурами заключается контракт и исполнитель становится участником неконкурентной закупки.
Как стать участником торгов и закупок
В закупках могут быть задействованы юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.
Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:
- с информацией, которая является государственной тайной;
- технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
- среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
- на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
- с российским происхождением товаров.
Государственные учреждения могут работать только на федеральных порталах.
Если вы впервые участвуете в торгах
Необходимо получить специализированную электронную подпись . Их выпускают только в аккредитованных удостоверяющих центрах. Потом зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок для работы на федеральных электронных площадках. Срок аккредитации составляет 3 года. Схему регистрации, необходимый пакет документов для каждого вида участников и настройку рабочего места можно получить на сайте портала в разделе документы .
Федеральные электронные площадки:
Участник, победивший в торгах, платит комиссию оператору портала.
На площадках, которые не являются федеральными, понадобится отдельная регистрация. Их список обширен. Условия работы на коммерческих сервисах отличаются и могут быть платными.
После регистрации на торговой площадке пользователь подаёт заявку для участия в выбранных электронных торгах, выполняя условия в зависимости типа или вида торгов. Заявка на участие подписывается электронной подписью. Вместе с тем, для некоторых аукционов необходимо иметь обеспечение заявки. Это значит, что на спецсчете, открытому для этих целей должна быть сумма обеспечения, указанная в документации к закупке. Она блокируется после того, как вы подали заявку и наступил крайний срок ее подачи. Сумма разблокируется после полного окончания тендера.
Заявка на участие не принимается, если:
- в ней есть ошибки или опечатки;
- она не подписана электронной подписью;
- срок подачи документов истёк;
- срок аккредитации на портале истекает меньше, чем через 3 месяца;
- от участника подано более одной заявки;
- не предоставлено обеспечение заявки.
Оператор электронной площадки подтверждает заявку и присваивает ей порядковый номер. Самостоятельно заявку можно отозвать, написав соответствующее уведомление оператору.
Какие сервисы понадобятся
Чтобы принимать участие в электронных торгах, помимо электронной подписи, понадобится необходимое программное обеспечение:
- браузер с поддержкой Transport Layer Security TLS v. 1.0, RFC 5246 с использованием российских криптографических стандартов;
- Криптопровайдер «КриптоПро CSP» с поддержкой актуальных требований утверждёнными приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 796 и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
- Приложение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».
Актуальные версии программ лучше приобретать у официального дилера продукции торговой марки «КриптоПро» . Или воспользоваться услугой по настройке рабочего места для работы на электронных площадках .
Сроки предоставления документов и порядок их оформления
Сроки подачи зависят от того, каким видом федерального закона регулируются торги.
По 44-ФЗ
- 7 дней — аукцион до 300 млн рублей;
- 5 дней — запрос предложений и запрос котировок;
- 15 дней — аукцион свыше 2 млрд. и конкурс.
По 223-ФЗ
- 5 дней — запрос котировок;
- 7 дней — запрос предложений;
- 15 дней — конкурс и аукцион.
Что делать после победы на торгах
Для заключения контракта необходимо перечислить на счёт заказчика 30% от начальной максимальной цены контракта или предоставить банковскую гарантию.
После выполнения контракта средства будут возвращены участнику.
Участие в торгах сложный процесс, который требует помощи экспертов. Всегда можно воспользоваться комплексом услуг «Астрал.Тендер» от ГК «Астрал» . Специалисты компании зарегистрируют ваш бизнес на электронных площадках и примут участие в торгах за клиента. Или проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы в государственных и коммерческих закупках.
Конкурс и аукцион
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 22 сентября
Конкурс и аукцион: отличия по 44-ФЗ и особенности проведения
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
- Разницу между тендером, аукционом и конкурсом
- Отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ
- Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
- Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ
Многие новички в госзакупках знают, что есть конкурс и аукцион, а отличия по закону 44-ФЗ между ними не понимают. Действительно, эти два типа проведения торгов являются самыми популярными конкурентными процедурами в рамках указанного закона. Для выбора того или иного типа необходимо понимать их сходства и различия, а также плюсы и минусы.
Чтобы лучше понять все это, в нашей статье мы приведем список вариантов проведения государственных закупок, определимся с терминологией и поговорим о преимуществах и недостатках конкурсов и аукционов.
Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
Организаторы тендеров могут по своему усмотрению изменять способ выбора исполнителя, подстраивая его под сложность предмета торгов, имеющегося на осуществление процедуры времени, иных факторов. А значит, каждый формат может быть:
- открытым, закрытым, с ограничениями по участию исполнителей;
- одноэтапным, а также состоящим из двух и более этапов;
- без предварительного отбора или с подобной процедурой;
- без переторжки, с монопереторжкой, с мультипереторжкой;
- однокритериальным, многокритериальным;
- без альтернативных предложений, с альтернативными предложениями;
- в электронном или традиционном бумажном виде;
- без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами, затрагивающими тему техники и финансов.
Конкурентные закупки могут проходить:
- в формате торгов;
- без проведения торгов.
В первом случае заказчик анонсирует запланированную процедуру, публикует свои требования к поставщикам и закупаемым ТРУ. Далее исполнители подают заявки, организатор анализирует предложения и выбирает того, с которым будет подписан договор. Конкурентные торги проводятся в соответствии с достаточно жесткими нормами закона, поэтому устроители и участники вынуждены соблюдать целый ряд требований.
Формат, не предполагающий проведения торгов, считается более простым, так как в данном случае предъявляется меньше требований. Именно поэтому многие заказчики отдают предпочтение именно ему.
Для конкурентных закупок, осуществляемых в виде торгов, п. 4 ст. 447 ГК РФ устанавливает две возможных формы: конкурс и аукцион. И вот здесь важно понимать отличия между ними по закону 44-ФЗ.
В указанной выше статье Гражданского Кодекса РФ присутствует формулировка «наиболее высокая цена» для описания аукциона в качестве торгов на продажу. Участники мероприятия постепенно повышают цену на товар в соответствии с установленным шагом процедуры. Под последним принято понимать сумму, на которую допускается увеличивать стоимость предмета закупки. Обычно шаг аукциона представляет собой процентное отношение к изначально установленной сумме. Каждое последующей предложение должно быть выше по цене, чем выдвинутое ранее, побеждает участник, озвучивший предложение последним.
Активные аукционы обычно проводят в сфере исполнительного производства, когда недвижимое имущество должника продается для получения максимально возможного объема средств и покрытия долгов по исполнительным листам. Кроме того, данный формат используется для приватизации государственного, муниципального имущества, продажи земельных участков под строительство жилья.
Однако нужно понимать, что сегодня проходит немало торгов, целью которых является не продажа, а покупка товаров, работ или услуг. Тогда главная задача организатора состоит в достижении наименьшей цены, и этот вариант торгов принято обозначать как «редукцион». Победителя выявляют за счет постепенного понижения НМЦК. Под последней понимают предельную стоимость, по которой может быть подписано соглашение исполнителем. Именно эта сумма фиксируется в информационной карте закупочной документации, извещении о процедуре. Цена снижается до ее первого акцепта одним из участников, в тендере побеждает первый акцептант.
Редукционы чаще всего используются в сфере размещения заказов государственного и муниципального уровня.
Разница между тендером, аукционом и конкурсом
Госзакупка представляет собой последовательность действий, зафиксированную положениями закона 44-ФЗ. В данном случае приобретение определенных ТРУ осуществляется с целью обеспечения нужд государства или муниципальных образований. Отметим, что обычно госзакупками называют любые торги, в основе которых лежат требования закона 44-ФЗ, а не только проводимые для обеспечения потребностей государства. Также сюда могут относиться мероприятия, организуемые по закону 223-ФЗ. Далее мы будем называть госзакупками тендеры, проводимые по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Еще одно важное понятие, о котором нужно сказать, прежде чем перейти к отличиям конкурса и аукциона по 44-ФЗ – это «тендер». С английского это слово переводится как «заявка на подряд, поданная на конкурсной основе». Речь идет о способе отбора поставщиков, при котором заранее фиксируются условия, сроки выполнения работ, используются принципы эффективности, состязательности, справедливости. Отметим, что такое понятие, как тендер, не упоминается в действующих законодательных актах РФ. Обычно так называют любые конкурентные процедуры, вне зависимости от уровня их организации.
Иными словами, закон не устанавливает разницу между тендером и госзакупками. Последние могут считаться одной из разновидностей тендера.
На данный момент закон 44-ФЗ выделяет такие конкурентные процедуры:
- аукцион;
- конкурс;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Аукцион входит в число разновидностей тендера. Отметим, что иногда последний приравнивают к конкурсу, так как его проводят при закупке работ и сложных товаров. Выбор исполнителя основывается на цене и ряде других характеристик предложения. А именно смотрят на качество товара, опыт участника, сроки выполнения договора.
Если тендер и конкурс являются синонимами, то аукцион имеет несколько отличий по 44-ФЗ: объект закупки, количество этапов, критерии оценки исполнителей.
Предмет аукциона нетрудно описать, оценить его свойства. При работе с конкурсом все значительно сложнее. Он используется, когда заказчику важна высокая квалификация исполнителя и наличие опыта работы в данной сфере. Обычно аукционы состоят всего из одного этапа. Обычно конкурс, в отличие от аукциона, по 44-ФЗ включают в себя ряд этапов и даже предварительный отбор. В аукционе побеждает исполнитель, готовый работать за самую низкую цену. Во время конкурса заказчик может основывать свой выбор на ряде других показателей, таких как технология, сроки завершения работы, опыт.
Конкурс и аукцион – отличия по 44-ФЗ
Закон 44 ФЗ фиксирует, что конкурс является способом выбора поставщика, в котором побеждает участник, предложивший наилучшие условия выполнения контракта. Тогда как по результатам аукциона договор заключается с исполнителем, готовым осуществить работы за меньшую стоимость.
Конкурсы бывают открытыми, закрытыми, с ограничениями по числу участников, проводимыми в два этапа.
Аукционы могут быть электронными, закрытыми или открытыми.
Но основное отличие конкурса от аукциона по 44-ФЗ состоит в критериях выбора победителя. В первом случае это совокупность условий, а во втором – только цена.
Также стоит обозначить следующие отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ:
- Все этапы проведения аукциона проходят в электронном виде: от размещения извещения и документации в ЕИС, до процедуры выбора исполнителя и подведения итогов. Для этого заказчик выбирает одну из ЭТП, предназначенных для госзакупок. Заключение соглашения с поставщиком, внесение в него поправок отслеживаются в электронном виде. Сведения об открытых конкурсах также размещаются в ЕИС, отличие в том, что заказчик принимает заявки в бумажном виде, после чего комиссия выбирает исполнителя.
- Формат аукциона позволяет постепенно снижать НМЦК за счет «шагов аукциона». Тогда как на конкурсе участник устанавливает в заявке свои условия, в том числе стоимость работ, и во время открытия процедуры может изменить цену либо отозвать свою заявку.
- Заказчик подписывает контракт с победителем аукциона в электронном виде. Далее по соглашению сторон допускается подписание его бумажного варианта. Договор по результатам конкурса должен быть заключен в традиционной форме.
Несмотря на существующие отличия между конкурсом и аукционом по 44-ФЗ, для участия в них исполнителю придется предоставить обеспечение заявки. В первом случае средства вносят на счет, указанный в документации, а для работы через ЭТП деньги необходимо положить на счет такой площадки. При заключении договора поставщик предоставляет обеспечение его исполнения, внося сумму на специальный счет заказчика. Либо он имеет право предоставить банковскую гарантию.
Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
У открытого формата конкурса есть свои положительные и отрицательные стороны с точки зрения заказчиков и исполнителей, которые характеризуют основные отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ.
Среди положительных черт такого формата стоит назвать большой выбор критериев отбора поставщиков. Ведь, допустим, в электронном аукционе заказчику приходится отталкиваться только от цены. В рамках конкурса покупатель получает возможность найти для сотрудничества партнера с более высокой квалификацией, даже если цена его услуг немного выше.
Открытый конкурс не предполагает участия посредников, за счет чего достигается прямое общение между сторонами соглашения. Таким образом можно избежать необходимости получения аккредитации на ЭТП и разного рода технических рисков при проведении торгов на такой площадке.
Но нужно помнить о большом количестве минусов открытого конкурса. Речь идет о непростой процедуре, предполагающей большое количество этапов, из-за чего высока вероятность ошибок, а значит, и появления вопросов у проверяющих. Чаще всего последние могут усомниться в верности выбора формата торгов, так как открытый конкурс предполагает некоторые ограничения по проведению.
Открытый конкурс не отличается прозрачностью, присутствующей в формате аукциона. Кроме того, он налагает на покупателя дополнительные обязанности, такие как регистрация и обеспечение сохранности заявок. Не менее важно, что открытый конкурс требует больших временных затрат, чем запрос котировок, предложений, заключение договора с единственным исполнителем.
Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ
Главные преимущества данного подхода:
- Серьезное сокращение расходов за счет проведения процедуры через ЭТП.
- За прием заявок, регистрацию потенциальных исполнителей, сохранность документации отвечает оператор выбранной площадки.
- Снижение риска коммерческого сговора.
- Анонимность, обеспечиваемая за счет присвоенного участнику личного номера – именно его видят в процессе торгов другие поставщики.
- Возможность работы со сторонними фирмами.
- Обеспечение честной конкуренции.
- Проверка документации операторами, которые не имеют права передавать ее третьим лицам.
- Доступность зарубежных аукционов для поставщиков из России и наоборот.
- Возможность изучения всех документов и нужной информации.
- Открытость для участия крупных и мелких компаний.
Среди ключевых минусов такого формата нужно отметить следующие:
- Сложная документация, которая не позволяет всем исполнителям принять участие в процедуре торгов.
- Большие временные затраты на проведение.
- Вероятность появления технических неисправностей во время аукциона, из-за чего мероприятие может быть сорвано.
- Не всегда участнику доступны все условия закупки для ознакомления.
Понимая все отрицательные стороны аукциона, конкурса и их отличия по 44-ФЗ, поставщик может решать, стоит ли подавать заявку на участие. Но поскольку данные виды торгов используются сегодня все чаще, высока вероятность, что в скором времени большинство недостатков удастся устранить. Например, сейчас ЭТП считается самым распространенным способ выбора исполнителя. Ее ценят за удобство и низкие расходы на проведение торгов. Такие особенности дают поставщикам возможность участвовать в любых аукционах, проводимых в разных точках мира.
Источник https://www.klerk.ru/blogs/astral/512399/
Источник https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/konkurs-i-auktsion/
Источник
Источник