22/11/2024

Цена не главное: что может измениться в закупке школьного питания

 

Цена не главное: что может измениться в закупке школьного питания

Победителями конкурсов на поставку еды для детей должны становиться компании, которые предлагают не дешёвые, а качественные продукты

Цена не главное: что может измениться в закупке школьного питания

С 1 января 2022 года могут начать действовать новые правила закупок, по которым учебные заведения отбирают поставщиков продуктов для питания детей. По инициативе депутата Госдумы Михаила Романова их сейчас прорабатывают федеральные министерства. Согласно идее парламентария, наименьшая цена контракта перестанет быть главным критерием для выбора компании: руководство образовательных учреждений или районных администраций смогут в первую очередь смотреть на её опыт и качество услуг. По мнению Романова, это пресечёт случаи отравления детей просроченными продуктами.

Экономия приводит к беде

Закон о бесплатном горячем питании для учеников 1-4-х классов пришёл в школы с 1 сентября 2020 года. Его по поручению президента Владимира Путина разработали парламентарии во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным и председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Дополнительные деньги на еду для ребят регионам выделяют из федерального бюджета: в 2020 году субсидия составила 21,8 миллиарда рублей, на 2021 и 2022 годы предусмотрено по 43,6 миллиарда. Средства субъектам, согласно постановлению Правительства №900, дают на основании их заявок.

По закону школьников первой смены обеспечивают завтраком, второй — обедом. Кроме того, документ предписал кормить ребят исключительно здоровой пищей — без ГМО, пестицидов, агрохимикатов и других опасных веществ.

Но далеко не все школы этим правилам следуют. Более того, депутатам жалуются родители, что их дети травятся в столовых.

«В разных регионах России то и дело вспыхивают скандалы, связанные с этой темой: то в одной школе кому-то дали просроченные продукты, то в другой — хлеб с плесенью», — сообщил «Парламентской газете» депутат Госдумы Михаил Романов.

Анализируя ситуацию в Санкт-Петербурге, который Романов представляет в парламенте, политик пришёл к выводу, что корень зла — в несовершенстве системы госзакупок. По его словам, сейчас руководство учебных заведений и районных администраций, которые проводят аукционы на поставку питания в школы и детсады, должны выбирать победителем тех, кто просит наименьшую цену за свои услуги. Причём не по своей прихоти — такие правила им диктует закон о закупках товаров для государственных и муниципальных нужд.

«В Петербурге победители тендеров сознательно занижали стоимость закупок для получения госзаказа — от 20 до 73 процентов от цены контракта, а затем оказывались не в состоянии обеспечить заказчиков качественной едой по утверждённой цене», — пояснил депутат.

При этом в постановлении Правительства №1085, устанавливающем критерии оценки заявок на участие в закупке, сказано, что при отборе поставщика продуктов, например в детский лагерь, по стобалльной шкале он должен на 40 процентов соответствовать ценовым критериям, а на 60 процентов — неценовым. То есть качество услуг, опыт, репутация должны иметь больший вес, нежели стоимость. Этот подход Романов предложил распространить и на компании, которые кормят детей в учебных заведениях, и внести изменения в правительственный документ.

«На детском питании нельзя экономить, это не только опасно, но и безнравственно, — посетовал парламентарий. — О каком авторитете школ и учителей мы можем рассуждать, если в столовых ученикам подают чуть ли не отходы? Разве захочется идти в такую школу?»

Пускать только опытных

Как сообщил Романов, его инициативу уже поддержали Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба, а также губернатор Петербурга Александр Беглов. А на днях он получил положительный отзыв от Минпросвещения, который есть в распоряжении «Парламентской газеты».

«Изменение критериев оценки в сторону увеличения веса нестоимостного критерия будет способствовать отбору более квалифицированных поставщиков, что, в свою очередь, позитивно отразится на качестве поставляемого товара в общеобразовательные учреждения», — отметил в письме депутату заместитель главы ведомства Андрей Николаев, напомнив, что в Минпросвете работает горячая линия, по которой можно предъявить претензии по школьной еде, а ещё есть отдельный раздел на портале госуслуг на эту тему. Кроме того, за организацией детского питания пристально следят Роспотребнадзор, Общероссийский народный фронт и родительская общественность, рассказал чиновник.

Читайте также:

Одобрила идею парламентария и зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко. По её словам, хорошее питание крайне важно для полноценного развития детей и их здоровья.

«На мой взгляд, опытный и надёжный поставщик — это одно из определяющих условий в цепочке организации качественного школьного питания, — сказала сенатор «Парламентской газете». — Повышение доли нестоимостного критерия в закупке продуктов будет способствовать привлечению компаний, имеющих необходимый уровень производственной базы, логистический потенциал, тех, кто осуществляет регулярный лабораторный контроль, учитывает сроки хранения».

Михаил Романов сообщил, что теперь ему важно «добиться взаимопонимания» с Министерством финансов.

«Ведь чтобы выйти с инициативой в Правительство, нужно получить положительные отзывы от большей части профильных ведомств, — подчеркнул он. — Я надеюсь решить этот вопрос до конца 2021 года, чтобы с 1 января 2022-го, когда школы и детсады будут проводить новые закупочные процедуры, они при выборе поставщика уже ориентировались на качество его услуг, а не на цену, и чтобы федеральный и региональные бюджеты были заточены на это».

Кстати, как отмечали в ФАС, если такие нововведения будут приняты, то школы перестанут кормить детей обедами себестоимостью 62 рубля за порцию при рекомендованной Правительством цене в 173 рубля.

Другим путём ранее предлагали пойти депутаты Госдумы Михаил Шеремет и Алексей Журавлёв. Они вносили в парламент законопроект, разрешающий проводить закупки питания исключительно через конкурсы с ограниченным участием, куда допускают лишь компании, имеющие опыт поставок в предыдущие три года, выполнившие прошлый контракт, цена которого была не менее 20 процентов от стоимости нового тендера. Но сейчас такие конкурсы доступны только при цене контракта выше 500 тысяч рублей.

Компании-клоны за нечестные закупки: кто делит сотни миллионов рублей на питании школьников Екатеринбурга

Компании-клоны за нечестные закупки: кто делит сотни миллионов рублей на питании школьников Екатеринбурга

Свердловский Роспотребнадзор на минувшей неделе радостно отчитался: 95–96% всех школьников получают горячее питание. Правда, тут же и огорчил: после проверки 775 учебных заведений санврачи наложили 951 штраф в 7,4 млн руб. за несоответствие проб сырья и готовой пищи гигиеническим требованиям, а также за сотрудников, которые вовремя не проходили медосмотры. За этими цифрами кроются куда менее приятные вещи: в прошлом году, поев в школьных столовых, на больничных койках оказались 392 ребенка. После массовых отравлений начальник управления образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева заявляла, что копит данные о нарушениях для расторжения договоров с организаторами поставщиков детских обедов. 66.RU изучил рынок школьного питания в городе: кто кормит детей и сколько на этом зарабатывает.

Кто организует питание в школах

Мы изучили все госконтракты по организации питания муниципальных школ Екатеринбурга, которые были заключены на 2017 г. или в нынешнем году. Мы не стали считать контракты на организацию питания в детских лагерях, работающих летом при школах.

На рынке семь крупных частных игроков (включая их клоны) и пять муниципальных. Всего питание 149 тыс. учащихся в 163 муниципальных школах организуют 15 предприятий, уточнили в департаменте образования администрации Екатеринбурга. Кто будет обслуживать ту или иную школу, выбирают сами учебные заведения, проводя открытые конкурсы. Иногда несколько школ объединяются и выбирают общего поставщика.

Суммы контрактов зависят от того, кто учится в школе: они могут варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей в год. Из бюджета деньги идут только на оплату питания младшеклассников и льготников. Государство выделяет по 65 руб. 80 коп. на каждого ученика 1–4-х классов, 76 руб. на школьника из многодетных и малообеспеченных семей и от 164 до 190 руб. на питание ребенка-инвалида (в зависимости от возраста). За остальных школьников платят родители.

Частные компании:

Поставщик питания ООО «Аппетит-плюс» заключил два контракта на организацию питания в двух екатеринбургских школах чуть меньше чем на 1 млн руб. В обоих случаях это была закупка у единственного поставщика, без торга и снижения суммы контракта.

Компания с названием ООО «Аппетит» заключила контракт всего с одной школой — на 9,035 млн руб.

ООО «В Аппетит» — победитель совместных торгов на поставку еды в 17 школ и гимназий. Сумма всех контрактов, заключенных на 2018–2020 гг., — 288,181 млн руб. Примечательно, что это единственный тендер, в котором участвовала компания, созданная только в мае 2017 г.

ООО «Комбинат питания «Школьно-базовый» заключило контракты на поставку питания в 10 школ на 46,034 млн руб.

ООО «Олес» выиграло тендеры на поставку питания в три школы на общую сумму 12,895 млн руб.

ООО «Славянка» заключило контракты на поставку питания в две школы-интерната и гимназию на 8,898 млн руб.

ЕМУП «Столовая №41» заключило контракты на организацию питания в 13 школах на 64,015 млн руб.

ЕМУП «Комбинат школьного питания» выиграло тендеры на поставку питания в 21 школу на 62,964 млн руб.

ЕМУП «Школьно-базовая столовая №11» — победитель тендеров на поставку питания в 13 школ в 2017 г. и лицея на 2018–2019 гг. Сумма заключенных контрактов — 76,444 млн руб.

ЕМУП «Столовая №6» заключило контракт с тремя школами на 15,736 млн руб.

ЕМУП «Школьно-базовая столовая «Золушка» будет обслуживать восемь школ (один контракт заключен до 2021 г.). Общая сумма — 39,695 млн руб

В инфографике не отражен контракт с ООО «В Аппетит» , поскольку заключен на 2018–2020 гг.

А вот так выглядит сравнение выручки и чистой прибыли комбинатов, занимающихся поставкой питания в школы, детсады, больницы и другие соцучреждения. Согласно официальной отчетности, опубликованной сервисом «Контур.Фокус», выручка у МУПов не меньше, чем у частных компаний, а вот чистая прибыль не самая высокая.

Как выигрывают торги компании-клоны

Если посмотреть контракты на поставку питания в школы Екатеринбурга за 2017 г., то в глаза бросаются три особенности: во-первых, в большинстве случаев покупка происходит у единственного поставщика; во-вторых, если даже проходит конкурс, то заявляются на него очевидный победитель и еще одна какая-то небольшая компания, которая проигрывает (при этом в ходе торгов сумма контракта не снижается); в-третьих, участники торгов — компании-клоны.

Например, три фирмы — ООО «Аппетит» , ООО «Аппетит-Плюс» и ООО «В Аппетит» — объединяет не только схожесть названий, но и общий учредитель и директор — Владимир Роганов. Причем первые две даже зарегистрированы по одному адресу.

Пример конкурентной борьбы между компаниями-клонами

Еще один пример, связанный с ООО «Аппетит» и «В Аппетит», — торги, в которых вторым участником зачастую выступает некая компания «Бакалея». Согласно сервису «Контур.Фокус», в 2017 г. фирма принимала участие в двух тендерах (в том числе совместных торгах 17 школ на 288,8 млн руб.) на поставку питания в школы Екатеринбурга, и в обоих случаях их выиграли компании, подконтрольные Роганову.

ООО «Бакалея» , появившаяся на рынке лишь в ноябре 2016 г., уже дважды выступала единственным конкурентом компаний-клонов.

На эту странность при проведении торгов обратили внимание активисты проекта ОНФ «За честные закупки». По их данным, с 2011 по 2017 г. три компании — ООО «Аппетит» , ООО «Аппетит-Плюс» и ООО «В Аппетит» — поочередно выигрывали торги, заключив 391 контракт на 1,35 млрд руб. (речь идет не только о екатеринбургских школах, но и о других соцучреждениях).

«Комбинат питания» и КП «Школьный базар» также выступают конкурентами на торгах по поставке питания в школах.

Такие же компании-клоны — ООО «Комбинат питания школьно-базовый» и ООО «Комбинат питания» , которые учредил и возглавляет Михаил Шехерев. Примечательно, что две эти фирмы тоже часто совместно выходят на конкурсы по поставке еды в школьные столовые, и одна из них выигрывает.

Антон Гетта, депутат Госдумы:

В департаменте образования администрации Екатеринбурга 66.RU заявили, что «при проведении конкурсов на организацию питания в школах может заявиться любая компания». И в полномочия департамента не входит функция по отслеживанию таких компаний-клонов.

Как изменилось питание в школах, в которых отравились дети

Только по официальной статистике, опубликованной в докладе уполномоченного по правам детей Игоря Морокова, в 2016 г. на больничных койках оказались почти четыре сотни школьников и дошкольников. Для сравнения: в 2015 г. кишечную инфекцию в образовательных и оздоровительных учреждениях подхватили 234 учащихся.

После вспышек ротавируса мэрия Екатеринбурга, Роспотребнадзор и прокуратура провели масштабные проверки. Впрочем, их результаты засекретили. В сентябре 2016 г., комментируя итоги проверок екатеринбургских школ, начальник управления образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева заявляла, в частности, следующее: «Мы копим информацию по поставщикам и при достижении критической массы нарушений, конечно, будем инициировать расторжение контрактов. Это сложная процедура, самое трудное — определить, где чья вина и какова мера ответственности. Сама процедура расторжения возможна по соглашению сторон либо в судебном порядке».

Антирейтинг екатеринбургских школ и детсадов: где чаще всего травятся дети

66.RU проверил, кто сейчас поставляет еду в школы, где дети подхватили ротавирусную инфекцию.

Самое масштабное отравление — гимназия №9 в апреле 2016 г., 73 заболевших. Согласно системе «Контур.Фокус», в декабре 2015 г. компания заключила контракт с ООО «Аппетит Плюс» на оказание услуг с января по май 2016 г. Несмотря на массовое апрельское отравление, школа продолжила сотрудничать с фирмой. Интересно, что на 2018–2020 гг. гимназия заключила контракт с новым поставщиком… ООО «В Аппетит» .

На втором месте по числу заболевших школьников — СОШ №184. Здесь в сентябре 2016 г. отравились 68 детей. На момент ЧП услуги оказывало ООО «Каравай» . В ноябре 2016 г. школа заключила контракт с комбинатом ООО «Комбинат общественного питания» до 31 января 2018 г. Примечательно, что после прекращения сотрудничества со школой фирма больше не участвовала в тендерах. Затем обслуживать школу будет ЕМУП «Школьно-базовая столовая «Золушка» (контракт до конца 2020 г.).

На третьем месте в антирейтинге — школа №87, где в сентябре, поев в столовой, отравились 56 учеников. Обслуживало на тот момент учебное заведение ЕМУП «Комбинат школьного питания», где прокуратура нашла ряд нарушений, связанных с требованиями к дезинфекции, хранению инвентаря, воздушно-тепловому режиму, внутренней отделке и оборудованию пищеблока и др. Впрочем, директор муниципального комбината школьного питания Елена Демина заявила корреспонденту 66.RU, что все нарушения были сразу же устранены, а ответственность за распространение инфекций возложила на самих учащихся. На 2017 г. школа объявляла тендер, но судя по всему он не состоялся. В тендере, который можно найти на сайте госзакупок, указано, что заявлялось только ЕМУП «Комбинат школьного питания», но информации о заключении контракта нет.

В лицее №180 «Полифорум» в декабре прошлого года заболели 9 учеников. Контракт с сентября 2015 г. по декабрь 2017 г. заключен с ЕМУП «Комбинат школьного питания». Таким образом, школу обслуживает все тот же поставщик.

В марте 2016 г. в школе №22 ротавирус подхватили 8 человек. Учебное заведение обслуживало ЕМУП «Столовая №6». На 2017 г. поставщик поменялся — теперь школьников кормит ЕМУП «Столовая №41».

По трое заболевших было в школах №181 и №7. Первое учебное заведение обслуживало ЕМУП «Школьно-базовая столовая «Золушка» (информации о контрактах на 2017 г. нет), второе — ЕМУП «Столовая №41» (с ними контракт подписан с апреля 2016 по декабрь 2018 г.).

После массовых отравлений детей мэрия Екатеринбурга разорвет контракты с поставщиками школьного питания

В ответ на запрос 66.RU в департаменте образования администрации Екатеринбурга заявили, что «наличие замечаний к работе этих предприятий учитывается при проведении конкурсных процедур на новый период обслуживания школы». Как именно — в мэрии не уточнили. По сути, каждое учебное заведение само решает, кто и как его будет обслуживать.

Что касается мер, принятых для повышения контроля над организацией школьного питания, в департаменте перечислили следущие:

  • работают городская и районные межведомственные комиссии;
  • проводятся круглые столы со старшеклассниками, в 2016 г. в мероприятиях приняли участие 98 человек;
  • проведено исследование «удовлетворенности родителей учащихся качеством школьного питания», всего в опросе приняли участие 16 458 родителей из 156 школ;
  • проводятся пресс-туры для СМИ, во время которых рассказывается о работе комбинатов школьного питания;
  • ремонтируют и обновляют оборудование школьных столовых и пищеблоков.

«В 87,5% школ установлены фильтры доочистки питьевой воды с ультрафиолетовыми облучателями проточного типа. Современными устройствами для обработки и дезинфекции рук персонала и обучающихся оборудованы 77% образовательных организаций. Работа в этом направлении будет продолжена и в этом учебном году», — добавили в департаменте образования.

Источник https://www.pnp.ru/social/cena-ne-glavnoe-chto-mozhet-izmenitsya-v-zakupke-shkolnogo-pitaniya.html

Источник https://66.ru/news/business/203336/

Источник

Источник